Современные учения о государстве и праве в США и западной Европе


ВВЕДЕНИЕ
ХХ век привнес целый ряд новых тем и настроений в политическую и правовую науку Запада. Развитие специализации в сфере научной деятельности привело квыделению политологии в относительно самостоятельную отрасль исследований и ее размежеванию с правыми науками. Но взаимосвязь и взаимовлияние сохранилось.
Две мировые войны, начавшиеся в Европе и возникновение целого ряда глобальных проблем, ставящих под угрозу само существование человечества,привнесли изрядную дозу пессимизма в традиционный западный рационализм, поставив под сомнение идею прогресса. Работы О. Шпенглера и А. Тойнби,получившие широкий резонанс, дали импульс распространению настроений кризисности развития западной культуры и приближение ее заката.
По демократическим идеалам и ценностям был нанесен серьезный удар трудами Г. Моски, В. Парето, Р. Михельса и М. Вебера, которые послужили методологическойосновой для создания многочисленных элитарных концепций. В ХХ веке элитарность политического управления уже не оспаривалась. Теория же "технократии"(Дж. Бернхем, О. Тоффлер) пытался скорее доказать совместимость корректного использования идеи "народоправства" с фактической элитарностью политическихсистем западных демократий.
1. Социологическая концепция права
Социологическая теория права- базируется на понимании права как фактического укладажизни общества, тех отношений, которые имеют место быть в действительности. Ключевая категория социологическая теория права "живое право", тоесть то, что отражает сложившийся порядок в обществе. Сторонники социологической теория права требуют отдавать приоритет "живому праву, ане системе официальных норм.
Данное течение сформировалось в самостоятельную дисциплину в связи с потребностью в целенаправленном изучении и использованииправа в качестве инструмента регулирования и социального контроля. Это качество права обнаруживает себя на самых первых стадиях правотворчества(обычное право, судейское право), а также на всех других стадиях право- применяющей деятельности.
Вэтой области анализа и обобщений наибольшую известность получили концепции солидаризма (О. Кант, Э.Дюркгейм, Л. Дюги), свободного судейского усмотрения(Е. Эрлиха), социальной инженерии в праве (социологическаяюриспруденцияР. Паунда).
а)Школа свободного права Евгения Эрлиха (1862-1922)
Вначале ХХ века в Австрии, Германии, Франции и других европейских странах широкое распространение получили теории свободного права. Ихназывают также движением свободного права. Появление этого движения было вызвано тем, что законодательство времени свободной конкуренции оказалосьтесным для монолистической эпохи.
Законы имели пробелы, на практике надо было заполнить пробелы. Поэтому закон не есть единственный источник права (правосознание судей,правосознание общества). Главным органом, который "находит" свободное право, объявлялся суд. Применение праваподчинено не только логике, но и чувству, эмоциям, усмотрением судьи.
Австрийский правоведЕ. Эрлих всвоей работе "Основы социологии права" (1913г.) выдвинул теорию "живогоправа союзов", в которой акцент делался на правовой плюрализм и на расширение свободы судебного и административного правотворчество.
Социология права, поЕ. Эрлиху, в противоположность догматической юриспруденции, исследует право эмпирически, какопытный факт, во взаимодействии с иными социальными явлениями.
Исходная точка права, согласно его теории, лежит не в законодательстве, юриспруденции или судебной практике, а в самом обществе.Поэтому источник познания права- прежде всего непосредственное наблюдение жизни, поступков, изучение обычаев и документов конкретногоосуществления права (договоры, завещания, сделки ит.п.). Юрист должен наблюдать и взвешивать отношения и поведения людей.
Пример: Бартолиус (средневековой юрист ) своих учеников тренировал следующим образом: брали решения дела интуитивно, а затем искали подтверждениев законе. Любой юрист, листая дело, понимает к чему клонится оно и подводит законы.
Е. Эрлих поставил вопросы о необходимости системного и функционального изучения права, его взаимосвязи с обществом, обусловленности правафактическими, общественными, в том числе экономическими отношениями.
Новая методология вела к пересмотру самого понятия права. Социологи стали изучать право не в качестве самодовлеющей, оторванной от жизни системыабстрактных норм, формализованных предписаний, акак "живой порядок", как сеть конкретных правоотношений, как систему действующихнорм.
Право целиком, полагал Е. Эрлих, никогда не содержится в текстах законов. Более того, имеется существенное расхождение междуправом, как оно выражено в законе, и "живым правом", т.е. правом фактически действующим на практике. "Живое право есть внутреннийпорядок человеческих союзов" (государства, семьи, корпорации, товарищества ит.п.). Исходные начала самого права следует искать вобществе, в образующих его объединениях и союзах, таких как семья, торговые товарищества, община и самого государство. "Чтобы понять истоки,развитие и сущность права, следует прежде всего изучить порядок, существующий в общественных союзах. Причина неудач всех предшествующих попыток объяснить правосостояло в том, что они исходили от правовых предписаний, а не из этого порядка".
Ив далеком пошлом, и в современном обществе право "представляло собой порядок, существующий в родах, семьях, а также внормах и предписаниях, определяющих внутренний строй союзов, и установленный соглашением, договорами и уставами этих союзов и объединений. Каждая фабрика,банк, профсоюз, объединение предпринимателей имеют свой порядок, свое право, которое сами создают, - считалЕ. Эрлих.
Подобная констатация на практике подводила к мысли о том, что "если гражданский и торговый кодекс не дают конкретных предписаний к решению данногоконфликта, то следует обращаться к уставу данного объединения или союза",т.е. к правовым нормам союза, которые имеютпрямое отношение к данному правовому факту. Эти нормы и эти факты и есть "живое право".
Концепция Эрлиха получила название концепции "свободного права",поскольку для нее стал характерным "свободный подход к праву", которой согласно Эрлиху, можно обнаружить в практике судебногоразбирательства, где имеет место свобода судейского усмотрения.
Судебные решения старше, чем нормы права, "право юристов" старше и богаче, чем установленное государством право. Поэтомузаконодатель, поЕ. Эрлиху, не создает, а лишь обнаруживает, фиксирует соответствующую норму уже после того, как она найдена юристом в повседневнойпрактике. Но,говоря о праве союзов, он относит это к сфере частного права. Присутствовало разделение между частным и публичным правом.
б)Социологическая теория Роско Паунда
Роско Паунд - один из крупнейших юристов Америки. Онбыл преподавателем в американских университетах, большее время - в Гарвардскомуниверситете. Был деканом гарвардской школы права.
Главный труд- пятитомная "Юриспруденция " (1959 г.) Как иЕ. Эрлих, видел задачу социологии права в том, чтобы объяснитьвозникновение, развитие, действие, эффективность права в его взаимосвязи с другими общественными явлениями. Суть нового подхода втом, чтоупор делается на исследование права в действии, функций права с позиции философии прагматизма.
Прагматизм исходит из того, что знания должны быть научны, построены на реальности. Всякое знание имеет значение, если связано с практическойзначимостью.
Социология права, определял Паунд, есть изучение юридической системы функционально, в свете преследуемых его социальных целей.
Само право воспринималось им как "инструмент социального контроля"для согласования компромиссов интересов. В связи с этим Р. Паунд большое внимание уделял проблеме интереса в праве и характеризовал ее какэффективное и безопасное обеспечение всех потребностей индивида и общества.
Поскольку дело контроля связано так или иначе с урегулированием и координацией поведения и социального взаимодействия граждан, то для самойюриспруденции наиболее подходящим названием стало название "юридическая социальная инженерия", авторство приписывается Паунду. Лица,применяющее право,- это "социальные инженеры", обеспечивающие компромисс и гармонию социальных интересов.
Цель права - в достижении компромисса между личностью и обществом.
Функции права- социальное регулирование, достижение социальной гармонии.
В самом праве различал три основных аспекта права.
* Право, как правопорядок (т.е. право не только нормативное предписание , но и как совокупность уже сложившихся реальностей).
* Нормативная сторона права (т.е. право составляют нормативные предписание).
* Процессуальная сторона права (т.е. право как судебный и административный процесс, отправление правосудия).
Если свести все сказанное к единству, то право- есть высоко организационнаяформа социального контроля, которая основывается на властипредписания и реализуется в ходе судебного и административного процесса.
Метод преподавания:
Он проводил различие между правом в книгах и правом в действительности.Воснове данного различия лежит то, что, если юрист будет изучать право по книгам, то он не поймет, как оно действует. Отсюда исходит отказ изучать правотолько по нормативным актам и обучение студентов, как практических юристов, умению толковать, анализировать юридические решения.
Паунд был сторонником умеренно консервативных взглядов, поэтомуне поддерживал новый курс Рузвельта. Отдавал ключевую роль судам, а неисполнительной власти .
Его доктрина была самой влиятельной в США концепцией до середины ХХвека
в) Теория солидаризма Леона Дюги
Впервой половине XX века широкое распространение получило политико-правовое учение солидаризма, главным представителем которого был ЛеонДюги (1859-1928) теоретик права, конституционалист, декан юридического факультета в Бордо.
Он,опираясь на идеи французских социологовО. Конта,Э. Дюркгейма иЛ. Бурнежуа, развил концепцию социальной солидарности.ВтеорииЛ. Дюги связи, объединяющие людей в обществе, являются узами социальной солидарности.
Общество делится на классы, каждый класс выполняет свою миссию, свой долг, свою социальную функцию по обеспечению солидарности и гармонии общества.Эти социальные связи основаны на разделении труда. Сотрудничество классов в процессе разделения труда приведет к преодолению теневыхсторон капитализма мирным путем, без революций.
Факт общественной солидарности, говорилЛ. Дюги, осознается индивидами и порождает норму социальной справедливости: "не делатьничего, что нарушает социальную справедливость, и делать все возможное для ее реализации и увеличения". Социальная норма солидарности составляетоснову всего объективного права.
Юридическая норма - это "верхний пласт" социальной нормы. Отдельные нормы в их многообразии значительны лишь поскольку, постольку ониотвечают социальной норме солидарности.Л. Дюги утверждает, что право вытекает непосредственно из социальной солидарности и поэтому стоит надгосударством. Юридическая норма возникает спонтанно в условиях общественных взаимосвязей. Законодатель лишь констатирует, но не создаетее. Вэтом аспекте теорияЛ. Дюги связана с социологической юриспруденцией.
Норма социальной солидарности создает для индивида лишь право выполнять "социальную обязанность", определенную социальную функцию,в соответствии с положением которой, данное лицо занимает в системе общественной солидарности и нет других прав.
Существует лишь объективное право- юридическая норма, которая никому: ни индивиду, ни коллективу не дает субъективных прав.
Человек лишь винтик в социальном организме. Индивид- это не цель, а средство выполнять известную работу в деле социальногостроительства. Для права есть только обязанности. Длякаждого класса существуют свои социальные функции.
Государство налагает руку на собственность, которая должна выполнять социальную функцию.Л. Дюги говорил, что собственностьсоциализируется и перестает быть абсолютным правом и трансформируется для собственника в социальный долг.
Л. Дюги говорил о социальной реформе общества. Онвысказывал уверенность, что современное общество движется к известномуроду федерализации классов, соорганизованных в синдикаты-синдикальный федерализм.
Всеобщее индивидуалистическое избирательное право предлагал заменить организаторским пропорциональным представительством партий и профессиональныхорганизаций. Для этого классовое общество перестраивается на основе синдикатов. Каждый класс объединяется по профессиональному признаку в профессиональныесоюзы. Отношения между классами регулируется не законами, а договорами.
Соединение синдикатов в федерацию приведет к децентрализации политической власти, к политическому и правовому плюрализму. Власть будетраспределяться между различными синдикатами, к которым перейдет вся практическая работа по осуществлению социально-экономических исоциально-политических задач.
Деятельность центрального правительства будет направляться палатой, образованной из представителей всех синдикатов.
Некоторые идеи, которые выдвинулЛ. Дюги, находят и сегодня применение, так в Норвегии продолжительность рабочего дня и минимальная оплата рабочегочаса определяется соглашением организаций предпринимателей и рабочих. Этот договор является договорным.
Вывод: теория солидаризма выделяет следующие постулаты:
1. Общества складывается из связей, объединяющих людей на основе солидарности;
2. Сотрудничество классов, социальных групп регулируется социальной нормой солидарности;
3. Сущность права заключается в общественной солидарности, с которой должно считаться государство;
4. Отвергается самостоятельный статус субъекта права и в особенности его субъективные права.
Социологическая юриспруденция подвергла критике формально-догматическое направление, прежде всего за смешение права и закона.Но, с другой стороны, она сама страдает серьезными изъянами. Так, противопоставляются нормы и правопорядок, отрицается нормативный характерправа, отвергается нормативная сила законов, исключаются из правовой науки сущностные и аксеологические проблемы права.
2. Концепция нормативизма Ганса Кельзена
Ганс Кельзен (1881 - 1973) австрийский философ права. Основная работа "Чистаятеория права" (1934.2расширенное издание 1960.). Под этим названием строилась теория позитивного права, которая в обеспечениесвоей чистоты, отказывается от познавательных усилий в отношении всех элементов, которые являются чуждыми позитивному праву. "Чистота"юридической науки означает исключение из нее идеологических аспектов, изъятие любых социальных аспектов, т.е. познания социальной реальности,рассмотрения права во взаимосвязи с другими аспектами общественной жизни.
Предмет изучения теории права составляет законодательные нормы, их элементы, правопорядоккак целое, его структура. Ганс Кельзен ставит жесткую задачу объяснить право само из себя как самостоятельную единицу, в отрыве от социальногобытия.
Цель теории снабдить юриста, прежде всего судью, законодателя и преподавателя пониманием иописанием позитивного права их страны.
Наука должна описывать свой объект как он есть, а не предписывать: каким он должен или недолжен быть с точки зрения некоторых специфических целостных соображений. Последнее есть предмет политики, которое имеет дело с искусствомгосударственного управления, с деятельностью направленной к познанию реальности.
Реальность,т.е. само существование позитивного права, не зависит от своего соответствия илинесоответствия со справедливостью. Чистая теория права рассматривает свой предмет как некую копию трасцентральной идеи ("трансцентральный"- в схоластический философии то, что возвышается над всеми категориями и родовыми понятиями, выходит за пределы всякого опыта, выходит за пределычеловеческого сознания), она проводит в тоже время ясное различие между эмпирическим правом и трансцендентальной справедливости путемисключения последней из своего рассмотрения.
Чистая теория права отказывается быть метафизикой права: "то, что не можетбыть обнаружено в содержаниях позитивных юридических норм, не может войти в правовое понимание". Чистая теория права - это скорееструктурный анализ позитивного права, нежели психологическое или экономическое объяснение его фактов или моральных и политических оценок его целей.
Общими источниками единства и значимости норм права выступает постулируемаячеловеческим сознанием основная норма. Она не является синтезом социальной базы и права, ни нормой естественного права. Функция основной нормы,утверждал Ганс Кельзен, не аксиономическая, а познавательно-теоретическая, как предпосылка и условие единства и значимости всех норм данной системы, основнаянорма является трансцендетально-логической категорией познания.
Спомощью основной нормы, согласно теории Ганса Кельзена, право достигает единства,не прибегая к метаправовым источникам и образует ступенчатый порядок, в котором низшие формы вытекают из высших. Высшая ступень права - конституция- черпает свою обязанность непосредственно в основной форме. Далее в нисходящей ступени следуют законы и общие нормы. Низшуюступень образуют так называемые индивидуальные нормы, создаваемые судом и органами управления применительно к отдельным правовым ситуациям.
Втрактовке соотношения права и власть, право и государство позитивисткая традиция поступает наиболее отчетливо. Государство,рассуждает Кельзен, представляет собой систему отношений подчиненности и господства,т.е. отношений, в которых воля одних выступает в качествемотива для выступления других. Существо этих отношений состоит в том, что они образуют урегулированную систему принуждения. Вэтом качествеотношения господства и подчиненности, политические отношения относятся не к сфере сущего, а к сфере должного. Новедь тоже самое, утверждал ГансКельзен, представляет собой и право. Следовательно, заключает он, государство,как нормативный порядок человеческих отношений господства и подчинения, идентично праву. Государство есть относительно централизованныйправопорядок.
Вывод: Несмотря ни на что юридические нормативы в XX веке были существенно потесненысоциологическим и естественным правыми теориями, все же они продолжают занимать значительное место в праве, особенно в отраслевых дисциплинах и оказываютбольшое влияние на практику применения законов.
3.Неокантианское учение Р. Штаммлера
Рудольф Штаммлер (1856-1938 гг.) - немецкий представитель философии права, профессор в Берлине с 1916г.
Социальным идеалом в философии права, по Штаммлеру, является общность людей,объединенных в нацию и свободно изъявляющих свою волю. Спозиции юридического мировоззрения опровергал марксизм, отождествлявшийся им сэкономическим детерминизмом. Он утверждает первичность права по отношению к экономике и государству.
Основные работы: "Хозяйство и право с точки зрения материалистического понимания истории" (1896), "Теорияправовой науки", "Философия права".
Философская почва представлений Шталимкера о праве- некантианство. Приверженцыэтого направления в философии полагали, что предмет познания тождественен понятию о предмете, а собственно бытие есть совокупностьчисто понятийных отношений.
Цель философствования - творческая работа по созданию интеллектуальныхобъектов всякого рода и вместе с тем анализ такой работы. Предмет познания конструируется человеческим мышлением. Чистое познаниена основе логических законов, в соответствии со своей внутренней природой конструирует мир нашего познания. Сознание оказывается первичным поотношению к бытию.
Наоснове подобной трактовки познания выделялись науки о природе и о духе или культуре. Явления природы, человеческоесознание упорядочивает и конструирует с помощь мыслительной формы причинности. Природапредстает как совокупность причин и следствий. Напротив, мир человеческих поступков, общество есть проявление, реализация человеческих воль("хотений"), охватываемых с помощью категории цели. В результате обществопредставляет собой совокупность целей и средств.
Таким образом, науки о природе оперируют с помощью закона причинности, а науки о духе - спомощью закона целесообразности. Отсюда социальные явления, в том числе политика, государство и право, согласно его теории не подчиняются закону причинности,а охватываются категорией цели как свойства человеческого сознания и воли.
Поэтому он критикует монархизм, считающий причинно обусловленную замену капитализма социализмом и поясняет,что социализм не причинно обусловленное явление, а относиться к области целеполагания (поскольку закон причинности не применим к общественнымявлениям).
Р.Штаммлер выдвинул прямо противоположное марксизму утверждение о соотношении права и экономики, отвергал краеугольныймарксистский тезис о первичности экономики и вторичности права, политических учреждений, тезис о подчиненности права экономике. Он утверждал тезис опервичности права по отношению экономике, обществу, государству.
Фундамент государства он усматривает не в совокупности производственныхотношений, экономическом базисе общества, а в праве. Право есть теологическое и первоначало общественной жизни. Так, производство на различныхстадиях изучению не поддается. Изучению поддается право,т.к. хозяйственная деятельность упорядочивается правом. Отсюда право и естьистория развития человечества.
Несколько уложенным и расплывчатым выглядит общее понятие права, предлагаемое Штаммлером: "ненарушимое самовластное регулированиесоциальной жизни людей". Практически тут имеется в виду: во-первых, ограничить "правовое" как "самовластное воление" от нормнравственности; во-вторых, размежевать "право" и "произвол"; в-третьих, выделить в качестве решающейособенности права его "ненарушимость", под коей надо понимать стремление предписывающего норму самому быть связанной ею.
Наряду с понятием права,Р. Штаммлер выделил идею права, служащую масштабом справедливости, правильности права. Идея праваозначает, что людям в их совместной деятельности, регулируемой правом свойственно справедливое "хотение",т.е. особое"правовое хотение" под углом зрения единства в рассматривании целей, безусловно одинакового способа оценки их содержания.
Применительно к общению людей идея права дает социальный идеал. Р.Штаммлер видел в социальном идеале регулятивной, упорядоточивающийпринцип единства всех целей и формулировал его как "общение свободно хотящих людей".
Идеи равенства, социальный идеал в теорииР. Штаммлера является лишь критериемоценки действующего права, и в этом качестве играли роль естественного права.
Право всегда было и остается несовершенным и изменчивым. Нов рамках этого исторически несовершенного права выделяется правильное право,т.е.такое, какое ориентируется на справедливость, на идею права, как на конечную цель. Это право и выступает как "естественное право сизменяющимся содержанием" Оно представляет собой не какое-либо конкретное право, а лишь "единый формальный метод суждения о праве". Исходя изэтого, идеал права, социальный идеал, согласно теории Штаммлера, лишен исторической конкретности и содержательности и не является каким-либодействительным состоянием эмпирического права.
Вывод: По мнению ведущих идеологов социал-демократии, выработанная Штаммлера концепция этического социализма ближе всего к актуальным в настоящеевремя проблемам гуманизации политико-правовых институтов.
4.Теория элит, бюрократии и технократии
а) Теории элит и бюрократии
Ееоснователями были итальянские политикиГ. Моска (1856 -1941) иВ. Парето (1848-1923).
Согласно данной теории политика есть сфера борьбы двух противоположных классов: властвующего меньшинства (элиты)и подавляющего большинства (народ). Первые всегда малочисленны, монополизируют политическую власть, осуществляют политические функции и на этойоснове становятся правящем классом. Ониживут за счет управляемого класса, который составляет большинство населения и производит материальные средства,необходимые для политического организма.
Итальянский исследователь Гаэтено Моска родился 1 апреля 1858 г. в Палермо. Окончил факультет права местногоуниверситета, избирался в 1887-1899 гг. депутатом итальянского парламента. Одновременно он преподавал в Римском и Туринском университетах, занималпрофессорскую ложность до 1933 г. 8 ноября Гаэтано Моска умер в Риме.
Моска расценивал идеи демократии, народовластия как утопию, несовместимую с законами общества и противныеалчной и эгоистичной природе человека. Моска считал, что власть может быть властью от народа, для народа, но не может быть властью самого народа."Поотношению к власти, - утверждал Моска, - любое общество делиться на два класса: управляющий, политический иуправляемый".
"Политический класс" берет на себя государственные функции и пользуется в связис этим привилегиями. Однако привилегии носят сословный характер. Политический класс властвует над большинством благодаря обладанию рядом качеств, которыеменяются в зависимости от времени и обстоятельств (военное могущество, богатство и др. ), а также вследствие его организованности. Большинствоне в состоянии противостоять этой силе и не способно объединиться для достижения своих целей.
Фактическое господство "правящего класса" осуществляется посредствомвесьма сложной системы, соединяющий в себя "профессиональные, бюрократические элементы" с институтами конституционализма и политическогопредставительства. Сее помощью обеспечивается возможность своевременного обновления правящего класса, поддержание его компетентности, способности вестиза собой управляемое большинство. Моска считал, что без обновления элиты невозможна социальная стабильность в обществе. Всякая элита имела тенденциюпревращения в замкнутую, что ведет к ее вырождению. Вобществе имеются силы, способные заменить правящее меньшинство на управляемоебольшинство.
Моска допускал три варианта динамики политического класса: "увековечение без обновления, увековечениес обновлением и чистое обновление.
Сочетание этих вариантов с двумя формами государственного управления - автократической и либеральной- дает четыре типа государства:
o аристократический- автократический;
o аристократическо- либеральны;
o демократический- автократически;
o демократическо- либеральный.
Вывод: Идеи Моски, изложенные в его главных сочинениях "Основы политическойнауки", оказали заметное влияние на формирование теории элит в англо-саксонских странах, особенно вСША.
Вильфредо Парето родился 15июля 1848г. в Париже в семье итальянского маркиза, женатого на француженке. Получив математическое иинженерное образование, в течение ряда лет служил на железных дорогах Италии, а затем в сталелитейном концерне. В1893году Парето переехал вЩвецарию, где занял место профессора политической экономики Лозаинского университета. В1912году он закончил работу над главным трудом,четырехтомным "Трактатом по общей социологии", опубликованным в 1912г. Пришедший к власти Мусолинни сделал в 1923годуПарето сенатором. Вильфредо Парето умер в 28августа 1923года в своем имении.
В. Парето ввел в политическую науку термин "элита". Всвоем "Трактате по общей социологии" он утверждал, что политическаяжизнь есть борьба и сила, циркуляция элит. Вобществе всегда правит элита. Возникновение и существование господствующей элитыВ Парето объяснял главным образом психологическими свойствами людей. Воснове лежат психологические, иррациональные, побудительные начала, такназываемые "остатки" - стремления, инстинкты.
В.Парето выделял шесть видов "остатков":
1)инстинкт общительности (для политика - это прежде всего потребность в признании со стороны руководимых иморганизации, партии, государства);
2)инстинкт комбинации (ярче всего выражен у выдающихся политических деятелей, составляет их главноепрофессиональное свойство);
3) потребность в демонстрации собственных чувств (в политике на этом основаны формы почитания виерархических системах, ритуалы и культы, вера в вождя и т.д.);
4)стремление к постоянству агрегатов (этим обусловлена возможность длительного существования сложившихсяполитических институтов, конкретных политических взглядов, законных династий, традиций и пр.);
5)инстинкт целостности индивидуума (в политико-правовой сфере- это стремление объяснить безопасностьличности и неприкосновенность собственности);
6)инстинкт сексуальности(самый глубокий, хотя его и пытаются сдерживать моральными, религиозными запретами).
"Остатки" зачастую не осознаются людьми и, во всяком случае, тщательно скрываются с помощью так называемых"производных". Это различного рода идеологические обоснования: от простых утверждений, воззваний и лозунгов, до сложных концепций, доктрин, вкоторых вытекающая из инстинктов частная выгода облекается в общепринятые благовидные одежды (требования общего блага и т.п.).
Комбинация и распределение "остатков" и "производных", связанных со сферой политической власти, на взглядВ.Парето, предопределяет способность тех или иных людей принадлежать к элите.
СогласноВ. Парето "остатки" и "производные" группируются таким образом, что в политическом процессевыделяются два типа элит: элита львов и элита лис. Любая элита успокаивается на достигнутом, теряет свои первоначальные качества ивырождается. Вобществе выделяется новая элита, но господствующая элита власть добровольно не отдает. Поэтому циркуляция элит совершается посредствомпереворотов. Впериод капитализма господствующая элита лис. Социалистическое и революционно- демократическое движения он считал слабостьюэтих элит.
Роберт Михелье (1876-1936) применил элитиские концепцииГ. Моски иВ. Парето к исследованию политических партий. Вкниге "Социологияполитических партий в условиях современной демокатии" он утверждал, что во всех партиях, независимо от их типа (как буржуазных, так исоциалистические) демократия ведет к олигархии.
Это закономерность развития любой организации, так называемый железный закон. Демократия немыслима безорганизации, любая организация иерархична по своей природе и требует оперативного управления, осуществляемого немногими,т.е. рядовые партийныемассы неспособны к самостоятельному управлению. Однако даже самые демократические взгляды со временем антидемократизируются. Такчто на определенном этапе демократия неизбежно оборачивается олигархией. Ичем крупнее организация, тем более отчетливо проявляется этот закон. Демократия,следовательно, превращается в арену циркуляции партийных элит.
Вывод: Моска и Парето оказали большое воздействие на развитие буржуазных политических ученийXX века, и по настоящее время составляют одно из влиятельных направлений политической мысли Западной Европы.
Б) Доктрина технократии
Дж. Берхем, его книга "Революция менеджеров" (1941) являетсязаметной вехой в истории технократических доктрин. Дж. Берхем утверждал, что в результате бурного технократического прогресса произошла революция вполитической власти и государственном управлении. Выдвинулся новый правящий класс - менеджеры. Они не только заняли командные посты врамках предприятий и корпораций, но и сосредоточили в своих руках политическую власть.
Государство все более превращается в собственность менеджеров- главныхконтролеров средств производства, новых фактических собственников. Наоснове своего действительно ответственного положения в государстве менеджерыстановятся привилегированным классом, получая машины, дома и пользуясь другими льготами и привилегиями. Монополизируя систему образования, онивоспроизводят себя как особую касту.
Вбудущем, считал Дж. Бернхем, на планете установиться единое технократическое государство во главе с комитетомдиректоров -технократов.
Олвин Тоффлер родился в 1928году в Нью-Йорке. В1970-1990гг. Олвин Тоффлер опубликовал книги, ставшие на Западе научно- литературнымбестселлером: "Футурошок" (1970), "Экоспазм"(1975), "Третья волна" (1980), "Предпосылки и прогнозы" (1984), "Смешение власти"(1990). Вних содержится анализ трансформации индустриального общества в новую цивилизацию.
Олвин Тоффлер сформулировал главную тенденцию в эволюции западного общества 60 - 80годов: заметное ускорениекак в темах образования продукции, так и в диалектике социальных связей, и в обмене идеалами.
Важнейший движущей силой общественных изменений он называет технологию,а ядром совершенствование технологии - знания (лиформация).
Американский мыслитель делит историю человечества на три периода, или волны:
1) аграрную, начало которой положило прошедшая 10тысяч лет назад земледельческая революция.
2) индустриальную, длившуюся около 300лет;
3) связанную с развитием информационных технологий третью волну, начавшуюся во второй половине XX века в США и захватившую затем ЗападнуюЕвропу.
Знания подчинили силу и богатство и стали определяющем фактором функционирования общества и всех его институтов, включая власть. Поэтомуборьба за контроль над информацией составляет сердцевину конфликта супериндустриальном обществе.
Под напором знаний разрушается система представительной демократии,в этой форме, которую породила индустриальная эпоха. Возрастающая социальная неоднородность общества размывает саму основу идеи представительнойдемократии- понятие массы. Олвин Тоффлер считает, что возникающая мозаичная демократия в большей степени ориентируется на отдельного индивида.Всвязи с усложнением информации число лиц, принимающих решения, помимо чиновников-управленцев, включаются ученые и специалисты-практики. Витоге,бюрократия теряет прежнюю монополию на принятие решения и перестает быть замкнутым сословием.
Политическая жизнь общества третьей волны строиться на основе трехключевых принципов:
* принцип меньшинства, который должен заменить принцип большинства. Вместо прежнего общества, в котором несколько крупных блоков (классов, партий...) образовывали большинство, возникает конфигуративное общество, в котором тысячи меньшинств обладают высокой социальной мобильностью.
* Принцип полупрямой демократии. В обществе третьей волны произойдет отказ от представительной демократии. Онполагал, что вся политическая система, в которой центральное место занимали партии, устарела. Повышение образовательного уровня и современная техника дают возможность гражданам самостоятельно (помимо законодательных органов) вырабатывать многие политические решения, которые будут иметь юридическую силу.
* Принцип разделения ответственности в принятии решений, который поможет устранить перегрузку, блокирующую деятельность институтов власти. Досих пор слишком много решений принимается на национальном уровне и слишком мало на местном и международном.
Олвин Тоффлер назвал свою теорию "практопией" - практической утопией.
В60- 70гг. технократические теории развиваются таким учеными и политическими деятелями какГ. Саймон ("Научноуправляемое государство"), Б.Беквит ("Концепция экспертократии"),З. Бжезинский ("Технотронноеобщество").
Они изображают технократию как средство для решения глобальных проблем ( экологии, энергетических, продовольственных, войны и мира,демографических ) и перестройки государства.
В) Теория конвергенции
("Конвергенция" от греческого сближать, сходиться в одной точке). Данная теория возникла в 50-60годы XX столетия и еепредставители: Дж. Гелбрейт,Р. Арон, во второй половине - Х. Сорокин и др.
Они утверждали, что начинается конвергенция капитализма и социализма,заимствуя друг у друга положительные черты и преодолевая отрицательные стороны, они сольются в едином постиндустриальном обществе.
Капитализм разовьет планирование и госрегулирование экономики, что позволит нейтрализовать неблагоприятные последствия рыночной стихии. Асоциализмдолжен был изменить излишнюю жестокость централизованного руководства и вступить в стадию либерализации.
Сторонники этой концепции полагали, что подобная конвергенция- следствие современной научно-технической революции.
Политическая власть в этом обществе, согласно данной теории, теряет свой классовый характер. Внем руководят не предприниматели, а менеджеры,управляющий особый слой, возникающий в ходеНТР.
Список литературы
1. Ильин И.А. Путь духовного обновления. Собр. Соч. в 10 тт., т. 1. М. 1993.
2. Керимов Д.А. Философские основания политико-правовых исследований. М. 1986.
3. Коваль В.А. Проблемы предмета и методологии общей теории права. Л. 1989.
4. Разумович Н.Н. Политическая и правовая культура. М. 1989.
5. Сергевнин С.Л. О соотношении политической науки, науки о государстве и правоведении. // Правоведение, № 6. 1991.
6. Темнов Е.И. О деидеологизации методологических подходов в историко-политических и государственно-правовых исследованиях.// Государство иправо, № 3. 1992.
7. Тихомиров Ю.А. Власть и общество: единство и разделение. // Советское государство и право, № 2. 1990.
8. Аристотель. Афинская политика. М. 1936.
9. Бартошек М. Римское право. М. 1989.
10. Античная культура и современная наука. М. 1985.
11. Асмус В.Ф. историко-фиолософские этюды. М. 1984.
12. Королева-Коноплянская Г.И. Идеальное государство и идеальное управление в политических учениях Платона и Аристотеля. М. 1992.
13. Крашенников Н.А. Индусское право, история и современность. М. 1982.
14. Утченко С.Л. Политические учения древнего мира. М. 1972.
15. Моммзен Т. История Рима. Спб. 1993.
16. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21.
17. Вико Дж. Б. Новая наука. М. 1944.