Петербург Достоевского в романе "Преступление и наказание"
Мармеладов ясно понимает ужас и безвыходность положения, в
котором находится его семья: жена сгорает в чахотке, дети голодны и раздеты. Соня ради спасения семьи продает себя. Раскольников, побывав в этой семье, потрясен еще более невыносимыми условиями жизни. Не лучше судьба матери Раскольникова и его сестры Дуни. Петербург _ это символ страшного мира, где все продается и все покупается; где нет спасения бедному и слабому, где царят "волчьи" законы. Образ Алены Ивановны, старухи-процентщицы, постоянно присутствует в больных грезах Раскольникова. "Маленькая и гаденькая", она бьет свою сестру Лизавету, находящуюся от нее в зависимости. Она скупа и дает гроши за вещи, принесенные в заклад. Берет огромные проценты с людей, пользуясь их безвыходным положением. В романе очень четко отразились социальные противоречия второй половины
XIX века. Между дворянством и народом, по мнению Достоевского, лежит огромная пропасть, это вызвано нежеланием "верхов" что-нибудь изменить в общественном устройстве. Достоевский, показывая ужасы, все-таки отвергает революционный путь переустройства общества. Главное в наследии Достоевского, несмотря на его заблуждения, _ это та жестокая правда, которую писатель показал своим современникам. Со всех страниц романа веет одиночеством и безысходностью потерянного человека в этом каменном "мешке", называемом городом. Достоевский мечтает найти выход из царства вражды и наживы, но роман не показывает выхода из тупика. Тупик ждет каждого из героев. Бросается с моста женщина, кончая самоубийством, раздавлен коляской Мармеладов, совершает убийство Родион Раскольников, пьют, не видя выхода, чтобы забыться, герои Достоевского. Это все жизненные тупики, доведенных до отчаяния людей. Жизненные тупики героев Достоевского стали страшной реальностью для самого писателя. Достоевский писал: "Я задумал роман в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти." Особенность творчества Достоевского в том, что он первый стал создателем социально-психологического романа. В чем его сущность? Это яркий показ внутреннего мира отдельного человека, исследование психологии личности, типичной для разных слоев, показ сложных социальных и нравственных проблем. Раздумья писателя о сущности добра и зла, о противоречиях буржуазного мира, о путях, ведущих ко всеобщему счастью, сложные социальные конфликты общества и человека _ все это ставит Достоевского в первый ряд классиков мировой литературы. Новаторство Достоевского заключается в том, что он не только раскрыл сложный духовный мир "маленького", задавленного жизнью человека, но и изобразил нового героя литературы _ Петербург, с его давящей, мертвой хваткой хищника. Роман "Преступление и наказание" _ один из самых сложных романов в мировой литературе. Споры о нем длятся уже второе столетие. Романы Достоевского представляют собой самое страшное обвинение, брошенное в лицо буржуазному обществу. Оно _ истинный убийца и губитель человеческих душ. Именно оно, с его волчьими законами, растоптало юность кроткой Сони, раздавило, как ничтожное насекомое, Мармеладова, свело в могилу тридцатилетнюю Катерину Ивановну, вложило топор в руки Раскольникова. Духовный мир героев Достоевского раскрывается через такие категории, как зло, добро, свобода, совесть, необходимость, бог, бессмертие. Мир исключительного, катастрофического, трагедийного _ главный предмет анализа романа. "Жестокий талант", _ так определил Достоевского народник Михайловский. Роман не дает никаких оснований говорить о прогрессивном значении капитализма: капитализм показан в своей мрачной, разрушительной стихии. Неотъемлемую принадлежность города-душителя составляет наличие мелких хищников: уличных торговцев, содержателей трактиров и "заведений", где продается и покупается все, даже тела. Нищета является причиной социального зла, называемого.проституцией. Мелкое хищничество и спекуляция порождают беспросветную нищету, "лохмотников". Образ Петербурга имеет важное композиционное значение. Первое впечатление от города -^ это крайняя теснота. Мать Раскольникова говорит: "Здесь и на улицах, как в комнатах без форточек. Через весь роман проходят картины тесноты, толкучки, давки, грязи и зловония. Моральная атмосфера Петербурга _ это атмосфера всеобщего раздражения, злобы, насмешки.