От Руси к России (XI-XVI ВВ.).

осударственности в (((((( вв.
2. Разрушение государственного единства
3. Древнерусские княжества в период феодальной раздробленности.
4. Возвышение Москвы и образование русского централизованного государства.
К началу (( в. государство Киевская Русь насчитывало уже два столетия своего существования. Оно прошло путь от одного из союзов восточнославянских племен к большой раннефеодальной монархии с полиэтничным населением, в котором преобладали восточнославянские племена.
При значительной территории государственное начало в раннефеодальной монархии могло утверждаться только при условии опоры на местную племенную знать.
Князь Владимир делал много для внедрения государственного начала: прокладывал дороги, боролся с разбойниками, переселял «лучших мужей» в стратегически опасную пограничную зону. Одной из мер внедрения государственного начала (в характерной для средневековья форме, когда государственное нередко сравнивалось с личным) было размещение сыновей великого князя в крупных периферийных городах - бывших племенных центрах. Однако эта мера не помогла избавиться от местного сепаратизма. Почти весь (( в. - время острых конфликтов, братоубийственных усобиц, осложненных и внешними нашествиями и крайним напряжением социальных отношений. Сразу же после смерти Владимира Святославича началось десятилетняя усобица между его сыновьями, главными героями которой стал Ярослав и старший сын великого князя Святополк. Повествование летописи о Ярославе начинается с 1014 г., последнего года княжения Владимира.
Ярослав жил в Новгороде и ежегодно собирал здесь 3 тыс. гривен дани; тысячу гривен он оставлял на содержание своей дружины в Новгороде, а две трети собранного посылал отцу в столицу Руси. Таков был «урок», годовая норма. Но, пожив много лет в отдаленном торговом городе с широкими заморскими связями, Ярослав решил отказаться от выплаты этого урока, чем вызвал гнев отца, строго следившего за единством всех частей Руси и заставлявшего в свое время новгородцев строить крепости для защиты от печенегов далеко на юге. Владимир приказал мостить мосты, расчищать дороги на Новгород, но разболелся.
Ярослав же собирался вступить в настоящую войну с родным отцом и нанял в Швеции большие отряды варягов.
Однако между новгородцами и варягами, буйствующими в городе, возникла кровавая ссора. Новгородцы убили варягов-обидчиков, за что Ярослав казнил тысячу новгородцев. Конфликт был остановлен известием, присланным из Киева сестрой Ярослава Предславой, о смерти 15 июля 1015 г. князя Владимира.
Новгородцы выставили 3 тыс. войнов и двинулись с Ярославом к Киеву. Три месяца простоял новгородский князь у Любеча на Днепре, где встретил его Святополк, и уже поздней осенью решился напасть на брата. Битва под Любечем была выиграна новгородским войском. Святополк бежал, а Ярослав торжественно вошел в Киев.
Войско получило награды и было отправлено по домам с текстом данной Новгороду «Русской Правды», ставшей первым дошедшим до нас сводом древнерусского права.
Захват Киева Ярославом с новгородскими и варяжскими дружинами не принес примирения. Святополк был связан с печенегами и польским королем Болеславом Храбрым; эти две силы он и попытался использовать для возвращения киевского престола. В 1017 г. Киев подвергся нападению большого печенежского войска. Однако их штурм был успешно отбит киевлянами.
В 1018 г. Святополк привел на Русь войско польского короля Болеслава и разгромил Ярослава в битве на реке Буг. Вступив в Киев польский король захватил богатую казну киевских князей. Бежав от преследования, Ярослав ускакал в Новгород, откуда попытался бежать в Скандинавию. Но новгородцы во главе с посадником Константином Добрыничем уничтожили корабли приготовленные для бегства. Жители города собрали деньги для найма нового варяжского отряда, обложив свободное население Новгородских земель дополнительным налогом: от мужа по 4 куны, от старосты по 10 гривен, а от бояр по 18 гривен.
В это время Святополк избавился от поляков и выгнал из Киева Болеслава Храброго. Поляки, побывавшие в столице Руси, оставили интересное описание Киева: «В большом городе, который был столицей этого государства, находилось более 400 церквей, 8 торговых площадей и необычное скопление народа, который, как и вся эта область, состоит из беглых рабов, стекавших сюда отовсюду, и весьма проворных данов. Он (Киев) оказывал до сих пор постоянное сопротивление печенегам, приносящим много вреда, и подчинял себе других».
Как только Святополк лишился польской поддержки, он уже не смог удержать Киев в своих руках. Ярослав вновь овладел городом, но в 1019 г. Святополк с огромным печенежским войском сделал последнюю попытку захватить город. В битве при р. Альте Ярослав разбил Святополка и окончательно закрепил за собой киевский престол. Святополк же бежал в Польшу, где и скончался от тяжелого психического заболевания.
События произошедшие в начале (( в. имели далеко идущие последствия. Ярослав, восстав против своего отца и захватив киевский престол, пошел против сложившихся в древнерусском обществе традиций почитания старшего в роду и правил наследования великокняжеского престола. Это дало повод для обострения усобиц между различными ветвями великокняжеского рода.
Основным противником Ярослава в следующем десятилетии стал Мстислав Владимирович, княживший в Тмутаракани. В Битве под Лиственом (близ Чернигова) в 1024 г. войска Ярослава, основу которого составляла варяжская дружина, были разбиты. Ярослав вновь бежал в Новгород, оставив в Киеве посадника. Через два года, в 1026 г. Ярослав собрал новое войско и отправился за Днепр к Чернигову. Однако битва не состоялась. Братья договорились о разделе страны по Днепру: Мстислав получил Чернигов с Переяславлем и все Левобережье Днепра, а Ярослав оставил за собой Киев и земли по правому берегу Днепра. Смерть Мстислава в 1036 г. позволила вновь объединить левобережные и правобережные земли.
Утвердившись на великокняжеском престоле Ярослав стал укреплять свою власть на окраинах государства: изолируя и расправляясь с противниками своей единоличной власти и направляя в крупные центры Киевской Руси своих сыновей.
Большие успехи были достигнуты во внешнеполитической сфере. В 1030 г. киевские дружины совершили успешный поход в земли ятвагов, «литвы» и эстов. На их землях к западу от Чудского озера был основан город Юрьев (Тарту). После смерти польского короля Болеслава Ярослав вместе с Мстиславом в 1031 г. захватил Волынские земли и присоединили к Киевской Руси. Это приобретение было закреплено тремя походами Ярослава в Польшу в 1041-1047 гг.
Смерть Мстислава, успешно боровшегося со степными кочевниками, заставила Ярослава обратить внимание на южные рубежи своей державы. В 100-120 км к югу от Киева, на реке Рось была построена оборонительная линия. В 1036 г. под стенами Киева наголову была разбита печенежская орда. Покинув кочевья в Причерноморье, печенеги ушли на Дунай. Со стороны степи угроза для Киева на время была снята.
В 1043 г. был предпринят последний поход на Константинополь. Занятый в это время решением польской проблемы, Ярослав всю тяжесть организации похода возложил на новгородского князя Владимира и варяжского конунга Харальда. На ладьях новгородское войско добралось до Царьграда, где было уничтожено византийским флотом и разразившейся бурей. Спасшиеся воины оказались в плену у победителей. Это поражение подорвало силы Новгорода, упрочив его зависимость от Киева. В 1046 г. Ярослав заключил мир с Византией, укрепив его браком сына Всеволода с византийской царевной из семьи императора Константина Мономаха.
Династические браки стали в то время одним из способов укрепления международного положения древнерусского государства. Сам Ярослав был женат на шведской принцессе Инигерде; своих трех сыновей он женил на дочерях германских правителей, дочери Ярослава были выданы за французского, венгерского и шведского королей, его внучка Ефросинья Всеволодовна вышла за муж за германского императора Генриха ((. Брат Ефросиньи Владимир Мономах женился на изганнице принцессе Гите, дочери короля англосаксов, погибшего в битве с норманами. Таким образом, при Ярославе Киевская Русь заявила о себе как о крупнейшей европейской державе, заняв видное место в международной политике.
Успехов во внешней политике было бы не возможно достичь без укрепления власти великого князя. Для возвеличивания своей власти Ярослав взялся за выполнение грандиозных проектов по перестройке столицы по образу и подобию Константинополя. В 1037 г. развернулось возведение крепостных стен с Золотыми воротами и храма святой Софии Премудрости Божией, как и в столице Византии. При Ярославе велась работа по переводу греческих книг на русский язык, организовывались школы для начального обучения грамоте. Просветительская деятельность дала основание в дальнейшем называть Ярослава «Мудрым».
Соперничество с Византией проявилось и в изменении титулатуры главы древнерусского государства. Самодержавный характер власти Ярослава привел к тому, что стали величать его не великим князем, в восточным титулом «каган», т. е. царь.
Изменение внешних атрибутов власти главы государства в конечном счете привело и к ее внутреннему преобразованию. В 1051 г. Ярослав Мудрый поступил так, как до сих пор поступал только византийский император: он сам, без ведома константинопольского патриарха, назначил главу русской православной церкви - митрополита Иллариона.
Стремясь избежать борьбы за власть между своими наследниками, Ярослав разделил свои владения: Киев он завещал Изяславу, Чернигов - Святославу, Переяславль - Всеволоду и т. д. Соперничество братьев за первенство должен был прекратить новый «лествичный» принцип наследования великокняжеского престола. В соответствии с установленным порядком наследником должен был стать не старший сын великого киевского князя, а старший в роду, т. е. брат главы государства. Сыновья умершего великого князя получали от его преемника «волости» наряду с прочими родичами и покидали Киев. По видимому, такой порядок передачи власти должен был предотвратить распад государства. «Ряд» Ярослава утвердил «старшинство» киевского князя ради поддержания единства страны и объединения военных сил русских земель.
После смерти Ярослава Мудрого в 1054 г. сформировался «триумвират» из его старших сыновей, которые некоторое время совместно боролись с внешней угрозой и внутренней смутой. Союз Ярославичей оставался прочным до того момента пока им удавалось сдерживать натиск степных кочевников.
В середине (( в. в Причерноморье проникли половецкие орды. В 1068 г. в сражении на реке Альта войска Ярославичей были разбиты ханом Шаруканом. Поражение в битве спровоцировало восстание киевлян против Изяслава. Он был вынужден обратиться за помощью к польскому королю Болеславу, чтобы восстановить свою власть в городе и расправиться с участниками мятежа.
После победы на Альте хан Шарукан напал на Чернигов, но был разбит Святославом и попал в плен. Эта победа возродила авторитет черниговских князей, сложившийся еще при Мстиславе. Поддержанный Всеволодом, Святослав в 1073 г. изгнал Изяслава из Киева и захватил великокняжеский престол. Это нарушение установленного Ярославом порядка передачи власти обострило княжеские усобицы, которые усилились со смертью последнего из братьев Ярославичей Всеволода в 1093 г. Основные противоречия в этот период возникли между Святополком Изяславичем княжившим в Киеве и, мечтавшем о великом княжении, Владимиром Всеволодовичем Мономахом сидевшем в Переяславле.
Для разрешения междоусобных конфликтов в ноябре 1097 г. в Любече состоялся княжеский съезд. На нем был провозглашен новый принцип династического разделения Русской земли между различными княжескими ветвями при соблюдении ее единства перед лицом внешней опасности: «Отселе имеемся в едино сердце и блюдем Рускые земли; кождо да держить отчину свою». Выделение «отчин», наследственных владений отдельных ветвей княжеского рода, знаменовало собой начало правовой подготовки распада единого государства. Принцип единства русских земель провозглашенный в Любече не имел гарантий и оказался нарушенным через несколько дней после целования креста князьями.
Владимир Мономах, стремясь занять великокняжеский престол, осадил Киев. Святополк готовился бежать из города. Однако киевские «мужи» не поддержали притязаний Владимира Всеволодовича, который вынужден был отступить.
Оставив надежду силой захватить власть в Киеве, Владимир занялся организацией походов русских князей против половцев. На этом поприще он преуспел значительно больше. Летописи отмечают удачные походы 1107 и 1111 гг. Эти победы подняли авторитет Владимира Мономаха. Поэтому, в 1113 г. после смерти Святополка, киевляне пригласили его на великое княжение.
Утверждение в Киеве Владимира Мономаха, игнорировавшего права своих старших родичей, привело к разрушению родового единства киевских князей. Сохранение целостности страны Мономаху удавалось достичь благодаря использованию военных сил, накопленных для борьбы с половцами. Опираясь на опыт своих предков, Владимир посадил на княжение в важнейших центрах Руси своих сыновей. Представители других княжеских родов были превращены им в своих вассалов.
После смерти Владимира Мономаха в 1125 г., единство древнерусского государства удавалось поддерживать его сыну Мстиславу до 1132 г. Однако пришедшие ему на смену киевские князья оказались не в состоянии противостоять сепаратизму удельных князей и в ((( в. Киевское государство распалось на 15 суверенных земель-княжеств, накануне татаро-монгольского нашествия их количество достигло 50, а к началу процесса консолидации древнерусских княжеств в ((( в. их число приблизилось к 250.
Единое Древнерусское государство прекратило свое существование. Процесс раздробления большого раннефеодального государства был естественным и закономерным. Европа также пережила полосу распада раннефеодальных государств, раздробленности, локальных войн. Этот процесс расчистил дорогу для формирования светской государственности в Европе.
Распад древнерусского государства был вызван двумя группами факторов внутреннего и внешнего порядка. К факторам внутреннего порядка прежде всего относятся социально-политические причины.
Значительные размеры территории Древнерусского государства вынуждали центральную власть искать опоры у родовой аристократии на местах. Следствием этого стало утверждение дворцово-вотчинной системы управления государством. Становление двух полюсов политической жизни общества неизбежно должно было привести в дальнейшем к их противостоянию.
Длительные княжеские усобицы, запутанность вопроса наследования и передачи великокняжеской власти ослабляли ее влияние на общественную жизнь. Наряду с этим укреплялось экономическое и политическое положение боярства. «Оседание дружины на землю» привело к объединению военно-служилой знати и родовой аристократии в единое сословие крупных земельных собственников. Важное значение для укрепления власти боярства имело утверждение в Х((-Х((( вв. системы иммунитетов, освобождавших вотчины от княжеского управления и суда. Установилась сложная система вассальных отношений и соответствующая ей система поземельной феодальной собственности. Бояре получили право свободного «отъезда» - право менять сюзерена сохраняя при этом за собой вотчину. Это стало основой оппозиционности боярства центральной власти.
Экономические причины феодальной раздробленности Руси можно отнести как к группе факторов внешнего, так и внутреннего порядка.
Становление и экономическое благополучие Киевской Руси было основано на обеспечении транзитной торговли между европейскими государствами, Византийской империей и восточными странами. Торговый путь «из варяг в греки» стал фактически экономической основой объединения восточнославянских племен, определив пространственные границы Древней Руси. От внешней торговли зависело и городское и сельское население, ориентировавшее на неё свою хозяйственную деятельность. Это препятствовало формированию внутреннего рынка, ослабляло экономические связи между отдельными землями.
В ((( в. эта торговля приходит в упадок. Степные кочевники постоянными нападениями вытесняли славянское население из южных приграничных областей Древнерусского государства. С захваченных территории они нападали на караваны идущие по торговому пути «из варяг в греки», делая его небезопасным.
Возникновение в Европе новых крупных торговых центров (Венеция и Генуя), освобождение восточного Средиземноморья крестоносцами для христианских купцов, а также ослабление Византии привели к перемещению мировых торговых путей из Восточной в Центральную Европу и на Средиземное море. В условиях господства натуральной системы хозяйства, свертывание транзитной торговли через Восточную Европу подрывало экономическую основу древнерусской государственности.
Центробежные тенденции усиливались под влиянием внешнеполитических факторов. В первой половине Х((( в. к границам Руси со стороны степи подошли татаро-монгольские орды. Они принесли массовую гибель людей, разрушение городов, уничтожение того, что создавалось столетиями.
Первое столкновение монголов и русских князей произошло на р. Калке в 1223 г. В то время монголы не собирались вступать в конфликт с Русью. Главным их врагом были половцы. В этом конфликте русские князья решили поддержать своих беспокойных соседей половцев. Монгольские послы прибывшие на Русь с предложением мира были убиты. Этот поступок имел роковые последствия. Столкновение монгольских туменов с русскими дружинами стал неизбежен. После разгрома русско-половецких войск на Калке монголы вернулись на восток.
Второй поход монголов на Русь под руководством хана Батыя начался в 1236 г. и закончился в 1242 г. Это вторжение носило характер набега кочевников: монголы не ставили перед собой задачи оккупации страны, утверждения своей власти, а потому и не оставляли гарнизонов в захваченных землях. Штурмовались и грабились только те русские города, которые оказывали завоевателям сопротивление. Участь Рязани, Владимира, Торжка, Козельска и Киева постигла не все русские города. Некоторые князья предпочитали найти общий язык с завоевателями, предоставляя им провиант и лошадей. Избежав военных действий, они сохраняли свои города и их население.
Достигнув побережья Адриатического моря монголы вернулись обратно в степь, где создали Золотую Орду со столицей в г. Сарай. Данью были обложены только южные русские княжества. Северная Русь еще в течении 20 лет после похода Батыя не знала монгольской дани.
Все это время монголы были заняты организацией внутренней структуры своего государства и формированием его аппарата. В политическом отношении Золотая Орда не являлась самостоятельным государством, а входила в состав единой монгольской империи управляемой из Каракорума. Туда отправлялась часть дани, собираемой с подвластных народов, там же и утверждались кандидатуры русских великих князей.
Однако опасность для Руси надвигалась не только с Востока, но и с Запада. Усилившаяся Литва наступала на западные русские земли, поддержав претензии шведов и немцев к православным христианам. Древняя Русь оказалась как бы между жерновов Востока и Запада. Причем характерно: с Востока, от татар шло разорение, а Запад требовал смены веры, принятия католичества.
Вести борьбу с двумя врагами одновременно русские князья не могли. Из двух зол необходимо было выбрать наименьшее и сконцентрировать все силы на борьбе с главным противником. Прозападную партию возглавляли галицкие князья, которые предполагали опираясь на поддержку римского папы, немецкого императора и ливонского ордена объединить русские земли и единым фронтом выступить против монголов. Однако католический Запад не собирался тратить свои силы на объединение чужого им православного государства. Они были заинтересованы в ослаблении сил Руси в борьбе с монголами, а затем ее подчинении.
Сторонниками другой политической линии были Владимиро-Суздальские князья. Близость этого княжества к Золотой Орде ориентировала его на союз с монголами. Наиболее ярко это проявилось в деятельности князя Александра Невского. Ему удалось, используя политические разногласия в Орде, заключить союз с монголами и с их помощь отвести угрозу немецкого вторжения. Главным условием ордынских ханов при этом было требование выплаты Русью дани. Демонстрация лояльности монголам позволила Александру Невскому занять в 1252 г. владимирский великокняжеский престол.
Дань с русских княжеств Золотая Орда поручала собирать баскакам, наезжавшим в княжества со свитой счетчиков, весовщиков и охранными конными отрядами. Во Владимире, ставшем к тому времени центром всей Северо-Восточной Руси, размещалась резиденция главного баскака, который следил за деятельностью великого князя, организовывал сбор дани и проводил набор воинов в монгольскую армию. Баскакская военно-политическая организация позволяла монголам контролировать лишенные политической самостоятельности удельные русские княжества. Завоеватели оставили нетронутым при этом внутреннее государственное устройство и право русских княжеств, а также сохранили привилегии и независимость русской православной церкви. Православная вера в условиях феодальной раздробленности позволила древнерусскому народу сохранить духовное и национальное единство.
Для обеспечения сбора налогов на Руси, монголы периодически устраивали перепись населения. Ее осуществляли численники. Их появление вызывало недовольство населения русских княжеств. Так, например, только личная охрана монгольских баскаков и численников дружиной Александра Невского спасла их от расправы новгородцев в 1257 г. Казнив зачинщиков бунта Александр Ярославич сумел подчинить своей власти новгородцев, не допустить нового конфликта с Золотой Ордой.
Смерть Александра Ярославича Невского в 1263 г. осложнила политическую ситуацию в Северо-Восточной Руси. Его приемники на великокняжеском престоле не имели такого авторитета, каким пользовался Александр Невский. Усобицы стали обычным явлением в суздальских землях. Значение великокняжеского престола упало настолько, что удельные князья, получившие на него ярлык, оставались жить в собственных княжествах и от туда управляли Владимиром.
Дробление Владимиро-Суздальской Руси на уделы-вотчины принадлежащие отдельным княжеским семьям достигло своего апогея в ??( в. Некогда единое древнерусское государство распалось на 250 удельных княжеств. Одним из таких государств стало Московское княжество.
Москва была основана князем Юрием Долгоруким. Первое летописное упоминание об этом городе относится к 1147 г. Находясь на южной окраине Суздальской земли, она стала стольным городом только в первой половине (((( в. Основателем династии московских князей стал младший сын Александра Невского Даниил. За время своего княжения ему удалось в два раза увеличить территорию своего удела, а его сын Юрий уже осмелился вступить в борьбу с более могущественными тверскими князьями за великое княжение.
Московский князь не рассчитывал только на свои силы в соперничании с Тверью. Женившись на сестре хана Узбека Кончанке, Юрий приобрел некоторое влияние в Сарае и ярлык на великое княжение. Вернувшись в 1318 г. на Русь в сопровождении ордынского посла Кавгадыя он столкнулся с дружиной Михаила Тверского. Потерпев поражение и бросив на произвол судьбы свою молодую жену, Юрий Даниилович бежал в Орду. Используя этот повод московский князь добился вызова Михаила Тверского на ханский суд. Строптивого тверского князя признали виновным и казнили, а инициатору этой распри монголы передали владимирский стол. Однако Юрий Даниилович потерял ярлык на великое княжение, который передали сыну убитого тверского князя Дмитрию Грозные Очи.
В усобицу тверских и московских князей был втянут и митрополит, перенесший в 1299 г. свою кафедры из Киева во Владимир. Тверские князья захотели возвести на митрополию своего человека и выступили против выходца из Галицко-Волынской Руси митрополита Петра. Поддержка московского князя позволила митрополиту Петру сохранить свое место. Эти события определили позицию православной церкви в межкняжеской усобице.
После смерти Юрия Даниловича его преемником стал брат Иван ( Калита. Во время его княжения в Москву была перенесена из Владимира резиденция митрополита и город стал духовным центром русских земель. Воспользовавшись восстанием жителей Твери в 1327 г. против монгольских баскаков Иван Калита привел из Орды войско и разгромил своих политических оппонентов. Преданность московского князя была вознаграждена ярлыком на великое княжение.
Тверское восстание заставило Орду отказаться от системы баскачества. Сбор дани с русских княжеств был полностью передан в руки великого князя. Используя свое положение Иван Калита превратил Московское княжество в самое влиятельное. Удельные князья не решались более оспаривать первенство московских князей. Разгром Твери привел к временному прекращению татарских набегов, но укрепил татарское господство на Руси.
Указывая на причины столь стремительного возвышения Москвы, историки отмечают прежде всего выгоды ее географического положения. Находясь в центре северо-восточной Руси она стала узлом торговых путей. Однако нетрудно заметить, что и Тверь и, Кострома и др. города находились в не менее выгодном положении по отношению к торговым путям. В условиях феодальной раздробленности, Москва могла возвыситься над другими княжествами только как орудие монгольского господства. Укрепляя свое княжество Иван Калита преследовал личные, корыстные цели и не ставил задачи организации сопротивления монголам. Но усиление Москвы позволило преемникам Ивана Калиты вступить в открытую борьбу с Ордой.
Обострение отношений между Московской Русью и Золотой Ордой произошло в середине ((( в. Ордынские ханы решили ослабить положение московских князей передав ярлык на великое княжение сначала суздальско-нижегородским, а затем тверским князьям. Восстановить позиции Московского княжества удалось Дмитрию Ивановичу. Он отказался подчиниться ханскому приказу и не отдал владимирский стол своим противникам. Феодальные усобицы, охватившие Орду, не дали возможности наказать вышедшего из подчинения князя. Обе противоборствующие стороны стали готовиться к открытому столкновению.
Дмитрию Ивановичу удалось создать широкую антиордынскую коалицию, в которую даже вошли извечные противники Москвы тверские князья. Первый вооруженный конфликт произошел в 1378 г. на реке Воже. Полки Московского и Рязанского княжеств разгромили татарский отряд вторгшийся в русские пределы. После этого поражения в Сарае начали серьезную подготовку к нанесению сокрушительного удара по Руси.
Возглавил подготовку похода на Русь Мамай. Он заручился поддержкой литовского князя Ягайло, обещавшего ему военную помощь. Узнав о движении Мамая Дмитрий выступил в поход в августе 1380 г. Под знаменами московского князя встали полки от всех великорусских княжеств кроме Новгорода, Твери и Рязани. Битва произошла 8 сентября 1380 г. в низовьях Дона. Литовские полки не успели соединиться с монголами, которые в сражении потерпели жестокое поражение.
Победа над Ордой не привела к немедленному восстановлению независимости Русского государства. Через два года хан Тохтамыш совершил успешный набег. Князь Дмитрий Иванович не сумел собрать силы и вынужден был бежать в Кострому. Тохтамыш, после трехдневной осады, овладел Москвой. Разорив город он вернулся в степи. Эта победа не восстановила позиций Орды. В конце ((( в. она распалась на несколько самостоятельных государств. Зависимость Руси от монголов все более слабла. Дмитрий Донской в духовном завещании своему сыну Василию Дмитриевичу, нарушая установленный Ордой порядок, напрямую передал право на великое княжение. Тем самым он подчеркнул неотъемлемость прав на этот титул московских князей.
В начале (( в. великие московские князья значительно расширили границы своих владений. Москва прекратила выплачивать дань Орде. Они стали представлять общерусские интересы как в сношениях с Ордой, так и с Великим княжеством Литовским.
В 1442 г. по предложению Василия (( митрополитом, без санкции вселенского константинопольского патриарха, был назначен Иона. Это знаменовало конец зависимости Русской Церкви от Константинопольской патриархии. Московская митрополия попала в зависимость от великокняжеской власти, что еще более подняло авторитет московского “государя”. После захвата османами в 1453 г. Константинополя выбор митрополита стал прерогативой великого московского князя.
Сохранившие независимость от Москвы Псков, Новгород, Рязанское, Тверское и ряд других княжеств вошли в состав единого государства во время княжения Ивана (((. С 1485 г. он стал титуловать себя великим князем всея Руси. Тогда же Московская русь приняла от Византии атрибуты монаршей власти и государственную символику. Итогом длительного правления Ивана ((( стала ликвидация почти всех княжеских уделов. На месте разъединенных, враждующих княжеств образовалось единое государство.
Опорой великих московских князей в преобразовании страны стало служилое сословие дворян, которое возникло на основе распространения поместного землевладения. Дворянское ополчение составляло главную военную силу русской армии. Становление военно-служилой системы в Московском государстве завершилось при Василии (((.
Итак к концу (( - началу ((( вв. завершается процесс превращения Великого княжества Московского в русское централизованное государство.
Основные даты

30 – 40 гг. ХII в. – конец ХV в.
1125 – 1157
1136
1147
1157 – 1174
1176 – 1212
1199
1223

1237 – 1241
1240, 15 июля
1242, 5 апреля
1325 – 1340
1380, 8 сентября
1442
1462 – 1505
1480
1497
1533 – 1584
Восстание в Новгороде. Отделение Новгорода от Киева.
Княжение Юрия Владимировича Долгорукого.
Первое упоминание в летописи о Москве.
Княжение Андрея Юрьевича Боголюбского.
Княжение Всеволода Юрьевича Большое Гнездо.
Объединение Волынского и Галицкого княжеств.
Сражение русских и половцев с монголами на р.Калка.
Завоевание Руси монголами.
Невская битва.
Ледовое побоище.
Княжение Ивана Даниловича Калиты.
Куликовская битва.
Установление независимости (автокефалии) русской метрополии от Византии.
Княжение Ивана III Васильевича.
«Стояние» на р.Угра, освобождение от Золотой орды.
Принятие первого «Судебника» единого российского государства.
Правление Ивана IV Васильевича Грозного.
Темы рефератов
1. Политическая организация феодальных республик на северо-западе Руси.
2. «Москва - третий Рим»: мессианская роль российского государства.
3. Причины зарождения самодержавия в России.
Литература
1. Алексеев Ю. Г. Государь всея Руси. Новосибирск, 1991.
2. Греков Б. Д. Киевская Русь. М., 1954.
3. Гумилев Л. Н. От Руси к России. – М., 1992.
4. Ключевский В. О. Русская история: полный курс лекций. В 3 кн. Кн. I. – М, 1993.
5. Лихачев Д. С. Культура Руси времен Андрея Рублева и Епифания Премудрого. – М, 1962.
6. Насонов А. Н. Монголы и Русь. М.- Л., 1940
7. Феннел Д. Кризис средневековой Руси. М., 1989.
8. Черепнин Л. В. Образование Русского централизованного государства в ((( - (( вв. М., 1960.
9. Церковь, общество и государство в феодальной России. – М, 1990.