Проблема счастья в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"
1. Знакомство с романом эпопей «Война и мир».
2. Счастье и ее проблематика в жизни героев:
а)Пьера Безухого;
б)Николая Ростова;
в)Андрея Болконского;
г)Марии Болконской;
д)Наташи Ростовой;
е)Пети Ростова;
ж)Сони.
3. Связь жизни и романа.
4. Список использованной литературы.
5.
...вдруг пахнуло в лицо Пьера
тем давно забытым счастьем...
Л.Н. Толстой «Война и мир».
Толстой назвал «Войну и мир» «книгой о прошедшем». Посвященная Отечественной войне 1812 года, эта книга была начата вскоре Крымской войны, и в ней отозвались многие важнейшие современные вопросы. Роман был начат в 1860 году. А печатанье «Войны и мира» первым отдельным изданием завершилось в 1869 году. Целое десятилетие труда было положено на великую книгу.
Роман «Война и мир» представляет собой эпопею, каждый том которого относиться к определенному году. Эпопея включает в себя не только перечисления действий каждого героя по годам, но и их внутренний мир. С каждым движением героя проявляется частичка оного, и так капля за каплей до конца романа-эпопеи собирается цельный образ, образ гениев и безумных, жестоких и любимых, образ «живого человека». «Живого» лишь потому, что образ похож на образ живого человека, и к, счастью, понятного другому человеку.
Помимо яркого проявления образов Толстой поставил ряд проблем волновавших его и общество в то время. Как известно Лев Николаевич начал свой роман-эпопею после смерти Александра I, а точнее после амнистии декабристам.
Одной из таких поставленных им проблем была проблема счастья. До, вовремя и особенно после войны человеку трудно было стать кузнецом своего счастья. В первую очередь основным препятствием в установлении счастья были нравы, царившие в России тех годов. И, как в большинстве романов, повестей и рассказов Толстой выразил эту проблему через своих главных героев: Наташу, Пьера Безухова, Андрея и Марьи Болконских, Николая и Пети Ростова, семьи Курагиных, Денисова, Долохова.
Очень разны люди Пьер, Андрей Болконский, Николай Ростов, Денисов, Долохов и многие другие. И каждому по-своему приходиться пройти на своем пути через тяжелые моральные испытания, когда нужно решать вопросы, с объективным порядком вещей, и вопросы эти оказываются так запутанны и осложнены, что уже, кажется, невозможно решить его положительно.
Кризисы Пьера и Николая Ростова идут параллельно. Оба они, как мы видим, запутываются в «мирской» жизни; эта жизнь представляется неупорядоченной и даже нравственно безразличной. Для Николая эта проблема существует в плане практической морали: «в миру» трудно быть прекрасным человеком, Пьеру она представляется в виде ряда вопросов: что дурно? что хорошо? Для Пьера временным выходом становиться «монастырь»- масонская ложа. В этом «монастыре» он пытается забыть ту жизнь, которой он жил раньше: женщину, на которой он женился якобы не по своей воле, общество, которым жил. Но его ждет разочарование в масонстве он не находит успокоения, и тут начинается новая строка в его жизни.
Пьер возвращается в общество ранее оставленное им, возвращается в поисках счастья, но, с какой-то стороны, его спасает война развязавшаяся с французами. Он пытается посвятить себя войне, для того, чтобы снова постараться забыть былое и отыскать так нужное ему счастье. Но как всегда попытки его тщетны и ни какая армия ему не только не в счастье, но даже и в тягость. Пьер понимает, что он не рожден для военной жизни. И все снова возвращается «на круги своя». Пьер снова в Москве, где он попадает в плен и у него появляется первая возможность подумать о жизни. Он общается с пленными и агрессорами, он пытается понять цели, которых добиваются французы. И в этот самый момент в его мыслях встает мысль о смысле жизни и он находит ответ, он забывает о тех проблемах, от которых он убегал. И в дальнейшем тот опыт, полученный им во время пленения сыграет огромную роль в нахождении счастья, которое он найдет в семейном кругу вместе Наташей Ростовой.
Николай в свою очередь пытается забыть свои проблемы и особенно отсутствие счастье в армии, службе. И в отличии от Пьера служба была призванием Николая, но как бы ни было хорошо всегда найдется что-либо противное жизненным интересам. Этим была война. Чтобы идти на войну нужны ряд причин, иногда создающие единое целое. В Николае соединились призвание и отсутствие жизненных ценностей, проще говоря - счастья. Но ему не хватало одного, того хладнокровия, которое особо требовалось в военных действиях. Жизнь его течет своим чередом, но в один момент все рушиться, в момент встречи лицом к лицу с врагом. В мыслях Николая пробегает сомнение в необходимости данной войны и войн в целом. Хоть он еще тот горячий молодой человек, но пыл страстной ненависти уже утихает. Но как бы жизнь не была светла, черных пятен трудно смыть, у Семьи Ростовых появляются денежные проблемы, и Никола, как старший из детей обязан заняться тем, что ему казалось таким далеким, но в чем он найдет настоящее счастье. Но, как свет в темном царстве, происходит встреча в начале с дубом, а после звуки голоса и особенно слова, произнесенные в этот момент, слова которые создают счастливую атмосферу в жизни Николая. Но тут в жизни Николая проходит очередная черная полоса, которую он должен, как можно быстрее покинуть. Он понимает, что выход есть,что надо лишь протянуть руки и все успокоится, но нет. Человек, которым являлся Николай, слишком долго пользовался уже готовыми благами, которые осточертели ему, и был так долго лишен счастья, и лишь поэтому, так тяжело принять их снова. К, счастью, здраво поразмыслив Николай приходит к выводу, что счастье заключалось в том, кого он пытался отдалить от себя. И с этого момента начинается жизнь не лишенная, как было раньше, счастья. Счастье он нашел в семье, а если точнее говорить, в работе, которую позволила делать его семья во главе с Марьей Болконской.
Счастье же ее брата, Андрея Болконского, намного отличается от счастья других. Пьер Безухов и Николай Ростов нашли свое счастье в семье, а Андрей будучи женатым человеком за прекрасной женщиной, за которую он вышел по любви, в отличии от Пьера, отговаривал других жениться, говорил, чтобы тот всю жизнь искал ту свою любимую и в итоге не женился на ней. Князя Андрея мало волновала семья, он любил политику, которая заменила ему все. Первый раз попав на войну он не волнуется на счет карьеры, он видит себя велик полководцем, в руках которого судьба России. Далее, лежа раненый на поле и глядя в небо он впервые задумывается о том, зачем мы живем, забыв все свои идеалы, которыми жил, впервые вспоминает о жене о том, что у него должен родиться ребенок. Этот жизненный сюжет круто изменяет его представление о жизни. Следующим моментом счастья в его жизни была встреча с Наташей Ростовой, которую он полюбил с первого взгляда. Но, как бы это не было ужасно, счастье всегда приходит на пару с бедой. Измена Наташи выбрасывает его надолго из колеи. И, как средство от несчастья, война снова играет свою ужасную роль средства успокоения. Андрей бросается в пучину военных действий, где получает смертельную рану. Попав в госпиталь он узнает в человеке, лежащему на соседнем столе, в человеке, которому ампутировали ногу своего главного врага. И тут наступает момент прозрения, момент жизненной истины, которой он был лишен многие годы, и лишь одно терзает его: он только, что увидел свет в длинном тоннеле жизни, но, к сожалению, он медленно умирает.
За беспомощным Андреем ухаживает его сестра, Мария Болконская. Как и в жизни брата, в ее жизни тоже имели место темные пятна. С детства Мария Болконская жила вместе со своим отцом, с которым она часто конфликтовала по ряду вопросов, всегда стоящих между поколениями. Мария не могла найти общего языка со своим отцом, после смерти матери стала набожным человеком, часто принимала у себя, в доме отца, странниц, которых недолюбливал ее отец. Смерть матери лишила ее возможности близкого доступного общения с женщиной, которой она могла бы поведать все свои страхи и разочарования. С детства ей не хватало обычной доброй материнской ласки, которая так нужна была ей. Марья слишком долго прожила с отцом и братом, к которым она не только привыкла, но и без которых жить не могла. Она ревновала брата к его жене, не из-за не любви к ней, а из-за огромной любви к брату. Это любовь мешала ей в установлении своих личных отношений с мужчинами и в поисках любви. Война 1812 года. Застала ее в деревни, где умирает ее отец, и она впервые встречается со своим будущим мужем. Эта встреча была одним из счастливейших моментов ее жизни, да что таить таких моментов ее жизни было не так много, что очень печально. Счастье в жизни Марии было не таким частым гостем, чтобы надоесть, счастье было долгожданным и редким гостем ее двора, но это не мешало ей жить.
Ее подруга по несчастью (смерть Андрея Болконского) - Наташа Ростова с детства была резвым человечком, что придавало ей такой живности никто не мог знать, так как ее родители были совершенно спокойными людьми. С детства Наташа не знала горя, которое пришло к ее семье после ее совершеннолетия. В отличии от других героев романа, она была человеком, излучающим счастье. И даже банкротство семьи, и даже война - ничто не могло заглушить в ней чувства счастья. Достаточно вспомнить ее именины, ее слова произнесенные, сидя на окне в усадьбе семьи, ее первый бал, достаточно вспомнить содержание хотя бы нескольких ее разговоров с Соней. Ее жизнь была олицетворением счастья, ее образу можно было учиться, но, к несчастью, Наташе пришлось поведать и горе. Счастье в любви с Андреем перешло в несчастье, после появления Анатоля Курагина, счастье жизни к несчастью смерти, после смертей Андрея, отца и младшего брата - Пети. В отличии от других, счастье и несчастье приходили раздельно и притом, либо счастье следовало за счастьем, либо несчастье за несчастьем. К счастью, чреда несчастья не постоянна и за ним всегда приходит счастье, так и в конечном итоге Наташа нашла свое счастье в семейном кругу, вместе с Пьером и их четырьмя детьми.
Помимо Николая у Наташи был младший брат - Петя. Этот юноша с детства отличался упрямым и горячим характером, унаследованным от отца. Жажда битв одолевала его и он не мог сдерживать себя и своих эмоций. Как и сестра он был шустрым и веселым ребенком, жизнь которого была особенно беззаботна. Жажда битв и славы привела его на войну, где из-за своего горячего характера он погиб, не узнав жизни и большого человеческого счастья, счастья в любви. Поведал лишь он раннее счастье ребенка.
В семье Ростовых был еще один член семьи - Соня - двоюродная сестра Наташи, Пети и Веры. Потеряв рано родителей Соня поселилась у своих родственников Ростовых. И полюбила своего кузена - Николая. Николай и Соня любили друг друга взаимно, но со времен службы Николая и долгих разлук с ним Соня начала сомневаться в любви к нему и его любви к ней. И действительно разлука с Соней сильно сказалось на любви Николая. Казалось, было счастье в их душах, но нет что-то случилось, но это не так. За всю свою небольшую жизнь Соня привыкла собой жертвовать, ради других и ради счастья других. И это стало для нее вроде наркотика, стимулирующего жизненную деятельность организма. В жертвовании собой начало основываться жизненное счастье. И лишь любовному счастью не удалось установиться в ее жизни.
Жизни героев имели разное продолжение, но если взглянуть под другим углом видно, что их объединяет лишь одно - счастье, найденное в любви.
Жертвование во имя других, горячность, жизненные проблемы, проблемы общения - все это и многое другое включает в себя роман. Проблема счастья стоит в нем не на первом, но и не на последнем. Показанные автором герои их проблемы, их жизненный путь, их несчастья заставляют нас задуматься:»А ведь и в правду, чем жизнь отлична от написанного? Ничем! Книга это наша жизнь только на бумаге. Бумагу можно порвать, можно перечеркнуть, ну а жизнь не исправить. В жизни не найдется ни одного человека, который бы сказал, что его жизнь это счастливый мир реальных иллюзий. Но иногда для понимания всего счастья своего положения нужны и несчастья, которые проводят жирную черту между радостью и горем. И лишь в момент несчастья человек способен понять, как ему жилось раньше.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. СМИРНОВА Л.А., «Русская литература XVIII-XIX веков», Москва, «Просвещение», 1995г.
2. БОЧАРОВ С.Г., «Роман Л.Н. Толстого «Война и мир»», Москва, «Художественная литература», 1978г.
Проблема счастья в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»