Структура и функции Банка Англии (Центрального Банка Соединенного Королевства)
ВВЕДЕНИЕ. 2
ИСТОРИЯ БАНКА АНГЛИИ 3
СОВРЕМЕННЫЕ ФУНКЦИИ БАНКА АНГЛИИ 5
РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕНТНЫХ СТАВОК 5
НАДЗОР НАД БАНКАМИ И КРУПНЫМИ ОПЕРАТОРАМИ ВАЛЮТНОГО РЫНКА 6
БАНКНОТЫ БАНКА АНГЛИИ 8
УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ АНГЛИЙСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА 9
РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКОВ 10
СТАТИСТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 14
ВВЕДЕНИЕ.
В любой современной экономике центральный банк играет исключительно важную роль. Особенно верно это утверждение в отношении Банка Англии, во-первых в силу той исключительно важной роли которую играет в Великобритании банковский сектор, и во-вторых, в силу того, что Лондонский Сити сейчас является одним из ведущих международных финансовых центров современного мира. Банк Англии формально не является независимым финансовым учреждением, Казначейство Соединенного Королевства имеет право отдавать распоряжения Банку. Но обычно Казначейство не использует это право, за исключением критических случаев или принципиальных решений о структуре Банка Англии.
В силу исторической традиции Банк Англии не стремиться к высокой степени регулирования банковской системы. Тем не менее, после каждого банковского кризиса степень вмешательства росла. Так как традиции государственного регулирования не очень глубоко укоренены в английской экономике (даже сам Банк Англии возник и длительное время развивался как частный банк), а также в силу консервативного поведения, роль Банка часто недооценивается. Однако Банк является вполне современным институтом, вероятно одним из самых профессиональных центральных банков всего мира и неплохо справляется с динамичной жизнью лондонского Сити.
ИСТОРИЯ БАНКА АНГЛИИ
Банк Англии был основан Актом Парламента 27 Июля 1694 года. Первоначально в банке было 19 сотрудников. Капитал Банка представлял из себя первый государственный долг Великобритании.
В 1734 Банк переехал в специально для него построенное здание на Threadneedle Street в центре лондонского Сити. Позже по имени этой улицы он получил свое прозвище: Old Lady of Threadneedle Street. С момента создания Банк концентрировался на выпуске векселей на принятые депозиты, т.е. предшественников сегодняшних банкнот. Он также являлся банкиром Правительства и министерств, одновременно являясь менеджером и регистродержателем по государственным ценным бумагам. Развитие Банка привело к увеличению площади здания до сегодняшних 3 акров к 1828.
В 1826 был издан так называемый Country Bankers' Act of 1826, который ограничил монополию Банка на печать банкнот районом в радиусе 65 миль от Лондона и разрешил создание других банков вне этого региона, которые могли тоже выпускать свои банкноты. Одновременно этот акт позволил Банку создавать свои филиалы во всех районах Англии.
В связи с дальнейшим усложнением деятельности Банка Bank Charter Act of 1844 потребовал от Банка ведения двух видов учета: по собственно банковской деятельности Банка и по его эмиссионной деятельности. Эта система продолжает функционировать и в настоящее время. Однако в связи с несколькими финансовыми кризисами в 19 веке Банк начал отходить от коммерческой банковской деятельности и переходить к попыткам регулирования уровня процентной ставки. Одновременно он превратился в кредитора последней инстанции для банков в затруднительном положении. Ко времени кризиса банка Баринг в1890 году, когда Банк Англии смог успешно предотвратить угрозу всей банковской системе Англии, техника регулирования достигла высокого уровня развития и служила примером для центральных банков других стран
Во время Второй Мировой Войны основной функцией Банка было финансирование государственного долга, который вырос с 1 миллиарда фунтов стерлингов до 7. Одновременно был введен контроль валютообменных операций, который сохранялся до 1979
Банк был национализирован в 1946 году, собственность на уставной капитал Банка перешла Казначейству Великобритании
В результате коллапса нескольких «дополнительных» банков в 1973 году и последовавшего банковского кризиса, был издан Банковский Акт 1979 года, который дал Банку Англии права надзирать за операциями так называемых «Признанных банков и лицензированных депозитных учреждений» (Recognised Banks and Licensed Deposit Takers), которые имели право на прием средств от населения. После того как в 1984, Johnson Matthey Bank, крупный банк и важный участник Лондонского Золотого Рынка, начал испытывать серьезные трудности, в октябре 1987 года акт 1979 года были внесены важные дополнения и изменения.
СОВРЕМЕННЫЕ ФУНКЦИИ БАНКА АНГЛИИ
* Регулирование процентных ставок с целью ограничения инфляции
* Осуществляет надзор над банками и крупными операторами валютного рынка
* Выпускает банкноты Банка Англии (официальное платежное средство в Англии и Уэльсе)
* Управление государственным долгом английского правительства
* Регулирование рынков: фунта стерлингов, валютного и рынка государственных долговых обязательств английского правительства.
* Сбор статистической информации о денежной массе и деятельности банков.
* Функция кредитора последней инстанции практически утратила свое значение в настоящее время.
РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕНТНЫХ СТАВОК
С 6 мая 1997 года Банк обладает оперативным правом регулирования процентных ставок.1 Целью данного регулирования является обеспечение ценовой стабильности (в соответствии с целевым показателем инфляции определяемым правительством в бюджетном послании) и поддержка правительственной экономической политики, включая цели по обеспечению экономического роста и обеспечению занятости. Банк публикует ежеквартальный отчет об инфляции. Цель обеспечения ценовой стабильности в настоящее время считается достигнутой если индекс розничных цен примерно равен 2.5%.
Решения по процентным ставкам принимаются Банковским Комитетом по Денежной Политике ( Monetary Policy Committee - MPC). Комитет собирается ежемесячно в соответствии с определенным графиком. В состав Комитета входят 4 постоянных члена и 4 эксперта, назначаемых Канцлером Казначейства (он же министр финансов). Голосование осуществляется по принципу: «один человек – один голос». В собрания комитета могут принимать участие представители Казначейства. Они не имеют права голоса. Решения о процентных ставках, принятые комитетом подлежат немедленной публикации. Подлежат также публикации и протоколы заседаний Комитета.
Законодательство предусматривает, что в экстремальных условиях и в течение ограниченного времени правительство может регулировать решения комитета в национальных интересах. Такое регулирование подлежит обязательному последующему одобрению Парламента.
НАДЗОР НАД БАНКАМИ И КРУПНЫМИ ОПЕРАТОРАМИ ВАЛЮТНОГО РЫНКА
В настоящее время банковский надзор и надзор за операторами денежного рынка является областью ответственности Банка Англии. Однако, в соответствии с Заявлением Канцлера Казначейства Палате Общин, представленным 20 мая 1997, планируется передача этих функций специальному органу - Financial Services Authority, который будет осуществлять надзор за всеми видами финансовых посредников, включая банки.
Банковский надзор.
Законодательно ответственность Банка за банковский надзор была определена в 1979, но и до этого Банк осуществлял неформальный надзор за рядом организаций, оперирующих на лондонском рынке. Права предоставленные Банковским Актом от 1979 были дополнительно расширенны актом 1987, который – совместно с Директивами ЕС – определяет банковский надзор в настоящее время
Первоочередной целью банковского надзора является защита вкладчиков и потенциальных вкладчиков банков, оперирующих на английском рынке. Согласно вышеупомянутого Банковского Акта 1987 года, никто не имеет права принимать депозиты от населения без предварительно разрешения Банка Англии (хотя некоторые организации, в частности строительного финансирования (Building Societies) и филиалы банков из других стран-членов ЕС подлежат регулированию со стороны других регулирующих организаций). После получения разрешения организация продолжает оставаться под постоянным надзором Банка Англии.
В настоящее время более 500 банков, имеющих разрешение на прием депозитов. Банк Англии осуществляет надзор практически за всеми из них. Тем не менее, существует около 100 филиалов банков других стран-членов ЕС. Надзор за такими ‘European Authorised Institutions’ осуществляется соответствующими органами страны происхождения банка
Существует специальная схема защиты депозитов. Обычно она покрывает 90% вклада (включая накопленные проценты) в банк, участвующий в схеме, с ограничением выплаты одному вкладчику до 18 тыс. фунтов стерлингов или 20 тыс. экю в зависимости от того, что больше.
Надзор за операторами денежного рынка.
Банк Англии осуществляет надзор за оптовыми операторами на рынках наличной валюты (включая фунт стерлингов как отдельный вид рынка) и золотой монеты, а также производных от них активов. Контроль осуществляется в форме поддержания списка операторов рынка (принципиальных операторов и брокеров), а также определения Кодекса Поведения, обязательного к исполнению операторами, включенными в список.
БАНКНОТЫ БАНКА АНГЛИИ
Банк Англии начал осуществлять выпуск банкнот практически с момента его основания в 1694 году. Принципиальными признаками банкнот Банка является:
1. Обещание заплатить/promise to pay – обязательство Банка Англии выплатить нарицательную стоимость всех банкнот, выпущенных Банком Англии, вне зависимости от срока выпуска, при условии, что остатки банкноты имеют признаки подлинности и можно утверждать, что по данной банкноте еще не предъявлялся запрос на погашение. В среднем Банк Англии получает 23000 запросов на прием таких банкнот.
2. Legal Tender/легальное платежное средство – вероятно самая важная характеристика банкнот. Вопреки общепринятому мнению, она не означает, что банкноты должны приниматься как платежное средство при совершении финансовых транзакций, а значит только, что кредитор не имеет права отказаться от приема этих баккнот в погашение долга. Интересно, что статус легального платежного средства банкноты Банка Англии имеют только в Англии и Уэльсе. В тоже время, в Шотландии и Северной Ирландии статусом легального платежного средства обладают только монеты (Казначейства Великобритании).
УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ АНГЛИЙСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
Финансирование государственного долга осуществляется Банком Англии согласно заявке Правительства, представленной в Бюджетном Послании. Дефицит бюджета на финансовый год покрывается из трех источников, которые перечислены в таблице ниже:
The 1997-98 Financing Requirement March 1997
Ј billion
CGBR Forecast – Прогноз потребности в финансировании
20.0
Expected net change in the Official Reserves – ожидаемое изменение официальных резервов
0.0
Gilt Redemptions – Выплаты по облигациям
19.6
Gilt sales residual from 1996-97 – неосуществленные продажи прошлых лет
-
Financing Requirement – потребность в финансировании
39.5
Less net financing from – минус финансирование из:
National Savings – государственные сберегательные облигации (нетто)
3.0
Certificates of Tax Deposit І – Налоговые сертификаты
0.0
Remaining debt sales required – итого к финансированию
36.5
Made up by net sales of – состав финансирования (нетто):
Treasury Bills and other short term debt і – казначейские векселя и др. краткосрочные инструменты
0.0
and gross sales of - и брутто:
Ultra-short Conventionals (1-3 years) – сверх-краткосрочные облигации (1-3 года)
0.0
Short Conventionals (3-7 years) – краткосрочные облигации (3-7 лет)
10.2
Medium Conventionals (7-15 years) – среднесрочные облигации (7-15 лет)
8.8
Long Conventionals (15+ years) – долгосрочные облигации (от 15 лет)
10.2
Index-linked Gilts - индексируемые облигации
7.3
Источник: Требование Правительства на 97-98 финансовый год. Цифры могут не давать в сумме 100% в виду округления.
Пояснения:
* CGBR - Central Government Borrowing Requirement – запрос правительства на дополнительное финансирование – фиксируется в Бюджетном послании
* Expected net change in the Official Reserves – ожидаемое изменение официальных резервов – не прогнозируется, в деятельности Банка используется реальное значение
* Treasury Bills and other short term debt і – казначейские векселя и др. краткосрочные инструменты – используются для регулирования рынков, а не для финансирования задолженности.
* Gilts – Облигации - продаются равномерно в течение года. Сезонные вариации в финансировании покрываются краткосрочными инструментами.
РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКОВ
Банк регулирует следующие рынки: стерлинговый денежный рынок, рынок валютообменных операций и рынок государственных долгов и облигаций.
Участие Банка в стерлингов рынке – часто называемое «операции на открытом рынке» – является центральным звенод проведения денежной политики (первой функции Банка). Эти операции осуществляются при помощи краткосрочных казначейских векселей и других краткосрочных государственных бумаг. Регулируя количество денег в финансовой системе Банк получает возможность влиять как на ее ликвидность, так и на процентные ставки коммерческих банков.
Банк осуществляет операции для своих клиентов (прежде всего правительства) на валютном рынке, а также выступает держателем «Балансирующего Счета по Валютообменным операциям» (Exchange Equalisation Account), который содержит золотовалютные резервы Соединенного Королевства, при помощи которого Банк в случае необходимости может воздействовать на курс фунта стерлинга
Два важнейших инструмента Банка на рынке государственных бумаг:
* Казначейские векселя (Treasury Bills) – краткосрочные инструменты, выпускаемые Банком еженедельно. Они используются для оперативного управления финансовыми рынками.
* Государственные облигации (Gilt-edged stocks) – более долгосрочные (от года до 30 лет) инструменты, применяющиеся практически только для финансирования государственного долга.
На рынке долгосрочных государственных облигаций роль Банка обычно сводится к поддержанию ликвидности рынка и осуществлению агентских услуг при первичном размещении и погашении облигаций.
СТАТИСТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Специальное подразделение Банка Англии – Отдел финансовой и денежной статистики (Monetary and Financial Statistics Division) является одним из самых профессиональных и качественных источников информации о состоянии великобританских финансовых рынков. Ниже приведен примерный список данных доступных в Банке:
Еженедельно:
* M0: Weekly Levels – Объем М0 за последние 2 месяца с разбивкой по неделям
Ежемесячно:
* Provisional estimates of narrow money – изменения М0 и наличных денег на месяц, 3 и год
* Capital Issues – Изменение стоимости компаний.
* Provisional estimates of M4 and lending - изменения М4 и объема кредитования
* Lending to individuals – объем кредитования частных лиц
* Bank of England: Monetary & Financial Statistics – подробный отчет, включающий в себя обзор денежных рынков, денежных агрегатов и кредитного рынка.
Ежеквартально
* Analysis of net bank lending to UK residents – Анализ чистого кредитования ангдийских заемщиков
* Sectoral M4 and lending – изменения в М4 и кредитовании по секторам
* External business of banks operating in the UK – операции неанглийских банков на английском рынке.
Полугодовые отчеты:
* Consolidated worldwide external claims of UK-owned banks – Зарубежные операции английских банков
Ежегодные:
* Bank of England: Statistical Abstract – содержит подробную информацию о банках, рынках капитала, государственной задолженности, процентных ставках, обменных курсах. Отдельная часть отчета посвящена подробному анализу денежного рынка.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Содержание сайта www.fan-5.ruи связанных с ним сайтов правительства Великобритании
2. Предполагаемое содержание Билля о Банке Англии. По состоянию на 4 Марта 1998 (после одобрения Палатой Лордов)
3. "Банковский портфель-1", М, "СОВИНТЕК", 1994 г.
4. "Денежное обращение и кредит капиталистических стран", под ред. Л.Н. Красавиной, М, "Финансы и статистика",1983 г.
1 До официального утверждения Билля о Банке Англии (Bank Of England Bill) Банк обладает этим правом de facto. В настоящее время билль прошел одобрение в Палате Лордов (4 марта 1998) и должен быть одобрен Палатой Общин.