Пушкин в Болдино

Нынешний год в России проходит под знаком Пушкина: 200 лет назад родился человек, который составил неувядающую славу русской культуры. Говорят, что русская нация Пушкина любит нетленно, и это правда. Его гениальность не только в его великом уме и божественном поэтическом даре, это и гениальность сердца. Пушкин настолько русский по своему мировосприятию, что его слово доступно сознанию едва ли не каждого русского человека. Он для нас даже не столько явление жизни литературной, сколько живой человек, и мы находим в его слове духовную опору, нравственную помощь, веру, любовь и у него, бесконечно уважающего Россию, учимся и самоуважению, и уважению к жизни вообще.
Конечно самым объектом изучения и изображения Пушкина является Россия. Это очень сложное понятие. И его невозможно свести к географическому пространству или к стране как к государству. Это некое духовное единство людей с определенной культурой, верой, бытом… Русский человек во всех многообразных жизненных направлениях – вот пушкинский герой.
Для Пушкина человек немыслим вне отношений со своим отечеством. Герой Пушкина всегда патриот, и если в самом этом слове ничего необычного нет, то у героя Пушкина оно имеет особую форму. Это патриотизм взыскательный, активный, действенный, это не столько любование достоинством Отчизны, сколько негодование по поводу ее недостатков. Так, в «Деревне» герой задумался над проблемами взаимоотношений власти и народов.

Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь Рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого Владельца.

Александр Сергеевич - один из тех немногих людей, поэтов, которые разглядели такой страшный порок власти, как деспотизм, и задумались о его последствиях. Он мудрый гражданин и понимает, что страшные кровавые бунты народов против власти происходят не по прихоти судьбы, а по вине этой самой власти.
Русский человек у Пушкина наделен даром дружелюбия. Общение с людьми он воспринимает как благоприятную почву для самореализации. Кроме того, он получает настоящие удовольствие, отдавая людям свои способности, как бы отражаясь в их глазах, от того, что чувствует себя необходимым. Вот почему у Пушкина так много стихов о друзьях, о прелести человеческого общения. На каждое душевное движение друга, обращенное к нему, герой Пушкина отвечает искренней благодарностью.
Он умеет восхититься достоинствами своих друзей. Пушкинские стихи посвящены Пущину, Чаадаеву, Кюхельбекеру, вообще, лицейским друзьям, и всегда в подобных стихах, в той или иной форме, звучит одна мысль: союз с людьми – высшее счастье.

Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

Лирика любого поэта немыслима без любовных мотивов. Но даже любовь, которую описывает Александр Сергеевич - это русская любовь. Это самопожертвование ради своего любимого. Любовная тема у Пушкина представляет человека в чувстве, которое не регулируется разумом и, следовательно, может обнажить сокровенные тайники человеческой природы. Поведение героя Пушкина в любви отмечено высочайшим благородством. Любить так или иначе умеют все, но этот человек обожествляет предмет своего чувства, так как редкая женщина откажется от счастья почувствовать себя Богиней и отвергнет обожание. Человек Пушкина расценивает любовь как божий дар. Способность любить – примета истинной личности, и потому любить даже важнее, чем быть любимым. Вот почему герой Пушкина не знает любви несчастливой, хотя часто его чувство отвергнуто, не понято.

Я томлюсь, я умираю,
Гасну пламенной душой;
Но любовь моя напрасна:
Ты смеешься надо мной.

О любви можно только молить, ее нельзя требовать. Нельзя не благодарить женщину за ее появление в твоей жизни. Пусть она не ответила на чувства, но ведь она стала причиной полета души, восхитительных ощущений, поэтому вслед ей можно сказать только одно: «Я вас любил так искренно, так нежно».
И, Пушкин, и его герой – люди мыслящие. Вовсе не только проблемы быта, вопросы бытия волнуют их разум. Они не согласны принять факт своего существования как неизбежность, они хотят понять свое предназначение, свой долг перед Богом и людьми, то есть понять мир и себя в нем. Поэтому так часто герой Пушкина находиться в процессе напряженной интеллектуальной работы. Его томит духовная жажда, он пытается оценить прошлое, казнит себя за заблуждения и устремляется взглядом в будущее, он стремиться к самосовершенствованию.

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился;

Может быть, самое ценное в духовном облике Пушкинского человека – это его бережное отношение к самому процессу жизни. В жизни все одинаково достойны радости и страдания, в ней все оправдано законами Творца и природы. Жизнь дает человеку неисчерпаемые возможности для творчества, созидания и ничего, кроме благодарности Богу за свое появление на Земле, человек испытывать не может. Ни одной строки из жизни нельзя смывать, в ней все важно и ценно. Представленный так полно и глубоко русский характер может и должен служить убедительным доказательством жизнестойкости, нравственного здоровья, творческих сил и интеллектуальных возможностей народа.
Действительно, читая Пушкина, можно превосходным образом воспитать в себе человека, но это не все. Читая Пушкина, можно гордиться и тем, что русская нация дала миру гения, и тем, что мы сами к ней принадлежим. И, значит, хотя бы частично, духовные богатства, которыми обладает человек Пушкина, есть в каждом из нас.
Пушкин - это наша российская гордость, наша культура. Действительно «здесь Русский дух, здесь Русью пахнет». Это русская природа, русская любовь, это вся наша русская история. Пушкин - это Россия, выраженная в слове.