Папа Григорий XI

Как мы опять объявились в России?

Научный обозреватель Веле Штылвелд

Уже при Екатерине II (правила в 1762-1796), в результате присоединения к России большей части территории Речи Посполитой в 1772, 1793 и 1795 гг. Россия стала обладательницей самого большого в мире скопления еврейского населения – около 750 тысяч человек. Началась великая эпопея, кульминация которой наступила в 1917 г. В течение всего XIX и начала XX вв. ситуация вокруг российских евреев неуклонно обострялась, одной из причин чего явился их бурный демографический рост: к 1913 г. их численность в России перевалила за 6 млн. (при 126 млн. общего населения страны).

Когда евреев приняли поляки

В Польше евреи являются в конце XI столетия, когда, с началом крестовых походов, они перешли из Германии, Богемии и Венгрии в более отдаленные страны, например, в Польшу. Они ожидали там покровительства за содействие процветанию торговли. Это было при правлении Болеслава Храброго. Привилегии, данные евреям, указывают на то, что евреи не считались подданными государства. После смерти королей, даровавших привилегии, они теряли силу. До подтверждения их новыми королями евреи оставались вне закона и подвергались притеснениям.

Первая грамота — дана герцогом Болеславом во второй половине 1380 гг. Затем Казимир в 148о гг. подтверждает грамоты Болеслава. После его смерти начинаются гонения на евреев, которые при Ягеллоне должны носить красный кусок сукна на спине. В Кракове монахи обвиняют евреев в употреблении христианской крови, и толпа устраивает погром. Это вынуждает многих переселиться в Литву. Затем Казимир IV в 1580 гг. опять подтверждает права.

Иоан Альбрехт не лишает евреев привилегий, но замыкает их в гетто. Брат его Александр отменяет грамоты, и опять начиняются преследования. Сигизмунд I ограничивает в правах торговли, удаляет от должностей. В 1680 гг. опять притеснения. Затем буйные польские сеймы, издающие стеснительные и позорные законы.

В Литве такое же положение — постоянно даются вольности и льготы, которые постоянно нарушаются.

Позднейшие грамоты 17 и 18 столетий подтверждают права евреев. Например, грамота Яна III 16 марта 1679 г., данная витебским евреям.

Эти грамоты подтверждают то, что евреи находились в положении бесправия, при котором религиозное преследование, нарушение личных и имущественных прав считалось делом обыкновенным.

Евреи приглашались в Польшу и Литву для оживления торговли и промышленности после войн и моровой язвы. Поэтому королевская власть не могла отказать евреям в подтверждении им прежних грамот. Это касалось городов, более или менее сильных, например, Вильно, Витебск, Минск, Гродно и др.

Когда евреи жили за границей…

После 1505 г., когда в Москве были сожжены представители ереси "жидовомудрствующих", в России отношение к евреям было стабильно враждебным, и до 1772 г. лишь немногочисленные группы их спорадически появлялись на ее территории. Когда польский король Сигизмунд II Август в 1550 г. призывал русского царя Ивана IV разрешить литовским евреям

"с товары и куплями в панство свое (на Русь) добровольно ходити и купчити ...", то 20-летний Иван Васильевич отвечал, что евреи русских "людей от крестьянства (христианства) отводили и отравные зелья в наше государство привозили и пакости многие людям нашим делали ... И нам, – заключал он, – в свои государства жидам никак ездити не велети, занже в государствах своих никакого лиха видеть не хотим. И ты бы, брат наш, о жидах к нам более писать не изволил".

Когда в 1610 г. московские бояре приглашали на русский трон польского королевича Владислава, то одним из выдвинутых ими условий был, опять же, запрет "жидам в российское во все государство с торгом и ни с которыми иными делы" ездить.

В 30-е годы XVIII в. некий Борох Лейбов, представитель очень небольшой группы евреев, проживавшей тогда в России в Смоленской губернии, склонил в Москве в иудейскую веру и подверг обряду обрезания отставного флотского офицера Возницына, который, отрекшись от христианства, стал хулить церковь. В 1738 г. императрица Анна Иоановна утвердила решение обоих "казнить смертию и сжечь, чтобы другие, смотря на то, невежды и богопротивники от христианского закона отступать не могли и такие прелестники, как оный жид Борох, из христианского закона прельщать и в свои законы превращать не дерзали".

Следующая русская императрица, Елизавета Петровна (правила в 1741-1761), повелела изгнать из империи даже тех немногих евреев. Когда ей позже принесли на рассмотрение законопроект о разрешении им торговать в приграничных районах России, она наложила резолюцию, ставшую сакраментальной: "От врагов христовых не желаю прибыли интересной".

Когда евреев приняла Россия

После первого раздела Речи Посполитой в 1772 г., когда к России отошла первая часть литовской Белоруссии, на стенах всех тамошних синагог были расклеены листовки с текстом императорского манифеста, согласно которому

"...еврейские общества, жительствующие в присоединенных к Империи Российской городах и землях, будут оставлены и сохранены при всех тех свободах, коими они ныне ... пользуются, ... доколе они, со своей стороны, с надлежащим повиновением, яко верноподданные, жить ... будут".

Однако реально сохранение за евреями тех прав и свобод, которыми они ранее пользовались в Польше и Литве, т.е. признание их "status in statu", в российское понимание государственного устройства явно не вписывалось.

С присоединением западных губерний к России евреи еще не считались подданными русского государства, на них не распространялось действие общих законов и ссылаясь "на прежние польские законы и установления о различии их против христиан".

Важнейшим правовым актом в отношении евреев России явилось введение уже в 1791 г. "черты оседлости": евреям запрещалось переселяться в те регионы страны, где их раньше не было; исключение было сделано для Новороссийского края (Северного Причерноморья, захваченного А. В. Суворовым у Турции), куда переселение евреев даже поощрялось. После присоединения к России в 1815 г. Царства Польского черта оседлости стала включать в себя 25 губерний Украины, Белоруссии, Литвы и Польши.

С присоединением западных губерний к России, правительство оставило возникший на началах магдебургского права кагал, в котором оно усмотрело орудие для обеспечения исполнения евреями государственных податей и повинностей, в том числе рекрутских и земских. Государство более заботилось об определении степени ответственности кагалов, чем круга их прав и твердых отношений кагала к обществу и правительственным учреждениям. Из ответственности кагалов перед правительством вытекало представленное законом право внутренней организации. Податная система, легшая в основание еврейских обществ и превратившая кагалы в отдельные податные единицы, налагала на них обязанность приурочивать к этой системе внутреннее устройство общин и численный состав их.

Кагал же ведал "коробочным сбором", кормившим власть придержавших мироедов Юго-Западного и Северо-Западного краев Российской империи.

Первоначально коробочный сбор учреждался не для удовлетворения еврейских нужд, а для уплаты общественных долгов.

18 октября 1829 г. Высочайшим утвержденным мнением Гос. Совета разрешено губернским правлениям производить из коробочных сборов расходы на исполнение обрядов еврейского вероисповедания.

Долги Познанских евреев возникли из-за того, что выстроенная синагога бросала тень на здание доминиканского монастыря. Народ в 1370 г., подстрекаемый монахами, губил и травил евреев Познани. Король не вмешивался. Евреи обратились к папе. Была создана комиссия для диспута с евреями. Евреи были оправданы.

Папа Григорий XI писал в послании:

"чтобы впредь евреи считались оправданными от всех возводимых на них слепыми предрассудками и суевериями обвинений".

Затем процесс — обвинение евреев в падеже скота, кражи в церкви гостий.

Судебный процесс длился 120 лет, — еврейское общество было приговорено к платежу ежегодного налога в 800 злотых к празднику тела Христова. Евреи должны были высылать трех представителей, которые, одевшись в черные кожи, положив на себя оковы и неся большую доску, на которой изображена история о трех гостиях, должны идти впереди процессии.

170 лет исполняли эту позорную церемонию, которая затем была переложена на натуральную повинность, в пользу доминиканского монастыря: доставка пороха, масла, воска и сала.

Образовались недоимки — 100 000 талеров. Коробочный был сбор установлен для уплаты долгов монастырям. Коробочным сбором, по сути, ведали не евреи, а городские общественные управления…

Хотя кагальная организация сохранялась до 1844 г., права кагалов постепенно уменьшались, зато евреям уже около 1780 г. было разрешено записываться в купеческое или мещанское сословие, и им были предоставлены почти равные с христианами права по выборам в местные органы власти, чего до Великой французской революции не было, быть может, нигде в Европе; в некоторых городах России евреи даже стали бургомистрами (позже, правда, в 1802 г. избирательные права евреев были значительно урезаны.

В 1804 г. было издано первое в России многосторонне разработанное законодательство о евреях. Этот документ, в частности, предписывал каждому еврею отнестись к одному из четырех сословий: земледельцев, фабричных рабочих и ремесленников, купечеству или мещанству. Была сделана попытка осуществить давнюю мечту многих: выселить евреев из деревень, где они занимались преимущественно винным промыслом, арендой постоялых дворов, корчем и кабаков. Однако переселение почти 300 тыс. человек из деревень в города, и без того перенаселенные, было тогда технически неосуществимо и практически стало претворяться в жизнь лишь в самом конце XIX в.

Обратимся к документу датированному 1827 г. со ссылкой на Положение 1804 г.:

Правила, сделанные вследствие Высочайшего повеления

по соображению существующих законов о приезде евреев

в города России на время.

Еврей, имея право заниматься торговлей и промыслами на общем основании единственно в местах, назначенным им по положению 1804 г. для постоянного пребывания, не могут заниматься оными во внутренних губерниях России, т. есть не могут продавать ни в лавках, ни в своих квартирах, тем менее в разноску, никаких товаров, ни изделий, ни чужих, ни своих, не могут открывать никаких мастерских, тем менее принимать и употреблять подмастерьями, учениками и работниками христиан никакого звания, ни того, ни другого пола.

Они могут приезжать по коммерческим делам, то есть по делам вексельным, исковым, по подрядам и поставкам, если к оным именно допущены правительством.

Под именем мастеров они могут приезжать сами для усовершенствования себя в цеховых мастерских, или для показания особого искусства в цеховом же мастерстве, если знают оное отлично.

Всякий еврей, приезжающий для обучения художествам, или для показания какого-либо особого искусства, является в градскую Думу и представляет о себе, чему он желает учиться, или какого он рода мастер. Тогда дума, обще с ремесленной управой, если найдет, что художество его такого рода, кои могут быть признаны в виде особенного искусства, какого в городе нет, и кои для пользы общественной необходимы, должно представить с мнением своим Губернскому Правлению, на основании чего Губернское правление позволяет сим евреям остаться на определенное время в городе, сообразно с правилами.

Для позволяемых на вышеупомянутом основании дел, евреи могут приезжать не иначе как с паспортами губернаторскими сверх плакатных.

Полицейское начальство само собою может позволять пребывание евреям в городах не более шести недель, а дальнейшее пребывание зависит от Губернского Правления, по причинам, заслуживающим уважения. Но Губернское Правление не может дать отсрочки более шести месяцев без разрешения высшего начальства.

Евреи, не имеющие губернских паспортов, или имеющие оные, но не имеющие права на приезд во внутренние города, наконец, проживающие долее определенного срока, по 28 Параграфу высылаются полицией незамедлительно в места их оседлости.

Если после такого распоряжения они не выедут или опять возвратятся, то почитаются бродягами и по силе указа 15 ноября 1797 года, 23 февраля 1823 года и 8 июня 1826 года, вместе с держащими их в своих домах, дается распоряжение, как о бродягах или покровительствующих бродягам.

Евреи, подлежащие высылке, не должны и не могут быть оставлены для долговых расчетов, но могут искать в оных удовлетворение через поверенных по общим законам.

Полицейское начальство может остановить распоряжение о высылке только тогда:

а) когда еврей находится в одной из городских больниц;

б) когда представит свидетельство физиката, что без вреда для здоровья не может быть выслан.

Открывая раввинов и прочих для религии нужных людей, полицейское начальство должно выслать их немедленно.

Евреи не могут переменять паспортов, и окончание срока оных служит основанием тем решительнее выслать их.

Иностранные евреи, пользуясь общим правом иностранцев единственно в губерниях, которые назначены для еврейской оседлости. Во всех прочих должны быть подвержены тем же правилам и распоряжениям, как евреи, подданные.

Согласно новому закону, кагальные старшины должны были утверждаться администрацией, кагал и впредь должен был отвечать за сбор правительственных податей, но вводить свои уже не мог. Раввинам было запрещено прибегать к наказаниям религиозного характера – это было началом конца самостоятельного еврейского судопроизводства; с тех пор все евреи должны были напрямую подчиняться общерусским законам.

Еврейским детям было разрешено поступать во все школы, гимназии и университеты России, причем там их не должны были заставлять делать что-либо, противоречащее их вере (желающих воспользоваться этим правом, тем не менее, нашлось тогда немного). Кроме того, каждый еврей должен был теперь получить фамилию или прозвище.

Теперь поговорим еще "за Киев":

Еще при польском правительстве г. Киеву были дана привилегия – Магдебурское право (17.11.1576 г. Стефаном Баторием и 15.02.1619 г. Сигизмундом). Евреям воспрещалась торговля в г. Киеве под опасением конфискации имений и товаров. Но это не предохранило г. Киев от евреев.

От дальнейшего наплыва еврейства г. Киев был спасен переходом в 1654 г. во владение России.

В 1660 г. последовало выселение евреев вместе поляками и армянами из г. Киева.

В 1794 г. указом от 23 июня евреям позволено было отправлять мещанские и купеческие промыслы в западных, мало- и новороссийских губерниях и записываться по городам в мещанство и купечество с уплатой податей вдвое (подчеркнуто) против христиан.

Евреи стали селиться в Киеве.

Стали возникать столкновения с горожанами.

В 1810 г. магистрат обратился с ходатайством к правительству о выселении евреев из г. Киева. Ходатайство не было уважено.

В 1827 г. по представлению генерал-губернатора Желтухина правительство запретило евреям иметь в г. Киеве пост пребывания, заводить молитвенные школы и записываться в местное городское общество только купцам 1 и 2 гильдии, приезжать в г. Киев на контракты и ярмарки и торговать во время их в лавках, а всем прочим евреям иметь временное пребывание не дольше 6 месяцев – по винным откупам, по разным подрядам, по векселям и делам собственным или общественным.

Мучительно и медленно формировавшаяся политика России в отношении евреев, вплоть до кончины в 1825 г. Александра I, определялась стремлением к максимальной интеграции их в русском обществе путем постепенного ограничения еврейской автономии при одновременном расширении прав каждой отдельной личности.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.statya.ru