Воспитание физических качеств у юных таэквондистов с помощью подобранного комплекса упражнений

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Обзор литературы
Глава 2. Цели, задачи, методы и организация исследования
2.1. Организация исследования
Глава 3.Результаты исследования и их обсуждения
Выводы
Библиографический указатель
Приложения

Введение.

Одна из важнейших проблем педагогической науки – проблема всестороннего воспитания подрастающего поколения. Спорту принадлежит важная роль в воспитании физически крепкого молодого поколения с гармоническим развитием физических и духовных сил.
Таэквон-до на данном этапе включили в программу олимпийских игр. Большая популярность таэквон-до объясняется его зрелищностью, высоким эмоциональным накалом спортивной борьбы и разносторонним воздействием на двигательные, психические и волевые качества человека.
Таэквон-до также как каратэ, кунг-фу, кикбоксинг и бокс – это работа большой и субмаксимальной мощности. Большие мгновенные физические напряжения в бою на различных дистанциях (средней, ближней и дальней) сменяются полной мышечной расслабленностью в интервалах боя или же изнурительной работой требующей значительных физических затрат для преодоления атакующих действий противника в бою. Для этого таэквондист должен обладать хорошей общей и специальной физической подготовкой. Среди многих факторов определяющих достижения таэквондистов, является высокий уровень физических качеств. Таэквон-до состоит из приемов, в которых движения тела выполняются с максимальной силой, скоростью, точностью и равновесием. Таэквон-до – это не только способ самообороны, но и наука, образ жизни, способ достижения умственного и физического совершенства. Имея в высшей степени дисциплинированное тело, мы можем быть готовыми к любой ситуации. В процессе тренировок отдельные составные движения тела, сливающиеся воедино для большей эффективности, оттачиваются путем систематического повторения.
Воспитание и совершенствование таких физических качеств, как быстрота, сила, выносливость, ловкость и гибкость должно осуществляться в тренировке систематически, особенно в общеподготовительном периоде тренировки.
Высокий уровень теоретической и методической подготовленности преподавателей и тренеров, осуществляющих начальное обучение юных ребят, в значительной мере обуславливает их спортивную деятельность. Преподаватели, тренеры, учителя физической культуры обязаны глубоко изучать теорию и методику подготовки юных спортсменов, систему подготовки спортивных резервов.
Актуальность достижения спортивного мастерства в любом виде спортивной деятельности, в частности, в таэквон-до, связано с уровнем развития двигательных способностей (силы, быстроты, выносливости) и эффективностью их взаимодействия и взаимосодействия.
Таэквон-до это древнее искусство, к концу 90-х годов завоевало практически весь мир. В России таэквон-до стали практиковать в начале 80-х, однако, как вид спорта таэквон-до стал развиваться лишь с конца 80-х годов. И, тем не менее, за столь короткий срок наши спортсмены добились высоких результатов на мировых аренах, есть чемпионы мира и Европы. Однако, несмотря на столь видимые успехи в таэквон-до существует много проблем. Так к одной из самых сложных проблем, требующей своего решения, может быть отнесена проблема воспитания физических качеств.
Специальных научных исследований, посвященных изучению развития физических качеств в таэквон-до весьма ограниченное количество, а имеющиеся отдельные методические работы выполнены, как правило, на взрослом контингенте.
Новизна настоящей работы заключается в том, что подобранный комплекс упражнений является эффективным средством повышения физических качеств юных таэквондистов.
Практическая значимость. На основе научного анализа результатов экспериментального исследования был подобран комплекс упражнений направленных на увеличение физических качеств, таких как быстрота, гибкость, ловкость, выносливость.
Объект исследования: учебнотренеровочный процесс по таэквон-до на этапе начальной специализации. Предметом исследования являются юные таэквондисты в возрасте 10 лет, имеющие 7 куб.

Глава 1 Обзор литературы.

Правильные движения телом, сила реакции, скорость нанесения удара помогают увеличить и сфокусировать потенциальную силу. Скорость, играющая важную роль в таэквон-до, должна постоянно наращиваться за счет простых составных движений, которые выполняются в сочетании с движением тела. Скорость без силы неэффективна. На скорость и силу влияет цель движения. Как в любой другой физической деятельности, большое значение имеет чувство равновесия, так как от этого зависит координация движений. Чтобы приобрести нужную силу удара ногой или кулаком, необходимо следовать некоторым основным законам физики. Это сводиться к использованию веса тела в сочетании с его скоростью и перенесением в результате силы в нужную точку удара через удар ногой или кулаком. Таким образом, сохраняется значительная часть энергии.
Главным содержанием физической подготовки является: развитие физических возможностей человека – силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости. При этом физическая подготовка должна быть направлена преимущественно на развитие физических способностей, характерных для избранной спортивной деятельности. *12*
Быстрота – одно из основных качеств спортсменов таэквондистов.
Ильин Е.П. считает, что физическое качество, как быстрота, генетически обусловлено. Физиологической основой быстроты является лабильность нервно-мышечного аппарата, и развитие скорости имеет место в период самой высокой лабильности нервно-мышечной ткани между 6 и 15 годами жизни человека. Под быстротой понимают комплекс функциональных свойств человека, непосредственно и по преимуществу определяющих скоростные характеристики движений, а также время двигательной реакции. *14*
Таэквондист должен обладать большой быстротой, которая всегда необходима во время боя на татами. Быстрое нанесение ударов и выполнение защит зависит от умения своевременно расслаблять мышцы, чередовать их расслабление с мгновенным сокращением. Очень важно для быстроты движений уметь напрягать только работающие мышцы.
Во время боя на татами большинство действий таэквондиста происходят как ответ на те или иные действия противника. Здесь первостепенное значение имеет быстрота реакции таэквондиста на каждый удар, защиту, передвижение противника. *4*
Выделяют следующие скоростные способности формы проявления быстроты:
1. латентное время двигательной реакции (интервал времени от появления раздражителя до начала ответного действия – времени реакции)
2. скорость одиночного движения
3. частоту движений
Данные формы относительно независимы одна от другой, то есть таэквондист может обладать очень быстрой реакцией, но быть медленным в движениях и наоборот. *16*
Для развития быстроты имеют значения педагогические, физические и психологические факторы, которые стимулируют способности спортсмена. *10*
В спортивных занятиях с детьми 8-11 лет быстроту целесообразно воспитывать преимущественно путем использования тренировочных средств, направленных на повышение частоты и скорости движений. У детей 12-15 лет быстроту воспитывают с помощью тренировочных средств, направленных на повышение скоростно-силовых качеств и мышечной силы занимающихся. *14*
Силу человека можно определить, как его способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных усилий. *9*
Сила, как двигательное качество, есть способность оказывать и преодолевать сопротивление за счет мышечных усилий. *12*
Сила, прежде всего, зависит от степени раз вития мышечной системы. Мышцы обычно бывают, развиты неравномерно: сильнее развиты те мышцы, которые в повседневной жизни и тренировке больше работают. *2,3,13*
Специалисты выделяют наиболее представительные виды силовых способностей составляющих силу человека вообще:
* Скоростно-силовые способности, которые проявляются в медленных движениях и при статическом режиме.
* Скоростно-силовые способности, которые проявляются в быстрых движениях человека. «Быстрая» сила, пожалуй, наиболее весомый вид способностей в спорте: в ее развитии участвуют большинство всех известных физических упражнений.
* Способности к взрывному проявлению силы, то есть проявление силы с максимальным ускорением. *16*
Наблюдаются такие случаи, как чрезмерное увеличение силовыми упражнениями, что за частую неблагоприятно отражается на состоянии здоровья занимающихся. Вызывает тревогу тот факт, что во многих случаях средства и методы силовой подготовки, применяемые в работе с взрослыми спортсменами, механически переносятся в практику работы с юными спортсменами. *5*
В настоящем поединке семилетний малыш, носящий черный пояс, никогда не победит взрослого мужчину, даже если он никогда не слышал о боевых искусствах. Это потому, что решающим фактором боя в данном случае явилась физическая сила. *4*
Как для каратиста, боксера, кик-боксера, так и для таэквондиста наиболее значимы два вида силовых способностей – скоростно-силовые и «взрывные». *16*
Во многих видах спорта наиболее рациональный путь обеспечения общей силовой подготовленности лежит в трех группах физических упражнений:
1. Упражнения с отягощениями
2. Упражнения с сопротивлением (партнера, снаряда)
3. Упражнения ациклического характера с перемещением собственного тела (подтягивание, лазание по канату и так далее) *12*
Выносливостью называется способность, противостоять утомлению в какой либо деятельности. *16*
На одной научной конференции, был задан вопрос докладчику:
«Как вы понимаете, выносливость: как способность бороться с наступающим утомлением или как способность бороться уже с наступившим утомлением?»
Докладчик ответил:
«По-моему выносливость – это и то и другое, и вообще все то, что оставляет человека продолжительное время эффективно действующим». *15*
Выносливость человека в двигательной деятельности определяется многими факторами. Важнейший из них – характер энергообеспечения работающих мышц организма. Отсутствие энергии лишает мышцу способности сокращаться. Большое утомление испытывает нервная система. Утомляться может и сердце и дыхательный аппарат. При разной по характеру и интенсивности работе утомление может носить различный характер. *13*
Выносливость как двигательное качество есть способность человека, к продолжительной и эффективной двигательной деятельности. Физические упражнения, применяемые для развития общей выносливости, делятся на три группы:
1. Циклические физические упражнения в виде бега, ходьбы на лыжах, бега на коньках и так далее.
2. Подвижные и спортивные игры.
3. Упражнения со скакалкой.
Основным средством развития выносливости должна служить работа, вызывающая утомление. Тренировка с целью выработки выносливости должна строиться главным образом с расчетом на работу с утомлением, на преодоление утомления силой воли; это особенно характерно для боя (масоги). *13*
Активное развитие аэробных возможностей человека продолжается до 16-17 лет, причем наиболее существенны сдвиги в развитии вегетативных систем в 13-14 летнем возрасте.
Способность к работе в анаэробных условиях активно формируется позже – приблизительно с 15-18лет.
К проблеме развития выносливости у детей и подростков, выявление закономерностей проявления физических качеств. Фомин В.Н. считает, что все зависит от правильной постановки физического воспитания.
Ловкость – это способность человека быстро и находчиво справляться с новыми для него двигательными задачами.
Ловкость можно назвать двигательной находчивостью. Находчивым обычно называется тот, кто, оказавшись в сложной, критической ситуации, быстро находит наиболее правильный выход. *15*
Ловкость – сложное комплексное качество. Причем замечательно то, что наряду с зависимостью от состояния двигательных возможностей человека, деятельности анализаторов, полноценности восприятия собственных движений и окружающей обстановки, инициативности и прочее. Ловкость в существенной мере определяется и его находчивостью – чертой интеллекта.
Ловкость как двигательное качество – это способность выполнять движения рационально и экономно во внезапно возникших ситуациях. *12*
Ведущее правило построение тренировочных программ воспитания ловкости спортсмена – высокая вариативность средств и методов его спортивной тренировки. *16*
При развитии ловкости рекомендуется руководствоваться следующими методическими рекомендациями:
1. Новизна заданий. Для начинающего спортсмена каждое физическое упражнение – новость.
2. Варьировать применяемые усилия в условиях, близких к соревновательным.
3. Необходимо вводить разнообразные физические упражнения, различных по форме и содержанию. *7,16*
Способность человека успешно справляться с новыми для него двигательными задачами приходиться на возраст от 8 до 14 лет. Выполнение упражнений на ловкость требует большой четкости мышечных ощущений и дает малый эффект при наступившем утомлении. *16*
Гибкость как двигательное качество – это способность к движениям с большим размахом в определенных соединениях тела.
Выделяют активную и пассивную гибкость. Активная гибкость – это способность достигать большого размаха в определенных соединениях тела за счет сокращения мышечных групп. Пассивная гибкость – это способность достигать большого размаха движений в определенных соединениях тела за счет приложения собственных, дополнительных усилий или усилий партнера. *12*
Для развития гибкости нужно соблюдать следующие требования:
1. Упражняться ежедневно.
2. Упражнения на гибкость следует выполнять после тщательной разминки.
3. Упражнение выполнять до болевых ощущений в растягивающихся мышц, связках. *1*

Глава 2 Цели, задачи, методы и организация исследования

Целью исследования является показать воспитание физических качеств юных таэквондистов с помощью внедрения в тренировочный процесс подобранного комплекса упражнений на развитие физических качеств.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать и обобщить литературные данные.
2. Подобрать комплекс упражнений для воспитания физических качеств.
3. Определить возрастные особенности развития физических качеств юных таэквондистов.
4. Определить влияние на развитие физических качеств юных таэквондистов различными методами тренировки.
5. Дать практические рекомендации к данной теме.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы:

1. Анализ и обобщение научно-методической литературы спортивного опыта тренеров.
2. Контрольные тестирования различных физических качеств таэквондистов юношей.
* Проверка уровня развития отдельных двигательных качеств.
* Сравнение уровня развития отдельных двигательных качеств.
* Применялись следующие тесты:
- Подтягивание на перекладине, для определения динамической силы сгибателей рук.
- Бег на 30 метров, для определения быстроты.
- Сгибание и разгибание рук, в упоре лежа, для определения динамической силы разгибателей рук.
- Прыжок в длину с места, для определения взрывной силы.
- Наклон вперед из положения, стоя, для определения гибкости.
- Подъем ног к перекладине, для определения силы мышц брюшного пресса и спины.
- Бег на 1000 метров, для определения выносливости.

3. Педагогический эксперимент, проходивший в три этапа.

- Начальное тестирование контрольной и экспериментальной группы.
- Проведение тренировок в контрольной группе по плану ITF (Корея), экспериментальная по подобранному комплексу упражнений.
- Заключительное тестирование контрольной и экспериментальной группы.

4. Анализ и обработка результатов тестирования методом математической статистики. Были использованы следующие математические формулы:

1. x = ?x/n
2. G?= ?(x-x)?/n-1 G = ?G?=??(x-x)?/n-1
3. t расчет = ((x1-x2)?/ ?G1?+G2?)*?n, при n=n
4. ?=2n-2

Организация исследования.

Исследование проводилось с 1 сентября 1998 года по 1 февраля 1999 года, в филиале международной федерации таэквон-до, в клубе «Союз Таэквон-до». В исследовании принимали участие 10 подростков в возрасте 10 – 12 лет. Имеющие квалификацию 7 куб желтый пояс с зеленой полоской. По результатам тестирования юные таэквондисты были разделены на две группы – контрольную и экспериментальную. Комплекс упражнений для развития отдельных двигательных качеств.

Упражнения для развития быстроты:
1. Махи ногами, с постепенным увеличением частоты движений в течение 5 – 10 секунд.
2. Пробег отрезков 20 – 25 метров в максимальном темпе.
3. Прыжки на скакалке со сменой ритма вращения скакалки.
4. Имитация ударов «ап-чаги» с постепенным увеличением темпа по хлопку.
5. Имитация удара «тун-джумок» перед свечей (быстрым ударом на расстоянии 0,5 метра погасить свечу)
6. «Пятнашки ногами» – игра.

Упражнения на развитие силы:

1. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на четыре счета.
2. Подтягивание на перекладине.
3. Имитация ударов «ап-чаги», «толле-чаги», «еоп-чаги», «нере-чаги» с грузом на ногах.
4. Прыжки в высоту с глубокого приседа.
5. Упражнение на развитие силы брюшного пресса.
6. Приседание с партнером на плечах.

Упражнения на развитие ловкости.

1. Тиммио тора юп-чаги, тиммио тора доме-чаги (прыжки с ударом на 180 градусов и 360 градусов)
2. Прыжки в сторону.
3. Прыжки в высоту с двумя, тремя ударами.
4. Подвижные и спортивные игры.

Упражнения на развитие гибкости.

1. Наклоны вперед из положения, сидя с помощью и без помощи партнера.
2. Шпагат: а) поперечный б) продольный
3. Акробатические упражнения: а) мостик б) кувырки

Глава 3 Результаты исследования и их обсуждения.


В соответствии с программой исследования группа детей в количестве 12 человек была поделена на 2 группы: контрольную и экспериментальную, о чем свидетельствуют таблицы приложения 1 и 2.
На начальном этапе эксперимента было проведено начальное тестирование юных таэквондистов контрольной и экспериментальной группы. Их результаты представлены в таблицах приложения 3,4. На заключительном этапе было проведено заключительное тестирование контрольной и экспериментальной группы, результаты тестирования представлены в таблицах приложения 5,6.
По результатам тестирования на начальном этапе, контрольной и экспериментальной группы, существенной разницы не обнаружено, это можно увидеть в таблицах приложения 3,4,5,6.
По результатам исследования контрольной группы по нормативам тестирования для занимающихся таэквон-до на начальной специализации, были получены результаты заключительного тестирования, о чем свидетельствуют таблицы приложения 9,10.
Проанализировав результаты исследования, группа, занимаясь по стандартному методу, дала показатель на 2-3% выше начального. То есть этот метод эффективного результата не дал, о чем свидетельствует таблица приложения 11.
Экспериментальная группа, занимаясь по подобранному комплексу упражнений, дала более результативные показатели, в отличие от контрольной группы, о чем так же свидетельствует таблица приложения 11.

Выводы.

Определяя возрастные особенности развития физических качеств, установлено, что у детей в возрасте 10 - 11 лет целесообразно воспитывать ловкость и быстроту, так как в этом возрасте самая высокая лабильность нервно-мышечной ткани и организм способен успешно справляться с новыми для него двигательными задачами.
Для развития физических качеств юных таэквондистов необходимо использовать следующие методы: игровой метод, который позволяет в комплексе воспитывать физические качества; соревновательный метод, который способствует воспитанию физических качеств в соревновательных условиях; метод строгорегламентированного упражнения, в котором дается строгая дозировка и характер выполнения упражнения.
В результате исследования был подобран комплекс упражнений, направленный на воспитание физических качеств юных таэквондистов, в который входят упражнения на развитие ловкости, быстроты, силы, гибкости и выносливости. В процессе исследования экспериментальным путем доказана эффективность разработанного комплекса упражнений и наметилась принципиальная возможность использования его в тренировочном процессе.

Библиографический указатель.

1. Ашмарин Б.А. «Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании». – М.: Физкультура и спорт, 1978, с.113-127.
2. Бартош «Школа тренера». – М.: Боевые искусства мира, 1992, с.105
3. Вудман «Техника боя в каратэ». – М.: Каратэ, 1969, с.45-46, 48-50.
4. Вон Кью Кит «Таэквон-до на современном этапе». – М.: Издательство.
5. Грошенков «Школа выживания». – М.: Кунг-фу, 1991, с.30-32.
6. Дектярев И.П. «Бокс» – М.: Физкультура и спорт, 1979, с.233-240.
7. Иванов И.И. «Уроки бокса» – М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1973, с.21-22.
8. Ильин «Истоки и реки». – М.: У-шу, 1995, с.35.
9. Медведев А.Н. «Универсальная боевая система». – М.: Боевые искусства мира, 1991, с.96.
10. Оногченко «Оригинальные школы боя». – М.: Боевые искусства мира, 1990, с.25-26, 35-36.
11. Романов В.М. «Бой на дальней, средней и ближней дистанциях». – М.: Физкультура и спорт, 1979, с.46.
12. Слободян А.
13. Степанов В., Соколов Ю., Радоняк Ю. «Бокс» – М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1967, с.22-25.
14. Филин В.П., Фомин Н.А. «Основы юношеского спорта». – М.: Физкультура и спорт, 1980, с.126,157.
15. Ширяев А.Г. «Хочешь стать боксером?». – М.: Физкультура и спорт, 1986, с.61-70.
16. Шатков Г., Ширяев А. «Юный боксер». – М.: Физкультура и спорт, 1982, с.19-22, 25-26, 29-30, 32-34.
17. Хэппи Гровер «Будо». – М.: Боевые искусства мира, 1993, с.37-40