Гимнастика, значение и виды соревнований
1. Значение и виды соревнований в школе
2. Положение о соревнованиях
3. Комплекс упражнений для женщин
4. Список литературы
Соревнования по гимнастике—неотъемлемая составная часть всей учебной работы по физической культуре в школе. Они позволяют контролировать качество проводимых уроков по основной гимнастике и учебно-тренировочной работы по спортивной гимнастике.
Соревнования требуют от учеников больших физических и психических напряжений. Успех достигается за счет проявления высоких моральных и волевых качеств, таких, как: настойчивость, смелость, решительность, стремление бороться за честь своей команды, школы; умение подчинить свои личные интересы интересам коллектива.
Таким образом, благодаря соревнованиям появляется возможность объективно оценить качество идейно-воспитательной работы с учащимися, проверить техническую подготовку гимнастов, т. е. уровень овладения программным материалом, классификационной программой, выяснить успехи и пробелы в учебно-тренировочном процессе. На соревнованиях спортсмены и тренеры разных команд (разных городов, областей, республик и даже государств) имеют возможность обмениваться опытом работы по овладению новыми сложными элементами, знакомиться с отдельными проблемными вопросами современной учебно-тренировочной работы и вопросами, связанными с дальнейшим развитием гимнастического движения. Все это повышает общий теоретический, методический н практический уровень тренеров и спортсменов. Кроме того, налаживаются личные контакты спортсменов и тренеров, устанавливаются дружественные связи, и в этом проявляется интернациональное назначение соревнований.
Соревнования по гимнастике привлекают большое количество зрителей, что способствует привлечению желающих заниматься гимнастикой. В этом их агитационное назначение.
Виды соревнований.
В организации и проведении соревнований сложились определенные традиции. Соревнования различают по цели, форме зачета, масштабу, представительству и характеру.
По направленности (цели) соревнования бывают учебные—в отдельных учебных группах, классах, по специальным учебным программам того или иного года обучения; отборочные для выявления сильнейших спортсменов и комплектования сборного коллектива, определения сильнейшей команды для дальнейших выступлений в соревнованиях; прикидки — проводятся на учебно-тренировочных занятиях и сборах; первенства и кубки — проводятся с целью подведения итогов работы за определенный период, выявления сильнейших гимнастов и команд; матчевые встречи — носят официальный и товарищеский характер, как правило, бывают традиционными; массовые соревнования — проводятся в низовых спортивных коллективах среди учащихся учебных заведений, в воинских частях и подразделениях, охватывают большое количество занимающихся, проводятся по специальной программе, нормативам комплекса ГТО и упрошенным правилам, с целью отбора лиц, более способных для занятий гимнастикой в секциях школ, коллективах ДЮСШ, ДСО и ведомств; могут проводиться без учета пола и ограничения количественного состава участников.
По форме зачета соревнования могут быть л и ч н ы м и — разыгрывается личное первенство по сумме баллов, набранных участниками в каждом разряде программы отдельно; командными — определяется первенство среди мужских и женских команд раздельно, по сумме баллов зачетных участников в каждом виде многоборья пли по сумме баллов, набранных в многоборье зачетными участниками, может определяться по очковой системе; л и ч н о - к о м а н д н ы м и — в каждом разряде определяются личные результаты и командное первенство; коллективными — определяется лучший коллектив по результатам выступлении нескольких команд: детской, юношеской, мужской, женской и т. д. По масштабу бывают: низовые, районные, городские, областные, краевые, республиканские, всесоюзные, международные — предусматривают преемственность в решении поставленных перед ними задач.
По представительству соревнования делятся на территориальные — в команде могут быть представители только одной республики, одного города, района или школы. К таким соревнованиям относятся первенства ЦС ДСО и ведомств, спартакиады школьников, спартакиады народов России; ведомственные — в командах соревнуются представители разных городов, принадлежащих одному ДСО или ведомству.
По характеру соревнования могут быть классификационные— на них присваивается спортивный разряд: не классификационные— разряд не присваивается; закрытые - без участия зрителей, имеющие целью специальный просмотр, бет допуска представителей других городов, стран, ведомств; открытые — допускаются все желающие выступать гимнасты, независимо от принадлежности к ДСО, ведомству, городу, стране; конкурсы - выполняются отдельные элементы или связки на видах гимнастического многоборья по предварительным заявкам;
«с листа» - по неизвестной заранее программе; по упрощенным программам и правилам – соревнуются не по всем видам многоборья, по специально разработанной программе, по выбору соревнующимися в комбинации при наличии двух; по облегченным правилам судейства: без спец требований, без временного норматива, с двумя попытками.
Положение о соревнованиях
Положение о соревнованиях — руководящий документ для всех организаций, принимающих участие в соревнованиях. Оно составляется организацнск. проводящей соревнование, в соответствии с существующими правилами соревнований и рассылается не позднее чем за три месяца до их начала. Изменения в положение о соревнованиях может вносить только организация, его составляющая. Об этом сразу же сообщается во все коллективы, занятые подготовкой к соревнованиям.
Положение принято составлять по следующей схеме:
1. Цели и задачи.
2. Место и сроки проведения.
3. Руководство соревнованиями.
4. Участники соревнований.
5. Программа соревнований.
6. Условия определения личного и командного первенства
7. Условия и порядок награждения победителей личного и командного первенства.
8. Условия приема участников соревнований (приезжих команд).
9. Форма и сроки предварительных и окончательных заявок.
Основные задачи соревнований обычно состоят в популяризации гимнастики, выявлении сильнейших спортсменов и коллективов, подведении итогов учебно-тренировочной работы за отчетный период и т.д.
Место и сроки проведения соревнований определяются календарем соревнований, по с более конкретными данными (спортивная база, время проведения, дни опробования и др.).
Руководство соревнованиями обеспечивает организация, которая их проводит. Она назначает своего представителя, отвечающего за подготовку и проведение соревнований. Непосредственное руководство возлагается на главную судейскую коллегию во главе с главным судьей соревнований.
Программа соревнований и правила оценки упражнений.
В этом разделе предусматриваются программа и разряды, по которым будут соревноваться гимнасты. Положение о соревнованиях может предусматривать:
а) выступление по обязательной программе (соревнования 1-а);
б) выступление по произвольной программе (соревнования 1-б);
в) финальные соревнования по многоборью с произвольной программой (соревнования
2); г) финальные соревнования в отдельных видах гимнастического многоборья им произвольной программе (соревнования 3).
Состав участников соревнований и условия з а чета.
В этом разделе указывается, какие организации и в каком численном, составе допускаются к данным соревнованиям. В составе команды, кроме гимнастов, учитываются тренеры, аккомпаниаторы и представитель. Оптимальный состав участников в каждой команде в классификационных соревнованиях 6—8 человек, а в соревнованиях по упрощенным правилам 10—12 человек. Число зачетных участников обычно устанавливается на единицу меньше установленного состава команды. В отдельных случаях допускаются к соревнованиям участники в личном первенстве или вне конкурса. Командный результат соревнований определяется по сумме баллов зачетных участников в каждом виде гимнастического многоборья. В некоторых случаях он определяется по сумме баллов в многоборье у зачетных участников.
Командное первенство определяется по результатам выступлений гимнастов в соревнованиях 1-а и 1-6. Финалисты соревнований 2 и 3 отбираются по результатам командных соревнований. Их количественный состав устанавливается правилами или положением о соревнованиях. В зависимости от масштаба соревнований победители в многоборье и в отдельных видах могут определяться по результатам командных соревнований.
.Если в соревнованиях принимают участие гимнасты разных разрядов, то результаты командного первенства выводятся с учетом коэффициента, согласно правилам соревнований или положения. Правилами соревнований устанавливается коэффициент, равный 1 (единице), для самого младшего разряда, по которому выступают гимнасты на данных соревнованиях. По мере усложнения разряда коэффициент постепенно возрастает, каждый раз на 0,05. Если командное первенство определяется по лучшим результатам спортсменов в многоборье, то по окончании соревнований секретариат увеличивает сумму баллов каждого зачетного участника умножением на соответствующий разрядный коэффициент. Правила соревнований предусматривают применение разрядного коэффициента при условии оценки качества исполнения упражнения не менее чем в 8 баллов, а в многоборье не менее 80% от возможной суммы баллов. В том случае, когда программа соревнований для всех участников одинакова или количество участвующих гимнастов в каждом разряде строго определено положением, коэффициент не применяется. В ряде случаев при подсчете результатов используется очковая система.
Разновидностью командных соревнований являются общекомандные, в которых по результатам выступлений отдельных команд определяется место всего коллектива.
Награждение победителей предусматривает, чем и за что награждаются победители и призеры личного и командного первенства, а также их тренеры. Обычно награждают за командное первенство среди мужчин и женщин раздельно, за личное первенство в каждом из разрядов, а также за личное первенство в отдельных видах гимнастического многоборья.
Организационные вопросы положения предусматривают условия приема участников, форму судей, сроки подачи предварительных и окончательных заявок, сроки совещания представителей, проезд к месту соревнований и др.
Комплекс упражнений для женщин.
1.И. п. — о. с.
1 —с шагом левой в сторону, руки за голову.
2 — вставая на носки, руки вверх, потянуться вверх, посмотреть на руки.
3— то же, что
1. 4 — и. п. (7-8 раз)
2. И. п. — о. с.
1 — присед руки вперед.
2 — левую в сторону на носок, руки в стороны.
3 — приставить левую, руки вперед.
4 — и. п. (6-7 раз)
3. И. п. — руки к плечам.
1 — согнуть левую ногу вперед и коснуться коленом правого локтя, вперед не наклоняться.
2 — и. п.
3—4 — то же правым коленом левого локтя.
5 — сгибая левую ногу назад, ударить правой ладонью по подошве.
6 — и. п.
7—8 — то же левой ладонью по правой подошве. (5-6 раз)
4. И. п. — стойка ноги врозь.
1—3—три пружинных наклона вперед.
4 — и. п.
5—7 — три пружинных наклона назад, руки тыльной стороной упираются в поясницу.
8 — и. п.
9—11 — три пружинных наклона вправо, сгибая левую ногу, руки вверх, в замке, ладонями вверх.
12 — и. п.
13—16 — то же влево. (6-7 раз)
5. И. п. — стойка на коленях, руки на поясе.
1 —3 — наклон назад прямым телом.
4 — и. п.
5 — разводя стопы, поворот туловища вправо, касаясь правой рукой левой пятки.
6 — поворот обратно.
7—8 — то же с поворотом налево и свести пятки. (4-5 раз)
6. И. п. — лежа на спине, стопы закреплены, руки за головой.
1—2 — приподнять туловище на 30° (не сутулится, локти в стороны).
3 — приподнять туловище до 45°.
4 — наклон вперед до касания грудью ног.
5—7 — медленно лечь в и. п.
8 — расслабиться. (5-6 раз)
7. И. п. — лежа на правом боку, ноги закреплены, правая рука под головой.
1—2 — приподнять верхнюю часть тела влево, выпрямляя правую руку.
3—4 — лечь, расслабиться. Проделав 4—6 раз, повернутся на левый бок.
8. И. п. — лежа на спине.
1—4 — сгибаясь в тазобедренном суставе (колени не сгибать) и поднимая таз, принять вертикальное положение («березка»), упираясь руками в спину, ближе к лопаткам.
5—8 — сгибаясь в тазобедренных суставах и опуская спину (ноги не сгибать), принять и. п. (4-5 раз)
9. И. п. — упор лежа (руки в этом положении должны быть параллельны, т. е. на ширине плеч).
1 — опустите правую руку на предплечье.
2 — то же левую.
3 — выпрямите правую руку.
4 — выпрямите левую руку (и. п.).
5—8 то же, но начиная с левой руки. (7-8 раз)
10. И. п. — лежа на спине, ноги слегка врозь, руки в стороны.
1 — с поворотом туловища вправо коснуться левой ладонью правой — выдох.
2 — и. п. — вдох, расслабление.
3—4 — то же влево. (4-5 раз)
11. И. п. — лежа на спине, руки в стороны, ноги врозь согнуть, опираются на подошвы.
1—2 — опустить ноги влево до касания левым бедром пола, а правым коленом левой пятки.
3—4 — и. п.
5—8 — то же вправо.(5-6 раз)
12. И. п. — лежа на спине, руки в стороны.
1—2 — поднять левую ногу вверх-вправо до касания носком кисти правой руки. Нижняя часть тела несколько повернута вправо, руки не отрывать от пола.
3—4 — и. п.
5—8 — то же в другую сторону. (5-6 раз)
13. И. п. — лежа на спине.
1 — сед углом, руки вверх.
2 — с поворотом кругом лечь на живот, руки вверх.
3—4 — продолжить поворот направо, лечь на спину, и. п.
5—8 — то же с поворотом налево. (4-5 раз)
14. И. п. — лежа на спине, ноги закреплены.
1—2 — поднять верхнюю часть тела на 45° и с поворотом туловища направо коснуться локтем пола.
3—4 — и. п.
5—8 — то же с поворотом налево. (5-6 раз)
5. И. п. — стойка на четвереньках.
1 —выгнуть спину повыше.
2—3 — опуская спину, прогнуться, поднять повыше одноименные конечности, нога прямая, посмотреть на руку.
4 — и. п.
5—8 — то же, поднимая другие конечности.(5-6 раз)
16. И. п. — стойка ноги врозь, руки вперед.
1 —прыжком ноги вместе, руки в стороны.
2 — прыжком в и. п. (6-7 раз)
17. Ходьба на месте с большой амплитудой движения, постепенно замедляя ходьбу и уменьшая амплитуду.
Список литературы:
1. Палыга В.Д. «Гимнастика» Учебное пособие для студентов факультета физ. воспитания. М: «Просвещение» 1982 год.
2. «Гимнастика с методикой преподования»\ под редакцией И.Б.Павлова \ М: «Просвещение» 1985 год.
3. Шефер И.В. «Гимнастика для женщин» М: ФиС 1984 год.