"Общество–природа" - проблема сохранения естественного мира
В естественнонаучной литературе вопросы сохранения природных ресурсов и их компенсации связываются непосредственно с культурным землепользованием. Исследуются существующие методы рационального преобразования естественной среды обитаниячеловека, выделяются перспективные формы внутривидовых и региональных изменений. Этот подход нашел отражение прежде всего в работах последних лет'. Рационализация природопреобразования связывается с такими новыми формами охраны и использования экосистем, как национальные парки и природные парки. Анализируя значение этих форм, советский исследователь С.А. Генсирук выделяет рекреационное использование лесных территорий с учетом не только прагматических задач, но и их эстетических значений . Особое место в рациональном природопользовании отводится оптимизации отношений человека и природного мира как области совершенствования технологии культуро-преобразующей деятельности по использованию и переработке ресурсов геобиосферы. Уделяется внимание и технике организации национальных парков как эстетически ценных объектов .
Широкое распространение в связи с проблемой сохранения природы приобретают идеи контроля окружающей природы как формы научного наблюдения, включенного в технологию рационального природопользования. При этом ряд исследователей заявляют о необходимости стабилизации достигнутых наиболее положительных результатов, закрепления оптимальных форм природопреобразующей практики, в том числе и эстетической. В этой связи особенно актуальна задача анализа понятия сохранения на основе диалектико-материалистической методологии.
Хотя по традиционному определению под сохранением понимается некое постоянство в природной среде, достигаемое целенаправленной культурной деятельностью, однако в объективной действительности как законы самой природы, так и влияние людей, подвергающих в практических процессах естественную среду обитания преобразованиям, исключают возможность консервации достигнутого, отрицающую развитие, движение внутри системы "общество – природа". Само движение как атрибутивная форма существования исследуемой системы становится причиной многообразия предметов, явлений и ихпревращений, представляющих явление дискретности в континууме эстетически ценной природной среды. Сохранение не есть простая консервация каких-либо уже имевшихся в эстетическом опыте форм, так как природа чужда стабильности и в сложной системе климатических, межвидовых, культурных противоречий подвергается постоянному изменению, не теряя большей частью эстетической ценности. В этих превращениях естественные факторы играют не меньшую роль, чем антропогенные. Реконструкция климатической обстановки прошлых эпох, в частности раннего карбона, а также коллекция растительного мира соответствующего периода позволили известному палеонтологу и стратиграфу С. Мейну воссоздать общий тип ландшафта того времени, названный им "странным ландшафтом". Основой пейзажа служила унылая щетка плауновидных. Крупнейший климатолог нашего столетия В. Кеппен предлагает классификацию климатов по растениям и растительности. Он говорит о "климате березы" или "климате фуксии", что не является стремлением к одной лишь образности языка, а отражает те коренные изменения, которые вносят климатические перемены в растительный мир и вместе с тем накладывают свою печать на эстетику пейзажа. Даже на современном этапе, когда решающую роль приобретает антропогенный фактор воздействия на природу, было бы ошибочным игнорировать климатические условия. Академик Н.С. Нестеров, связывая качественные видовые изменения растительности Петровско-Разумовской лесной дачи с существенными климатическими изменениями, которые произошли за последние сто лет, подчеркивает сохранение эстетических свойств исследуемого участка.
Идея континуума ландшафтной сферы и живого мира находит подтверждение в работах эволюционистов Л.С. Берга, А.Г. Гурвича, А.А. Любищева. В среде географов приходят к выводу, что в ландшафте совмещается дискретность и континуальность. В.С. Преображенский считает, что поскольку в природе постепенных переходов гораздо больше, чем резких, а дискретные границы, как правило, не образуют замкнутых контуров, причем нижние и верхние геосферы в большинстве случаев изменяются постепенно, то нельзя не признать, что ландшафтная сфера в целом континуальна.
Континуум эстетически ценной природной среды связан также с деятельностью общества по созданию "второй природы", в которой возникают новые природные виды и формы. Культурная природа также несет эстетическое содержание, что подтверждает идею непрерывности как объективной закономерности. Доказательством служат современные методы количественных оценок эстетических значений природных регионов, предлагаемые в разные годы такими авторами, как К.Д.Файнс А. Скамони и Г. Гофман, К. Эрингис и А.Р. Бурдюнас, А. Цеплик. Особое место занимает методика В.П. Ковтунова и В. Нефедовой', в системе которых большое место отведено экологическим критериям, хотя конечной их целью является оценка эстетическая. Факт возможности применения некоторых методик к разным пейзажам для определения уровня их эстетичности служит веским доказательством континуальности эстетически ценной природной среды.
В самой творческой деятельности людей заложены критерии, обусловленные закономерностями и нормами естественной среды обитания человека. Не только в процессах репродуктивной сельскохозяйственной деятельности, но и в творческом преобразовании природы, когда индивидуальное авторское начало, неповторимость форм организации пространства композиционные особенности играют столь существенную роль, характер самого природного материала, климатических, геоморфологических условий становится определяющим в разрешении противоречий между субъективной и объективной сторонами. Творческая личность, выступая по отношению к природному материалу в роли режиссера, обращается к его естественным качествам фактуры, цвета, формы, к способности образовывать композиции, не разрушающие природного облика. Она выявляет с помощью специального монтажа наиболее ценные эстетические особенности природных объектов и явлений. Однако только естественность построения, передающая единство и целостность мира природы, становится основой творческих достижений. Критерием эстетической ценности результатов преобразовательной деятельности человека выступают закономерности природы. которые являются основанием ее красоты. Нарушение этих закономерностей приводит к разрушению существующего континуума эстетических значений природы.
Искусство представляет своеобразное единство материального и Духовного в эстетическом освоении человеком природной среды, а его история становится продолжением истории объективной природы. В произведениях литературы, живописи, музыки отражается и преломляется природа во всем многообразии эстетических значений. Эмпирический опыт, лежащий в их основе, обусловливает не только индивидуальное своеобразие творческого почерка художника, но и отображение природного, трансформированного через содержание социального бытия. К. Маркс замечает, что в архитектуре человек воспроизводит не только самого себя, но и повторяет всю природу, и это в равной степени относится ко всем видам искусства. Отдельные жанры, такие, как пейзаж, натюрморт, а также сады, парки, концентрируя в себе данную особенность искусства, являются своеобразным критерием эстетического освоения природной действительности, непосредственно выражают достигнутый на этом пути уровень.
Но проблема творческого отображения природы и в названных жанрах заключается не во внешнем, хотя бы и самом совершенном подражании естественным объектам и явлениям, а в постижении отображения гармоничности природы, ее явлений. Вне зависимости от внешней формы, которая может быть предельно искусственной, представления о целесообразности и гармонии отображают связь человека с природой. Так, например, восточный монохромный живописный пейзаж, где в отличие от многоплановой цветовой гаммы естественной среды используются лишь черный и белый цвета, способен тем не менее выразить и динамику, и безмятежный покой природного мира. В серебристых и густо-черных линиях и пятнах туши передается противоборство космических сил как борьбы движения и статичности, свободы и порядка, царящих в природе. Не менее условен по форме жанр садов. Художественно осмысленный сад, несмотря на свою наглядную конкретность знакомых всем природных форм, способен подниматься до уровня высоких абстракций – понятия. Внутренняя суть природных явлений, их скрытый смысл всегда остаются центром подобного произведения. Даже пейзажный парк, наиболее близкий к естественной природе как произведение искусства, не является прямым аналогом природы. Выделяясь из окружающей среды благодаря деятельности его создателей, он раскрывает наиболее эстетически ценное в природном материале, представляя еще одну сторону континуума, обогащенного творчеством людей.
Во всех сферах деятельности, связанных с преобразованием живой природы, ландшафта по законам красоты, – от выведения новых сортов декоративной флоры, эстетической организации сельскохозяйственных площадей до камерных форм садового искусства – проявляется принцип пространственного единства как важного условия сохранения естественной среды обитания человека. Реализация этого принципа осуществляется в природотворческой деятельности общества, получающей все более конкретное оформление в качестве самостоятельного вида искусства. В этом виде творчества природа не только среда, в которой происходит адаптация общества. Здесь человечество опредмечивает себя и, расширяя свой мир в процессах эстетического преобразования природы, обогащает, продолжает ее и чем дальше, тем изменяет ее шире и существеннее. Создаются реальные предпосылки для выхода за рамки отдельных естественных и художественно оформленных природных ансамблей, их объединения в композиционное целое на целостно-нормативной эстетической основе.
Общество, являясь частью глобальной системы, оказывает существенное воздействие на качественную сторону системы в целом. Академик В.Г. Нестеров считает, что вся история человечества представляет собой поучительную характеристику его деятельности по преобразованию живой природы в условиях ее развития. "Такой подход человека к окружающей среде вызывался, вызывается и будет вызываться тем, - пишет он, - что природа, вопреки некоторым воззрениям, не вполне совершенна и может быть преобразована в новые, более эффективные формы. Весь период своего существования человек стремился изменить природу в своих интересах и достигал в этом отношении успехов тогда, когда условия среды соответствовали условиям существования новых видов и форм организмов".
Наряду с творческой деятельностью людей, направленной на сохранение и дальнейшее обогащение природной среды, в наше время имеет место и столкновение развивающейся промышленной индустрии с природой, представляющей эстетическую ценность, что порождает конфликтные ситуации, которые не всегда могут быть решены в пользу последней. Поэтому возникает необходимость в идее компенсации, которая отражает дискретность объективного содержания понятия сохранения. Можно выделить три основных пути компенсации разрушаемой природы, выступающих на первый план в различные исторические периоды: самовосстановление природы, интуитивная художественная деятельность человека природными средствами и целенаправленные процессы создания культурного и художественного оформления ландшафта. Они отражают уровень познания человеком природы, ее творческого преобразования и связаны как с характером природопользования, так и с социальной организацией общества.
Явление самовосстановления природы доминирует преимущественно в периоды становления человеческого общества и первобытнообщинного строя, где компенсаторные процессы ведут к прогрессивному развитию новых, эстетически значимых природных форм. Если положение К. Маркса о том, что природа является естественным условием существования человека, его неорганическим телом, а ее целостность – предпосылкой и необходимым условием нормальной полноценной жизнедеятельности человеческого рода, имеет отношение ко всем периодам истории общества, то первобытнообщинное социальное устройство демонстрирует наиболее прямые, непосредственные формы "сращенности" человека и природы. И хотя биосфера является основным средством производства и подвергается постоянным преобразованиям, отсутствие, а в дальнейшем даже наличие "ручной" техники, представляющей, по существу, продолжение природной организации человека, делает изменения, вносимые человеком, относительно незначительными. Ограничения, связанные с физическими, психологическими, интеллектуальными возможностями первобытных народов, обусловливают ограниченность их репродуктивной и реконструктивной деятельности в природе. Это обстоятельство создает возможность самовосстановления природы.
Более того, оказываясь в процессах производства во власти природы, человек воспроизводит свою органическую связь с ней, свою зависимость от нее. В результате скорее интуитивного, чем осознанного чувства возникают первые формы природоохранных мероприятий, создающие условия самовосстановления природы. МЛ. Лифшиц замечает, что человек мифологической эпохи, “поднимаясь над окружающей его природной средой, вступает в союз с ее элементарными механическими силами... Сама природа на уровне человеческого бытия обретает субъективные свойства, но это совершается не в человеческой голове, взятой отдельно от внешнего объекта, а в практическом взаимодействии людей с природой”. Использование законов природы в хозяйственной деятельности как компенсаторных сил и охрана природы в этот период были в основном спорадическими по характеру, но они все-таки создавали возможность для самовосстановления природы.
Собственно процессы самовосстановления природы как часть общего процесса сохранения присущи и более поздним периодам человеческой культуры. Так, по достаточно компетентному источнику – "Запискам о московитских делах", составленным австрийским посланником ХVI в. Герберштейном, в период основания и развития Москвы в ближайших окрестностях шла активная вырубка леса. В то же время оставлялись урочища, заповедники, являющиеся сегодня своеобразной летописью изменения растительного покрова, который не потерял эстетическую ценность.
Следует обратить внимание на фактор времени, играющий немаловажную роль в процессах самовосстановления природы. Уже на ранних ступенях становления человеческой цивилизации процессы самовосстановления не всегда поспевают за разрушениями, наносимыми живой природе. Механизм стихийной охраны природы, наблюдающийся у ряда народов, не способен компенсировать изменения в природе, вызванные тотальным использованием человеком биосферы земли. На этой почве возникает диспропорция, которая по мере интенсификации общественного производства углубляется и достигает на стадии высокого развития индустрии конфликтного состояния.
Фактор интуитивной художественной деятельности по восстановлению утраченного гармоничного единства человека и природной среды доминирует преимущественно в докапиталистический период. Целенаправленное созидание в природе не характерно для этого этапа социального развития. Неразвитость общественного производства, нерасчлененность во взаимодействиях общества и природы обусловливает природоограниченную целостность в докапиталистических формациях. "Во всех формах общества, где господствует земельная собственность, преобладают еще отношения, определяемые природой", – пишет К. Маркс. Уровень познания природы, также обусловленный преобладанием сельскохозяйственного производства, ориентирует человечество на утилитарное знание, оставляя в тени ее эстетическую ценность. Поэтому первые немногочисленные произведения природотворчества решают прежде всего практические задачи и лишь затем эстетические. Таковы сады Семирамиды древнего Вавилона – уникальное архитектурное сооружение, на террасах которого были собраны коллекции древесных и кустарниковых растений. Они имели в первую очередь климатическое и экологическое значение и лишь в длительной эволюции эстетических потребностей человечества стали прообразом висячих садов как жанра искусства.
В современной урбанизированной культуре "висячие сады" на крышах, балконах домов, так называемое вертикальное озеленение, примыкающее к ним по характеру устройства и принципам оформления комнатное цветоводство получают все более широкое распространение. Но этот вид деятельности, хотя и содержит прежде всего эстетическую функцию, продолжает сохранять стихийно-художественный характер. В определенной степени компенсируя разрыв между человеком и природой, который принимает вид антагонизма в условиях современных мегаполисов, он объективирует стремление широких масс к гармонизации отношений с естественной средой.
Возникновение искусства садов и парков как особой области художественной деятельности связано с практикой культурного освоения природных ресурсов. В своих истоках оно опирается на эстетический опыт народа, который становится в дальнейшем основой собственно художественного мышления. Известный исследователь и историк садовопаркового искусства В.Я. Курбатов пишет: "Сопоставляя, однако, все известное, можно думать, что первые искусственные сады появились в местах, бедных влагой и растительностью. Там было необходимо устраивать искусственное орошение, само направление проложенных каналов заставляло располагать посадки определенным образом, и таким образом создавался план парка. Так и в наше время вся долина Ломбардии, бывшая когда-то сухою и унылою равниною, прорезана правильной сетью каналов. Вдоль последних рассажены шелковичные деревья, между ними протянуты виноградные лозы, а середины образовавшихся четырехугольников засеяны рисом и кукурузой. Таким образом путешественнику кажется, что он едет по бесконечно правильно разбитому.
В русской культуре утилитарное назначение садов господствует вплоть до нового времени. В приусадебный парк, например, всегда входили плодовые посадки, занимающие важное место в общей композиции. Более того, как правило, хозяйственные сады, как более ранние, определяют расположение парковых зон. Такова, например, роль плодовых садов царской резиденции Коломенского и Измайлова, использовавшиеся не только в утилитарных, но и в эстетических целях, предопределивших кольцевое построение возникших значительно позже парковых ансамблей. Однако если парк создается в результате творческой деятельности архитектора-декоратора и развивается в русле других видов искусств, испытывая на себе влияние их стилистических особенностей, то утилитарные приусадебные сады, предоставленные вкусам специалистов-естественников, открывают перспективные традиции эстетической культуры промышленного природопользования.
Целенаправленная деятельность человека по созданию культурного, эстетически значимого ландшафта приобретает специфические черты в эпоху становления и развития буржуазных отношений, роста больших городов, сосредоточения масс в местах, оторванных от девственной природы, механизации производственных процессов, в том числе сельскохозяйственных, интенсификации труда. В этот исторический период – период обострения социальных противоречий до антагонизма – отрыв человека от природы также принимает характер антагонистического конфликта. Меняя в корне характер взаимодействия общества и природы, капиталистические отношения обусловливают превращение естественных условий труда – земли, биосферы – в отделенный от человека и противопоставленный "свободный фонд", который выступает в форме "прочно обособившихся стоимостей''. Природная среда, вовлеченная в систему капиталистического воспроизводства, становится объектом самой беззастенчивой и хищнической эксплуатации, ничем не ограниченного использования, а вместе с тем условием и средством отчуждения личности от природы.
Другой, противоположной стороной процесса развития буржуазных форм общественной жизнедеятельности является рост сознания и самосознания масс, повышение общей культуры трудящихся, связанной с индустриализацией и урбанизацией. Проявляющееся стремление народа к демократизации всех форм общественной жизни находит выражение и в природотворческой деятельности. В результате широкого демократического движения в этом направлении создаются парки и сады, являющиеся достоянием не отдельных семей, а достаточно широких слоев населения.
Возникают новые формы творчески преобразованной, искусственно оформленной природы. Отдельные формы садово-паркового искусства становятся самостоятельной частью городского пейзажа, обнаруживая тенденцию к дальнейшей эволюции на основе иного функционального значения. Происходит формирование особого дендродекорационного жанра в системе природотворческой деятельности, который в дальнейшем оказывает сильное влияние на оформление сельских регионов.
Качественный скачок в искусстве природотворчества связан с появлением ландшафтного мышления. Вместе с ним практика преобразования природы по законам красоты получает новый стимул развития. Не случайно созданная в этот период в Сен-Жермене Ленотром терраса на вершине берегового откоса Сены, открывающая вид на долину и панораму Парижа, становится поворотным пунктом как в искусстве садов и парков, так и в общей ориентации природопреобразующей эстетической деятельности. Центром внимания, организующим ландшафтную архитектуру террасы, становится природный ландшафт с его эстетическими значениями.
Выдвижение на первый план ландшафта и художественно преобразованного растительного мира в качестве эстетической ценности усиливает возможности поисков самых разнообразных вариантов преобразований окружающей среды, вплоть до включения их в процессы производства, связанные с промышленным освоением геобиосферы. Привычная картина, где редкими оазисами выглядят отдельные сады, парки, заповедники, сменяется культурно оформленными сельскохозяйственными регионами, многочисленными малыми и большими формами творчески преобразованной природы. Однако частная форма собственности на землю, бесплановость, стихийность ведения хозяйства служат серьезным ограничителем дальнейшего совершенствования природотворческой деятельности общества в целом.
Планирование природопреобразующей деятельности в масштабах всего общества и разумный контроль со стороны общества открывают беспредельные перспективы сохранения природы. Уже на уровне социалистической организации на смену буржуазному принципу хищнической эксплуатации и господства над природой приходят идеи рачительного, бережного отношения к ней как богатству, принадлежащему всему обществу, сознательно организованного. партнерства, на базе которых создается научно регулируемая и управляемая система практических и эстетических отношений с природой.
Социалистическая культура сохранения природы, опираясь на мировой опыт, вместе с тем вырабатывает принципиально новый подход к компенсаторной деятельности в природе. Сегодня уже можно говорить о сформировавшейся в природопользовании системе из трех сложно связанных компонентов: входящей в производство индустрии; арены действия – природы; творческой деятельности людей. В социалистическом обществе создаются в государственном масштабе условия для преодоления отрицательного воздействия индустриализации на природу, повышения роли производства как ускорителя природных процессов, решающей природосохраняющей силы. Творчество широких масс в этих условиях направлено как на оптимизацию процесса использования природных и технических ресурсов, так и на искусственную эстетизацию естественной среды.
Оптимизация связей с природой становится важным принципом в природопреобразующей деятельности социалистического общества. Здесь формируются методы функционирования системы "общество – природа", которые обеспечивают при наименьшем расходовании средств полезные результаты с точки зрения как сохранения естественной среды, так и удовлетворения социальных интересов, вырабатывается научно обоснованная оптимальная стратегия, позволяющая выбирать из многих вариантов, которые способствуют постепенному развитию природной системы в целом. Примером могут служить национальные парки, заказники, заповедники, где практические, научные и рекреационные задачи не вступают в противоречие, а меры по их решению дополняют друг друга.
Деятельность человека в природе даже в форме оптимальной стратегии может наталкиваться на сопротивление среды. Вся геобиосфера в целом и каждый из ее элементов развиваются по собственным закономерностям и могут быть модифицированы в крайне узких пределах. Однако человек в своей хозяйственной деятельности далеко не всегда способен учитывать этот фактор, поэтому особое значение приобретает принцип организации. Три основных положения в реализации принципа организации играют существенную роль: цель и научная концепция, логическая схема, единый характер управления. Их решение составляет основу создания нового типа хозяйствования в природе. При этом современная социальная и экологическая ситуация как необходимое условие оптимизации отношений с природой обусловливает обращение к эстетическим подходам. Их реализация в практике природопреобразования обеспечивает высокую эффективность производства, улучшает вместе с тем условия сохранения окружающей среды. Примером может служить организация сельскохозяйственных ландшафтов в русле архитектурных требований. Архитектурная организация промышленного ландшафта, опирающаяся на эстетические принципы, благоприятствует осуществлению управления и препятствует дезорганизации среды. Наиболее высоким уровнем организации являются сады и парки, которые в условиях социализма занимают все большее место в жизни людей.
Идеи об эстетической организации природного мира всей планеты последовательно разрабатываются в научных трудах. Над этой темой работали Ж. Дорст, П. Дювинье и М. Танг'. Однако их взгляды и позиции нуждаются в критическом осмыслении, так как некоторые утверждения выглядят максималистски. Оценивая идеи тотальной культуризации природы, нельзя не выделить в качестве объективного фактора то, что эстетическое воздействие девственной природы не может быть приравнено к эффекту культивированной среды. Обращение к истории искусств свидетельствует, что все большие мастера пейзажной живописи черпали вдохновение и искали натуру преимущественно в природе, нетронутой цивилизацией. Поэтому даже в период интенсивного развития "второй природы", расширения сферы природотворчества как искусства по-прежнему остро стоит проблема сохранения первоприроды.
Природа, не тронутая цивилизацией, должна оставаться резервом, который со временем, когда большая часть земного шара будет служить промышленным, эстетическим и научным целям, станет приобретать все большее значение эталона, критерия, в частности эстетического, в дальнейшем возможно появление и других неизвестных ныне значений этих зон. Поэтому необходим рациональный, научно обоснованный подход к практике расширения областей девственной природы, заповедников, тем более что по мере развития научно-технической революции объем негативных влияний на природные эстетически ценные объекты увеличивается настолько, что культурная деятельность, направленная на компенсацию наносимого ущерба, подчас не справляется со своими задачами.
В этих условиях особое значение имеет определение оптимального соотношения первоприроды с культурным ландшафтом. Обоснованная стратегия и планомерная организация во взаимодействиях общества с природной средой – новый этап природопользования. В условиях развитого социализма получают особое значение все формы деятельности по эстетической реконструкции естественной среды. Это прежде всего культура оформления находящихся в производстве и реставрируемых площадей, архитектура рекреационных ландшафтов, увеличение территорий под национальные парки, заповедники, развитие искусства создания садов и парков, малых дендродекорационных форм. Особое значение приобретает совершенствование туризма как формы отдыха широких масс трудящихся.
Вместе с тем существует и разрыв между повышением общего культурного уровня населения и культурой отношений к природе. Поэтому возникает необходимость, во-первых, в создании системы природоохранных мер, во-вторых, научное обоснование и включение в эту систему критериев эстетической оценки природы, в-третьих, развитие системы экологического воспитания, совершенствование всех видов художественного творчества, связанных с природой.