Экономический анализ кризиса в банковской системе России



Содержание

Вступление....................................................................................3
Возникновение банковского кризиса и его развитие..............................................3
От ЦБ - официально............................................................................5
Антикризисные меры, осуществленные Банком России и Правительством РФ............................................................................................5
Российские банки и регионы....................................................................7
Российские банки и мировая банковская система.................................................7
Прогнозы и выводы.............................................................................9
Список использованной литературы и источников:................................................11





Вступление.

В рецептах выхода из разразившегося в России кризиса сегодня нет недостатка. И хотя предлагаемые решения значительно отличаются друг от друга, очевидно, что ключевым элементом антикризисной программы должна стать быстрая и глубокая реструктуризация финансового сектора. Создать прочную, современную экономику попросту невозможно без наличия здоровой банковской системы, способной привлекать сбережения частных лиц, предоставлять кратко- и долгосрочные кредиты производственным предприятиям, обрабатывать потоки внутренних и внешних платежей и оптимизировать структуру промышленного капитала.
Очевидно, что осуществление программы реструктуризации банковской системы требует сильной политической воли. Однако успешной такая программа может быть только при условии одновременного решения проблем реальной экономики. Финансовый сектор будет играть жизненно важную роль при оказании помощи другим отраслям экономики, но в конечном счете без решения структурных проблем в этих отраслях не обойтись.


Возникновение банковского кризиса и его развитие.

17 августа 1998 г. согласно “Заявлению Правительства РФ и ЦБ РФ” произошло кардинальное изменение принципов осуществления кредитно-денежной политики. Расширение валютного коридора и отказ от своевременного погашения ГКО-ОФЗ привели к глубочайшему кризису российской банковской системы.
Портфель государственных ценных бумаг коммерческих банков в период до реструктуризации составлял в среднем от 5 до 25% активов банка. Наибольший объем вложений в ГКО-ОФЗ на 1 августа 1998 г. был у Сбербанка России (доля вложений составила 56,8% активов банка). У “СБС-Агро” и Инкомбанка данный показатель на вышеназванную дату составил соответственно 15,1 и 11,9%.
В результате банковского кризиса произошло массовое снятие вкладов населением. Только в Сбербанке России объем вкладов сократился в августе т.г. на 8,4 млрд руб., или порядка 7%. Общий отток средств клиентов оценивается за август-сентябрь в 25-30 млрд руб.
40 млрд руб. - это сумма обязательств банков перед гражданами за исключением тех денег, которые лежат в Сбербанке - 140 млрд руб. Если будет принято решение выдавать вклады из Сбербанка России, то потребуется еще большая эмиссия. Однако, получив свои деньги, вкладчик почувствует инфляционный налог еще по пути из банка в магазин. То есть при таком объеме эмиссии цены будут подскакивать не в течение недель-дней, а то и часов.
Возросли расчеты, осуществляемые в наличной форме, снизился объем инкассации, эти цифры не поддаются оценке.
В результате кризиса системы расчетов произошло резкое снижение поступлений в федеральный и местный бюджеты. Кассовое поступление платежей в федеральный бюджет за период с 1 по 21 сентября т.г. составило порядка 6 млрд руб., что на 2,4 млрд руб. ниже поступлений за соответствующий период прошлого месяца и на 4,5 млрд руб. ниже поступлений за аналогичный период прошлого года.
Последствия начального периода кризиса банковской системы проявились по следующим направлениям:
1. Произошло резкое обесценение активов банков, находившихся в виде государственных ценных бумаг и акций, и ликвидирован основной финансовый инструмент, использовавшийся банками в качестве средства среднесрочного инвестирования.
2. Возросли (в рублевом выражении) обязательства банков по внешним кредитам и форвардным контрактам.
3. Прекратил свое существование рынок межбанковских кредитов, ввиду того, что банки закрыли друг на друга лимиты по кредитным операциям. Также закрыты лимиты на осуществление других межбанковских операций.
4. Возникла неплатежеспособность ряда банков (в том числе системообразующих).
5. Произошел отток средств клиентов банков.


От ЦБ - официально.

Золотовалютные резервы России за период с 11 по 18 сентября 1998 года сократились на 300 млн долл. - с 12,3 млрд долл. до 12 млрд долл. (на 2,4%). По сравнению с началом текущего года, когда объем золотовалютных резервов страны составлял 17,8 млрд долл, этот показатель на 18 сентября т.г. был меньше почти на 33%.
Денежная база России за период с 31 августа по 7 сентября 1998 года возросла на 4,1 млрд руб. - со 158,7 млрд до 162,8 млрд руб., т.е. примерно на 2,6%. Объем денежной базы по состоянию на 14 сентября т.г. составил 167,3 млрд руб.
Капитал всех действующих сегодня банков на территории России на "01" сентября 1998 года составил 119,247,121,000 рублей. 17,114,897,000 рублей в общем составе этого капитала составляет капитал Сбербанка России. Сальдированные активы всех действующих банков России по состоянию на "01" сентября этого года составили 753,819,621,000 рублей.


Антикризисные меры, осуществленные Банком России и Правительством РФ.

7 сентября представители МОСТ-банка, Промстройбанка РФ, Мосбизнесбанка, Инкомбанка, МЕНАТЕПа и СБС-АГРО подписали двусторонние соглашения со Сбербанком России о порядке передачи ему обязательств по вкладам населения. Вкладчики (физические лица) должны до 26 сентября (срок был продлен до 10 октября) добровольно подать в свой банк заявление о расторжении договора и о согласии с последующим открытием нового вклада до востребования в Сбербанке России, после чего вклады будут гарантироваться государством. Сбербанк принимает на себя обязательства только по основной сумме долга (вклада) без процентов по состоянию на конец операционного дня 31 августа 1998 года. Вклады в иностранной валюте будут конвертироваться в рублевые вклады по курсу на 1 сентября, то есть 9,3 руб./долл. Операции по вкладам, обязательства по которым передаются в Сбербанк, будут возобновлены после выверки реестров вкладчиков, но не позднее 15 ноября. Вкладчики, не желающие покидать свой банк, могут оформить заявление об отказе от перевода обязательств в Сбербанк России и немедленно получить право на разблокирование операций по своему счету в нем.
В соответствии с решением Совета Директоров Банка России от 18 сентября 1998 года в пяти крупнейших финансовых регионах проведен взаимозачет по расшивке неплатежей на 9,5 млрд руб. (в том числе провести платежи в бюджетную систему на сумму 5 млрд руб.) В случае отсутствия у банка средств для оплаты выставленных в картотеке клиентами требований ЦБ имел право воспользоваться средствами фонда обязательных резервов (ФОР). Сумма уменьшения ФОР в счет покрытия овердрафта составила 3,3 млрд руб.
25 сентября 1998 года была проведена повторная акция ЦБ. (По заявлению ЦБ - последняя).
Банком России были приняты решения по снижению с 1 сентября 1998 года нормативов обязательных резервов кредитных организаций, отчисляемых ими в Банк России. Для банков, у которых удельный вес вложений в ГКО-ОФЗ в работающих активах составляет от 40% и более, размер норматива снижен с 10 до 5%. Для банков, у которых соответствующий удельный вес составляет от 20 до 40%, размер норматива снижен с 10 до 7,5%

Российские банки и регионы.

Единая платежная система в России испытывает сложности, связанные не только с проблемами текущей ликвидности, но и ростом недоверия между банкирами, причем прежде всего - в Москве. Если платежная система остановится на уровне региональных банков, то повлечет за собой проблемы у сотен тысяч предприятий. Во многих находятся счета органов власти и управления на местах. И эффект домино, вызванный падением столичных кредитных организаций, по цепочке может уничтожить экономику регионов.
В региональных банках ситуация усугубляется еще и тем, что у них удельный вес привлеченных средств населения в общем объеме в два раза превышает аналогичный показатель в московских кредитных организациях (25% против 13%). В ряде регионов банки - члены ассоциации промстройбанков обслуживают до 50% населения. Может быть, по мнению Центробанка, это и не системообразующие, но социально значимые банки. И невыплаты в этих учреждениях могут повлечь катаклизмы, которые не снились ни одному правительству.


Российские банки и мировая банковская система.

Имущество российских банков за рубежом может быть арестовано. В ответ на объявленный ЦБ 90-дневный мораторий на выплату долгов иностранцам, западные кредиторы заявили, что готовы вернуть хотя бы часть того, что им должны российские заемщики.
По данным на июль, общая задолженность российских банков нерезидентам составляет $ 19,2 млрд. Среди заемщиков - практически все крупные и средние банки, которые охотно брали синдицированные кредиты. Срок возврата многих из них приходится на осень 1998 года. По некоторым оценкам, общая сумма "осенних" выплат составляет не меньше $ 1 млрд.
Угроза же кредиторов вполне осуществима. Они могут арестовать средства на корсчетах в банках-нерезидентах и страховые депозиты. Например в международных платежных системах. Выяснить, сколько средств находится на таких счетах, не представляется возможным. Но в любом случае для российских банков эти потери могут быть весьма существенными. По оценкам самих банкиров, речь идет о миллиардах долларов.
Что касается средств и имущества неплательщиков за рубежом, то вряд ли они могут удовлетворить кредиторов. По оценкам специалистов, средства российских банков на корсчетах в банках-нерезидентах несравнимы с суммой долга.

Долги российских банков иностранным кредиторам
Банк
Задолженность (по состоянию на июль 1998 года, тыс. $)
СБС-Агро
1 196 706
Инкомбанк
820 405
"Российский кредит"
648 098
ОНЭКСИМбанк
557 896
Газпромбанк
549 982
Внешторгбанк
474 089
МЕНАТЕП
419 073
"Империал"
388 858
Сбербанк России
355 875
НРБ
276 682Подтверждением вышеизложенному стало сообщение о том, что по иску банка Lehman Brothers лондонский суд наложил арест на счета ОНЭКСИМа (заморозил на счете $ 26 млн), Инкомбанка ($ 87 млн) и СБС-АГРО (нет данных). Британский банк обвинил банки в неисполнении ими форвардных контрактов на поставку валюты, а СБС-АГРО - еще и в нарушении обязательств по сделкам РЕПО. Пока счета этих банков лишь заморожены до окончательного решения Верховного суда Великобритании. Оно должно стать известно в ближайшие дни. Нет сомнений, что оно будет не в пользу наших банков.
Форвардные контракты с российскими банками западные банки заключали под планируемую ими рублевую прибыль от ГКО. Соответственно, их сумма должна быть сопоставима с их вложениями в российские госбумаги. По оценкам рейтингового агентства Fitch IBCA, они составляют $ 40-50 млрд. Значит, примерно столько должны наши банки по форвардам. А ведь были еще сделки РЕПО и кредиты. После падения рубля и замораживания госбумаг не то что капитала - активов всей банковской системы России не хватит, чтобы полностью расплатиться по долгам. Средства на зарубежных счетах российских банков не могут покрыть долги - они заметно меньше, порядка $ 5 млрд, - но зато вполне реальны.


Прогнозы и выводы.

Вот уже почти два месяца, как Правительство и ЦБ пытаются решить проблемы в банковской сфере. Поскольку эти проблемы не решаются, то все больше и больше банковская система обескровливается. Уже 17 августа было ясно, что это будет системный банковский кризис, что это не кризис одного банка и не кризис крупных банков. Это кризис банковской системы в целом. В последнее время многие считают, что крупные банки прекратят свое существование, все перейдет в мелкие, средние банки, они выживут. Это иллюзии. Они не выживут, потому что сама по себе система строится не только на расчетах. Это межбанковский рынок, это еще и кредитование, привлечение средств населения. Когда сегодня нет межбанковского рынка, когда идет резкий отток вкладов населения, в этой ситуации системный кризис до средних и мелких банков просто еще не дошел.
В экономике страны может начаться эффект “домино”, когда крупные банки, “просевшие” на долговых бумагах, потянут за собой в пропасть и те, которые до сих пор работают относительно стабильно.
Что же касается расхожего мифа о том, что именно средние банки и не пострадали от кризиса, то надо признать, что это именно миф. Кризис затронул все слои банковской системы, вне зависимости от того, сколько активов у конкретного банка было вложено в ГКО. Мелким и средним тоже необходимо выживать. На сегодня разработаны две схемы повышения доверия клиентов таких банков к своему кредитному учреждению. Эти способы стары как мир: первый из них заключается в том, что банк начинает взимать с клиентов плату за расчетно-кассовое обслуживание, при этом гарантируя, что средства клиента не будут размещаться на рынке. Второй способ - создать ассоциацию мелких и средних банков, специализирующихся на обслуживании предприятий одного сектора рынка.
Более того, у мелких и средних банков вообще нет капитала! А ведь банк - это посредник между тем у кого есть деньги, и тем, кому эти деньги нужны. Сегодня этот посредник оказался в тяжелой ситуации. Во-первых, тех, у кого есть деньги, по сути, сегодня нет, либо они не доверяют банкам. Во-вторых, банки не только теряют капитал и возможность привлечения средств - сегодня практически некому дать кредиты, нет фондового рынка. Разрушена система построения экономических принципов.





Список использованной литературы и источников:

1. Банковский дайджест КАПИТАЛ 5.09-11.09 `98 № 34 (236).
2. Банковский дайджест КАПИТАЛ 12.09-18.09 `98 № 35 (237).
3. Банковский дайджест КАПИТАЛ 19.09-25.09 `98 № 36 (238).
4. Деньги 7 октября 1998 № 38 [192] - “Банки на бочку”, Глеб Баранов, Илья Плаксин.
5. Информационное агентство “Reuters”
6. Коммерсант-daily № 161 Среда, 2 сентября 1998 года - “Банки под арестом”, Елена Киселева, Юлия Панфилова.
7. Коммерсант-daily № 174 Суббота, 19 сентября 1998 года - “Крупнейшие банки окажутся под плотным контролем Лужкова”
8. Коммерсант-daily № 178 Пятница, 25 сентября 1998 года - “Антикризисной программы как не было, так и нет”, Отдел экономической политики.
9. Эксперт 21 сентября 1998 № 35 (151) - “Как оживить российские финансы”, Ирина Швакман.