Акты органов военного управления
Вопрос 1. Основные виды актов военного управления.
В деятельности органов военного управления применяются следующие основные виды правовых актов: воинские уставы, приказы, положения, наставления, инструкции, директивы, предписания, указания, приказания.
Наиболее распространенными в военное управлении являются приказы, которые вправе отдавать (издавать) все командиры (начальники) и другие органы военного управления.
Приказ - обязательное для исполнения, выраженное в строгом соответствии с законом, устное или письменное повеление начальника (органа военного управления).
В Вооруженных Силах РФ действует принцип, закрепленным Дисциплинарным уставом: приказ командира - закон для подчищенного» Приказ должен быть выполнен беспрекословно и точно и в срок.
Приказы служат действенным средством правильной организации боевой подготовки личного состава, проведения в жизнь единой воли командования, повседневного управления и контроля за жизнью и деятельностью подразделения, воинской части, соединения. Четкая регламентация порядка отдания приказов служит важным правовым средством осуществления и укрепления принципа единоначалия Вооруженных Силах РФ, укрепления воинской дисциплины, воспитания исполнительности у подчиненных Особо важное значение имеют боевые приказы, посредством которых осуществляется управление войсками бою. На обеспечение точного исполнения приказов командования направляется разносторонняя воспитательная и организаторская работа среди военнослужащих.
Российское военное законодательство четко регламентирует порядок отдачи приказов воинскими должностными лицами.
Приказы могут быть письменными и устными. Правом издания письменных приказов пользуются:
- командиры воинский частей и соединений;
- начальники учреждений и военно-учебных заведений;
- начальники гарнизонов;
- командующие армиями и войсками военных округов.
Приказ Министра обороны РФ и соответствующими положениями об органах военного управления право об органах военного управления право отдачи приказов моют быть предоставлено и другим должностным лицам в пределах круга их служебных обязанностей.
Командир (начальник), отдавший приказ обязан проверить его выполнение и требовать от подчиненных безусловного его исполнения, воспитывать в них чувство воинской ответственности за порученное дело, разумную инициативу в деле выбора путей и средств для наилучшего исполнения приказа.
В приказе Министра обороны РФ объявляются акты высших органов государственной власти, относящиеся к Вооруженным Силам РФ. Обычно в таких приказах кроме объявления того или иного акта даются указания о необходимых мероприятиях по проведению его в жизнь.
Приказы, как и другие акты военного управления, вступают в силу с момента их подписания, если в самом приказе не установлен их порядок. Нормативные акты, вводимые в действие приказами, принимаются соответствующими должностными лицами с момента их объявления.
Особое место среди приказов занимают письменные приказы, отдаваемые командирами воинских частей ежедневно от строевой части и по мере необходимости по боевой подготовке, приказы по тылу и по технической части. В них отражаются все ежедневные распоряжения командира (начальника), фиксируются действия, события, имеющие существенное юридическое значение.
Приказом по строевой части командир части производит: назначение дежурного и помощника дежурного по части, дежурного по парку, дежурного подразделения; зачисление на довольствие и исключение с довольствия; увольнение военнослужащих в запас; прием на работу и увольнение рабочих и служащих; награды, поощрения и дисциплинарные взыскания личному составу, а также решение вопросов, входящих в компетенцию командира воинской части. В приказах по строевой части отражаются также изменения в персональных учетных данных личного состава, убытие в командировки, отпуска, на учебу, лечение и т.д.
В приказах по боевой подготовке подводятся итоги боевой подготовки личного состава за истекший учебный год (период), ставятся задачи на новый учебный год (период), объявляются итоги инспектирования и оценки боевой подготовки личного состава, даются указания по организации и проведению учебных занятий и решаются другие вопросы в этой области деятельности.
В приказах по тылу и технической части решаются вопросы материального обеспечения.
Воинский устав – нормативно-правовой свод правил поведения и деятельности военнослужащих, установленный на длительное время и регулирующий определенную сторону жизни, быта, подготовки и боевого использования Вооруженных сил или отдельных их составных частей (видов вооруженных сил, родов войск).
Общевоинские уставы – Дисциплинарный устав, Устав внутренней службы, Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ – утверждены Указом президента Российской Федерации. Другие воинские уставы введены в действие приказами Министра обороны РФ.
Уставные нормы – фундамент воинского правопорядка.
Воинские уставы детально регулируют порядок внутриармейских отношений, формулируют основные правила, регулирующие жизнь, быт и деятельность войск. В воинских уставах определены общие и должностные обязанности и права военнослужащих, взаимоотношения между начальниками и подчиненными, правила поведения военнослужащих на службе и вне ее, порядок несения внутренней и караульной служб и т.д.
Постоянное и глубокое изучение воинских уставов, строжайшее соблюдение уставных требований составляют прямой долг и важнейшую обязанность каждого воина.
По своему содержанию нормы воинских уставов могут быть распределены на следующие группы:
- дающие руководящие указания по боевой подготовке и боевому использованию войск;
- определяющие общий распорядок в воинских частях и взаимоотношения между военнослужащими;
- относящиеся к поддержанию и укреплению воинской дисциплины;
- устанавливающие порядок несения гарнизонной и караульной служб;
- определяющие порядок строевого обучения и действия военнослужащих в строю;
К воинским уставам по своему характеру и назначению близко примыкает и другая форма нормативных актов военного управления – наставление.
Наставление – систематизированный свод правил деятельности отдельных органов военного управления или правил обращения с боевым оружием, военной техникой и их применения. Значительная часть норм наставлений носит описательный, технический характер, но соблюдение их обязательно.
Сходны по своему характеру с наставлениями и положения. В них также регулируется определенная область военно-служебных отношений или устанавливается структура и правовое положение какого-либо военного органа (например, Положение о финансовом хозяйстве воинской части).
Инструкция – акт, содержащий правила деятельности того или иного органа управления или воинского должностного лица . Инструкция всегда содержит правила общего характера, обращенные к должностным лицам (например, Инструкция о порядке проверки и оценки физической подготовки в Вооруженных Силах РФ).
Директивы – издаются по вопросам оперативным, организации, устройства, комплектования и службы войск, по основным вопросам материального, технического и медицинского обеспечения войск, а также развитие приказов старших начальников по вопросам боевой, воспитательной и воинской дисциплины.
Предписание – письменное распоряжение, составляемое по определенной форме. Начальники дают предписания подчиненным им должностным лицам с конкретным указанием, что, где и к какому сроку они должны выполнить.
Указания основываются на требованиях приказов и директив старших начальников и отдаются по вопросам организации и планирования боевой подготовки и методов обучения личного состава, боевого обеспечения войск, хранения, эксплуатации, сбережения и ремонта вооружения, боевой техники и имущества, а также по другим частным вопросам материально-технического обеспечения.
Распоряжение (приказание) – указание, отдаваемое начальником штаба от имени командира.
Содержание и формы правовых актов по вопросам управления войсками в полевых условиях, а также формы учета и отчетности по личному составу, по материально-техническому и медицинскому обеспечению войск определяются соответствующими уставами, наставлениями, приказами, инструкциями, и табелями срочных донесений.
Вопрос 2. Классификация актов военного управления.
Различные виды актов военного управления можно группировать (классифицировать) по следующим основным признакам (критериям):
1. юридические свойства;
2. органам, издающим акты;
3. правообязанным субъектам;
4. характеру регулируемых вопросов.
1. По юридическим свойствам акты военного управления делятся на нормативные и индивидуальные.
Нормативными актами военного управления называют акты, содержащие правила поведения общего характера. Они предназначены для регулирования однородных групп отношений, отдельных сторон и отраслевой жизни и деятельности Вооруженных Сил.
В нормативных актах формулируются правила общего характера безотносительно к конкретным исполнителям. Правообязанные и правоуполномоченные субъекты определяются в них родовыми или видовыми признаками.
Нормативными, то есть содержащие правила общего характера, являются, например, такие акты военного управления, как воинские уставы, инструкции, положения и наставления.
Индивидуальные акты военного управления в отличие от нормативных актов не содержат правил общего характера и предназначены для регулирования на основе и во исполнение нормативных актов конкретных вопросов, отдельных случаев в жизни войск. Например, приказ о назначении сержанта И. на должность заместителя командира взвода является актом индивидуальным. Его издает командир части в соответствии с Положением о прохождении воинской службы солдатами и сержантами.
2. Классификация актов управления военного управления по органам, издающим акты. Значение классификации актов военного управления по этому признаку заключатся в том, что юридическая сила акта военного управления определяется методом, занимаемым издавшим его органом в системе органов военного управления. Термин «юридическая сила» выражает соподчиненность актов, а не степень их обязанности. Все акты военного управления обязательны к исполнению.
3. По правообязанным субъектам акты военного управления разделяются на следующие группы:
1. обращенные к военным органам (воинских должностным лицам);
2. обращенные к отдельным военнослужащим или их составам (солдатам, сержантам, офицерам и т.д.);
3. обращение к военнообязанным запаса и пизывникам;
4. обращение к невоенным государственным органам, общественным организациям и к гражданским лицам.
4. По характеру регулируемых вопросов акты военного управления могут быть разделены на акты;
1. управление боевыми действиями войск;
2. управление боевой подготовкой личного состава;
3. строевого управления и организации службы войск;
4. материально-технического обеспечения войск.
Вопрос 3. Требования, предъявляемые к актам военного управления.
Основное требование, предъявляемое к актам военного управления как правовым, состоит в том, чтобы они не противоречили закону и были изданы на основе закона и в целях, предписанных законом.
Акты военного управления должны быть изданы полномочными на то военными органами и в пределах их компетенции, иначе они не могут быть признаны законом.
В актах управления могут излагаться лишь те вопросы, решение которых входит в круг служебных обязанностей должностных лиц подписавших эти акты. Акты управления в которых допускается нарушение законов и воинских уставов, подлежат отмене, а к виновному применяются необходимые меры воздействия.
В структурном отношении акты военного управления должны быть составлены кратко, ясно и четко, без употребления формулировок порождающих различное толкование документов. Дублирования требований, содержащихся в ранее изданных актах, в новых документах не допускаются.
В актах военного управления указывается:
- наименование акта (приказ, приказание, положение и др.)
- дата и место издания
- органы военного управления (должностные лица), издавшие акт.
- органы и круг лиц обязанные исполнять предписание акта.
- содержание и срок выполнение предписанных действий.
Вопрос 4. Дело производство в воинских частях и учреждениях.
Значения, организация и задачи делопроизводства. Правильная постановка делопроизводства имеет важное значение для организации эффективной работы органов военного управления.
В соответствии с руководством по служебной переписке и делопроизводством командиры и начальники всех степеней обязаны:
- систематически заниматься совершенствованием стиля работы подчиненных командиров и начальников, воспитывать в них исполнительность, четкость в работе и чувство высокой ответственности за порученное дело.
- принимает решительные меры к сокращению служебной переписки, запрещать ее ведение по таким вопросам, которые могут быть разрешены при личном общении или с помощи технических средств связи;
- принимать меры по рационализации и механизации делопроизводстве;
- запрещать, требовать от подчиненных представлении сведений, отчетов, справок не предусмотренных табелями срочных донесений, а так же документов, которые могут быть составлены в штабе, управлении, службе по имеющемся данным.
Делопроизводство должно обеспечивать:
- четкое, быстрое производство технических операций по приему, регистрации и пересылки документов;
- быстрое нахождение всех нужных справок в делах;
- простой и надежный учет документов в делах текущего архива;
Систематический контроль и наблюдение за исполнение заданий по служебным документам при минимальном техническом аппарате.
На делопроизводство возложены следующие основные задачи:
- прием, отправка, учет и хранение служебных документов и ведение дел;
- доклад командованию поступивших служебных документов и передача их на исполнение;
- хранение архивных материалов, подготовка и передача их в архивные органы;
- учет печатей и штампов, учет множительных аппаратов, контроль за их использованием;
- учет, хранение, выдача, проверка наличия документов и изданий с грифом «для служебного пользования»
- контроль за соблюдением исполнителями правил хранения служебных документов, обращений с ними, а также за движением и своевременным возращением их в делопроизводство;
- отбор и уничтожение служебных документов и архивных материалов;
- Учет, хранение, выдача, проверка наличия документов с грифом «для служебного пользования».
Служебные документы внутри воинской части (учреждения) передаются под расписку в журналах регистрации входящих и исходящих документов.
Важной задачей делопроизводства является своевременное доведение до личного состава и должностных лиц приказов. приказаний, директив и указаний.
Виды служебных документов. В воинских частях и учреждений применяются многие виды служебных документов, наиболее распространенными из которых являются:
- приказ;
- приказание (распоряжение);
- директива;
- указание;
- предписание;
- отношение;
- рапорт;
- доклад;
- донесение;
- отчет;
- акт;
- справка.
Первые пять из них являются правовыми актами.
Отношение используется в служебной переписке между воинскими частями и учреждениями, не подчиненными друг другу, а также с гражданскими учреждениями и организациями по различным вопросам служебной деятельности.
Рапорт применяется для краткого изложения вопросов, связанных с выполнением служебных дел, либо просьб и обращений личного характера.
Доклад как письменный документ представляется в случаях предусмотренных табелями срочных донесений, по заданию старшего начальника для изложения положения дел по конкретному вопросу.
Донесение и отчеты пишущих также в случаях, предусмотренных табелями срочных донесений и по возникновению необходимости.
Акт обычно составляется для отражения результатов работы комиссии инспектирования, ревизии, приема и сдачи имущества, и т.д.
Справки составляются по приказанию начальника. В них излагаются сведенья цифрового или описательного характера.
В отдельных воинских частях от отдельного батальона и выше, соединениях и военно-учебных заведениях ведется исторический формуляр, а на кораблях, в частях и учебных заведениях Военно-Морского Флота — исторический журнал.
Все разрабатываемые служебные документы должны полностью охватывать решаемые в них вопросы и не противоречить действующему законодательству и документам старших начальников. Они составляются кратко, четко без употребления формулировок, порождающих различные толкование документов. В них не должны употребляться термины и сокращения не предусмотренные уставами, наставлениями. Проекты руководящих служебных документов согласовываются с заинтересованными штабами, управлениями, отделами и службами.
Контроль за состоянием делопроизводства. Начальники штабов и учреждений систематически контролируют состояние делопроизводства во вверенных им штабах и учреждений. Особое внимание обращается на сохранность документов и необходимость постоянного совершенствования процесса делопроизводства на основе уточнения функций исполнителей и рационализации техники работы с документами. Один раз в год состояние делопроизводства в воинских частях и учреждениях проверяется комиссией, назначенной приказом по штабу (учреждению).
Порядок хранения печатей и штампов и пользование ими. В каждой отдельной воинской части, соединении, управлении и заведении имеются печати с изображением Государственного Герба РФ, мастичные штампы, печати для пакетов, одна или несколько сургучных печатей для хранилищ.
Право пользование Гербовыми печатями и штампами, а также порядок их хранения определяется приказом по части (учреждении). Командиры (начальники) обязаны лично проверять порядок хранения печатей и штампов.
Справочная работа по законодательству. К вопросу об организации делопроизводства в органах военного управления тесно примыкают ведение справочной работы по законодательным актам, приказам и директивам, Министра обороны РФ нормативного характера. Такая работа, согласно специальной Инструкции должна проводиться во всех воинских частях, чтобы обеспечивать получение органами военного управления, командирами и начальниками, всеми военнослужащими необходимых и точных сведений по тому или иному вопросу о действующем военном законодательстве.
Ведение справочной работы в воинской части по приказам и директивам, иным нормативным актам возлагается приказом командира части на квалифицированных работников. В частях и организациях, имеющих штатных юрисконсультов, справочная работа входит в обязанности этих должностных лиц.
Акты военного управления, как и организации делопроизводства, содействует наиболее правильной организации управления повседневной жизни и деятельностью войск, военных организаций и учреждений, а также укреплению законности и воинского правопорядка.