Россия в лирике Блока и Есенина
Весть о первой русской революции Блок принял с восторгом, она пробудила в нем чувство связи с народом и сознание общественной и творческой ответственности за судьбу страны. В это время его поэзия приобретает заряд духовной силы, поднимается до огромной нравственной высоты..Свои переживания были впервые выражены Блоком в стихотворении "Осенняя воля", где, обращаясь к Родинематери, поэт писал: "Приюти ты в далях необъятных. Как жить и плакать без тебя?" Правда, впоследствии он, как бы сомневаясь, спрашивает себя о том, является ли революция для России благом, а может быть, это просто разрушительная сила? Блок понимает, что "в России плохо". Как предчувствие кровавых событий и страданий любимой родины звучит в словах Христа: Родной простор печален. Изнемогаю па кресте. И челн твой будет ли причален К моей распятой высоте?
Но даже в эти тяжелые годы Блок своим редким чутьем угадывает
движение жизни и не теряет веры в будущее России. Предчувствие
надвигающихся серьезных перемен в судьбе родины очень ярко
выражено в чудесном поэтическом цикле стихов о России. Главной,
ведущей мыслью этого цикла являются слова: "И вечный бой! Покой
нам только снится! Сквозь кровь и пыль... Летит, летит степная кобылица и мнет ковыль".
Посвятив теме родины всю свою жизнь, Блок создал величественную, многоликую и многоцветную, полную жизни и движения картину родной земли. Блок создает неповторимый образ России - образ прекрасной девушки, невесты, возлюбленной. Блок писал: О,Нищая моя страна, Что ты для сердца значишь? О, бедная моя жена, О чем ты горько плачешь?
Мотив пути постоянно присутствует в стихотворениях Блока о России, это помогает ему изобразить Родину в постоянном движении, показать устремленность России в будущее.
В отличие от Блока, Сергей Есенин к вершинам поэзии поднялся из глубин народной жизни. Свое село Константиново он воспринимал как образ родины. Отдавая отчет своему яркому, самобытному таланту, Сергей Есенин писал: Мое село лишь тем и будет знаменито, Что здесь когда-то баба родила Российского, скандального пиита.
Есенин рассматривал крестьянство и деревню как основных носителей русской культуры, поэтому основная тема стихотворений поэта - это мир русского крестьянства, воспринимаемый как жизненная философия поэта, которая определила многие особенности его стихов о Родине. Чувство безграничной любви к России звучит в почти каждом стихотворении поэта. Есенин пишет: "Но более всего любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла". Есенин - поэт сложной судьбы. В стихотворении "Русь уходящая" он с горечью пишет:
Я человек не новый. Что скрывать? Остался в прошлом я одной ногою, Стремясь догнатъ стальную рать, Скольжу и падаю другою.
В лирике поэта, посвященной теме Родины, отразились и его раздумья о судьбе родины после революции. Вернувшись в двадцатых годах на родину, Есенин замечает в деревне, которая является для него символом родины, приметы больших изменений. Есенину на минуту кажется, что его родина в нем не нуждается и у нее теперь есть другие певцы:
Вот так страна! Какого ж я рожна, Орал, что я с народом дpужeн? Моя поэзия здесь больше нe нужнa, И сам я здесь ни капельки не нужcн.
Но его чувство сопричастности судьбе России, его чувство любви и ответственности за нее заставляют Есенина бороться до конца. Есенин ушел из жизни в 1925 году, не успев увидеть, как его любимую родину добровольно коллективизировали. Недаром Горький писал: "Сергея Есенина не спрячешь, не вычеркнешь из нашей действительности, он выражал стон и вопль многих сотен тысяч, он яркий и драматический символ России".