Планы сторон и начало русско-японской войны

Планы сторон и начало русско-японской войны

Русский стратегический замысел войны исходил из того, что Япония решится напасть на огромную русскую империю только лишь в союзе с другими государствами - западными соседями России. Отсюда стратегические усилия направлялись на западную границу, силы же и возможности Японии высокомерно, пренебрежительно недооценивались. Маньчжурский театр военных действий рассматривался как второстепенный, где не было жизненно важных центров и где малыми, по существу местными, дальневосточными, силами можно осуществлять стратегию сдерживания до победы на Европейском театре войны. Решение войны с западным противником представлялось определяющим и в борьбе с Японией, которая окажется не в состоянии продолжать войну один на один с Российской империей. В силу этих соображений и вообще в результате недооценки военного потенциала Японии усилия вооруженных сил с началом войны не были перенесены в Маньчжурию. Только после первых семи месяцев войны, после поражения русских войск под Ляояном, на Русско-японский театр стали направляться лучшие части, однако время было уже упущено.

Русский план в первый период войны не предусматривал наступления. Для его осуществления потребовалось бы сосредоточить крупные силы и средства уже в мирное время. Перед дальневосточным командованием ставилась задача сдержать наступление противника, не дать ему развить успех до прибытия "главных резервов" из России и в то же время не допустить разгрома русских войск по частям. "В первый период кампании, - писал в докладной записке царю военный министр и затем главнокомандующий Маньчжурской армией генерал А.П. Куропаткин, - мы должны главной целью своих действий поставить: не допустить разбить наши войска по частям... Постепенно усиливаясь и подготавливаясь к переходу в наступление наших сил, мы должны совершить таковой с достаточными силами и при том снабженными всем необходимым для непрерывного наступления в течение довольно продолжительного времени". Общий план ведения войны, сформулированный генералом Куропаткиным, сводился к следующему: - борьба флотов за главенство на море: - десант со стороны японцев и противодействие ему: - оборонительные действия с широким развитием партизанских действий (имеется в виду малая война) до сбора достаточных сил: - переход в наступление и вытеснение японцев из Маньчжурии и потом из Кореи; - десант в Японию; разгром территориальных японских войск; борьба с народным восстанием.

Японский план исходил из того, что вся страна должна сосредоточить свои усилия на борьбе только с одной Россией, и притом на территории, отдаленной от ее центров на несколько тысяч километров и не подготовленной к ведению военных действий. При определении русских сил на Дальнем Востоке японское командование ошиблось, уменьшая их примерно вдвое. Ошибалось оно и при определении пропускной способности Сибирской железной дороги, считая, что она сможет пропустить в течение месяца только одну дивизию: всего же, по расчетам японского командования, по истечении 6 месяцев после начала войны русские смогут иметь за Байкалом 140 - 150 тысяч человек.

Японский план ведения войны основывался прежде всего на захвате господства на море. С этой целью предполагалось, а затем и было осуществлено, сосредоточение превосходящих русскую Порт-Артурскую эскадру военно-морских сил и нанесение по ней внезапного удара еще до объявления войны. На внезапный удар японцы возлагали большие надежды. Они были хорошо осведомлены о состоянии русских портов и о месте расположения судов. Одновременно с действиями против русского флота намечалось занять Корею 1-й армией под командованием генерала Куроки и превратить ее в базу для нападения на Маньчжурию и ведения войны на море. В случае же неудачи Корея могла быть превращена в театр войны. Следовательно, с началом войны главным театром военных действий должен был стать морской, а решительным пунктом для удара - русская эскадра в Порт-Артуре. С овладением морем план предусматривал высидку 2-й, 3-й и 4-й армий на Ляодунском полуострове и их действия совместно с 1-й армией.

Начало военных действий

Российская медлительность с ответом на ультиматум, была названа Японцами "наглой провокацией с отсрочкой ответа на самые простые вопросы, жизненно важные для благосостояния и существования Японии" +1 . И не найдя более лучшего повода японцы начали войну.

6 февраля 1904 г.+2 Объединенная Японская эскадра под командой вице-адмирала Того оставила Сасебо и выдвинулась в Корейские воды. По дороге был захвачен российский торговый пароход под многообещающим названием "Россия" (удивительное предзнаменование). 7 числа эскадра разделилась. Основная часть под командой Того пошла в Порт-Артур. Другая же часть, под командой контр-адмирала Уриу, направилась в Чемульпо для блокады "Варяга" и "Корейца" и высадки десанта в этом порту.

8 февраля 1904 г. НАПАДЕНИЕ НА ПОРТ-АРТУР. В этот день с утра в Порт-Артуре появился японский консул и предложил всем японским подданным срочно покинуть город. Люди в спешном порядке покинули город. Русское командование не ожидало нападения японцев именно в этот день и поэтому дневной инцидент остался без последствий. Военные корабли оставались стоять в шахматном порядке на внешнем рейде на якоре, без паров, противоминных заграждений, при включенном освещении, представляя из себя идеальные мишени для атаки.

Ночью того же дня без предварительного объявления войны японские миноносцы предприняли нападение Порт-Артурскую эскадру.

Внезапное нападение эскадренных миноносцев было важнейшим звеном всего стратегического плана японцев. Русский Тихоокеанский флот по своим возможностям почти не уступал японскому. Во всяком случае, превосходство Того было не столь значительно, чтобы высадить и снабжать большую десантную армию. Это было возможно, только если русский флот будет блокирован.

Вице-адмирал Хейхатиро Того (1848-1934). Перед самой войной с Россией в 1903 году стал командующим флотом. Бессменно руководя им в сражениях русско-японской войны

Суть идеи внезапного нападения были в том, чтобы вывести из строя как можно больше русских кораблей и, связав эскадру "хвостом" из изуродованных судов, заставить его надолго остаться в Порт-Артуре. Географические особенности этой базы - длинный извилистый выход, доступный только в большую воду, наличие неподалеку возможностей для создания наблюдательных постов и передовых пунктов снабжения, способствовали осуществлению блокадных действий.

Нападение было осуществлено не самым лучшим образом (разбиение сил миноносцев на две волны, из которых вторая не добилась успеха, плохая разведка, вследствие чего часть ударных кораблей искали русский флот на давно покинутой якорной стоянке в Дальнем, плохая тактическая координация во время удара). Тем не менее, благодаря ошибкам русского военно-морского командования (вице-адмирал О. Старк) японцам удалось в полной мере использовать эффект внезапности. Русский флот понес значительные потери. Были повреждены и надолго вышли из строя лучшие русские броненосцы "Ретвизан" и "Цесаревич", а также крейсер "Паллада". "Полтава", "Диана", "Аскольд" и "Новик" получили пробоины ниже ватер-линии, но остались на плаву. Досталось и флагманскому кораблю "Петропавловск".

На следующее утро японский флот под командованием вице-адмирала Хэйхатиро Того, появившись в районе Порт-Артура, с дальней дистанции начал обстрел русской эскадры и береговых укреплений. Этими действиями адмирал Того оценивал результаты атаки и демонстрировал уверенность в своих силах. Поскольку русский флот не решился выйти в открытое море и действовал только в зоне прикрытия своих береговых батарей, стало ясно, что он привязан к крепости. С этого момента Япония захватила господство на море и получили возможность начать десантные операции.

Затем адмирал Того приложил усилия к созданию временной передовой базы флота на островах Элиот и организации тесной блокады Порт-Артура.

9 февраля 1904 г. ЧЕМУЛЬПИНСКЙ БОЙ . В нейтральном корейском порту Чемульпо находился российский бронепалубный крейсер "Варяг" (командир-капитан I ранга Всеволод Федорович Руднев); канонерская лодка "Кореец" (командир-капитан II ранга Г.П. Беляев) выполняла функции посыльного судна. Бронепалубный крейсер "Варяг" 6ыл построен в Филадельфии (США) на верфях "Крамп и сыновья" в 1901 году, оттуда совершил переход в Кронштадт, а в 1902 году вошел в состав 1-й Тихоокеанской эскадры. Водоизмещение-6 тысяч 500 т, длина-128 м, ширина в миделе-15,8 м, осадка-5,9 м, мощность двух паровых машин-11 тысяч 700 кВт, скорость-23,2 уз, дальность плавания-6 тысяч 100 миль, экипаж-557 человек; бронирование: палубы-38 и 76 мм, боевая рубка-152 мм; вооружение: двенадцать 152-мм, двенадцать 75-мм, два 64-мм, восемь 47-мм и два 37-мм орудия. 2 пулемета и 6 надводных торпедных аппаратов.

Решение Старка и Алексеева отправить "Варяг" в качестве стационара в изолированную и легко блокирующуюся гавань Чемульпо подвергается исследователями жесткой критике. Дело, однако, в том, что экспериментальные котлы Никлосса, установленные на "Варяге", были крайне ненадежны и капризны в эксплуатации: крейсер, легко показавший на приемных испытаниях 24 узла, не мог во время реальной службы на Дальнем Востоке развивать и 16-узловой ход. В результате корабль не мог быть использован в соответствии со своими проектным назначением.

Парусно-винтовая канонерская лодка "Кореец", головной корабль серии, была построена на верфях "Бергзунд" в Стокгольме (Швеция) в 1886 году. Водоизмещение-1 тысяча 213 т, длина-63,7 м, ширина в миделе-10,7м. осадка-3,2м, мощность паровых машин-1 тысяча 150 кВт, скорость-13,5 уз, экипаж-174 человека: развитый таранный форштевень, броневая палуба, деревянная и медная обшивки поверх стального корпуса ниже ватерлинии для защиты от коррозии и обрастания; вооружение-два 203-мм, одно 152-мм, четыре 107-мм, одно 64 -мм, два 47-мм, четыре 37-мм орудия и надводный торпедный аппарат.

Как уже говорилось выше, порт Чемульпо 8 февраля 1904 г. был блокирован японской эскадрой под командованием контр-адмирала Уриу в составе 2 броненосных и 5 бронепалубных крейсеров и 8 миноносцев. 9 февраля адмирал Уриу предъявил капитану Рудневу ультиматум, в котором, угрожая применением силы, потребовал, чтобы русские корабли покинули Чемульпо. Не имея возможности маневрировать на фарватере и прорываться на полном ходу (из-за опасности перегрева подшипников и сравнительной тихоходности "Корейца" скорость "Варяга" ограничена 14-17 уз.), капитан Руднев тем не менее вывел корабли из Чемульпо и принял бой, пытаясь прорваться в Порт-Артур. В течение 45 минут по противнику было выпущено 1 тысяча 105 снарядов, нанесших японской эскадре существенный урон. Однако "Варяг" получил тяжелые повреждения. Была выведена из строя почти вся артиллерия, через подводные пробоины поступала вода, был ранен командир в бою, и от ран после боя погибло 33 человека, около 120 человек было ранено (из-за отсутствия броневых щитов больше всего пострадала орудийная прислуга). Русские корабли вышли из боя и вернулись в Чемульпо, где "Кореец" был затем взорван на внешнем рейде, а "Варяг" затоплен во внутренней гавани (чтобы мощным взрывом не повредить стоявшие поблизости иностранные корабли). Экипажи были приняты на борт кораблей нейтральных держав 28 человек поднялись на французский крейсер "Паскаль", 30 на британский военный корабль "Телбот", остальных приняла итальянская "Эльба".

Впоследствии русские моряки возвратились на родину (требование японцев о выдаче русских моряков в качестве военнопленных было решительно отклонено). А "Варяг" был поднят японцами, отремонтирован и включен в состав флота под названием "Сойя" а затем (в марте 1916 г.) выкуплен Россией. Укомплектованный командой Гвардейского экипажа под прежним названием "Варяг" крейсер совершил переход из Владивостока в Мурманск для усиления флотилии Северного Ледовитого океана. В марте 1917 года "Варяг" ушел на ремонт в Англию. После Октябрьской революции крейсер был разоружен и продан на слом, а при буксировке в шторм выброшен на камни вблизи города Лендалфут (на побережье Ирландского моря). В память о Чемульпинском сражении установлены памятники во Владивостоке на морском кладбище (куда в 1911 г. были перевезены из Кореи останки погибших) и на родине капитана Руднева-в Туле (1956 г.).

10 февраля1904 г. ОБЪЯВЛЕНИЕ ВОЙНЫ.

10 февраля 1904 г. ЗАГРАЖДЕНИЕ ТАЛИЕНВАНСКОГО ЗАЛИВА И ГИБЕЛЬ МИННОГО ЗАГРАДИТЕЛЯ "ЕНИСЕЙ" И КРЕЙСЕРА "БОЯРИН". Опасаясь возможности высадки десанта непосредственно в порту Дальнем, командование флота отправило в Талиенванский залив заградитель "Енисей". Успешно выставив в течение двух дней 320 мин. "Енисей" в результате неправильного маневра подорвался на собственном заграждении. Командир корабля капитан II ранга Степанов не пожелал оставить тонущий заградитель и погиб вместе с ним.

Легкий крейсер "Боярин" был послан к месту гибели "Енисея" для проведения спасательных работ. Не имея точного представления о границе минного поля, крейсер подорвался на мине, и был немедленно оставлен командой во главе с командиром - капитаном II ранга Сарычевым. Брошенный людьми крейсер "Боярин" оставался на плаву более суток и затонул только в результате шторма и подрыва на второй мине.

13-14 февраля 1904 г. ВТОРАЯ АТАКА ПОРТ-АРТУРА. В ночь на 14 февраля японская флотилия снова подошла к Порт-Артуру. По плохая погода и начинающийся шторм помешал активным боевым действиям. На атаку в таких тяжелых условиях решились только два миноносца "Хайатори" и "Асагири". Торпеды выпушенные с этих кораблей причинили повреждения злополучному "Петропавловску" и эскадренному броненосцу "Севастополь".

17 февраля 1904 г. ВЫСАДКА В ЧЕМУЛЬПО. Японская 1-я армия под командованием фельдмаршала Тамесады Куроки начала высадку на берег, чтобы совершить бросок на север к реке Ялу (китайск. Ялуцзян, корейск. Амноккан) для поддержки Порт-Артурской операции.

24 февраля 1904 г. ПОПЫТКА ЗАБЛОКИРОВАТЬ ПОРТ-АРТУР. Чувствуя, что внезапные атаки на Порт-Артур не имели ожидаемого ощеломляющего успеха и Русская эскадра все еще представляла собой боевую силу, японцы предприняли неудачную попытку заблокировать вход в Порт-артурскую гавань. Для этого были отобраны старые транспортные параходы "Тенши-Мару" ( водоизмещением 2,943 тонн), "Хококу-Мару" (2,766 тонн), "Енсен-Мару" (2,331 тонны), "Бую-Мару" (1,163 тонн), и "Бушу-Мару" (1,249 тонн), чтобы затопить их при входе в гавань. Команда для этих судов подбиралась из числа добровольцев. Операцию возглавил капитан Арима с "Микасы". Под прикрытием флотилии миноносцев в 2 часа 30 минут транспорты приблизились к внешнему рейду Порт-артурской гавани. Береговые батареи открыли сильный огонь. Из за этого затопление транспортов прошло не совсем удачно. Из пяти судов, только одно - "Хококу-Мару" затонуло в горловине входа, одно было подбито береговой артиллерией, а "Тенши-Мару", отклонившись от курса сел на мель. Командам транспортов удалось спастись.

В последующие дни происходили небольшие перестрелки между русской и японской эскадрами не причинивших особого вреда ни той, ни другой стороне. Русские флот по прежнему не решался выходить в открытое море, а японцы не шли на сближение, опасаясь огня береговых батарей и минных заграждений.

6 марта 1904 г. БОМБАРДИРОВКА ВЛАДИВОСТОКА. Во Владивостоке с начала войны остались четыре сильных крейсера "Россия", "Громобой", "Богатырь" и "Рюрик". Чтобы обезопасить себя и с этой стороны японцы направили к Владивостоку семь крейсеров - 5 броненосных и 2 легких под командой вице-адмирала Камимуры. Японская эскадра приблизилась со стороны острова Аскольд. День выдался морозным около (японцы говорили о -30 по Цельсию), поэтому эскадре пришлось пробиваться через прибрежный лед, что значительно усложнило проведение маневров.

В 8ч. 50 мин. в городе пробили сигнал тревоги. Весть о приближении вражеской эскадры быстро разнеслась по Владивостоку.

Оставив легкие крейсера у острова Аскольд, японские броненосные крейсера подошли к полуострову Басаргина, и в 13ч. 30 мин. головной корабль открыл огонь из орудий. Затем вся эскадра направилась вдоль берега. В течение часа японцы выпустили около 200 снарядов. Обстрелу подверглись строящиеся форты Суворова и Линевича, береговые батареи, восточная часть города и порта. Русские крейсера стали разводить пары, чтобы выйти навстречу японской эскадре, но противник отступил. Ущерб обстрела был невелик. Крепостные сооружения не пострадали, а в городе повреждения были также незначительны. В тот же день приказом коменданта крепости Владивосток был объявлен на осадном положении.

Всю вину за провал Владивостокской экспидиции японцы свалили на жуткий русский мороз -31 по Цельсию, из за которого море близ Владивостока замерзло, и это обстоятельство сильно мешало маневру японской эскадры. (Это то 6 марта в городе, где таких морозов и не бывает !!!) +3.

8 марта - 13 апреля 1904 г. ВОЕННО-МОРСКИЕ ДЕЙСТВИЯ В РАЙОНЕ ПОРТ-АРТУРА. Чтобы принять командование флотом на Дальний Восток прибыл энергичный и способный адмирал Степан Осипович Макаров (8 марта). Он практически сразу же (начиная с 10 марта) предпринял серию вылазок против ведущих блокаду японских крейсеров, избегая при этом столкновений с броненосцами вице-адмирала Хэйхатиро Того.

24 марта была отбита очередная попытка японцев заблокировать вход в Порт-артурскую гавань. На этот раз японцы снарядили четыре транспорта, под сопровождением двух флотилий из 17 миноносцев. При входе в гавань японцев встретили русские миноносцы, завязался бой в ходе которого один из транспортов был торпедирован, другие же отклонились от курса и затонули в неудачных местах. Блокада опять не удалась.

13 апреля Во время возвращения в порт флагманский броненосец адмирала Макарова "Петропавловск" наскочил на японскую мину и затонул практически со всем экипажем. В результате корабли российской Тихоокеанской эскадры остались бездействовать в порту. Потеря адмирала Макарова явилась катастрофой для русских.

Эскадренный броненосец классического типа (однотипный с "Полтавой" и "Севастополем" - с центральной надстройкой, двумя башнями артиллерии главного калибра в оконечностях по диаметральной плоскости и орудиями среднего калибра по бортам), "Петропавловск" был построен в 1894 году на верфи "Галерный остров". На "Петропавловске" были в последний раз применены огнетрубные паровые котлы, гидравлические приводы башенных установок и броневые плиты максимальной толщиной 406 мм (в дальнейшем толщина брони уменьшилась в связи с повышением ее сопротивляемости удару снаряда). В то же время на "Петропавловске" впервые на русском флоте были примечены двухорудийные башенные установки, типовые паровые машины и электрические лебедки. Водоизмещение-11 тысяч 354 т, длина-112,6 м, ширина в миделе-21,3 м, осадка-7,8 м, мощность-8 тысяч 253 кВт, скорость-16,9 уз; бронирование: бортов-127-406 мм. палубы-51-76 мм, башен-254 мм, боевой рубки-178-229 мм; вооружение: четыре 305-мм, двенадцать 152-мм, десять 47-мм, двадцать восемь 37-мм орудий и шесть торпедных аппаратов. После испытаний в октябре 1899-апреле 1900 года "Петропавловск" совершил переход из Кронштадта в Порт-Артур. В 1900-1901 годах участвовал в боевых действиях при подавлении боксерского восстания в Китае. С 1902 года - флагманский корабль 1-й Тихоокеанской эскадры, с 1904 года - Тихоокеанского флота. Во время русско-японской войны под флагом вице-адмирала С.О. Макарова (командир корабля - капитан I ранга Н. М. Яковлев) совершил 5 боевых выходов, участвовал в бою 9 января 1904 года у Порт-Артура. Утром 13 апреля 1904 года "Петропавловск" подорвался на японской мине в двух милях от Порт-Артура. От детонации минного и артиллерийского боезапаса броненосец разломился на две части и затонул в течение полутора минут. Вместе с ним погибло 650 человек, в том числе адмирал С.О. Макаров, почти весь его штаб и знаменитый художник-баталист Василий Васильевич Верещагин. Спасено было 80 человек, включая командира корабля, а также начальника военно-морского отдела штаба командующего флотом на Тихом океане контр-адмирала великого князя Кирилла Владимировича (двоюродного брата императора Николая II)

Апрель-май 1904 г. ПЛАНЫ И ДИСПОЗИЦИЯ РУССКИХ. Генерал от инфантерии и генерал-адъютант Алексей Николаевич Куропаткин, бывший российским военным министром в 1898-1904 годах и принявший командование сухопутными силами на Дальнем Востоке с февраля 1904 года, осознавал неготовность России к войне. Он знал, что японцы надеются на быструю победу. Все имеющиеся в его распоряжении силы он начал сосредоточивать тремя группами к югу от Мукдена (маньчжурское название совр. города Шэньян в Китае). Севернее Порт-Артура в районе Хайчэна располагался 35-тысячный 1-й Восточно-Сибирский корпус под командованием генерал-лейтенанта барона Г.К. Штакельберга. Имевший под командованием 30 тысяч человек генерал граф Келлер охранял проходы западнее реки Ялу, переправы через нее прикрывались войсками под командованием генерала Засулича (7 тысяч человек). Сам генерал Куропаткин с 40-тысячным резервом находился в Ляояне. Дополнительные силы в составе почти 40 тысяч человек под командованием начальника Квантунского укрепленного района генерал-лейтенанта Анатолия Михайловича Стесселя представлял собой гарнизон мощной крепости Порт-Артур (совр. Люйшунь). Осознавая исходное численное превосходство японцев, генерал Куропаткин планировал позволить им на некоторое время осадить Порт-Артур, который по его мнению, вполне мог продержаться несколько месяцев, в то время как он сам медленно отходил бы к Харбину, задерживая в Маньчжурии наступление японцев до прибытия подкреплений из России. Он рассчитывал, что Транссибирская железная дорога сможет доставлять около 40 тысяч человек в месяц. Таким образом, он полагал, что к концу лета будет достаточно силен, чтобы возвратиться на юг, снять осаду с Порт-Артура и выгнать японцев из Маньчжурии. Однако малокомпетентный адмирал и генерал-адъютант Евгений Иванович Алексеев (внебрачный сын императора Александра II), царский наместник и главнокомандующий сухопутными и военно-морскими силами на Дальнем Востоке, настоял на безотлагательном наступлении, тем самым заставив генерала Куропаткина отказаться от первоначального и весьма разумного плана активной обороны.

Стратегические планы сторон на суше всецело определялись обстановкой на море. Захватив господство на море, японцы получили возможность высадить войска в Корее и на Ляодунском полуострове. Поскольку русский флот не был в состоянии покинуть Порт-Артур, крепость притягивала к себе и русские и японские войска, причем вся русская ляодунская группировка подвергалась действию блокады. Прорвать блокаду можно было только извне - для чего в Маньчжурии сосредоточивалась армия генерала Куропаткина.

Содержание войны, таким образом, образует борьба за крепость Порт-Артур. Японцам нужно, не ослабляя блокады флота (поскольку нарушение коммуникаций экспедиционных сил русскими кораблями для них смертельно), взять Порт-Артур раньше, чем он будет деблокирован с моря, если русская балтийская эскадра подойдет к театру военных действий, или с суши, если русская армия успеет развернуть в Маньчжурии подавляющие силы. Таким образом, исход войны определялся тем, будут ли японцы действовать достаточно быстро.

26 апреля-7 мая 1904 г. СРАЖЕНИЕ НА РЕКЕ ЯЛУ . Выйдя к реке Ялу в районе Тюренчэна, 34-тысячная японская 1-я армия под командованием фельдмаршала Тамесады Курски была встречена Восточным отрядом русской армии под командованием генерала М.И. Засулича (около 19 тысяч человек). После четырехдневных боев японцы форсировали реку (30 апреля) и на следующий день атаковали укрепленные русские позиции близ Тюренчэна, выбив оттуда обороняющихся, которые потеряли 2 тысячи 200 человек (совокупно убитыми и ранеными), 530 человек пленными и 21 полевое орудие. Японцы потеряли 898 человек (совокупно убитыми и ранеными). Русские отступили (причем отступление это чрезвычайно напоминало паническое бегство), а фельдмаршал Курски продвинулся в Маньчжурию.

Стратегические последствия сражения, как первого сражения войны, были весьма значительны: подорвано моральное состояние русских войск, побережье Ляодунского полуострова открывалось для беспрепятственной высадки японских армий.

Поражение на Ялу произвело тяжелое впечатление на русскую армию, Куропаткин вновь требует от войск "всеми мерами избегать решительного боя" до отхода "на главные силы нашей армии". Царю Куропаткин доложил, что "бой у Ялу явился случайным, как для начальников, так и для войск". С поражением отряда Засулича обстановка на театре войны улучшается для противника. По сути дела, японцы завладели стратегической инициативой.

5-19 мая 1904 г. ЯПОНСКАЯ ВЫСАДКА НА ЛЯОДУНСКИЙ ПОЛУОСТРОВ. 2-я японская армия, численностью около 35 тысяч человек при 216 орудиях под командованием генерал-лейтенанта барона Ясукаты Оку приступила к высадке в Бицзыво, всего лишь в 65 км к северо-востоку от Порт-Артура. Продвигаясь на юг, она, практически не встретив сопротивления, перерезала ведущую к Порт-Артуру железную дорогу, но затем была ненадолго остановлена русским оборонительным рубежом под Цзиньчжоу. В это же самое время западнее реки Ялу в Такушане (или, иначе, Дагушане) началась высадка 4-й японской армии (около 26 тысяч человек) под командованием генерала Митицуры Ноцу (или, иначе, Нодзу). Почувствовав, что японская сеть все туже стягивается вокруг Порт-Артура, адмирал Алексеев бежал на север, в расположенный в Ляояне штаб генерала Куропаткина.

Примечания

+1 Эта дословная фраза взята из японского журнала "The Russo-Japanese War. Fully illustrated journal." Kinkodo Co. Tokyo.1904. N1.

+2 Все даты без особых указаний даются по новому стилю.

+3 Все тот же "The Russo-Japanese War. Fully illustrated journal." N 1.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.grandwar.kulichki.net/