Об использовании индивидуальной двигательной активности и основных валеологических факторов для профилактики и коррекции заболеваний мочевыводящей системы

СОДЕРЖАНИЕ.
1. Введение
2. Основная часть
3. Заключение
4. Список литературы


1. ВВЕДЕНИЕ.
Физиологическая роль почек очень велика – это важнейшая система, обеспечивающая постоянство водно –солевого баланса. Выведение воды и солей почками находится в прямом соответствии с интенсивностью энергетических затрат и в связи с необходимостью освобождения от конечных продуктов обмена. Поэтому почечная функция подростков отличается большой напряженностью. В то же время у них велика потребность в воде. Функциональная неполноценность проявляется на различных сторонах почечной деятельности. Максимальная компенсация сдвигов кислотно-основного состояния у ребёнка осуществляется в менее широких пределах по сравнению со взрослым человеком объясняется склонность к ацидозам. У ребёнка ограничена способность почек к концентрации мочи, поэтому он затрачивает вдвое больше воды на выделение одного и того же количества солей.
Деятельность почек и мочевыводящих путей регулируется центральной нервной системой и нейрогуморальным механизмом, причём роль последних повышается с возрастом.
Под влиянием мышечной деятельности умеренной и слабой интенсивности мочевыделение увеличивается. При значительном мышечном напряжении у подростков и взрослых отмечается снижение диуреза, что объясняется сужением сосудов и ухудшением условий кровоснабжения почек, задержкой воды в мышцах, а также рефлекторным увеличением выброса антидиуретического гормона.
Клинико-физиологическим обоснованием применения ЛФК при заболеваниях почек и мочевыводящих путей являются возможность стимулирующего воздействия на организм больного, улучшение обменных процессов, предупреждение нежелательных последствий ограничение двигательной активности.
Физические упражнения, применяемые в умеренной и слабой дозировке, могут способствовать улучшению условий кровоснабжения почек и увеличению мочеотделения.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
ОКСАЛУРИЯ, как правило, встречается с пиелонефритом. О наследственном характере заболевания свидетельствует наличие его у родственников больных. Интересно, что лишь ? камней почки при оксалурии состоит из оксалата кальция; тогда как большая часть – фосфатные или смешанные, состоят из оксалата и фосфата. Известно, что образование фосфатных камней связано с развитием гиперфункции около щитовидных желёз, главным образом вторичного гиперпаратиреодизма, вследствие нарушения реабсорции фосфатов из-за отложения кристаллов оксалатов в почечной ткани или развития воспалительного процесса в нём.
При оксалатных камнях рН мочи колеблется в диапазоне 5,1 5,9. Установлена более высокая частота возникновения оксалатных камней у населения проживающего в районах, где отмечается низкое содержание магния в воде и пищевых продуктах. Степень оксалурии прямо пропорциональна активности воспалительного процесса в почке.
Диета. При построении диетического рациона для больных оксалурией следует учитывать: что введение с пищей продуктов, богатых щавелевой кислотой, повышает выделение оксалатов с мочой. Из рациона следует исключить продукты с высоким содержанием щавелевой кислоты и солей: щавель, шпинат, свекла, картофель, бобы, ревень, инжир, петрушка, некоторые ягоды (слива, земляника, крыжовник), чай, какао, кофе и другое.
Выделению оксалатов из организма способствуют яблоки, груши, айва, виноград, черная смородина (в виде отвара), отвары приготовленные из кожуры фруктов, усиливают выведение щавелевой кислоты из организма.
Диетический рацион больного оксалурией включает следующие продукты: белый и чёрный хлеб, масло животное и растительное, молоко, творог, сметану, яйца, сыр, вегетарианские супы, мясо, рыбу, птицу в отварном виде в ограниченном количестве, блюда из крупы и теста.
Больному оксалурией разрешается введение достаточного количества жидкости (до 2 литров) соков свежих фруктов и овощей. Несколько ограничивают в рационе поваренную соль и углеводы. Больному оксалурией можно рекомендовать диету №5 с ограничением углеводов до 300 грамм.
При обострении заболевания необходимо ограничить включение в рацион молока и молочных продуктов, содержащих много кальция.

Почечно-каменная болезнь.
Этиология и патогенез. Мочевые камни образуются в результате нарушения обмена некоторых веществ и изменения функций желёз внутренней секреции (щитовидной и околощитовидной, гипофиза, надпочечников). Возникновению мочекаменной болезни способствуют: длительное употребление продуктов, содержащих большое количество минеральных солей, а также застой мочи в мочевых путях — почках, мочеточниках, мочевом пузыре. Эти факторы создают условия для выпадения из мочи кристаллов солей, которые обычно растворены в ней, и формирования мочевых камней, различающихся по своему происхождению.
Так, из мочекислых солей образуются мочекислые (уратные) камни, из щавелевокислого кальция — оксалатные камни, из кальция и фосфорнокислых солей — фосфатно-кальциевые камни.
Камни могут вырастать до очень крупных размеров, иногда повторяющих очертания почечной лоханки и имеющих коралловидную форму.
Клиническое течение. Мочекаменная болезнь возникает обычно в возрасте от 20 до 50 лет. Камни чаще образуются в почках, откуда они могут переместиться в мочеточники и мочевой пузырь. Реже конкременты формируются в моченом пузыре. Проявления мочекаменной болезни зависят от местоположения камня. Так, камни почек вызывают боль в поясничной области, обычно ноющую, усиливающуюся при физической нагрузке и, особенно, при тряске. Больные, принимая эту боль за так называемые прострелы, часто не обращаются к врачу и лечатся самостоятельно. Между тем камни, длительное время находясь в почечной лоханке, постепенно вызывают её расширение и воспаление почечной ткани (пиелонефрит), преграждают отток мочи из почечной лоханки и могут вызвать приступ сильных болей (почечная колика). При этом появляются тошнота, рвота, выступает холодный пот, живот вздут, иногда повышается температура. Больной беспокоен, стремясь предотвратить боль, принимает вынужденную позу. Выход камня из почки в мочеточник сопровождается усилением боли; она отдает в половые органы и паховую область; появляются частые позывы к мочеиспусканию.
Камни мочевого пузыря вызывают раздражение и воспаление его слизистой оболочки, проявляющиеся частым болезненным мочеиспусканием (так называемые рези). При физической нагрузке или ходьбе камень может поранить слизистую оболочку и вызвать кровотечение с соответствующим окрашиванием мочи (гематурией).
При попадании камня в мочеиспускательный канал возникает препятствие оттоку мочи. Камни обеих почек или мочеточников могут вызвать полное прекращение выделения мочи (анурия). Это опасное осложнение, т. к. в организме накапливаются ядовитые продукты обмена веществ, и происходит его самоотравление.
Лечение мочекаменной болезни состоит в удалении камней и ликвидации, связанных с ними воспалительных явлений в мочевых органах. Способы лечения зависят от местоположения и величины камня. Мелкие камни изгоняют из почек и мочеточников при помощи различных лекарственных средств, физиотерапевтических процедур и водных нагрузок (обильное питье) под контролем врача. Из предпузырного отдела мочеточника камни иногда удаляют специальной петлёй. Если это невозможно, применяют оперативное вмешательство.
Первая помощь. Во время приступа почечной колики необходимо вызвать врача. Нельзя допускать самолечения (горячие ванны, обезболивающие средства), т. к. аналогичные приступы могут наблюдаться и при некоторых острых заболеваниях органов брюшной полости, а тактика лечения в этих случаях совсем иная! Неправильные действия могут стоить больному жизни! Только врач определит характер заболевания и назначит правильное лечение!
Для профилактики мочекаменной болезни необходимо своевременно лечить воспалительные процессы в мочевыводящих органах. Важную роль играет рациональное питание. Диету назначает врач в зависимости от характера обменных нарушений и состава камней. Так, при образовании уратных камней рекомендуют молочно-растительный стол, исключают жареное, тушёное и копчёное мясо, острый сыр, крепкий чай, бобы, редис, шпинат, перец, горчицу и др.; наоборот, при формировании фосфатно-кальциевых камней рекомендуют мясной стол, но исключают молочно-растительные продукты.
Особенности занятий при хронических заболеваниях почек и системы мочевыделения. При организации физической подготовки учащихся с этой группой заболеваний необходимо учитывать особенности в состоянии здоровья:
- отклонения в состоянии сердечно-сосудистой системы, так как возможны гипертонические реакции на физические упражнения, перегрузка сердца;
- повышенная реакция почек и мочевыводящей системы на охлаждение и перегревание;
- общая ослабленность тонуса тканей и мышечной системы, приводящая к слабости брюшного пресса, мышц поясницы, околопочечных тканей, следствием чего являются застойные процессы в почках и мочевыводящих путях, опущение почек;
- недостаточная очистительная функция, являющаяся причиной непереносимости больших нагрузок, вызывающих большие биохимические изменения в крови.
Всё это требует соблюдения определённых правил при организации физической подготовки. В первую очередь необходимо предупредить переохлаждение или перегрев организма, не допускать излишней влажности помещений при проведении занятий. Большое значение при заболеваниях этой группы имеет закаливание организма, однако использовать закаливающие процедуры надо очень осторожно. Травматичны для почек упражнения большой интенсивности или умеренные по интенсивности, но чрезмерно продолжительные, вызывающие большие сдвиги в составе крови. Неблагоприятно сказываются на состоянии почек занятия, вызывающие общее утомление, противопоказаны прыжковые упражнения.
Лечебная физкультура представляет собой комплекс методов, обеспечивающих не только местное воздействие на заболевший (или повреждённый) орган, а на весь организм в целом, - при помощи воздействия на весь организм ускорить ликвидацию местных патологических процессов, развивающихся на почве заболевания или травмы. Такой метод лечения ускоряет клиническое выздоровление терапевтических больных, способствует быстрейшему восстановлению работоспособности хирургических больных.
Лечебная физкультура с её многочисленными средствами и методами воздействия на больного человека способна изменять реакцию организма, способствовать переходу его из одного реактивного состояния в другое.
Однако лечебная физкультура очень часто не в состоянии установить нарушенное болезненным процессом или травмой взаимодействие между органами и системами, самостоятельно ликвидировать патологические процессы, установить нормальную реактивность организма, особенно при длительно существующих болезненных процессах. Опыт доказал, что действие средств лечебной физкультуры бывает наиболее полным только под влиянием рационального и совместного использования и других методов лечения в определённой очерёдности в комплексном лечении.
Успех комплексного лечения зависит от умелого и своевременного назначения выбранных средств и методов. Особенно большое значение в благополучном исходе лечения приобретает своевременное назначение лечебной физкультуры, которая применяется, за редкими исключением, почти у всех больных.
Лечебное действие физических упражнений.
Болезнь дезорганизует нормальную жизнедеятельность организма. Неизбежное ограничение двигательной активности являются одним из последствий любого заболевания. Вынужденный покой всегда неблагоприятно сказывается как на общем состоянии больного, так и на течение местного патологического процесса.
ГЛАВНОЙ ЗАДАЧЕЙ лечебной физкультуры является восполнение дефицита движений при помощи физических упражнений и организация всего двигательного режима.
ОСНОВНЫМ СРЕДСТВОМ лечебной физкультуры являются физические упражнения. Под физическими упражнениями принято понимать специально подобранные, методически оформленные мышечные движения. При этом должны учитываться особенности заболевания, половые, возрастные показатели, характер и степень возникших изменений в системах и органах, стадия болезненного процесса, параллельно проводимое лечение и другие данные, которые могут быть использованы при подборе физических упражнений, их дозирование и проведение.
Механизмы терапевтического действия физических упражнений ещё недостаточно изучены. Сложность такого изучения заключается
в том, что обычно на организм воздействует не одно какое – нибудь упражнение, а их комплекс в самых разнообразных сочетаниях.
В основе лечебного действия физических упражнений лежит строго дозированная тренировка, под которой применительно к больным и ослабленным детям следует понимать целенаправленный процесс восстановления нарушенных функций организма в целом, а так же отдельных его систем и органов. Различают общую тренировку, направленную, но общее оздоровление и укрепление организма, и специальную тренировку, преследующую цель устранения нарушенных функций в определённых системах и органах.
Методика лечебной физкультуры представляет собой совокупность практических приёмов применения лечебных средств, направленных на оптимальное и наиболее быстрое решение лечебных и реабилитационных задач. Методика определяется прежде всего целями и задачами лечения, лишь после уточнения этих задач приступают к подбору средств, выбору оптимальной формы их применения, определению дозировки физической нагрузки.
Задачи лечебной физкультуры:
Это часть возникающих в данном периоде заболевания или травмы лечебных задач, в решении которых преимущественное значение имеют средства лечебной физкультуры. В свою очередь, лечебную задачу можно определить как цель лечебных мероприятий на данном этапе развития патологического состояния.
Задачи лечения определяются существующими представлениями об этиологии и патогенезе заболевания или травмы. В ряде случаев лечебные задачи определяются не патологическими сдвигами, характерными для основного процесса, с развивающейся индивидуальной картиной болезни и изменениями других органов и систем.
Постановка и конкретизация лечебных задач с последующим уточнением задач лечебной физкультуры – важный и весьма ответственный этап врачебных действий, во многом определяющий эффективность комплексной терапии.
Подбор средств лечебной физкультуры: Сопоставление задач лечения, вытекающих из врачебных представлений о сущности патологического процесса, с характером влияния лечебных средств на больной организм позволяет прийти к выводу о целесообразности применения в конкретном случае именно данного средства. Показанием к выбору средств лечебной физкультуры будет совпадение механизма лечебного действия этих средств с ожидаемым влиянием на поражённый орган или систему. Детализация такого подбора при каждой форме составляет основу частичной методики лечебной физкультуры. В общем подбор средств лечебной физкультуры осуществляется в соответствии с лечебными задачами, с учётов возраста больного и особенностями его развития.
Периодизация занятий лечебной физической культуры.
Курс лечебной физической культуры принято делить на периоды, которые рекомендуется делить на 3 этапа. Вводный, основной, заключительный.
1 период: свободный (5-6 занятий).
Этот период хотя и непродолжительный, но очень важный, здесь выявляется индивидуальная реакция на различные упражнения. В этот период инструктор подробно объясняет, как следует правильно выполнять специальные упражнения, при этом он должен уделять особое внимание начальной постановке правильного дыхания.
В течении вводного периода разучивают физические упражнения, предназначенные для самостоятельных занятий дома.
2 период: основной, тренировочный (продолжительность до 50 занятий).
Этот период является самым продолжительным и основным для достижения терапевтического успеха. В этом периоде общая нарастающая тренировка организма сочетается со специальной тренировкой, для чего широко используются дыхательные упражнения. Продолжительность занятия постепенно доводится до 45 минут. Особое внимание надо обращать на систематичность занятий. Пропуски занятий должны считаться уважительными только в тех случаях, когда они связаны с состоянием здоровья. Занятия должны проводится под постоянным контролем врача.
3 период: заключительный (4-5 занятий).
В этом периоде завершается курс лечения и проводится подробный инструктаж детей и их родителей о применении физических упражнений в домашних условиях. Проводится разучивание рекомендованных комплексов физических упражнений, даются советы по режиму закаливания, использованию упражнений спортивного характера.
Как в основном (тренировочном) периоде, так и в других периодах курса лечебной гимнастики применяется большой арсенал разнообразных физических упражнений; эти упражнения должны подбираться с целью общего физического воздействия – общей дозированной тренировки организма, а также с целью направленного воздействия на пораженные органы.
Механизмы лечебного действия средств лечебной физической культуры.
Правильное понимание процессов, происходящих в организме больного при выполнении физических упражнений, участие в подвижных играх, во время массажа, закаливающих процедур, определяет действия врача как на этапе решения вопроса о показаниях или противопоказаниях к назначению лечебной физкультуры, так и на этапе реализации назначений и подбора адекватных средств. Упомянутые процессы прежде всего вызываются мышечной работой, производимой при упражнениях и играх. Очевидно, физиологические сдвиги, происходящие в организме при мышечных сокращениях, связаны с их энергетическим обеспечением и регулирующими обмен веществ в мышце нервными и гуморальными влияниями. Биохимические и физиологические изменения при мышечной работе зависят от количества произведённой работы, анатомо-физиологических особенностей организма и своеобразия обменных процессов в нём, а также от исходного состояния человека. Принято рассматривать влияние средств лечебной физкультуры в следующих направлениях: стимулирующие, трофические, компенсаторного и нормализующего действиях.
Стимулирующее действие средств лечебной физкультуры выражается усилением деятельности физиологических систем организма больного. Оно связано с тем, что распад энергосодержащих биохимических структур и выделение энергии, используемый для мышечной работы, приводят к ряду реакций вегетативной системы, направленных на выравнивание нарушенного гомеостаза и восстановление энергетического потенциала. Так, благодаря раскрытию добавочных капилляров немедленно усиливается кровоснабжение работающих мышц происходит перестройка функциональной схемы кровообращения: перераспределение крови и адекватное усиление мышечной работе усиление кровоснабжения. Тем самым создаются физиологические предпосылки для синтеза и ресинтеза макроэргов, в первую очередь аденозинтрифосфорной кислоты. Аналогичные изменения наблюдаются в дыхательной и других системах, которые могут в данном случае рассматриваться как системы обеспечивающие мышечную работу. Таким образом, стимулирующее или тонизирующее действие средств лечебной физкультуры связано с повышением уровня жизнедеятельности детского организма и его важнейших функциональных систем.
Широко используется стимулирующий эффект занятий лечебной физкультурой для повышения неспецифической сопротивляемости организма.
Установлено, что при патологических состояниях снижается уровень жизнедеятельности организма, что представляет собой проявление биологической защитной реакции, обеспечивающей снижение скорости развития болезней, однако такая реакция приводит к одновременному снижению некоторых приспособительных или регуляторных функций. Раннее и эффективное включение собственных приспособительных реакций в ответ на привычный раздражитель в виде мышечного сокращения во многом определяет скорость выздоровления и поэтому последующей реабилитации.
Трофическое действие средств лечебной физкультуры проявляется в общем и неправильном изменении обмена веществ в мышцах и внутренних органах, связанных с работой определённых мышечных групп. Она способствует усилению процессов регенерации и репарации, ускорению резорбции воспалительного экссудата и обратному развитию воспаления в целом. В основе трофического действия лечебной физкультуры лежат сложные биохимические и физиологические сдвиги, направленные на восстановление энергетического потенциала мышц. Трофическое действие средств лечебной физкультуры проявляется предупреждением атрофических и регенеративных процессов, ускорением местных и общих морфологических компонентов саногенеза.
Механизм компенсаторного действия лечебной физкультуры заключается в усилении и перестройке развивающихся при патологических процессах приспособительных реакций таким образом, что увеличивается их компенсаторный эффект. Такие приспособительные реакции направлены на временное или постоянное замещение потерянной силы изменённой функции, обеспечивая жизнеспособность организма. Однако приспособительные реакции больного не всегда приводят к компенсации и улучшению состояния ребёнка. Использование для компенсации и восстановления нарушенных функций средств лечебной физкультуры весьма перспективно, так как именно физические упражнения, сам двигательный акт, вызывая эволюционно закреплённые физиологически реакции, способствует более быстрой перестройке возникающих при патологическом процессе компенсаций, обеспечивая жизнеспособность повреждённых систем. В процессе роста и развития мышечная система не только обеспечивает развитие и морфологическое совершенствование физиологических систем, но и способствует формированию быстрых ответных реакций восстановления любых отклонений от постоянного состава внутренней среды при мышечной работе. Так, постоянное содержание углекислоты и кислорода в условиях мышечной деятельности сохраняется за счёт соответствующего усиления лёгочной вентиляции, повышения эффективности использования кислорода из вентилируемого воздуха, увеличение скорости и объёма кровотока.
Использование механизма компенсаторного действия средств лечебной физкультуры наиболее эффективно при чётком представлении о характере поражения функциональной системы и сущности ответных и компенсаторных реакций, развивающихся в ней при патологических состояниях. Углублению этих представлений способствуют функциональные исследования, проводимые в динамике. Они позволяют определить эффективность подбора средств лечебной физкультуры.
Нормализация нарушенных функций. Этот механизм лечебного действия средств лечебной физкультуры используется в системе реабилитации наиболее широко. Сущность нормализующего действия лечебной физкультуры заключается в постепенном расширении диапазона функциональных показателей патологически изменённой системы до физиологической, возрастной нормы. Такая нормализация происходит под влиянием тренирующего действия физических упражнений и мышечной работы не только на опорно-двигательный аппарат, в котором наблюдается восстановление мышечной силы и объёма движения в суставах и связках, но и на физиологические системы, обеспечивающие мышечное сокращение. Нормализующий эффект физических упражнений как частный случай тренировки появляется уменьшением физиологических показателей функциональных систем, лучшим согласованием отдельных их звеньев в состоянии покоя или увеличением отдельных ресурсов.
Нормализующее действие физических упражнений и других средств лечебной физкультуры проявляется также ликвидацией извращений функции, вызванных патологическим процессом.
Весьма важной задачей лечения и реабилитации является задача восстановления адаптации к обычным для человека нагрузкам, в первую очередь физическим, связанным с привычной двигательной деятельностью. Такая адаптация возможна лишь за счёт согласованной, координированной деятельности организма и не может быть обеспечена лишь нормальной функцией поражённой болезнью системы. Лечебная физкультура позволяет обеспечить в процессе специальных занятий восстановления нарушенной координации ряда органов и систем, обеспечивает целостную реакцию организма на мышечные усилия для восстановления нормальной физической работоспособности.

Лечебная физкультура при мелких камнях мочеточников способствует улучшению и нормализации обменных процессов, повышению защитных сил, создаёт условия для отхождения камней, нормализации мочевыводящей функции. В методике лечебной физкультуры используются общеразвивающие упражнения, специальные для мышц брюшного пресса, создающие колебания внутриутробного давления и способствующие выведению камней, дыхательные особенно с акцентом на диафрагмальное дыхание, бег, подскоки и различные варианты ходьбы (с высоким подниманием коленей), упражнения с резкими изменениями туловища, что вызывает перемещение органов брюшной полости, стимулирует перистальтику мочеточников и способствует их растягиванию; подвижные игры с включением подпрыгиваний, прыжков и сотрясений тела. Уровень физической нагрузки во время специальных занятий – средний, выше среднего, поэтому дети должны быть постепенно подготовлены к такой нагрузке. Перед занятием целесообразны введения спазмолитических средств, приём минеральной воды.
Примеры физических упражнений при мелких камнях мочеточников:
1. Ходьба с высоким подниманием коленей. Ходьба на носках, пятках, ходьба с руками за головой.
2. Ходьба в приседе, руки на поясе или на коленях.
3. Стоя, руки вдоль туловища. Поднять руки вверх с одновременным резким отведением ноги в сторону – вдох. Возврат в исходное положение – выдох.
4. Стоя, руки в стороны. Резкие повороты туловища вправо, влево.
5. Стоя, ноги на ширине плеч – вдох. Наклон туловища к правому колену – выдох. Возврат в исходное положение, то же– к левому колену.
6. Стоя, потянуться вверх – вдох, расслабиться, уронить кисти, локти, плечи – выдох.
7. Лёжа на спине – поочерёдное сгибание и разгибание ног в коленных и тазобедренных суставах.
8. Лёжа на спине – поочерёдное сгибание ног с подтягиванием колена к животу.
9. Лёжа на спине – ноги подняты вперёд с опорой пятками на гимнастическую стенку, под областью таза положен валик или подушка. Сгибание ног поочерёдно и вместе с подтягиванием колена к груди.
10. Из исходного положения лёжа на спине. Приподнять таз – вдох, возврат в исходное положение – выдох.
11. Лёжа на спине – приподнимание таза с одновременным разведением ног в стороны – вдох, возврат в исходное положение – выдох.
12. Лёжа на спине. Расслабление. Упражнение в диафрагмальном дыхании.
13. Из исходного положения лежа на спине у гимнастической стенки кувырок назад, при этом стараться дотянуться носками ног до коврика за головой.
14. Лёжа на здоровом боку - вдох. Согнуть ногу на больной стороне, подтянуть её к животу – выдох.
15. Лёжа на боку – отведение прямой ноги назад – вдох и вперёд – выдох.
16. Стоя на четвереньках – вдох, поднять таз, разгибая колени, - выдох.
17. Стоя у гимнастической стенки, руки хватом на уровне плеч. Спокойное дыхание.
18.Приподнимание на носках с усиленным опусканием на пятки, вызывая сотрясения тела.
19. В том же исходном положении – отведение прямой ноги в сторону с одновременным подскоком, то же – в другую сторону.
20. Стоя подскоки на одной и на обеих ногах поочерёдно.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Несмотря на распространённость заболевания почек у подростков и значительное снижение адаптивных возможностей детского организма, которое они вызывают, применение лечебной физкультуры в их комплексной терапии накапливает первый опыт. Это связано с трудностями оценки непосредственного влияния отдельных средств лечебной физкультуры на почечную функцию и течение заболевания.
Некоторые данные, полученные в последние годы, могут быть положены в основу клинико-физиологических показаний к применению лечебной физкультуры в почечной патологии у детей.
Между мышечной деятельностью и работой выделительной системы существует тесная физиологическая и функциональная связь. Выделительная система обеспечивает постоянство внутренней среды за счёт выделения продуктов метаболизма, попадающих в кровь при мышечной работе. Во время последней изменяются качественный состав мочи и её количество, появляются вещества, обычно отсутствующие в моче или имеющимся в незначительных количествах такие, как продукты пуринового обмена, недоокисленного вещества (молочная кислота, ? - оксимасляная, ацетоукизенол).
Несомненно, усиление выделительной и регулирующей кислотно–основное состояние функций почек под влиянием мышечной работы. Это связано с изменением как почечного кровотока, так и функций нефронов. Под влиянием мышечной работы соответственно её интенсивности снижается почечный кровоток. С ростом адаптации к физической нагрузке устойчивость функции почек повышается, уменьшение кровотока наступает после значительно больших нагрузок.
Как правило, физические упражнения умеренной интенсивности приводят к некоторому увеличению диуреза, в то время как работа большей интенсивности сопровождается снижением диуреза. Такая же реакция может наблюдаться и при умеренной нагрузке, если она имеет непротиворечивый характер. Изменения диуреза зависят от изменения почечного кровотока, от выброса антидиуретического гормона и увеличение проницаемости канальцев, а также от моторно–висцерольных рефлексов.
В эксперименте над животными установлено, что изменения морфологии и функции почек под влиянием мышечной работы имеет характер стрессовой реакции, в периоде адаптации которой функция почек полностью нормализуется, а в морфологических структурах наблюдается приспособительная перестройка.
Таким образом, лечебная физкультура может использоваться в клинике заболеваний выделительной системы в качестве одного из средств функционального воздействия на почечную функцию, приводящего к улучшению компенсаторных возможностей почек, улучшению парциальных функций нефронов. Помимо лечебного действия самой мышечной нагрузки, при построении методик лечебной физкультуры необходимо учитывать возможное влияние некоторых физических упражнений и массажа ремонорных почечных зон кожи и мышц на уровень кровоснабжения почек и мочевыделяющей системы которое можно использовать, для уменьшения и ликвидации воспалительных изменений.
Несомненна роль средств лечебной физкультуры в активизации защитных сил организма, адаптации к физическим нагрузкам в условиях вынужденной гиподинамии.

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Лечебная физическая культура. Учебник для студентов институтов физической культуры /Под ред. С.Н. Попова. –М., 1978
2. Нефрология в терапевтической практике / Под ред. А.С. Чижа. –Минск, 1998
3. Урология (учебник)
4. Справочник врача подросткового кабинета /Под ред. Т.Н. Костюриной, Н.М. Коренева. – Киев, 1991
5. Лечебная физическая культура. Учебник для студентов институтов физической культуры /Под. ред. С.Н. Попова. –М., 1988
6. Лечебная физическая культура при заболеваниях в детском возрасте. – 2-е изд. Под ред. С.М. Иванова. – М., 1983
7. Справочник по детской лечебной физкультуре. /Под ред. М.И. Фонарёва. – М., 1983
8. Лечебная физическая культура /Под ред. И.М. Саркизова-Сиразини. – М., 1954
9. Справочник по диетологии /под ред. А.А. Покровского. – М., 1992
10. Фонарёв М.И., Фонарёва Т.А. Лечебная физическая культура при детских заболеваниях. Л., 1986