Социология
Социология – наука об общих и специфических социальных закономерностях организаций, функционировании и развитии общества, путях, формах и методах их реализации в действиях и взаимодействиях людей. Объектом социологии в широком смысле является общество, а непосредственно социальное в нем, т.е. социальная реальность или социум. В отличие от других общественных наук, социология изучает не ту или иную сферу общества, а общество в целом, как целостный социальный организм. В центре социологии – проблема взаимодействия личности, социальных групп и общества. С предметом социологию существует очень много точек зрения: Макс Вебер, Огюст Конт, Питирим Сорокин – по-разному оценивали предмет социологии. Конт – «отец» социологии.
Социология подразделяется на:
1.Теоретическую и Эмпирическую
2. Фундаментальную и Прикладную
3.Общую (макро социология), изучающая общие закон-ти социума, как целого; теории среднего уровня, т.е. спец. и отрасл-е социологии; микро социологию, изучающую социальные явления и процессы сквозь призму межличностного взаимодействия.
Функции:
1. Теоретико-познавательная
2. Практически-политическая
3. Идейно-воспитательная
Методы:
1. Наблюдение
2. Опрос
3. Экспресс-анализ
4. Контентанализ
16.09.98 Становление и основные этапы исторического развития социологии.
1. Огюст Конт – родоначальник социологии. Учение о трех стадиях развития социологии. Социальная статика и динамика.
2. Социальные условия и теоретические предпосылки возникновения социологии.
3. Классический тип научности социологии. Учение о методе Дюргейма.
4. Нетрадиционный тип научности «Понимающая социология» Зиммеля и Вебера.
5. Основные принципы материалистического учения об обществе Маркса и Энгельса.
6. Основные этапы и направления развития социологии в США.
7. Развитие социологической мысли в России.
1. 1839 г.: Социология, как наука.
О. Конт «Курс позитивной философии» третий том, впервые употребил термин «Социология» и выдвинул задачу изучения общества на научной основе.
В системе Конта выделялся закон о трех последовательных стадиях интеллектуального развития человека: теологическая, метафизическая, позитивная.
Теологическая: человек объясняет все явления на основе религиозных представлений при помощи понятий сверхъестественного.
Метафизическая: человек отказывается от апелляции к сверхъестественному и пытается объяснить явления при помощи абстрактных суждений и сущностей и других философских умозаключений.
Позитивная: человек перестает апеллировать абстрактными суждениями, отказывается раскрывать причины явлений и ограничивается наблюдениями за явлениями и фиксированными постоянных связей, которые устанавливаются между явлениями.
Переход постепенный, но не одновременный.
Конт считал, что социология – вершина позитивного знания.
Закон о разделении и кооперации труда:
- разделение труда приводит к образованию социальных групп.
- разделение и кооперация приводит к исчезновению солидарности и согласия.
Конт хотел найти оптимальную точку согласия, которая позволяла жить обществу без потрясений.
Конт разделял социологию на две части: социальная статика и социальная динамика.
Социальная статика изучает условия и законы функционирования общественной системы. Здесь российские основные общественные институты: семья, социальная группа, государство, религия, с точки зрения их общественных функций, их роли в обществе для установления согласия и солидарности.
Социальная динамика развивает теорию общественного процесса, решением фактором которого выступает духовное и умственное развитие человечества.
2. Появляется потребность в учении о типах общества. Пути развития общества: революция (Маркс, Энгельс), реформы (Конт, Спенсер).
Основание для реформаторского пути развития – позитивная наука. Очень много научных открытий в 19 в., среди них была открыта клетка Шванном и Шлейденым, и потом Дарвин создает свое учение. Учение о клетке привело к созданию диалектического материализма Маркса и Энгельса. Конт и другие создали учение об обществе, основанного на принципах биологии, т.е. органическую теорию развития общества.
Задолго до теоретической социологии закладывались базы эмпирической социологии. Методика социального исследования разработалась естествоиспытаниями.
XII – XVIII Граунт и Галлей выработали методы количественного исследования социальных процессов. Граунт в 1662 применил эти методы к анализу уровня смертности. Лаплас в «Философские очерки о вероятности» построил на количественном описании динамики народораспределения. В 19в. происходит увеличение городов, в них происходит социологическая дифференциация – рост бедных слоев населения --> рост преступности и т.д., т.е. социальные болезни.
Формирование средних слоев – прослойка буржуазии, которые выступали за социальные реформы, стабильность, порядок, за укрепление института мнений. Таким образом появились социальные болезни общества, а с другой стороны те, кто их хочет излечить.
Появилось большое количество работ с социальным аспектом:
Синклер «Статистическое описание Шотландии».
Энгельс «Положение рабочего класса в Англии».
Ч. Бут «Жизнь и труд людей в Лондоне».
Ле Пле «Европейские рабочие».
Кетле «О человеке и развитии способностей или опыт социологической жизни».
3. Социология заявила о самостоятельности вследствие своей претензии на научное исследование общества. В истории социологии никогда не существовало согласия о том, каков критерий научности.
Выделяется три типа научности: классический, неклассический, промежуточный.
Классический представлен Контом, Спенсером, Дюркгеймом.
Основные принципы:
1. социальные явления подчинены законам общим для всей действительности. Нет никаких специфических социальных законов.
2. Социология строится по образу естественных позитивных наук.
3. Методы социологического исследования должны быть точными и строгими. Все социальные явления должны быть описаны количественно.
4. Важным критерием научности является объективность содержания знания.
Дюркгейм «Правила социального метода».
Вся социология основана на социальных факторах. В книге изложены основные требования к социальным фактам, которые позволили бы существовать социологии как науке.
I. Правило состоит в том, чтобы рассматривались социальные факты как вещи. Социальные факты являются внешними для индивида, материалами, объектами, наблюдаемыми.
II. Систематически отмежевывается от всех врожденных идей. /* свободна от идеологии, личных пристрастий, предрассудков */
III. Признание первенства целостности над составными ее частями.
4. Неклассифицированный тип научности представлен Зиммелем и Ведером.
В основе лежит представление о принципиальном различии законов природы и общества. Следовательно, признание научности существует двух типов научного знания: естествознания – изучение природы и гуманитарной науки. Социология – пограничная наука и заимствует у этих наук все лучшее. У естествознания: приверженность к точным фактам и причинно следственное объяснение. У гуманитарных: метод понимания и отнесение к ценностям.
Согласно Зиммелю и Ведеру предметом социологии является индивидуализм, т. к. он обладает сознанием, мотивацией, рациональностью действий.
Эти ученые отвергали понятия: «общество», «народ», «человечество», подчеркивая важность субъективного фактора.
По их мнению, наблюдая цепочку событий социолог должен остановить свое внимание на объяснении понимания внутренних мотивов действий каждого человека. В схожих условиях люди действуют одинаково.
Принципы, на которых держится социология по Земмелю и Ведеру:
1)Требования устранения из научного мировоззрения представления об объективности содержания наших знаний. Условием превращения социологического знания в действующую науку является то, что оно не должно выдавать свои понятия и схемы за отражение или выражение самой действительности и ее законов. Социология обязана исходить из признания принципиального различия между социологической теорией и действительностью.
2) Социология не должна претендовать на что-то большее, чем выяснение причин тех или иных свершившихся событий, воздерживаясь от научных прогнозов.
3)Социологическая теория и понятия не являются результатом интеллектуального произвола, потому что интеллектуальная деятельность подчиняется определению социологическим приемам и правилам формирований логики и общечеловеческим ценностям.
4)Социология должна знать, что в основании механизма его интеллектуальной деятельности лежит отнесение многообразия эмпирических данных к общечеловеческим ценностям, которые задают общее направление всему человеческому мышлению.
5)Измерением ценностных предпочтений определяется интересом эпохи, теми социально-экономическими обстоятельствами, в которых живет изучаемый объект.
Эти принципы называются принципами понимающей социологии.
По Земмелю, инструментом познания служит «чистая форма», которая фиксирует в социальном явлении самые устойчивые универсальные черты, а не многообразие социальных эмпирических данных.
Земмель считал, что над миром бытия существует мир общечеловеческих ценностей. Этот мир отличен от законов материального мира.
Целью социологии по Земмелю является изучение ценностей, как «чистых форм». Социология должна изолировать желания, мотивы, переживания как психологические акты от их объектного содержания и вычленить сферу ценностного, как область идеального и на этой основе построить взаимоотношение людей.
«Чистая Форма» - отношение между людьми, которые рассматриваются отдельно от тех объектов, которые выступают объектами их желаний.
Ведер считает инструментом социологии «идеальный тип». Это мыслительно-логическая конструкция, которая создается самим исследователем. Конструкция формируется с помощью выделения отдельных черт реальности, считается наиболее типичными. «Идеальный Тип» - предельное понятие, используемое в познании в качестве масштаба для соотношений и сравнивания с ними социальной действительности.
5. Синтез классических и неклассических типов научности представленные Марксом и Энгельсом.
Исходили из натуралистических установок позитивизма, требовали рассмотрения социальные явления как факты и строить обществоведение по образу естественных наук с причинно следовательным объяснением фактов.
Принципы:
1) Принцип закономерностей. Общество развивалось по определенным законам (как природа). Изучение общих связей является предметом изучения. Принцип означает признания повторяющихся установленных общих связей в отношении между процессами и явлениями.
2) Принцип детерминизма. Признания причинно следовательных связей и завершений. Из многообразия общественных отношений главным считали сп-б правительства.
3) Принцип прогресса. Реализуется через концепцию об общественно экономических формациях. Общественно Экономическая Формация (ОЭФ) – это общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество со своеобразно отличительным характером. Механизм прогресса является сп-б правительства.
4) Все причины увязываясь с положением о своеобразности развития общественных процессов. Эта увязка нашла отражение в учении о развитии общества, как естественного исторического процесса (исторические материалы). Развитие общества не только не зависит от воли и сознания людей, но и определение их. В отличие от законов природы, где действуют стихийные силы, развитие общества представляет собой результат деятельности людей. В обществе ничто не совершается иначе, как проходя через сознание людей.
5) Принцип объективности научных знаний об обществе. Совпадает с примером партийности Ленина. Любой исследователь живет в обществе принадлежащее к партии, классу. Их интересы будут влиять на его открытия, учения.
6. Родина социологии – Европа. ХХ инициатива становления у США.
1892 – открыта I кафедра социологии в университете Чикаго.
1901 – курс социологии преподавали в 170 университетах и колледжах.
Развивается не только теоретическая, но и эмпирическая социология.
1910 – проведено 3000 социологических исследований.
Правительство заинтересованно в социологических исследованиях и оплачивает их.
1918 – рассматривается проблема эмигрантов.
Работала социология труда и управления.
Тейлор провел комплексные исследования на предприятиях и создал первую Научную Организацию Труда. Он изучил социально-экономическую организацию предприятий и пришел к выводу, что технико-организаторские нововведения на предприятиях не эффективны. Они упираются в человеческий фактор, материальное и моральное стимулирование, в искусство администрации управления предприятием. Только первым раскрыл принцип РЕСТРИКЦИОНИЗМА – работа с «прокладцей» - сознание ограничение рабочими выработки. В основе этого феномена лежит механизма группового давления и блокирование норм формированных с помощью не формированных для того, чтобы воспрепятствовать стремлению предпринимательной увеличить эти нормы выработок через снижение расценок. Разработка системных организаторских мер: методы переобучения рабочих, плановое бюро, сбор социальной информации, новая структура функционирования администрации, инструкционные карточки.
30-40 годы. Хаторнский эксперимент. Найти возможность для повышения эффективности правительства. Главный фактор эффективности – моральный климат.
«Доктрина человеческих отношений».
Принципы:
1) Человек – социальное существо, ориентированное на других людей и включенное в групповое поведение.
2) Социологической природой человека несовместима жестокая иерархия и бюрократическая система организации и подчиненности.
3) Руководители предприятий в большей мере должны ориентироваться на удовлетворение потребностей людей или на технические факторы поднятия производительности труда и достижения прибыли. Такая ориентация способствует удовлетворенности человека своей работой и благоприятствует социальной стабильности.
4) Производительность труда должна быть эффективной, если индивидуальное вознаграждение будет подкреплено групповым, а экономические стимулы социально психологически.
Теория мотиваций: основана на теории потребностей Маслоу.
Потребности: первичные, вторичные.
Потребности высшего уровня становятся необходимыми при удовлетворении потребностей низшего уровня.
На основе ТП разработана двух фактурная теория мотиваций Херцдерга и теория стилей управления Макгрегора.
Теория мотиваций:
Внутренние факторы, т.е. содержащие работы, повышения удовлетворения трудом.
Внешние факторы (заработок, условия труда, межличностные отношения, стиль управления) называются гигиеническими. Они могут снизить уровень неудовлетворенности, способствовать закреплению кадров, но не оказывающая влияния на повышение производительности труда.
Херцдерг сформулировал зависимость: удовлетворенность есть функция содержания работы, а неудовлетворенность – функция условий труда. Обе системы являются разнонаправленными положениями поведения.
Методы управления:
1) Авторитарный: жесткий контроль со стороны руководства, принуждение к труду, негативные санкции, акцент на материальное стимулирование.
2) Демократический: развитие творческих способностей работника, гибкий контроль, отсутствует принуждение, самоконтроль, участие в управлении, моральные стимулы.
3) Смешанный: Навязывать не стоит, требуется «применить к ситуации».
Американцы разработали один из методов социальных исследований: БИХЕВИОРИЗМ (поведение) - Уотсон, Скиннер. Это поведенческий метод.
Согласно учению, поведение человека сводится к стимулам и реакциям. Меняя стимулы, задается определенная реакция и поведение --> поведением человека можно управлять --> авторы считали, что социология – наука об управлении людьми, их поведением. БИХЕВИОРИЗМ абсолютизирует эмпирические методы исследований. Смысл исследования состоит в описании поведения человека, поэтому упор делается на собирание фактов и описание. Всякое объяснение ведет к искажению фактов. Согласно этому авторы считали, что наблюдение и эксперименты – основные методы исследования.
7. Этапы развития социологии в России.
I этап.: сер. XIX до 1918.
II: нач. 20-х до кон. 50-х.
III: нач. 60-х до наших дней.
I)
1) П. Лавров, Н. Михайловский – субъект социологии. Придерживание классического метода научности. Считали, что в центре социологии стоит проблема учения об общества в целом, выявление закономерностей и направленности его развития. Уделяли внимание теории общественного прогресса. Суть общественного развития состоит в переработке культуры, традиционных и общественных форм цивилизации. Цивилизация рассматривается как сознательное историческое движение, которое осуществляется критической мыслью. Мысли осуществляются через действительные личности – главные движущие силы развития. Идеалом общественного развития является создание отношений, при которых были бы созданы все условия для всестороннего развития личности.
2) М.М. Ковалевский стоял на других позициях – позитивизма. Главное отводится учению о социальном прогрессе. Суть его состояла в развитии солидарности между социальными группами, классами. Одной из основных задач социологии – выявление сущности солидарности, описание и объединение ее всевозможных форм. В разработке своего учения Ковалевский использовал сравнительный исторический метод.
3) Социология марксизма: ортодоксальный марксизм (Плеханов, Ленин), легальный марксизм (Струве, Бердяев).
1869 – Берва-Флеровский «Положение рабочего класса в России». Положено начало исследованию развития классов России.
1880 – Янсон «Сравнительная статистика России и западноевропейских стран».
1899 – Ленин «Развитие капитализма в России».
II) Социология превращается в социологический институт, она укрепляется, как наука.
1918 – в Петрограде и Ярославле создаются социологические кафедры.
1919 – утверждается социологический институт.
1920 – при Петроградском университете естественных наук было создано социологическое отделение во главе с Сорокиным.
Предпринимались попытки соединение классической социологии с социологией марксизма: «Теория истенного материализма» Бухарина.
«Введение в социологию Маркса» Облонский.
Действия социологии, как науки не осуществлялись, т. к. эмпирические исследования не проводились, все достигнутое было отдано другим наукам.
III) «Хрущевская оттепель».
Исследовали влияние НТР (научно-техническая революция) на социальную структуру работников. Получило распространение социальное планирование, стали применять социологические исследования. Появляются различные институты социологии: отдел социологических исследований при академии наук, в СССР. В 1962 появляется социологическая ассоциация. В 64 г. в МГУ создается кафедра социологических исследований. В 69 г. был создан институт социологических исследований с филиалами. С 74 г. выходит журнал «Социс». В 88 г. были образованы социологические факультеты в Москве, Питере, Киеве.
Общество, как целостная система.
1. Понятия общества и системы социологических связей, социального взаимодействия. Системный анализ общественный жизни.
2. Общество с позиции социального детерминизма и функциализма.
3. Концепция общества в индивидуализме. Индивидуализационная теория социального взаимодействия.
4. По Дюркгейму: общество – это надиндивидуальная духовная реальность, основанная на коллективных представлениях. По Веберу. Общество – это взаимодействие людей являющееся продуктом социальных действий. По Пирсону: определение общество - как система отношений между людьми, связующим началом которых является нормы и ценности. По Марксу: общество – это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывается в процессе их совместной деятельности. Подход к обществу как к целостной системе элементов находящихся в тесной взаимосвязи называют системным. Основная задача системного подхода в исследовании общества состоит в объединении различных знаний по поводу общества в целостную систему, которая могла бы стать единой теорией общества. Система – это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Внутреннюю природу содержательной стороны всякой системы определяет состав или набор элементов. Социальная система – это целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Эти связи и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение. Социальная связь – это набор фактов, определяющий совместную деятельность в конкретных общностях, в конкретное время для достижения тех или иных целей. Социальные связи устанавливаются объективно, диктуются социальными условиями, в которых проживают люди. Сущность социальных связей проявляется в содержании и характере действия людей, составляющие данную социальную общность. Социологи выделяют связи взаимодействия, отношений, контроля становления. Социальное взаимодействие – это процесс, в котором действуют люди и испытывают воздействие друг на друга. Механизм социального взаимодействия включает людей, совершающий те или иные действия, изменения в социальной общности или обществе в целом, влияние этих действий на других людей и обратную реакцию. Взаимодействие приводит к становлению новых социальных отношений. Социальные отношения – это относительно устойчивые и самостоятельные связи между людьми и социальными группами. Сторонники системного подхода к обществу рассматривают общество, как целостное образование с определенными качествами. Системное качество – это качественное состояние общества, а не просто сумма элементов. Общественные отношения носят надличностный характер, т.е. общество – это некоторая самостоятельная субстанция, которая по отношению к человеку первична. Наиболее характерными связями в обществе являются коррелятивные связи или устойчивые, повторяющиеся, включающие в себя координацию и субординацию. Координация – это согласованность действий элементов, что обеспечивает сохранение целостности системы. Субординация – это подчиненность и соподчиненность элементов, указывающая на специфическое место, не одинаковое значение элементов в системе --> общество – целостная система с качествами, которых нет ни у одного элемента из включенных в нее в отдельности. В следствии своих интегральных качеств социальная система приобретает определенную самостоятельность по отношению к составляющих ее элементам, относительно самостоятельный способ своего развития.
5. Марксисты стоят на позициях детерминизма, рассматривают общество, как целостную систему, состоящую из подсистем: экономическая, социальная, политическая, идеологическая и т.д. Эти подсистемы называются социентальными. Во взаимоотношениях между этими системами главную роль играют причинно-следственные связи. Это означает, что каждая подсистема существует не сама по себе, а находится в причинно-следственной зависимости от других подсистем. Все эти подсистемы представляют собой иерархию, т.е. находится в соотношении субординации, в перечисленном порядке. В марксизме четко указывается на зависимость всех систем от особенностей экономической системы, в основе которой лежит материальное производство, базирующееся на определенном характере отношений собственности. Марксисты не были сторонниками упрощающего подхода к социальному детерминизму, экономическая система является лишь главной причиной, она лишь, в конечном счете, определяет развитие других подсистем. В марксизме подчеркивают обратную связь всех социентальных систем. Каждая последовательная система показывает обратное воздействие на предыдущее, взаимное воздействие социентальных систем носит диалектический характер. В результате такого подхода общество в марксизме рассматривается как живой, находящийся в постоянном движении организм, в изучении которого ведущую роль играет анализ производственных отношений. Марксисты тоже являются сторонниками функционального подхода. Они различают сулинативные, органические и целостные системы. Развитие органических систем состоит в дифференциации, т.е. в процессе формирования новых функций или соотносительных элементов системы. В общественной системе формирования новых функций происходит на основе разделения труда. Движущей силой этого процесса являются общественные потребности. Производство – это средство, необходимое для удовлетворения потребностей и непрерывное порождение новых потребностей. Маркс и Энгельс назвали это первой предпосылкой человеческого существования. На основе развития потребностей и способов их удовлетворения общество порождает новые функции, без которых оно не может обойтись. Предназначенные для выполнения этих функций люди образуют новую отрасль разделения труда. Тем самым эти люди приобретают особые интересы, в том числе и по отношению к тем, кто их уполномочил на этот вид деятельности, т.е. становятся самостоятельными по отношению к ним. Таким образом по мнению марксистов над сферой материального производства надстраивается социальная, политическая, духовная и другие сферы, выполняющие свои специфические функции. Принципы функционализма сформулированные Спенсером:
1. Также как и сторонники систематического подхода фундаменты рассматривающие общество как целостный организм, состоящий из множества частей.
2. Они подчеркивали, что каждая часть может существовать только в рамках целостности, где она выполняет конкретные, строго определенные функции.
3. Функции частей всегда означают удовлетворение какой-либо общественной потребности, все же вместе они направлены на поддержание устойчивости общества.
4. Т.к. каждая из частей общества выполняет только ей присущую функцию, то в случае нарушения деятельности этой части, чем больше функций отличаются друг от друга, тем труднее другим частям воспроизводить нарушенную функцию.
5. Социальную систему сохраняет стабильность потому, что содержит в себе элементы контроля; сюда входят политическое управление, религиозные институты, моральные и правовые нормы.
Мертон внес в принципы Спенсера некоторые уточнения:
6. Как одно явление может выполнят различные функции, также и одна функция может выполняться различными явлениями.
7. Ввел понятие дисфункции и утверждает, что одни и те же элементы могут быть функциональными по отношению к другим.
8. Ввел различия между явными и скрытыми функциями. Явная функция – это то следствие, которое вызвано намеренно и признано в качестве такового. Скрытая функция – это то следствие, вызвать которое не входило в намерение данного лица.
Парсонс определил структурный функционализм. Любая общая система имеет две основных ориентации, которые он называл осями ориентации. Первая ось – «внутренне внешняя» - это означает, что любая система ориентируется либо на события окружающей среды, либо на свои собственные проблемы. Вторая ось – «инструментальное консуматорное» - ориентируемая система связана либо с сию минутными, либо с долго временными потребностями и целями. В зависимости от положения этих осей возникает набор из четырех функциональных категорий: адаптации, цели достижения, интеграции, воспроизводства структуры. Эти функции выполняются подсистемами.
Основные недостатки функционализма:
1.Вне исторический подход к изучению общества. Общество рассматривается вне динамики развития.
2.Неспособность дать описание и анализ конфликтов, идеологическую направленность на стабильность, в то время как в современном обществе масса конфликтов.
3.Неспособность должным образом отразить в социальном индивидуальное.
3. Главное в методике индивидуализма сводится к следующему: любое соц. явление, в том числе и общественная жизнь может быть объяснено через совокупность индивидуальных действий, потому основными в методике является объяснение что такое индивидуальное действие и что такое совокупность индивидуальных действий. С точки зрения представителей индивидуализма схема индивидуального действия заключает в себя следующее:
- действующее лицо
- преследование какой-либо цели
- вовлеченность в ситуацию, которая характеризуется наличием определенной доли принуждения.
- манипулирование ресурсами для достижения цели
- более или менее четко обозначенное поведение
Совокупность действий объясняется при помощи теории соц. взаимодействия. Этих теорий несколько. Одной из таких теорий является теория соц. обмена. Хоманс – автор этой теории. Упор в этой теории делается на влиянии на поведение людей вознаграждений и затрат.
Основные положения в этой теории:
1. Чем чаще поступок вознаграждается, тем чаще он повторяется
2. Если в прошлом вознаграждение происходило в определенной ситуации, то люди стремятся создать такую ситуацию.
3. Если вознаграждение велико, то люди чтобы его получить будут платить больше, чем при малом вознаграждении.
4. Когда потребности человека почти полностью удовлетворены, то он в меньшей степени будет стремиться прикладывать усилия для их удовлетворения.
Теория справедливого обмена; разрабатывали ее Адамс и Уолстер.
Основные положения:
1. Индивидуум всегда стремиться к максимилизации личных выгод, что вытекает из эгоистической природы человека.
2. Группы увеличивают коллективные выгоды, ограничивая индивидуумов и добиваясь справедливых отношений.
3. Индивидуумы, обнаруживающие свое участие в несправедливых отношениях испытывают психологический дискомфорт.
4. Чем сильнее воспринимается несправедливость, тем сильнее дискомфорт и интенсивнее попытки восстановить справедливые отношения.
Справедливые отношения определяются пропорционально вкладам и результатам участников отношения.
Теория символического интеракционизма.
Авторы: Линд и Глумер.
Поведение человека – это реакция на поведение другого человека. Все человеческие существа живут в мире значимых объектов и эта значимость возникает в процессе соц. взаимодействия. В результате взаимодействия люди прослеживают объясняют намерения друг друга и реагируют на них. Объяснение значимости символа приводит к установлению связи.
Культура в общественной системе.
1. Культура как объект соц. познания.
2. Элементы культуры. Понятия и виды субкультуры.
3. Соц. функции культуры.
I В переводе с латинского культура – возделывание почвы. Первоначально под культурой понимали все изменения в природе, связанное с деятельностью человека. В дальнейшем, понятие культуры, стало распространятся на всю деятельность человека, под культурой понималась вся сотворенная человеком вторая природа.
Культура – достижения человека в материальной и духовной сфере. Культура в социологии в широком смысле – это особая, генетически не наследуемая, совокупность средств, способов, форм, образцов взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения.
В узком смысле культура – это система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов поведения, присущих определенной группе людей.
Объектом соц. исследования является конкретное распределение существующих в данном обществе форм и способов освоения, создания и передачи объектов культуры, устойчивые и изменчивые процессы культурной жизни и объясняющей их соц. факторы и механизмы. Исходя из объекта исследования, социология изучает широко распространенные, устойчивые, повторяющиеся во времени многообразные формы отношений членов соц. общностей, групп и общество в целом с природным и соц. окружением, а также динамику развития культуры, что позволяет сделать вывод о культурном прогрессе или регрессе. Универсали для изучения культуры: язык, религия, способы изготовления орудий труда, нательные украшения, подарки, сексуальные ограничения.
Существует две проблемы: проблема этноцентризма и релятивизма.
Проблема этноцентризма – все культуры изучают через русскую, так как она самая развитая.
Релятивизм – подчеркивает только самобытность культуры.
На современном этапе основное внимание в социологии уделяется исследованию культуры, как символической, ценностной и нормативной системы, направляющей и регулирующей деятельность людей.
IIОсновными этапами культуры являются:
- Познавательный и знакосимволический элемент, то есть знания, сформированные в определенных понятиях и представлениях, и зафиксированные в языке. Язык – это форма сбора, хранения и передачи информации. Язык – система знаков, символов, наделенных значением.
- Ценности и норма. Ценность – это свойство того или иного общественного предмета или явления удовлетворять потребности, желания и интересы. Ценности формируются в результате осознания соц. субъектом своих потребностей в соотношении их с предметами окружающего мира. В систему ценностей входят различные ценности:
1. Смысложизненные, к которым относятся представления, о добре зле, счастье, смысле жизни.
2. Универсальные ценности:
2.1 Витальные: отношение к семье, здоровью, благосостоянию, образованию, личной безопасности.
2.2 Ценности общественного признания: трудолюбие, соц. положение и статус, уважение.
2.3 Ценности межличностного общения: честность, бескорыстие, доброжелательность, отзывчивость.
2.4 Демократические: свобода слова, печати и т.д.
3 Партикулярные ценности: фетишизм, вера в Бога, привязанность к семье, к Родине.
Отношение --> ориентация --> установка --> программа действий |--> общение.
- Образцы поведения: обряды, обычаи, традиции. Обряд – это совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные соц. идеи, нормы, представления и вызывающих определенное коллективные чувства. Сила обряда в его эмоциональном и психологическом воздействии людей. Обычай – восприятие из прошлого формы соц. регуляции деятельности и отношения людей, которая воспроизводится в определенном обществе или соц. группе и является привычным для ее членов. Традиция – это элементы соц. и культурного наследия, передающееся из поколения в поколение и сохраняющееся в течении длительного времени в определенном обществе или соц. группе. Соц. норма – исторически определенные общественным бытом требования к деятельности и отношениям индивидуумов соц. групп, классов, выражающих общественную необходимость в организации деятельности и отношений в соответствии с объективными устоями. Субкультура – набор символов, убеждений, ценностей, образцов, поведения, отличающих то или иное сообщество соц. групп. (Например: молодежная субкультура, национальная культура, профессиональная субкультура).
IIIФункции культуры:
- образовательно-воспитательная функция
- интегративная и дезинтегративная
- регулятивная
Интегративная – объединяет людей.
Регулятивная – культура может регулировать поведение человека.
Социальные общности.
I. Понятие соц. общности. Характерные черты массовых общностей.
II. Соц. группы и их классификации.
III. Этнические общности.
I. Соц. общности – это одни из структурных элементов общества. Соц. общность это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидуумов, отличающиеся относительной целостностью и выступающая субъектом соц. действия, это аморфное, бесструктурное образование.
Классификации общности:
- По количественному признаку – от двух человек и до бесконечности.
- По времени и продолжительности действия на 5 мин. или 5 лет (очередь в магазине, общественные движения за мир существуют несколько лет).
- По плотности связей между индивидуумами – трудовой коллектив, болельщики.
Соц. общности можно делить на:
- территориальные
- этнические
- демографические – мужчина и женщина
- культурные и т. д.
Наиболее характерная классификация – это деление соц. общностей на массовые общности и соц. группы.
Основные признаки массовых общности:
- Аморфные образования с довольно раздвинутыми границами, с неопределенными количественным и качественным составом, не имеющее точно обозначенного принципа вхождения.
- Характерен ситуативный способ существования, т. е. они образуются и функционируют на базе или в границах той или иной деятельности, не возможны без нее и поэтому являются неустойчивыми, меняющимися от случая к случаю образованьями.
- Разнородность состава.
- Так как это аморфные образования, поэтому они не способны выступать в составе более широких общностей и в качестве их структурных единиц.
Пример массовых общностей: GREENPEACE, фанаты футбола, собрание людей на концерте.
II. Соц. группа – это совокупность людей, имеющих общий соц. признак и выравнивающий общественно-необходимую функцию в структуре общественного разделения труда и деятельности (определение Антиповой).
Определение Мертона:
Соц. группа – это совокупность людей обозначающих свою принадлежность к данной группе и признающихся членами этой группы, с точки зрения других и определенным образом взаимодействующих.
Взаимодействие, единство, членство.
Отличие соц. групп от массовых общностей:
- Устойчивое взаимодействие, которое способствует прочности и стабильности существования в пространстве и во времени.
- Относительная, высокая степень сплоченности.
- Однородность состава.
- Вхождение в более широкие общности в качестве структурных образований.
Классификация соц. групп:
- По численности – большие и малые соц. группы. Чаще всего объектом исследования являются малые соц. группы (2 – 25 человек) – малочисленность, члены малой соц. группы объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном, личном, эмоциональном общении, такие группы существуют долго, добровольность, общность ценностей и нормального поведения, неформальный контроль за поведением членов.
- По характеру взаимодействия: на первичные и вторичные. Разновидностью малых соц. групп являются первичные соц. группы. Пример первичных соц. групп: семья, школьный класс, студенческая группа, группа друзей, спортивная команда. Через первичную группу происходит социализация личности, т. е. освоение индивидуумом соц. норм, ценностей, образцов поведения. Через первичную группу человек получает соц. единства. Вторичная группа образуется из людей, между которыми сложились лишь незначительные эмоциональные взаимоотношения. Их взаимодействие подчинено лишь достижению определенных целей. В таких группах индивидуальные, неповторимые черты личности не имеют значения, а больше ценятся умение выполнять определенные функции. Пример: трудовой коллектив. Ярким представителем вторичной соц. группы является большая соц. группа.
- По способу организации и регулирования, взаимодействия бывают формальные и неформальные. Неформальные соц. группы – нестандартные, незарегистрированные.
III. Этнические общности могут быть представлены племенем, народом. Этнос – это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими чертами и стабильными особенностями культуры и психологического склада, а также с осознанием своего единства и отличия от других подобных образований. Внешней формой выражения этноса является самоназвание. Определяющее в определении этноса – осознание людей в принадлежности к определенному этносу.
Признаки нации:
- Граждане одного государства.
- Имеют общий или похожий язык и общую совокупность культурных ценностей.
- Общая территория.
(Сорокин) Нация – это многообразная, солидарная, организованная, полузакрытая, соц. культурная группа, осознающая факт своего существования и развития.
Личность, как субъект и объект общественных отношений.
1. Понятие личности. Личность, как субъект общественных отношений.
2. Ролевые теории личности. Соц. статус.
3. Социализация личности.
I. Понятие «человек» употребляется для характеристики присущих людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире особой развивающейся общности, как человеческий род (гомосапиенс), который отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности. Благодаря этому способу жизнедеятельности, человек на всех этапах исторического развития во всех точках земного шара остается тождественным самому себе, сохраняя определенный статус. Существование отдельных представителей человечества выражается понятием индивидуума. Индивидуум – конкретный человек, единичный представитель человеческого рода, носитель конкретных соц. и психологический характеристик. Чтобы отразить конкретно исторические особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального исторического развития, чаще всего используют понятие личность. Индивидуум рассматривается как отправной момент для формирования личности. Социологический подход выделяет в личности социально-типическое. Основная проблематика социологической теории личности связано с процессом формирования личности и развитием ее способностей и потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием соц. общностей. Изучение закономерной связи личностей и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции соц. поведения личности. Существует много теорий личностей, наиболее известными являются теории личности как субъекта и объекта деятельности и общения, представленная марксистами; ролевая теория личности Дарендорда, Кули, Мертона и теория саморегуляции поведения Знанецкого и Томаса.
В марксистской теории главное внимание уделяется взаимодействию личности и общества. Личность, с точки зрения этого подхода, рассматривается как продукт исторического развития. Результат включения индивидуума в соц. систему при помощи активной предметной деятельности и общения. Личность, как субъект соц. отношений, характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества. Личная независимость связана с умением властвовать над собой, что предполагает наличие у личности самосознания.
Самосознание преобразуется в жизненную позицию. Жизненная позиция представляет собой принципы поведения, основанные на мировоззренческих установках и соц. ценностях. Значение мировоззренческих установок, ценностей в жизни и личности объясняет диспозиционная теория саморегуляции социального поведения личности. Эта теория помогает установить связь между социологическим и социально-психологическим поведением личности. Диспозиция личности означает предрасположенность личности к определенному восприятию условий деятельности и определенному поведению в этих условиях. Диспозиции делятся на высшие и низшие.
Высшие регулируют общую направленность поведения. Они включают:
1. Концепцию жизни и целостность установки.
2. Обобщенное соц. установки на типичные соц. объекты и ситуации.
3. Ситуационные установки, как предрасположенность к восприятию и поведению в данных конкретных условиях.
Низшие - это поведение в определенных сферах деятельности и направленность поступков в типичных ситуациях.
Высшие личностные диспозиции являясь продуктом общих соц. условий активно воздействуют на низшие диспозиции.
II. Ролевая теория личности описывает соц. поведение двумя основными понятиями: соц. статус и соц. роль.
Любой человек занимает в жизни несколько позиций. Любая из них предполагает определенные права и обязанности. Это и будет называться статусом.
Человек может иметь несколько статусов, но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным или интегральным.
Соц. статус отражается во внешнем поведении, и облике, и во внутренней позиции.
В социологии существуют предписанные и приобретенные статусы. Предписанный – навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он определяется этническим происхождением, семьей, местом рождения.
Приобретенный или достигнутый статус определяется усилиями самого человека. Различают естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный предполагает естественные и относительно устойчивые характеристики человека (Мужчина или Женщина). Профессионально-должностной – это базис, который характерен для взрослого, является основой для интегрального.
Соц. статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной соц. системе. Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание соц. роли. Соц. роль – совокупность действий, которую должен выполнить человек, занимающий данный статус в соц. системе.
Любой статус включает ряд ролей. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, называется ролевым набором. С точки зрения марксистов выделяются два типа ролей: институтоализированная и конвенциональная. Институтоализированная является ведущей, так как вытекает из самой структуры общества. Конвенциальная роль – это роль по соглашению, возникает относительно произвольно в групповых взаимодействиях и предполагает субъективную окраску.
Парсонс систематизировал так роли: любую роль можно писать при помощи пяти характеристик:
- Эмоциональность. Одни роли сдержанные, а другие раскованные.
- Способ получения. Одни предписываются, другие завоевываются.
- Масштаб. Часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая часть размыта.
- Формализация. Действия в строго установленных правилах либо произвольно.
- Мотивация.
Соц. роль следует рассматривать в двух аспектах:
- Ролевого ожидания.
- Ролевого исполнения.
Между ними не бывает полного исполнения. Наши роли определяются прежде всего тем, чего ожидают от нас другие. Эти ожидания связаны со статусом, который имеет данная личность. Если кто-то не играет роли в соответствии с нашими ожиданиями, то он вступает в определенный конфликт с обществом.
Ролевые требования отражаются в соц. нормах, сгруппированных вокруг соц. статуса. В нормативной структуре соц. роли выделяют четыре элемента:
- Описание типа поведения, соответствующего данной роли.
- Предписания или требования, связанные с данным поведением.
- Оценка выполнения предписанной роли.
- Санкции на соц. последствия того или иного действия в рамках требования соц. системы.
Смысл соц. санкций состоит в том, чтобы побудить человека к определенному типцу поведения.
Социализация – процесс усвоения индивидом образцов поведения, соц. норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Она охватывает все процессы приближения к культуре, обучению и воспитанию, с помощью которых человек приобретает способность участвовать в общественной жизни (семья, школа, все окружающие, телевидение и т. д.).
В социологии принимает участие все окружение индивида. Существуют разные подходы к тому, как человек должен приобщаться к социализации. По Смелзеру, для успешной социализации нужно действие трех факторов:
1. Ожидание.
2. Изменение поведения.
3. Стремление соответствовать этим ожиданиям.
С точки зрения Смелзера, процесс социализации по трем стадиям:
1. Стадия подражания и копирования детьми поведения взрослых.
2. Игровая – когда дети осознают поведение, как исполнение роли.
3. Стадия групповых игр, на которых дети учатся понимать, что от них идет целая группа людей.
С точки зрения Фрейда любая личность включает 3 элемента:
- ид – источник энергии, стимулируемый стремлением к удовольствию;
- эго – источник, осуществляющий контроль личности на основе принципа реальности;
- суп эго – оценочный признак.
В зависимости от того, как они будут действовать, так и будут происходить процесс социализации.
Также выделяет стадии процесса социализации:
А) для ребенка
1. от рождения до 2-х лет;
2. от 2-х лет до 7;
3. с 7 до 11;
4. с 12 – 15.
Социализация ребенка отличается от социализации взрослых. Социализация взрослых меняет внешнее поведение, а социализация детей формирует ценностные ориентации.
Механизмы социализации (с точки зрения Фрейда – психические механизмы):
1. Имитация.
2. Идентификация.
3. Чувство вины и стыда.
1) это осознанная попытка ребенка копировать определенную модель поведения.
2) Способ осознания принадлежности к той или иной общности (т. е. ребенок должен осознать, что это – именно его семья, город, нация).
Процесс социализации достигает определенной степени завершенности, когда личность приобретает интегральный соц. статус. В процессе социализации может происходить сбой, проявлением сбоев и недостатков в социализации является отклоняющееся поведение.
Социологическая сфера общества.
1. Понятие соц. структуры. Марксистское учение о классах.
2. Теории соц. стратификации и соц. мобильности.
3. Соц. структура современного российского общества.
I. Соц. структура – часть соц. системы. В соц. структуру входят 2 основных компонента:
А) Соц. состав.
Б) Соц. связи.
А) Из кого состоит общество.
Соц. структура – это устойчивая связь элементов в соц. системе. Основными элементами соц. структуры являются индивиды, занимающее определенные позиции или статус и выполняющие определенные функции или роли. Соц. структура выражает объективное деление общества на общности, классы, слои, группы, указывая на различное положение людей по отношению друг к другу по многочисленным признакам или критериям.
В социологии различают 2 подхода к понятию соц. структуры:
- в широком смысле – это строение общества в целом, система связей между всеми основными элементами;
- в узком смысле – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом классов, соц. групп, соц. слоев.
Марксистская теория.
В ней основное место отводится социально-классовой структуре общества, согласно этому направлению соц. структура представляет собой взаимодействие трех основных элементов: классов, общественных прослоек, соц. групп. Основным является класс. Еще в начале 19 века понятие класс было приведено французскими историками Гизо и Тьери, и английскими экономистами Смитом и Рикардо. Маркс и Энгельс объясняли возникновение классов экономическими причинами. Они утверждали, что деление общества на классы происходит в результате общественного разделения труда и формирования частно-собственных отношений.
Определение класса по Ленину:
Класс – это большие группы людей различающихся по их месту в исторически определенной системе общественного производства по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной реализации труда, по способам и размерам той доли общественного богатства, которым они располагают. Классы - это такие группы людей, из которых одна может присваивать себе труд другой благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства. Маркс подразделяет классы на основные и не основные. Основные – это те, которые владеют формами производства и которые не владеют (индивиды, различающиеся по владению форм производства и отношению к собственности). Не основные классы – это остатки прежних классов в новой общественной экономической формации или зарождающиеся новые. Помимо этих классов Маркс выделяет общественную прослойку (соц. слой). Слой признаками класса не обладает. В современной социологии кроме экономического признака применяется политический признак, а также понятие «общественный интерес», поэтому современное определение класса – класс – это крупные соц. группы, объединяющие внутри себя людей с принципиально общим социально-экономическим и политическим статусом и качественно отличающиеся друг от друга по такому статусу.
II. На смену теории Маркса пришла теория соц. стратификации. Соц. стратификация – это процесс и результат деления общества на различные соц. слои отличающиеся по своему общественному статусу. Для современного этапа (постиндустриальный) подходит теория соц. стратификации (теория Маркса уже не подходит). Страта – слой (лат.). Стратификация – это деление общества на слои. Критерием деления могут быть самые различные показатели, следовательно много теорий. Теории соц. стратификации базируются на представлении, что страта представляет собой реальную эмпирически фиксированную общность, объединяющую людей на каких-то общих позициях или имеющих общее дело, что приводит к закреплению этой общности к данной соц. структуре и противопоставлением ее другим. В основе деления общества на страты лежит множество критериев (этническая принадлежность, профессия, уровень дохода, образование, престиж). Парсон выделяет три основных компонента деления общества:
- качественные характеристики, которыми люди обладают от рождения (этническая принадлежность, половозрастное, родственные связи).
- «исполнение роли» - это виды профессионально-бытовой деятельности.
- «обладание» - собственность, привилегиями, материальными и духовными ценностями.
- теория соц. стратификации отличается многомерностью подходов к делению общества на слои, поэтому соц. стратификация отражает соц. неоднородность общества, неодинаковость соц. положения его членов и социальное неравенство.
Дарендорф разделяет людей на управляющих и управляемых.
Во всех теориях соц. стратификации присутствует положение социальной мобильности. Термин «соц. мобильность» введен в 1927 Сорокиным. «Соц. мобильность» - это переход из одной соц. группы в другую, следовательно и изменение статуса и положения в обществе. Соц. мобильность может проходить вертикально и горизонтально. Горизонтальная – переход человека из одной группы в другую на том же уровне (рабочий ушел из одного завода на другой; человек развелся с женой и вновь женился). Вертикальная – перемещение с одной ступени соц. лестницы на другую (служащий стал управляющим).
В конце 80-х годов выявили группы в нашей стране:
1. Правящий класс
0,7%
2. Управляющие специалисты
3,5%
3. Творческая интеллигенция
1,8%
4. Специалисты квалифицированного умственного труда
18,8%
5. Трудящие, не специалисты
5%
6. Промышленный рабочий класс
22,3%
7. Рабочие разных отраслей непроизводственной и соц. сферы
19%
8. Обслуживающий персонал
13%
9. С/Х рабочие и крестьяне
19%На 1997 год:
Социальные институты.
1. Понятие соц. института. Институализация общественной жизни.
2. Виды и функции соц. институтов.
I. Институт – перевод с лат. «учреждение». Термин «соц. институт» связан с характеристикой всякого рода упорядочения, установления, формализации общественных связей и отношений. Сам процесс создания институтов, формализации общественных связей называется институализацией. Соц. институт – семья, школа, образование, религия. Процесс создания соц. институтов включает ряд моментов: общественная потребность; институт носит индивидуальных характер, является самостоятельной организованной системой. Основным элементом этой системы будут ценности и нормы. Любой соц. институт должен быть внешне организован. Успешная работа соц. института возможна при реализации определенных условий:
- наличие спецификационных норм и предписаний, регулирующих поведение людей в рамках данного института;
- включение соц. института в социально-политичесую идеологическую и ценностную структуру общества, что с одной стороны обеспечивает формально правовую основу деятельности института, а с другой стороны позволяет осуществлять соц. контроль над установившимися типами деятельности;
- наличие материальных средств и материальной базы, обеспечивающих выполнение необходимых функций.
Соц. институт – это объединение людей, выполняющих определенные значимые функции, обеспечивающее совместное достижение целей на основе выполнения индивидами своих соц. ролей, задаваемых соц. ценностями, нормами и образцами поведения.
Соц. институт – это устойчивые формы организации совместных действий людей, сложившегося на протяжении определенного исторического периода.
Соц. институт – это устойчивый тип деятельности и поведения людей.
II. Американские социологи выделяют 4 функции соц. институтов:
- воспроизводство членов общества;
- социализация – передача индивидом установленных данным обществом образцов поведения;
- производство и распределение;
- функция управления и контроля.
Под функцией соц. институтов понимаются самые различные аспекты их деятельности, а точнее последствия этой деятельности, которые определенным образом влияют на сохранение и поддержание стабильности соц. системы в целом. Когда функция соц. института начинает приобретать отрицательные последствия, то будет называться дисфункцией, т. к. будет работать на разрушение.
Нарастание дисфункций в деятельности соц. институтов приводит к соц. дезорганизации и разрушению соц. системы.
Выделяют несколько типов соц. институтов в зависимости от функций:
- социально-экономические – всевозможные объединения, собственность, обмен, деньги, банки;
- социально-политические институты: партии, государство, армия, общественные организации;
- социокультурные и воспитательные: образование, учреждения культуры, религия;
- нормативно-ориентирующие: законы, правовые нормы.