Памятка по оформлению дипломной работы

Дипломная (квалификационная) работа является завершающим этапом обучения в ВУЗе. Она предусматривает выполнение теоретических и экспериментальных исследований в различных областях знаний (теория и методика физвоспитания, физиология спорта, возрастная физиология, педагогика, психология, история и т.п.) физической культуры и спорта. Избранная самостоятельно тема дипломной работы должна соответствовать основной специальности выпускника.
Дипломная работа должна быть отпечатана на печатающей машинке или набрана на компьютере (шрифт Times New Roman, размером – 14) на одной странице стандартного листа (Формат А4) и представлена в сброшюрованном виде. Объем работы не менее 35-50 страниц машинописного текста через 2 интервала или, при печатании на компьютере в Win word – полуторный интервал. Поля страницы: левое - 30 мм, верхнее и нижнее - 25 мм, правое – 12 мм.
Название глав печатается посередине строки прописными буквами (например, КУЛЬТУРА). Заголовки и подзаголовки отделяются от основного текста сверху и снизу тремя интервалами. Точка в конце заголовка не ставится. Каждая глава печатается с новой страницы. Таблицы, рисунки, схемы, фотографии как в работе, так и в приложении должны быть выполнены на стандартных листах размером 210х297 мм или вклеены на стандартные листы белой бумаги. Подписи и пояснения к фотографиям, рисункам и т.п. должны быть с лицевой стороны с низу.
Таблицы печатаются в тексте рукописи или на отдельных страницах. В последнем случае таблица размещаются по контексту, и эта страница нумеруется в общем порядке. Таблицы могут быть напечатаны отдельно от текста работы в виде приложения со своей сквозной нумерацией страниц. В этом случае они размещаются в конце всей работы. Примечания и сноски к таблицам печатаются непосредственно под ними. Слово «Таблица» с порядковым номером располагается в правом верхнем углу над таблицей и пишется полностью. Перед порядковым номером таблицы знак «№» не ставится (например, Таблица 1).
Все страницы, включая иллюстрации и приложения, нумеруются по порядку от титульного листа до последней страницы работы без пропусков. Нумерация страницы проставляется вверху с права без точки в конце.
Первой страницей текста считается титульный лист, на нем номер страницы не указывается. На последующих страницах, начиная с ВВЕДЕНИЯ ставятся порядковые номера страниц.
Библиографическая ссылка на литературу в тексте дается в круглых скобках (Иванов К.П., 1996; Петров И.М., Осипов С.О., 1999). Если есть повторения одного и того же автора несколько раз – (Бочаров М.И., 1997а, 1999б и т.п.). Сначала делаются ссылки по годам отечественных авторов, затем иностранных. Если ссылка делается по тексту то пишется, например, - «И.П. Павлов (1918) впервые показал значимость …». Цитаты по тексту всегда берутся в кавычки «.….», со ссылкой на автора. На неопубликованные работы, как правило, не ссылаются. Иногда в ссылках используется нумерация, соответствующая списку литературы в квадратных скобках, например, [1, 2, 7, 127].
На протяжении всей рукописи необходимо употреблять единообразные термины (например, «двигательные качества», «физические качества») условные сокращения и обозначения. Нельзя одним и тем же термином обозначать разные понятия. Новые термины, которые вводятся автором или малоизвестны читателям, следует объяснять. Иностранные слова и термины рекомендуется употреблять только в исключительных случаях: во-первых, когда они получили широкое распространение и слились с русским языком (аут, аутсайдер и т.п.); во-вторых, когда без них нельзя обойтись при изложении научных фактов (гипокинезия, аэробные процессы и т.п.); в-третьих, когда необходимо познакомить читателя с новыми или малоизвестными терминами, встречающимися в зарубежной литературе.
Изложение результатов собственных исследований не принято вести от собственного имени («я утверждаю», «мною открыто» и т.п.). Нельзя злоупотреблять вступительными словосочетаниями в начале абзацев и фраз («Следует подчеркнуть ..», «Необходимо заметить», «Что касается» и т.п.).
Ссылаясь в тексте на таблицы и рисунки, следует избегать слов: «представлены», «даны», «дает». Следует писать: «приведены» (о таблицах), «показаны» (о рисунках). Ссылки на таблицы и рисунки желательно располагать в скобках в соответствующем месте текста без слова «смотри». Например, «время двигательной реакции (табл. 4) характеризуется …».
Не рекомендуется: часто употреблять одинаковые слова, словосочетания и обороты; дважды использовать какое-либо понятие в одной фразе; располагать близко друг к другу слова, образованные от одного корня («нагрузка» и «груз», «школа» и «школьник» и пр.), сходные по звучанию или сливающиеся в произношении («у учащихся», «об обмене», «при применении» и т.п.). Следует избегать длинных предложений: они затрудняют понимание текста.
Список литературы печатается в конце работы.
Ниже представлены образцы написания отдельных глав, разделов, примерная структура работы, списка литературы.

(образец)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
КАФЕДРА ФИЗИОЛОГИИ СПОРТА И ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

Допущена к защите
_____________________
Зав. каф. М.И. Бочаров
«___» __________200 г.


ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

ВЛИЯНИЕ СЕВЕРНОГО СИЯНИЯ НА ИММУННУЮ
СИСТЕМУ СПОРТСМЕНОВ

Научный руководитель:
ученая степень, звание, Ф.И.О. (полностью)

Исполнитель:
(группа)Ф.И.О.(полностью)


Сыктывкар, 2002
(образец)
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………..
Глава 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ. ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА
УМСТВЕННОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ..….
1.1. Физиологические основы умственной работоспособности …..
1.2. Физиология мышечной работоспособности ……………………
1.3. Механизмы расширения работоспособности человека ………..
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ..………..
Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ
УМСТВЕННОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ У
СТУДЕНТОВ МАТЕМАТИКОВ ………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….
ВЫВОДЫ ………………………………………………………………..
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (не обязательно) …………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …….. ……………………………………….
Приложение ……………………………………………………………..


ВВЕДЕНИЕ

(Содержит краткое значение и обоснование изучаемой проблемы, актуальность избранной темы, известные положения о разрабатываемой проблеме, малоизученные стороны проблемы, цель и задачи собственного исследования. Введение занимает 1-2 страницы).

Глава 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ. ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА УМСТВЕННОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ

(Содержит подробные сведения по теме исследования со ссылками на авторов и год издания первоисточника (Иванов К.П., 1965; Ткаченко Е.Я., Яковлев В.А., 1973). Особо выделяются основные теоретические положения. Этот раздел должен включать в себя анализ научных сведений. Каждый подраздел должен заканчиваться кратким резюме (т.е. что изучено, а что нет?). В резюме выделяются дискуссионные вопросы и обозначаются пути их решения. Цитируемая литература должна включать сведения, в том числе, последних лет, не менее 25 источников. Допускаются ссылки на авторов в виде нумерации [1, 4, 42]. Объем этой главы 10-15 страниц.

Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

(Глава содержит подробную характеристику объекта исследования, условия проведения, описание методов исследования, этапов выполнения работы, процедуры исследования. При необходимости можно приводить формы анкет, опросных листов и т.п. Указываются методы математической обработки материала и т.п.). Объем главы 3-7 страниц.

Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ.
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ УМСТВЕННОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ У СТУДЕНТОВ МАТЕМАТИКОВ

(Подробно описываются основные результаты исследований со ссылками на рисунки, таблицы, фотографии и т.п. Доказывается достоверность тех или иных сдвигов с помощью статистических характеристик. Приводятся краткие объяснения полученным данным со ссылками на первоисточники, известные факты. Выдвигаются собственные научные гипотезы, предположения на основании обобщения всего экспериментального материала). Объем главы 20-25 страниц с рисунками и таблицами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

(«Заключение» носит обобщающий характер полученных результатов исследования. При условии содержательного обсуждения материала и описания основных положений работы в Главе 3, заключение можно опустить и сразу перейти к ВЫВОДАМ). Объем заключения не более 3 страниц.


ВЫВОДЫ

1. (Первый вывод, как правило, носит обобщенный и гипотетический характер о наблюдаемых явлениях).
2. (Второй и последующие выводы носят конкретный характер, где кратко и точно излагаются основные научные факты и их объяснение).
3.
4.
5. (Последний вывод, как правило, носит теоретико-практический характер).

Выводы должны соответствовать поставленным в работе задачам. Количество выводов не менее трех.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

(Приводится перечень конкретных рекомендаций для практического использования основных результатов работы или научных посылок для проведения дальнейших исследований в той или иной области и т.п.)


(Образец написания библиографии)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Примеры:
Книги одного, двух и трех авторов
Фролов И.Т. Перспективы человека. – 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Политиздат, 1666.- 234 с.
Морозов Б.М., Фадеев В.Е., Шинкаренко В.В. Планирование работы.- М.: Мысль, 1988.- 244 с.
Материалы съездов, конференций, симпозиумов
Электроника и спорт, Свердловск, февраль 2000 г.: Тез. докл. VII науч.-техн. Конф.- Свердловск, 2000,- 41 с.
Депонированные научные работы
Разумов Р.О. История спорта.- М., 1988.- 44 с.- Деп. В ИНИОН РАН 05.06.88, № 32444.
Диссертация
Иванов К.П. Мышечная системы: Дис. … канд. биол. наук.- М., 1899.- 203 с.
Автореферат
Иванов К.П. Мышечная системы: Автореф. дис. … канд. биол. наук.- М., 1899.- 203 с.
Из книги
Иванов К.П. Мышечная системы // Гомеостаз / Под ред. М.И. Попова.- Киев: Наукова Думка, 2000.- С. 40-67.
Из журнала
Иванов К.П. Мышечная системы // Физиол. человека.- 1999.- № 5.- С. 34-56.
Из трудов
Иванов К.П. Мышечная системы // Гомеостаз / Сыкт. гос. ун-т.- 1999.- Вып. 34.- С. 56-78.
Из материалов конференции
Иванов К.П. Мышечная системы // IV Междунар. конф. молодых ученых: Тез. докл.- М., 1999.- С. 32-34.
Примечание: Все авторы перечисляются в алфавитном порядке.