Социометрия , отчет по результатам исследования


Цель: выявить сплоченность группы, а также «лидеров» и «отверженных».

Методика: Социометрический метод – это метод опроса, направляемых на выявление межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатии и неприязни среди членов группы (в учебном коллективе). В основе лежат критерии, формулируемые в виде вопросов, ответы на них и служат основанием для установления структуры взаимоотношений. Социометрия проводится только в коллективах, имеющих опыт совместной работы (учебы).

Испытуемые: было опрошено 26 школьников – семиклассников (12-13 лет) школы N68 Заволжского района г. Ульяновска.

Процедура: каждому давался заранее приготовленный лист, давалась инструкция. После сбора ответы обрабатывались и были сделаны выводы (см. ниже).

Инструкция: Здравствуйте, меня зовут Марина, 2 курс отделения социологии УлГУ проводит исследование, я хочу попросить вас помочь мне. Результаты этого исследования будут известны только вашему учителю и мне. Важно, чтобы каждый из вас написал лично свое мнение, только тогда можно уверенно говорить о положительных результатах исследования. Возьмите, пожалуйста, небольшой лист бумаги, в правом верхнем углу напишите свою фамилию, имя и класс. А теперь задание: «у вас через несколько дней вечер в классе, с конкурсами и КВНом. С кем из присутствующих в классе вы бы хотели пойти на праздник?» Напишите последовательно трех человек в зависимости от величины вашего интереса к нему, то есть первым вы напишите того, с кем хотели бы пойти в первую очередь, затем под цифрой два – во вторую очередь и только после этого в третью очередь. СПАСИБО! До свиданья!

Обработка результатов:
Взаимный выбор
Число взаимных выборов: 20
1) Хитрова (1) – Белоногова (1);
2) Голованова (1) – Артамонова (3);
3) Голованова (2) – Колесникова (3);
4) Голованова (3) – Альбикова (3);
5) Веркина (1) – Биккулова (2);
6) Веркина (2) – Нафиева (2);
7) Артамонова (1) – Колесникова (2);
8) Артамонова (2) – Альбикова (2);
9) Янина (1) – Левицкова (1);
10) Янина (2) – Попова (2);
11) Будаева (1) – Игошина (1);
12) Шанин (1) – Гаврильчев (1);
13) Карпенко (1) – Головин (1);
14) Макарова (3) – Нафиева (1);
15) Колесникова (1) – Альбикова (1);
16) Нафиева (1) – Биккулова (1);
17) Левицкова (2) – Попова (1);
20) Уфимов(1) – Улитин (1);
21) Ефимова (1) – Андреева (1);
22) Андреева (3) – Биккулова (3).

Рис. 1: выбор Колесниковой (лидера) Рис. 2: Выбор Нафиевой (лидера)



Таблица 1.

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
1. Хитрова Юля





3

















2
1

2. Голованова Люда




1





2

3













3. Веркина Марина
















2






3

1
4. Бондарь Саша










2







1
3






5. Артамонова Оля

3








1

2













6. Янина Даша

















1





2

3
7. Будаева Надя





2









1









3
8. Шанин Данил











3






2

1





9. Карпенко Олег



3










1





2





10. Макарова Настя
















3




1
2



11. Колесникова Алена

3


2







1













12. Нарбеков Наиль




3





1

2













13. Альбикова Эльвира

3


2





1















14. Живицы Миша










3
2







1






15. Головин Антон








1

2


3












16. Игошкина Кристина






1









2
3








17. Нафиева Эльвира


2






3















1
18. Левицкова Маша





1










3






2


19. Уфимов Роман






3










2

1






20. Улитин Игорь







3



2






1







21. Гаврильчев Сергей




3


1


2















22. Ефимова Маша
















3





1
2


23. Андреева Наташа
















2




1



3
24. Попова Лида





2




3






1








25. Белоногова Наташа
1




















3
2



26. Биккулова Женя


2













1





3



Итого:
2
9
4
3
11
8
4
4
1
3
17
7
8
3
1
1
16
7
4
5
3
5
8
11
1
11

Рис. 3: социометрические группы


(16-17) Лидеры группы: Колесникова
Алена, Нафиева Эльвира;
(11-9) Популярные члены группы:
Артамонова Оля, Голованова
Люда, Попова Лида, Биккулова
Женя;
(1-4) Отверженные члены группы:
Белоногова Наташа, Головин
Антон, Игошкина Кристина,
Карпенко Олег, Хитрова Юля.



Выводы:
Социометрия, проведенная в 7 классе школы N68 Заволжского района г. Ульяновска выявила, что в исследуемой группе большинство детей имеет более или менее благоприятный статус. Средний уровень благополучия взаимоотношений означает благополучие большинства детей группы в системе межличностных отношений, их удовлетворенность в общении, признании сверстниками.
На основании таблицы и рисунков 1-3 можно сказать о характере отношений, существующих в группе, то есть свидетельствует о разобщенности группы на отдельные группировки по половому признаку, причем в группе девочек наблюдается разобщенность на две группы во главе с лидерами (Колесниковой, Нафиевой).
В основе мотива выбора у девочек или мальчиков детей своего пола находятся дружеские отношения, а также проявляется интерес к совместной деятельности с выбираемым ребенком. В данной группе положение, как девочек, так и мальчиков благоприятно в равной степени. Выявлен такой характер связи как взаимная симпатия. Мотивация выборов в большинстве случаев определяется желанием детей общаться, иметь общее дело, другие причины выступают как второстепенные.
Среди популярных членов группы можно выделить: Артамонову, Голованову, Попову, Биккулову.
Нельзя оставлять без внимания непопулярных детей (Карпенко, Головин, Игошкина, Белоногова, Хитрова). Следует выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений. Также необходимо учителю пересмотреть свое личное отношение к этим детям.