Порочный круг морального разложения
Забастовки стали одной из отличительных черт современного общества; они считаются хотя и малоприятным, но неизбежным явлением.
Здесь не будут рассмотрены Галахические аспекты забастовки, такие, как "работник может уйти даже в середине дня" и "всякий, отступивший от соглашения, остается в убытке". Главное внимание будет уделено этическим аспектам этого явления.
Забастовка - оружие в социальной войне
Забастовка - это форма конфронтации: работник против работодателя; гражданин против властей; учащийся против учебного заведения. Забастовка похожа на мини-войну, в которой испытывается баланс сил между двумя сторонами, в результате одна из сторон побеждает другую. Забастовка подменяет мирный диалог, судебное разбирательство и другие процедуры, в которых определяются права. Иногда ее порождает неверие в общественные институты; но чаще всего бастующие руководствуются расхожим принципом: "сильный всегда прав". Как и в любом конфликте обе стороны терпят убытки, но иногда победитель добивается компенсации от проигравшего, который несет, таким образом, двойной ущерб.
Идеологические корни забастовки
Простой здравый смысл подсказывает, что общество от забастовки в целом проигрывает. Ведь достигнутые ею цели можно обеспечить и другими способами, без ущерба. Однако, с точки зрения секулярного наблюдателя, точнее, наблюдателя с секулярными взглядами (к сожалению, даже изучение Торы не гарантирует иммунитета от таких взглядов), забастовки невозможно предотвратить, несмотря на их очевидный вред. Считается, что I без демонстрации силы конфликтующие стороны не ; смогут прийти к соглашению. Поэтому западная секулярная философия считает, что такие потери совершенно неизбежны. Разумное общество найдет возможность свести к минимуму эти потери, используя остаточные моральные принципы, в которые еще верят его члены, и опираясь на соответствующие законы. Но в целом избежать забастовок практически невозможно.
Причина такого положения очевидна. Секулярная философия учит, что в мире нет абсолютной справедливости, во всяком случае, невозможно установить справедливость в каждом отдельном конфликте. В результате единственным реальным арбитром становится простая сила. Баланс сил устанавливает права людей в обществе, за исключением отдельных, весьма ограниченных социальных сфер, таких, как семья. Конфронтация повсеместно определяет победителя в столкновении двух сторон, а конкуренция превращается чуть ли не в единственную движущую силу экономики. Впрочем, не только экономики, но и политики: группы, объединенные едиными целями, сплачиваются вместе, формируя базу власти для более успешной борьбы с соперниками. Конкуренция проникла даже в сферу науки и высшего образования. В Соединенных Штатах и Великобритании амбициозные матери буквально сражаются за ограниченное число мест в детских садах, которые обеспечивают своим "выпускникам" поступление в начальные школы, а те, в свою очередь, проталкивают своих питомцев в элитные средние школы и т.д. В Японии абитуриенты, не принятые в престижные университеты, кончают жизнь самоубийством. Успех любой ценой! Таков девиз студентов на Западе. Ради успеха они готовы подставить ножку своим же товарищам по учебе. Таких случаев там немало.
Разумное, цивилизованное общество стремится нейтрализовать подобные крайности, но в лучшем случае добивается лишь неустойчивого равновесия. Расчет на чистый прагматизм отражен даже в законах. Единственным критерием считается конкретная польза для общества. В прошлом заурядных воров отправляли на виселицу, потому что воровство несло вред обществу. Зато к моральным преступлениям отношение было гораздо более терпимым. Это происходит оттого, что светское законодательство заботится не о морали, а лишь об укреплении существующего общественного порядка. Такой подход отражен, к примеру, в отношении антисоциальных элементов к полиции: с их точки зрения, у стража порядка нет никаких моральных преимуществ перед нарушителями закона; просто на его стороне грубая физическая сила. Преступник видит в полицейском всего лишь вражеского солдата, защищающего интересы правящей власти. Поэтому одолеть его можно тоже лишь силой.
Есть ли альтернатива этой системе?
Подход Торы
Иудаизм тоже признает зависть и конкуренцию в качестве естественных движущих факторов общественной жизни. Как сказал царь Шломо, мудрейший из людей:
"И видел я, что всякий труд и всякое уменье в работе только от взаимной зависти" (Когелет, 4:4).
Однако цель общественного развития в том и состоит, чтобы любовь к ближнему сменила зависть, а сотрудничество пришло на смену конкуренции. Выше уже обсуждались пути достижения этого идеала на основе Торы. Кроме того, в некоторых сферах, таких, как предпринимательство и ремесла, Тора однозначно запрещает "вторгаться в чужое занятие", подрывать источники доходов нечестной конкуренцией. Границы допустимой конкуренции сформулированы в Талмуде. Что касается политики, Тора требует от нас выбирать в органы власти людей б-гобоязненных, искренне заботящихся о благе всего общества; нельзя голосовать за тех, кто будет проталкивать лишь узкие интересы своих избирателей, как принято в западном мире.
Конкуренция в учебе
Использование конкуренции в школе как средства мотивации учащихся абсолютно несовместимо с принципами иудаизма. Пользуясь этим средством, мы научим молодежь "добиваться славы за счет чужого позора"; такое поведение лишает человека удела в Мире грядущем. Награждение призами является эффективным средством поощрения учащихся, однако награда должна выдаваться только за личные достижения и прилежание, без всяких конкурентных наслоений. В одной из следующих лекций будет рассмотрено известное положение наших мудрецов "зависть ученых увеличивает мудрость", которое часто и ошибочно приводят в этом контексте. Мудрецы Талмуда говорят, что этот принцип относится к учителям, а не к ученикам, и уж тем более здесь нет и речи о поощрении зависти.
Можно спросить: как повысить мотивацию учащихся в отсутствии конкуренции? Ответ прост каждый ребенок достаточно любознателен, чтобы стремиться к знаниям. Надо лишь поощрять эту любознательность и желание знать; этого вполне достаточно, чтобы побудить ребенка к учебе. Если к тому же более успевающие начнут помогать слабым, то они разовьют в себе не зависть, а позитивные качества характера. Повзрослев, такой ребенок почти неизбежно станет полезным членом общества. Он будет сеять не конфликты и раздоры, а доброжелательность и гармонию.
Различие между иудаизмом и западной культурой
Выше уже отмечалось, что отсутствие абсолютных ценностей в области морали и справедливости вынуждает секулярное общество поставить силу во главу угла при решении конфликтов. Но проблема гораздо глубже. Различия между западным обществом и обществом, живущим по законам Торы, имеют идеологическую подоплеку. Сейчас на Западе моден индивидуум, стремящийся к самоудовлетворению, к получению жизненных удовольствий. В этом смысле конкуренция становится важным средством совершенствования такого индивидуума на основе известного принципа "выживает сильнейший". Кроме того, сей образ становится эвфемистичным воплощением отсутствия этических принципов и справедливости.
Иудаизм занимает иную позицию: он считает всех людей слугами Б-га, партнерами в одном важном деле, а еврейский народ - единой большой семьей. В семье, как известно, нет места конкуренции, здесь один помогает другому. Вообразите себе женщину, рассердившуюся на мужа; объятая яростью, она начинает рвать его одежду, а муж в отместку рвет ее одежду. Можно ли представить себе большую глупость? Ведь единственным результатом этой ссоры будет подорванный семейный бюджет. Именно в таком свете евреи Торы рассматривают забастовки в еврейском обществе.
С другой стороны, светское общество считает естественным, когда депутаты законодательного органа защищают интересы большинства своих избирателей. Такая система законодательной власти часто приводит к столкновениям между различными общественными группами, причем каждый из таких конфликтов чреват серьезными осложнениями; на решения законодателя влияют его личные интересы, в первую очередь стремление удовлетворить поддерживающих его граждан.
Общество, руководствующееся принципами иудаизма, выдвигает на первый план, по крайней мере, на уровне сознания, воплощенные в Торе идеи справедливости и личных прав. Иудаизм не отрицает влияние личных пристрастий в мыслительном процессе, но стремится ограничить это влияние. Устанавливая абсолютные и, в целом, объективные принципы, Тора в значительной мере сводит к минимуму пагубную роль личных интересов в общественной жизни.
Тора учит видеть во всем сотворенном некое подобие хора, воспевающего славу Творца, а себя - его участником. Помимо обязанностей, каждый член хора наделен личными правами. Растения и неорганические вещества защищены заповедью "не уничтожай". Выше них стоят животные, на которых распространяется дополнительный запрет не причинять боль живым существам. Следующую ступеньку занимает нееврей, имеющий право на справедливость; за ним следует гер тошав (нееврей, живущий с евреями), для которого установлены специальные права в виде заповеди "и будет он жить с тобой - ты обязан поддерживать его". И наконец, венчает эту пирамиду еврей, наделенный привилегией особой любви, которая превосходит любовь к остальному человечеству.
В Иерусалимском Талмуде приводится замечательное образное сравнение, которое наглядно объясняет, почему нельзя мстить своему брату-еврею и таить зло на него. Если кто-то рубит мясо и при этом нечаянно порежет себе руку, разве ударит он свою правую руку за то, что она порезала левую? Разумеется, нет. Он лишь будет впредь осторожнее. Так и еврей: для него каждый другой еврей - составная часть единого организма. Ему и в голову не придет мстить соплеменнику; вместо этого он предостережет его и даст ему наставление, руководствуясь чувством братской солидарности.
В таком обществе немыслимы забастовки и сопутствующий им ущерб. Но чтобы добиться такого положения, необходимо изучать Тору и осуществлять на практике ее законы; нужно воспитывать людей в духе иудаизма
Обман на экзаменах и в налоговых отчетах
Наставники моралистического движения Мусар отмечали, что дурной помысел может придать любому греху богоугодный вид. Обман налоговых властей и на экзаменах в учебных заведениях не представляет исключения.
В этом своем проявлении дурной помысел убедительно растолкует вам, насколько распространена такая ложь. Некоторые считают, что налоговый обман и нечестное добывание государственных субсидий допустимо, потому что "в конце концов, мы никого не обворовываем" или потому, что "мы все имеем право на равную долю в пироге; к тому же я использую деньги для поддержки изучения Торы. На самом деле, я поступаю правильно, используя деньги для финансирования благородных дел, иначе власти разбазарят их на всякую ерунду". Что касается экзаменов, здесь логика иная: "Зачем тратить время на изучение всяких банальностей? Лучше посвятить его изучению Торы. Спишу на экзаменах, и получу диплом". Все эти доводы звучат красиво и убедительно, но они в корне порочны. Чтобы понять суть вопроса, обсудим вначале запрет обмана - гневат даат.
Всем известно, что ложь - вещь серьезная. Она губит основы общества, подрывая взаимное доверие, на которых строятся человеческие отношения. По словам мудрецов Талмуда, лжецы входят в число тех, кто не удостоится Б-жественного присутствия (трактат Сота). Б-г просто не хочет находиться в их среде. В то же время не существует ясно выраженного запрета на ложь как таковую. Сформулированные в Пятикнижии заповеди "не обманывайте друг друга" (Ваикра, 19:11) и "отдались от лжи" относятся к поведению на суде. Тот, кто просто обманывает, не нарушает тем самым религиозный запрет. Однако если он получает какую-то выгоду от своей лжи, пусть даже это будет всего лишь незаслуженная благодарность, тогда его действие подпадает под определение гневат даат, что запрещено в соответствии с заповедью "не кради", которая действует в равной мере применительно к еврею и нееврею. Именно в этом контексте Талмуд (трактат Хулин) приводит упомянутый запрет.
Обман считается столь тяжким грехом поскольку он, как и всякая ложь, подрывает целостность и стабильность общества, того самого человеческого общества, которое и есть главная цель Творения. Но заурядная ложь, какой бы отвратительной она ни была, не представляет большой опасности, если не наносит прямого ущерба слышащему ее. Однако, если цель обмана заключается в расширении статуса обманщика за счет слышащего, то грех значительно утяжеляется. Наверное, поэтому Тора столь категорически запрещает прибегать ко лжи.
Выше уже говорилось, что "вся Тора существует ради мира" и что в Мире грядущем нас в первую очередь спросят: "Вел ли ты себя честно в деловых отношениях?" Мы уже знаем, что пророки решили свести все 613 заповедей к более краткой формуле, а пророк Хавакук сузил их до одной единственной мицвы: "Праведник честностью своей жив будет" (Хавакук, 2:4).
... Таков смысл всех заповедей. Отсюда понятен настойчивый призыв наших мудрецов к безупречной честности, даже в обращениями с неевреями. Ведь цель Творения в том и состоит, чтобы все человечество признало власть Всевышнего, и задача еврейского народа - распространить эту идею среди народов мира. Справиться с этой миссией евреи могут лишь одним способом: своим собственным поведением давать пример всему человечеству. И лишь тогда, как сказал пророк Ишаягу, "из Сиона выйдет Тора и слово Б-га из Иерусалима".
"Ложь во имя Небес"
Рассмотрим теперь выражение "ложь во имя Небес". Его смысл предельно прост: пророки учат нас, что Б-г "любит справедливость и ненавидит грабеж (даже) ради принесения жертвы всесожжения" (ола). Другими словами, Он ненавидит так называемые "мицвот", совершенные посредством нечестных действий, и считает их не исполнением Своей воли, а оскорблением для Себя.
В связи с этим интересен эпизод, приведенный равом Хида. В одной общине было принято каждый шаббат устраивать аукцион по продаже мицвот, включая вызов к чтению Торы. Когда спрос на мицву был низок, то и цены были невелики. Один уважаемый, богатый член общины сказал как-то казначею, что в тех случаях, когда мицва будет продаваться слишком дешево, пусть он объявит более высокую ставку от его, богача, имени, чтобы общинная касса получила больше денег. Но при одном условии: если ставка богача не будет перекрыта и он станет фактически покупателем мицвы, которую он на самом деле не стремится получить, то он заплатит лишь половину от объявленной суммы. Богач вовсе не собирался заработать на этой хитрости; наоборот, его пожертвования, и без того внушительные, еще больше увеличивались. Должны ли мы считать его действия похвальными или предосудительными?
Рав Хида отвечает: Сказал пророк "Остаток Израиля не сделает несправедливости, и не станут они говорить лживое, и не будет в устах их слов обмана" (Цефания, 3:13), а этот человек нарушил все три запрета. Какой-то бедный еврей, которому трудно купить мицву, решил в годовщину смерти своего отца сделать усилие, и если мицва не окажется слишком дорогой, попытаться приобрести ее. Но если богач лишил бедняка этой мицвы с помощью своей хитрости, это значит, что он совершил вопиющую несправедливость. Кроме того, богач говорит лживое, притворяясь, будто он хочет получить мицву, хотя на самом деле она ему не нужна. И к тому же его уста произносят слова обмана, когда он объявляет цену, а затем платит лишь ее половину". Обратите внимание, это суровое осуждение вынесено человеку, который совершенно искренне хотел помочь общине. Тем более нельзя оправдать нечестность, совершенную ради личной выгоды.
Обман на экзаменах
Каждый из нас в глубине души знает, что обман на экзаменах - вещь плохая. Полезно, однако, привести оценку этому явлению, сформулированную одним из крупнейших Галахических авторитетов нашей эпохи рабби Моше Файнштейном. Он пишет, что обман на экзаменах - это не только гневат даат (хищение мнения), но и самое настоящее воровство. Впоследствии, когда обманщик поступит на работу, его квалификацию будут оценивать выше истинной, исходя из тех отметок, которые проставлены в его дипломе. Вполне вероятно, что, зная реальный уровень его знаний, работодатель предпочел бы взять кого-нибудь другого, а если бы к тому же ему стало известно про обман на экзаменах, то он тем более отказал бы ему.
Таково Галахическое постановление р.Файнштейна. Обман на экзаменах становится еще более нетерпимым, если принять во внимание ряд других последствий:
1) мошенник наносит вред своему товарищу по учебе, который знает предмет лучше него, но из-за совершенного обмана получает более низкую оценку на экзамене. В результате пострадавший может лишиться работы, на которую он претендует и которой достоин по своим знаниям;
2) как бывает с другими грехами, о которых узнают другие, поступок обманщика может стать образцом для подражания. Дурной пример всегда заразителен: ведь "так делают все". Иными словами, мошенничество на экзамене приводит к осквернению Имени Б-га;
3) обманщик не только подает дурной пример, но и побуждает окружающих к подобным действиям по иной причине: люди стремятся защитить себя от несправедливого прецедента. Можно сказать, что он вынуждает других грешить, ставит их в положение, когда им приходится выбирать одно из двух зол: обмануть или быть обманутым. Они не могут оставаться честными и при этом получать то, что им по праву причитается. Если же обманщик оказывается к тому же соблюдающим заповеди евреем или даже бен-Тора (постоянно изучающим Тору), то степень осквернения Имени Б-га неизмеримо возрастает. Привычка, как известно, - вторая натура; обманув на экзамене один раз, он продолжит действовать в том же духе, и в конце концов его непременно разоблачат.
Уклонение от уплаты налогов и обман при получении государственных субсидий
Обман на школьных экзаменах приводит со временем и к обману в уплате налогов. При обсуждении этого вопроса тут же возникает галахическая проблема соблюдения законов государства (дина демалхутха дина) и уклонения от уплаты налогов, которая уже рассматривалась в одной из лекций. Оставим в стороне этические аспекты этой проблемы. Если кто-то рассчитывает пользоваться услугами, предоставляемыми государством, -выпуск денежных знаков для совершения торговых операций; поддержание в исправном состоянии систем транспорта и связи, включая дороги, общественные транспортные средства и телефон; противопожарные службы; защита от грабителей (и что немаловажно, их содержание в тюрьме), а также оборона на случай агрессии соседних враждебных стран, - и в то же время хочет, чтобы другие платили за все это, а он будет лишь делить с ними льготы, такой человек - вор. Он крадет деньги тех, кто платит.
Вся эта система услуг может функционировать только при всеобщем участии, будь то община, город или целое государство. Некоторые считают, что, уклоняясь от уплаты налогов, они крадут у какого-то воображаемого органа по имени "правительство". Это неверно. Все население нуждается в общественных службах и хочет, чтобы они действовали безотказно. Предоставляемые услуги стоят денег, а деньги собираются со всех граждан.
Тот, кто уклоняется от уплаты своей доли, представляя ложные сведения, тем самым увеличивает налоговое бремя других людей. В результате сбор средств будет осуществляться лишь частично за счет налоговых поступлений; недостающую часть покроет инфляция, своеобразный косвенный налог, от которого страдают, в основном, менее зажиточные слои населения. Они не знают, как защититься от такого грабежа. На этом фоне расцветает коррупция, наносится ущерб общественной нравственности, гибнет экономическая инициатива, не говоря уже о других вредных последствиях. Поэтому очевидно, что за предоставляемые услуги должны платить все граждане. Всякий, кто платит меньше своей доли, виновен в косвенном воровстве, поскольку он нарушает финансовое равновесие, увеличивая бремя тех, кто честно платит налоги. Вот почему рабби Файнштейн писал в своем труде "Игрот Моше", что всякий, кто получает государственные деньги, даже от нееврейского правительства, не имея на них права по законам государства, считается нарушителем запрета "не воруй".
Кроме того, домогаясь общественных денег с помощью ложных отчетов и деклараций, такой человек дополнительно уличается во лжи и обмане. Если он - бен-Тора, то тем самым он "совершает осквернение Имени Б-га и покрывает позором Тору и тех, кто учит ее". Если же он к тому же действует от имени еврейского учебного заведения, то своим мошенничеством дискредитирует доверенный ему пост. Вместо того, чтобы прививать учащимся истинный страх перед Б-гом, включая бережное отношение к чужим деньгам, сей наставник подрывает основы еврейского религиозного воспитания.
Уклонение от уплаты налогов порождает те же пороки, что и при обмане на экзаменах, но с гораздо более тяжелыми последствиями: в конечном счете налоговое мошенничество разрушает нравственную основу общества. Даже порядочные люди говорят: "Почему я должен платить налоги на доходы моего соседа? Он скрывает свои доходы, но ведь и я могу обманывать." В результате все налоговое бремя ложится на работников, которые не могут скрывать свои заработки. Жулики будут наживаться за счет труда простых трудящихся, работающих по найму, и тех, кто, несмотря ни на что, ведет себя честно. Такое положение способствует также перманентной конфронтации между налоговыми чиновниками и гражданами; обе стороны стремятся обмануть друг друга. При этом в обществе создается тяжелая моральная атмосфера.
Случаются и более пагубные последствия. Возьмем к примеру гипотетического владельца мебельного магазина, честного трудягу, вполне довольного своим непритязательным образом жизни. Однажды клиенты сообщают ему, что отныне будут покупать у его конкурента, который предлагает товар по более низким ценам. Мебельщик объясняет им, что после вычета налогов и накладных расходов у него остается лишь минимальный доход, едва обеспечивающий ему сносное существование. Как может владелец другого магазина торговать по более низким ценам? Ответ прост: конкурент не платит налогов. В конце концов, нашему работяге пришлось закрыть магазин, ибо он не захотел поступиться своими моральными принципами.
Обратим внимание еще на один болезненный фактор. Власти, вольно и невольно, могут усугубить проблему. Некий частник аккуратно докладывает властям о каждом заработанном гроше, однако налоговый чиновник раз за разом отвергает его отчет, утверждая, что тот скрывает часть доходов. Своим грубым насилием этот чиновник и те, кого он представляет, подрывают нравственные устои общества. В таком случае человек, с которого взимается налог, имеет право считать этого чиновника, по талмудическому определению, "налоговым инспектором без четких норм", т.е. грабителем, а не представителем налогового управления.
Порочный круг морального разложения
Все приведенные здесь примеры нечестности - будь-то обман на экзаменах или уклонение от уплаты налогов - имеют одно общее свойство. Все они образуют замкнутый цикл разложения социальной морали, вынуждая людей брать пример с жуликов, чтобы не оказаться их жертвами. Проблема обостряется до такой степени, что жизнь в обществе постепенно превращается в джунгли, где экономическое выживание обеспечено лишь самым могущественным и самым коррумпированным.
Остановить эту тенденцию могут только бней-Тора, если, опираясь на Тору, они наберутся мужества и своим личным достойным примером положат конец всевластию зла. Именно они - наша единственная опора в этой ситуации. Будем надеяться, что широкая общественность по-прежнему ценит и уважает честных людей. Такое уважение сможет компенсировать хотя бы часть уже понесенных потерь.
На более прозаическом уровне главную роль призваны сыграть сами власти. Воздерживаясь от некоторых действий и одновременно проявляя инициативу там, где она необходима, они могут многого добиться. Здесь уже говорилось о том огромном вреде, который наносит рутинное недоверие к гражданам, сообщающим в налоговое управление о своих трудовых доходах. Эту преграду надо полностью ликвидировать. В то же время власти должны проявлять активность в борьбе с теми, кто уклоняется от честной уплаты налогов. Получая информацию о возможных нарушениях, они призваны осуществлять тщательные расследования: проверять магазины, торгующие по неадекватно низким ценам; следить за лицами, которые тратят большие денежные суммы.
В конечном счете, нам требуются инициативные действия в духе Торы, которые повлекут за собой благодатные изменения. Мы твердо верим, что со временем еврейский образ жизни завоюет весь мир, ибо такова воля Творца. Сказано в книге Тегилим: "Правда из земли (Израиля) произрастает".
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.judaicaru.org/