Теория социальной работы
Введение
Глава 1.
ОСНОВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУБЪЕКТОВ И ОБЪЕКТОВСОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ.
1.1. Социальная работа – ее сущность
1.2. Объекты социальной работы
1.3. Субъекты социальной работы
Глава 2.
Одинокие люди как объект социальной работы
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Необходима помощь сегодня, сейчас, когда всем так трудно.
Труднопоразнымпричинам.Многие оказались в результатереформзатой социальной чертой, когда вопрос о хлебе насущном стал первоочередным.
С не меньшей остротой возникли проблемы лечения, обра-зования детей,их отдыха.Страшит потеря работы, от безработицынезастрахованникто.Большую тревогу вызывают преступность,падение нравов,вседозволен-ность.
Не укаждогоестьсилыбороться с подобным злом.Многие потеряли уверенность, надежду на лучшие переме-ны.
Но ведь кто-то должен помочь этим людям.
Важно знать: куда можно обратиться со своими проблема-ми.
Анализ проблемы социальной работы предполагает полу-чение ответа на вопросы :Кто защищает? Кого защищает? То есть важно выяснить , что является субъектом социа-льной работы и ктоявляется объектом.
Вопрос формирования системы социальной помощи и под-держки в России в 90-х годах рассматривает М.В.Фирсов 1 , а структуру и функции в обществе рассматривается рядом авторов, ученых МГСУ2 .
1 – М.В.Фирсов. Социальная работа в России: теория,история,
общественная практика.- М.,»Союз»,1996г., с. 344-356.
2 – Теория и методика социальной работы . Учебное пособие –
М.,Союз,1994г.,ч.1,с.130-137
ГЛАВА 1[U1][U2]
1.1. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА – ЕЕ СУЩНОСТЬ.
Напротяженииуже9летв Российской Федерации
динамичноразвиваетсяновыйвидпрофессиональной
деятельности, одновременно являющийся специальностью в системе высшего образования, - социальная работа.
Авторы «Общедоступногословаряпопсихологии, социологии и социальной работе», изданного в г.Барнауле1определяют социальную работу как «разновидность социа-льной деятельности, имеющей своей целью оптимизировать осуществление субъектной роли людей во всех сферах жиз-ни общества в процессе совместного удовлетворения пот-ребностей, поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования личности».
Н.С.Данакин определяет социальную работу как «содейст-вие людям в решении их личных проблем»2.
Более конкретное определение социальной работы дано в американском словаре: «Социальная работа – это про-фессиональный вид деятельности, направленный на ока-зание помощи отдельному человеку, группе или общности в решении их социальных проблем, в усилении или восста -
_______________________________________________________
1 Общедоступный словарь по психологии, социологии и социальной работе – Барнаул,1991 – С.69
2 Теория и методика /технология/ социальной работы:
Учебная программа – Москва,1992- С.9
новлении способности социального функционирования и создание общественных условий, способствующих дости-жению этих целей».
Интегрируя подходы отечественных и зарубежных ученых к определению сущностного содержания социальной работы, можнопредположить,чтооновключаетвсебятри аспекта: 1/ оказание помощи отдельному человеку или группе лиц, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, путем поддержки, консультирования, реабилитации, патро-нажа и использования других видов социальных услуг;
2/ актуализацию потенциала самопомощи лиц, оказавшихся в сложной жизненной ситуации ;
3/ целенаправленное влияние на формирование и реализа-цию социально -экономической политики на всех уровнях – от муниципального до федерального с целью обеспечить социально здоровую среду жизнедеятельности человека, создать систему поддержки людей.
Становлениесоциальнойработыкак специального института и особой профессии вызвано не только возрос-шими запросами населения на социальную поддержку, но иизменением содержания этих запросов, их индивидуализацией,обусловленностьюболее глубокими личностными потребностями, более опосредованными усло-виями их удовлетворения.
Степень социальной защиты населения и его отдельных слоев позволяет судить о прогрессивности общественного строя, уровне экономического развития страны и благо-состояния народа. Вот почему социальная работа сегодня – это такое непреходяще важное дело, от которого никто не может оставаться в стороне.
1.2. ОБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ.
Тоталитарное государство во второй половине 80-х годов впервые публично обнажило свои язвы, опубликовавстатистические данные о масштабах и тенденции роста таких социальных болезней, как пьянство и алкоголизм, подростковая преступность, семейное насилие и развал семей, отказ от детей, социальное и физическое сиротство. Оказалось, что инвалидность, бездомность, нищенство, одиночество существуют не только в странах «желтого дьявола», но и в государстве, завершившем построение «развитого социализма».
А когда Россия с большим опозданием от развитых стран мирарешительновсталанапутьпостроения рыночных отношений все негативные тенденции прошлых лет не толь-коуглубились ,нопоявилисьиновые: безработица, детская беспризорность, вынужденная миграция, беженцы, пострадавшие в результате военных действий и межнацио-нальных конфликтов.
Следует сказать, что объектом исследования теории социальной работы являются социальные отношения, и в связис его многогранностью в нем можно выделить целый ряд направлений:
1. Индивидуальные, семейные, организационныепроблемы. Начиная с индивида /одиночество, социальная изоля-ция/ и заканчивая различными организационными проб-лемами / рост беженцев, бездомных/.
2. Социально- экологические проблемы – охрана окружаю-щей среды, экологические катастрофы.
3. Социально – экономические проблемы. В ходе новых экономических реформ в России 90% населения оказа-лось за чертой бедности.
4. Проблемы социальной стратификации. Социальное рас-слоение, неравенство в обществе, ведущее к разде-лению общества на «высшие» и «низшие» классы, эконо-мической эксплуатации.
5. Проблемы поведенческого функционирования индивидов, групп, общностей – аспекты дивиантного поведения, социальных отношений; наркомании, алкоголя и т.д..
6. Проблемы символизации и моделирования мира и людей в нем. Они могут выражаться в неадекватных образах, невысоком самоуважении, недостатке чести и морали, а отсюда – в отчуждении, социальных предрассудках, в античеловеческих ценностях.
7. Проблемы структур власти, от их действия, программ зависит социальная напряженность и стабильность в обществе, от их режима: тотальности, демократии или авторитарности зависит социальная активность населе-ния.
Решение всех этих задач, стоящих перед социальной работой, достигается разными способами, но ясно одно: то, что все вопросы сосредоточены на людях.
Таким образом, можно сказать, что объектомсоциаль-ной работы , в первую очередь, является конкретный индивид – равноправный с социальным работником человек, его нужды и потребности, его право быть защищенным и достойно жить.
Рассмотрим некоторые из них.
А\ ПЕНСИОНЕРЫ и ИНВАЛИДЫ
Демографическая ситуация последних десятилетий ха-рактеризуется значительным увеличением доли пожилых людей в структуре населения. Демографическое старение как глобальная тенденция развития современной цивили-зации привлекает внимание к положению пожилых в совре-менном мире. Эта ситуация обуславливает формирование новых потребностей пожилых людей. Проблемы их социаль-ной защищенности становятся особенно актуальными в современных условиях.
Пожилые люди и инвалиды в Российской Федерации обладают всей полнотой социально-экономических и личных прав и свобод, закрепленных Конституцией Российской Федерации. Однако изменение социального статуса челове-ка в старости и инвалида, связанное с прекращением или ограничением трудовой и общественной деятельности, испытываниезатрудненийвсоциально-бытовойи психологической адаптации к новым условиям, порождает серьезныесоциальные проблемы.
Наиболее острой проблемой является ограничение жизнедеятельности пожилых людей и инвалидов.
В решении этой проблемы первостепенное значение приоб-ретает совершенствование системы социальной реабили-тации и социальной помощи престарелым и инвалидам.
Составным элементом социальной защиты пожилых людей и инвалидов на современном этапе является оказание социальной помощи.
Социальная помощь – это обеспечение в денежной и натуральной форме, в виде услуг или льгот, предостав-ляемоес учетом законодательно установленных государ-ством социальных гарантий по социальному обеспечению.
Важным условием социальной реабилитации инвалидов и престарелых в современный период перехода к рыночным отношениям становится поддержание уровня жизни за счет повышения размеров пенсий.
Одной из эффективныхмер социальной реабилитации пожилых людей и инвалидов является их трудовая занятость.
В условиях перехода к рыночным отношениям резко обострились проблемы инвалидов, связанные с их трудоустройством. Законодательством предусмотрен комплекс мер , направленных на решение проблем трудовой занятости инвалидов. Среди них : развитие сети специализированных предприятий общества инвалидов, совмещенных со службами медицинского обеспечения и реабилитационного процесса; трудоустройство инвалидов на условиях сокращенного рабочего дня или недели, предоставление дополнительных перерывов в работе; расширение возможностей трудовой деятельности – индивидуальной, по месту проживания и т.д..
Особая роль в системе реабилитации принадлежит медико-социальной реабилитации инвалидов.
В связи с ухудшением важнейших социально- гигиенических и социально-экономических показателей здоровья число инвалидов в Российской Федерации ежегодно увеличивается на 800-900 тыс..
Введение нового понятия «инвалидности», ориентированного на оценку состояния здоровья, ставит неотложную задачу совершенствования деятельности медико-социальной экспертизы.
Эти учреждения должны обеспечивать разработку индивидуальных программ реабилитации, в которых должны быть определены конкретные объемы, виды и сроки осуществления реабилитационных мер, а также виды необходимой социальной помощи.
Вместе с тем анализ проблем социальнойреабилитации и помощи пожилым людям и инвалидам свидетельствует о том, что темпы формирования целостной и взаимосвязанной системы социальной защиты и социальной поддержки этих слоев общества не обеспечивают нормальных условий жизнедеятельности и интеграции их в общество. Необходимость увеличения расходов на социальные программы в современных условиях резко возрастает.
Б\ Семья – главный объект социальной работы.
В семье , в значительной мере, зарождаются и прорастают все здоровые предпосылки. Кто и как будет жить и работать в будущем – это зависит от того, каково социальное самочувствие современной семьи, как она растит детей и какие качества им прививает. Поэтому семья находится в центре внимания социального работника и составляет одну из важнейших сфер его деятельности.
Реформирование общества резко обострило проблему семей, нуждающихся в социальной защите. Среди ее объектов – семьи одиноких матерей ; военнослужащих срочной службы с детьми;семьи с детьми-инвалидами; многодетные семьи; с малолетними детьмив возрасте до трех лет; студенческие семьи; семьи безработных, имеющих несовершеннолетних детей и т.д..
За последние три года произошел рост семей всех категорий, нуждающихся в материальной поддержке. Особенно заметен рост малообеспеченных семей среди многодетных и неполных. Причины кризисного положения семей можно условно разделить на экономические и социальные. Экономические – такие как потеря работы, невыплата заработной платы и пособий, низкий уровень оплаты труда- являются наиболее характерными. Среди социальных причин чаще встречаются такие как алкоголизм, тунеядство, противоправное поведение одного или обоих супругов. Как правило, этому сопутствует низкий культурный уровень, бездуховность, безответственность перед детьми. Ребенок, растущий в такой семье, часто неуравновешен, психологически подавлен . Очень часто дети именно из таких семей – трудные дети , из их числа рекрутируются юные правонарушители.
Государство стремится оказать возможную помощь в содержании и воспитании детей. Однако централизованных средств недостаточно и не всегда они используются рационально. Очень важна деятельность местных органов власти, которые изыскивают за счет внутренних ресурсов возможность оказать помощь семьям.
Семейные конфликты и насилие в семье, эмоциональный разлад, пьянство и многие другие проблемы – все это заботы социальной работы.
Задача социальной работы с семьей – научить семьи самопомощи и взаимопомощи.
1.3.СУБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ.
А/Главный субъект социальной работы – государство с его органами исполнительной власти как местного, так и регионального уровня.
Государство являетсясубъектом социальной защиты, выражающим общественные интересы. Решение этой проблемы является его неотъемлемой функцией.
Обязанности государства вытекают из Конституции Российской Федерации: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда , обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан,развиваетсясистемасоциальныхслужб, устанавливается государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».1
Меры, предпринимаемые государственными структурами по смягчению ситуации, известны.
Вначале90-хгодовначаларазвиваться система нестационарного социального обслуживания. К организациинового вида деятельности – социальной работы и созданию сети учреждений подтолкнули экономический кризис и рост социальных проблем в обществе.
В1994годуПравительствомРоссийскойФедерации провозглашаютсяосновныенаправлениядеятельностив областисоциальнойполитики.
1 – Конституция РФ, ст.7 – М.,Юридическая литература,1996г.,с.6
Средимервобласти поддержкии защиты нетрудоспособных и малообеспеченных слоевнаселенияпредполагаетсяулучшение пенсионного обеспечения / индексация в зависимости от роста цен на потребительские товары/,увеличениепомощисемьямс детьми,малообеспеченным ,инвалидам.Большое место отводилось социальному обслуживанию населения.В 1995 году выходит целый пакетФедеральных Законов :
«О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»/май/,»Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»/апрель/, Федеральный Закон «О ветеранах» /декабрь/, Федеральный закон«Об улучшении пенсионного обеспечения участников ВОВ и вдов военнослужащих, погибших в ВОВ, получающих пенсию по Закону «О государственных пенсиях вРСФСР»/май/,Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» /май/.Они стали основойзаконодательнойбазывсфересоциального обслуживания. В постановлении Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1995года был утвержден перечень гарантированных государством социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам государственнымиимуниципальнымиучреждениями социального обслуживания.Среди них такие виды помощи, какматериально-бытовые,санитарно-гигиенические, социально-медицинские,консультативные,социально-патронажные на дому и др.
Государство создало структуру субъектов, определилось с объектами обязательной помощи и ассортименте услуг, которые оно гарантировало данной категории нуждающихся.
С принятием концепции развития социального обслужи-вания населения в РоссийскойФедерации4 августа 1993года, по сути дела, произошел отход от принципов социального обеспечения и переход к системе социальной защиты, принятой в европейских странах.В ее основу былаположеназаботагосударства, «включающая как устранениепричин,препятствующихчеловеку, семье, группам людей достичь оптимального уровняблагосос-тояния, так и организацию индивидуальной помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию».
Б/ Органы исполнительной власти – основной субъект социальной защиты населения в г.Москве.
В системе государственного управления особое место занимаютпроблемыместныхоргановвласти,органов местного саморегулирования. Главной же задачей местных органов власти является проведение постоянной , плано-мерной, организующей деятельности по созданию условий жизнедеятельности населения, реализации его интеллек-туального ,творческогопотенциалаиобеспечению социальной защиты нуждающихся в этом граждан.
Появившиеся взгляды на уменьшение роли государственного влияния на социальную жизнь общества в условиях рынка – несостоятельны.
Но с другой стороны, жизнь доказала необходимость повышения самостоятельности региональных и местных органов исполнительной власти в вопросах социальной защиты населения.
Государственные структуры власти располагают широчайшим спектром возможного влияния на общественную жизнь. Разрабатываемые социальные программы на всех уровнях государственной власти – тому подтверждение. Несомненный практический интерес для органов исполнительной власти представляет оценка населением эффективности работы государственных и муниципальных органов, социальных служб. Восприятие качества и уровня жизни, социальная адаптация населения в изменяющихся социально-экономических и политических условиях в значительной мере определяются эффективностью работы государственных, муниципальных и иных организаций, непосредственно связанных с обслуживанием населения и оказания ряда услуг. Только 5,3% населения довольны работой магазинов, 3%- работой городского транспорта, качеством воспитания и обучения детей в школе – 3,7%.
Учитывая мнение населения префектурой внесены значительные коррективы в Программу социальной защиты населения, реализуемую за счет внебюджетных источников.
Таким образом, функционирование системы социальной защиты населения, которое происходит в условиях нарастания социально-экономических проблем в обществе, все более переносится на региональный и муниципальный уровень.
В/ Специалист по социальной работе как субъект.
Мировая потребность в социальных работниках возникла в конце прошлого века в связи с проявлениями острых социальных проблем. После двух мировых войн, невиданных экономических и социальных кризисов эта необходимость стала еще более насущной и осознанной.
Признание за социальной работой статуса самостоятельной профессии произошло не сразу. Еще в 1915 году американец Флекснер высказал мнение, что социальная работа не может квалифицироваться как профессия, потому что она не имеет предмета научного познания1.
Однако по мере расширения в мире практики и методов подготовки социальных работников, число сторонников признания социальной работы как новой профессии, увеличилось.
В 1947 году Линдерман /США/обосновал такой подход тем, что социальная работа включает в себя знания из других профессий: врача, юриста, психолога, администратора и в условиях противоречивого мира все больше выделяется как самостоятельная профессия 2.
Исследователь Хэлл в 1968 году дополнил перечень характеристик, определяющих социальную работу как профессию:
вера в государственные услуги общества, саморегулирование, профессиональная автономия и специализированная база знаний.
Социальные работники отличаются прежде всего своим когнитивным опытом, стремлением помочь своим клиентам.
Это в первую очередь касается тех из них, которые ведут индивидуальную социальную работу с детьми, молодежью, семьей, пожилыми и другими пациентами.
Эти и люди работают, руководствуясь научными принципами / специализированное умение, техника работы/.
1 - Encyclopedia of Social work . 19th Edition. 1995
NASW PRESS p.2266
2 – Linderman “ Social work Natures in a Confuseol World”-
N.-Y.,1947.,p.51
Должность социального работника введена в 1991 году. В квалификационном справочнике он наделяется разнообразными должностными обязанностями: выявляет в микрорайонах семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально- медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной и иной помощи, охране нравственного, физического и психического здоровья; устанавливает причины возникших у них трудностей, конфликтных ситуаций, в т.ч. по месту работы, учебы, оказывает им содействие в их разрешении и социальную защиту; содействует интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций и учреждений по оказаниюнеобходимой социально-экономической помощи населению;проводит психолого-педагогические и юридические консультации по вопросам семьи и брака, воспитательную работу с несовершеннолетними детьми с ассоциативным поведением; выявляет и оказывает содействие детям и взрослым, нуждающимся в опеке и попечительстве, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи и многое другое.
Общественная значимость социальных работников и потребность в них резко возросли из-за изменений , происходящих в семье, демографических процессах.
Если раньше семьяпрактически в полной мере заботилась о детях и пожилых, то сейчас изменившееся ее модель не может выполнять эти функции.
Старение населения ставит перед социальными работниками новые задачи, усиливает потребность общества в развитии геронтологических служб, в проведении научно-исследовательских работ по социальной проблематике.
Таким образом, социальная работа как профессия требует основательной подготовки и постоянного совершенствования специалистов в этой области.
«Наша работа не только, а может быть, и не столько профессия… это – судьба, наша судьба и судьба людей, которым мы по долгу службы помогаем……» Эти слова, сказанные одним из шведских специалистов, в полной мере отражают суть деятельности социального работника, его место в обществе и отношение к своей не совсем обычной, но очень гуманной и нужной людям профессии.
Г/ Роль общественных и благотворительных организаций как субъектов социальной работы.
Поначалу благотворительная и общественная деятельность в нашей стране проходила в условиях правового вакуума.
Разработка законопроекта началась в 1991 году. И только в 1995 году закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» был принят Государственной Думой.
Значение закона – в признании государством эти организаций как особо социально значимого сектора, способствующего решению важных для общества проблем.
Наиболее многочисленны среди российских общественных организаций объединения, созданные инвалидами, ветеранами, многодетными семьями, родителями детей-инвалидов, то есть теми людьми, которые лично озабочены какой-то проблемой и пытаются решить ее совместно. Кроме того эти организации очень помогают социальным службам в выявлении нуждающихся граждан.
Переход от исключительно государственной системы социальной защиты к смешанной, включающей общественную и частную благотворительность, может и должен гаранти-ровать подлинную защиту граждан.
Д/Специалист по социальной работе как субъект.
Мировая потребность в социальных работниках возникла в конце прошлого века в связи с проявлениями острых социальных проблем. После двух мировых войн, невиданных экономических и социальных кризисов эта необходимость стала еще более насущной и осознанной.
Признание за социальной работой статуса самостоятельной профессии произошло не сразу. Еще в 1915 году американец Флекснер высказал мнение, что социальная работа не может квалифицироваться как профессия, потому что она не имеет предмета научного познания1.
Однако по мере расширения в мире практики и методов подготовки социальных работников, число сторонников признания социальной работы как новой профессии, увеличилось.
В 1947 году Линдерман /США/обосновал такой подход тем, что социальная работа включает в себя знания из других профессий: врача, юриста, психолога, администратора и в условиях противоречивого мира все больше выделяется как самостоятельная профессия 2.
Исследователь Хэлл в 1968 году дополнил перечень характеристик, определяющих социальную работу как профессию:
1 - Encyclopedia of Social work . 19th Edition. 1995
NASW PRESS p.2266
2 – Linderman “ Social work Natures in a Confuseol World”-
N.-Y.,1947.,p.51
вера в государственные услуги общества, саморегулирование, профессиональная автономия и специализированная база знаний.
Социальные работники отличаются прежде всего своим когнитивным опытом, стремлением помочь своим клиентам.
Это в первую очередь касается тех из них, которые ведут индивидуальную социальную работу с детьми, молодежью, семьей, пожилыми и другими пациентами.
Эти и люди работают, руководствуясь научными принципами / специализированное умение, техника работы/.
Должность социального работника введена в 1991 году. В квалификационном справочнике он наделяется разнообразными должностными обязанностями: выявляет в микрорайонах семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально- медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной и иной помощи, охране нравственного, физического и психического здоровья; устанавливает причины возникших у них трудностей, конфликтных ситуаций, в т.ч. по месту работы, учебы, оказывает им содействие в их разрешении и социальную защиту; содействует интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций и учреждений по оказаниюнеобходимой социально-экономической помощи населению;проводит психолого-педагогические и юридические консультации по вопросам семьи и брака, воспитательную работу с несовершеннолетними детьми с ассоциативным поведением; выявляет и оказывает содействие детям и взрослым, нуждающимся в опеке и попечительстве, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи и многое другое.
Общественная значимость социальных работников и потребность в них резко возросли из-за изменений , происходящих в семье, демографических процессах.
Если раньше семьяпрактически в полной мере заботилась о детях и пожилых, то сейчас изменившееся ее модель не может выполнять эти функции.
Старение населения ставит перед социальными работниками новые задачи, усиливает потребность общества в развитии геронтологических служб, в проведении научно-исследовательских работ по социальной проблематике.
Таким образом, социальная работа как профессия требует основательной подготовки и постоянного совершенствования специалистов в этой области.
«Наша работа не только, а может быть, и не столько профессия… это – судьба, наша судьба и судьба людей, которым мы по долгу службы помогаем……» Эти слова, сказанные одним из шведских специалистов, в полной мере отражают суть деятельности социального работника, его место в обществе и отношение к своей не совсем обычной, но очень гуманной и нужной людям профессии.
И все же, учитывая объектно- субъектный характерсоциальной работы,важнейшим субъектом является человек, который при квалифицированной помощи социального работника , может найти в себе внутренние потенциалы для помощи самому себе.
ГЛАВА 2
ОДИНОКИЕ ЛЮДИ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
В нашей стране, как и во всем мире, в последнее десятилетие наблюдается значительное увеличение численности одиноких пожилых людей. Это вытекает из увеличения численности пожилых людей вообще. Тенденция к росту численности престарелых требует коренного изменения социальной политики в отношении этой, наиболее социально- незащищенной категории общества, освоения новых технологий социальной работы с ними.
Народонаселение планеты стареет. Причем довольно быстрыми, вызывающими тревогу темпами. Если в 1950 году 60- летнюю границу перешагнули 200 миллионов человек, в 1992 – 400 миллионов, то год 2001-й встретит каждый десятый. А в 1025 году ожидается увеличение до 1,2 млрд. человек.
В России, согласно переписи 1989 года, 10126 тысяч – люди одинокие.
Одинокие люди являются важнейшим объектом социальной работы.
Уже говорилось о негативных последствиях социальных, экономических изменений в период рыночных отношений для личности. Характернымпроявлением этих последствий становится одиночество человека, которое охватывает все большую часть населения. Конечно, одиночество, в известной мере, естественное чувство. Но когда оно затягивается, начинается переход от этой меры к чему-то неестественному, болезненному , всегда встает вопрос о необходимости лечения такого одиночества.
Социальный работник должен хорошо ориентироваться в методиках терапии одиночества для того, чтобы иметь возможность в каждом конкретном случае выбрать наиболее оптимальную модель, которая будет способствовать практическому результату. Терапия одиночества должна удовлетворять трем принципам: 1/ изучение индивида в среде; 2/ понимание психосоциального становления личности как пожизненного процесса; 3/ учет социокуль-турных факторов формирования индивида.
Профилактика одиночества тесно связана с диагностикой. Знание причин ведет к определению путей практической деятельности. В этой связи важно знать, что одной из альтернатив одиночеству является общение.
Охарактеризуем ряд факторов, которые порождают или усиливают нашу сегодняшнюю разобщенность.
Фактор «личной автономии».
Цивилизация , к которой мы принадлежим, формирует у каждого представление о его собственном «Я» как о чем-то отдельном и самодостаточном. В какие-то периоды жизни мы начинаем более остро чувствовать кровную и духовную связь с предками.
Фактор урбанизации – распадается на несколько моментов. Возьмем два из них. Первый- повышение уровня благосостояния людей.Пожилые люди иногда по-доброму вспоминают эпоху коммунальных квартир. Забываются трудности, зато помнится теплота взаимного интереса и взаимовыручки… Второй момент – избыточность принудительных контактов, неизбежных в больших городах. Горожанин в изнурительной спешке устает от мелькающих «объектов» и сам интерес к человечеству у него начинает падать. А ведь утратив интерес к другим, мы делаемся равнодушными и к себе.
Фактор массовой коммуникации.
Средства массовой коммуникации /радио,телевидение/ представляют возможность получать почти всю значимую информацию, не покидая собственной квартиры. Это как бы избавляет нас от необходимости искать реального собеседника. И некоторые считают , что этого вполне достаточно, но в действительности для полноценного общения, мы думаем, требуется периодическое обновление круга собеседников.
Фактор «информационного взрыва».
Сегодняшний переизбыток информации делает каждого из нас в какой-то области некомпетентными, даже люди одной профессии специализированы столь узко, что подчас не могут нас ни подменить, ни даже понять друг друга.
Так как же вернуть людей к полноценному общению?
Среди мер, противостоящих «факторам разобщения» , свое место найдут, очевидно, и специально психологи-ческие методы работы с людьми.
Чтобы справиться с «синдромом дискоммуникации», нужна хорошо поставленная, разветвленная психологи-ческая служба. Она должна защитить пожилого человека от давления факторов урбанизации, массовой коммуникации и информационного взрыва. Первые шаги в нашей стране уже сделаны. Их цель- вернуть людям свежесть восприятия других и самовосприятия, погрузить в исключительно разнообразный внутренний мир, помочь разговориться в атмосфере духовности.
Общение- неотъемлемая часть практически каждого из видов профессиональной деятельности людей. Особенно это касается профессий, представители которых постоянно находятся в непосредственномконтакте с людьми, во взаимодействии и общении с ними. Это работники культуры, образования, здравоохранения, социальной сферы и т.д..
Большое значение в процессе общения имеет умение проявлять интерес к собеседнику,заряжать его своим оптимизмом, бодростью, внушать ему веру в свои силы.
Необходимо отметить , что рассматривая общение как средство от одиночества пожилых людей, следует помнить, что оно не может быть универсальным, подходящим всем и всегда. Необходим учет социальных, образовательных и других факторов.
Широкое распространение в последние годы, в том числе и в России, получили клубы общения, где с помощью тренингов социальных навыков обучаются люди, страдающие от одиночества.
Следующим фактором профилактики одиночества является удовлетворение потребности человека в уедине-нии. Уединении не прекращает общения, но лишь концентрирует человека на наиболее важных, обогащающего его духовных формах общения. В уединении наиболее полно и глубоко можно постичь смысл классических произведений искусства, раскрывается красота природы. Но между уединениеми одиночеством больше различия, чем сходства и путать их нельзя.
Социальные работники оперируют системным , социологическим подходом к рассматриваемой проблеме.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальная деятельность в России, как и в других странах, служит благородным целям – обеспечить удовлетворение потребностей населения, особенно социально уязвимых его слоев, создать более благоприятную атмосферу для достойной поддержки их возможностей.
Социальная работа играет огромную роль в помощи одиноким пожилым людям. Изучение показало, что в терапии одиночества нужно учитывать многообразие факторов, ведущих к одиночеству ,этому должно соответствовать и многообразие стратегий вмешательства; помощь одиноким людям должна состоять в изменении ситуации, а не личности человека.
Для того, чтобы работа субъектов социальной деятельности была более целенаправленной и эффективной нужно иметь четкое представление о проблемах различных социально уязвимых категорий населения. А для этого в каждом районе необходимо регулярно проводить социологи-ческие исследования проблем. Для систематизации инфор-мации создать единый банк данных по району.
Понимая необходимость совершенствования системы социального обслуживания и в то же время ограниченные финансовые возможности, можно поставить две задачи – изысканиедополнительных средствна оказание социальной помощи и внедрение новых форм и методов обслуживания.
Безусловно, для улучшения социальной работы необходимо укрепить материально- техническую базу социальных служб.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.
1. Конституция Российской Федерации –М.,Юридическая
литература,1996г.
2. Федеральный Закон РФ от 02.08.95г. №122-ФЗ
« О социальном обслуживании граждан пожилого
возраста»
3. Федеральный Закон РФ от 24.11.95г. №181-ФЗ
« О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации»
4. Федеральный Закон РФ от 10.12.95г. №195-ФЗ
« Об основах социального обслуживания населения
в Российской Федерации»
5. Комплексная программа мер социальной защиты
населения жителей Москвы на 1999г.- М.,1999г.
6. Сборник нормативных и инструктивных документов по
вопросам деятельности ЦСО в г.Москве – М.,1998,Агар
7.Сборник нормативных актов по социальной защите
граждан России – М.,1995,Брандес
8. Теория м методика социальной работы – М.,1995,под
ред.В.И.Жукова,Аспект –Пресс
9. «Деньги и благотворительность» - М.,1995,№4,Наука
10. «Исторический опыт социальной работы в Росси»-
М.,1994
11. «Работник социальной службы» – М.,1997,№2
12. Российская энциклопедия социальной работы-
М.,1997,ИСР,под ред. А.М.Пановаи Е.И.Холостовой
13. «Социальная защита» - М.,1998,№11
14. «Третий сектор» – М.,1995,№6
15. Уход за престарелыми на дому – М.,1998,Сострадание