Продолжение централизации государства



После время смуты страна была разорена, и в ней не осталось законного правительства. Россия была вынуждена создать постоянную армию и навести порядок в стране, а для этого необходимо было продолжать политику централизации государства. В результате войн в17 веке России удалось вернуть практически все земли(кроме Прибалтийских и Карельских)отторгнутых ей в результате интервенции начала века. Пределы России подошли к Крымскому ханству, Северному Кавказу и Казахстану. В 17 веке происходит развитие феодально-крепостнической системы. В результате массовой раздачи земель увеличивалось состояние дворян – класс на который опиралась центральная власть. Соборное уложение 1649г оформило систему крепостной зависимости. Констатировались наследственность крепостного состояния право землевладельца распоряжаться имуществом крестьянина. Правительство возложило на помещиков ответственность за выполнение принадлежащим им крестьянам государственных повинностей,
Вводился бессрочный сыск беглых и увезенных крестьян, запрещались крестьянские переходы.
Вообще в соборном уложение 1649г было узаконено усиление самодержавия. Уложение состояло из 25 глав и содержало около тысячи статей действовавших до 1832г.Любая критика церкви и богохульство карались сожжением на костре .Лица, обвиняемые в измене и оскорблении чести государя карались, а также бояр, воевод- подвергались казни, человек, обнаживший в присутствии царя оружие наказывался отсечением руки ,Строго наказывалось любое бесчестье, даже словом, если оно произносилось в присутствии царя, подчеркивалась
идея о божественном происхождении царской власти. Условный ритуал господствовал не только в сфере официального представительства, но и в быту. Регламентировалось все - от царской трапезы до отхода ко сну. Соборное уложение предусматривало несение различных служб, выкуп пленных, таможенную политику, положение различных категорий населения в государстве, предусматривалась возможность обмена поместиями, а также обмен поместия на вотчину, что сливало дворян и бояр в один класс. Соборное уложение ограничивало рост церковного землевладения, что отражало тенденцию подчинение церкви государству. В главе о “посадских людях” были ликвидированы “белые” слободы, их население включалось в посад. Все население города платило налоги государству. Запрещались переходы из одного посада в другой и женитьба на женщинах из другого посада. Горожане получали монопольное право торговли в городах. Крестьяне не смели права держать лавки в городах, а могли торговать только с возом в торговых рядах. А в 1667г российским правительством принят новый торговый устав, всвязи с которым иностранным купцам запрещалось вести розничную торговлю в пределах Российского государства. Рост производства обеспечил рост городов(225, без Украины и Сибири). В годы обострения социальных противоречий все прослойки господствующего класса сплачивались вокруг царя, что способствовало укреплению самодержавия и централизации управления. Российское правительство старалось вовлечь казаков в сферу своего влияния, оказывая им помощь деньгами, оружием, одновременно возлагая на них функции по обороне южных рубежей государства. В 1667г казаки впервые принесли общую для всех подданных присягу на верность. В 1679 - 1681г введено подворное обложение. Единица взимания налогов - крестьянский или посадский двор. В 1674г черносошным крестьянам запрещено записываться в дворянство. Изменился титул московских государей после воссоединения левобережной Украины с Россией”. Великий государь, царь всея Велики и Малыя и Белыя России самодержец” С 80х годов 17 века прекратился созыв земских соборов. Последний принял решение о воссоединении Украины с Россией в 1653г Абсолютизм не нуждался в сословно представительном органе..Правительство перешло к практике приглашения на совещания тех сословий , в мнении которых оно было заинтересовано. К ним относятся совещание с торговыми людьми в Москве в 1662г всвязи с финансовым кризисом (медный бунт); соборное деяние в 1682г отменившее местничество. УКАЗ О СОЗЫВЕ ПОСЛЕДНЕГО ЗЕМСКОГО Собора опубликован 18 декабря 1683г в связи с обсуждением вечного мира с Речьюпосполитой, но не состоялся всвязи с продолжением боевых действий.
В боярской думе присутствовали 89 членов из аристократического рода а в 1770 - 71 член ; их заменяли думные дьяки и дворяне. Однако боярская дума с 1638 по 1700г расширилась с 35 членов до 94.
Поэтому Алексей Михайлович создал при ней государственную комнату, а его сын Федор Алексеевич в 1681г расправную палату , состоявшую из узкого круга лиц, куда вносились предварительно обсуждаемые вопросы, выносимые на рассмотрение в боярскую думу. Была проведена реорганизация приказной системы - несколько приказов стали подчиняться одному лицу. На протяжении 18 века функционировало свыше 80 приказов, а к концу осталось 40. Численность приказов постоянно увеличивалась, т.к. появлялась потребность управлять новыми отраслями. В 1640г приказных людей - 837 человек, а в 1690г – 2739 человек. Новшеством в приказной системе было введение приказа тайных дел, который контролировал деятельность остальных приказов, и подчинялся не боярской думе, а лично царю. В 1650г введён счётный приказ. Организация контроля за средствами чиновников – ещё один из признаков абсолютизма. Также были предприняты попытки реорганизации армии: стали создаваться полки нового строя из “охочих” вольных людей – солдатские(пехота), рейтарские(конница),драгунские(смешанного типа). 100 крестьянских дворов давали 1 солдата на пожизненную службу. Эти полки собирались только на время войны. В армию стали приглашать иноземных офицеров. С целью централизации власти соседние уезды объединяются в “разряды” – военно-административные округа – прообразы петровских губерний. Создаются Белгородский, Смоленский, Тобольский и др. разряды. Главная их задача состояла в мобилизации сил неприятелю. Была усилена власть воевод на местах. Воеводами назначались отставные военные, многократно участвовавшие в походах, получившие ранения и неспособные вести военную службу.
Они заменили всех должностных лиц земских выборных органов (городовых, приказчиков, судных и осадных голов, губных старост). Земское управление сохранилось лишь в Поморье. Воеводу и его челядь оплачивало не государство, а местное население. Расширение связи с Украиной и греческим востоком требовало введение одинаковой церковной обрядности во всем православном мире. Церковную реформу взялся проводить патриарх Никон. Однако Никон стал доказывать, что “cвященство” выше “царства” , и что царь получает корону из рук патриарха – представителя Бога на земле. Церковный собор 1666г вынес решение угодное царю: патриарх Никон был сослан простым монахом в монастырь. Таким образом мы видим, что в 17 веке происходит высший этап централизации власти – становление абсолютизма. Российский царь, как и абсолютный монарх, правил опираясь на чиновничье-бюрократический
аппарат, постоянную армию и полицию, ему подчиняется церковь, как идеалогическая сила.