Формула 1

Королевские гонки… Ну согласитесь – ассоциации разные: начиная с тараканьих бегов и заканчивая скачками породистых лошадей. Но как выясняется, столь звучное название имеют, на первый взгляд, всего лишь кольцевые гонки, со смешными и несуразными машинами – ракетами, распространяющими на всю округу такой гул, что кажется, что началась Третья Мировая Война. Но вот если копнуть чуть – чуть дальше своего носа, то окажется, что всё не так просто. Посмотрите на трибуны – это же миллионы людей, размахивающих флагами с таким энтузиазмом, что порой кажется, будто в этом заключается вся их жизнь, а если ещё и знать, что расценки на билеты колеблются от 100 $ до 100 000 $, то это просто заставляет округлять глаза с в купе с многозначительным взглядом. Существует даже такое понятие – «Формульный туризм» - явление достаточно просто объяснимое оголтелым фанатизмом, при котором десятки тысяч людей путешествуют вслед за пелетоном ( вереницей всех машин, участвующих в гонке) из страны в страну, с одного автодрома на другой, совершают противоправные вылазки диверсантов с фотокамерой, зажатой в побелевших от волнения руках, чтобы сфотографировать любимца – гонщика, так сказать, в рабочих условиях и покупают различного рода символику «Формулы» (далее Ф1), цену которой иначе как «сверх дорого» определить невозможно. Но не стоит этих людей осуждать – достаточно просто как – нибудь попасть на показ этапа Ф1, транслируемый по телевизору, и выяснится, что посмотреть есть на что. Ну во – первых обилие красок – разноцветные автомобильчики (называемые, кстати, болидами), ярко – зелёная, аккуратно покошенная трава, контрастная трасса, с серебристым асфальтом и красно – белой, бросающейся в глаза, полосой безопасности по краям. А уж про буйство красок на бортиках и заграждениях я вообще молчу – реклама есть реклама, благодаря ей гонки превращаются чуть ли не в фиесту, синий дымок, вырывающийся из – под колёс болидов, визг тормозов – всё это захватывает сразу. После десяти минут просмотра уже начинаешь ловить себя на мысли, что желание помахать флагом уже превышает все естественные потребности. Но вот дальше становится совсем непонятно очень многое – от предназначения антикрыла на болиде, до появления жёлтых флагов. Ф1 это мир, в котором иное абсолютно всё, но попробуем разобраться. Данное руководство я думаю, вполне потянет на звание «толкового словаря Ф1».
Ну а начнём, конечно, с правил. Никаких особенных сложностей они не представляют, это не футбол, наверное, более простым видом спорта в отношении правил, может быть только какой – нибудь боулинг. Что ж, обратимся к международно утверждённому протоколу правил Ф1.

Правила Формулы 1.

Участники (команды)
Каждый участник (команда) должен сконструировать собственные шасси и представлять от себя во всех гонках сезона два болида и пилота. Любой участник, пропустивший гонку, должен уплатить штраф в весом размере, кроме тех случаев, когда его отсутствие на гонке было вызвано форс-мажорными обстоятельствами. Максимальное число команд, участвующих в гонке определяет FIA регламент (у каждой из команд по 2 болида).

Практика и квалификации
практика проводится для подбора настоек для предстоящего GP.
Квалификация проводится для определения стартовых мест на старте гонки.
Квалификация делится на 2 части. первая часть служит для определения порядка выхода пилотов на трассу во второй квалификации. Вторая квалификация служит для окончательного распределения стартовый позиций в гонке
Поул-позишн
Самый быстрый круг в квалификации дает пилоту "поул-позишн", т.е. наивыгоднейшую стартовую позицию в основной гонке. Каждому пилоты отводится 1 круг во время первой и второй квалификации.
Предел скорости в пит-стопе
В пит-стопе - 37 mph (60 км/ч) в течении квалификации. В течении гонки - 50 mph (80 км/ч) Хотя эта скорость может изменяться в пределах от 80 до 120 км/ч (50-74 mph) в зависимости от конкретной трассы.
Предстартовая подготовка
30 минут перед запланированным временем старта Ответвление от трассы к пит-стопу открывается, и машины выезжают на тренировочный круг и затем занимают свои позиции на стартовой сетке.
17 минут перед стартом Сирена возвещает о закрытии выхода из пит-стопа через 2 минуты.
15 минут перед стартом Выезд из пит-стоп закрывается. Любой машине, которая не покинула пит-стоп до этого времени, разрешается стартовать из пит-стопа после того, как весь пелетон проехал мимо пит-стопа на первом круге (т.е. после старта)
10 минут перед стартом Показывается сигнальная панель. Гудит сирена. Все, кроме пилотов, должностных лиц и техперсонала команд должны покинуть место старта. Замена колес и заправка запрещены до старта.
5 минут перед стартом Показывается сигнальная панель. Сирена. Одна из 5-ти пар красных огней гаснет. Начинается предстартовый отсчет. Все машины должны быть поставлены на колеса. Если машина не поставлена на колеса до этого времени, то пилот должен будет начинать гонку с конца стартовой сетки или же из пит-стопа.
3 минуты до старта Показывается сигнальная панель. Сирена. Остается гореть 3 пары красных огней. Пилоты должны занять место в своём болиде.
1 минута до старта Показывается сигнальная панель. Сирена. Горят 2 пары красных огней. Двигатели запущены. Техперсонал должен покинуть место старта.
15 секунд до старта Сигнальная панель. Сирена. Горит пара красных огней
Прерванный старт
Если водитель "заглох" перед стартом, то он должен поднять свои руки вверх и старт будет отменен. Машины уйдут на второй прогревочный круг, а водитель, который явился причиной отмены старта, будет удален с трассы и его позиция будет доступна другим. Сам он займет последнею позицию на старте или будет стартовать из пит-лейна.
1. Перед прогревочным кругом. Если старт должен быть прерван после закрытия пит-стопов и перед прогревочным кругом, то будут зажжены мигающие оранжевые огни на старте . Они будут гореть до того времени, пока не будет рассчитано новое время старта.
2. Перед стартовым сигналом. Если старт должен быть прерван после прогревочного круга но до стартового сигнала, также будут зажжены оранжевые мигающие огни. Они будут гореть до того времени, пока не будет рассчитано новое время старта.
3. После показа красного флага. Если гонка должна быть остановлена, то будут приложены все усилия, чтобы она началась снова в течение 20-ти минут после поднятия красного флага.
Действия машины безопасности (Safety Car (SC))
Вмешательство машины безопасности назначается Clerk of the Course. SC испльзуется только в тех случаях, когда участники гонки или должностные лица подвергаются непосредственной опасности, но обстоятельства гонки не позволяют ее остановить. SC выходит на трассу из пит-стопа. Все машины должны выстроится за ней. Делать обгон запрещено, пока SC находится на трассе и водителям указано следовать за ней. Пока SC на трассе, машины могут заходить в пит-стопы и присоединяться к остальным пока зеленый сигнал на выходе из пит-стопа не будет потушен. Машина, присоединяющаяся к гонки после захода в пит-стоп, должна на пониженной скорости догнать оосновную массу машин и пристроится за ними. Когда Clerk of the Course отзовет SC, она завершит круг с выключенной мигалкой. Когда SC покинет трассу, будут зажжены зеленые огни на старте и вывешены зеленые флаги на постах маршалов. Круги, завершенные за SC, засчитываются за круги гонки.
Остановка гонки
Гонка может быть остановлена из-за дождя или в результате несчастного случая.
Если гонка остановлена перед тем, как были закончены 2 круга, старт объявляется недействительным. Пилотам разрешается вернуться на стартовые позиции для повторного старта. Любой пилот, вынужденный на первом старте стартовать из пита или с конца сетки, может занять свою позицию.
Если закончено более 2-х кругов, но менее 75% от общего числа кругов и гонка остановлена, то она стартует снова с порядком машин, в котором они были на трассе перед подачей сигнала об остановке гонки. Длина трассы теперь будет на 3 круга короче того количества кругов, которое осталось проехать. В повторном старте могут принимать участие только те машины, которые стартовали во время основного старта. Машины могут быть обслужены прямо на старте или в пит-стопах.
Если завершено более 75% гонки и она остановлена, то она рассматривается как законченная. Порядок финиширования будет определяться по кругу перед подачей сигнала об остановке гонки.
Таковы основные положения незамысловатых правил. Но Ф1 это прежде всего конечно гонки интернациональные, касающиеся самых богатых стран мира – устройство чемпионатов дело не дешёвое, и более того, ужасно науко и трудоёмкое. Именно это и определяет тот список стран, которые имеют специализированные автодромы, готовые встретить этап Ф1 всего – лишь раз в году. Посмотрим на этот перечень повнимательней:

Кстати, что касаемо трасс. И тут есть свои ограничения. Вот например:
Протяженность трассы - минимальное число кругов, превышающее по своей протяженности 189,527 мили (305 км). Если 2-х часовой лимит времени будет исчерпан до того, как машины закончат гонку, клетчатый флаг будет показан лидеру того круга, на котором истекли 2 часа гонки, даже если намеченное расстояние гонки не было пройдено. SAP US Гран-При расчитано на 72 круга по 2,606 мили каждый - в сумме это 190,294 мили (306,235 км).
Но все эти трассы ждут гонщиков всего – лишь на один заезд в год, а ведь настройка, тренировка, внедрение новых технологий требуют постоянных испытаний болида на трассах. Именно для этого и существуют тренировочные автодромы, такие как: Фиорано, Херес, Зандвоорт, Ногаро, Мюджелло, Жюхай, Кьяами, Люрси – Левис, которые расположены преимущественно во Франции, Италии, и Новых Индустриальных странах Востока.
Ну а теперь поговорим о болидах. Не стоит отмечать, что по сложности своей «начинки» болиды сходны с космическими кораблями. Многое из того, что в них используется, со временем, переходит и в нашу повседневную жизнь. Как например ABS (антиблокировочная и антипробуксовочная система тормозов) впервые была опробована именно на Королевских Гонках, а теперь это уже атрибут любой выпускаемой сегодня с конвейера рядовой машины. Но давайте коснёмся строения болида более детально.
Вот рисунок иллюстрирующий изменения в строении, сделанные в 1998 году. А теперь цифры… Куда ж без них.
Ограничения по размеру болидов
Высота: не может превышать 37,43 дюйма (95 см).
Ширина: не может превышать 70,92 дюйма (180 см).
Минимальный вес: 1,322.76 фунтов (600 кг), включая водителя.
Максимальная ширина колес: передние 13,98 дюйма (35,5 см)
                                                   Задние 14,97 дюйма (38 см)
Минимальная ширина колес: передние 12,07 дюйма (30,5 см)
                                                   Задние 14,38 дюйма (36,5 см)
Максимальный диаметр колес 26 дюймов (66 см)
Вот. А при инструментальном осмотре выясняется вообще нечто трудно понимаемое и представляемое технически.
* Шины
На каждой покрышке для сухой погоды должны быть четыре круглозамкнутых борозды-углубления. Размеры углублений - 0,01 дюйма (2,5 мм) в глубину, 0,052 дюйма (14 мм) в ширину на поверхности, сужающихся до 0,04 дюйма (10 мм) к основанию.
- Производитель шин должен представить не более трех моделей шин для дождливой погоды с разным рисунком протектора на каждое Гран-При.
* Двигатель
Двигатель должен быть 3-х литровым (183 дюйма куб.) V10, четырехтактным с движущимися поршнями. Перегрузка и турбонаддув запрещены.
Основные части коленвала и распредвала должны быть выполнены из стали или отлиты из железа. Поршни, головки цилиндров и блоки цилиндров не могут быть составными конструкциями, использующими углеродистые и армидистые покрытия.
Мощность двигателей, используемых в Формуле-1 примерно 800 л. с.
Максимальное число оборотов в минуту примерно 18000
* Топливо
Топливо, используемое в Формуле-1 не этилированно и состоит из компонентов, из которых состоит обычное топливо, находящееся в свободной продаже. Перед использованием топлива участник должен представить его образец для анализа и одобрения FIA. Результаты анализов образцов, взятых в течение сезона, должны соответствовать результатам анализов образца, представленных перед сезоном.
* Электроника
Электронные приспособления, помогающие водителю, такие как контроль тяги и АБС - анти-блокирующая система, и тд.. Определяется текущем регламентом FIA.
* Трансмиссия
Использование автоматической коробки передач запрещено.
Число передних передач - от 4 до 7. Задняя передача также должна присутствовать.
* Подвеска
Все машины должны быть оснащены пружинящей подвеской.
Компьютеризированные "активные" системы подвески запрещены.
* Кабина
Пилот должен иметь возможность расстегнуть ремни безопасности, снять рулевое колесо и выбраться из болида (за 5 секунд) и затем установить обратно рулевое колесо. На все действия он должен затратить не более 10 секунд.

Ну и естественно, что при таком раскладе, стоимость одного болида выливается в кругленькую сумму. Порядка 15 000 000 $. Не слабо, ведь правда? Совершенно естественно, что ни одна компания в мире, ну за редким исключением, не сможет содержать такой затратный автопарк. Этим – то и объясняется такое сложное название команд – оно состоит из названий концернов, объединившихся под общей крышей пит – стопа. Информация, показанная в таблице быстро устаревает – от сезона к сезону список команд и пилотов изменяется – одни пилоты переходят в другую команду, или уходят совсем, а некоторые команды и вообще могут разориться. Так что будем считать эту информацию, о продолжающемся на момент написания реферата Гран – При 2004, всего лишь примером. Понятное дело, что за свою историю, начиная с 50 – х годов, Ф1 видела немало замечательных пилотов. Каждой команде соответствует свой цвет формы, болида, флага. У Ferrari это, например, красный, у McLaren Mersedes чёрно – белый.
Конечно, обилие иностранных, специальных слов это и есть главная трудность Ф1. Попробую дать определение некоторым из них.


Квалификация - часовая сессия во время которой пилоты могут проехать 1 быстрый круг. Лучший круг идет в зачет. На стартовом поле перед гонкой пилоты располагаются в соответствии с результатами, показанными в квалификации. В отличие от многих других гонок в современной Формуле-1 за победу в квалификации дополнительных очков не дают.

Кокпит - часть болида в которой располагается сам гонщик. Кокпит - это компромисс между безопасностью и комфортом. Пилоту должно быть максимально удобно, ведь кокпит очень тесен, а находиться там приходится не один час. При аварии кокпит
Классификация - список всех пилотов, финишировавших в гонке, а также не отставших от лидера больше чем на 5 круговдолжен максимально оберегать пилота.

Моторхоум - так называемый передвижной "дом на колесах" в котором во время гонки проживают гонщики и персонал команды.
 
Монокок - посадочное место пилота.
Оуверстир - болид вошел в поворот на слишком высокой скорости и продолжает движение боком.

Паддок - находится позади пит-лейна, место где располагаются моторхоумы команд, где гонщики общаются с прессой и т.д.
Пит-лэйн - участок трассы, по которой болиды подъезжают к боксам. По пит-лэйн нельзя передвигаться быстрее, чем с установленной скоростью (обычно 80 км/ч). Нарушивший это правило получает 10-секундный штраф.
Поул-позиция - по результатам квалификации определяется порядок, в котором пилоты уходят со старта. Позиция первого пилота называется поул.
Стоп-энд-гоу (Stop-&-Go) - наказание в размере 10-ти секундного простоя на пит-лейн без права дозаправки и замены резины.
Хэд-трик - выигранная квалификация, гонка, поставленный быстрый круг.
Шикана - резкий поворот или последовательность поворотов, предназначенных для замедления автомобиля.
Шпилька - поворот в 180 градусов.
Отдельно хотелось бы коснуться темы очень важной и значимой – это флаги.
Флаги - это своего рода дорожные знаки на трассе Формулы-1. С помощью флагов гонщику передается необходимая информация. 
Зеленый флаг показывается перед стартом.
Красный флаг - прекращение гонки, все пилоты должны вернуться на стартовое поле или в боксы.
Синий флаг показывается пилотам, к которым приближаются быстрейшие, обгоняющие их на круг.
Белый флаг  говорит гонщику, что болид, едущий впереди, движется с опасно медленной скоростью.
Желтый флаг обозначает опасность на трассе, обгоны запрещены, следует снизить скорость.
Полосатый желто-красный флаг говорит о том, что трасса залита маслом или начинается дождь.
Черный флаг вместе со стартовым номером гонщика заставляет его заехать в боксы, остановить болид и выйти из него. Непослушание карается крайне серьезными штрафами
Клетчатый флаг - гонка закончена.
Конечно, охватить огромный мир Королевских гонок в рамках одного реферата невозможно. Для того, чтобы детально разобраться в нём, нужно только одно – это интерес к этому виду спорта, желание понять его законы, представить его частью своей жизни. Формула 1 это огромная индустрия – равен ей по своему размаху, пожалуй, только мировой футбол. Это новые научные и технические исследования, это мастерство гонщиков, сложность управления и большие ставки, «High Stakes» - как говорят американцы. А нам остаётся только примкнуть к разукрашенной, пёстрой толпе на трибунах, и ждать каждый новый сезон, открывая для себя новое. И наслаждаться радостью известного и узнаваемого. Ну а сейчас по – моему пора сделать пит – стоп и обдумать всё выше написанное. Такой вот Хэд – Трик!

Список использованной литературы

1. www.f1-live.ru
2. www.f1world.ru
3. www.f1-news.ru