Учение о государстве и праве в западной Европе в период разложения феодализма


ВВЕДЕНИЕ
Эпоха возрождения была временем разложения феодальных устоев и рождения нового капиталистического строя. Кардинальные изменения этого периода коснулисьвсе областей жизни европейского общества. Новая система отношений в экономике формировала новую сословную структуру. Не устойчивое равновесие социальных сил(теряющего историческое значение дворянства и крепнущей, но не до конца оформившейся, буржуазии, подвергнутого резкому расслоению крестьянства и нарождающихсяпролетариев) сохранилось благодаря господству абсолютизма.
Складывалась новое мировоззрение. Достижение науки раздвигали горизонты познания и утверждали критериям истины - опыт. Гуманисты возрождали идеалыантичной и изучали современность, выработали новую концепцию человека. Неизмеримо возросло значение личности как носителя политического действия. Всеэто обусловило новый подход к проблемам политико-правовой науки.
1.Учение Н. Маккиавели о государстве и политике
Николло Макиавелли родился во Флоренции в 1469 г., принадлежал к древнему, но не богатому роду. По своим политическим симпатиям принадлежал креспубликанцам.
Хорошее (в основном, домашнее) образование воспитало в нем любовь к классической греко-римской литературы. В течение всей жизни его спутниками быликниги Цицерона, Плутарха, Тита Ливия. Университетское образование оказалось ему не по средствам, что, как полагают, сыграло свою положительную роль: освободилоего от влияния схоластической науки и позволило сохранить независимость суждений.
Макиавелли был талантливым человеком во многих отношениях - философом, историком, военным теоретиком, дипломатом и великим политическим мыслителем.Жизнь его волею судьбы была расколота на два периода - активной политической деятельности и писательского творчества.
В 1498 г. онбыл избран на пост секретаря Совета Десяти и занимал это место в течение 14-лет, вплоть до восстановления тирании Медичи в 1512 г..
Секретарь - это был довольно скромный пост не государственного деятеля, а чиновника, он не принимал решений, а давал советы. Но этот пост был оченьудобен для наблюдения, обеспечивая широкую осведомленность о состоянии дел. Тем более, что Макиавелли покровительствовали и доверяли пожизненный гонфалоньерреспублики (глав исполнительной власти) Пьерро Содерини.
Предмет занятия Макиавелли - внешние сношения, оборона. В течение всего времени он был часто уполномочиваем для дипломатических сношений: был 4 раза воФранции и 2 раза в Германии, был при дворе Итальянских монархов.
После падения республики политик пережил лишение все прав, тюремное заключение, долгое изгнание. Время ссылки было посвящено размышлениям о судьбахгосударства и писательскому труду, однако, он мечтал вернуться к политической жизни.
В пору военной угрозы он предложил проект обороны стен Флоренции, который был принят. Но когда в 1527 г. восстановилось Флорентийская республика, иМакиавелли выдвинул свою кандидатуру на пост канцлера, его не поддержали, спустя месяц Макиавелли умер.
Произведения Макиавелли
Характеризуя свои занятия, называл себя "историком, комиком, трагиком". Политическими идеалами пронизаны все сочинения великогоИтальянца, включая поэму: "О золотом осле" (1518 г.) и комедию "Мандрогора" (1518 г.). Но квинтэссенцияих содержится в трудах "О военном искусстве" (1519-1520 г.), "Рассуждения о первой декаде Тита Ливия"(1516-1517 г.), "История Флоренции". Однако обессмертило имя Макиавелли небольшая книжка "Государь"(1513 г.). В 1546 г. среди "отцов" Триденсткого собора был распространен мемориал, в котором было сказано, что "Государь"написан рукою "сатаны". В 1559 г. все сочинения Макиавелли были включены в первый "Индекс запрещенных книг".
Макиавелли прежде всего политик. Он пользуется методологией рационального политического анализа, решительно освобождается от догм католическойсхоластики. Политика для него - совершенно самостоятельная область знания, и он исследует его, исходя из реальности, из исторических фактов.
В основе теории лежит особое видение на природу человека:
Он заменяет концепцию божественного предопределения идеей объективной исторической необходимости и закономерности, которые он называет fortuna(судьба). Но судьба определяет не все, наряду с ней, считает Макиавелли, второй движущей основой политики является личная энергия, котораяпроявляется как сила, доблесть, предприимчивость самого индивида. "Чтобы не была потеряна свобода воли, - рассуждает он в "Государе", - можнополагать правдой, что судьба предопределяет половину наших действий, а другой половиной или около того, она предоставляет управлять нам. "Впротивоположность христианской доктрине Макиавелли отстаивает человека-борца, идущего наперекор судьбе "фортуна все равно, что женщина, и тот, кто хочетее покорить, должен спорить с ней и бороться, так как борьба требует битья ее и помыкания его".
Итак, можно сделать вывод, что человеческое поведение на 50% определяет фортуна (судьба) и на 50% вирту (доблесть, личная энергия).
Но он не идеализирует природу человека. Он ищет не совершенного устройства человеческого общества, а тех средств, которыми данный порядок вещейупрочняется и созидается. Эти средства должны быть сообразны с природой человека.
Исследование исторической и политической практики приводит Макиавелли к пониманию того, что определяет мотивы политической деятельности.Оказалось, что это реальные интересы, корысть, стремление к обогащению, которые определяют политическую деятельность. По его мнению, люди вообще злы и склонныпредаваться своим дурным наклонностям, всякий раз как представляется тому случай. Каждый правитель должен знать, что ряд людской неблагодарен,непостоянен, скрытен, труслив при опасности и жаден на прибыль. Кто будет полагаться на добрые качества людей, тот всегда будет обманут. С одним нравственнымсредством ничего нельзя достигнуть. Правитель, без сомнения, должен иметь в виду нравственную цель: общее благо. Но благая цельоправдывает всевозможные средства. Если нельзя действовать добром, надо решится на всякие злодеяния, ибо средний путь самый пагубный. Макиавелли не признаетобязанности руководствоваться в политике нравственными правилами, практическая цель - вот главное.
Отношение к религии
Религию Макиавелли рассматривает чисто прагматически, главным образом, с точки зрения служению государственным, политическим интересам,сплочения народа. "Религия и бог, - говорит он - были изобретены мудрыми людьми для того, чтобы убедить народ в полезности установленного строя. Важно,как ее используют: для воспитания рабской покорности или высоких гражданских качеств". Макиавелли критикует христианство запроповедование смирения, презрения к делам человеческим. "Религия требует от нас силы, чтобы мы были в состоянии терпеть. Такой образ жизни сделал мирслабым и отдал его во власть негодяям".
По-другому он оценивает языческую религию. Она воспитывала величие духа, силу тела, могущество человека, любовь к свободе. Кроме того,писал Макиавелли, католическая церковь держала и держит страну раздробленной. Захватив светскую власть, католическая церковь недостаточно сильна, чтобыобъединить Италию, но слишком сильна, чтобы помешать это сделать другим. Поэтому он приходит к выводу, что не политика должна быть на службе у религии,а религия на службе у политики - такой взгляд резко расходился с средневековыми представлениями о соотношении церкви и государства.
Учение о государстве
Макиавелли вводит один из ключевых терминов политической науки - "государство".Государство рассматривает как некое отношение властвующих и подвластных, наличие соответствующим образом устроенной, организованной политической власти,наличие юстиции, учреждение законов.
Происхождение государства. Сначала люди жили разрозненно, подобно животным: размножившись, они объединились, сделали самого храброго своим главой и сталиему повиноваться. Организованная совместная жизнь привела к сознанию того, что плохо и что хорошо. В соответствии с этим были установлены законы инаказания. Вместе с ними появилось правосудие. Поэтому при последующих выборах государя предпочтение стали отдавать уже не силе, а мудростии справедливости.
Борьба народа и аристократии
Макиавелли рассматривает государство в движении, зависящем от состояния борющихся сил. Он отмечает влияние социальной структуры и социальныхпротиворечий на политику и формы государства. По его мнению, формы государства, их эволюция и смена определяется борьбой народа иаристократии. "Массы не хотят, чтобы ими командовали и угнетали их, а знать стремится властвовать и порабощать народ".
Формы государства Макиавелли рассматривает в зависимости от числаправящих лиц (единовластие, правление немногих и правление всего народа) и цели и качества функционирования данных форм. В этом втором аспекте онвыделяет формы правления (монархия, олигархия и "распущенность"), в которых властители заботятся лишь о собственной пользе,попирают законы, игнорируют безопасность граждан и пренебрегают благом отечества.
Вслед за античными авторами он отдает предпочтение смешанной (из монархии, аристократии и демократии) форме, как наиболее устойчивой.
Именно смешанную республику он считал результатом и средством согласования стремлений и интересов борющихся социальных групп.
Макиавелли стремится опровергнуть общее мнение историков о порочности народа. "Многие утверждают, говорит он, что ничто не может бытьлегкомысленнее и непостояннее толпы, что в этом отношении княжеская власть стоит несравненно выше. Но это свойства принадлежат только толпе, не сдержаннойникакими законами; они еще в большей степени встречаются у князей, не знающих над собой сдержки. Народ хорошо устроенный и связанный законами, благоразумнее,постояннее, честнее и мудрея государя.
Поэтому если единоличный правитель лучше создает законы, устраивает новый строй и новыеучреждения, то народ лучше сохраняет учрежденный строй, его не подкупишь. От народа отличается знать. Честолюбивые устремления знати -источник беспокойства, но она нужнее. Из среды аристократов выдвигаются государственные деятели, должностные лица, военноначальники.Свободное государство должно быть основано на компромиссах народа и знати; суть "смешанной республики" в том и состоит, что система государственныхорганов включает аристократические и демократические учреждения, каждое из которых, выражая и защищая интересы соответствующей части населения, сдерживаетпосягательства на эти интересы другой его части.
Государству на период смуты нужен также диктатор, но кратковременно. Для восстановленной Италии нужна смешанная республика. Но!Италия раздроблена, на пути объединения два зла: феодальное дворянство - те, кто праздно живет, особенно вредны те, кто имеютзамки. Засилье дворян мешает возрождению Италии, поэтому их необходимо истребить.
Венецианская знать - это показная часть государства, так как у них движимый капитал, а это идет на благо республике.
Второй враг - католическая церковь. Она препятствует объединению Италии, так как в раздробленной стране правитьлегче.
Для выхода из бедственного состояния нужен принцепс (диктатор глава государства). Этой проблеме посвящено наиболее известноепроизведение Макиавелли "Государь" (в переводе "О принцепсе"). Здесь излагаются способы, которыми князь может приобрестиновое государство и упрочить в нем свое владычество. Многие видели в этом произведении противоречие с содержанием "О первых десяти книгах ТитаЛивия", где показывались средства для сохранения республики. Однако внимательное изучение обоих произведений показывает, что между ними нетпротиворечий.
В "Рассуждениях на первую декаду Тита Ливия" Макиавелли прямо говорит, что для создания и устройства новыхгосударств монархия лучше республики; для развращенных народов он считал монархию единственным возможным образом правления. Но и то, и другое вполнеприлагалось к Италии того времени, где народ, по мнению Макиавелли, был наиболее развращенный из всех, а между тем, необходимо было создатьцентрализованное государство. Макиавелли сознавал, что объединить Италию, освободить ее от внешних врагов может только князь.
В " Государе" он обращается к новому князю, способному объединить Италию, и дает ему советы.
Наука и искусство государственного управления
Поступки основателей государств должны оцениваться не с точки зрения морали, а по их результатам, по их отношению к благу государства.
"В делах судят по цели - достигнута ли она, а не по средствам - как она достигнута". "Пусть государь делает то, что нужно, чтобы победить иудержать государство, а средства всегда будут сочтены достойными, и каждый их одобрит".
Государства, писал Макиавелли, создаются и сохраняются не только при помощи военной силы; методами осуществления власти являются также хитрость, коварство,обман. "Государь должен усвоить то, что заключено в природе и человека, и зверя. Из всех зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисе. Лев боитсякапканов, а лиса - волков, следовательно, надо быть подобно лисе, чтобы обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков".
Политическому деятелю, заявляет он, никогда не следует обнаруживать своих намерений. Глупо заявлять, прося у кого-нибудь оружие: "я хочу тебяубить", сначала надо получить оружие.
Для укрепления и расширения государство политик должен уметь решаться на великие, виртуозные злодейства, подлости и предательства. В политикеединственным критерием оценки действий правителя государства является укрепление власти, расширение границ государства.
При всем том, учил Макиавелли, вероломство и жестокость должны совершаться так, чтобы не подрывалась верховная власть.
Отсюда вытекает одно из любимых правил Макиавелли в политике:
* · "следует или вовсе не обижать никого, или удовлетворить своей злобе и ненависти одним ударом, а потом успокоить людей и возвратить им уверенность в безопасности";
* · лучше убить, чем грозить, - грозя, создаешь и предупреждаешь врага, убивая, отделываешься от врага окончательно;
* · лучше жестокость, чем милосердие: от наказаний страдают отдельные лица, милосердие ведет к беспорядку, порождающему грабежи и убийства, от которых страдает все население;
* · правитель, неспособный к жестокостям, не сможет удержать власть. Лучше быть скупым, чем щедрым, так как щедростью всем не угодишь, и окончательно она обращается в тяжесть для народа, из которого извлекаются деньги, тогда как скупость обогащает казну, не обременяяподданных;
* · лучше внушать страх, чем любовь. Любят государей по своему усмотрению, боятся - по усмотрению государей, мудрому правителю рассчитывать на то, что зависит от него. Слово свое князь должен держать только тогда, когда это ему выгодно; иначе он будет всегда обманут коварными людьми;
* · политика требует подлости и хитрости. "Опыт наших дней свидетельствует, - пишет Макиавелли, - что великие дела творили как раз те князья, которые не считались с обещаниями, а действовали хитростью и обманом".
Пример: Глава знаменитой семьи Борджиа, папа Александр VI только то и делал, что обманывал, никто лучше него не мог давать заверения, подтверждая ихклятвами, и никто ему не верил, однако всегда преуспевал в обманах.
* · Все обиды и жестокости нужно учинять разом: "чем меньше их распробуют, тем меньше от них вреда; благодеяния полезно оказывать мало - помалу, чтобы их распробовали как можно лучше".
* · В политике вредно колебаться, недопустимость среднего пути.
* · Самое страшное - посягнуть на собственность людей." Быстрее забудут гибель отца, чем потерю наследства".
* · Если полководец выиграл войну, его надо удалить, а победу присвоить.
* · Если надо казнить много людей, надо доверить это одному человеку, а затем казнить его.
* · Идеалом государственного деятеля считал Герцога Романьи Чезаре Борджа.
* · С виду князь должен казаться носителем нравственных и религиозных добродетелей.
* · Чтобы правителя почитали, предлагает использовать ряд мер:
а) совершать необычные поступки и военные походы;
б) награждать и карать так, чтобы запоминалось;
в) защищать интересы слабого соседа;
г) заботиться о развитии науки и ремесел;
д) устраивать массовые праздники;
е) участвовать в собраниях граждан, сохранять достоинство и величие.
Указал три причины, по которым государи лишались власти:
* · первая - вражда с народом;
* · вторая - неспособность обезопасить себя от происков знати и соперников;
* · третья - отсутствие собственного войска.
Военно-политическая доктрина
Основой власти, согласно представлениям Макиавелли, служат хорошие законы и хорошее войско. Но хороших законов не бывает там, где нетхорошего войска. В то же время там, где есть хорошее войско, все законы хороши. Войско может быть трех видов: собственным, союзным, наемным. Наемное исоюзное войско мало полезно и опасно.
Лучше всего, когда государь лично возглавляет армию, так как война есть единственная обязанность, которую правитель не может возложить на другого.Мудрый князь всегда должен опираться на собственное войско, поэтому главная его забота должна быть военное дело. Кто пренебрегает военным ремеслом, тот всегдарискует лишиться власти.
Вывод: Заслуги Макиавелли в развитии политической теории велики:
* · он отбросил схоластику, заменил ее рационализмом и реализмом;
* · заложил основы политической науки;
* · выступил против феодальной раздробленности, за единую Италию;
* · продемонстрировал связь политики и форм государства с "социальной" борьбой, ввел понятия "государства"
Сформулировал противоречивый, чреватый злоупотреблениями и бедствиями, но вечный принцип "цель оправдывает средства".
2. Политико-правовые идеи реформации. Мартин Лютер и Жан Кальвин о государстве и праве
В первой половине XVI в. в Западной и Центральной Европе развернулось общественное движение, антифеодальное по своей социально-экономической сути,религиозное (антикатолицизкое) по своей идеологической форме. Целями этого движения являлось: перестройка взаимоотношений церкви и государства,"исправление" официальной доктрины римско-католической церкви, преобразование церковной организации. Это массовое движение против католическойцеркви получило название - РЕФОРМАЦИЯ. Главным очагом европейской реформации была Германия.
Начало Реформации положил профессор Виттенберского университета, доктор богословия - Мартин Лютер (1485-1546 гг.). 31 октября 1517 г. он прибилк дверям церкви свои "95 тезисов" с протестом против продажи индульгенции (святые совершили столько святых поступков, что можно оставшиесяпродавать церкви за "отпущение грехов".) Лютер был отлучен от церкви Римским Папой и подвергнут опале Германским императором, от смерти его спаслаподдержка германских князей.
Учение Лютера о вере
Опираясь на святое писание, Лютер доказывал, что вся иерархия католической церкви, монашество, большинство обрядов и служб не основаны на "подлинномслове Божем", "истинном Евангелие". Вопреки учению католицизма о необходимости совершать для спасения души различные обряды, делать взносыцеркви, Лютер, ссылаясь на послание апостола Павла, утверждал, что "человек оправдывается одной верой". Каждый верующий оправдывается личноперед богом, становясь тут как бы священником самому себе и вследствие этого не нуждаясь более в услугах католической церкви, только лишь Богу - существусовершеннейшему - обязаны люди (от Пап и князей до последнего крестьянина) повиноваться рабски. Никто из людей не имеет превосходство над себе подобными:сир ничем не отличается от мирян, все сословия одинаковы.
Лютер утверждал то, что отношение к религии, - дело совести христианина; источник веры - священное писание, "чистое слово божие". В немговориться: "Придут люди в черном и будут выдавать себя за Бога (монахи); говориться, что мы не носим у себя в поясе медь (деньги) т.е. там призыв кскромности церкви, а церковь богатеет, т.е. нарушается заповедь бога". Все, что находило подтверждение в текстах Библии, считалось непререкаемым исвященным; остальное рассматривалось как человеческое установление, подлежащее оценки и критики.
Отношение Лютера к государству
Одним из основных положений лютеранства является независимость светской власти от папства. Он, наставлял подданных быть покорнымимонархам, не восставать против власти и смиренно сносить чинимые ею несправедливости. Однако утверждал, что властвует целесообразно, управляетразумно тот князь (монарх), для которого власть на привилегия, а бремя возложенное на него богом. Христианский "управитель должен считать себяслугой, а не господином народа".
Задача светской власти - регулирование отношений между людьми, наказание злых и охрана благих. Духовенство не является каким-то особым"чином", независимым от светской власти.
Соотношение естественного и божественного права
Мирской порядок достигается благодаря опоре учреждений светской власти (государства, законов) на естественное, а не на божественное право (хотяестественное право в конечном счете производная от воли божьей), опирающейся на него, светской власти естественное право дозволяет управлять лишьвнешним поведением людей, и имуществом, вещами. Свобода души, область веры, внутренний мир человека находиться, по Лютеру, вне юрисдикциигосударства, за пределами действия его законов.
Бюргерская реформа в Германии послужила сигналом к всеобщему движению крестьян и городских низов. Лютер перевел на немецкий язык Библию, и это былудар. Крестьяне не нашли в ней ничего об оброках и податях; они требовали возвращения к практике раннего христианства не только в церковной, но и вобщественной жизни. Вспыхнула крестьянская война (1524-1526 гг.), которую подавили.
В лютеранство перешли часть городов Германии, скандинавских стран. После ряда решений договорились "чей князь, та и вер". Однако в 1529 г.католики добились на Шпэйерском съезде решения об отмене права князей решать вопрос о религии своих подданных. Несколько князей и представителей городовподали императору протест против этого решения. С тех пор приверженцев церквей и религиозных учений, созданных Реформацией, называют протестантами. Борьбакатоликов и лютеранством на территории Германии завершилась Аугсбурсгким религиозным миром (1555 г.), согласно которому лютеранство становилосьравноправной католичеству религией по принципу: "чья сторона, того и вера".
Жан Кальвин (1509-1564 гг.) - второй крупный реформатор. Основал в Женеве новую церковь, опирающуюся на демократически-республиканские принципы.Основной труд: "Наставление в христианской вере" (1536 г.). В этой работе описывалась община верующих, управляемая выборнойконсисторией, состоящей из пресвитеров (старейшин), проповедников и дьяконов.
Одной из центральных идей Кальвина была идея абсолютного предопределения - судьба каждого человека определена богом. Людибессильны изменить волю бога, но могут догадываться о ней по тому, как складываются у них жизнь на земле. Если их профессиональная деятельность идетуспешно, если они набожны и добродетельны, трудолюбивы и покорны властям, значит бог благоволит к ним.
Отсюда три черты Кальвинистов:
* · трудолюбие, прибыль в делах - признак предопределенности;
* · верность слову;
* личное хозяйство отделено от бизнеса, вся прибыль идет в дело. Быть максимально бережливым и рачительным хозяином, презирать наслаждение и расточительность (сами живут скромно).
Из идеи абсолютной предопределенности следовало, что благородство, происхождение и сословные привилегии феодалов не важны, ибо неими обуславливаются предизбранность и спасение человека. Таким образом, Ж. Кальвин сумел дать религиозными средствами мощный импульс процессу формированиябуржуазной социально-экономической практике. Вебер в своих работах утверждал, что от них пошел капитализм. В ХVI - ХVII вв. кальвенизм широко распространилсяв Швейцарии, Нидерландах, Франции, Англии, в ее североамериканских колониях.
В ХVI в. - религиозные войны. На Реформацию церковь ответила контрреформацией. Были усилены преследования инакомыслящих в католическихстранах, реорганизована инквизиция, учрежден "Индекс запрещенных книг" (официальный список сочинений, чтение которых влечетотлучение от церкви, мирянам запрещалось читать святое писание.)
Создается орден иезуитов (1540 г.) испанским дворянином Игнацио Лойолой. В папской буле назван "боевой отряд воинствующей церкви".
Иезуиты оставались в миру, носили гражданские платья.
Основные принципы: строгое подчинение, централизм, духовный контроль. Истина в том, что говорит церковь. Иезуиты боролись с реформацией черезправителей государств. Неугодных убивали. Возник даже спор, можно ли отравить монарха. Пришли к выводу - нет, так как отравленное вино он пьет сам, а это ужесамоубийство (грех). Надо другими способами.
Иезуитская мораль - как любое действие подвести к вещей славе божьей. У них были самые оборудованные университеты. Интриги иезуитов вызывалинегодование, они изгонялись из ряда стран, а их орден временами запрещался Ватиканом.
Вывод: Лютеранская реформация отвечала интересам бюргерства тем, что создала "дешевую церковь", князей - к ним перешли земли церкви имонастырей, укрепился княжеский абсолютизм. Реформация нанесла тяжелый удар католической церкви: протестантизм приняли в большей части Германия, Швейцария,Англии, Шотландии, Нидерландах и Скандинавии.
3. Учение Жана Бодена о государстве и праве
Жан Боден (1530-1596 гг.) - идеолог абсолютизма. Деятельность Ж. Бодена проходила на фоне трагических событий в истории Франции, связанных скризисом абсолютизма. Религиозные войны между католиками и кальвинистами (гугенотами), занявшие всю вторую половину XVI в. и отразившие по сутиожесточенную политическую распрю, обескровили Францию. Государству грозила военная интервенция.
Юрист по образованию, Баден был профессором университета в Тулузе, адвокатом в Париже, а затем королевским прокурором в Лионе. Он занимал компромисснуюпозицию между католиками и гугенотами, отстаивал веротерпимость и необходимость восстановления мира и правопорядка с помощью сильной королевской власти. Своипринципы рассмотрения политико-правовых проблем Баден впервые изложил в сочинении "Метод легкого изучения истории" (1566 г.).Он приступил к изучению государства и политики на основе обобщения фактов, с учетом национальных систем положительного права.
Государство, по Бодену, возникает независимо от воли Бога или людей под влиянием естественной среды (климат, почва и т.д.), их развитие отображаетнаука история. Поэтому история различных народов является лучшим внедрением в политику.
Представления о государстве и праве были систематически изложены Баденом в сочинении из 6 книг "О Республике" (De la Republigue)1576 г. Баден подробно исследовал сущность и устройство государства, представлял главным его признаком верховную власть.
Государство определяется как "правовое управление несколькими семействами и тем, что у них общее, по суверенной власти". Это определениеразбирается по частям:
1. Государство есть правовое управление, то есть что оно действует сообразно со справедливостью и с естественным законом. Этимоно отличается от шайки разбойников.
2. Семейство. Затем Баден переходит к другой части своего определения - к семейству. Есть правовое управление несколькимилицами и тем, что им принадлежит, под властью отца семейства. Семью Боден называет основанием государства. От прочности семей в конечном счете зависит иустойчивость самого государства. В семье выделяется три вида власти: супружеская, родительская и господская.
Супружеская составляет основу всякого человеческого общества, но жена не должна низводиться до уровня рабыни.
Отцовская власть - главный столб государства. Требует предоставить отцу право жизни и смерти над своим потомством. Таковы формы семейной власти.Но глава семейства, вступая в государство, подчиняется чужой воли: из господина он становиться подданным. Это превращение совершается насильственным путем,посредством покорения одних другими. Когда между людьми возникли войны, более сильные победили слабых и сделали их господами. Так основались государства. Иразум, и история показывают, что они произошли от насилия, а не от добровольного соглашения людей.
Критика института рабства. Рабство несправедливо, но оно и бесполезно, вредно, так, как раб не стремиться трудиться лучше. Рабство надоотменить, но постепенно, чтобы не было взрыва.
Но в то же время отвергает идею равенства граждан - по природе люди не похожи друг на друга; попытка уравнять их, то есть "насильственноподчинить природу своим предписанием". Частная собственность связана с законами природы, она цементирует семью, государство, поэтому он за частнуюсобственность.
Затем переходит к рассмотрению главного признака государства суверенитета, то есть "постоянного иабсолютного власть государства".
Суверенитет един, неделим, непрерывен и безусловен. Постоянствогосударственного суверенитета означает, что ему власть предоставляется на неопределенный срок; тогда только она принадлежит не тому, кто ее передал, атому, кто ее получил. Диктатор в Риме в период республики имел временные полномочия и потому не являлся сувереном.
Абсолютность власти состоит в том, что облеченное ей лицо может по своей волииздавать и изменять законы. Суверен стоит выше законов как собственных, так и своих предшественников, он не связан волей других субъектов политическогосообщества народа, церкви, сословных корпораций, империи, других государств (но, невправе отступить и должен подчиняться Божественному и естественномузакону). Его власть неограниченна никакими условиями. Боден делает одно лишь изъятие из этого правила.
Частная собственность основана на законах Бога, природы и общечеловеческихзаконах. Следовательно, суверен не может произвольно облагать людей налогами без их согласия: "ибо никто не имеет право брать чужое достояние без воливладельца".
Последнее спорно, так как верховная власть всегда имеет право облагать подданных налогами по собственному усмотрению, иначе ейпришлось бы спрашивать согласия у каждого налогоплательщика. Если же для взимания налогов требуется согласие народного представительства, то последнеесамо является участником верховной власти.
Единство и неделимость суверенитет Баден связывает с принадлежностью власти только одномусебе, лицу или органу. Непрерывность и безусловность суверенитета - может передать власть кому захочет.
Признаки суверенитета:
* · право издавать закон;
* · право войны и мира;
* назначение высших сановников;
* правосудие в последней инстанции;
* право помилования;
* чеканка монет;
* определение меры весов;
* взимание налогов и податей;
В зависимости от того, в чьих руках сосредотачивается суверенитет, Баден выделяет 3 формы государства.
Демократия - государство, в котором "все или большая часть граждан, как бы они не были организованы, обладают верховной властью надвсеми"
При аристократии "меньшая часть граждан обладает верховной властью над всеми вообще и над каждым в отдельности".
В монархии верховная власть принадлежит одному.
Стабильность различных форм государства Баден связывает с поощрением людей среднего достатка с помощью законов против ростовщиков, законов онаследстве, чтобы недопустить чрезмерного обнищания народа и концентрации богатств в других руках. Важно также не допустить раскола общества порелигиозным вопросам путем защиты свободы вероисповедания государством. Целесообразностьи прочность каждой формой правления зависит от исторических и природных особенностей стран и народов.
На севере живут народы храбрые, создавшие сильное войско, у южных народовразвит ум, поэтому там и процветают науки. На севере опорой правительства является сила, в средней полосе разум и справедливость, на юге- религия. Поэтому жители севера и горцы, как правило, создают демократии или выборные монархии; юга и равнин чаше создают монархии. Народы востока - ближе кюжным, запада - к северным.
Затем Баден рассуждает о преимуществах того или иного образа правления. Демократияи аристократию он отвергает, как неустойчивые формы. Симпатии Бадена на стороне наследственной монархии как формы, которая способна в условияхсмуты навести порядок, сплотить страну.
Монархия прямо отвечает природе суверенной власти, ее единству и неделимости (то есть он ее не делит ни с кем: ни с аристократами, ни снародами). Монархия законная или королевская - это государство, в котором подданные пользуются личной свободой и собственностью, повинуясь законаммонарха. Монарх - законам Божественным и естественным.
Баден ограничивал суверена от скатывания абсолютной власти к произволу "божественным", "естественным" и"человеческим" законами, общими для всех народов. Позитивное право, устанавливаемое суверенной властью, не должно противоречитьэтому праву. Таким образом, право частной собственности, право на индивидуальную семью, частную семейную жизнь является незыблемым требованием.Тем самым Баден отстаивает интересы восходящего "третьего сословия".
Даже Баден ставит традиционный вопрос: можно ли убить тирана ? Да, если нельзя привлечь к суду. Можно ли убить законного князя? Подданный не обязанповиноваться князю в том, что противоречит закону Божему или естественному, но он должен бежать, скрываться, терпеть смерть, но не посягать на его жизнь ичесть.
Лучшей формой государства для Франции провозглашалась королевскаямонархия. Верховная власть (суверенитет) в ней целиком принадлежала монарху, а управление страной (порядок назначения на должность)сложное, то есть сочетающее принципы аристократические (на ряд должностей, преимущественно в суде и войске, король назначал только знатных) идемократический (некоторые должности доступны всем).
Баден высоко оценивал деятельность Генеральных Штатов как органа, представляющего интересы духовенства, дворянства и третьего сословия,сдерживающего стремление верховной власти к произволу. Особенно ценна для Бадена прерогатива генеральных штатов давать согласие на налоги, вводимыекоролем, ибо никто не имеет право брать чужое достояние без согласия владельцев. Лишь в крайнем случае монарх может по своей инициативе налагатьподати для пользы Франции, но в случае злоупотребления Баден признает право за подданными на насильственное сопротивление в форме отказа платить налоги.
Исходя из разработанной им концепции суверенитета, Баден ставит вопрос о сложных государствах. Он различает два вида государственных соединения.
Федерации - суверенитет принадлежит только союзу в целом, а не отдельным частям (пример: Священная Римская Империя германской нации).
Конфедерация - каждый из членов, которой сохраняет суверенитет (Швейцарская конфедерация).
Вывод: главное положение теории Бадена сводиться к идее государственного суверенитета - абсолютной и постоянной власти государства, несвязанной законами. Провозглашенный суверенитет противостоит феодальной раздробленности и религиозной смуты.
4. Политико-правовые идеи утопического социализма
Томас Мор (1478-1535 гг.) вошел у историю как родоначальник утопического социализма нового времени.Родился в 1478 г. в Лондоне в семье богатого горожанина, закончил Оксфордский университет. В 18 лет поселился в монастыре, но обета не принял, женился изанялся адвокатской практикой. На этом поприще быстро добился успеха и признания лондонского купечества, был избран в парламент. В 1518 г. Морпоступает на службу к Генриху VIII и пользуется его расположением. Однако Генрих VIII вступил в конфликт с Римом из-за того, что папа отказалсярасторгнуть брак с его первой женой Екатериной Арагонской, сестрой короля Испании. Тогда Генрих VIII с согласия парламента и собора духовенства приступилк "верхушечной реформации", объявив себя главой англиканской церкви. Мор не одобрил это решение. В 1532 г. он сложил с себя полномочиялорда-канцлера и в июне 1535 г. был казнен по обвинению в государственной измене.
Главное произведение: "Золотая книга, столь же полезная как изабавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия" более известна как "Утопия" написана в 1516 г."Утопия" писалась в эпоху великих географических открытий, когда путешествия, новые земли были у всех на уме. Написана в форме диалога сРафаилом Гитлодея, который обнаружил неведомый остров Утопия. Названия и имена собственные в произведении Мора в переводе с греческого звучат иронично("Утопия" - место, которого нет, а имя "Гитлодей" означает пустомеля).
Книга делится на две части:
В первой части Гитлодей критикует современное общество, анализирует порядки, существующие в Англии. Началсяпроцесс "огораживания", превращающий крестьян в бродяг (Генрих VIII повесил около 3% населения Англии за бродяжничество). Английскоезаконодательство было кровавым, за любое воровство - виселица. Дается анализ и критика социальных причин преступности.
Корень социальной несправедливости Мор видел в частной собственности. Частная собственность разлагает общество, создает многоненужных профессий (ростовщик и т.д.), а рабочие нищенствуют.
Современное государство Т. Мор рассматривает как заговор богатых, они хотятобеспечить за собой неограниченное право собственности, а затем за возможно низкую цену заставить людей работать на себя.
Во второй части книги описываются учреждения и нравы жителей острова. Утопия- остров, находящийся около берегов Америки. Он имеет вид полумесяца, концы которого сближаются, образуя обширную гавань, удобную для отношений с другимигосударствами.
Устройство и управление Утопии
"Утопия" - своеобразная федерация из 54 городов (в Англии в это время также было54 города).
Для общих дел от каждого города посылаются по три депутата в Утопический Сенат. Он решает вопросы:перераспределения продуктов, рабочей силы, прием иностранных посольств и т.д.
Устройство и управление каждого из городов одинаково: в городе 6 000 семей; от 10 до16 взрослых. Каждая семья занимается определенным ремеслом (разрешен переход из одной семьи в другую). Каждый должен отработать два года в"сельскохозяйственной семье". А когда уборка - все приходят на помощь, т.к. сельскохозяйственный труд более трудный.
Управление городов основано на выборных началах. Каждые 30 семей избирают нагод филарха. Во главе 10 филархов стоит протофиларх (из числа ученых). Протофилархи города образуют сенат, возглавляемый князем. Князьизбирается филархами из 4 кандидатов, предложенных народом. Должность князя несменяема, однако, он может быть смещен, если будет заподозрен в тирании.
Остальные должностные лица избираются ежегодно. Их функция - наблюдение за соблюдениемзаконов и организация общественных работ, а также надзор за ними.
Важные дела представляются на обсуждение собранию всех должностных лиц, а иногда, и собранию народа (продолжительность рабочеговремени, количество продуктов, необходимых для общества, их распределение, избрание должностных лиц и заслушивание их отчета).
В Утопии производительный труд обязателен для всех, за очень редким исключением некоторых (философы, ученые). За этимнаблюдают филархи.
Рабочий день всего 6 часов, этого достаточно для удовлетворения всех нужд, так как нетпраздных людей (богачей, монахов, воинов, нищих) и никто не трудится для удовлетворения пустых прихотей (все носят одинаковую одежду, дома неперестраиваются без надобности, их меняют через 10 лет по жребию).
Все свои произведения семейства сносят в общие дома, откуда каждый берет, что хочет. На общий рынок сносят и съестные припасы,там их берут начальники, "заведующие общими обедами", но не запрещается обедать и дома, но этого никто не общее имущество делает,т.к. нет необходимости в этом.
Такое же существует и между городами: если у одного есть в чем-то недостаток, то он берет у другого без всякого вознаграждения.
Установив общее имущество, в семье утопийцы не допускают, однако, общих жен, т.е. семья моногамна (одна жена), царятпатриархальные нравы, оберегаются устои традиционной морали. Внебрачные связи наказываются. Развод разрешается с согласия обоих супругов и с разрешениясената.
О праве
Законов мало. В законах разбирается каждый.
На острове Утопия нет частной собственности, отменены деньги, сделки между частными лицами, царит полноеимущественное равенство, всякое проявление роскоши запрещено, поэтому споры между утопийцами редки и преступления немногочисленны.
Проблема наказания
Преступников не казнят, а присуждают к общественным работам (идея о том, что наказаниедолжно воспитывать). Утопийцы, совершившие тяжкое преступление, обращаются в рабство. Рабство - не пожизненное и не наследственное. Рабами становятсятакже осужденные на казнь преступники, купленные в других странах. Рабов заковывали в золотые цепи (чтобы воспитать презрение к золоту) и выполняютнеприятные работы (убой и свежевание скота).
О войне
Утопийцы гнушаются войны, стараются со всеми жить мирно, не заключая союзов, которые они считают лишними и подающими повод кобману.
Войны предпринимаются для собственной защиты или для отмщения за обиду, или дляизбавления других народов от тирании. Цель их - не завоевание, а единственно восстановление права.
В войско поступают только желающие, существует и наемное войска.
Войну стремятся вести хитростью, а не силой. С этой целью подсылают убийц к военачальникам противника.
Вывод: Утопия Т. Мора - это мыслительный эксперимент, как бы выглядело общество, если бы небыло частной собственности. Утописты ХVIII века отойдут от этого, будут уже искать философские принципы построения нового общества.
Томмазо Кампанелла (1568 - 1639 гг.). Идеи утопического социализма получилидальнейшее развитие в произведениях Томаззо Кампанелла.
Доминиканский монах Кампанелла был заключен в тюрьму за участие в подготовке восстания против испанцев в Калабрии (южнаяИталия). После заговора не был казнен, так как была еще одна статья - ересь, а это было подсудно церковному суду. В тюрьме провел 27 лет. Хороший астроном, сним даже советовался римский папа.
В 1602 г. написал "Город Солнца". В нем рассказывается о городе Солнца, который находиться где-то на экваторе.
Здесь нет частной собственности, все трудятся в соответствии со своими природными склонностями. Город Солнца- один большой город, основанный на общественной собственности.
Отношение к семье
Общность жен, а поэтому производственная ячейка - не семья, а мастерская (бригада). Все сверстники - братья, кто старше на 22года - отцы, кто младше - дети.
Город основан на технократии
Существует иерархия должностных лиц в соответствии со степенью знания. Ученые и лица, сведующие в какой-либо отрасли знания илиискусства, образуют централизованную иерархию должностных лиц.
Во главе города стоит верховный правитель - "Солнце" ("Метафизик"), самый умный на посту, пока не найдется более умный.
У него три помощника (соправителя): "Сила" (Пон) -ведает военными делами;"Мудрость" (Син) - ведает развитием науки; "Любовь" (Мор) - воспитание, сельское хозяйство. Они не перед кем не ответственны.Все должности пожизненны.
Коллегии высших должностных лиц подчинены лица, ведующие узкими специализациями.
Должностные лица: Верховный кузнец, Гончар, Скотовод, Агроном, Воспитатель ит.д. Совещаются 1 раз в 8 дней. Это и есть технократия, то есть правление "знающих".
Роль народа: каждые 2 недели созывается Большой Совет, где присутствуют, достигшиедвадцатилетнего возраста. Каждому предоставлено право высказываться о недостатках в государства. Обсуждаются все важные вопросы жизнигосударства. Обсуждаются кандидатуры должностных лиц, могут сместить любое должностное лицо.
Право
Законы немногочисленны, кратки и ясны. Тексты законов вырезаны на колоннаху дверей храма, где осуществляется правосудие. Процесс гласный, устный, быстрый. Для доказательства небходимо 5 свидетелей (т.к. ходят и работаютотрядом). Пытки недопустимы. Тюрем нет. Все по отдельности подсудны своей мастерской. Главный мастер может установить наказание:изгнание, нахождение без женщины, бичевание. Смягчить наказание могут три соправителя.
Идея казарменности
Все одеты одинаково, одежду меняют 4 раза в год. Ходят на работу и в столовую строем. Дома, квартиры - общие. Пища - одинаковая.
Рабочий день составляет 4 часа, в остальное время занимаются искусством, литературой.
Золото - это просто материал для посуды.
Рабства вообще нет.
Вывод: Произведения Т. Мора и Т. Кампанеллы не только первые произведениясоциалистической литературы нового времени, но и важная веха в истории политических и правовых учений, политические трактаты, выражающие отношение коснованному на частной собственности государству и праву, представления об основных чертах и задачах будущего государства. Они содержат принципиальноновое для своего времени решение ряда проблем политико-правовой теории, противостоящие тогда же возникающей буржуазной идеологии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одним из определяющих в средневековых политико-правовых теориях был вопрос о природе власти - божественной или земной. В ранний период политико-правовыеучения рассматривались, как правило, с позиции господствующего христианского мировоззрения; государство признавалось божественным установлением, а властьмонарха - божественной властью. В эпоху Возрождения политико-правовые представления освободились от "религиозной опеки", были созданыпроекты организации светского, единого, национального государства.
Плодотворный политико-правовой опыт и знания двенадцати веков, отличающиеся многообразием, получили развитие в Новое время.
Список литературы
1. Ильин И.А. Путь духовного обновления. Собр. Соч. в 10 тт., т. 1. М. 1993.
2. Керимов Д.А. Философские основания политико-правовых исследований. М. 1986.
3. Коваль В.А. Проблемы предмета и методологии общей теории права. Л. 1989.
4. Разумович Н.Н. Политическая и правовая культура. М. 1989.
5. Сергевнин С.Л. О соотношении политической науки, науки о государстве и правоведении. // Правоведение, № 6. 1991.
6. Темнов Е.И. О деидеологизации методологических подходов в историко-политическихи государственно-правовых исследованиях.// Государство и право, № 3. 1992.
7. Тихомиров Ю.А. Власть и общество: единство и разделение. // Советское государство и право, № 2. 1990.
8. Аристотель. Афинская политика. М. 1936.
9. Бартошек М. Римское право. М. 1989.
10. Античная культура и современная наука. М. 1985.
11. Асмус В.Ф. историко-фиолософские этюды. М. 1984.
12. Королева-Коноплянская Г.И. Идеальное государство и идеальное управление в политических учениях Платона и Аристотеля. М. 1992.
13. Крашенников Н.А. Индусское право, история и современность. М. 1982.
14. Утченко С.Л. Политические учения древнего мира. М. 1972.
15. Моммзен Т. История Рима. Спб. 1993.
16. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. МарксК., Энгельс Ф. Соч. Т. 21.
17. Вико Дж. Б. Новая наука. М. 1944.