Дзэн-буддизм
Дзэн – буддизм-это образ жизни и взгляд на жизнь, который нельзя свести к какой-либо формальной категории современной мысли. Это не религия и не философия, не психология и не наука.
Это образец того, что в Индии и Китае называют “путь освоения” и здесь дзэн-буддизм родственен даосизму, веданте и йоге. Будучи формой буддизма одной из систем Махаяны, учение дзэн делало акцент на методе, а не на доктрине. Так по дзэн, истина – непознаваема с помощью рассудочной деятельности и не выразимая словом. Дзэн-буддизм отрицает “слово” как средство передачи истины. Целый комплекс весьма своеобразных технических приёмов, призванных пробудить интуицию ( неожиданные прикосновения, щипки, толчки, удары кулаком или палкой ) использовался в процессе коллективных бесед учеников с наставником.
Главный приём, с помощью которого наставник добивался эффекта – ориентация на шок, так называемая шоковая терапия.
“Путь освобождения” не поддаётся положительному определению. Его можно описать лишь косвенно, указав чем он не является, подобно тому, как скульптор раскрывает образ, удаляя лишние куски мрамора или камня. В историческом отношении Дзэн является результатом развития двух древних культур : Китая и Индии и он носит скорее китайский, чем индийский характер.
С XII века Дзэн распространился в Японии и получил там поистине творческое развитие.
Дзэн-буддизм – это ценнейший дар Азии миру.
Дзэн связал своё происхождение как с даосизмом так и с буддизмом и так как он обладает ярко выраженной китайской спецификой, лучше начать или изучать его китайские истоки и на примере даосизма показать что такое “путь освобождения”.
Большинство затруднений и мистификаций, возникающих при изучении Дзэн связано с незнанием китайского мышления. И следовательно основная задача заключается в том чтобы найти и оценить различия в основных предпосылках мысли и в самом методе мышления. Именно эти клише, совершенно непригодные для таких явлений, как Даосизм и Дзэн, создают впечатление, что “восточный склад ума” представляет собой нечто мистическое, иррациональное и непостижимое. Но нельзя сказать, что эти чисто китайские и японские материи не имеют ничего общего с нашей культурой.
Благодаря исследованию Р. Х. Блиса, которые он опубликовал в книге “Дзэн в английской литературе” было показано, что основные прозрения Дзэн носят универсальный характер.
Основной причиной, по которой Даосизм и Дзэн являются загадкой для европейского ума – заключается в ограниченности представления европейцев о человеческом познании. Европейцы считают знанием, лишь то, что Даос назвал бы условным, минимальным, конвенциальным знанием:
“Мы не чувствуем, что знаем нечто до тех пор, пока не можем определить это в словах или в какой-нибудь традиционной знаковой системе, выражая их в математических или музыкальных символах. И такое знание называется конвенциальным, условным потому, что оно является предметом общественного соглашения (конвенции) – договорённости относительно средств общения.
По другому Дзэн называют Чань ( по японский).
Признаки отличающие Дзэн(Чань)– буддизм от других направлений буддизма трудно различимы.
Дзэн обладает вполне определённым и присущим только ему духом. Хотя само слово Дзэн ( дхиана ) означает медитацию, другие школы буддизма придают медитации больше значения.
Но характерной особенностью для Дзэн является то, что для Дзэн вовсе не обязательны упражнения в форменной медитации.
Принцип Дзэн : “ нечего больше сказать” – не оригинален также как и убеждение в том, что истина невыразима словами. Это было в Мадхьямике и в учении Лао-Цзы :
Знающие не говорят,
Говорящие не знают.
Дух Дзэн обладает определённой прямотой.
В других школах буддизма пробуждение (бодхи) представлялся чем-то далёким, почти сверхчеловеческим, достижимым лишь после многих и многих существований, полных терпеливого усилия.
В Дзэн же всегда присутствует такое ощущение, будто пробуждение – нечто вполне естественное, почти осязаемое, и которое может произойти в любой момент.
Если его трудно достичь, то лишь потому, что всё слишком просто. Та же прямота характеризует и методы обучения Дзэн : он указывает истину прямо и непосредственно, не отвлекаясь игрой в символы. Прямое указание ( чжи-чжи ) означает открытое выражение Дзэн с помощью несимволических действий или слов. Многим они могут показаться странными, а порой бессмысленными. В ответ на вопрос о природе буддизма учитель произносит какие-то пустые слова о погоде, о явлениях или производит обыкновенное впечатление (действие), внешне не связанное с философскими или духовными материями.
До середины династии Тан дзэн не достиг зрелости.
Ещё характерным признаком Дзэн является внезапное (мгновенное) пробуждение (дунь-у) без какой-либо предварительной подготовки, то следовательно предпосылки этого принципа надо искать в Индии.
Ланкаватара Сутра :
“Существуют как постепенные и внезапные (югапат) достижения просветления :
Очищение загрязнённых устоев или проекций ума
Внезапный переворот в глубинах сознания, при котором исчезает дуалистический взгляд на мир (паравритти)
Тогда сознание уподобляется зеркалу, мгновенно отражающему любые появляющиеся перед ним формы и образы.
По принципу Ваджрачхедика или Сутры Алмазного меча – “достигнуть побуждения равно тому что ничего не достигнуть”.
То есть если нирвана действительно возможна только здесь и сейчас, так что искать её – означает её потерять и следовательно постепенное приближение к ней вряд ли уместно. Достичь её можно только сейчас непосредственно.
Возникновение Дзэн вполне естественно объясняется знакомством Даосов и Конфуцианцев с основными принципами буддизма Махаяны.
И возникновение традиций, близких Дзэн, наблюдается почти сразу, как только прославленные сутры Махаяны стали известны в Китае.
Вималакирти Сутры оказала значительное влияние на Дзэн Вималакирти, отвечающий “громовым молчанием” – является любимой темой художников - дзэн-буддистов.
Основное значение этой сутры для Дзэн – состоит в том что совершенное просветление не противоречит занятиям каждодневной жизни, что высшим достижением человека является – “вступить в просветление, не истребив омрачения (клеша)”.
Такой взгляд импонировал и конфуцианскому и даосскому складу ума. В дзэн придавалось особое значение выражению буддийского духа в формально светских сферах во всех видах искусства, в ручном труде, в любви к миру природы.
Большую роль в развитии Дзэн сыграли две разработанные Шен-Чжао (384-414) молодой монах, один из лучших учеников Кумараджива, который был переписчиком конфуцианских и даосских текстов ), концепций : его взгляд на время и перемены и идея о том, что “праджня” - это “знание”.
“Прошлое- находится в прошлом и не проистекает из настоящего. Настоящее – находится в настоящем и не проистекает из прошлого ”.
По Дзэн : каждый момент жизни “содержит сам себя и неподвижен”.
Дзэн-буддистская “естественность” расцветает лишь в том, кто расстался с самоутверждением и самосознанием в любом виде. Но этот дух приходит и уходит как ветер, и учредить его или удержать абсолютно невозможно.
К 845-му году Дзэн-буддизм стал расцветать, но популярность почти неминуемо ведёт к снижению качества и превращаясь из неофициального духовного движения в стабильный общественный институт, Дзэн подвергался изменениям. Так, возникла необходимость в “стандартизации” его методов и в создании средств, обеспечивающих воздействие учителя на большие массы слушателей.
В этих новых условиях первой задачей стала проблема дисциплины.
Дзэн – суровая палочная дисциплина. Хотя Дзэн – и является эффективным методом освобождения, он в основном занят дисциплинарным режимом, который “закаляет характер”.
Дзэнский тип человека – прекрасен, насколько вообще могут быть прекрасными типы.
Это человек уверенный в себе, с чувством юмора, опрятный и аккуратный донельзя, деятельный без суетливости, и твёрдый как сталь, с тонким эстетическим вкусом, в них нет жестокости и их “на лопатки” уложить практически невозможно.
X-XI век – полоса процветания Дзэн , которая породила ощущение “утраты духа” и это дало толчок тщательному изучению термина дух.
Дзэн не так жесток, чтоб подвергать человека принципу : “не ешь, так как всё равно умрёшь” или “не чеши там, где чешется”.
Дзэн против иллюзорности, в частности против погони за добром, которая не влечёт за собой зло.
“Выбирать – абсурдно, ибо выбора нет”.
На первый взгляд может показаться, что Дзэн как фатализм отрицает свободу выбора, но это не фатализм, так как имеет место подчинение судьбе.
Так как подчинение судьбе подразумевает того, кто подчиняется ей, то тот кто подчинился оказывается беспомощной игрушкой в руках ситуаций и обстоятельств, а для Дзэн такая личность неприемлема.
Жизнь в Дзэн начинается с раздробления несуществующих целей : таких как - нет хорошего без плохого ; удовлетворение “Я” представляющей собой лишь идею ; забота о “завтра”, которое не наступает.
То есть это всё призраки –символы, которые только притворяются реальностью.
Стремиться к ним – всё равно, что попытаться пройти сквозь стену, на которой мелом нарисована дверь.
Дзэн начинается там, где уже не к чему стремиться, нечего приобретать.
Все трудности Дзэн состоят в повороте от абстрактного к конкретному, от символики к истине, и поэтому Дзэн выработал метод “прямого указания” именно для того, чтобы ткнуть монаха или простолюдина носом прямо в реальное.
Хотя Дзэн не предписывает действиям никакой определённой направленности, так как не имеет цели, ни мотивов, он не колеблясь обращается к тому делу, которое возникает перед ним как необходимое.
Сознание, функционирующее без затора, без колебаний между альтернативными ( мо-чжи-чу ) и в обучении Дзэн много места занимают упражнения, когда ученика ставят перед диалемой (выбором), которую он должен решить, не застревая на обдумывании и выборе.
И при этом реакция на вопрос должна быть мгновенной, как искра за ударом кремня или как звук после хлопка в ладоши.
В целом появление дзэн тесно связано с Махакашьяпой, который был одним из учеников будды.
Если верить историческим хроникам то Хуэй-нэн является основоположником дзэн и был шестым патриархом дзэн (638-713);первым патриархом был Бадхидхарма. Линия развития дзэн может быть прослежена в буддийской канонической литературе, нно лишь Хуэй-нэн выразил её в чисто китайской мысли.
Окончательное оформление дзэн-буддизма происходит в период с VIII-IX веках. В этот же период были разработаны правила поведения для монахов этого течения.
По правилам Дзэн человек должен был заниматься повседневной работой в поле, а в случае неподчинения человек был вынужден ложиться спать на голодный желудок. Махалнисттские тексты – были ключом к овладению техникой дзэн.
Первейшими считаются Ваджрачхедика (Алмазная сутра) и Махапраджняпарашита-хрдал - сутра (сердечная сутра), следом идут Гуань-инь Цзын (Сутра об Аволокитешваре), Ланкаватара Сутра, Сурантама - Сутра, Вималакирти-нирдеша, Юань-чю-Цзин (сутра о полном просветлении), Лю-цзю-тань-цзин (Алтарная сутра 6-го порядка).
Дзэн-буддисты высмеивают любые логические аргументы учеников, их ссылки на священные писания и авторитеты.
Дзэн открывает третий глаз – глаз мудрости.
Дзэн ничего не объясняет, не обобщает, не осуждает и единственной характерной чертой является следствие за фактами, а не за логикой.
Эгоцентризм – это главная преграда на пути к просветлению, то есть склонность человека оценивать факты с собственных позиций.
Задачи Дзэн вырисовываются прежде всего в дисциплинировании и реконструкции характера.
Д. Судзуки отмечает, что сатори – это и есть дзэн.
Всего существует 8 важнейших черт сатори :
Иррациональность, необъяснимость, непередаваемость, Интуитивное проникновение в сущность природы, Авторитетность сатори, которое трудно опровергнуть, не испытав этого состояния, Ощущение необычности состояния сатори.
Саттори не относится к моральным ценностям
Невыраженность сатори в цвете, запахе, звуке, образе. Судзуки отмечал, что сатори приходит в сером цвете, без запаха и в крайне непривлекательной обстановке.
При этом испытывается чувство восторга, как результат самоудовлетворения, при реализации чего-то неосознанного, подсознательного
Краткость, внезапность, мгновенность сатори
В результате логики человек искажает истинную картину бытия, а истинность бытия проявляется в единстве субъекта и объекта, в восприятии компонентов бытия без искажения их форм.
Основные краткие диалоги дзэн написаны в коанах.
С точки зрения дзэн, любой вопрос является абсурдным, так как тот, который спрашивает, искажает факт, извлекая его из единства бытия.
Ответ наставника столь же абсурден и появляется такое ощущение, что он отвечает невпопад.
Всего существует 1700 коанов.
По Судзуки противником дзэн является интеллект, стремящийся отделить субъект от объекта.
Чтобы появилось сознание дзэн, необходимо нарушить стремление интеллекта анализировать.
Одним из толкователей дзэн был Цзын-ми, который был пятой главой школы Хуань (*Аватамсака*) (780-841) ; он опирался на наследие древних выдающихся мыслителей этого направления, в том числе Ду-шуня, Фа-цзана, Чжэнь-гуаня.
Он рассмотрел 3 учения дзэн:
Первое учение
Учение о совершенствовании сознания и устранения иллюзий. Он говорит, что все должны знать, что заслуги и добродетели простолюдинов и мудрецов различны и внешние объекты ( вишая, цзин) и внутреннее сознание ( читта, синь) разделены между собой и ограждены друг от друга.
Следовательно надо поворачиваться спиной к объектам и созерцать своё сознание, приостанавливать и и уничтожать свои иллюзии.
Когда мысли больше не возникают, наступает просветление, в котором нет ничего не познанного.
Эта практика подобно зеркалу на которой есть пыль.
При очищении поверхности зеркала от пыли, поверхность зеркала очищается и не будет ничего, чего бы оно не отразило.
Второе учение
Учение полного отрицания и отсутствие опоры в сознании.
Это учение гласит, что все ничего не имеют в качестве своего основания. Они изначально пусты и успокоены, а такое отсутствие субстанциональности дхарм – вечно.
Но и мудрость, познавшая отсутствие также не может быть приобретена.
Всякое действие является заблуждением, а всякая истина является иллюзией.
Таким образом нужно постигнуть изначальное отсутствие вещей (бэнь лай у –ши ), сознанию будет не на что опереться в ментальном конструировании и оно тем самым избежит возникновения ложных представлений.
Это изначально и называлось освобождением.
Третье учение
Учение о непосредственном проявлении сознания и исторической природы.
Оно гласит, что всё множество дхарм, реальны они или пусты, есть не что иное как истинная природа (бхутататхата). Истинная природа не имеет свойств и не является причинно - обусловленной . Сознание, которое определяет умение говорить, возможность к действию, возникновению жадности, гнева, сострадания и терпения, и созданию благой и неблагой кармы и восприятию хорошего и дурного является природой Будды.
Познав эту небесную истину человек обретает естественность.
Следовательно невозможно, возбуждая сознание, совершенствоваться в пути, так как путь и есть сознание.
Нельзя, основываясь на сознании, вернуться к сознанию.
Не пересекая неблагое и не совершенствуясь пребывать в естественности – это и есть освобождение.
Природа сознания в дзэн как пространство, которое не возрастает и не умаляется.
Таким образом путь просветления заключается в приостановлении кармической деятельности и спонтанном осознании тождества с Буддой.
И чтобы достичь просветления надо достичь состояния “не-различения”, которое является условием следования по пути совершенствования и непривязанности, так как в этом состоянии исчезает всё неблагое и аффективное, в том числе и привязанность к просветлению.
И в заключение я хочу в качестве примера показать беседы наставника с учениками или другими персонажами :
Кто-то спросил :
-Чью мелодию вы, наставник поёте ? Последователем какой школы дзэн Вы являетесь ?
Наставник отвечал:
-Когда я был у Хуан-бо я трижды обращался к нему и трижды был избит.
Монах колебался.
Тогда наставник произнёс “кхэ”, потом ударив его палкой сказал : “В пустоту не вобьёшь гвоздя”.
Какой-то монах спросил :
-В чём состоит основной смысл Дхармы Будды ?
Наставник произнёс “кхэ”.
Монах низко поклонился.
Наставник сказал :
-Этот почтенный монах очень хорош как собеседник.
Наставник поднялся в Зал.
Монах ( его ученик ) спросил его :
-Как обстоит дело с лезвием меча ?
Наставник :
-Ужасно, ужасно.
Монах заколебался и тут наставник избил его.