Безопасность жизнедеятельности

Введение

Безопасность жизнедеятельности – изучает опасности и способы защиты от них человека в разных условиях его обитания.
Эколого-правовое регулирование взаимодействия общества с окружающей средой уходит своими корнями вглубь тысячелетий. В ходе эволюции одного из родов млекопитающих – рода Homo это взаимодействие приобрело несвойственный для других организмов характер, что связано со способностью человека не только применять существующие в природе готовые орудия труда (камень, палка), но и создавать новые и с их помощью целенаправленно воздействовать на природу.
Прообразом современных законов, направленных на охрану природы, можно считать запрет на уничтожение животных определенных видов, установленный в ходе развития одной из древнейших религий – тотемизма. Возможно это было связано не только с религиозными воззрениями, но и с экологической ситуацией, складывающейся в определенных регионах. Возникновение и развитие производства поставило общество перед необходимостью охранять от своего интенсивного воздействия не только некоторые видя организмов, являющиеся предметом охоты или собирательства, но и почву, воду, лес. Появление новых технологий и новых источников энергии влекло за собой необходимость защищать от загрязнения все новые компоненты биосферы.
Экологическое право.

Любые живые организмы, в том числе и человек, могут существовать в окружающей среде лишь при наличии определенных условий, обеспечивающих их жизнедеятельность. В свою очередь состояние самих условий существования во многом определяется жизнедеятельностью проживающего в них сообщества. Таким образом осуществляется обратная связь. В процессе развития человеческого общества деятельность его вызывала со временем изменения среды обитания, выражавшиеся в ее загрязнении, истощении или уничтожении некоторых видов природных ресурсов, в разрушении экологических систем или доведение их до аномального, либо кризисного состояния. Это не проходит бесследно для самого человека, для его здоровья. В такой ситуации необходимо регламентировать воздействие общества на природу, что осуществляется через специальную систему норм поведения – экологическое право.
Право – это совокупность обязательных правил (норм) поведения, установленных или санкционированных государством. Действие права всесторонне охватывает жизнь общества, включая экономику, политику, образование и т.д.
Экологическое право, также включенное в эту систему, представляет собой совокупность норм, «специфическим способом регулирующих экологические общественные отношения в целях достижения гармоничных отношений между обществом и природой в интересах людей, живущих на Земле».
Источниками любого вида права признаются нормативные правовые акты, регулирующие данный вид отношений. Это – законы, указы, постановления, нормативные акты министерств и ведомств и т.д., а также международные правовые акты.
Указ – нормативный акт главы государства.
Закон – нормативный акт, принятый высшим органом власти в установленном основным законом государства порядке.
Экологическое право способствует укреплению правопорядка, обеспечивающего сохранение природных богатств и естественной среды обитания человека, оздоровление окружающей среды в интересах настоящего и будущего поколений людей. Предметом правового регулирования являются особые отношения общества и природы в области природопользования, охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, отражающие внутренние и внешние связи объектов экологического права.
Экологическое правонарушение, как и любое другое, представляет собой противоправное деяние, совершенное путем действия или бездействия, нарушающее, в данном случае, природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей среде и здоровью человека. Специфика его заключается в том, что ответственность может наступать не только когда нанесен ущерб или причинен вред человеку, природной среде, народному хозяйству, но и тогда, когда совершен факт правонарушения, в результате которого не наступили тяжелые последствия, но создались предпосылки к их наступлению (например, загрязнение воздуха).
Субъектами экологического правонарушения являются юридические лица и граждане, достигшие определенного возраста.
Охрана окружающей природной среды и экологическая безопасность обеспечиваются соответствующим законодательством и реализуются через систему органов законодательной, исполнительной, судебной властей, государственные и общественные организации и объединения, граждан, участвующих в мероприятиях по охране окружающей среды и по обеспечению экологической безопасности.
Юридическая ответственность – это одна их форм принуждения со стороны государства, осуществляемая в соответствии с законодательством в целях обеспечения законности и правопорядка. Она наступает лишь в тех случаях, когда правонарушения доказаны в установленном законом порядке.
Дисциплинарная ответственность наступает в том случае, когда виновником является работник предприятия, нарушивший экологические правила в ходе выполнения его трудовых обязанностей. Она предусматривает такие виды взысканий, как замечания, выговор, строгий выговор, увольнение, которые применяются администрацией предприятия.
Материальная ответственность носит компенсационный характер. Субъектами ее могут быть как граждане или должностные лица, так и предприятия, организации. В зависимости от того, при каких обстоятельствах было совершено виновным экологическое правонарушение, при исполнении служебных обязанностей или вне их, материальную ответственность подразделяют на трудовую и гражданско-правовую.
Административная ответственность имеет надведомственный характер и в соответствии с Законом накладывается перечисленными в нем природоохранительными органами за экологические правонарушения, примерный список которых также обозначен в этом документе (например, за нарушения, связанные с нормами воздействия вредных факторов и др.)
Уголовную ответственность несут должностные лица и граждане за совершенные экологические преступления, которые обозначены в Законе и в Уголовном Кодексе РФ.
Экологическое право Российской Федерации.

19 декабря 1991 г. был принят Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды», который является комплексным и охватывает широкий спектр проблем, связанных с охраной природной среды и природопользованием. До принятия нового комплексного Федерального Закона РФ указанный рассматривается как основополагающий закон РФ в области охраны окружающей среды. В нем удалось избежать многих недостатков прежнего экологического законодательства и реализовать некоторые гуманистические идей. Экологические права и обязанности граждан представлены как в законе «Об охране окружающей природной среды» и Конституции РФ, так и в Лесном кодексе РФ, в Водном кодексе РФ, в Федеральных законах РФ «Об использовании атомной энергии», «О радиационной безопасности населения», «О животном мире» и во многих других нормативных правовых актах. Важным достижением современного экологического законодательства России является впервые осуществленное в нашей стране закрепление в Законе (ст. 11) и в Конституции РФ (ст. 42) права человека н а благоприятную окружающую среду и охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды. Это право должно обеспечиваться целым рядом мероприятий, включая контроль за состоянием окружающей природной среды, за предоставлением гражданам реальных возможностей проживать в условиях благоприятной для жизни и здоровья природной среды, а также социальное и государственное страхование граждан и т.д. Здесь же закреплено еще одно право граждан – право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическими правонарушениями. При этом отмечается, что возмещение должно быть проведено в полном объеме.
Конституция РФ (ст. 42) и Закон (ст. 12) гарантируют гражданам право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, которой обладают специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды. Непредоставление такой информации, за исключением ситуации с ограничением доступа, а также выдача недостоверной информации и состоянии окружающей среды могут быть обжалованы в суде в соответствии с Законом РФ от 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации».
Для охраны от загрязнений водоемов, населенных пунктов, лечебно-оздоровительных зон и других территорий определяются нормативы санитарных и защитных зон.
Для того, чтобы предупредить негативное влияние деятельности предприятий и хозяйств на экологическую безопасность общества, на окружающую среду, Закон от 19.12.91 (ст. 35-39) предусматривает обязательное, научно обоснованное, независимое вневедомственное проведение Государственной экологической экспертизы, причем до принятия решения о реализации объекта.
Регулярный контроль за состоянием окружающей среды, здоровья людей и прогноз на основе полученных данных осуществляет Единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ), действующая в соответствии с Законом "Об«охране окружающей природной среды», начало созданию которой было положено в Постановлении Правительства РФ от 24.11.93 «О создании Единой государственной системы экологического мониторинга».
Численность населения планеты с течением времени неуклонно увеличивается. Особенно бурно этот процесс развивается в ХХ веке. Возрастает и потребность человечества в продуктах питания. В этих условиях явилось вполне закономерным применение в сельском хозяйстве веществ, способствующих росту продуктивности полезных для человека видов организмов, а также позволяющих бороться с вредными для развития и роста этих видов насекомыми и растениями, или дающих возможность с меньшими затратами труда и средств производить их обработку. К сожалению, при неумелом или безответственном обращении с такими соединениями (удобрениями, пестицидами, гербицидами, дефолиантами и т.п.) может быть нанесен существенный вред окружающей природной среде и здоровью человека. Чтобы обезопасить от этого население и природу, принят ряд законодательных актов.
Земля и ее недра, водные ресурсы, атмосферный воздух, животный и растительный мир составляют основу жизнедеятельности человека.
Земля является многофункциональным объектом природоохранного законодательства. Поэтому все земли сельскохозяйственного назначения, лесного фонда, водного фонда, запаса, земли, предназначенные для населенных пунктов, промышленных предприятий, транспорта, связи, обороны, энергетики, космического обеспечения и иного назначения, особо охраняемые территории.
Международное экологическое право.

Сохранность биосферы Земли, испытывающей огромное антропогенное воздействие, в состоянии, пригодном для проживания многочисленных видов организмов, включая человека, может быть достигнута только «всем миром», т.е. при обязательном сотрудничестве государств в этом вопросе. В статье 92 Закона от 19.12.91 г. отмечается, что «Российская Федерация исходит в своей политике в области охраны окружающей природной среды из необходимости обеспечения экологической безопасности и международного сотрудничества в интересах настоящего и будущего поколений». Главным принципом международного права стал принцип добросовестного выполнения международных обязательств. Сближению экологического права России с экологическим правом других стран способствует вступление Российской Федерации в Совет Европы в 1996 г.
Международное право, касающееся охраны окружающей среды, сформировалось сравнительно недавно, но продолжает интенсивно развиваться. Субъектами его являются государства и международные организации, а одним из главных источников – договор.
В 1995 г. был принят Федеральный закон РФ «О международных договорах РФ», в котором закреплено, что они «наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с Конституцией РФ составной частью правовой системы РФ».
Если международным договором, подписанным Российской Федерацией, установлены иные правила, чем предусмотренные законом РФ, то применяются правила международного договора.
В настоящее время во всем мире ведутся исследования и работы по охране окружающей природной среды. Этому способствует становление и развитие экологического законодательства, происходящие в большинстве стран. Законы, касающиеся сбережения ресурсов, охраны некоторых компонентов природной среды, принимались и раньше (Закон Тейлора о пастбищном животноводстве, США, 1934 г. и др.). Однако именно во второй половине ХХ века состояние окружающей природной среды стало внушать такую тревогу, что возникла необходимость уделять проблеме особое внимание. Каждая страна идет своим путем, но о наличии общих для всех экологических проблем свидетельствуют даже названия законов, которые принимались в них по мере необходимости. Например, законы по контролю за загрязнением воздуха и за уровнем шума в Японии существуют с 1968 г., а в США Закон о чистом воздухе был принят впервые в 1963 г. (новая редакция 1990 г.), Закон о борьбе с шумом – в 1965 г. Во Франции первый закон, направленный на борьбу с загрязнением воздуха, п ринят в 1961 г. и т.д. Много внимания уделяется во всем мире состоянию гидросферы, что отражается в каждой стране, как правило, не в одном, а в нескольких законодательных актах. Среди них можно отметить Закон о воде 1964 г. (Франция), Закон о водных ресурсах 1962 г. (новая редакция 1987 г., Финляндия), одноименный закон, вышедший в Испании в 1986 г., Закон о качестве водных ресурсов 1965 г. (США). Общий закон о борьбе с загрязнением, в котором много места отводится водным ресурсам, вступил в силу в Норвегии в 1983 г. Необходимость осуществления системного подхода к решению задач, связанных с охраной окружающей среды, нашла отражение в принятии многими странами комплексных законов. Например, в Японии Закон об охране окружающей среды заработал с 1967 г. (редакция 1972 г.), в Германии Закон об охране природы и ландшафтном планировании – с 1976 г. Подобные законы приняты в Венгрии (1976г.), в Польше (1980 г.), в Мексике (1982 г.) и в других странах. В США к числу общих законов относятся Закон о национал ьной политике в области окружающей среды (1969 г.) и Международный закон об охране природы (1983 г.). В Японии Закон об охране окружающей среды появился в 1967 г. (редакция 1972 г.), а с 1969 г. там заработала Национальная программа помощи тем, кто пострадал вследствие загрязнения окружающей среды. Список примеров можно продолжить. В заключение следует отметить, что Российское экологическое законодательство по некоторым позициям уступает зарубежному, но в ряде случаев нормативные требования к окружающей природной среде (например, ПДК ЗВ в атмосферном воздухе, в водоемах) являются более высокими, что должно способствовать улучшению экологической ситуации в Российской Федерации.
Заключение.

Для рационального использования природных ресурсов и максимального снижения отрицательного влияния различных факторов на природу необходимо знать как устроена природа, по каким законам она развивается, как природа и ее составляющие реагируют на антропогенное влияние и какие предельно-допусти-мые нагрузки может выдержать окружающая человека среда. К этому можно доба-вить еще ряд вопросов, каждый из которых отражает множество проблем, связан-ных с экологией, охраной окружающей среды (ОСС), безопасностью жизнедеяте-льности (БЖД) и природопользованием (ПП). Решить проблемы сохранения приро-ды можно только лишь разобравшись в их сущности. Кроме того, необходимо знать предмет, задачи, методы, специальные понятия, термины и определения ука-занных областей научного знания, между которыми много общего и специфичного. Тесная связь между ними обусловлена следующими обстоятельствами: общим характером изучаемых проблем; тем, что каждая из них в той или иной степени относится и к естествознанию, и к гуманитарным, и к социальным наукам; все они, в конечном счете, непосредственно связаны с жизнью человека.


Список использованной литературы:

1. Петров В.В. Экологическое право России. М., 1995.
2. Основы экологии, безопасности жизнедеятельности и охраны окружающей среды: Учеб. Пособие/ М. Д. Гольдфейн, Н.В. Кожевников, Н. И. Кожевникова и др.; Под. Ред. проф. М.Д. Гольдфейна – Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 2000.
3. Управление природоохранной деятельностью в Российской федерации/ Под ред. проф. Ю.Б. Осипова, доц. Е.М. Львовой. М., 1996.