Шпоры по экологии
Основные глобальные экол пробл: 1демо графич. Кризис 2глоб загряз окр ср- атмо сферы гидро лито. 3массовое сведение лесов 4пробл земельного фонда и опусты невание земель 5истощение азонового слоя 6парниковый эф 7кислотные дожди 8ядерные ипытания конфликты и катаст рофы 9нарушение энергетического обмена и глоб клим изменения на пла- те
Причины глоб эк проблем: 1демогр криз ис 2рост добычи переработки потребл-я прир рес 3рост пром произ-ва 4рост и развитие с/х 5духовный криз человеч об-ва. Глав загр отр: 1энергетика дает 27% загр окр ср, пр-во и потр энергии удваива ется каждые 12-15лет. 2черная метал лургия 24% 3автотранспорт 13% 4строи тельство и пр-во стройматер-в 12% 5цветная металлур 10% 6хим пром-ть 1,3. 7остальные 12,7%
Основные направления решения эк проб: 1увеличение доли альтернат источников энергии 2внедрение безотходных спосо бов добычи сырья 3разработка и внедре ние малоотход ных и безотходных техно логий перерабортки сырья 4использова ние замкнутых сис-м водоснабжения 5использование вторичных ресурсов (быт отходы,мет,пластмасса) 6очистка стоков, выбросов в атмосф. 7рекультивация земель(восстановл)
Экосис-мы и их фун-е. Биосф и её границы. Термин биосфера введён австр ученым Зюсом в1875. Обозначал простр-во вкл атмо-, гидро-, и литосферу в кот встреч жипвые организмы. Вернадский создал науку под названием «биосфера». биосф принято называт не только простр где существ жизнь но и где она сущ-ла раньше. Границы: в атмосф-до h=20-30км,вся гидросф и часть литосферы
Св-ва живого вещ-ва:Термин ж.в. введен Вернадским, под ним пони мается совоку пность живых орга- низмов, хар-ся массой энергией и взаимосвязями. Вещ-во неживой прир-ды относится к костным(минералы) Ж.в. составл 0,01% от m всей биосферы(2см). Св-ва: 1спо собность быстро занимать всё свободное прос транство 2перемещение,не только пассивное(Fприт) но и активное (против Fприт) 3устойчивость при жизни и быст рое разложение после смерти. Сохраняет физико-химич активность 4адапта ция к различным условиям и благодаря этому освоение неблагоприятных сред жизни 5высокая V протекания реакций 6высокая Vобновления вещ-ва
Функции «ж.вещ-ва»: 1энергетическая-связана с запасанием энергии в процессе фотосинтеза, передачи её по цепям питания,рассеивания 2Газовая- способно сть изменять и поддерживать опред газо вый состав ср обитания 3Окислительно- восстановительная –влияние жив органи змов на окисл и восст 4Концентрацион ная- способность организмов концентри ровать в телах рассеяные химич элем-ты, образование известняков рудных место рожд. 5Деструктивная –разрушение орга низмами и прод-ми их жизнеде-ти в том числе и после их смерти как самих остат ков органич-го вещ-ва так и костных в-в(грибы бактерии) 6Транспортная –пере нос энергии и вещ-в в результ перемещ в простр-ве 7Средообразующая –объедин яет ф-и перечисл выше. В глоб масшт в результ этой ф-и сформир вся приро дная ср 8Рассеивающая –проявл через питат-ю и транспортную деят-ть, приводит к рас сеиванию вещ-в при выделении экскриме нтов гибели организмов 9Инфармацион ная –жив организмы накаплив опред инф-ю закрепляют её в наследственных структурах а затем передают послед поколениям
Экосис и их фун-е.Понятие об экосис и биогеоценозе. Экосис –основная таксоно мическая единица экологии.Под экосис понимается любое сообщество живых существ и ср их обитания, объединенных в единое функциональное целое. На ряду с понят экосис вэкол широко использ близкие по смыслу биогеоценоз или биоценоз. Понятие биогеоценоз обычно применяют к сухопутным экосис-м содерж растения. Кажд биогеоценоз можно назвать экосист но не кажд экосис можно считать биогеоценозом. В наст вр термины экос, биогео, биоцен употребл как синонимы. Основные св-ва экосис проявл в способности осуществлять: кругооборот веществ, противост внешн воздействиям, произ-во биологической продукции. Экосис подразд на: 1микроэкосис (небольшой водоём, ствол дерева) 2мезоэкосис(лес) 3макроэкосис (океан континент) 4глобальн экосис(вся биосф)
Организация экосис-м. Экосис-мы сост из 2х блоков: 1живые организмы (биоценоз) 2факторы среды (биоток, экоток). Экоток –хар-ся след ф-ми: t влажность роза ветров состав атмосф почвы воды, интенсивность солнечн излуч, периодичность и амплитуда изменения этих параметров. Все эл-ты биогеоцен связаны м/ду собой. Связь м/ду эл основн усл жизни организмов и их сообществ. Благодаря им осуществ питание, регулир-ся численность, происходит кругооборот вещ-в и передача E.
Пищевые взаимосвязи в экосис-х. По особенностям питания живые организмы разделяются на 3формы: продуценты (раст) консументы (жив- отные) редуценты(бактерии грибы). Продуценты –жыв орг способные синтезировать органич вещ-во из неорганич составляю щих используя E солнца. Доля продуцен тов от m всех живых орг-в биосф 95% (созд пищу) Консументы –живые сущест ва потребл органич вещ созданные проду центами. По типу источника пищи консументы разделяются на: первичные-фитофаги,питающиеся раст и вторичные –употребл в пищу первичных –плотояд ные. Редуценты –относятся организмы гетеротрофы кот мертвое органич вещ-во разлагают до неорганич составляю щих.
Оценка возд технич объектов на окр ср. Цели и задачи. 1предотвращение деграда ции окр ср 2обеспечение эколого-экономической обоснованности хоз-го развития 3восстановление нарушенных природных экосистем 4создание благо приятных условий для жизни людей. Проведение ОВОС должно базироваться на след принципах: 1комплексность –одновременный учёт технич, экологич, экономич-х и социальных объектов. 2учет региональных особенностей 3учет исторических, культ и этнических интересов населения 4учет перспективы соц-экономич развития региона.
Этапы проведения ОВОС.:1Разработка концепции намечаемой деят-ти. Рассматрив-ся следующие задачи: выевляется возможность дополнительтой антропогенной натрузки на окр ср. Опре деляется доступность сырья и энергии. В намечаемой деят следует учитывать: ифраструктуру района альтернативные источники сырья вторичные материаль ные ресурсы. Док-уведом ление о намерениях. 2Определение воздействий на окр ср Количественная оценка возд проводится по следу ющим показателям: интенсивность выбросов, концентрация (пдк), продолжительность. Док- заявл о возд на окр ср. 3Выявление экол-х после дствий. Критерии оценки социальных последствий: здоровье населения и его безопасность, возможное переселение в др районы, изменение привычных усло вий жизни, смена традиц-х форм занято сти. Док –протокол общественных слушаней. 4Корректировка пректа. Уточ няются прогнозы по наиболее значимым возд на окр ср. Проводится мониторинг. Док –скорректированный прект. 5Подго товка заявления об экологич-х последст виях. Оформляется отдельным докумен том. Вкл результ всех этапов, хар-ка экол последствий на окр ср, здоровье людей, условия их жизни. Обязат-во заказчика по обеспече нию экол безопасности. Д –заяв об эк посл.
Экол паспорт природопользователя. Назначение. Содержание. Носит рекомен дательный хар-р не отменяет и не заменяет др нормативные докум. Решение о целесообразности ведени паспорта остаётся за прир польз-м. Экол пасп- док содерж информ-ю об уровне использования природопольз -м ресурсов и степени воздействия его производств на окр пр ср. Приро допольз-ль- юрид лицо осущ-е на территории РФ независимо от формы собст-ти хоз или иную деят-ть с использ прир рас, и оказывающее возд на окр пр ср.
Эк мониторинг. Монитор ср обит- называют изменение опред параметров ср об выполняемые по опред программе с целью выявл их влияни на окр ср. Эк мо ниторинг- комплексная сис-ма наблюд за состоянием окр ср, оценки и прогноза изменений сост окр ср под возд прир и антропогенных факторов. Цели м: 1определение хар-ра изменения значений параметров хар-х бжд чел за большие промежутки времени. 2определение взаимосвязи парам-в хар-х бжд чел с хар-м и интенсивностью производст-ой деят-ти чел в регионе стране итд. Виды монит: 1по масштабам проведения: регион наци ональный трансграничный глобальный. 2по видам измеряемых параметров: м химич загрязнений, радиационно-экол м, биологический. Фоновый мониторинг- в ходе ф.м. определяют изменение сост экосис-мы под влиянием естественных прич Для получ достовер информ о возд того или иного антропогенного параме тра на экосис проводят несколько видов монит-га. Методинамическое обеспече ние мон-га вкл в себя разработку единых для всей страны методик по провелению замеров и обработки результатов. Метрологическое обеспечение- заключ в определении типа и класса приборов для проведения замеров. Программное обес печение м-га заключ в формулировке единой программы проведе-я замеров и обработки результатов. Нормативное об-е- сис-ма ГОСТов, СанПиНов, методик. Организационное об-е- вкл законодат-е нормативные акты, регламентирующие порядок предоставления результ-в м-га, использование результ-в, порядок прове дения измерений, порядок финансиров-я
Экол экспертиза объектов. Опред-е цели и принципы эк экс проектов. Проекты кажд технич объекта должны проходить всестороннюю экс. Она проводится с целью проверки соответствия пректных решений стандартам, правилам, нормам, кот установлены соотв-ми док-ми для обеспечения качества проекта. Под кач пр-та понимают совокупность показате лей определяющих его пригодность к применению,таких как: назначение технич совершенство надежность безотказность экономичность безопасно сть экологичность и др. Эк экс- сис-ма кмплексной оценки всех возможных экол и соц-экономических последствий осуще ствления проектов и реконструкций, направленная на предотвращение их отрицат влиян на окр ср и на решение намеченных задач с наименьшими затратами ресурсов. Экол и экономичес кая экс проектов должна гарантировать экол безопасность населения, минима льный ущерб пр ср и населению, благоп риятные экол усл пржив насел-я, рациона льное и экономное расход-е прир, матери альн, топливно-энергетич и трудовых ресурсов, выпуск экол безопас прод, внедрение высокопроизводит-го безотхо дного оборудования, сохранение биологи ческого разнообразия, чистоты воздуха, источников водоснабжения. Принципы: презумция потенциальной опасности любой деят-ти чел; обязат-ть провед-я; независимость пр-я; объективность и гласность процесса экс и её решения; научная обоснованность и законность её выводов; ответственность за принимаемые решения.
Виды э.э. проектов, общ-я э.э. Различают гос-е и общест-е ээ проектов. Гос э проводятся спе органами: ГКРФ охраны окр ср и региональные комиссии, инспектирующие объекты на уровне субъектов РФ. Общ-я ээ осущ общест-ми организациями. Её заключения носят рекомендат хар и становятся юридически обязат после утвержд их органами госуд ээ. Общ-е орг-и могут опротестовуать решение госуд ээ. Общ орг рекомендуется оказыв содействие разработчику или заказчику в проведении общ слушаний или обсуждений в сми. Это делается для оценки: применяемых методов прогноза возд на окр ср; достоверности результатов по оценки возд на окр ср; полноты и достаточности примен-х мер по предотвр-ю неблагопр возд на ок ср. Общест-е слушания проводятся в следующих целях: информир общ о проекте; выявл и фиксации всех возможных неблагопр последст от реализации проекта; поиска возможных альтернатив позволяющих предотвратить неблагопр последствия
Законодат-во и нормативная база в области ээ проектов. Законы, положения, приказы, правила базируются на законе РФ об ээ. Среди них основными явл: з-н РФ об ээ; положение об оценке возд на окр ср в РФ; инструкция по экол обснованию хоз или иной деят-ти; руководство по ээ проектной и предпроектной документации; положение о порядке проведения гос ээ. Перечень нормативных док рекомендованных для использования при разработке проектов: законодат акты; указы президента; постановления; междунар соглашения; нормативные док гос ком экологии; норм док министерств и ведомств; ГОСТ; СанПиН; ПДК. Компетенция органов законодат и исполнит власти в области ээ определена законами РФ об ООСи ээ: руководство эк-й службой; проведение гос ээ; гос экол контроль; установление сроков и условий действия положительных заключ гос ээ; принятие решений об ограничении, прекращении деят-ти объектов вредно действ-х на ок ср; координация деят экол служб предприятий и учреждений независимо от ведомственной принадлежности и их форм собственности; запрещают строительство экол вред-х объектов; дают разрешение на право использ прир ср и её ресурсов а так же на выбросы вредных вещ, размещение переработку отходов. Непосредствыенно ээ осущ спец органы при админестрациях республик краёв областей.
Объекты ээ. Объекты ээ подразделя ются на объекты федерального уров ня и объекты субъектов федерации. Перечень объектов фед ур опреде лён спец положением. Гос ээ в суб-х РФ подлежат: 1предплановые пред проектные и проектные док по разви тию хоз или др деят-ти 2проекты зон свободного предпринимат-ва и др свободных районов 3пр совместной внешнеэкологич деят 4материалы и обоснования целесообр-ти изъятия экол ресурсов их экспорта и импорта 5док по экол обоснованию новой техники 6док проекты на строит-во снос 7заявки на природопользование лицензии на отстрел животных, сертификаты на продукцию.
Экологические факторы – это любые элементы или условия внешней среды, которые воздействуют на живые организмы или их сообщества, на которые последние реагируют приспособительными реакциями.
Экологические факторы обычно подразделяются на две группы: биотические и абиотические.
Биотические факторы – это совокупность влияния жизнидеятельности одних организмов на др, способствующие формированию неживой среды.
Абиотические факторы – это комплекс условий неорганической среды, влияющих на организмы и на саму неживую среду.
Классификация экологических факторов по И.Н.Понаморёвой (1975г.).
Абиотические факторы
Климатические: свет, давление, влага, температура, движение воздуха и др.
Эдафогенные (от греч. «эдафос» – почва): механический состав, воздухопроницаемость, плотность, влагоёмкость почвы и др.
Орографические: рельеф, высота над уровнем моря, экспозиция склона и др.
Химические: газовый состав воздуха, солевой состав воды, концентрация, щёлочность, кислотность, состав почвенных растворов и др.
Биотические факторы
Фитогенные: влияние растительных организмов.
Зоогенные: влияние животных.
Микробиогенные: влияние вирусов. Простейших, бактерий, риккетий.
Антропогенные: деятельность человека.
Климат и роль климатических факторов в биосфере.
Сейчас под климатом понимаются наиболее часто повторяющиеся особенности погоды, создающие типичную для данной местности смену температуры, увлажнения, циркуляции атмосферы. Определённую роль в формировании климата играет атмосфера, но нельзя не учитывать также и особую роль гидросферы, а также почвы и живых организмов.
Одним из определяющих климатических факторов является лучистая энергия Солнца.
Экс начинается не позднее чем через 30дней после оплаты счета. За это Экс начинается не позднее чем через 30дней после оплаты счета. За это время формир-ся состав экспертной комиссии, разрабатыв-ся задания на э и опред сроки её провед-я, готовится проект приказа на провед гос ээ, кот отправл-ся на утверж дение. Срок проведения гос ээ зависит от трудоёмкости экспертных работ и не дол жен привышать 4месяца.В некотор случ его могут увелич до 6мес. Руководитель и ответств-й секретарь экспертной комис сии выполн сле работы: разраб задания экспертам; формир экс группы; сост кале ндарный план работы; обеспеч их необх инф; организуют провед-е заседаний. Экс коммисия определяет: законность намеча емой деят; полноту описания пргнозир возд; достаточность мер по обеспеч экол безопасности. В прцессе раб экс ком утвержд-ся план проведения э, выдаются задания экспертам, сост-ся и обсужд-ся проект “заключения” экс комиссии. Проект сводного заключения утвержд 2/3 списочного состава и подписывается всеми чл экс ком. Эксперты несогласные с закл ком подписывают его с отметкой “особое мнение”. “Ос мн” экс-та оформ ляется отдельным док в кот содерж обос нование несогласия экс с выводами коми ссии. Закл гос ээ м.б. положит или отриц. Положит-е закл должно содерж выводы о законности деят и о допустимо сти возд объекта на окр ср, возможности реализации объекта. Отриц закл может содерж выводы двух видов: 1о необходи мости доработки предст материалов 2о недопустимости реализации объекта, как не обеспечивающего экол безопасность. Закл экол ком и протокол закл заседания должен утверждаться приказом. При несогласии более 1/3 экс-в с выводами сводного закл готовится предложения о продолжении экс и при необходимости её состав дополняется. Гос ээ счит заверш после утвержд закл и протокола ГКРФ ООС или его территориальным органом. При этом устан срок действия положит закл. Инф о результ проведения э отправл заинтерисованным организа циям. Повторн э м.б. проведена после переработки проекта с учётом рекоменд экс-в. Заказчик документации, общ орг и др лица могут обжаловать закл гос комиссии в судебном порядке.