Правовые и международные аспекты охраны природы на Украине
Введение
Экологическое право Украины
Законодательство про охрану окружающей природной среды
Экологические права и обязанности граждан
Права и обязанности природопользователей
Природно-заповедный фонд
Правовая охрана атмосферного воздуха и животного мира
Правовая охрана водных ресурсов
Использование и охрана недр
Международное сотрудничество
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Целью моего реферата состоит в том чтобы: выяснить, как влияет право на отношения природы и общества; рассмотреть сегодняшнее природоохранное законодательство Украины; выяснить роль международного сотрудничества в сфере экологии; выявить недостатки природоохранного законодательства.
На сегодняшний день в Украине мы имеем такую экологическую обстановку, при которой правовое регулирование взаимоотношений природы и общества становится необходимым. Оно состоит в установлении научно обоснованных правил поведения человека по отношению к природе. Важнейшие правила такого поведения закрепляются государством в законодательстве и становятся общеобязательными нормами права, обеспеченные государственным принуждением на случай их невыполнения.
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО УКРАИНЫ
Экологическое право – это система правовых норм, которыми регулируются общественные отношения по охране окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов. В состав системы входят такие подотрасли как земельное, водное, лесное, горное право и некоторые другие отрасли права, которыми регулируются отношения по охране окружающей природной среды и рациональному использованию природных ресурсов.
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ПРО ОХРАНУ
ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
Охрана окружающей природной среды – составляющая рационального природопользования. Она осуществляется различными, в том числе и правовыми методами. При этом в правовых формах защищаются преимущественно все компоненты природной среды. Современными главными нормативно-правовыми актами, регулирующими основы организации охраны окружающей природной среды , являются Законы Украины: «Про охрану окружающей природной среды» от 25 июня 1991 г., «Про охрану атмосферного воздуха» от 16 октября 1992 г., «Про природно-заповедный фонд Украины» от 16 июня 1992 г., «Про животный мир» от 3 марта 1993 г., «Про карантин растений» от 30 июня 1993 г. и др. Также некоторые отношения в сфере использования и охраны окружающей природной среды регулируются кодексами.
Таким образом, основу правовой охраны окружающей природной среды составляют нормы земельного, водного, лесного законодательства, законодательства про недра и т.п.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН
Экологические права и обязанности граждан Украины – это система юридически закреплённых за гражданами полномочий и обязательств в экологической сфере. Полнее всего экологические права и обязанности закреплены в Законе Украины «Про охрану окружающей природной среды» (статьи 9-12)
По Закону гражданин Украины имеет право на: безопасную для жизни здоровья окружающую природную среду; объединение в общественные природоохранные формирования; получение в установленном порядке полной и достоверной экологической информации и т.д. К тому же и в Конституции Украины записано: «Каждый имеет право на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду, и на возмещение причинённого нарушением этого права ущерба. Каждому гарантируется право свободного доступа к информации о состоянии окружающей среды, про качество пищевых продуктов и предметов быта, а также право на её распространение» (ст. 50). Установлено официально, что обобщённая комплексная информация про экологическую, радиационную обстановку и состояние заболеваемости населения должна обнародоваться на территории Украины с подачи Министерства природы, МОЗ Украины через Укринформ дважды в год: за первое полугодие – до 15 сентября, за весь год – до первого апреля следующего года.
Все экологические права граждан защищаются в судовом порядке.
Наряду с правами Закон Украины «Про охрану окружающей природной среды» предусматривает применительно к гражданам и некоторые обязанности. Так граждане обязаны: беречь, охранять и рационально использовать природные богатства; не нарушать экологических прав других субъектов; компенсировать нанесённый ими ущерб и т.д. Важным является раздел про экологическую экспертизу, обязательность которой закреплена законодательно.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Право природопользования – процесс рационального использования человеком природных ресурсов для удовлетворения различных потребностей и интересов. Важнейшими принципами природопользования являются его целевой характер, плановость и сроковость, лицензирование, учитывание большого значения в жизни общества. При этом различаются такие группы природопользования как право общего и специального использования земли, вод, лесов, недр, животного мира и др. природных ресурсов.
В соответствие с Законом Украины «Про охрану окружающей природной среды», субъектами права общего пользования природными ресурсами могут быть все граждане для удовлетворения различных потребностей и интересов. Оно осуществляется гражданами бесплатно и безлицензионно. Право общего природопользования закреплено и в Конституции Украины: «Каждый гражданин имеет право пользоваться природными объектами права собственности народа в соответствие с законом» (ст.13)
Специальное природопользование, в отличие от общего,– это использование конкретных природных ресурсов, осуществляемо гражданами, предприятиями и организациями в случаях, когда соответствующая, определённая в законодательстве, часть природных ресурсов передаётся им для использования. Обычно такая передача является платной и определённой во времени. Передача природных ресурсов происходит на основе специальных разрешений – государственных актов на право постоянного использования, например, землей, договоров аренды земли, лицензий и т.п. Цели специального использования всегда обуславливаются. Кроме того, Закон возлагает на субъектов специального природопользования специальные обязательства, такие как плата за специальное природопользование и плата за производимое ими загрязнение окружающей среды.
Контроль в сфере природопользования и охраны окружающей среды осуществляется через проверку, надзор, обследование, инвентаризацию и экспертизы. Он может осуществляться как уполномоченными государственными органами, так и общественными формированиями. Государственный контроль возлагается на советы народных депутатов, государственные администрации, Министерство охраны окружающей природной среды и его органы на местах.
Общественный контроль осуществляется общественными инспекторами по охране окружающей природной среды, порядок деятельности которых определён Положением, утверждённым Министерством охраны окружающей природной среды.
Закон Украины «Про охрану окружающей природной среды» регулирует отношения охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности жизнедеятельности человека и направлен на образование благоприятных условий экономического и социального развития Украины в сфере осуществления экологической политики.
ПРИРОДНО-ЗАПОВЕДНЫЙ ФОНД
Природно-заповедный фонд – это участки суши и водного пространства, природные комплексы и объекты, имеющие особенную природоохранную, научную, эстетическую и другую ценность, а поэтому выделены с целью сохранения природной среды, генофонда животного и растительного мира, поддержания общего экологического баланса и экологической безопасности Украины. К природно-заповедному фонду относят: природные объекты (заповедники, национальные парки и т.п. ) и искусственные объекты (ботанические сады, зоологические парки и т.п.). Природные заповедники, заповедные зоны биосферных заповедников, национальные парки являются собственностью народа Украины. Остальные объекты природно-заповедного фонда могут пребывать и в других формах собственности на определённых условиях.
За нарушение законодательства Украины про природно-заповедный фонд виновное лицо может привлекаться к дисциплинарной, административной, гражданской или криминальной ответственности.
Закон Украины «Про природно-заповедный фонд» регулирует экономические, социальные, правовые и экологические отношения природно-заповедного фонда в Украине.
ПРАВОВАЯ ОХРАНА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА И ЖИВОТНОГО МИРА
Закон Украины «Про охрану атмосферного воздуха» направлен на сохранение благоприятного состояния атмосферного воздуха, его обновление и улучшение, устранение вредного воздействия на окружающую среду.
Государственные стандарты в этой сфере являются обязательными и определяют понятия и термины, режим использования и охраны атмосферного воздуха, методы контроля над его состоянием, требования для избежания вредного воздействия на атмосферный воздух и т.п. Устанавливаются нормативы: экологической безопасности атмосферного воздуха; ограниченно допустимых выбросов загрязняющих веществ и вредного воздействия физических и биологических факторов стационарными источниками; ограниченные нормативы образования загрязняющих веществ, которые выводятся в атмосферный воздух; использования атмосферного воздуха – как сырья; концентрации загрязняющих веществ в отработанных газах.
Государство возлагает на предприятия, учреждения и организации соответствующие обязанности. Так, они обязаны использовать меры по уменьшению объёмов вредных выбросов, поддерживать в надлежащем состоянии сооружения, оборудование и аппаратуру для очистки выбросов и т.д.
Экономический механизм обеспечения охраны атмосферного воздуха состоит в ограничении, экономическом стимулировании охраны атмосферного воздуха. Контроль в этой сфере может быть государственным, производственным и общественным.
Правонарушениями в области охраны атмосферного воздуха являются: нарушения нормативов гранично допустимых выбросов загрязняющих веществ; превышение нормативов гранично допускаемых уровней вредного воздействия физических и биологических факторов; использование атмосферного воздуха как сырья основного производственного предназначения без разрешения специально уполномоченных государственных органов и т.д.
Закон Украины «Про животный мир» регулирует отношения в области охраны природы использования и воспроизводства животного мира, объекты которого пребывают в состоянии природной свободы, в неволе или полусвободных условиях, на суше, в воде, грунте, воздухе, постоянно или временно населяют территорию Украины или относятся к природным богатствам её континентального шельфа и морской экономической зоны.
Субъектом права общегосударственной собственности на животный мир является государство в лице Верховной Рады Украины. Отдельные объекты животного мира могут находиться в коллективной и частной собственности.
Граждане Украины обязаны: охранять животный мир и среду пребывания диких животных; способствовать воспроизводству объектов животного мира; использовать объекты животного мира согласно с требованиями.
За нарушение законодательства возможна дисциплинарная, административная, гражданско-правовая и криминальная ответственность.
ПРАВОВАЯ ОХРАНА ВОДНЫХ РЕСУРСОВ
Водный кодекс Украины регулирует правовые отношения с целью обеспечения сохранения, научного обоснования, рационального использования вод для нужд населения и отраслей экономики, восстановления водных ресурсов, охраны вод от загрязнения и исчерпывания, избежания вредного воздействия вод и ликвидации его последствий, улучшения состояния водных объектов, а также охраны прав предприятий, учреждений, организаций и граждан на водопользование. Водный фонд Украины включает все водные объекты на территории Украины. К нему относятся: поверхностные воды (озёра), водотоки (реки, ручьи), искусственные водоёмы (водохранилища, пруды) и каналы; подземные воды и источники; внутренние морские воды и территориальное море.
Нарушение водного законодательства влечёт за собой дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или криминальную ответственность.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА НЕДР
Недра – это участок земной коры, расположенный под поверхностью суши и дном водоёмов; простирается до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Недра являются исключительной собственностью народа Украины и передаются только в пользование.
Государственный фонд недр охватывает как участки недр, которые используются, так и участки недр, не привлечённые к использованию, в том числе континентального шельфа и исключительной морской экономической зоны.
Месторождения полезных ископаемых – это нагромождения минеральных веществ в недрах, на поверхности земли, в источниках вод и газов, на дне водоёмов, которые по количеству, качеству и условиями залегания приемлемы для промышленного использования.
Все месторождения полезных ископаемых, в том числе техногенные, с запасами, оцененными как производственные, составляют Государственный фонд месторождений полезных ископаемых, а все перед этим оцененные месторождения полезных ископаемых – резерв этого фонда. Этот фонд является частью Государственного фонда недр.
Полезные ископаемые по значению делятся полезные ископаемые общегосударственного и местного значения. Отнесение полезных ископаемых к общегосударственному и местному значению осуществляется Кабинетом Министров Украины с подачи Государственного комитета Украины по геологии и использованию недр.
Пользователями недр могут быть предприятия, учреждения, организации, граждане Украины, а также иностранные юридические особы и граждане. Недра передаются в постоянное или временное использование.
Пользование недрами является платным. Плата производится за пользование недрами в границах территории Украины, её континентального шельфа и исключительной морской экономической зоны.
Основными требованиями в области охраны недр являются:
* обеспечение полного и комплексного геологического изучения недр;
* придерживание установленного законодательством порядка передачи недр в использование и недопущение самовольного пользования недрами;
* рациональная добыча и использование запасов полезных ископаемых и содержащихся в них компонентов;
* недопущение вредного воздействия работ, связанных с пользованием недрами и т.д.
В случае нарушения этих и других требований, пользование недрами может быть ограничено, временно запрещено или остановлено органами Министерства охраны окружающей природной среды Украины, государственного горного надзора, государственного геологического контроля или другими специально уполномоченными на это государственными органами в порядке, установленном законодательством Украины.
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Необходимость международного сотрудничества в сфере экологии объясняется глобальностью проблем отношения природы и общества. Эта необходимость отображена в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН по проблемам окружающей среды. Право окружающей среды стало нормативной базой природоохранного сотрудничества стран. Оно является интегрированной отраслью международного права, которая определяет режим охраны и использования международных территорий Мирового океана, атмосферы Земли, космического пространства, международных природных ресурсов. В этой отрасли достигнуто свыше 300 международных соглашений, конвенций, договорённостей, которые регулируют взаимоотношения стран в деле охраны природы и организации рационального природопользования на региональном и глобальном уровнях.
В 1989 г. был опубликован документ «Правовые принципы охраны окружающей среды и стойкого развития», подготовленный специальной Комиссией международной группы экспертов-юристов по заданию ООН.
В границах международного сотрудничества решаются наиболее трудные проблемы и конкретные проекты, реализацией которых занимаются различные международные специализированные как правительственные (ЮНЕП,
ЮНЕСКО, ВМО, ВООЗ, МАГАТЕ и д.р.), так и общественные организации.
Из общественных организаций большую работу проводит Гринпис, образованная в 1971 г. в Южной Америке (в Украине действует с 1990 г.).
Молодое Украинское государство с первых дней независимости принимает активное участие в международных природоохранных мероприятиях и реализации экологических программ и проектов. Международное сотрудничество в отрасли окружающей природной среды занимает одно из важнейших мест во внешнеполитическом курсе Украины.
Украинские учёные поддерживают деловые отношения со своими коллегами в Венгрии, Чехии, Словакии, Польше, Болгарии и других странах. Общими силами ведутся исследования экосистем Карпат, Полесья, Чёрного моря, разрабатываются мероприятия для сбережения рекреационных ресурсов, редкой флоры и фауны.
Для создания благоприятных условий добрососедского сотрудничества в феврале 1993 года по инициативе Польши, Словакии, Украины и Венгрии был основан Карпатский Еврорегион.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, мы видим, что важность правового регулирования взаимоотношений природы и общества действительно очень велика.
На сегодняшний день Украинское законодательство по охране окружающей среды уже содержит ряд очень важных законов. Однако оно не лишено недостатков.
Серьёзным недостатком сегодняшнего природоохранного законодательства является то факт, что формировалось оно по поресурсным признакам, т.е. отдельному регулированию подлагались земельные, водные, горные, лесные, атмосферно-охранные и другие отношения. Такой подход не обеспечивал комплексности в регулировании отношений, касающихся природной среды как единого организма. На сегодня у нас в законодательстве нет специального раздела «Экологические преступления», который бы разглядывал факты повышенного и особо опасного экологического ущерба. В действующем законодательстве ещё отсутствуют принципы и научно обоснованные способы определения вреда, нанесённого землям, недрам, растительности, ландшафтам, атмосфере. Не установлены юридические нормативы на комплексные экологические нарушения, есть недостатки в правовом регулировании отношений по комплексному определению ущерба, нанесённого природе (ТЭЦ, АЭС, ГРЭС, военными объектами, ЛЭП).
Однако, если учесть, что наше законодательство продолжает развиваться и приобретается положительный зарубежный опыт, можно надеяться на его улучшение в будущем.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛТЕРАТУРЫ:
1) Копєйчиков В.В. «Правознавство». Навч. Посібник. –
Кийв, Юрінком Інтер,1999.
2) Бедрій Я., Геник Я., Орлов В.М., Тітенко В.Ф. «Основи екології та соціології». Навч. Посібник для підприємств зв'язку. За ред. Захарченка М.В. – Львів, 1997.
3) Білявський Г.О., Падун М.М., Фурдуй Р.С. “Основи загальної екології”.
2-ге вид. – К.:1995.