Понятие юридической ответственности военнослужащих
Ответственность представляет собой сложное, многоплановое социальное явление. Можно говорить, в частности, о философских, правовых, моральных и других аспектах ответственности. Ответственность отражает объективный характер взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним требований.
Являясь одним из видов социальной ответственности, юридическая ответственность имеет вместе с тем ряд специфических особенностей.
Так, в отличие от других видов социальной ответственности применение юридической ответственности регулируется нормами права. Ее содержание определяется государством в лице компетентных органов власти и управления, в том числе и военного. Заключается она в применении к правонарушителю установленных санкций (мер принуждения), право применять которые предоставлено только государственным органам и должностным лицам в пределах их полномочий.
В теории права юридическая ответственность рассматривается как предусмотренная законом обязанность отвечать за совершенное правонарушение и претерпевать неблагоприятные последствия своего противоправного поведения. В широком смысле слова она представляет собой правоотношение между государством в лице его определенных органов и лицом, направленное на обеспечение реализации правовых предписаний.
По своему содержанию юридическая ответственность выражается в виде применения к лицу мер государственного принуждения, соответствующей санкции за нарушение правовой нормы.
Для правонарушителя ответственность заключается как в обязанности восстановления нарушенного права, так и несения кары за совершенное правонарушение. При этом юридическая ответственность призвана и оказать воздействие на сознание правонарушителя и других лиц с целью удержания их от совершения противоправных поступков в будущем.
Юридическая ответственность имеет два основания: нормативное и фактическое. Под нормативным основанием юридической ответственности понимаются нормы права, устанавливающие юридическую ответственность. Под фактическим основанием понимается конкретное правонарушение, то есть виновное, противоправное деяние.
Как уже говорилось, юридическая ответственность неразрывно связана с правонарушением. Правонарушением признается противоправное и виновное деяние (действие или бездействие), за совершение которого наступает юридическая ответственность.
Правонарушения характеризуются такими признаками, как общественная опасность, противоправность, виновность, наказуемость.
Под общественной опасностью правонарушения понимают его способность причинить вред общественным отношениям, охраняемым законом. По характеру и степени общественной опасности правонарушения разделяются на преступления и проступки.
Преступление • это предусмотренное уголовным законом общественно опасное виновное действие или бездействие, за которое предусмотрено применение уголовного наказания. Общественная опасность -основной признак преступления, непосредственно указанный в определении понятия преступления, и является основным критерием для разграничения преступления от другого правонарушения.
По сравнению с другими видами правонарушений, преступления обладают наибольшей общественной опасностью и влекут наиболее строгие меры воздействия - уголовное наказание.
Проступок • это менее общественно опасное нарушение юридических норм. Различают, например, дисциплинарные и административные проступки.
Противоправность - это признак правонарушения, характеризующий направленность деяния против требований правовой нормы. Противоправность означает, что лицо, виновное в совершении правонарушения, совершает действие (бездействие), которое нарушает ту или иную норму права: уголовного, гражданского, административного или уставные требования (если речь идет о военнослужащих). Противоправность, представляющая собой формально-правовой признак правонарушения, является вспомогательным по отношению к общественной опасности деянием.
Виновность как признак правонарушения указывает на наличие в деянии вины в форме умысла или неосторожности.
Наказуемость деяния предполагает реакцию государства на правонарушение и является обязательным признаком преступления и других правонарушений.
Элементами состава правонарушения являются: 1) объект правонарушения; 2) объективная сторона; 3) субъект правонарушения; 4) субъективная сторона.
Объектом правонарушений являются общественные отношения, регулируемые и охраняемые правом. Правонарушения наносят ущерб и посягают на различные объекты, связанные с конкретными отраслями права. Отсюда, в зависимости от конкретных общественных отношений и их значимости, правонарушения можно классифицировать по видам (уголовные преступления, дисциплинарные и административные проступки и др.).
Объективную сторону состава правонарушения характеризует противоправность деяния, его общественно вредные последствия и причинная связь между ними. Способ совершения правонарушения, характер вредных последствий могут существенно влиять на вид правонарушения.
Субъектом правонарушения в зависимости от его вида может быть физическое или юридическое лицо. Так, субъектом гражданского правонарушения может быть физическое или юридическое лицо. Субъектом уголовного, административного или дисциплинарного правонарушения - только физическое лицо.
Субъективную сторону правонарушения образуют элементы сознания лица, характеризующие социально-психологический механизм его совершения. Вина как внутреннее психологическое состояние субъекта характеризует его волевую направленность. Субъективная сторона играет важную роль в классификации правонарушения, является важным элементом состава уголовного преступления. Гражданско-правовая ответственность может наступать за причинение вреда и при отсутствии вины.
Применение юридической ответственности к военнослужащим имеет ряд особенностей. Это связано с тем, что юридическая ответственность этой категории лиц регулируется как нормами российского права в целом, так и нормами военного права, учитывающими специфику воинских отношений.
Можно выделить следующие особенности юридической ответственности военнослужащих:
гораздо более широкий, чем у гражданских лиц, круг состава правонарушений, за которые наступает юридическая ответственность, что обусловлено спецификой воинской службы и ее жесткой правовой регламентацией (конкретные составы правонарушений установлены Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил, Положением о материальной ответственности за ущерб, причиненный государству, и другими нормативными правовыми актами в военной области);
более строгая ответственность военнослужащих за совершение аналогичных с гражданскими лицами правонарушений;
наличие у командиров (начальников) специальных законодательно закрепленных полномочий по привлечению военнослужащих к юридической ответственности;
наличие специальных условий для реализации этих полномочий и применения мер юридической ответственности; - наличие специфических мер юридической ответственности.
В ряде установленных законодательством случаев лицо (в том числе и военнослужащий) освобождается от юридической ответственности. К таким основаниям относятся: необходимая оборона; задержание, крайняя необходимость; физическое принуждение, исполнение приказа, а также в определенных случаях исполнение обязанностей военной службы.
Так, не является правонарушением причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны, то есть при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства. Право на необходимую оборону имеют в равной мере все лица, независимо от их профессиональной или иной специальной подготовки и служебного положения. Это право принадлежит лицу, независимо от возможности избежать общественно опасного посягательства или обратиться за помощью к другим липам или органам власти.
Исключается юридическая ответственность и при причинении вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании для доставления органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным и при этом не было допущено превышения необходимых для этого мер. Превышением мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, признается их явное несоответствие характеру и степени общественной опасности совершенного задерживаемым лицом преступления и обстоятельствам задержания, когда лицу без необходимости причиняется явно чрезмерный, не вызываемый обстановкой вред. Такое превышение влечет за собой уголовную ответственность только в случаях умышленного причинения вреда.
Не является правонарушением причинение вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам липа , или иных лиц. охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости. Превышением пределов крайней необходимости признается причинение
вреда, явно не соответствующего характеру и степени угрожавшей опасности и обстоятельствам, при которых опасность устранялась, когда указанным интересам был причинен вред, равный или более значительный, чем предотвращенный.
Исключает юридическую ответственность при причинении вреда охраняемым законом интересам физическое принуждение, если вследствие такого принуждения лицо не могло руководить своими действиями (бездействием).
Не является правонарушением и причинение вреда охраняемым законом интересам при обоснованном риске для достижения общественно полезной цели. Риск признается обоснованным, если указанная цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями (бездействием) и лицо, допустившее риск, предприняло достаточные меры для предотвращения вреда охраняемым законом интересам. Риск не признается обоснованным, если он заведомо был сопряжен с угрозой для жизни многих людей, с угрозой экологической катастрофы или общественного бедствия.
Не является правонарушением причинение вреда охраняемым законом интересам лицом, действующим во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения. Ответственность за причинение такого вреда несет лицо, отдавшее незаконные приказ или распоряжение. Лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях. Неисполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения исключает ответственность.
Приказ должен быть законным, уставным, отдаваться только в интересах службы и быть выполнен доступными и дозволенными способами. Приказ, отданный с нарушениями этих требований, является противоправным, я за его отдачу и выполнение несет ответственность тот, кто его отдал.
Следовательно, подчиненный, выполнивший приказ начальника, не сознавая его незаконного характера, не может нести ответственности за свои действия и их последствия, В случае выполнения подчиненным заведомо незаконного приказа при полном осознании противоправности своих действий, он подлежит ответственности вместе с начальником, отдавшим такой приказ.
Специфическим обстоятельством, исключающим общественную опасность деяния для военнослужащих, относится в определенных случаях исполнение обязанностей военной службы. Так, в частности, согласно Уставу гарнизонной и караульной служб часовой может и дол-
жен применять оружие не только при общественно опасном нападении на него или на охраняемый объект, что является условием правомерности необходимой обороны, но даже при приближении к посту или запретной границе посторонних лиц, не выполнивших его требование остановиться. Вопрос о правомерности применения оружия в подобной ситуации решается не по правилам необходимой обороны, а в связи с предусмотренной нормативным актом обязанностью часового действовать таким образом.
Военнослужащие могут привлекаться к следующим видам юридической ответственности: дисциплинарной, уголовной, материальной, административной, и гражданско-правовой.
Дисциплинарная ответственность военнослужащих имеет своей целью охрану воинской дисциплины и правопорядка, борьбу с их нарушениями, оказание воспитательного воздействия на других военнослужащих. Дисциплинарная ответственность наступает после совершения военнослужащим дисциплинарного проступка, то есть такого виновного нарушения воинской дисциплины или общественного порядка, которое по степени своей общественной опасности подлежит наказанию властью командира (начальника по службе). Наибольший эффект применения дисциплинарной ответственности достигается при сочетании с мерами воспитательного воздействия.
Дисциплинарные взыскания на военнослужащих налагаются соответствующим командиром (начальником) в порядке, определенном Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации.
Уголовная ответственность регламентирована нормой уголовного права. В уголовном законе определяется, что именно является преступлением и запрещается под страхом наказания. Уголовный закон выделяет общественно опасное деяние, определяет его границы и характерные черты, закрепляя его типичные признаки.
В то же время необходимо иметь в виду, что военнослужащие за совершение государственных и общеуголовных преступлений несут уголовную ответственность на общих, единых основаниях с другими лицами. Однако уголовное законодательство содержит ряд норм, применяемых в связи с совершением преступления только к военнослужащим. Эти нормы охраняют воинские общественные отношения от преступных посягательств, отражают особенности установленного порядка несения воинской службы.
Привлечение к уголовной ответственности означает высшую степень государственного осуждения как правонарушителя, так и совершенного правонарушения и влечет за собой применение наиболее суровых санкций, выражающихся в ограничении преступника в его личных неимущественных правах. Отличительными особенностями уголовной ответственности от других видов юридической ответственности является то, что уголовная ответственность возлагается только за совершенное преступление, особым государственным органом - судом, и только в особом, уголовно-процессуальном порядке; ее наступление сопровождается (как правило) назначением виновному особой меры государственного принуждения - уголовного наказания; состояние судимости как специфического его последствия.
Материальная ответственность военнослужащих наступает за нанесение ущерба государству при исполнении обязанностей военной службы и заключается в полном или частичном возмещении причиненного материального ущерба. Исполнение тех или иных обязанностей по службе предполагает определенный риск причинения ущерба государству. Установлены пределы ответственности, сообразуемые с денежным содержанием виновного лица (в отличие от гражданско-правовой ответственности, где имущественный ущерб, как правило, подлежит полному восстановлению). Специфика материальной ответственности проявляется и в том, что она преследует не только цель возмещения ущерба, но и прежде всего воспитания в духе бережного отношения к военному имуществу.
Административная ответственность на общих основаниях наступает для военнослужащих за нарушение правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил. Однако, к ним не могут быть применены административные взыскания в виде штрафа, лишения права на управление транспортными средствами, исправительных работ и административного ареста. За остальные административные правонарушения военнослужащие несут дисциплинарную ответственность в порядке, определенном общевоинскими уставами.
Гражданско-правовая ответственность наступает за нарушение договорных обязательств или за причинение имущественного внедоговорного вреда. Главное содержание гражданско-правовой ответственности - возмещение имущественного ущерба, (а при нарушении договорных обязательств и уплата неустойки). Особенностями гражданско-правовой ответственности являются: добровольное возмещение ущерба при осознании своей вины и необходимости нести ответственность; обращение потерпевшего сначала к нарушителю за возмещением ущерба (в имущественных спорах между организациями это обязательно) и возможность в некоторых случаях самому потерпевшему применить санкции.
Для гражданско-правовой ответственности характерно возмещение причиненного имущественного вреда. Вопросы гражданско-правовой ответственности могут решаться как различными судами, так и органами управления. В отличие от уголовного процесса, где действует презумпция невиновности, когда обвиняемый не обязан доказывать отсутствие своей вины, при гражданско-правовой ответственности необходимо в определенных случаях доказать свою невиновность.
Гражданско-правовую ответственность военнослужащие несут лишь за причинение имущественного вреда воинской части, учреждению, организации не при исполнении служебных обязанностей.
2. Дисциплинарная ответственность военнослужащих.
Как уже отмечалось выше, одним из видов юридической ответственности военнослужащих является дисциплинарная ответственность. По общему правилу, под дисциплинарной ответственностью понимается установленный законом способ государственно-правового воздействия на лиц, виновных в совершении дисциплинарных проступков. К дисциплинарной ответственности могут привлекаться не только военнослужащие, но и сотрудники органов внутренних дел, государственные служащие, работники предприятий и организаций, а также другие лица.
Основания и порядок привлечения к дисциплинарной ответственности каждой категории указанных лиц определяются соответствующими законодательными актами (законодательством о труде, о государственной службе, о службе в органах внутренних дел и другими). Важной отличительной чертой дисциплинарной ответственности является то, что виновный привлекается к этому виду юридической ответственности в служебном порядке властью командира (начальника).
Дисциплинарная ответственность как вид юридической ответственности военнослужащих установлена статьей 28 Федерального закона «О статусе военнослужащих». В соответствии с данной статьей военнослужащие несут дисциплинарную ответственность за проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины или общественного порядка по основаниям и в порядке, которые определены общевоинскими уставами. Юридические нормы, определяющие конкретные требования воинской дисциплины и ответственность за их нарушение, содержатся в Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил Российской Федерации. Согласно пункту 48 Дисциплинарного устава, военнослужащий за нарушение воинской дисциплины и общественного порядка несет дисциплинарную ответственность в персональном порядке.
С учетом изложенного, под дисциплинарной ответственностью военнослужащих понимается такая юридическая ответственность, которая наступает за совершение проступка, представляющего собой нарушение воинской дисциплины или общественного порядка, и реализуется в служебном порядке властью командира (начальника) по правилам Дисциплинарного устава. Дисциплинарная ответственность имеет целью укрепление воинской дисциплины, борьбу с ее нарушителями.
Дисциплинарная ответственность военнослужащих, по сравнению с дисциплинарной ответственностью других категорий лиц, имеет определенные особенности. Так, дисциплинарная ответственность военнослужащих наступает за нарушения не только служебной дисциплины, но и общественного порядка. Она характеризуется большей строгостью мер принуждения к нарушителям, чем это предусматривают другие виды дисциплины (например, арест с содержанием на гауптвахте). Командиры и начальники при привлечении к дисциплинарной ответственности наделены более широкими и разнообразными дисциплинарными полномочиями.
Дисциплинарная ответственность военнослужащих может наступать лишь при наличии правового и фактического оснований.
Правовым основанием дисциплинарной ответственности военнослужащих являются нормы Федерального закона «О статусе военнослужащих», Дисциплинарного устава и иных нормативных правовых актов, определяющих противоправность и наказуемость дисциплинарных проступков военнослужащих.
Фактическим основанием привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности является совершение воинского дисциплинарного проступка, то есть виновного противоправного деяния (действия или бездействия), нарушающего воинскую дисциплину или общественный порядок, за совершение которого военнослужащий подлежит наказанию в служебном порядке властью командира (начальника).
Воинский дисциплинарный проступок обладает четырьмя признаками: общественной опасностью, противоправностью, виновностью и наказуемостью.
1. Общественная опасность дисциплинарного проступка состоит в том, что он реально причиняет или может причинить вред воинской дисциплине или общественному порядку. Вред может выражаться как в причинении материального ущерба, так и в иной форме.
2. Дисциплинарный проступок - это противоправное деяние, то есть деяние, нарушающее нормы права. Дисциплинарная ответственность установлена за нарушения норм как военного права, регулирующих воинскую дисциплину, так и административного права, устанавливающие
правила поведения в общественных местах.
3. Дисциплинарное правонарушение может быть совершено только виновно. Вина • это психическое отношение лица к деянию и его последствиям в форме умысла или неосторожности.
4. Наказуемость заключается в том, что за совершение дисциплинарного проступка может быть наложено дисциплинарное взыскание по правилам, установленным Дисциплинарным уставом.
Таким образом, воинский дисциплинарный проступок можно определить как общественно опасное, противоправное и виновное нарушение военнослужащим требований воинской дисциплины или общественного порядка, установленных законами, воинскими уставами и другими нормативными актами, за совершение которого может быть наложено дисциплинарное взыскание по правилам, установленным Дисциплинарным уставом.
Дисциплинарный проступок обладает меньшей общественной опасностью, чем преступление, а лицо, его совершившее, не представляет для общества такой опасности как преступник. При наличии в деянии военнослужащего признаков преступления, виновный привлекается к уголовной ответственности. Вместе с тем, военнослужащий, подвергнутый дисциплинарному взысканию за совершенное преступление, не освобождается от уголовной ответственности.
Воинский дисциплинарный проступок включает в себя общие элементы, характерные для любого правонарушения (объект, субъект, объективная сторона и субъективная сторона). Эти элементы в совокупности образуют состав воинского дисциплинарного проступка. При отсутствии хотя бы одного из них, воинский дисциплинарный проступок отсутствует, и, следовательно, военнослужащий не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.
Рассмотрим элементы состава воинского дисциплинарного проступка,
1. Объектом воинского дисциплинарного проступка являются в соответствии с Дисциплинарным уставом общественные отношения в сфере воинской дисциплины и общественного порядка.
Воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников). Требования воинской дисциплины излагаются в пункте 3 Дисциплинарного устава. При этом под нарушением воинской дисциплины следует понимать нарушение военнослужащим указанных требований, порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников).
Под общественным порядком понимаются установленные правила поведения в общественных местах. К ним относятся утвержденные соответствующими органами государственной власти правила поведения при нахождении на улицах населенных пунктов, при посещении парков, кинотеатров и общественных мест, а также установленные нормами административного права запреты появления в общественных местах в пьяном виде, нецензурных выражений, приставания к окружающим и других антиобщественных действий. Под нарушением общественного порядка следует понимать нарушение указанных правил поведения (например, мелкое хулиганство на стадионе, появление в пьяном виде на улице и другие подобные нарушения).
Если военнослужащий нарушил правовые нормы, регулирующие какие-либо иные общественные отношения (например, правила дорожного движения), то в его действиях не будет состава дисциплинарного проступка.
2. Субъектом воинского дисциплинарного проступка являются в соответствии с Дисциплинарным уставом военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Кроме того, положения Дисциплинарного устава распространяются на граждан, уволенных с военной службы с правом ношения военной формы одежды, при ношении ими военной формы одежды. Субъектами воинского дисциплинарного проступка не могут быть лица гражданского персонала Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов.
3. Объективная сторона дисциплинарного проступка выражается в действии или бездействии и характеризует его как противоправный акт поведения правонарушителя.
Объективная сторона правонарушения характеризует конкретное деяние (действие или бездействие), его последствия и причинную связь между ними.
4. Субъективная сторона дисциплинарного проступка включает вину правонарушителя, мотивы совершения правонарушения и его цель. Вина правонарушителя может выражаться в форме умысла или неосторожности. Дисциплинарный проступок признается совершенным умышленно, "если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий.
Неосторожным признается проступок, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия либо бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Дисциплинарная ответственность реализуется посредством применения к военнослужащим дисциплинарных взысканий, под которым понимаются меры воздействия, закрепленные в Дисциплинарном уставе. Дисциплинарное взыскание является не только мерой принуждения, но и побуждения к сознательному исполнению воинского долга, а также мерой предупредительного воздействия на нарушителя и на других военнослужащих.
Применение дисциплинарных взысканий играет важную роль среди мер укрепления воинской дисциплины. Дисциплинарные взыскания применяются в том случае, если командир (начальник) пришел к выводу, что принятых мер, основанных на методе убеждения, недостаточно, и они не дают результата.
Основанием для применения дисциплинарных взысканий является совершение военнослужащим нарушения воинской дисциплины или общественного порядка. При нарушении военнослужащим воинской дисциплины или общественного порядка командир (начальник) может ограничиться напоминанием о его обязанностях и воинском долге, а в случае необходимости подвергнуть его дисциплинарному взысканию. При этом он должен учитывать, что налагаемое, взыскание, как мера укрепления дисциплины и воспитания военнослужащих, должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины совершившего его военнослужащего.
В соответствии с пунктом 49 Дисциплинарного устава в целях общественного осуждения нарушений воинской дисциплины или общественного порядка, проступки военнослужащих по решению соответствующего командира (начальника) могут рассматриваться и обсуждаться на собраниях личного состава различных категорий военнослужащих, а также товарищеским судом чести офицеров, прапорщиков и мичманов. При этом, принимать решение о рассмотрении проступков офицеров, прапорщиков и мичманов товарищескими судами чести и одновременно налагать на них за тот же проступок дисциплинарное взыскание запрещается.
Все дисциплинарные взыскания представляют собой систему, включающую в себя различные по своему характеру и тяжести меры дисциплинарного воздействия. Эта система дифференцирована применительно к категориям военнослужащих и обеспечивает возможность индивидуального подхода при определении наказания, применяемого к конкретному военнослужащему.
Дисциплинарным уставом в зависимости от принадлежности военнослужащих к тому или иному составу предусмотрены следующие группы взысканий: для солдат и матросов; для сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву; для сержантов и старшин, проходящих военную службу по контракту; для военнослужащих женщин; для прапорщиков и мичманов; для офицеров (в т.ч. высших); для прапорщиков, мичманов и офицеров, состоящих в запасе и находящихся в отставке, носящих военную форму.
Одновременно дисциплинарный устав, применительно к перечисленным категориям военнослужащих и налагаемым на них группам взысканий, устанавливает права командиров (начальников) по наложению дисциплинарных взысканий. Кроме того, Дисциплинарным уставом регламентированы особые случаи, когда дисциплинарные взыскания налагаются начальниками гарнизонов, старшими морскими начальниками и военными комендантами.
По своему характеру все дисциплинарные взыскания можно разделить на две группы: меры морально-правового порицания и меры, связанные с определенными ограничениями и лишениями для наказуемого. К мерам морально-правового порицания относится: выговор, строгий выговор. К мерам, связанным с определенными ограничениями и лишениями, относятся: лишение нагрудного знака отличника, лишение очередного увольнения, объявление наряда на работу, арест с содержанием на гауптвахте, снижение в должности, снижение в воинском звании на одну ступень, предупреждение о неполном служебном соответствии, досрочное увольнение в запас.
Наряду с дисциплинарными взысканиями командованием могут применяться и дополнительные меры дисциплинарного воздействия. К этим мерам дисциплинарного воздействия относятся меры, которые хотя и не предусмотрены Дисциплинарным уставом, но установлены другими законодательными актами и применяются в дисциплинарной практике. К их числу следует отнести: сокращение обязательного отпуска; увольнение с военной службы в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта; отчисление военнослужащего из военного образовательного учреждения профессионального образования; исключение из резерва на выдвижение.
При применении дисциплинарных взысканий командиры и начальники должны руководствоваться принципами и порядком, закрепленным в Дисциплинарном Уставе.
При наложении дисциплинарного взыскания должны соблюдаться принципы и порядок наложения дисциплинарного взыскания, установленные Дисциплинарным Уставом.
К числу таких принципов относятся: обоснованность, своевременность, постепенность применения взысканий; соразмерность взыскания совершенному проступку; индивидуализация взыскания; обязательность исполнения объявленного взыскания.
Дисциплинарные взыскания должны накладываться с учетом тяжести вины, характера проступка, обстоятельств, при которых он был совершен, его последствий, прежнего повеления виновного, продолжительности военной службы и степени знания им порядка службы. Строгость дисциплинарного взыскания увеличивается, когда виновный неоднократно совершал проступки или участвовал в групповом нарушении воинской дисциплины и общественного порядка, когда проступок совершен при исполнении служебных обязанностей, во время боевого дежурства, в нетрезвом состоянии. Дисциплинарные взыскания применяются от менее строгих мер к более строгим, а не наоборот.
Привлекать военнослужащих к дисциплинарной ответственности могут лишь прямые начальники, которые пользуются в отношении них дисциплинарными правами. Однако в особых случаях привлечение к дисциплинарной ответственности осуществляется начальниками гарнизонов, старшими морскими начальниками и военными комендантами гарнизонов, которые могут налагать дисциплинарные взыскания на военнослужащих гарнизона или временно остановившихся в гарнизоне в следующих случаях: когда проступок касается нарушения правил несения гарнизонной или караульной службы; когда совершено нарушение воинской дисциплины или общественного порядка вне части; когда проступок совершен при нахождении в командировке, отпуске или при содержании на гауптвахте гарнизона.
На военнослужащего, совершившего дисциплинарное правонарушение, могут налагаться только те дисциплинарные взыскания, которые определены в Дисциплинарном уставе, соответствующие воинскому званию виновного и дисциплинарной власти командира (начальника), принимающего решение о наложении взыскания.
Для применения мер дисциплинарного воздействия воинские должностные лица наделяются дисциплинарной властью, под которой понимается совокупность прав и обязанностей по применению мер поощрения к военнослужащим, добросовестно выполняющим служебные обязанности, а также мер, направленных на предупреждение и пресечение нарушений воинской дисциплины и предусматривающих дисциплинарное воздействие на лиц, их совершивших.
Объем дисциплинарной власти командиров и начальников и порядок ее применения, а также категории лиц, к которым она применяется, устанавливаются Дисциплинарным Уставом Вооруженных Сил РФ. Пре-
доставление дисциплинарной власти позволяет командирам и начальникам без обращения в какие-либо другие органы применять предусмотренные законодательством меры поощрения, взыскания и другие меры.
Содержание дисциплинарной власти составляет совокупность конкретных полномочий командира и начальников по применению этих мер. По общему правилу дисциплинарной властью наделены прямые начальника в отношении подчиненных им военнослужащих. Однако Дисциплинарный устав устанавливает особые случаи и специальный круг лиц, когда дисциплинарные взыскания могут быть наложены на военнослужащих не их начальниками.
Так, начальники гарнизонов, старшие морские начальники, военные коменданты гарнизонов имеют право налагать дисциплинарные взыскания на военнослужащих гарнизона или временно остановившихся в гарнизоне в следующих случаях:
а) когда проступок касается нарушений правил несения гарнизонной или караульной служб;
б) когда совершено нарушение воинской дисциплины или общественного порядке вне расположения воинской части;
в) когда проступок совершен при нахождении в отпуске, командировке или при содержании на гарнизонной гауптвахте.
Начальники военных сообщений на видах транспорта, начальники военно-автомобильных дорог, военные коменданты на путях сообщения имеют право налагать взыскания на военнослужащих за совершение ими проступков во время следования по путям сообщения.
Все перечисленные выше начальники о наложенных взысканиях сообщают командирам тех воинских частей, в которых военнослужащие, совершившие проступки, проходят службу, и делают соответствующую отметку в документах военнослужащего.
По прибытию к месту постоянной службы военнослужащий обязан доложить своему непосредственному начальнику о наложенном на него взыскании. При этом в соответствии с пунктом 91 Дисциплинарного устава на такого военнослужащего запрещается налагать дополнительные дисциплинарные взыскания,
К особым относятся также случаи, при которых за нарушение младшим в присутствии старшего воинской дисциплины или правил воинского приветствия, старший вправе применить к нарушителю любые меры, предусмотренные воинскими уставами, вплоть до ареста с содержанием на гауптвахте (статья 33 Дисциплинарного устава).
Право ареста в этих случаях принадлежит:
• в отношении прапорщиков и мичманов - высшим и старшим офицерам;
- в отношении солдат, матросов, сержантов и старшин - всем офицерам. Старший по воинскому званию в подобных случаях не наделен правом налагать
дисциплинарные взыскания. В соответствии с пунктом 8 приложения 5 Дисциплинарного устава он отправляет арестованного к военному коменданту гарнизона и уведомляет его о причине ареста. В свою очередь, военный комендант обязан уведомить об этом командира (начальника) арестованного. Срок ареста определяется военным комендантом гарнизона или командиром (начальником) арестованного.
Объем дисциплинарной власти командиров и начальников определяется их должностными полномочиями. Дисциплинарный Устав устанавливает дисциплинарные права по основным должностям (от командира отделения и выше). Дисциплинарные права военнослужащих, занимающих корабельные должности, определяются по сравнительной таблице дисциплинарных прав, помещенной в приложении к Дисциплинарному Уставу. В том случае, если должность военнослужащего в уставе не указана, то он пользуется дисциплинарной властью в соответствии с воинским званием, предусмотренным по занимаемой должности. При временном исполнении обязанностей по службе командиры (начальники) пользуются дисциплинарной властью по должности, объявленной в приказе.
Если начальник по тяжести совершенного подчиненным проступка признает предоставленную ему дисциплинарную власть недостаточной, то он возбуждает ходатайство о наложении взыскания на виновного властью старшего, начальника. Начальник, превысивший предоставленную ему дисциплинарную власть, несет за это ответственность.
Старший начальник не имеет права отменять или снижать дисциплинарное взыскание, наложенное младшим начальником, по причине строгости взыскания, если последний не превысил предоставленной ему власти. Старший начальник имеет право отменять дисциплинарное взыскание, наложенное младшим начальником, если он найдет, что это взыскание не соответствует тяжести совершенного проступка, и наложить более строгое взыскание.
В ряде случаев Дисциплинарный Устав предусматривает повышение (понижение) на одну ступень дисциплинарных прав военнослужащих.
Так, дисциплинарной властью на одну ступень выше прав по занимаемой должности пользуются офицеры от заместителя командира попка и ниже при нахождении с подразделениями или командами в командировке, а также при выполнении определенной в приказе командира воинской части самостоятельной задачи вне места дислокации своей части; офицеры • командиры подразделений слушателей и курсантов в военно-учебных заведениях. Повышается дисциплинарная власть и у военнослужащих, назначенных начальниками команд, и в том случае, если они не имеют офицерских званий.
Заместители командиров подразделений, воинских частей и соединений, старшие помощники командиров кораблей в отношении подчиненных им лиц пользуются дисциплинарной властью на одну ступень ниже прав, предоставленных их непосредственным начальникам.
Решение о привлечении к ответственности производится через сутки, но не позднее !0 суток с того дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном проступке. При привлечении к дисциплинарной ответственности не должно унижаться личное достоинство подчиненного и допускаться грубость.
Запрещается за один и тот же проступок налагать несколько дисциплинарных взысканий или соединять одно взыскание с другим, налагать взыскания на весь личный состав подразделения вместо наказания непосредственных виновников, а также подвергать аресту без сроков. Наложение дисциплинарного взыскания за проступки со вершенные военнослужащими во время несения службы в составе суточного наряда (несущим боевое дежурство) производится после смены с наряда (боевого дежурства) или после его замены другим военнослужащим. Наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего находящегося в состоянии опьянения, а также получение от него каких-либо объяснений откладываются до его вытрезвления.
Принятию решения о наложении взыскания должно предшествовать разбирательство, которое проводится в целях установления виновных лиц, выявлении причин и условий, способствующих совершению проступка.
Пункт 86 Дисциплинарного устава устанавливает принципиальное правило о том, что принятию решения командиром (начальником) о наложении на подчиненного дисциплинарного взыскания должно предшествовать разбирательство.
Путем анализа законодательства и практики можно выделить следующие стадии разбирательства дисциплинарных проступков:
- назначение разбирательства; - установление фактических обстоятельств проступка: - рассмотрение собранных доказательств и принятие решения;- исполнение решения;
- обжалование и пересмотр решения.
Последняя стадия, впрочем, является факультативной и реализуется в случае жалобы привлеченного к ответственности, либо соответствующего решения вышестоящих органов военного управления.
Получив сообщение о дисциплинарном проступке, соответствующий командир (начальник) вправе сам лично провести разбирательство, либо поручить сделать это кому-либо из подчиненных.
Дисциплинарный устав не определяет сроков проведения разбирательства. Однако, пункт 88 Дисциплинарного устава устанавливает, что наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего, совершившего проступок, производится, как правило, через сутки, но не позднее 10 суток с того дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном проступке. Следовательно, максимальный срок разбирательства не должен превышать 10 суток, включая вынесение решения. При этом устав не предусматривает продления, либо приостановления указанного срока.
Пункт 86 Дисциплинарного устава устанавливает круг вопросов, подлежащих выяснению в ходе разбирательства. Так, в ходе разбирательства командир (начальник) устанавливает:
действительно ли имел проступок;
где, когда, при каких обстоятельствах и с какой целью он был совершен;
в чем он вырезался;
наличие вины в действии.
Вместе с тем, устав не определяет права и обязанности участников разбирательства, а также не регламентирует, в каких случаях и в какой форме (устно или письменно) должно проводиться разбирательство, предоставив решение денного вопроса на усмотрение командиров (начальников).
Если в ходе разбирательства выяснится, что проступок содержит признаки состава преступления, то командир уведомляет об этом военного прокурора и, при необходимости, возбуждает уголовное дело и начинает дознание.
Рассмотрев результаты разбирательства, командир (начальник) принимает при наличии оснований решение о наложении взыскания. При этом должны соблюдаться закрепленные в дисциплинарном уставе правила (пункты 85 - 94 Дисциплинарного Устава), которые состоят в следующем:
а) на военнослужащего могут налагаться только те дисциплинарные взыскания, которые определены в уставе и соответствуют воинскому званию военнослужащего и дисциплинарной власти командира (начальника);
б) при определении вины и меры дисциплинарного взыскания учитываются характер проступка, обстоятельства при которых он совершен, его последствия, прежнее поведение виновного, а также продолжительность его военной службы и степень знания порядка службы (ст. 87 Устава);
в) запрещается за один и тот же проступок налагать несколько дисциплинарных взысканий или соединять одно дисциплинарное взыскание с другим, налагать взыскания на весь личный состав полразделения, вместо наказания непосредственных виновников, подвергать аресту без определения его срока (пункт 91 Дисциплинарного устава).
Исполнение дисциплинарных взысканий заключается в реализации решения правомочного начальника о применении к военнослужащему избранной меры дисциплинарного воздействия. Порядок объявления и приведения в исполнение дисциплинарных взысканий определятся пунктами 94 - 105 Дисциплинарного устава. Все дисциплинарные взыскания должны приводиться в исполнение, как правило, немедленно. В необходимых случаях допускается реализация взысканий и в более длительные сроки, но не позднее месяца со дня их наложения. Военнослужащий, считающий себя невиновным, имеет право в течение 10 суток с момента наложения взыскания подать жалобу. Подача жалобы не приостанавливает исполнения наложенного взыскания, пока не последует приказ старшего командира (начальника) о его отмене. По истечении месячного срока взыскание в исполнение не приводится, но запись о нем в служебной карточке сохраняется.