Категория материи и ее значение в философии
Введение .......................................... 3
1. Формирования понятия материи в
домарксистской философии ....................... 4
2. Диалектико-материалистическое учение о материи.. 16
3. Всеобщие свойства и строение материи ........... 22
4. Движение как способ существования материи ...... 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ........................................ 32
Список литературы ................................. 33
ВВЕДЕНИЕ
Категория бытия, выступая предельно общей абстракцией,
объединяет по признаку существования самые различные
явления, предметы и процессы: природные объекты, их
свойства, связи и отношения, человеческие коллективы и
отдельных людей, социальные институты, состояния
человеческого сознания и т.д. Все существующее - это и есть
мир, к которому мы принадлежим.
Выделяя главные сферы бытия /природу, общество,
сознание/, мы неявно полагаем, что многообразие явлений,
событий, процессов, включенных в эти сферы, объединено
некоторой общей основой. Вместе с тем возникает вопрос:
имеется ли нечто объединяющее сами эти сферы, можно ли
говорить о единстве всего бесконечного многообразия мира?
Идея такого единства приводит к представлению об общей
основе всего существующего, для обозначения которой в
философии была выработана категория материи /или
субстанции/. Субстанция обозначает внутреннее единство
многообразия конкретных вещей, событий, явлений и процессов,
посредством которых и через которые она и существует.
Учения, объяснявшие единство мира, исходя из одной
субстанции, относятся к философии монизма. Но само понимание
субстанции может быть различным : в качестве субстанции
можно мыслить и материю и дух. Соответственно этому следует
различать материалистический монизм /например учения Фалеса,
Гераклита, Спинозы/ и идеалистический монизм /например,
философия Платона, Гегеля/. Монизму противостоит
дуалистическая трактовка мира, согласно которой он образован
двумя существующими исходными началами - материальным и
идеальным. Первое из них объединяет сферу телеснопредметной
реальности, а второе - сферу духа.
Мир, в котором мы живем и частью которого являемся это
материальный мир. Он состоит из различных предметов и
процессов, которые превращаются друг в друга, возникают и
исчезают, отражаются в нашем сознании, существуя независимо
от него. Ни один из этих предметов, взятый сам по себе, не
может быть отождествлен с материей, но все их многообразие,
включая их связи, составляет материальную действительность.
1. Формирования понятия материи в
домарксистской философии
Материалистический взгляд на мир уходит своими корнями
в далекое прошлое. Он начинает утверждаться в Египте и
Вавилонии в конце третьего и начале второго тысячелетия до
н.э. Уже в эту эпоху встречаются, например, высказывания о
том, что вода является субстанцией, первоосновой мира.
Однако как определенная система взглядов материализм
возникает в первом тысячелетии до н.э.
Так, в Индии в УШ-УП веке до н.э. как вполне
оформившаяся система взглядов на мир выступает тяготеющее к
материализму учение локаята /буквально - взгляды людей,
признающих только этот мир - лока/. Основателем этого учения
был полулегендарный мудрец Брихаспати. В основе локаята
лежит скептическое отношение к догматике религиозных учений,
господствовавших в то время в Индии. Сторонники этого учения
выступили против "всех форм волшебства и суеверий": они
объявили вымыслом догмы о бессмертии души, о том, что после
смерти человека его душа продолжает жить в потустороннем
мире. Согласно локаята, никакой другой жизни, кроме земной,
нет и не может быть. Отсюда признание существующим только
этого, чувственного мира и его законов. Однако до наших дней
не сохранилось никаких подлинных текстов.
Примерно тогда возникло и начало развиваться
материалистическое мировоззрение в Китае. В 1Х-УП веках до
н.э. в Китае было распространено учение, которое отрицало
религию и утверждало, что мир вечен и состоит из огня, воды,
дерева, земли и металла. Все вещи, считали первые китайские
материалисты, представляют собой различные сочетания
указанных пяти элементов. Дальнейшее развитие материализм в
Китае получил в философии даосизма, возникшей в У1 веке до
н.э. , основателем которой был Лао-Цзы. Сторонники Дао
считали мир вечным, находящимся в состоянии непрерывного
движения и изменения. Движение, согласно их взгляду,
направляется и подчиняется естественной закономерности - Дао
/буквально путь, дорога; отсюда и название учения -
даосизм/.
Начиная с У1 века до н.э. философия получает бурное
развитие в Древней Греции. Спецификой греческой философии,
особенно в начальный период ее развития, является стремление
понять сущность природы, космоса, мира в целом. Ранние
мыслители ищут некоторое первоначало, из которого все
произошло. У Фалеса это -- вода, у Анаксимена - воздух, у
Гераклита - огонь. Само же первоначало представляло собой не
просто вещество, как его понимает современная физика или
химия, а нечто такое, из чего возникает живая природа и все
населяющие ее одушевленные существа. Поэтому вода или огонь
здесь - это своего рода метафоры, они имеют и прямое, и
переносное, символическое значение. Основоположники
атомистики древнегреческие философы Левкипп и Демокрит
признавали два первоначала: атомы и пустоту. Атомы, по
Демокриту, бесконечны, только если речь идет об их величине
и числе. Также бесконечны они и относительно различия форм.
Таким образом выражается мысль о бесконечности материи.
Поэтому атомистический материализм представляет дальнейшую и
более глубокую ступень в поисках первопричин развития мира.
Понятия материи играло важную роль в учениях Платона И
Аристотеля. Впервые понятие материя было введено Платоном,
который хотел с его помощью пояснить причину многообразия
чувственного мира. Если идея у Платона есть нечто неизменное
и тождественное себе, если она определяется через "единое",
то материю он мыслит как "начало иного" - изменчивого,
текучего , непостоянного. Именно в этом своем качестве она и
служит для Платона принципом чувственного мира. Материя, по
Платону, лишена определенности и потому непознаваема, вещи и
явления мира "становления" не могут стать предметом научного
знания как раз в силу их материальности. В этом смысле в
ранних диалогах Платона материя отождествляется с небытием.
В более позднем диалоге "Тимей" Платон уподобляет материю
лишенному качеств субстрату/материалу/, из которого могут
быть образованы тела любой величины и очертаний, подобно
тому, самые разные формы могут быть отлиты из золота.
Поэтому Платон именует здесь материю "восприемницей и
кормилицей всего сущего".
Платон полагает, что материя может принять любую форму
именно потому, что сама она совершенно бесформенна,
неопределенна, есть как бы только возможность, а не
действительность. Понятую таким образом материю Платон
отождествляет с пространством, которое есть возможность
любых геометрических фигур.
Не принимая платоновского отождествления материи и
пространства, Аристотель в то же время рассматривает материю
как возможность /потенцию/. Для того чтобы из возможности
возникло что-то действительное, материю должна ограничить
форма, которая и превращает нечто лишь потенциальное в
актуально сущее. Форма, согласно Аристотелю, есть активное
начало, начало жизни и деятельности, тогда как материя -
начало пассивное. Материя бесконечно делима, она лишена в
самой себе всякого единства и определенности, форма же есть
нечто неделимое и, как таковая, тождественна с сущностью
вещи. Вводя понятие материи и формы, Аристотель делит
сущности на низшие /те, что состоят из материи и формы/,
каковы все существа чувственного мира, и высшие - чистые
формы. Наивысшей сущностью Аристотель считает чистую
/лишенную материя/ форму - вечный двигатель, который служит
источником движения и жизни всего космического целого.
Природа у Аристотеля - это живая связь всех единичных
субстанций, определяемая чистой формой /вечным двигателем/,
составляющей причину и конечную цель всего сущего. Взгляды
Аристотеля имеют ряд недостатков, и самый существенный из
них то, что форма берет свое начало в конечном счете от бога.
В метафизическом /механическом/ материализме Нового
времени в основе понимания материи чаще всего лежало не
понятие первичного материального начала, а понятие основных,
первичных, неизменных свойств, общих для всех материальных
предметов.
В основе всех вещей, по Бэкону, лежат простейшие
"природы", которые определяются формами /законами/. Несмотря
на то, что число форм ограничено, они образуют все
многообразие мира. Материальный мир, утверждал Бэкон, не
имеет начала и конца, существовал и будет существовать
вечно. "...Никакое сожжение, никакая тяжесть иди давление,
никакое насилие, никакая, наконец, продолжительность
времени, - писал он, - не могут обратить в ничто какую-либо,
хотя бы мельчайшую, частицу материи; она всегда будет чем-то
и будет занимать какое-то место, и, в какое бы безвыходное
положение она не была поставлена, она освободится, изменив
либо форму, либо место, или же, если это невозможно, будет
оставаться, как она есть; и никогда она не будет ничто или
нигде" 1 .
Неотъемлемым свойством материи Бэкон считал движение,
хотя и ограничивал количество его видов, что, несомненно,
являлось отражением механической, метафизической природы его
учения.
Дальнейшее развитие механический материализм получил
в воззрениях английского философа Т. Гоббса. Природа
/материя/ у него потеряла многокачественность, которую
приписывал ей Бэкон; для Гоббса она представляет собой
совокупность тел, обладающих двумя основными свойствами -
протяженностью и фигурой. Аналогичное произошло в данном
случае и с трактовкой движения. Все многообразие его видов
он свел к одному - механическому. Под движением он понимал
перемещение тел в пространстве.
Еще более конкретизировали понятие материи, разработав
учение о субстанции, Спиноза и Лейбниц.
Спиноза определяет субстанцию как причину самой себя,
то есть как то, что существует через само себя и познается
из самого себя. Именуя субстанцию богом, или природой,
Спиноза тем самым подчеркивает, что это не бог теистических
-----------------------------------------------------------
1 Бэкон Ф. Соч. в 2-х т. М.,1978, т. 2, с. 179-180
религий, он не есть личность, наделенная сознанием,
могуществом я волей, не есть творец, природных вещей. Бог
Спинозы - бесконечная безличная сущность, главным
определением которой является существование, бытие в
качестве начала и причины всего сущего.
Мышление и протяжение, согласно Спинозе, суть атрибуты
субстанции, а единичные вещи - как мыслящие существа, так и
протяженные предметы - это модусы /видоизменения/
субстанции. Уже у Декарта было развито учение о своего рода
параллелизме материальной и духовной субстанций. Согласно
Декарту, каждому состоянию и изменению в материальной
субстанции /например, в человеческом теле/ соответствует
изменение в субстанции духовной /в человеческих чувствах,
желаниях, мыслях/. Сами субстанции, по Декарту, не могут
непосредственно влиять друг на друга, но их действия строго
скорректированы благодаря богу. Аналогичное рассуждение мы
находим у Спинозы: все явления в физическом мире, будучи
модусами атрибута протяжения, развиваются в той же
последовательности, как и все модусы в сфере мышления.
Учению Спинозы о единой субстанции, модусами которой
являются все единичные вещи и существа, немецкий философ
Г.Лейбниц противопоставил учение о множественности
субстанций. Тем самым Лейбниц попытался провести в
рационалистической метафизике ХУП века восходящее к
Аристотелю номиналистическое представление о реальности
единичного.
Позднее с критикой понятия материи как вещественной
субстанции выступил епископ Дж. Беркли. Человек, доказывал
он, имеет дело лишь с отдельными единичными вещами и
явлениями, которые им воспринимаются как различные
совокупности всевозможных ощущений: формы, цвета, вкуса,
запаха и т.д. Если мы отбросит эти ощущения, утверждая
Беркли, то с ними вместе исчезнет и предмет. Отсюда следовал
вывод: реально существуют лишь ощущения. Он писал: "Я вижу
эту вишню, я осязаю ее, я пробую ее; и я убежден, что ничто
нельзя ни видеть, ни чувствовать, ни пробовать;
следовательно она реальна. Устрани ощущение мягкости,
влажности, красноты, терпкости, и ты уничтожишь вишню. Так
как она не есть бытие, отличное от ощущений, то вишня, я
утверждаю, есть не что иное, как соединение чувственных
впечатлений или идей; воспринимаемых разными чувствами; эти
идеи объединяются в одну вещь /или имеют одно данное им имя/
умом..." 1 А если это так, если существуют лишь единичные
вещи, то есть совокупности ощущений субъекта, то материя,
продолжал рассуждать Беркли, есть ничто; она выдумана
материалистами для борьбы с религией.
Начиная с ХУШ века в материалистических учениях /прежде
всего в трудах Д.Дидро и П.Гольбаха/ формируются
общетеоретические, философские предпосылки современного
научного понимания материи. Так, у Гольбаха категория
материи уже не отождествлялась с конкретными физическими и
вообще определенными свойствами материальных объектов. Для
него все, что действует на наши органы чувств, есть материя.
"...Материя, - писал он, - вообще есть все то, что
воздействует каким-нибудь образом на наши чувства...".
Гольбах различает два основных вида движения. С одной
стороны, движение, которое перемещает тела /механическое
движение в собственном смысле слова/, и с другой - скрытое,
внутреннее движение, которое определяется энергией и имеет
свой источник во взаимодействии невидимых материальных
-----------------------------------------------------------
1 Беркли Дж. Соч., М., 1978, с. 345
частиц /молекул/, из которых состоит тело /оно представляет
определенную аналогию того, что в современных терминах можно
назвать микродвижением/.
Особый вклад в развитии материалистической философии в
ХУШ веке внесли русские мыслители, особенно М.В. Ломоносов и
А.Н.Радищев.
М.В.Ломоносов считал, что материя состоит из атомов,
которые, соединяясь, образуют молекулы /корпускулы/, а из
последних состоят все "явственные тела". Он впервые на
основе естественнонаучных данных обосновал идею вечности и
неуничтожимости материи и движения, открыл закон сохранения
вещества и движения. "...Все изменения, - писал он, -
совершающиеся в природе, происходят таким образом, что
сколько к чему прибавилось, столько же отнимается от
другого... Этот закон природы является настолько всеобщим,
что простирается и на правила движения..." 1 Ломоносов
подчеркивал, что материя /понимаемая как вещество/ и
движение неразрывны, что материя находится в состоянии
непрерывного движения. Он делил движение на два вида:
внешнее, когда тело меняет свое положение по отношению к
другое телу, и внутреннее, когда осуществляется изменение
положения частиц, составляющих то или иное тело. В отличии
от западноевропейских материалистов, отрицавших
многокачественность материи, русский ученый доказывал, что
разнообразных качеств у нее бесчисленное множество.
А.Н.Радищев, как и М. В.Ломоносов, обосновывал
материальность мира, в частности наличие у материи движения
- одного из коренных ее состояний.
Отказ от традиционной метафизики, который произошел в
-----------------------------------------------------------
1 Ломоносов М.В. Избр.филос.произв. М., 1950, с. 160
ХУШ веке, разрушил основу единства всей система знания. В
результате произошло никогда прежде с такой определенностью
не проводившееся разделение бытия на мир природы и человека.
Это разделение последовательно осуществил Кант.
Кант признает объективное существование материальных
предметов, но считает их непознаваемыми по своей сущности -
"вещами в себе". Наряду с ними, по Канту, существует мир
явлений, называемый им природой,- мир, который мы видим,
воспринимаем, в котором живем и действуем. Мир явлений, или
природа, не обладает самостоятельным, независимым от
человеческого сознания существованием, а возникает в
результате воздействия "вещей в себе" на органы чувств и
есть не что иное, как совокупность человеческих
представлений. "...Чувства,- писал Кант,- никогда и ни в
каком отношении не дают нам познания вещей самих по себе, а
позволяют познавать только их явления, которые суть лишь
представления чувственности... " 1
Мир явлений, по Канту, беспорядочен, хаотичен, в нем
нет никакой закономерности, необходимости, он существует вне
пространства и времени. И лишь человек в процессе познания
вносит в этот хаос определенный порядок: размещает все
явления в пространственные и временные рамки, сообщает им
необходимость, закономерность, причинно-следственные связи.
Кант пытается соединить в одной системе материалистические и
идеалистические принципы, стремится примирить материализм с
идеализмом. Именно на эту черту философии Канта особо указал
В.И.Ленин в своей работе "Материализм и эмпириокритицизм".
"Основная черта философии Канта,- писал он,- есть примирение
материализма с идеализмом, компромисс между тем и другим,
----------------------------------------------------------
1 Кант И. Соч. в 6-ти т., М.,1965, т.4, ч.1, с. 105
сочетание в одной системе разнородных, противоположных
философских направлений. Когда Кант допускает, что нашим
представлениям соответствует нечто вне нас, какая-то вещь в
себе,- то тут Кант материалист. Когда он объявляет эту вещь
в себе непознаваемой, трансцендентной, потусторонней,- Кант
выступает как идеалист" 1 .
Немецкая классическая философия представляет собой
вершину философского развития, которая в то время могла,
быть достигнута, а тем самым и вершину домарксистской
философии, вообще. В немецкой классической философии мы
находим зачатки "философии активной стороны" у Фихте, основы
естественной спекуляции у Шеллинга, его же концепцию
"динамического процесса" в природе, близкую к
материалистической диалектике, диалектическую концепцию
Гегеля, близкую к реальности и в то же время благодаря
своему идеализму далекую от нее.
Основой всего существующего Гегель считал движение
понятий - развитие абсолютной идеи. На первых порах она
представляет собой "чистое бытие", лишена какого-либо
определенного содержания, есть "ничто". Но затем "чистое
бытие" и "ничто" порождают новое понятие "становление",
"Становление" приводит к возникновению "наличного бытия" и
т.д. В силу внутренне присущей абсолютной идее
противоречивости она, развиваясь, порождает все новые и
более богатые по содержанию понятия. И так продолжается до
тех пор, пока она не развернет все свое содержание. В
процессе своего развития идея порождает природу, облекается
в материальную оболочку и начинает существовать в виде
материальных явлений. Здесь идея сначала выступает в виде
----------------------------------------------------------
1 Ленин В.И. Полн. собр. соч. т. 18, с.206
механических явлений, затем в виде химических соединений и,
наконец, порождает жизнь, человека и человеческое общество.
С появлением человека она пробивается через "чуждую" ей
материальную оболочку и начинает существовать в своей
собственной форме - в форме сознания, мышления людей. С
развитием человеческого сознания идея все больше
освобождается от материи. Наконец, осознав весь свой
предшествующий путь, она заканчивает свое развитие и
возвращается как бы в себя, в свое первоначальное положение,
но уже не как "чистое бытие", а как бытие, развернувшиеся и
уяснившее все богатство своего содержания.
В середине X1Х века с острой критикой идеализма
выступил немецкий философ Людвиг Фейербах. Первоначально
Фейербах увлекался философией Гегеля, однако уже в 1839 году
подверг ее резкой критике. С точки зрения Фейербаха,
идеализм есть не что иное, как рационализированная религия,
а философия и религия по самому их существу, считает
Фейербах, противоположны друг другу. Религия и близкая к ней
по духу идеалистическая философия возникают, по мнению
Фейербаха, из отчуждения человеческой сущности, посредством
приписывания богу тех атрибутов, которые в действительности
принадлежат самому человеку. "Бесконечная или божественная
сущность, - пишет Фейербах, - есть духовная сущность
человека, которая, однако, обособляется от человека и
представляется как самостоятельное существо " 1 . Так возникает
трудноискоренимая иллюзия: подлинный творец бога - человек -
рассматривается как творение бога, ставится в зависимость от
последнего и таким образом лишается свободы и
самостоятельности.
-----------------------------------------------------------
1 Фейербах Л. Избр. филос. произв. М.,1955, т.2 с.320
Согласно Фейербаху, для освобождения от религиозных
заблуждений необходимо понять, что человек - не творение
бога, а часть - и притом наиболее совершенная - вечной
природы. Вот как характеризует Ф.Энгельс основные положения
материализма Фейербаха: "Природа существует независимо от
какой бы то ни было философии. Она есть та основа, на
которой выросли мы, люди, сами продукты природы. Вне природы
и человека нет ничего, и высшие существа, созданные нашей
религиозной фантазией, это - лишь фантастическое отражения
н ашей собственной сущности" 1 .
В русской философии эти идеи получили развитие в
представлениях В.Г.Белинского,А.И.Герцена,Н.Г.Чернышевского.
Наиболее полно /насколько это быловозможно в условиях
цензуры/ общий контур материалистической философии обрисовал
Н.Г.Чернышевский в статье "Антропологический принцип в
философии". Утверждение единства и целостности человеческого
организма /"человеческой натуры"/ осуществляется как
результат трактовки всего бытия в виде многообразия форм
материи. Антропология Чернышевского базируется на зоологии
Ламарка, геологии Лайеля и космологии Лапласа. В конечном
счете - на онтологии, сформулированной Чернышевским в одном
из сибирских писем: "То, что, существует - материя. Материя
имеет качества. Проявление качеств - это силы. То, что мы
называем законами природы, это способы действия сил" 2 .
Первая половина Х1Х столетия явилась рубежом, на
котором выработанная в истории философской мысли традиция
религиозно-мифологическойинтерпретациивзаимосвязей
человека и мира, а же сформулированные французским
материализмом и классической немецкой философией /от Канта
до Гегеля и Фейербаха/ представления об этой взаимосвязи
перестали соответствовать потребностям нового уровня
общественного развития.
К середине XIX века высокого уровня развития достигает
наука. Появляются реальные возможности теоретического
обоснования принципов материалистической диалектики,
разработки диалектико-материалистического мировоззрения.
Развитие естествознания, новейшие открытия в различных
областях исследования природы показали ограниченность
метафизического представления о мире как совокупности не
связанных собой явлений, процессов. Эта открытия приводили к
выводам, что в природе происходят качественные превращения,
изменения, развитие, что во всей природе существует
взаимосвязь. Начали происходить существенные изменения в
самой науке: из науки собирающей, науки о законченных
предметов она стала превращаться в науку упорядочивающую,
науку о процессах, о связях, соединяющих эти процессы в
единое целое. Естествознание давало материал для осмысления,
раскрытия всеобщей связи и взаимосвязи явлений природы,
непрерывного движения и исторического развития ее, и тем
самым подводило к качественно нового взгляду на мир природы
и на самого человека.
Открытый и экспериментально доказанный М.В.Ломоносовым
/1748 г./ и позже /1842-1845 гг./ научно обоснованный
немецким естествоиспытателем Ю. Р. Майером закон сохранения
и превращения вещества и движения /как всеобщим закон
природы/ обнаружил, что вещество и движение не могут
появляться из ничего и не могут исчезнуть, а переходят из
одной формы вещества и движения в другую. Это открытие стало
первым шагом к открытию в XIX веке закона сохранения и
превращения энергии. С открытием этого закона стало
возможным доказать, что природа представляет собой единое
связанное целое, обосновать идею несотворимости и
неуничтожимости материи и движения.
Космогоническая теория Канта и Лапласа, появившаяся во
второй половине ХУШ века о естественном происхождении
солнечной системы как историческом процессе, создание
Н.И.Лобачевским /ХУШ век/ новой геометрия подрывало
метафизический подход к вопросу о соотношении пространства и
времени. Теория клеточного строения живых организмов
/П.Ф.Горянинов - 1809 г., Ян Пуркинье - 1816 г., Т.Шванн и
М.Я.Шлейден - 1816 г./ разрушила представление о
существование непреодолимой грани между различными видами
животных, а также между животными и растительным миром и
способствовала зарождению идеи органического единства всего
живого, о саморазвитии живой природы. Эволюционная теория
Ч.Дарвина /Х1Х век/ подорвала представления о видах животных
и растении как богом данных и неизменных и доказала
непрерывность процесса развития. Она показала, что огромное
многообразие видов животных и растений есть результат
длительного исторического процесса их изменения и развития
путем естественного отбора. Тем самым была обоснована идея
непрерывности процесса развития всего органического мира, в
том числе и человека. Теперь и человек предстал как
естественный результат длительной эволюции жизни на Земле.
Философия марксизма была создана К.Марксом и Ф.Энгельсом
и значительно разработана и дополнена В.И.Лениным.
Диалектико-материалистическое определение понятия
материи было дано В.И.Лениным в книге "Материализм и
эмпириокритицизм": "Материя есть философская категория для
обозначения объективной реальности, которая дана человеку в
ощущениях его, которая копируется, фотографируется,
отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них" 1 .
В этом определении вынесено два основных признака:
вопервых, материя существует независимо от сознания,
вовторых, она копируется, фотографируется, отображается
ощущениями. Первая характеристика означает признание
первичности материи по отношению к сознанию, вторая -
признание принципиальной познаваемости материального мира.
Ленинское определение материи заключает в себе такое
содержание, которое отличает диалектическое понимание мира
от метафизического. В этом определении отсутствуют ссылки на
конкретные свойства и виды гетерии, нет перечисления
каких-либо ее конкретных характеристик.
Дело в том, что на каждом этапе познания и практики
человек осваивает только некоторые фрагменты и аспекты
неисчерпаемого в своем многообразии мира. Поэтому
бессмысленно определять материю через перечисление ее
известных видов и уровней, если учесть, что последующее
развитие познания и практики будет приводить к открытию
новых, неизвестных ранее свойств, видов и форм материи.
Несостоятельны также попытки определить материю,
рассматривая некоторые ее виды в качестве своеобразных
"первокирпичиков" мироздания. Здесь заранее предполагается,
----------------------------------------------------------
1 Ленин В.И. Полн. Собр.соч. Т.18, с. 131
что такие "первокирпичики" вечны, неизменны и не возникают
ни из каких других объектов /если же они возникают из
какого-то предшествующего состояния материи, то тогда они
уже не могут рассматриваться в качестве последнего основания
материального мира/.
Таким образом, остается только один способ определять
материю - выделять такой предельно общий признак, который
характеризует любые виды материи независимо от того, познаны
они уже или еще только будут познаны в будущем. Таким общим
признаком является свойство "быть объективно реальностью,
существовать вне нашего сознания". Определяя материю
посредством этого признака, диалектический материализм
неявно предполагает бесконечное развитие материи и ее
неисчерпаемость.
Метафизические концепции материи становятся особенно
опасными для науки при объяснении новых явлений, так как
могут привести ее к кризисам. Примером такого кризиса была
ситуация в физике конца Xll-аачада XX века.
В естествознании долгое время /с ХУП до конца XIX
столетия/ атомы считались пределом делимости материи, а ее
неуничтожимость связывалась с сохранением массы атомов.
Здесь была своя логика: если атом неделим, то количество
материи в нем всегда остается одним и тем же. В ньютоновской
физике это количество характеризовалось особой физической
величиной. Масса трактовалась как мера количества материи.
Неразрушимость атомов означала, что их количество в природе
остается постоянным, хотя и бесконечно большим. Отсюда
следовало, что их суммарная масса также сохраняется, что
истолковывалось как сохранение материи.
Все эти идеи мешали найти правильное объяснение
явлениям, свидетельствующим о делимости атома. В частности,
явление радиоактивности, обнаруженное в 1896 году А.
Беккерелем, шесть лет не получало непротиворечивого
объяснения. Если допустить, что атомы излучают энергию, не
черпая ее ниоткуда, то нарушается закон сохранения энергии.
Только в 1902 году Э.Резерфорд и Ф. Содди сумели разрешить
этот парадокс. Они доказали, что радиоактивность
представляет собой результат спонтанного распада атомов и
превращения химических элементов. Чтобы выдвинуть гипотезу
делимости атома, Резерфорду н Содди необходимо было
отбросить метафизические концепции материи, отождествлявшие
неразрушимость атомов с сохранением материи.
В эпоху революции в естествознании конца XIX - начала
XX века возникли серьезные трудности, связанные с оценкой и
включением принципа структурности и делимости атома в
научную картину мира. Господствовавшее в среде физиков того
времени отождествление неуничтожимости материи с
неразрушимостью атомов привело к истолкованию делимости
атома как исчезновения материи.
Анализируя возникшую ситуацию, В. И. Ленин показал, что
кризис в физике, связанный с появлением идеалистической
интерпретации ее открытий, был вызван не самими этими
открытиями, а метафизическими взглядами на материю.
Противопоставляя этим взглядам диалектикоматериалистическое
определение материи, Ленин подчеркивал, что содержащаяся в
нем идея неисчерпаемости материи позволяет справиться с
возникшими трудностями. Делимость атома с этих позиций
означала не уничтожение материи, а расширение горизонта
наших знаний о материи и открытие новых ее видов.
В.И.Ленин предостерегал от повторения прошлых ошибок
при философском осмыслении новых видов материи. Были попытки
объявить последними "кирпичиками" мироздания вместо атомов
электроны. В этой связи В.И.Ленин отмечал, что электрон так
же неисчерпаем, как и атом. Данное положение во многом
предвосхищало общие тенденции развития будущей физики
элементарные частиц, обнаружившей сложность, структурность и
взаимопревращаемость этих фундаментальных физических
объектов. Крупные ученые /М. Борн и др./ отметили значение
ленинской идеи.
Диалектико-материалистическое понимание материи имеет
важное значение не только для естествознания, но и для
общественных наук. Оно является предпосылкой для
последовательной раз работки материалистического понимания
истории, позволяет рассмотреть общественную жизнь как
функционирование и развитие сложной материальной системы -
человеческого общества, которая включает в качестве своего
неотъемлемого аспекта духовные процессы.
Философия анализирует отношение сознания к материи, и
такое рассмотрения является содержанием основного вопроса
философии. Но за рамками постановки и решения этого вопроса
противопоставление материи и сознания теряет свой смысл. Их
противоположность относительна, поскольку сознание является
свойством высокоорганизованной материи и не существует вне и
независимо от определенного уровня материальной организации.
Поэтому Ленин подчеркивал относительность противоположности
материи и сознания, отмечал, что в мире "нет ничего, кроме
движущейся материи".
Определение материи через признак "быть объективной
реальностью, существовать вне нашего сознания", еще не дает
явного знания о том, как структурирована материя. Однако
неявно уже предполагает, что материя неисчерпаема,
существует в бесконечном числе видов и свойств, а значит,
обладает определенной, пусть очень сложной структурой.
Конкретное представление о том, какова именно эта структура,
каково строение материи, складывается в процессе познания и
практики.
3. Всеобщие свойства и строение материи
Философское понятие материи нельзя смешивать с
естественнонаучными представлениями о строении и свойствах
материи. Вместе с тем последние ни в коем случае нельзя
рассматривать в отрыве от философского понимания материи.
Естествознание способствует обогащению и конкретизации
философского сумела материи, философское же понятие материи
дает естествоиспытателю прочную методологическую базу при
исследовании материальных явлений. Разработка философских
проблем естествознания помогает успешно решить многие
задачи, которые ставятся конкретными науками.
В мире существуют три уровня организации материи:
неживая, живая , социально-организованная. На неживом уровне
выделяют три большие "области" организации материи: макромир
/наш мир, мир привычных нам величин/, микромир /мир
чрезвычайно малых частиц/, мегамир /большой мир, или мир
огромных величин/. Например в микромире следует особо
выделить уровень элементарных частиц.
Как известно, свыше ста известных в настоящее время
химических элементов образуют все простые и сложные
вещества. Но надо иметь в виду и другое: микроскопические
объекты существенно отличаются от макротел. Если в прошлом
столетии, говоря о микромире, исследователи представляли его
себе отличающимся от мира макроскопических тел лишь с
количественною стороны - по величине, то теперь достоверно
установлено, что микромир отличается от макромира не только
количественно, но и качественно. На уровне элементарных
частиц отсутствует сколько-нибудь существенное различие
между такими видами материи, как вещество и поле. Например,
фотон, который не имеет массы покоя, является одновременно и
элементарной частящей и квантом поля. Ряд квантов физических
полей обладает массой покоя, и это существенно сказывается
на характеристике соответствующих полей /например, ядерное
поле распространяется со скоростью меньшей, чем скорость
света/. А поскольку в роли квантов физических полей
выступают элементарные частицы, то это означает, что в
данном случае граница, разделяющая понятия "частица" и
"поле", попросту снимается. Но если это так, то снимается и
граница между понятиями "вещество" и "поле". На уровне
элементарных частиц свойства вещества как бы сливаются со
свойствами поля, образуя единую материю.
Изучая живую природу, мы также сталкиваемся с системной
организацией материя. Сложными системами являются как
клетка, так и построенные из клеток организмы; целостную
систему представляет собой вся сфера жизни на Земле -
биосфера, существующая благодаря взаимодействию своих
частей: микроорганизмов, растительного, животного мира,
человека с его преобразующей деятельностью.
Материальные системы всегда взаимодействуют с внешним
окружением. Некоторые свойства, отношения и связи элементов
в этом взаимодействии меняются, но основные связи могут
сохраняться, и это является условием существования системы
как целого. Сохраняющиеся связи выступают как инвариант, то
есть устойчивые, не изменяющиеся при вариациях системы. Эти
устойчивые связи и отношения между элементами системы и
образуют ее структуру. Иными словами - система - это
элементы и их структура,
Любой объект материального мира уникален и нетождествен
другому. Но при всей уникальности и непохожести объектов
определенные их группы обладают общими признаками строения.
Например, существует очень большое разнообразие атомов, но
все они устроены по одному типу - в атоме должно быть ядро и
электронная оболочка. Огромное многообразие молекул - от
простейшей молекулы водорода до сложных молекул белков -
имеет общие структурные признаки: ядра атомов, образующих
молекулу, стянуты общими электронными оболочками. Можно
обнаружить общие признаки строения у различных макротел, у
клеток, из которых построены живые организмы и т.д. Наличие
общих признаков организации позволяет объединить различные
объекты в классы материальных систем. Эти классы часто
называют уровнями организации материи или видами материи.
Люди являются частью сферы жизни на Земле. Благодаря
постоянно увеличивающемуся производственному воздействию на
окружающую среду они могут внести и /чем дальше, тем больше/
вносят возмущение в динамику биосферы. На современном этапе
эти возмущения становятся столь существенными, что начинают
грозить необратимым вырождением биосферы. Знание ее законов,
понимание своего места в ее динамике является ныне одним из
условий самого человеческого существования к поэтому
обретает огромную мировоззренческую ценность,
На определенном этапе развития в биосфере возникают
особые популяции живых существ, которые благодаря
развивающейся орудийной деятельности трансформируют
биологические формы своего существования в социальную жизнь.
В рамках биосферы начинает развиваться особый тип
материальной системы - человеческое общество.
Как особый уровень организации материи, человеческое
общество существует благодаря деятельности людей и включает
в качестве обязательного условия своего функционирования и
развития их духовную жизнь.
В человеческой жизнедеятельности как бы сталкиваются
различные линии саморазвития материи: с одной стороны,
естественная эволюция неживой и живой природы, с другой -
искусственная, только в обществе реализуемая эволюция
материи. Причем вторая, возникающая благодаря человеческой
деятельности, линия эволюции материи реализуется не только в
формах развивающейся предметной сферы, которую создает
человек в процессе производства, но и в форме развития
самого человека, который развертывает свои природные
возможности, строит новые разнообразные формы общения и
социальных отношения и в этом процессе изменяет самого себя.
Понимание истории человечества как особого этапа,
грандиозного развития материи ставит интереснейшие
мировоззренческие проблемы возможности существования иных
цивилизаций, путей их развития, космического будущего
человечества.
Картина взаимосвязи всех уровней организации материи,
включая человека и человеческое общество, понимание каждого
материального объекта, в том числе и человека, как продукта
глобальной космической эволюции, проливает новый свет на
одну из древнейших проблем философии - на проблему единства
мира. Всякая материалистическая философия, и
материалистическая диалектика в том числе, отстаивает
принцип единства мира, выступая в качестве монической
философии. Но философский монизм может быть различной
природы, реалистический монизм считает первоначалом всего
сущего идеальное, рассматривая материю как всего лишь
инобытие этого идеального. Напротив, материалистический
монизм утверждает единство мира через его материальность.
Диалектическое понимание материального единства мира
все глубже проникает и в современное естествознание, и в
науки о человеке и обществе. Метафизическое мышление видит
мир составленным из различных субстанций, не просто
качественно отличных друг от друга, но разделенных между
собой непроходимыми барьерами, Тем самым, по сути дела,
отрицается монистический подход к реальности.
Материалистическая же диалектика, а вместе с ней и все
современные науки о природе и обществе исходят из того, что
в основе всего многообразия существующих явления и процессов
лежит движение единой материи.
4. Движение как способ существования материи
В основе диалектико-материалистического понимания,
движения два исходных положения. Согласно первому, движение
есть способ существования материи. "Материя без движения, -
писал Ф. Энгельс, - так же немыслима, как я движение без
материи" 1 . Согласно второму, оно определяется как изменение
вообще. "Движение, в применении к материи, - это изменение
вообще, это взаимодействие" 2 .
Материя не может существовать вне движения. Любой ее
объект существует лишь благодаря тому, что в нем
воспроизводится определенные типы движения. При их
уничтожении объект прекращает свое существование, переходит
в другие объекты, которые, в свою очередь, характеризуются
определенным набором типов и форм движения. Иначе говоря,
движение внутренне присуще материи. Оно так же абсолютно,
---------------------------------------------------------
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.20, с. 59
2 Там же, с. 563
как абсолютна, сама материя.
В.И.Ленин в работе "материализм и эмпириокритицизм"
показал, что "отрыв" движения от материи означает в конечном
счете признание лишь движения мысли, ибо движение "самого по
себе", без своего носителя не существует. "...Попытка
мыслить движение без материи, - писал он, - протаскивает
мысль, оторванную от материи, а это и есть философский
идеализм"1.
Диалектический материализм подчеркивает неразрывность
материи и движения, абсолютность движения. Нет материи без
движения, движение абсолютно. Другого вывода сделать нельзя.
Движение вечно, оно несотворимо и неразрушимо, как сама
материя.
Вместе с тем положение о том, что движение - "это
изменение вообще", указывает на его относительность,
Например, перемещение одного тела можно определить лишь
относительно положения других тел, а появление новых систем,
свойств и отношений можно заметить только при сравнении их с
ранее существовавшими системами, свойствами и отношениями.
Иначе говоря, речь идет в данном случае об относительности
движения. Следовательно, движение материальных тел
характеризуется единством абсолютного и относительного.
Важнейшие характеристики движения - изменчивость и
устойчивость. Они необходимо присущи всем формам движения.
Под изменчивостью понимается смена свойств, состояний и
отношений, присущих материальным и идеальным системам.
Устойчивость же есть сохранение свойств, состояний и
отношений этих систем,
Устойчивость тех или иных систем обычно понимается как
-----------------------------------------------------------
1 Ленин В.И. Полн. собр.соч. Т.18 , с.284
их покой /в широком смысле остова/. Наряду с таким
пониманием покоя существует его понимание как определенной
неподвижности материального объекта в пространстве. При этом
вполне справедливо подчеркивается относительность состояния
покоя. "Всякий покой, - писал Ф. Энгельс, - всякое
равновесие только относительны..." 1
Движение включает в себя одновременно и изменчивость и
устойчивость. Наличие изменчивости в движении очевидно. Но и
устойчивость обязательно входит в движение. Она входит в
него даже в том смысле, что смена свойств, состояний и
отношений /изменчивость/ всегда присуща движению, то есть
сама смена /наличие изменчивости/ является определенной
устойчивостью. Изменчивость и устойчивость не только
взаимоисключают друг друга, но взаимно предполагают друг
друга. Таким образом, не изменчивость и, понятно., не
устойчивость, а их взаимодействие, единство - основа
движения.
Правомерно говорить о двух основных типах движения.
Первый тип движения - это движение, когда сохраняется
качество предмета. Но кроме него существует еще один тип
движения, связанный с переходом от одного качества к другое,
с изменением качественного состояния предмета. Это может
быть разрушение предмета, распад его на составляющие
элементы, которые представляют собой особые качества,
возникающие в результате преобразования исходного предмета.
Но может быть и более сложный процесс, когда благодаря
взаимодействию объекты образуют более сложную систему, новый
объект.
Процессы, связанные с преобразованием качества
----------------------------------------------------------
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.20, с. 59
предметов, с появлением новых качественных состояний,
которые как бы развертывают потенциальные возможности,
скрытые и неразвернутые в предшествующих качественных
состояний, характеризуется как развитие. Процесс развития -
это всегда переход одного качества в другое, направленное
формирование новых систем, новых типов организации, которые
рожаются из предшествующих им систем. Существуют две
разновидности процессов развития. Первая разновидность - это
процессы качественных превращений, не выходящие за рамки
соответствующего вида материи, определенного уровня ее
организации. Вторая - процессы перехода от одного уровня к
другое. В неживой природе ярким примером первой
разновидности развития может служить эволюция звезд.
Движение различается не только по типам, но и по
формам. Идея о формах движения материи и их взаимосвязи
выдвинута Ф. Энгельсом. Он писал, что "различные формы и
виды самого вещества можно познать... только через движение;
только в движении обнаруживается свойства тел; о теле,
которое не находится в движении, нечего сказать.
Следовательно, природа движущихся тел вытекает из форм
движения"1.
В основу классификации форм движения Энгельс положил
следующие принципы: 1/ формы движения соотносимы с
определенным материальным уровнем организации материи, то
есть каждому уровню такой организации должна соответствовать
своя форма движения; 2/ между формами движения существует
генетическая связь, то есть форма движения возникает на базе
нижних форм; 3/ высшие формы движения качественно специфичны
и несводимы к низшим формам.
-----------------------------------------------------------
1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.20, с. 563
Исходя из этих принципов и опираясь на достижения науки
своего времени, Ф. Энгельс выделил пять форм движения
материи и предложил их следующую классификацию:
механическое, физическое, химическое, биологическое и
социальное движение материи.
Нельзя не учитывать, что Ф. Энгельс разрабатывал
классификацию форм движения во второй половине прошлого
века, опираясь при этом на конкретные достижения
естествознания того времени. Учитывая, что последующее
развитие науки может внести определенные коррективы в
предложенную им классификацию, Энгельс вовсе не считал ее
чем-то завершенным и окончательным. И он был прав.
Современная наука накопила чрезвычайно большой и
разнообразный материал. Поэтому естественно, что при учете
новейших научных данных встал вопрос о дальнейшем развитии
энгельсовской схемы классификации форм движения материи.
Однако, несмотря на дискуссионность ряда проблем
классификации форм движения материи, выделение Энгельсом
пяти основных форм следует считать в основном правильным и с
точки зрения современного научного знания.
Одной из важнейших сторон учения о формах движения
материи является трактовка общественных процессов как
социальной формы движения материи. Эта трактовка стала
возможной благодаря открытию и разработке
материалистического понимания истории. Поэтому она
свойственна марксистскому философскому взгляду на мир.
Выделяя в общественной жизни материальные и духовные
процессы, диалектический материализм подчеркивает
первичность материальных процессов, но не отрывает их от
духовной жизни общества, лишь в абстракции можно отделить
друг от друга эти стороны общественной жизни. В реальной же
действительности они взаимодействуют, благодаря чему только
и существует общество как особый уровень организации материи.
Представляя собой единство изменчивости и устойчивости,
абсолютного и относительного, движение характеризуется также
единством непрерывного и прерывного. "Движение, - писал
В.И.Ленин в "Философских тетрадях", - есть сущность времени
и пространства... Движение есть единство непрерывности
/времени и пространства/ и прерывности /времени и
пространства/".
Понятия "пространство" и "время" возникли уже на
первых, начальных стадиях развития практики и познания.
Выделив себя из природы и вступив с ней в определенные
отношения, человек осознавал как отдельность, относительную
самостоятельность, обособленность вещей, так и их
внеположность /существование одного вне другого/ и
соответствующее местоположение - пространственные
характеристики. Далее, познавая изменения, происходившие в
предметах в результате воздействия на них орудий труда в
процессе предметно-преобразующей деятельности, он отражал,
выделял и фиксировал длительность этих изменений, а также
последовательность появления идя исчезновения тех или иных
качественных состоянии, то есть временные характеристики,
временные отношения.
С точки зрения диалектического материализма,
пространственно-временные свойства материального мира должны
быть объяснены и выведены из самого этого мира. Реализация
этого принципа стала возможной на основе последовательного
проведения идеи о всеобщем взаимодействии, выражающем
активность, самодвижение материи. Представление о
взаимодействии как причине существования и изменения
пространственно-временных свойств реального мира
подтверждается всем ходом развития современной науки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, подводя итог сказанному, необходимо особо
подчеркнуть, что материя представляет собой объективную
реальность, существующую вне и независимо от человеческого
сознания и отражаемую им, что она находится в постоянном
изменении, движении, переходит из одних относительно
устойчивых материальных образований /качественных состояний/
в другие, которые, будучи конечными, возникающими при
определенных условиях и неизбежно исчезающими в следствии
происходящих в них изменений, являются звеньями единого,
бесконечного в пространстве и времени мирового процесса.
В данном реферате дан обзор формирования понятия
материя с древних времен до наших дней, приведены основные
понятия в истории развития философской мысли на протяжении
веков и раскрыто современное диалектикоматериалистическое
понятие материи. В реферате также кратко представлены
основные свойства и строение материи. К сожалению, в полном
объеме не освещены категории времени и пространства, это
связано с ограничением количественного объема работы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аристотель. Метафизика Соч в 4 т., М., 1975, Т 1.
2. Артыков Т.А. Эволюция физического принципа относительности
Философские науки, 1989, N9.
3. Асмус В.Ф. Античная философия. М.,1976.
4. Беркли Дж. Трактат о принципах человеческого знания .
Соч., М.,1978.
5. Бэкон Ф. Сочинения в 2-х т., М.,1978.
6. Воронин П.П. Разумность мироустройства глазами физика.
Вопросы философии, 1990, N8.
7. Гольбах П. Избранные произведения. В 2-х т., Т 1.
8. Декарт Р. Избранные произведения. М.,1950.
9. Кант И. Критика чистого разума. Соч., Т.3, М.,1964.
10. Курсанов Г. Бесконечность и вечность Вселенной. М.,1961.
11. Лейбниц Г.В. Монадология. Соч. в 4 т.М.,1982, Т.1.
12. Ленин В.И. Фридрих Энгельс.Полн.собр.соч.,Т.2.
13. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн.собр.соч.,
Т.18.
14. Ленин В.И. Карл Маркс.Философский материализм. Диалектика.
Полн.собр.соч.,Т.26.
15. Ленин В.И. Философские тетради. Полн.собр.соч.,Т.29.
16. Лосский Н.О. История русской философии. М.,1994.
17. Мостепаненко А.М.Проблема универсальности основных свойств
пространства и времени. Л-д.,1969.
18. Мостепаненко М.В. Возникновение, развитие и современное
состояние квантово-полевой картины мира. Филосовские науки,
1989, N11 .
19. Мохря Е.П. О состоянии категорий "движение","изменение".
Философские науки, 1989, N10.
20. Назаретян П.П. Интеллект во Вселенной. М.,1991.
21. Соколов В.В. Европейская философия ХУ-ХУП вв. М.,1978.
22. Спиноза Б. Этика. Избранные произведения. В 2-х т.
М.,1957, Т.1.
23. Фейербах Л. Избранные философские произведения.Т.1,
М.,1955.
24. Философия эпохи ранних буржуазных революций. Под редакцией
Т.И.Ойзермана. М.,1983.
25. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М.,1981.
26. Чернышевский Н.Г. Сочинения в 2-х т. М., 1986-1987.
27. Энгельс Ф. Диалектика природы.Введение;Старое предисловие
к "Анти-Дюрингу";О диалектике;Диалектика;Основные формы
движения. Маркс К.,Энгельс Ф.Соч., т.20.
28. Энгельс Ф. Анти-Дюринг.Маркс К.,Энгельс Ф.Соч., т.20.
29. Юрченко А.И. К проблеме понимания категории "материя".
Философские науки, 1989, N8.