Отходы производства

ОТХОДЫ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ

На территории Российской Федерации к 1996 г. накопилось в хранилищах, накопителях, складах, могильниках, полигонах, свалках и других объектах наблюдения 1407 млн. т токсичных отходов производства и потребления (по данным статистической отчетности по форме № 2ТП “Токсичные отходы”). В 1996 г. на предприятиях образовалось 84 млн. т токсичных отходов, в том числе I класса опасности — 0,32 млн. т, II класса — 1,9 млн. т. Из общего количества образовавшихся отходов использовано в собственном производстве 51 млн. т, или 61% и полностью обезврежено 2 млн. т, или 2% (в 1995 г. —соответственно 34 и 6 млн. т, или 41 и 8%). Кроме того, 10 млн. т (12% от общего количества образовавшихся в отчетном году отходов) передано на другие предприятия для использования, обезвреживания, складирования и других операций (в 1995 г. — соответственно 12 млн. т, или 15%). Отходы, не подлежащие использованию и переработке, направляются на захоронение. Более 15% учтенных мест организованного захоронения отходов не отвечали действующим нормативам. Площадь, занимаемая местами организованного захоронения отходов, составила 14,7 тыс. га. На санкционированные свалки и полигоны твердых бытовых отходов в 1996 г. поступило 1,3 млн. т промышленных отходов (1995 г. — 5,6 млн. т). В связи с недостаточным количеством полигонов для складирования и захоронения промышленных отходов широко распространена практика вывоза отходов в места неорганизованного складирования (несанкционированные свалки), что представляет особую опасность для окружающей среды. В 1996 г. 111,3 тыс. т (1995 г. — 95,4 тыс. т) промышленных отходов направлено в места неорганизованного складирования, в том числе — 209 т (1995 г. — 204 т) отходов I класса опасности. В течении последних трех лет Госкомэкология России проводит серьезную работу по формированию правовой базы в области обращения с отходами, отвечающей современным требованиям. Подготовлен проект Федерального закона “Об отходах производства и потребления”, который принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении 19 июня 1996 г. Этот закон, являющийся дальнейшим развитием Закона РСФСР “Об охране окружающей природной среды”, определяет государственную политику в области обращения с отходами производства и потребления. В целях предотвращения загрязнения окружающей природной среды и повышения эффективности использования бытовых и производственных отходов постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. № 1098 утверждена федеральная целевая программа “Отходы” (государственный заказчик —Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды). Цели и задачи программы: — концентрация финансовых, материально-технических и других ресурсов, интеграция производственного и научного потенциала для решения проблемы обращения с отходами; — экономия природных ресурсов за счет максимального вовлечения отходов в хозяйственный оборот; — реализация пилотных проектов по переработке и обезвреживанию отдельных видов отходов для последующего тиражирования проектов в целях решения проблемы накопленных в стране отходов; — создание системы управления отходами, построенной на основе организационно-управленческих, нормативно-правовых, экономических, информационных и контрольных регуляторов. Выполнение программных мероприятий по переработке и обезвреживанию отходов позволит: — перерабатывать ежегодно около 55 млн. т/год отходов; — достигнуть экономии первичного сырья, материальных и топливно-энергетических ресурсов на 20–25% (будет производиться более 40 видов товарной продукции различного назначения, прибыль от реализации которой составит 693,6 млрд. руб./год); — значительно сократить площади земель, отчуждаемых под полигоны, отвалы и хранилища отходов, и ввести в хозяйственный оборот крупные земельные угодья, в прошлом занятые отходами; — создать рынки ресурсосберегающих и малоотходных технологий и оборудования, технологий и оборудования по переработке и обезвреживанию отходов; — активизировать процесс конверсии ВПК, создать новые рабочие места. Экономическая оценка предотвращенного экологического ущерба составляет 2013 млрд. руб./год. Реализация программы будет способствовать решению социальных проблем вследствие существенного сокращения негативного воздействия отходов на окружающую природную среду в районах их образования и складирования. Это позволит снизить заболеваемость и смертность населения, предотвратить уничтожение животного и растительного мира, увеличить продуктивность сельского хозяйства, высвободить для хозяйственных нужд десятки тысяч гектаров земель, создать новые рабочие места и повысить уровень занятости населения. В итоге будут снижены социальная напряженность в регионах с экологически неблагоприятной ситуацией и миграция населения из экологически неблагоприятных регионов в регионы с лучшими условиями проживания. В 1996 г. программа из средств федерального бюджета практически не финансировалась. В настоящее время в стадии выполнения находятся мероприятия, финансируемые из внебюджетных источников: — создание комплекса по выделению металлов из отходов гальванических производств мощностью 90 тыс. т/год в г. Чебоксарах; — строительство полигона для обезвреживания, переработки и захоронения 30 тыс. т/год гальванических и других токсичных отходов в г. Томске; из внебюджетных источников выделено 3,3 млрд. руб., выполнены планировочные работы на отведенной площадке, проведены автодорога, электроснабжение, завершены на 60% работы по закрытому хранилищу промышленных отходов; — создание установок по полному использованию угольных шламов мощностью 0,9 млн. т/год и цехов мощностью 0,7 млн. т/год по экологически безопасному использованию отходов обогащения углей Кузнецкого бассейна в Кемеровской обл.; — создание производства по переработке золошлаковых отходов в цемент мощностью 600 тыс. т/год в г. Жигулевске Самарской обл.; — создание производства по совместной переработке золошлаковых и шламовых отходов мощностью 60 тыс. т/год в г. Волгограде; объем выполненных работ в настоящее время составляет 14,74 млрд. руб., закуплено и установлено основное оборудование, выполнена большая часть строительно-монтажных работ, размещены и частично оплачены заказы на приобретение недостающего оборудования. Для завершения строительства исполнителем мероприятия — ОАО “Химпром” предусмотрено выделение 7 млрд. руб. и из бюджета Волгоградской обл. — 2 млрд. руб; — строительство завода-центра по использованию и обезвреживанию сложных промышленных отходов мощностью 7,9 тыс. т/год по органическим отходам и 9,8 тыс. т/год по неорганическим отходам в г. Калуге; — создание передвижной опытно-промышленной установки термического обезвреживания непригодных для использования пестицидов мощностью 200 т/год; создание экспериментального цеха по переработке птичьего помета мощностью 1250 м 3 /сут на птицефабрике в Воронежской обл.; — создание производства строительных изделий и материалов мощностью по фосфогипсу 300 тыс. т/год в Саратовской обл.; выделено из федерального бюджета и внебюджетных источников 44,436 млрд. руб. (из федерального бюджета — по программе “Развитие и организация конкурентоспособных промышленных производств химических продуктов для реализации приоритетных направлений развития народного хозяйства и снижения антропогенной нагрузки на окружающую среду”); — строительство опытно-экспериментального завода по термической переработке твердых бытовых отходов мощностью 90 тыс. т/год в г. Бийске Алтайского края; в рамках федеральной инвестиционной программы в соответствии с приказом Минфина России от 1 ноября 1996 г. № 542 “О проведении денежного зачета” на реализацию проекта выделено в 1996 г. 4,0 млрд. руб. В 1996 г. Минэкономики России, Госкомэкологией России и правительством Свердловской обл. проведена значительная организационная и практическая работа по подготовке, утверждению и реализации федеральной целевой программы “Переработка техногенных образований в Свердловской области” на 1997–2005 годы. В результате указанная программа утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 1996 г. № 738 (Указом Президента Российской Федерации от 29 января 1997 г. № 59 ей присвоен статус президентской программы). Государственным заказчиком Программы определен Госкомэкология России, часть функций государственного заказчика специальным соглашением передана администрации Свердловской обл. Цели Программы — комплексная переработка техногенных образований в Свердловской обл. с одновременной утилизацией отходов производства и потребления, уменьшение антропогенной нагрузки на окружающую среду и здоровье населения области, снижение социальной напряженности в горнопромышленных центрах за счет создания новых и перевооружения существующих рабочих мест. Реализация Программы осуществляется в два этапа. На первом этапе (1997–1998 гг.) предусматривается реализация 22 проектов на основе разработанных технологий по комплексной переработке техногенных образований (без проведения НИОКР), что обеспечивает переработку ежегодно более 15 млн. т токсичных промышленных отходов с получением из них: железа — 1,2 млн. т, меди — 50 тыс. т, алюминия — 110 тыс.т, цинка — 200 тыс. т, редкоземельных и драгоценных металлов — 3 тыс. т. Годовой экономический эффект от реализации полученной продукции составит 155 млрд. руб. (в ценах 1996 г.). Средний срок окупаемости — 2–3 года. Экологический эффект от реализации Программы — сокращение объемов токсичных промышленных отходов, предотвращение ущерба окружающей среде Северного Урала в размере 5 трлн. руб./год, снижение трансграничного загрязнения водоемов Арктического и Каспийского бассейнов. Социальный эффект — создание 20 тыс. рабочих мест, сохранение и перевооружение существующих. Ряд программных мероприятий уже в 1996 г. был осуществлен за счет внебюджетных источников финансирования, в частности: — на Высокогорском ГОКе пущено производство по переработке шламов с получением медного концентрата. Производительность установки — около 500 т концентрата в год. Ведется работа по совершенствованию производства с целью улучшения качества концентрата и увеличения объемов переработки шламов; — переработка отвальных шламов медеплавильных предприятий (СУМЗ, АО “Святогор”, Кировоградский медеплавильный комбинат) позволила извлечь из них 15 тыс. т меди; — при комплексной переработке пылей, промпродуктов и отходов производства на тех же предприятиях получено 2,6 тыс. т сернокислого цинка, более 3 тыс. т меди и 2,4 тыс. т свинцовых пылей; — для переработки отвальных шламов на НТМК пущена первая очередь комплекса по переработке шлака мощностью более 7 млн. т/год с получением 100 тыс. т металлопродукта и 3 млн. т шлакового щебня; — на Свердловском трубном заводе заканчивается строительство и монтаж первой очереди дробильно-сортировочной установки производительностью 310 тыс. т шлака в год; — для переработки шлаков Алапаевского металлургического завода разработана технология, рабочий проект и построена установка по производству товарного абразива мощностью 10 тыс. т/год. На все эти мероприятия в 1996 г. израсходовано 300 млрд. руб. внебюджетных средств. Для реализации проектов, включенных в первый этап Программы, потребуется в 1997–1998 гг. 764,5 млрд. руб. (в ценах 1996 г.). За счет федерального бюджета Программой предусмотрено финансирование в объеме 99,8 млрд. руб., что составляет 13% общей стоимости реализации первого этапа Программы. В целях создания типовой региональной системы управления обращения с отходами производства и потребления, а также совершенствования, разработки и внедрения нормативно-методических документов в этой области в 1995–1996 гг. Госкомэкологией России в соответствии с приказом от 19 сентября 1995 г. № 370 проводился региональный эксперимент по обращению с отходами производства и потребления в 22 субъектах Российской Федерации. В ходе эксперимента разработаны проекты 13 нормативно-правовых документов по обращению с отходами последующим вопросам: — организация и проведение мониторинга отходов; — реализация мер административной ответственности за экологические нарушения при обращении с отходами; — оценка опасности отходов; — организация учета и контроля отходов. Подготовлены к утверждению проекты нормативных документов “Порядок отнесения отходов к классам опасности”, “Структура и порядок ведения Федерального классификационного каталога отходов”, “Порядок определения экологической опасности объектов размещения отходов”. Документы позволят создать единую систему нормативно-правового регулирования в области обращения с отходами, обеспечивающую экологически безопасное обращение с отходами производства и потребления в Российской Федерации. В 1996 г. осуществлялось лицензирование в области обращения с отходами, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1996 г. № 168, утвердившему Положение о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды. В целях выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, и обеспечения государственного регулирования трансграничных перевозок опасных отходов принято постановление Правительства Российской Федерации от 1 июля 1996 г. № 766 “О государственном регулировании и контроле трансграничных перевозок опасных отходов”, устанавливающее перечень опасных отходов, импорт и транзит которых в любых целях запрещены, а также перечень опасных отходов экспорт, импорт и транзит которых подлежит государственному регулированию. Для реализации данного постановления Минприроды России подготовлены приказы от 25.07.96 г. № 342 “О государственном регулировании и контроле трансграничных перевозок опасных отходов” и от 20.08.96 г. № 372 “Об утверждении Положения о порядке выдачи и аннулирования разрешений на трансграничные (транзитные) перевозки опасных отходов в Российской Федерации”. Между странами СНГ подписано Соглашение о контроле за трансграничными перевозками опасных отходов и их удалением, отвечающее основным положениям Базельской конвенции. В 1996 г. территориальные органы Гос-комэкологии России осуществляли государственный экологический контроль за обращением с отходами, заключающийся в контроле за соблюдением юридическими и физическими лицами установленных нормативов, экологических требований при обращении с отходами, в том числе при выдаче разрешений на размещение отходов и лицензий на вид деятельности, связанной с обращением с отходами на территории данного субъекта Федерации. Территориальными органами Госкомэкологии России совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации проведена инвентаризация мест хранения и захоронения отходов производства и потребления более чем в 30 субъектах Российской Федерации. Результаты инвентаризации позволяют систематизировать сведения о местах складирования, хранения и захоронения отходов, дать оценку степени заполнения наличия свободных объемов в местах хранения и захоронения отходов, определить виды отходов, накапливаемых в этих местах, в том числе и по классам опасности, оценить условия и состояние мест размещения отходов и степень их влияния на окружающую среду, а также внести предложения о проведении тех или иных мероприятий по предотвращению загрязнения окружающей среды отходами производства и потребления.