Аудит

Аудит подразделяется на внешний и внутренний.
Внешний аудит проводится независимым аудитором, не имеющим на проверяемом предприятии никаких интересов. Задачей внешнего аудита является подтверждение правильности учета отчетности, оценка соответствия внутреннего контроля (аудита) политике, цели деятельности предприятия и пр.
Внешний аудит может быть добровольным (по желанию предприятий-клиентов) и обязательным (в соответствии с законодательными актами). Обязательный аудит может быть организован также по решению суда или следственных органов.
Законом Украины «Об аудиторской деятельности» объекты внутреннего аудита не определены, однако в синтезированном виде их можно определить через направления деятельности аудита. В качестве основных направлений деятельности аудита согласно ст.7 Закона выделены: достоверность отчетности; полнота и соответствие установленным нормативным актам бухгалтерского учета; аудиторские услуги в виде консультаций и экспертиз.
Внутренний аудит решает для клиента такие задачи : изучает систему контроля за активами; проверяет соответствие действующего контроля политике предприятия; анализирует ситуации риска и предохранение от банкротства; использует ноу-хау для увеличения прибыли и эффективности новых технологий, а также использует другие мероприятия, которые влияют на развитие предприятия в финансовом бизнесе. Внутренний аудит проводят на начальной стадии исполнения коммерческого, технологического или финансового договора, в процессе ее действия и после ее завершения, дает научно-обоснованную оценку хозяйственным операциям и процессам, но он не заменяет внутрихозяйственного контроля.
Независимо от проверяемых объектов, каждый аудитор, руководствуясь международными нормативами и соответствующими

правилами, должен соблюдать этику поведения, быть независимым, иметь профессиональный уровень, уметь доказывать и точно представлять результаты проверки. Только при соблюдении этого комплекса требований могут быть гарантированы объективность выводов аудитора и представление их в качестве заключения (акта, отчета) пользователям.
Особенности внутреннего аудита предопределяются теми различиями, которые имеются между внутрихозяйственным контролем и ревизией.
Внутренний аудит отличается от ревизии по формальным признакам и по существу. В соответствии с формальными признаками аудит осуществляется как по обязательной форме, так и по заявкам руководителя предприятия, по договорам с аудиторской фирмой и другими показателями. Ревизия должна проводиться в обязательном порядке за 1-2 года. Документами, подтверждающими результаты проделанной работы , служат: при аудите – заключение, при ревизии – акт.
По существу внутренний аудит отличается от ревизии целями, задачами, принципами, методическими приемами, а также объектами исследования.
Особенности внутреннего аудита проявляются отчетливо при проверке состояния бухгалтерского учета и достоверности отчетности. Такая работа может проводиться в течение одной аудиторской проверки, где состояние бухгалтерского учета и достоверность отчетности выступают как единое направление (объект). Если же объектом аудита является достоверность отчетности, то проверку следует начинать с уточнения реальности баланса и правильности оценки всех его статей.
При проверке реальности баланса необходимо исходить из того, что статьи баланса должны подтверждаться записями в регистрах синтетического и аналитического учета и быть проинвентаризованы в период подготовительной работы по составлению годового отчета. Осмысливая материалы инвентаризаций, уточняя правильность выведения их результатов и своевременность отражения в бухгалтерском учете, аудитор обязан в момент аудиторской проверки организовать инвентаризацию незавершенного производства, поскольку контроль потребляемых ресурсов и изготавливаемой продукции, объективность и достоверность величины незавершенного производства, правильность его оценки могут быть обеспечены только инвентарным методом.
2. Объясните, как проверяется соблюдение законодательства по наличному денежному обороту.
С 25 мая 1999 года вступила в силу новая редакция Указа Президента Украины от 12.06.95г. №436/95 «О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличности».
В случае нарушения юридическими лицами всех форм собственности, физическими лицами – гражданами Украины, норм по регулированию обращения наличности в национальной валюте, к ним применяются финансовые санкции в виде штрафа:
за превышение установленных лимитов остатка наличности в кассах – в двукратном размере сумм выявленной сверхлимитной наличности за каждый день;
за неоприходование ( неполное оприходование) в кассах наличности – в пятикратном размере неоприходованной суммы;
за расходование наличности из выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг) и других кассовых поступлений, на выплату заработной платы, материального поощрения, пособий всех видов, компенсаций при наличии налоговой задолженности – в размере осуществленных выплат;
за превышение установленных сроков использования выданной под отчет наличности, а также за выдачу наличных средств под отчет без полной отчетности относительно ранее выданных средств – в размере 25% выданных под отчет сумм;
за проведение наличных расчетов без представления получателем средств платежного документа (товарного или кассового чека, квитанции к приходному ордеру, другого письменного документа), который бы подтверждал уплату покупателем наличных средств, - в размере уплаченных средств;
за использование полученных в учреждении банка наличных средств не по целевому назначению – в размере израсходованной наличности.
В Национальном банке Украины произошли изменения по наличному денежному обороту, подтверждением чему являются изменения и дополнения, внесенные постановлениями Правления Национального банка Украины от 19.01.99г. № 16 и17
соответственно в Порядок ведения кассовых операций в национальной валюте и в Инструкцию №4 «Об организации работы по наличному обращению учреждениями банков Украины».
В свете принятых новых изменений и дополнений предприятия и частные предприниматели имеют право:
использовать наличную выручку для хозяйственных нужд независимо от того, есть налоговая задолженность или нет.
При отсутствии налоговой задолженности осуществлять выплаты, связанные с оплатой труда как за счет средств, полученных в банке, так и из наличной выручки.
Выдавать под отчет сроком на 10 дней наличность не только на закупку сельскохозяйственной продукции, но и на заготовку вторсырья и металлолома.
Приведены в соответствие пункты относительно поступлений наличности в кассу предприятия в конце рабочего дня. Теперь такие суммы (даже если их поступление приводит к превышению установленного лимита кассы) не считаются сверхлимитными при условии сдачи их в кассу банка не позднее следующего рабочего дня (банка и предприятия).
А вот при наличии налоговой задолженности предприятия и частные предприниматели могут осуществлять выплаты, связанные с оплатой труда, исключительно за счет средств, полученных в банке. При нарушении данной нормы наличность, которая израсходована на выплаты, связанные с оплатой труда, расчетно включается в фактический остаток наличности в кассе того дня, когда были осуществлены такие выплаты, и полученная сумма сравнивается с установленным лимитом кассы. В случае превышения установленного лимита применяется финансовая санкция в виде штрафа в двукратном размере сумм обнаруженной сверхлимитной наличности.
3. Как определяются финансовые санкции за несвоевременные расчеты с бюджетом по налогу на добавленную стоимость?
Согласно пункту 10.2 Закона о НДС ответственность налогоплательщиков за нарушение сроков начисления и внесения в бюджет НДС устанавливается «в соответствии с положениями Закона
Украины «О налогообложении прибыли предприятий». В свою очередь, на основании пункта 20.3 Закона о прибыли налогоплательщики, которые
не представили или несвоевременно представили платежное поручение на перечисление налога в бюджет, уплачивают штраф в размере 10% суммы начисленного налога за каждый случай нарушения. Кроме того, статьей 4 Декрета №8-93 определено, что после истечения установленных сроков уплаты соответствующих платежей невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пени. Такая пеня, согласно абзацу 2 пункта 11 Инструкции №84, по налогам и сборам, в которых не определен порядок ее начисления на суммы недоимки, начисляется из расчета 120% годовых от учетной ставки Национального банка Украины от суммы недоплаты, рассчитанной за каждый день просрочки платежа, включая день уплаты. Все вышеуказанные финансовые санкции за нарушение налогового законодательства уплачиваются предприятием за счет прибыли, остающейся а его распоряжении после налогообложения.
Список использованной литературы
1. Закон Украины «Об аудиторской деятельности» // Ведомости
Верховной Рады Украины. – 1993. - №23.
2. Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от
03.04.97г. №168/97 – ВР.
3. Указ Президента Украины «О применении штрафных санкций
За нарушение норм по регулированию обращения наличности».- 12.06.95г. - №436/95 (с изменениями и дополнениями).
4. Национальные нормативы аудита. Кодекс профессиональной
Этики аудиторов в Украине. – К.:Основа, 1999.
5.Инструкция №4 об организации работы по наличному обращению учреждениями банков Украины. – 1999. - №64/3357.
6. Аудиторская деятельность в Украине (с изменениями и допол-
Нениями по состоянию на 15 августа 1999 года) : Сборник
Нормативных документов.. – Харьков: ООО «Конус», 1999 -
192 с.
7. Білуха М.Т. Курс аудиту: Підручник. – К.: Вища шк., Знання,
1998. – 574 с.
8. Андреев В.Д. Практический аудит: Справочное пособие.-М.:
Экономика, 1994.
9. В.Г.Жила Ревизия и аудит : Учебное пособие. – К.:МАУП,
1998. – 96 с.




2