Становление государств народной демократии

Образование народно-демократических правительств. В годы второй мировой войны во всех странах Центральной и Юго-Восточной Европы были образованы Национальные (Народные) фронты, в которых сотрудничали рабочие, крестьянские, мелкобуржуазные, а на последнем этапе в некоторых странах и бур-
жуазные партии. Сплочение столь разнородных социальных и политических сил стало возможным во имя
общенациональной цели - освобождения от фашизма, восстановление национальной независимости и демо-
кратических свобод. Эта цель была достигнута в результате разгрома нацистской Германии и ее союзников Вооруженными Силами СССР, стран антигитлеровской коалиции и действий антифашистского движения Сопротивления. В 1943-1945 годах во всех странах Центральной и Юго-Восточной Европы к власти приш-
ли правительства Национальных фронтов, в которых впервые в истории принимали участие коммунисты, что отражало их роль в борьбе против фашизма.
В Албании и Югославии, где ведущую роль в народно-освободительной борьбе и Национальных фрон-тах играли коммунисты, они и возглавили новые правительства. В других странах были созданы коалици-
онные правительства.
Сотрудничество различных партий в рамках Национальных фронтов объяснялось трудностью задач, сто-
явших перед освобожденными от фашизма странами. В новых условиях требовалось объединение усилий
всех демократических партий и организаций. Необходимость расширение социальной базы и признания
западными державами возникших еще в период освободительной борьбы правительств Югославии и Поль-ши обусловила включение в их состав представителей эмиграции и тех внутренних сил, которые не прини-
мали участия в Национальных фронтах, руководимых коммунистами.
Усилия всех правительств были направлены на решение первоочередных общенациональных задач: лик-
видацию последствий господства оккупационных и местных фашистских режимов, возрождение разрушен-
ной войной и оккупацией экономики, восстановление демократии. Был уничтожен созданный оккупантами
государственный аппарат, государственные учреждения в Болгарии, Венгрии и Румынии очищены от фа-
шистских элементов, деятельность фашистских и реакционных партий, на которых лежала ответственность
за национальные катастрофы, была запрещена. Восстанавливались демократические конституции, упразд-
ненные в 30-е годы авторитарными режимами. Начали функционировать парламенты, в некоторых странах
была разрешена деятельность партий, не входивших в Национальные фронты. Наряду с прежними структу-
рами государственной власти стали действовать новые, родившиеся в ходе освободительной борьбы, наци-
ональные комитеты, советы.
Из социальных задач во всех странах, за исключением Болгарии, где эта проблема была решена в резуль-
тате русско-турецкой войны 1877-1878 годов, первоочередной стала ликвидация крупного помещичьего
землевладелия и наделение крестьян землей. В основу начатых в некоторых странах еще до полного осво-
бождения аграрных реформ был положен принцип: “Земля принадлежит тем, кто ее обрабатывает”. Кон-
фискованная у помещиков и тех, кто сотрудничал с оккупантами, земля передавалась за небольшую плату
крестьянам в собственность, а частично переходила к государству. В Польше, Чехословакии и Югославии
были конфискованы земли немцев, которых по решению союзных держав переселили на территорию Гер-
мании. Программы Национальных фронтов не содержали прямого требования ликвидации капиталистичес-
кой собственности, но предусматривали изъятие собственности нацистов и их сообщников и наказание за
национальное предательство, в результате чего под государственное управление перешли предприятия, принадлежавшие немецкому капиталу и той части буржуазии, которая сотрудничала с гитлеровцами.
Таким образом, в результате ликвидации фашизма и восстановления национальной независимости в странах Центральной и Юго-Восточной Европы в 1943-1945 годах утвердился новый строй, получивший
тогда название народной демократии. В политической сфере его характерной чертой была многопартий-
ность, при которой не допускалась деятельность фашистских и явно реакционных партий, а значительную
роль в правительствах и других органах власти играли коммунистические и рабочие партии. В Румынии не
только формально, как это было в Венгрии и Болгарии, сохранился институт монархии. В сфере экономики
при сохранении частных и кооперативных предприятий значительно большую, чем в довоенный период,
роль стал играть государственный сектор. Наиболее серьезные изменения происходили в сельском хозяйст-
ве, где началось решение аграрного вопроса в интересах беднейшего крестьянства.
Произошли изменения и во внешнеполитической ориентации стран народной демократии. Еще во время
войны с Советским Союзом были подписаны договоры о дружбе, взаимной помощи и послевоенном со-
трудничестве с Чехословакией (декабрь 1943 года), Югославией и Польшей (апрель 1945 года). Над Болга-
рией, Венгрией и Румынией, как бывшими сателлитами гитлеровской Германии, Советский Союз совмест-
но с Соединенными Штатами Америки и Великобританией установил контроль – здесь действовали Союз-
ные контрольные комиссии (СКК), в которых благодаря присутствию советских войск представители СССР имели более сильные позиции, чем западные партнеры.
Противоречия в Национальных фронтах между коммунистическими партиями и их союзниками. В Албании и Югославии коммунистические партии занимали господствующие позиции в политической жизни.
Возобновившие свою деятельность после освобождения страны многочисленные довоенные мелкобуржу-
азные и крестьянские партии Югославии оказались не в силах соперничать с Коммунистической партией
Югославии (КПЮ) и близкими ей организациями. Это показали выборы в Учредительную скупщину в но-
ябре 1945 года, на которых Народный фронт одержал убедительную победу (90 % голосов). В Албании
кандидаты руководимого коммунистами Демократического фронта собрали 97,7 % голосов. Иная ситуа-
ция была в других странах: в Венгрии на первых послевоенных выборах (ноябрь 1945 года) коммунисты
завоевали лишь около 17 % голосов, а в Польше, учитывая неблагоприятную для себя расстановку полити-
ческих сил, они добились того, что выборы были отсрочены и состоялись лишь в январе 1947 года.
Роль коммунистов в органах власти была более значительной, чем об этом можно судить на основе пар-
ламентских выборов. Поддержка Советского Союза создавала компартиям самые благоприятные возмож-
ности для того, чтобы начать постепенное оттеснение своих союзников по Национальному фронту с зани-
маемых ими позиций в политической жизни. Сохраняя за собой, как правило, посты министров внутренних
дел и осуществляя контроль над органами государственной безопасности, а в ряде стран – и над вооружен-
ными силами, компартии в значительной степени определяли политику народно-демократических прави-
тельст, даже если и не располагали в них большинством портфелей.
По многим вопросам, которые решались новой властью, возникали противоречия между коммунистами и
другими партиями Национальных фронтов. Буржуазные и мелкобуржуазные партии считали, что с восста-
новлением национальной независимости, конституционного строя, наказанием военных преступников и тех, кто сотрудничал с гитлеровцами, проведением аграрной и некоторых других реформ задачи, провоз-
глашенные в программах Национальных фронтов, полностью выполнены. Они выступали за дальнейшее
развитие государств Центральной и Юго-Восточной Европы по пути буржуазной демократии с внешнепо-
литической ориентацией на страны Запада и сохранением дружественных отношений с Советским Союзом.
Компартии, рассматривая установление строя народной демократии как этап на пути к провозглашенной
ими конечной цели – построению социализма, считали необходимым продолжение и углубление начатых
преобразований. Используя городскую и сельскую буржуазию, капиталы и предпринимательскую инициа-
тиву для решения задач восстановления, коммунисты в то же время вели все возрастающее наступление на
ее политические и экономические позиции.
Переход в руки государства (национализация) собственности немецкого капитала и той части буржуазии,
которая сотрудничала с гитлеровцами, привел к образованию во всех странах более или менее мощного го-
сударственного сектора экономики. Вслед за тем компартии стали добиваться национализации собствен-ности национальной буржуазии. Раньше всего это было осуществлено в Югославии, где принятая в январе
1946 года конституция давала возможность, если этого потребуют общенародные интересы, экспортиро-вать частную собственность. В результате уже в конце 1946 года был издан закон о национализации всех
частных предприятий общегосударственного и республиканского значения. У частных владельцев остались
лишь мелкие промышленные предприятия и ремесленные мастерские.
В Польше при создании Национального банка, частные банки, лишенные возможности обменять на но-вые банкноты имевшиеся у них наличные деньги, были вынуждены прекратить свое существование. По-
пытки частных владельцев добиться возвращения предприятий, зазваченных оккупантами и при освобож-
дении страны перешедших под временное государственное управление, удались лишь частично. Входив-
шая в состав Национального фронта Польская крестьянская партия – Польске стронництво людове (ПСЛ),
возглавляемая бывшим премьером эмиграционного правительства С. Миколайчиком, не возражала против
обобществления ключевых отраслей производства, но была против того, чтобы главной формой этого обоб-
ществления стала передача предприятий в собственность государства. Она выступала за то, чтобы их взяли
в свои руки кооперативы и органы местного самоуправления. Но в январе 1946 года по настоянию Польс-
кой рабочей партии (ППР) был принят закон о национализации, по которому произошло огосударствление
крупной и средней промышленности.
В Болгарии, Венгрии и Румынии, находившихся под контролем СКК, наступление на позиции буржуазии
велось путем установления государственного и рабочего контроля над частными предприятиями, а не пу-тем национализации.
Таким образом, практически уже в 1945-1946 годах компартиям удалось добиться того, что начался про-
цесс изъятия собственности буржуазии и перехода ее в руки государства. Это означало выход за рамки программ Национальных фронтов, переход от решения общенациональных задач к решению задач соци-
ального характера.
Опираясь на оставшиеся в большинстве стран советские войска и находившиеся в их распоряжении ор-
ганы безопасности, коммунистические партии сумели нанести удары и по политическим позициям буржу-
азных и мелкобуржуазных партий, вынужденных переходить в ряде случаев в оппозицию. По обвинениям
в заговорщической деятельности арестовывались сторонники оппозиции. В Венгрии в начале 1947 года та-
кие обвинения были выдвинуты против ряда руководителей Партии мелких сельских хозяев (ПМСХ), в том
числе и против главы правительства. Многие из них, опасаясь ареста, были вынуждены бежать за границу. В Болгарии был казнен Н. Петков, один из лидеров БЗНС, а в Румынии преданы суду ряд деятелей нацио-
нал-царанистской (крестьянской) партии. В Польше на выборах в сейм в январе 1947 года, руководимый
коммунистами блок одержал победу над крестьянской партией С. Миколайчика. Протесты ПСЛ в связи с
многочисленными нарушениями в ходе избирательной кампании и преследованиями кандидатов этой пар-
тии были отвергнуты. Вскоре после этого ПСЛ, как оппозиционная политическая партия, сошла со сцены, а
Миколайчик во избежании ареста был вынужден бежать за границу.
Таким образом, уже к середине 1947 года, во многих странах коммунистические партии сумели удалить из Национальных фронтов своих союзников справа и укрепить собственные позиции в руководстве госу-
дарством и экономической жизнью. Лишь в Чехословакии, где в результате выборов в Законодательное
собрание в мае 1946 года, КПЧ вышла на первое место, сохранялось зыбкое равновесие сил в Националь-
ном фронте. Но и там коммунисты практически заняли решающие позиции.
Перспективы перехода к социализму мирным путем. В 1945-1946 годах, руководители ряда компартий
заявили, что политические и социально-экономические преобразования, осуществленные в ходе становле-
ния и развития строя народной демократии, еще не носят социалистического характера, но создают условия для перехода в будущем к социализму. Они полагали, что этот переход может быть осуществлен иначе, чем
в Советском Союзе, - без диктатуры пролетариата и гражданской войны, мирным путем. На первом съезде
ППР в декабре 1945 года было признано, что в условиях народно-демократического строя, создающего ус-
ловия для дальнейшей борьбы рабочего класса и трудового народа за их полное социальное освобождение,
имеется возможность идти к социализму эволюционно, мирно, без потрясений, без диктатуры пролетариа-
та. Г. Димитров считал возможным “на основе народной демократии и парламентского режима в один прекрасный день перейти к социализму без диктатуры пролетариата”. Руководители других компартий
также рассматривали народно-демократическую власть как переходную, которая постепенно перерастет в
социалистическую. Против таких взглядов не возражал Сталин, который летом 1946 года в беседе с
К. Готвальдом признал, что в условиях, сложившихся после второй мировой войны, возможен иной путь к
социализму, не обязательно предусматривающий советскую систему и диктатуру пролетариата.
Как видно, в первые годы существования народной демократии, руководители компартий стран Центра-
льной и Юго-Восточной Европы, рассматривая советский строй как классический образец перехода к со-
циализму, допускали возможность иного пути, при котором учитывались бы национальная специфика и
существование межклассовых союзов, нашедших свое выражение в Национальных фронтах. Эта концеп-
ция не получила всесторонней разработки, она была намечена лишь в самых общих чертах. Предлагалось,
что переход к социализму займет длительный промежуток времени. Последовавшие события не оправдвли
возникших ожиданий.