Экономическая оценка природных ресурсов

1. ПРОБЛЕМА УЧЕТА РЕСУРСОВ
Учет ресурсов - это натуральное выявление количества и качества природных ресурсов. При учете ресурсы можно инвентаризировать по какой-то классификации в пределах ее градации.
Учет необходим для оценки природных богатств и степени обеспеченности ими территорий страны, анализа динамики использования ресурсов, оценки их состояния, планирования и прогнозирования использования и воспроизводства, технико-экономического обоснования развития и размещения производства и т.д.
Различают два вида учета: подробный (проводимый предприятиями-пользователями) и государственный (единовременный по всей стране). Государственный учет отличается периодичностью - как правило, его проводят через 3-5 лет для планирования и прогнозирования использования ресурсов в развитии хозяйства.
Показателями учета являются: количество, качество, масса, продуктивность ресурса, степень его изученности, направление применения ресурсов по их пользователям. Итогом учета ресурсов является составление балансов использования и воспроизводства, где отражается объем вовлечения ресурса в производство, объем его потребления, рассеивания и т.д. К примеру, баланс биоресурсов в обобщенном виде имеет вид:
Vк =Vн +Z-О,
где
Vк - конечный запас биоресурса за отчетный год;
Vн - начальный объем биоресурса за базовый год;
Z - прирост биоресурса;
О - естественное отмирание биоресурса
Для баланса воды формула имеет вид:
Vк =Vн +О-И,
где
Vк - конечный запас воды в водохозяйственной системе за отчетный год;
Vн - начальный объем воды в системе в базисном году;
О - приток воды в виде осадков атмосферы за год;
И - испарение воды за год.
В России формируется государственная информационная система сбора, хранения, систематизации и обработки информации о состоянии, с одной стороны, окружающей среды, с другой—~ прнродно-ресурсного потенциала для создания банка данных о природной среде и ее ресурсах, экологических карт, фиксирующих состояние ресурсов; для .деления кадастров природных ресурсов, прогнозирования их состояния; для обмена Информацией и обеспечения ею всех органов управления, научных и общественных организаций с целью реализации приоритетного направления в пользовании ресурсами — ресурсосбережения и принципов рациональности в этой сфере деятельности. Суть их состоит в следующем:
1) природные ресурсы подлежат охране независимо от того, вовлечены они в хозяйственный оборот или нет,
2) право пользования ресурсами определяется законом о собственности, о земле, лесах, недрах и т.д.;
3) выбор экономического использования должен быть увязав с научными основами {природопользования;
4) создание экономических стимулов должно учитывать бережное отношение к ресурсам; необходимо внедрение экономического и правового механизма о взаимодействии властей и пользователей ресурсами.

2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
В основе формирования экономического механизма в ресурсопользовании лежит экономическая оценка ресурсов— их стоимостное выражение. Они отражает опосредованную трудом стоимость ресурса и его потребительскую стоимость, фиксирует действенность - законастоимостипритоварно-денежных отношениях. Кроме того, через нее осуществляются отношения по поводу воспроизводства ресурсов, их восстановления, использования (экономии, перерасхода и т.д.). Без экономической оценки ресурсов невозможны реализация важнейших законопроектов по переходу экономики страны на рыночные условия хозяйствования, создание равных условий деятельности предприятий независимо от форм собственности; учет экологического ущерба, обоснование нормативовпоизвлечениюресурсов;разработкамер экономического стимулирования, мер по охране ресурсов.
Величина экономической оценки непостоянна. Она напрямую зависит от условий и факторов, складывающихся на разных этапах развития производства. Так, при более низком уровне развития производительных сил вода используется как элемент жизнеобеспечения, а при более высоком превращается в средство производства (источник энергии, источник орошения, транспортныеартерии).Всвоюочередь,развитие производительных сил ведет к росту потребления природных ресурсов и к расширению их состава. Если сначала человек занимался собирательством, охотой, то впоследствии вовлек в свой хозяйственный оборот почву, лесные ресурсы, полезные ископаемые, воздух. Совсем недавно, точнее 40-50 лет назад, урановые руды не имели практического применения. Теперь это - ценнейший энергоресурс.
Таким образом, ценность природных ресурсов определяется уровнем общественных потребностей и отношением к ним. При оценке полезных ископаемых учитывается их качество как фактор ее формирования. Если в отраслях обрабатывающей промышленности лучшее качество продукции предполагает дополнительные затраты труда, то в добывающей все зависит от природы. Часто на добычу худших по качеству полезных ископаемых затрачивается больше труда, чем на открытие лучших. Кроме того, учитывается чистота природного ресурса-(вода соленая, несоленая, газ с примесями или нет и т.д.).
На оценку природной среды также оказывают влияние экономико-экологические факторы, такие как ограниченность и возобновляемость, заменяемость, качественная характеристика, плодородие, содержание полезного вещества и т.д.). Вот почему различные виды ресурсов должны быть оценены по-разному.
В литературе существует множество подходов к экономической оценке pecypcoв, но необходимость ее определения была признана не сразу. Некоторое время широко обсуждалась концепция бесплатности природных благ. Ее авторы утверждали, что, поскольку природные блага не являются объектами купли-продажи, то методологически неверно их как-то оценивать: введение оценки природных ресурсов в хозяйственную практику будет тормозить разработку полезных ископаемых, расширение сельскохозяйственного производства и т.д. Данная концепция вплоть до середины 50-х годов была самой распространенной. Страна наша богата природными ресурсами, которые когда-то казались неисчерпаемыми. Поэтому разрабатывались месторождения с высоким содержанием полезных ископаемых в руде, целинные земли представляли собой большой резерв для экстенсивного развития сельского хозяйства, а необъятные просторы тайги - для расширения лесоразработок. Затраты, которые требовались на освоение новых земель, на вовлечение в хозяйственный оборот новых месторождений, были невелики. Эти обстоятельства до некоторой степени являлись подтверждением концепции бесплатности природных благ. Однако исчерпание наиболее удобных месторождений, разработка которых позволяла получать дешевоесырье,резкоеудорожаниевовлечения в сельскохозяйственный оборот дополнительной посевной площади - все это свидетельствовало об ошибочности представлений о естественных ресурсах как о "даровых благах" природы.
Значительным шагом вперед явилось появление другого подхода, согласно которому природные ресурсы могут иметь экономическую оценку постольку, поскольку они являются продуктами труда. Наиболее последовательно отстаивал этот "затратный" метод академик С.Г.Струмилнн. Суть его подхода можно сформулироватьследующимобразом:стоимость природного ресурса определяется количеством общественно необходимого труда, затраченного на его выполнение (поиск), освоение, подготовку к эксплуатации. Исходя из затрат на освоение гектара земли, рассчитывается средняя ее цена по стране. Но если ограничиться такими расчетами, то может оказаться, что и наиболее удаленные участки чернозема, характеризующиеся высокой урожайностью, практически без всяких затрат трудя на их освоение и поддержание плодородия, менее ценны для общества, чем участки глинистой, каменистой почвы, приносящие существенно меньший урожай, на освоение и поддержание плодородия которых затрачен большое количество труда и материальных ресурсов.
Эта концепция получила широкое распространение в практических расчетах. До сих пор в некоторых случаях оценки природных ресурсов определяются на основе затрат освоения. При этом общественно необходимые затраты на производство единицы продукции определяются по формуле:
З = С + Ен К;
С – себестоимость единицы продукции,
К - капитальные затраты на производство единицы продукции,
Ен - коэффициент приведения затрат в сопоставимый вид.

Коэффициент приведения используется для того, чтобы при учете расходов на добычу сырья и доставку его потребителю в перспективе привести прирост экономической оценки ресурса к начальному периоду.
На первый взгляд, "эатратный" метод, основанный на теории К.Маркса о трудовой стоимости, правомерен. Но образование стоимости связано. как правило, с процессом, в результате которого создается продукт труда: в данном случае речь идет только о труде по изъятию уже готового продукта природы. И поэтому затраты по выявлению этих продуктов не наделяют их тон стоимостью, которая устанавливается на них в обществе.
'Этот подход к определению экономической оценки нельзя признать совершенным, ведь в каждом "частном" случае эти затраты сильно колеблются и самое главное, при оценке тех или иных благ необходимо соизмерять их полезные эффекты.
В противовес затратному подходу в экономической литературе появилась результативная концепция оценки природных ресурсов. Согласно ей в качестве оценки природного ресурса используются:
1) денежное выражение продукции, полученной с этого участка;
2) доход, исчисляемый из суммы, являющейся денежным выражением продукта за вычетом текущих затрат.
В первом случае оценка будет выражаться формулой:
P = g .l . ?S, где l = L/S
l - интенсивность обработки земли, равная частному от деления материально-трудовых ресурсов, предназначенных для обработки (L) участка, на размер площади, S;
Р - денежная оценка единицы сельскохозяйственной продукции;
g - отдача единицы площади;
?S - площадь участка, выбываемого из производства,
Во втором случае оценка будет выражена доводом, полученным при эксплуатации ресурса. Его можно определить по формуле:
d = p-c,
где
d - доход, полученный от произведенной продукции, руб.;
р - денежная оценка сельскохозяйственной продукции, руб.;
с - затраты на производство сельскохозяйственной продукции, руб.
Ни первый, ни второй показатели не являются оценкой самого участка. Особенно несостоятельным является второй показатель, поскольку вычитание текущих затрат включает эффект, приносимым капитальными ресурсами в оценку земельного участка. Только диалектическое соединение затратного и результативного аспектов оценки природных ресурсов поможет правильно их оценить. Диалектическая связь в этом случае будет достигаться продажей товара по его рыночной стоимости, то есть в соответствии с содержащимся в нем общественно-необходимым трудом; для этого все количество общественного труда, употребленного на производство всей массы данного вида товаров, должно соответствовать величине общественной потребности в них.
Рентный подход отражает, с одной старины, результативную-характеристику, когда наблюдается превышение результатов эксплуатации объекта над затратами, и, с другой стороны, затратную, когда в отличие от фактических затрат, в ренте затраты являются общественно необходимыми, возникающими при выбытии оцениваемого объекта.
При рыночных отношениях дифференциальная рента определяется разностью между продуктом капитала, вложенного в наихудшую землю, и продуктом капитала, вложенного в лучшую землю. Рента не зависит от форм собственности на ресурсы и отражает дифференциацию объективных неодинаковых условий хозяйствования отдельных сельскохозяйственный предприятий. Она составляет доход, не обусловленный усилиями коллектива, поэтому плата в виде рентных платежей используется для создания равных условий функционирования предприятий.
Сохранение дифференциальной ренты в настоящее время объясняетсяне толькоподдержаниемтоварно-денежных отношений, действием закона стоимости, но и необходимостью хозяйственного обособления производственных звеньев, их работы на основе хозрасчета на современном этапе развития экономики.
Роль категории ренты показывает величину экономического выигрыша, который доставляет пользователю дополнительная единица данного природного ресурса благодаря своим естественным свойствам, в силу которых прямые затраты на получение продукции с помощью данного природного ресурса оказываются ниже предельно допустимых (замыкающих) затрат. Она же одновременно выступает и мерилом экономического ущерба от потери данного природного ресурса и является критерием целесообразности затрат на увеличение освоения данного ресурса.
Рентная оценка по своему значению равна народно-хозяйственным дополнительным затратам, которые могут возникнуть в связи с выбытием этого ресурса из эксплуатации (например, исчерпанием полезного ископаемого, затоплением сельскохозяйственных земель, заменой рекреационного использования леса эксплуатационным и т.д.).
Те ресурсы, безвозвратная потеря которых не сопровождается экономическими потерями ни в данный момент, ни в обозримой перспективе, получают нулевую опенку (сбор ягод, грибов и других дикоросов). Положительную (ненулевую) оценку имеют т.н. ограниченные ресурсы, для обеспечения требуемого количества которых необходимо приложить общественный труд.
Методика определения рентной оценки еще окончательно не разработана; отсутствуют сами рентные оценки и плата за ресурсы с. учетом ренты. Нерешенным является вопрос о возможности экономической оценки нематериальных природных благ. В качестве одного из методов оценки таких благ предлагается и широко используются при расчетах метод компенсации, когда стоимость блага оценивается путем сравнения с затратами на создание заменителя (например, стоимость леса в зоне отдыха равна сумме затрат на содержание подобных зон отдыха).
Экономическая оценка по своей величине часто не совпадает с ценой продукта. В ее формировании сказывается влияние целого ряда факторов. Например, различия в производительности труда приразработкеместорожденийсоздаютнеодинаковую экономическую оценку, а цены на рынке на эти ресурсы в течение какого-то времени могут держаться одни и те же.

3. СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОЦЕНОК ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
Если рассматривать в качестве объекта управления в природопользовании природные ресурсы, то возникает необходимость формирования информационных массивов о их состоянии и величине. Эту информацию можно получить, применяя теорию экономических оценок при проведении анализа количественного и качественного состояния. Экономические оценки природных ресурсов бывают: кадастровые, нормативные, экспертные, планово-перспективные и др. Кадастровые и экспертные применяются на региональном и народнохозяйственном уровнях. Нормативные - при установлении размеров экономического стимулирования и определении народнохозяйственного и хозрасчетного эффекта (текущая деятельность действующих предприятий, перевооружение, реконструкция). Планово-перспективные -— при разработке и внедрении новых технологических способов очистки вредных выбросов, использовании новых научно-технических решений.
Оценка ресурса определяется в общем случае в виде разностью между ценой конечной продукции и индивидуальными затратами на их получение. Если затраты на получение ресурса не ниже цены продукции, то ресурс имеет нулевую оценку.

Под системой экономической оценки природных ресурсов в общем плане понимается система централизованно установленных народнохозяйственных нормативов эколого-экономической эффективности эксплуатации природных областей.
В качестве объектов экономической опенки рассматриваются единичные природные ресурсы и объекты природопользования (рис. 3.1). Под единичными природными ресурсами подразумевается качественно однородный и количественно определенный вид природных ресурсов — запас данного вида полезных ископаемых, однородных по качеству и условиям эксплуатации.

Под объектом природопользования подразумевается пространственно ограниченный комплекс природных ресурсов и условий окружающей среды, для которых характерно совместное взаимообусловленное использование природы относительно однородных природно-экономических условий хозяйствования, специализации производства, уровня технической вооруженности и обеспеченности материальными и трудовыми ресурсами. Выделение объектов природопользования есть общая, качественная оценка природных ресурсов и их материального сочетания. Качественная оценка природных ресурсов является этапом ресурсно-оценочной работы, обеспечивающей информационную базу для экономической оценки объектов природопользования и единичных ресурсов.
Специфика объекта природопользования как объекта экономической оценки природных ресурсов, будь то на народнохозяйственном или отраслевом уровне, заключается в том, что существует экономическая невоспроизводимость каждого конкретного объекта природопользования. Если в результате технического прогресса народнохозяйственная эколого-экономическая эффективность продукта труда падает, то народнохозяйственная эффективность объектов природопользования под воздействием технического прогресса может возрастать. Упрощенным и ориентировочным подходом является оценка природных ресурсов по эффективности их использования. Величина оценки иногда приближенно может определяться приростом эффекта, выигрышем от увеличения ресурсов или снижения ущерба от уменьшения и ухудшения качества данного ресурса. Положительную (не нулевую) денежную опенку получают не все природные ресурсы, а лишь ограниченное их число.
Количество избытка ресурса не может привести к ущербу или выигрышу в силу его избыточности. Чем ограниченнее данный ресурс, тем больше экономический выигрыш от увеличения его количества. Такая оценка природных ресурсов базируется на концепции дифференциальной ренты, возникающей в результате приложения общественного труда к ограниченным ресурсам разного качества и местоположения, для обеспечения требуемого наличия и качества которых необходима производственная и трудовая деятельность человека. Денежная оценка природного ресурса отражает прирост народнохозяйственного эффекта от его эксплуатации и в конечном счете равна по величине дополнительным народнохозяйственным затратам, которые возникают в связи с выбытием этого ресурса из эксплуатации. Существует нулевая оценка природного ресурса — это отсутствие дифференциальной ренты по данному природному ресурсу. Нулевая оценка имеет значение в том случае, когда физическая потеря данного природного ресурса не сопровождается экономической потерей для общества ни сегодня, ни в перспективе.
При рассмотрении вопросов экономической опенки в эколого-экономическом регионе предварительно можно выделить некоторые возможные переходы, включающие поэлементную опенку природных ресурсов. В этом случае каждый ресурс оценивается независимо от остальных.
Однако в решении практических задач повышения эколого-экономической эффективности такой подход не учитывает возможного эффекта комплексности, получаемого от совместного использования некоторых природных ресурсов. Поэтому иногда проводят экономическую оценку некоторому сочетанию использования ресурсов по сравнительной эколого-экономической эффективности. Здесь производится сопоставление эффективности различных вариантов использования различных сочетаний природных ресурсов в рамках одной отрасли.
Можно проводить эколого-экономическую оценку сочетания природных ресурсов с учетом народнохозяйственной эффективности путем решения задач моделирования ТПК и АПК. При этом оценки целесообразно отождествлять с экономическими оценками предметов потребления или средств производства, созданных трудом. Затратную концентрацию оценки земельных ресурсов применительно к сельскохозяйственному производству иногда рассматривают как совокупность затрат на освоение 1 га целинных земель. Более широкое распространение получили рентные оценки земельных ресурсов.
Дифференциальная рента определяется в виде разности цен продукции, полученных при эксплуатации оцениваемых природных ресурсов и нормативов уровня индивидуальности приведенных затрат на ее производство при использовании данного ресурса. Для определения цен продукции в расчете экономической оценки природных ресурсов следует пользоваться специальным показателем замыкающих затрат. При эксплуатации многих видов природных ресурсов возможно получение не одного, а целой гаммы полезных продуктов. Поэтому дифференциальная рента от эксплуатации данного ресурса, при заданной величине замыкающих затрат, является переменной величиной, зависящей от способа эксплуатации ресурсов. В качестве экономической оценки природных ресурсов должен приниматься максимально возможный экономический эффект (дифференциальная рента) от его эксплуатации при данном уровне замыкающих затрат, лимите капитальных вложений, потребности общества в отдельных видах продукции, утилизации природных ресурсов и т. д.
Зависимость между рентной экономической оценкой природных ресурсов и параметрами ее определения в общем виде может быть выражена так:

где:
О — экономическая оценка природных ресурсов (объекты природного пользования);
Z — замыкающие затраты на продукцию, получаемую при эксплуатации природного ресурса;
S — индивидуальные затраты;
а — коэффициент, учитывающий динамику эффекта обеспечения будущих затрат и результатов;
D — коэффициент производительности природного pecypca
Экономические совокупности затрат при выборе наименьшего (минимум) по затратам варианта по сравнению с любым другим вариантом эквивалентны приросту ренты при выборе наилучшего (максимум по ренте) варианта по сравнению с любым другим. Особенность таких производственных затрат, как капитальные вложения в разведку полезных ископаемых, в строительство горных разработок, затраты на мелиорацию земель, заключаются в том, что их результаты не могут быть использованы отдельно, вне процесса эксплуатации данного ресурса. Результаты этих вложений так прочно срастаются с данными природными ресурсами, что не поддаются оценке вне процесса его эксплуатации. Например, горные выработки, осушение каналов, удобрение почвы, распашку целинных земель нельзя фактически использовать вне эксплуатации ресурсов, для освоения которых они были проведены.
Платежи за земельные ресурсы. В настоящее время назрела необходимость проведения хозяйственной реформы, которая должна обеспечить оптимальную экономико-организационную деятельность, заключающуюся в следующем: изменение или ликвидация ведомственных барьеров, препятствующих межотраслевой кооперации — основе комплексного использования имеющегося земельно-ресурсного потенциала; создание эколого-экономической системы материального стимулирования за экономное, бережное использование земли, а также вторичных ресурсов (отходов), которые являются основным источником загрязнения земель.
Сущность возникновения межотраслевого эколого-экономического эффекта (или предотвращенного ущерба) можно рассмотреть на примере использования органических удобрений в сельском хозяйстве.

I
На фермах нашей страны накапливается в среднем около 1400—1500 млн. т навоза, а на поля вывозится всего1 900—950 млн. т, или 4,8 т на 1 га пашни. Таким образом, потеря органического удобрения составляют 500—550 млн. т, из которых более половины попадает в реки и водоемы, загрязняя водные ресурсы. В результате загрязнения водоемов наблюдается массовое падение скота, птиц и диких животных, ухудшается качество продукции растениеводства на орошаемых полях, гибнут биоресурсы гидросферы и пр. Поэтому возникает необходимость выработать подходы к исчислению интегральных эколого-экономических показателей эффективности капитальных вложений в восстановление плодородия почв и исключение экономического и социального ущерба от загрязнения окружающей среды.
При расчете показателей эколого-экономической эффективности охраны земельных ресурсов следует также учитывать и те мероприятия, которые не требуют капитальных вложений, например организация оптимальных севооборотов в соответствии с качеством сельхозугодий и степенью эрозионной опасности или загрязненности сельскохозяйственных культур. С учетом этих обстоятельств формирование системы интегральных эколого-экономических показателей должно стать основой анализа эффективности охраны земельных ресурсов.
В систему интегральных эколого-экономических показателей эффективности охраны земельных ресурсов могут входить суммы рентных платежей и арендных оплат за предоставленную в пользование землю.
Рентные платежи представляют собой форму изъятия дифференциальной ренты, возникающей из-за различий в естественной продуктивности земель сельскохозяйственных предприятий, находящихся в более благоприятных природно-климатических условиях. Они устанавливаются в целях выравнивания экономических условий хозяйствования и стимулирования рационального использования земель в колхозах, совхозах, а также коллективах, которым земля передается в аренду.
В нашей стране изъятие дифференциальной ренты устанавливается через закупочные цены, причем лишь по той части продукции, которая реализуется государству в порядке централизованных закупок. При этом величина ренты зависит от агроэкономических условий производства продукции. В результате с уменьшением объема закупок автоматически снижается поступление ренты в бюджет. Такой подход к исчислению зональных закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию не может быть сопоставлен ни в территориальном, ни в межотраслевом разрезах. Этот недостаток в исчислении показателей экономической оценки сельскохозяйственной продукции может быть исключен через учет прямых рентных платежей с единицы площади сельхозугодий.
Основой для установления размеров платежей за землю являются экономические показатели, учитывающие рентную часть стоимости (дифференциальный доход) по каждому хозяйству. Необходимо иметь в виду, что оценка земель характеризует их производительную способность по биоклиматическим, почвенно-экономическим, экологическим и другим факторам и производительности земледельческого труда. Биоклиматическая и почвенно-экономическая совокупность показателей образуют естественнонаучную основу оценки земель в виде природно-сельскохозяйственного районирования и бонитировки почв. Экономическая оценка земель обеспечивает получение результата использования земли в качестве главного средства производства в сельском и лесном хозяйствах. Оценка земель производится по основным культурам производства и по видам предприятий. Основными показателями экономической оценки земель являются: урожайность культур, продуктивность земель по видам угодий, исчисленная по стоимости валовой продукции растениеводства, окупаемость затрат (отношение стоимости продукции в кадастровых ценах к затратам), дифференциальный доход (часть чистого дохода, выражающая стоимость дополнительного прибавочного продукта на относительно лучших землях).
Сопоставимость объемов производства с затратами по всей территории страны на разных по качеству землях и при разном составе производимой продукции обеспечивается кадастровыми ценами, которые по всем культурам должны быть одинаково близкими- к стоимости и по своему уровню соответствовать общественно необходимым затратам в худших условиях массового товарного производства продукции.
Показатель продуктивности сельскохозяйственных угодий характеризует достигнутый уровень производства, связанный одновременно как с качеством земель, так и с уровнем интенсивности земледелия. Перевод фактических площадей сельскохозяйственных угодий по показателям продуктивности в условие кадастровые гектары образует соизмеримую по разным районам и хозяйствам ресурсную основу для оценки достигаемых производственных результатов и обоснования плановых показателей.
Окупаемость затрат обеспечивает денежное выражение производительности земледельческого труда при производственном многообразии способов использования земель. В сочетание с данными качественной характеристики земель бонитировке почв, оценочной урожайности показатель окупаемости затрат характеризует сравнительную землепригодность, выраженную изменением количества и стоимости производимой продукции на различных по качеству землях в расчете на 1 руб. или на 100 руб. затрат.
Дифференциальный доход, соответствующий дифференциальной земельной ренте (первой + второй), представляет собой дополнительную единицу площади при достигнутом уровне интенсивности земледелия. Удельный вес дифференциального дохода отвечает величине полученной продукции на оцениваемых землях по сравнению с худшими при данном уровне интенсивности земледелия. За начало отсчета дифференциального дохода по каждому виду растениеводческой продукции принимается окупаемость затрат, равная 1,35 руб. стоимости продукции в кадастровых ценах в расчете на 1 руб. затрат.
Кадастровые цены на сельскохозяйственную продукцию предназначены для проведения оценки земель по уровню и пропорциям в соответствии с общественно необходимыми затратами в худших условиях массового товарного производства растениевод* ческой продукции. Так как главным видом растениеводческой продукции в нашей стране является зерно, то и предельный общественно необходимый уровень затрат устанавливается по худшим условиям производства зерновых культур. Кадастовая цена складывается из следующих слагаемых: себестоимость продукции, например, в северной группе областей Нечерноземной зоны РФ—товарное производство 10 млн. т зерна при средней себестоимости 18,5 руб./ц, реализация около 2,5 млн. т и безрентный прибавочный продукт — 35% по отношению к себестоимости продукции. Отсюда кадастровая цена одного центнера зерна в среднем составит 25 руб.
Под индивидуальной ценой растениеводческой продукции понимается сумма нормативных издержек (себестоимость) и нормативной прибыли.
Под зоной специализации производства продукции понимается производство товарной продукции, в пределах которой возделывание соответствующей культуры связано с относительно благоприятными природными условиями при установленных общественно необходимых объемах производства. Рента на единицу площади определяется при рациональной, сложившейся или предусмотренной проектом внутрихозяйственного землеустройства структуре посевных площадей соответствующих землеоценочных районов каждой области. По данным оценки земель устанавливается средняя величина зерновой ренты, которая составляет в расчете на гектар пашни в зонах товарного зернового земледелия до 80% и более по отношению к ренте по всем культурам при существующей структуре посевных площадей. В зонах орошаемого земледелия основной рентообразующей культурой является хлопчатник.
Дифференциальная рента определяется по агропроизводственным группам почв на единицу земельной площади по формуле
где
Рi, — дифференциальная рента по i-й оценочной группе почв,
руб./га;
УHi — средняя урожайность ведущей культуры по i-й оценочной группе почв, ц/га;
Ц — государственная закупочная цена на ведущую культуру, руб./ц;
Ci—себестоимость единицы продукции по i-й оценочной группе, руб./ц;
П — норматив прибыли на единицу продукции, руб./ц.
Дифференциальная рента по многолетним насаждениям определяется аналогично пашне, а по сенокосам и пастбищам — на основе дифференциальной ренты на пашне, умноженной на коэффициент, характеризующий отношение оценочных показателей
продуктивности кормовых угодий и пашни.
Нормативы рентных платежей по хозяйству в целом определяются как средневзвешенная величина по площадям оценочных групп почв сельскохозяйственных угодий по формуле
где
РП - норматив рентных платежей по хозяйству в целом на 1 га сельхозугодий;
Пi - площадь f-й оценочной группы почв;
По - общая площадь сельскохозяйственных угодий хозяйства;
Рi — дифференциальная рента по i-й оценочной группе почв,
руб./га.