Инвестиции и инвестиционный климат в России.
ПЛАН
.
1. Определение инвестиций
1.1. Основные принципы инвестиционной
политики
2. Разрыв между побуждениями к сбережению и
инвестированием
3. Внутренние источники инвестиций
3.1. Прибыль как источник инвестиций
3.2. Амортизационные отчисления
3.3. Бюджетное финансирование
3.4. Банковский кредит
3.5. Средства населения
4. Отток капитала
5. Иностранные инвестиции в России
6. Препятствия на пути притока инвестиций.
Инвестиционный климат в России
7. Роль международной помощи в оздоровлении
российской экономики
8. Пути и меры по привлечению инвестиций
9. Заключение
Список литературы
- 3 -
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ.
_Инвестиции. (капитальные вложения) - совокупность затрат ма-
териальных, трудовых и денежных ресурсов, направленных на рас-
ширенное воспроизводство, основных фондов всех отраслей народ-
ного хозяйства. Инвестиции - относительно новый для нашей эко-
номики термин. В рамках централизованной плановой системы ис-
пользовалось понятие "валовые капитальные вложения", под кото-
рыми понимались все затраты на воспроизводство основных фондов,
включая затраты на их ремонт. Инвестиции - более широкое поня-
тие. Оно охватывает и так называемые реальные инвестиции, близ-
кие по содержанию к нашему термину "капитальные вложения", и
"финансовые" (портфельные) инвестиции, то есть вложения в ак-
ции, облигации, другие ценные бумаги, связанные непосредственно
с титулом собственника, дающим право на получение доходов от
собственности. Финансовые инвестиции могут стать как дополни-
тельным источником капитальных вложений, так и предметом бирже-
вой игры на рынке ценных бумаг. Но часть портфельных инвестиций
- вложения в акции предприятий различных отраслей материального
производства - по своей природе ничем не отличаются от прямых
инвестиций в производство. В журнале "экономист" определены ос-
новные направления инвестиционной политики. Были выделены сле-
дующие главные задачи инвестиционной политики: формирование
благоприятной среды, способствующей повышению инвестиционной
активности негосударственного сектора, привлечение частных оте-
чественных и иностранных инвестиций для реконструкции предприя-
тий, а также государственная поддержка важнейших жизнеобеспечи-
- 4 -
вающих производств и социальной сферы при повышении эффектив-
ности капитальных вложений.
1.1. Основные принципы инвестиционной политики.
С учетом необходимости преодоления дальнейшего спада произ-
водства и ограниченности финансовых возможностей государства
инвестиционную политику в 1995 - 1996 гг. предусматривается
осуществлять на основе следующих принципов:
- последовательная децентрализация инвестиционного процесса
путем развития многообразных форм собственности, повышение роли
внутренних (собственных) источников накоплений предприятий для
финансирования их инвестиционных проектов;
- государственная поддержка предприятий за счет централизо-
ванных инвестиций;
- размещение ограниченных централизованных капитальных вло-
жений и государственное финансирование инвестиционных проектов
производственного назначения строго в соответствии с федераль-
ными целевыми программами и исключительно на конкурентной осно-
ве;
- усиление государственного контроля за целевым расходова-
нием средств федерального бюджета;
- совершенствование нормативной базы в целях привлечения
иностранных инвестиций;
- значительное расширение практики совместного государс-
твенно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов.
.
- 5 -
2. РАЗРЫВ МЕЖДУ ПОБУЖДЕНИЯМИ К СБЕРЕЖЕНИЮ И ИНВЕСТИРОВАНИЮ.
Сбережения и инвестиции в нашем индустриальном обществе
обычно осуществляются разными лицами и в силу различных причин.
Это не всегда было так. Даже в наши дни, если фермер посвящает
часть своего времени дренажным работам, вместо того, чтобы воз-
делывать культуру и собирать урожай, он сберегает и в то же
время инвестирует. Он сберегает, поскольку воздерживается от
потребления в настоящем с целью обеспечить большее потребление
в будущем. Размер этих сбережений определяется разницей между
величиной его чистого реального дохода и расходами на потребле-
ние. Вместе с тем он инвестирует, ибо улучшение производствен-
ных возможностей фермы означает чистое капиталовложение. По от-
ношению к простому фермеру мы наблюдаем не только совпадение
сбережения и инвестирования, но и тех причин, во имя которых он
осуществляет эти процессы. Он воздерживается от потребления в
настоящем (сберегает) только потому, что желает осуществить
дренажные работы (т.е. инвестировать). Если бы возможности ин-
вестировать отсутствовали, он никогда бы и не подумал бы сбере-
гать.
В нашем современном обществе чистое капиталообразование,
или инвестирование, осуществляется промышленными или торговыми
предприятиями, и прежде всего корпорациями. Если корпорация или
мелкое предприятие имеют большие инвестиционные возможности, их
владельцы будут испытывать искушение вложить обратно большую
часть своих доходов. Поэтому промышленное сбережение в значи-
тельной степени прямо зависит от промышленных инвестиций.
- 6 -
Однако сбережения осуществляются также различными группами
населения: отдельными лицами и семьями. Человек может иметь на-
мерение сберегать в силу весьма различных причин: поскольку он
желает обеспечить себя на старости лет или накопить некоторую
сумму для будущих расходов (проведение отпуска или приобретение
автомобиля). Он может чувствовать ненадежность своего положения
и стремиться обеспечить себя на черный день. Он может руководс-
твоваться желанием оставить некоторое состояние своим детям или
внукам. Он может быть 80-летним скрягой, который не имеет нас-
ледников и осуществляет накопление из страсти к деньгам как к
таковым. Каковы бы ни были мотивы, которыми руководствуются от-
дельные лица, осуществляя сбережения, зачастую они мало связаны
с возможностями инвестирования. Это происходит из-за того, что
в нашем повседневном языке слово "инвестиция" не всегда имеет
то же значение, какое ему придается в экономических дискуссиях.
Мы называем "чистым инвестированием", или капиталообразованием,
то, что представляет собой чистый прирост реального капитала
общества (здания, оборудование, материально-производственные
запасы и т.д.). Обыватель же говорит об "инвестировании", когда
он покупает участок земли, находящиеся в обращении ценные бума-
ги или любой другой титул собственности. Для экономистов это
чисто трансфертные операции. То, что инвестирует один, кто-то
другой дезинвестирует. Чистое инвестирование имеет место лишь
тогда, когда создается новый реальный капитал.
Чистое капиталообразование имеет место главным образом в
промышленных и торговых предприятиях. Его величина сильно ко-
леблется от года к году, от десятилетия к десятилетию. Это не-
постоянное, изменчивое поведение существует потому, что возмож-
- 7 -
ности инвестирования зависят от новых покрытий, новых продук-
тов, новых территорий и границ, новых ресурсов, нового населе-
ния, а также от возрастающего уровня производства и дохода. Ин-
вестиции зависят от динамических и относительно плохо поддаю-
щихся учету элементов роста системы: от развития техники, от
политики, оптимистических и пессимистических оценок, государс-
твенных налогов и расходов, законодательных мер и т.д.
По предварительным оценкам, в 1993 году объем капитальных
вложений по всем источникам финансирования составил лишь 47% от
уровня 1990 года, сократившись с 247,7 млрд.руб. до 116
млрд.руб. (в ценах 1991 года). Высокая степень морального и фи-
зического износа основных производственных фондов требует сроч-
ных мер по активизации инвестиционной деятельности, наиболее
полному и эффективному использованию всех возможных источников
финансирования капитальных вложений.
Финансирование инвестиций осуществляется за счет внутренних
и внешних источников. К внутренним источникам относятся собс-
твенные средства предприятий и сбережения населения, бюджетные
ассигнования (из федерального и местных бюджетов), а также дол-
госрочные кредиты и займы (государственные и коммерческие).
Внешними источниками являются частные прямые и портфельные
иностранные инвестиции, а также иностранные кредиты и займы (в
том числе под гарантии правительства).
Из общего объема централизованных вложений на финансирова-
ние государственной инвестиционной программы направлено 76,5
млрд.руб. Роль иностранного капитала в финансировании инвести-
ций остается незначительной.
- 8 -
3. ВНУТРЕННИЕ ИСТОЧНИКИ ИНВЕСТИЦИЙ
Традиционно в России финансирование капитальных вложений
осуществлялось в основном за счет внутренних источников. Можно
предположить, что и в дальнейшем они будут играть решающую
роль, несмотря на активизацию привлечения иностранного капи-
тала.
Каждой семье приходится постоянно решать житейскую пробле-
му: какую часть своего бюджета направить на текущее потребле-
ние, а какую - отложить на будущее. Предположим, что члены
семьи зарабатывают 100 тыс.руб. в месяц. Часть этих денег можно
израсходовать на покупку продуктов питания и одежду и на оплату
жилья и коммунальных услуг, а часть можно отложить. Допустим,
что семья тратит 80 тыс.руб. в течение месяца, а оставшиеся 20
тыс. помещает в банк или меняет на американские доллары для ин-
вестирования будущих расходов. В этом случае говорят, что уро-
вень сбережений семьи составляет 20%.
В масштабе страны общий уровень сбережений зависит от уров-
ня сбережений населения, организаций и правительства. Средства
отдельных граждан - не единственный источник сбережений на бу-
дущее.Предположим, что некая компания получила прибыль в разме-
ре 1 млн.руб. Эта прибыль может быть выплачена владельцам, ре-
инвестирована (компания может приобрести на эти средства новое
оборудование или производственные площади) или же положена на
банковский счет. В любом случае компания сберегает часть своей
прибыли, точно так же как семья сберегает часть своего заработ-
ка. Правительство тоже может делать сбережения - в тех случаях,
когда налоговые поступления в бюджет превышают правительствен-
- 9 -
ное потребление (куда входит зарплата государственных служащих,
расходы на оборону, выплаты пенсионерам и т.п.). При таком по-
ложении дел у правительства остаются средства, которые могут
быть использованы под инвестиции, скажем, в строительство новых
дорог или развитие телефонной связи.
Объем сбережений в стране непосредственно влияет на объем
инвестиций в стране. Уже было отмечено, что инвестиции предс-
тавляют собой расходы на приобретение оборудования, зданий и
жилья, которые в будущем выразятся в подъеме производительной
мощи всей экономики. Когда общество сберегает часть своего те-
кущего дохода, это означает, что часть производства может быть
направлена не на потребление, а на инвестиции.
Чаще всего сберегатели (вкладчики) и инвесторы принадлежат
к разным экономическим группам. Когда семья откладывает часть
своего дохода, она помещает свои деньги в банк. Банк одалживает
эти деньги компании, желающей осуществить капиталовложения. В
этом случае вкладчики (отдельные граждане) и инвесторы (предп-
риятия) связаны через финансового посредника (банк). Иногда
вкладчики и инвесторы представляют собой одно и то же лицо. Ес-
ли предприятие сберегает часть своей прибыли и использует ее на
покупку нового станка, оно одновременно и сберегает и инвести-
рует деньги. Иногда компания сберегает свою прибыль за счет
увеличения банковских вкладов. Банк затем одалживает эти деньги
другой компании, желающей сделать капиталовложения. В закрытой
экономике объем сбережений точно соответствует объему инвести-
ций. Какая часть национального дохода сберегается, такая часть
и может быть инвестирована. Таким образом, можно сказать, что в
закрытой стране внутренние инвестиции равны внутренним сбереже-
- 10 -
ниям.
Когда страна входит в мировую финансовую систему, складыва-
ется не столь однозначная ситуация. Если некая российская ком-
пания желает сделать капиталовложение, она может занять необхо-
димые средства как в российском, так и в зарубежном банке. Се-
годня из общей суммы средств, использованных предприятиями и
организациями на развитие и совершенствование производства,
направляется 20% (в 1992 г. - 23%), на социальное развитие -
8%. Наибольшую долю в сумме использованных средств составляли
платежи в бюджет - 45%. В то же время в общем объеме собствен-
ных и привлеченных средств предприятий, поступивших в 1993 году
основным источником финансовых ресурсов по прежнему остается
прибыль 56%, на долю амортизационных отчислений приходится 24%,
ассигнования из бюджета и внебюджетных фондов составляют около
9%, кредиты банков - свыше 11%.
Рассматривая перспективы использования собственных и прив-
леченных средств предприятий для финансирования инвестиций,
можно выделить следующие проблемы.
3.1. Прибыль как источник инвестиций
Недостаток финансовых ресурсов предприятия пытаются воспол-
нить за счет повышения цен на свою продукцию. В 1993 году все
увеличение прибыли в народном хозяйстве определялось ценовым
фактором. Однако, увеличивая цены, предприятия сталкиваются со
спросовыми ограничениями, приводящими к проблемам с реализацией
продукции, и, как следствие, к спаду производства. Это может
поставить на грань банкротства многие предприятия. Например в
- 11 -
сложном положении оказался Волжский автомобильный завод. Чтобы
обеспечить необходимые средства для инвестиций, он постоянно
поднимал цены на автомашины "Жигули", в результате чего они
стали дороже многих более качественных иностранных моделей. По-
этому сбыт продукции ВАЗа становится проблематичным, а судьба
завода - неопределенной. Правительством принимаются меры, кото-
рые облегчат предприятиям формирование необходимых финансовых
ресурсов для производственного развития, тем более что сегодня
они являются одним из основных источников капиталовложений в
экономику. Расширить возможности предприятий поможет решение о
полном освобождении от налога прибыли, направляемой на инвести-
ции,которое действует с 1 января 1993 года. Это могло бы послу-
жить хорошим стимулом к усилению инвестиционной активности. Од-
нако в условиях высокого уровня инфляционного ожидания и от-
сутствия в большинстве отраслей конкуренции за рынок сбыта про-
изводимой продукции, высвобождение средств для финансирования
капиталовложений само по себе не оказывает существенного влия-
ния на принятие инвестиционных решений.
3.2. Амортизационные отчисления
Растущая инфляция обесценила собственные средства предприя-
тий, накопленные за счет амортизационных отчислений, и факти-
чески девальвировала этот источник капиталовложений. Чтобы по-
высить устойчивость собственных накоплений предприятий прави-
тельство в августе 1992 г. приняло решение о переоценке основ-
ных фондов для приведения их балансовой стоимости в соответс-
твие с ценами и условиями воспроизводства. Рост стоимости ос-
- 12 -
новных фондов предприятий и их амортизационных отчислений про-
порционально темпам инфляции позволяет увеличить источники
собственных средств для финансирования капиталовложений. Поэто-
му одной из важных мер по повышению внутренней инвестиционной
активности могла бы стать антиинфляционная защита амортизацион-
ного фонда путем регулярной индексации балансовой стоимости ос-
новных средств.
3.3. Бюджетное финансирование
Резкое увеличение дефицита госбюджета не позволяет рассчи-
тывать на решение инвестиционных проблем за счет централизован-
ных источников финансирования. При ограниченности бюджетных ре-
сурсов как потенциального источника инвестиций государство бу-
дет вынуждено перейти от безвозвратного бюджетного финансирова-
ния к кредитованию. Ужесточится контроль за целевым использова-
нием льготных кредитов. Для обеспечения гарантий возврата кре-
дита будет внедряться система залога имущества в недвижимости,
в частности земли. Законодательная база этому создана Законом о
залоге. Государственные централизованные вложения предполагает-
ся направлять на реализацию ограниченного числа региональных
программ, создание особо эффективных структурообразующих объек-
тов, поддержание федеральной инфраструктуры, преодоление пос-
ледствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций, решение на-
иболее острых социальных и экономических проблем. На этапе вы-
хода из кризиса приоритетными направлениями с точки зрения бюд-
жетного финансирования будут:
- выделение государственных инвестиций для стимулирования
- 13 -
развития опорных сырьевых и аграрных районов,обеспечивающих ре-
шение продовольственной и топливно-энергетической проблем;
- поддержание научно-производственного потенциала;
- выделение субсидий на социальные цели слаборазвитым райо-
ном с чрезмерно низким уровнем жизни населения, не имеющим воз-
можности приостановить его падение собственными силами.
3.4. Банковский кредит
Долгосрочное кредитование, особенно в условиях зарождающе-
гося предпринимательства, могло бы стать одним из важных источ-
ников инвестиций. Однако инфляция делает долгосрочный кредит
невыгодным для банков. Доля его в общем объеме кредитования
продолжает сокращаться и составила на 1 июля 1993 г. лишь 3,6%
против 5,2% в начале года. В первом полугодии банками (вклю-
чая Сбербанк) было выдано 192,375 млрд.руб. долгосрочных кре-
дитов.
3.5. Средства населения
Привлечение средств на селения в инвестиционную сферу путем
продажи акций приватизируемых предприятий и инвестиционных фон-
дов, в частности, могло бы рассматриваться не только как источ-
ник капиталовложений, но и как один из путей защиты личных сбе-
режений граждан от инфляции. Стимулировать инвестиционную ак-
тивность населения можно путем установления в инвестиционных
банках более высоких по сравнению с другими банковскими учреж-
дениями процентных ставок по личным вкладам, привлечение
- 14 -
средств населения на жилищное строительство, предоставление
гражданам, участвующим в инвестировании предприятия, первооче-
редного права на приобретение его продукции по заводской цене и
т.п. Для притока сбережений населения на рынок капитала необхо-
дима широкая сеть посреднических финансовых организаций - ин-
вестиционных банков и фондов, страховых компаний, пенсионных
фондов, строительных обществ и др. Однако важно по возможности
обеспечить защиту тем, кто готов вкладывать свои деньги в фон-
довые ценности, установив строгий государственный контроль за
предприятиями, претендующими на привлечение средств населе-
ния.
Основным фактором, влияющим на состояние внутренних возмож-
ностей финансирования капиталовложений, является финансово-эко-
номическая нестабильность. Инфляция обесценивает накопления
предприятий и населения, что существенно снижает их инвестици-
онные возможности. Тем не менее недостаточность внутреннего ин-
вестиционного потенциала можно считать относительной.
4. ОТТОК КАПИТАЛА
За последние годы в России сложился слой предприятий и
предпринимателей, накопивших крупные капиталы. Из-за неустойчи-
вости экономического положения в стране большие средства пере-
водятся в конвертируемую валюту и оседают в западных банках.
Можно было бы ожидать, что с окончанием коммунистической эры
Россия станет обращаться к зарубежным кредиторам для финансиро-
вания крупных инвестиций по мере того, как страна перестраива-
ется под действием рыночных сил. На этом основании было бы ре-
- 15 -
зонно предположить, что в России возникнет дефицит текущего
платежного баланса (когда уровень инвестиций превышает уровень
сбережений). Однако этого не происходит. Отток денежных ресур-
сов (потенциальных инвестиций) из России в несколько раз превы-
шает их приток. Как не парадоксально, но в течение 1993 г. Рос-
сия выдала больше кредитов зарубежным заемщикам, чем заняла са-
ма. Активное сальдо текущего платежного баланса России (когда
страна является нетто-экспортером капитала, т.е. граждане ссу-
жают больше денег, чем занимают) составило порядка 10 млрд.дол-
ларов. Это усиливает инвестиционный "голод" в стране, ведет к
дальнейшему ослаблению национальной валюты. Мотивация оттока
капиталов - ощущение российскими бизнесменами политической и
экономической нестабильности в России. Значительная часть на-
копленных российскими бизнесменами средств под влиянием страха
перед возможным социальным взрывом в силу инфляции и непрерыв-
ного падения курса рубля, боязни денежной реформы переправляет-
ся ими в западные банки или используется для покупки недвижи-
мости и ценных бумаг.
Многие в российских деловых кругах чувствуют, что экономика
России, по крайней мере в настоящий момент, слишком нестабильна
для осуществления долгосрочных инвестиций. Поэтому и предприя-
тия используют свои сбережения не на капиталовложения внутри
страны, а на выдачу кредитов за рубеж. Компании-экспортеры, как
правило, хранят свою прибыль на счетах в зарубежных банках
вместо того, чтобы ввозить ее обратно в Россию и направлять на
новые инвестиции. Этот процесс, известный как утечка капитала,
очень часто носит противозаконный характер. И все же, несмотря
на ее противозаконность, утечка капитала находит логичное эко-
- 16 -
номическое оправдание: гораздо надежнее помещать капитал в лон-
донский банк, чем в российскую экономику.Именно поэтому предп-
риятия предпочитают предоставлять кредиты иностранцам (помещая
деньги в зарубежный банк), а не своим соотечественникам.
Основные источники оттока капиталов могут быть как легитим-
ными, так и нелегитимными. К числу легитимных источников отно-
сятся санкционированные инвестиции в экономику других стран в
форме создания совместных предприятий или дочерних фирм. Общие
масштабы оттока валюты не поддаются точному измерению, посколь-
ку финансовая статистику, естественно, учитывает только их ле-
гальную часть. Отток в крупных масштабах иностранной валюты за
пределы России побудил власть принять организационно-правовые
меры по ужесточением контроля за возвращением валютной выручки
на территорию страны. Для того, чтобы российские фирмы не боя-
лись инвестировать средства в экономику своей страны, необходи-
мо создать условия для снижения инвестиционного риска. Степень
риска может быть уменьшена за счет снижение инфляции, принятия
четкого экономического законодательства, основанного на рыноч-
ных потенциалах.
Технология проведения рыночных реформ предполагает последо-
вательность шагов - наряду со стимулированием притока капитала
сразу же принимаются меры, препятствующие его оттоку.
5. ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В РОССИИ
В Российской Федерации инвестиции могут осуществляться пу-
тем:
- создания предприятий с долевым участим иностранного капи-
- 17 -
тала (совместных предприятий);
- создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным
инвесторам, их филиалов и представительств;
- приобретения иностранным инвестором в собственность
предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений, до-
лей участий в предприятиях, акций, облигаций и других ценных
бумаг;
- приобретение прав пользования землей и иными природными
ресурсами, а также иных имущественных прав и т.р.;
- предоставления займов, кредитов, имущества и имуществен-
ных прав и т.п.
Проблема состоит в стимулировании эффективного притока
иностранного капитала. В этой связи встает два вопроса: во-пер-
вых, в какие сферы приток должен быть ограничен, а во-вторых, в
какие отрасли и в каких формах следует в первую очередь его
привлекать. Иностранный капитал может привлекаться в форме
частных зарубежных инвестиций - прямых и портфельных, а также в
форме кредитов и займов. Под прямыми инвестициями принято пони-
мать капитальные вложения в реальные активы (производство) в
других странах, в управлении которыми участвует инвестор. Ин-
вестиции могут считаться прямыми, если иностранный инвестор
владеет не менее чем 25% акций предприятия, или их контрольным
пакетом, величина которого может варьироваться в достаточно ши-
роких пределах в зависимости от распределения акций среди акци-
онеров.
_Прямые зарубежный инвестиции. - это нечто большее, чем прос-
тое финансирование капиталовложений в экономику, хотя само по
себе это крайне необходимо России. Прямые зарубежные инвестиции
- 18 -
представляют также способ повышения производительности и техни-
ческого уровня российских предприятий. Размещая свой капитал в
России, иностранная компания приносит с собой новые технологии,
новые способы организации производства и прямой выход на миро-
вой рынок.
_Портфельными инвестициями. принято называть капиталовложения
в акции зарубежных предприятий, которые не дают права контроля
над ними, в облигации и другие ценные бумаги иностранного госу-
дарства и международных валютно-финансовых организаций.
Существуют и реальные инвестиции. Это - капитальные вложе-
ния в землю, недвижимость, машины и оборудование, запасные час-
ти и т.д. Реальные инвестиции включают в себя и затраты оборот-
ного капитала.
Два вида инвестиций (прямые и портфельные) движимы анало-
гичными, но не одинаковыми мотивами. В обоих случаях инвестор
желает получить прибыль за счет владения акциями доходной ком-
пании. Однако, при осуществлении портфельных инвестиций инвес-
тор заинтересован не в том, чтобы руководить компанией, а в
том, чтобы получать доход за счет будущих дивидендов. Предпри-
нимая прямые капиталовложения, иностранный инвестор (как прави-
ло, крупная компания) стремится взять в свои руки руководство
предприятием. Вкладывая капитал, он считает, что Россия - самое
подходящее место для выпуска его продукции, которая будет реа-
лизовываться либо на российском потребительском рынке (пример
ресторанов Макдональдс), либо на мировом рынке (как в случае с
некоторыми зарубежными инвестициями в в российскую авиацион-
но-космическую промышленность). России необходимо прилагать все
усилия к привлечению обоих видов инвестиций, ибо каждая из них
- 19 -
способствует будущему увеличению производительной мощи экономи-
ки.
Иностранный капитал может иметь доступ во все сферы эконо-
мики (за исключением находящихся в государственной монополии)
без ущерба для национальных интересов. Отраслевые ограничения
должны распространяться только на прямые иностранные инвести-
ции. Их приток следует ограничить в отрасли, связанные с непос-
редственной эксплуатацией национальных природных ресурсов (нап-
ример, добывающие отрасли, вырубка леса, промысел рыбы), в про-
изводственную инфраструктуру (энергосети, дороги, трубопроводы
и т.п.), телекоммуникационную и спутниковую связь. Подобные ог-
раничения закреплены в законодательствах многих развитых стран,
в частности США. В перечисленных отраслях целесообразно исполь-
зовать альтернативные прямым инвестициям формы привлечения
иностранного капитала. Это могут быть зарубежные кредиты и зай-
мы. Несмотря на то, что они увеличивают бремя государственного
долга, привлечение их было бы оправданным:
1. С точки зрения соблюдения национальных интересов;
2. Имеется в виду быстрая окупаемость капиталовложений в
названные сферы.
Однако для этого необходимо создать эффективную систему уп-
равления использованием зарубежных иностранных кредитов. Зару-
бежный капитал в форме предприятий со 100-процентным иностран-
ным участием целесообразно привлекать в производство и перера-
ботку с/х продукции, производство строительных материалов,
строительство (в том числе жилищное), для выпуска товаров на-
родного потребления, в развитие деловой инфраструктуры. стиму-
лировать приток портфельных инвестиций следует во все отрасли
- 20 -
экономики. Они обеспечивают приток финансовых ресурсов без по-
тери контроля российской стороны над объектом инвестирования.
Это преимущество важно использовать в отраслях, имеющих страте-
гическое значение для страны, и в первую очередь связанных с
добычей ресурсов. Однако сегодня привлечению портфельных иност-
ранных инвестиций уделяется мало внимания, и их в России прак-
тически нет.
6. ПРЕПЯТСТВИЯ НА ПУТИ ПРИТОКА ИНВЕСТИЦИЙ
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ В РОССИИ
Притоку в инвестиционную сферу частного национального и
иностранного капитала препятствуют политическая нестабильность,
инфляция, несовершенство законодательства, неразвитость произ-
водственной и социальной инфраструктуры, недостаточное информа-
ционное обеспечение. Взаимосвязь этих проблем усиливает их не-
гативное влияние на инвестиционную ситуацию. Слабый приток пря-
мых иностранных инвестиций в российскую экономику объясняется
разногласиями между исполнительной и законодательной властями,
Центром и объектами Федерации, наличием межнациональных конф-
ликтов в самой России и войн непосредственно на ее границах,
социальной напряженностью (забастовки, недовольство широких
слоев общества ходом реформ), разгулом преступности и бессилием
властей, неблагоприятным для инвесторов законодательством, инф-
ляцией, спадом производства, непрерывным падением курса рубля и
его неконвертируемостью и др.
Российское правительство в последние годы проявляло в отно-
шении зарубежных компаний скорее двойственность, чем радушие.
- 21 -
Официальная политика предписывает оказывать поддержку прямым
зарубежным инвестициям, но на практике зарубежные фирмы испыты-
вают невероятные трудности, пытаясь вложить капитал в российс-
кую экономику. Российское законодательство нестабильно, коммер-
ческая деятельность наталкивается на множество бюрократических
препон, а кроме того, складывается впечатление, что многие рос-
сийские политики просто боятся прямых зарубежных инвестиций.
Некоторые в России убеждены, что иностранные инвестиции - это
не более чем "надувательство", и зарубежные компании откровенно
эксплуатируют российскую экономику.
Все эти факторы перевешивают такие привлекательные черты
России, как ее природные ресурсы, мощный, хотя технически уста-
ревший и хронически недогруженный производственный аппарат, на-
личие дешевой и достаточно квалифицированной рабочей силы, вы-
сокий научно-технический потенциал. В рыночной экономике сово-
купность политических, социальноэкономических, финансовых, со-
циокультурных, организационно-правовых и географических факто-
ров, присущих той или иной стране, привлекающих и отталкивающих
инвесторов, принято называть ее инвестиционным климатом. Ранжи-
рование стран мирового сообщества по индексу инвестиционного
климата или обратному ему показателю индекса риска служит обоб-
щающим показателем инвестиционной привлекательности страны и
"барометром" для иностранных инвесторов. Зависимость потока
иностранных инвестиций от индекса инвестиционного климата или
его отдельных составляющих носит почти линейный характер. Нап-
ример, в 1992 г. общая сумма накопленных инвестиций в мире дос-
тигала 1,9 трлн.долл., в том числе США принадлежит 489
млрд.долл., Японии 248 млрд.долл., Великобритании 243
- 22 -
млрд.долл. На долю этих трех стран приходится 980 млрд.долл,
или около 50% общей суммы иностранных инвестиций. При этом наб-
людается тенденция взаимного инвестирования наиболее развитых
стран, что объясняется высоким рейтингом их инвестиционного
климата. Поток иностранных инвестиций зависит и от отдельных
факторов, определяющих инвестиционный климат в стране. Сейчас
правовые условия для деятельности иностранных инвесторов в Рос-
сии являются наихудшими по сравнению с другими государствами на
территории бывшего СССР. В итоге Россия в конкуренции за иност-
ранные инвестиции начинает уступать не только балтийским госу-
дарствам, но и Казахстану. В сентябре 1993 г. эксперты "Эурома-
ки" поставили Россию в своем ранжированном перечне на 137 место
из 170 стран, Латвию на 132-е Литву на 130-е, Казахстан на
129-е, а Эстонию на 122-е.
Как показывает анализ законодательства стран-республик быв-
шего СССР, при сходстве многих формулировок в ряде республик
независимо от декларирующих общих положений принят режим боль-
шего благоприятствования иностранным инвесторам по сравнению с
национальными. Это выражается в полном или частичном освобожде-
нии от уплаты налога на прибыль в первый период эксплуатации
предприятия (Украина, Казахстан, Белоруссия, Киргизия, Литва,
Туркмения) и снижения его в последующий период (Казахстан, Кир-
гизия, Литва, Украина, Эстония), таможенных льготах для таких
предприятий: тарифных (Украина, Молдавия, Россия, Туркмения,
Эстония) и нетарифных (Молдавия). Все названные меры призваны
компенсировать неблагоприятный инвестиционный климат в этих
республиках и косвенно подстраховать иностранных инвесторов от
избыточного риска.
- 23 -
Сейчас правительство готовит поправки к Закону об иностран-
ных инвестициях. Предполагаются: налоговые "каникулы", освобо-
дить предприятия с иностранными инвестициями от уплаты налогов
и импортных пошлин на необходимые производственные компоненты
и, что самое важное для иностранных инвесторов, предоставить
им право собственности на землю при создании новых предприя-
тий.
В России до сих пор отсутствует своя система оценки инвес-
тиционного климата и ее отдельных регионов. Иностранные инвес-
торы ориентируются на оценки многочисленных фирм, регулярно
отслеживающих инвестиционный климат во многих странах мира, в
том числе и в России. Однако оценки инвестиционного климата в
России, даваемые зарубежными экспертами на их регулярных засе-
даниях, проводимые вне Российской Федерации и без участия рос-
сийских экспертов, представляются мало достоверными. В связи с
этим встает задача формирования на основе ведущихся в Институте
экономики РАН исследований Национальной системы мониторинга ин-
вестиционного климата в России, крупных экономических районов и
субъектов Федерации. Это обеспечит приток и оптимальное исполь-
зование иностранных инвестиций, послужит ориентиром российским
банкам в собственной кредитной политике.
7. РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОМОЩИ
В ОЗДОРОВЛЕНИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
Благодаря рыночным реформам, инвестиции из-за границы долж-
ны оказаться более перспективными, чем в 80-е годы.В долгосроч-
ной перспективе, в ближайшие 10 лет, частный сектор Европы, Со-
- 24 -
единенных Штатов и Японии наверняка станет для России основным
источником инвестиционного капитала. Однако, до того, как это
произойдет, кредиторами России наверняка будут не частные ин-
весторы, а зарубежные правительства и официальные организа-
ции.
Сущность международных организаций, участвующих в предос-
тавлении финансовой помощи России, различна.
Во-первых, следует упомянуть Международный валютный фонд
(МВФ). Это организация, в которую Россия вступила летом 1992
года, занимается финансированием государственных программ борь-
бы с высокой инфляцией и общей валютно-финансовой нестабиль-
ностью.
В своей деятельности МВФ руководствуется принципом обуслов-
ленности, согласно которому страны-члены могут получить кредиты
от него лишь при условии, что они обязуются проводить опреде-
ленную экономическую политику. Условия, выдвигаемые МВФ, могут
быть настолько жесткими, что лишь усугубят трудности реформ.
Вторым крупным международным кредитором является Всемирный
банк. В отличие от МВФ, деятельность которого сконцентрирована
на кратковременных макроэкономических кризисах, Всемирный банк
занимается проблемами долгосрочного экономического развития.
Приоритетными для него являются структурные преобразования, та-
кие, как либерализация торговли, приватизация, реформы системы
образования и здравоохранения, инвестиции в инфраструктуру,
т.е. реформы, которые являются залогом долгосрочного экономи-
ческого роста. Всемирный банк выдает долговременные займы, как
правило, на коммерческих условиях, хотя бедным странам предос-
тавляются льготные, сильно заниженные процентные ставки по кре-
- 25 -
дитам. Банк специализируется на двух видах кредитов. _ Целевые
_кредиты. предназначаются для финансирования конкретных инвести-
ционных проектов, например строительства дороги, моста или
электростанции. _ Программные кредиты. призваны помочь правитель-
ству осуществить структурные реформы в ключевых отраслях эконо-
мики, например провести либерализацию торговли. В этом случае
_кредит. - не обеспечение определенного инвестиционного проек-
та, а средство общего финансирования государственного бюджета
в соответствии с кардинальным изменением экономической полити-
ки.
Третья влиятельная и кредитная организация - это _ Европейс-
_кий банк реконструкции и развития. (ЕБРР), созданный в 1991 г.
специально для оказания помощи странам Восточной Европы и быв-
шего Советского Союза на этапе рыночных преобразований. ЕБРР
являет собой пример "банка регионального развития", главная за-
дача которого - содействовать долгосрочному экономическому рос-
ту определенного региона за счет финансирования всевозможных
инвестиционных проектов. Особое же предназначение ЕБРР заключа-
ется в предоставлении кредитов прежде всего молодому частному
сектору стран бывшего социалистического лагеря.
Четвертым источником официальной финансовой поддержки явля-
ется помощь, поступающая уже не от международных организаций, а
от отдельных западных правительств. эта помощь принимает по
меньшей мере две формы. Во-первых, правительства Запада предос-
тавляют правительствам других стран (например, России) прямые
кредиты и безвозмездные ссуды, пытаясь помочь им справиться с
неотложными проблемами гуманитарного и экономического характе-
ра. Во-вторых, они выделяют кредиты компаниям этих стран, чтобы
- 26 -
те могли приобрести у страны-донора промышленное оборудование и
другие товары. Таким образом, подобные кредиты выгодны обеим
сторонам.
Последние годы Россия получала помощь из всех вышеперечис-
ленных источников, однако объемы и виды этой помощи не всегда
соответствовали ее реальным потребностям.
За 1992 - 1993 гг. России 2,5 млрд.долл. выделили МВФ, 500
млн. - Всемирный банк и несколько целевых ссуд пообещал ЕБРР
(хотя большая часть обещанных им средств так и не поступила в
распоряжение России в 1993 г.). Кроме того, Россия получила по-
рядка 2 млрд.долл. от западных правительств в виде безвозмезд-
ных ссуд.
.
- 27 -
Официальная финансовая помощь России,
1992 -1993 гг. (млрд.долл.США)
???????????????????????????????????????????????????????????????
? 1992 г. ? 1993 г. ? Всего
???????????????????????????????????????????????????
?Обещано?Выделено?Обещано?Выделено?Обещано?Выделено
???????????????????????????????????????????????????????????????
МВФ ? 9 ? 1 ? 13 ? 1,5 ? 14 ? 2,5
Всемирный ? ? ? ? ? ?
банк и ЕБРР ? 1,5 ? 0 ? 5 ? 0,5 ? 5 ? 0,5
Двухсторон- ? ? ? ? ? ?
няя ? 13,5 ? 14 ? 10 ? 6 ? 21 ? 20
Экспортные ? ? ? ? ? ?
кредиты ? - ? 12,5 ? - ? 5,5 ? - ? 18
Безвозмезд- ? ? ? ? ? ?
ные ссуды ? - ? 1,5 ? - ? 0,5 ? - ? 2
???????????????????????????????????????????????????????????????
Всего ? 24 ? 15 ? 28 ? 8 ? 40 ? 23
8. ПУТИ И МЕРЫ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ ИНВЕСТИЦИЙ
Привлечение инвестиций (как иностранных, так и националь-
ных) в российскую экономику является жизненно важным средством
устранения инвестиционного "голода" в стране. Особую роль в ак-
тивизации инвестиционной деятельности должно сыграть страхова-
- 28 -
ние инвестиций от некоммерческих рисков. Важным шагом в этой
области стало присоединение России к Многостороннему агентству
по гарантиям инвестиций (МИГА), осуществляющему их страхование
от политических и других некоммерческих рисков. Важное условие,
необходимое для частных капиталовложений (как отечественных,
так и иностранных), - постоянный и общеизвестный набор догм и
правил, сформулированных таким образом, чтобы потенциальные ин-
весторы могли понимать и предвидеть, что эти правила будут при-
меняться к их деятельности. В России же, находящейся в стадии
непрерывного реформирования, правовой режим непостоянен. Пот-
ребность страны в иностранных инвестициях составляет 10 - 12
млрд.долл. в год. Однако для того, чтобы иностранные инвесторы
пошли на такие вложения, необходимы очень серьезные изменения в
инвестиционном климате. В ближайшей перспективе законодательная
база функционирования иностранных инвестиций будет усовершенс-
твована принятием новой редакцией Закона об инвестициях, Закона
о концессиях и Закона о свободных экономических зонах. Большую
роль сыграет также законодательное определение прав собствен-
ности на землю. Для облегчения доступа иностранных инвесторов к
информации о положении на российском рынке инвестиций был обра-
зован Государственный информационный центр содействия инвести-
циям, формирующий банк предложений российской стороны по объек-
там инвестирования.
Для стабилизации экономики и улучшения инвестиционного кли-
мата требуется принятия ряда кардинальных мер, направленных на
формирование в стране как общих условий развития цивилизованных
рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредс-
твенно к решению задачи привлечения иностранных инвестиций.
- 29 -
Среди мер общего характера в качестве первоочередных следу-
ет назвать:
- достижение национального согласия между различными власт-
ными структурами, социальными группами, политическими партиями
и прочими общественными организациями;
- ускорение работы Государственной думы над Гражданским ко-
дексом и уголовным законодательством, нацеленным на создание в
стране цивилизованного некриминального рынка;
- радикализация борьбы с преступностью;
- торможение инфляции всеми известными в мировой практике
мерами за исключением невыплаты трудящимся зарплаты;
- пересмотр налогового законодательства в сторону его упро-
щения и стимулирования производства;
- мобилизация свободных средств предприятий и населения на
инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депо-
зитам и вкладам;
- внедрение в строительство системы оплаты объектов за ко-
нечную строительную продукцию;
- запуск предусмотренного законодательством механизма банк-
ротства;
- предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и
иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с
тем, чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного
оборота капитала по сравнению с другими направлениями их дея-
тельности;
- формирование общего рынка республик бывшего СССР со сво-
бодным перемещением товаров, капитала и рабочей силы.
В числе мер по активизации инвестиций надо отметить:
- 30 -
- срочное рассмотрение и принятие Думой нового закона об
иностранных инвестициях в России;
- принятие законов о концессиях и свободных экономических
зонах;
- создание системы приема иностранного капитала, включающей
широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммер-
ческих банков и страховых компаний, страхующих иностранный ка-
питал от политических и коммерческих рисков, а также информаци-
онно-посреднических центров, занимающихся подбором и заказом
актуальных для России проектов, поиском заинтересованных в их
реализации инвесторов и оперативном оформлении сделок "под
ключ";
- создание в кратчайшие сроки Национальной системы монито-
ринга инвестиционного климата в России;
- разработка и принятие программы укрепления курса рубля и
перехода к его полной конвертируемости.
Будем надеяться что выше перечисленные меры помогут притоку
национальных и иностранных инвестиций.
9. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных
инвестиций в российскую экономику преследует долговременные
стратегические цели создания в России цивилизованного, социаль-
но ориентированного общества, характеризующегося высоким ка-
чеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная эко-
номика, предполагающая не только совместное эффективное функци-
онирование различных форм собственности, но и интернационализа-
- 31 -
цию рынка товаров, рабочей силы и капитала. А иностранный капи-
тал может привнести в Россию достижения научно-технического
прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение
России в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала
- необходимое условие построения в стране современного граж-
данского общества. Привлечение иностранного капитала в матери-
альное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов
для покупки необходимых товаров, которые по-прежнему растрачи-
ваются бессистемно и только умножают государственные долги.
Приток иностранных инвестиций жизненно важен и для достижения
среднесрочных целей - выхода из современного общественно-эконо-
мического кризиса, преодоление спада производства и ухудшения
качества жизни россиян. При этом необходимо иметь в виду, что
интересы российского общества, с одной стороны, и иностранных
инвесторов - с другой, непосредственно не совпадают. Россия за-
интересована в восстановлении, обновлении своего производствен-
ного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачест-
венными и недорогими товарами, в развитии и структурной перест-
ройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной
политики, в привнесении в наше общество западной управленческой
культуры. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы в
новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внут-
реннего рынка России, ее природных богатств, квалифицированной
и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техни-
ки и... даже ее экологической беспечности.
Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно
деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, не
лишая его собственных стимулов и направляя его мерами экономи-
- 32 -
ческого регулирования на достижение общественных целей. Привле-
кая иностранный капитал, нельзя допускать дискриминации в отно-
шении национальных инвесторов.Не следует предоставлять предпри-
ятиям с иностранными инвестициями налоговые льготы, которых не
имеют российские, занятые в той же сфере деятельности. Как по-
казал опыт, такая мера практически не влияет на инвестиционную
активность иностранного капитала, но приводит к возникновению
на месте бывших отечественных производств предприятий с фор-
мальным иностранным участием, претендующих на льготное налого-
обложение.
Нужно стремиться создать благоприятный инвестиционный кли-
мат не только для иностранных инвесторов, но и для своих собс-
твенных. И речь не о том, чтобы найти им средства на осущест-
вление инвестиций. Российскому частному капиталу также нужны
гарантии от принудительных изъятий и произвола властей, система
страхования от некоммерческих рисков, а также стабильные усло-
вия работы при осуществлении долгосрочных капиталовложений.
.
- 33 -
ЛИТЕРАТУРА
1. "Большой экономический словарь". М., "Правовая культу-
ра", 1994 г.
2. П.Самуэльсон. "Экономика", 1 т., М., 1992 г.
3. Д.Сакс. "Рыночная экономика и Россия". М., "Экономика",
1995 г.
4. А.Федченко. "Концепция государственной экономической по-
литики на 1995 год". М., Ж. "Экономист", N 10, 1994 год.
5. А.Шахназаров. "Инвестиции: ситуация и перспективы". М.,
Ж. "Экономист", N 1, 1994 год.
6. Л.Шапошников. "Общеэкономическая оценка инвестиционных
программ и проектов" М., Ж. "Экономист", N 5, 1994 год.
7. В.Фельзенбаум. "Иностранные инвестиции в России", М., Ж.
"Вопросы экономики", N 8, 1994 год.
8. В.Худиев. "Причины инвестиционного кризиса и пути его
преодоления", М., Ж. "Экономист", N 8, 1994 год.
9. Б.Пичугин. "Иностранные частные инвестиции в России",
М., Ж. "Экономист", N 11, N 12, 1994 год.
10. Я.Урисон. "Инвестиционный климат в России и привлечение
иностранных инвестиций", М., Ж. "Вопросы экономики", N 8, 1994
год.