Материальное бытие людей
Кант
Высоко ценя науку и силу философского разума, Кант все же пришел к выводу о существовании границы познания.
В чем же тогда усматривается высшая цель, главный смысл философских исканий. Кант писал: “Если существует наука, действительно нужная человеку, то это та, которая учит именно подавляющим образом занять указанное человеку место в мире
- и из которой можно научиться тому, каким надо быть, чтобы быть человеком.”
Итак, самой высокой ценностью и высшей целью Кант провозгласил человека, человеческое счастье (благо, блаженство), достоинство, высокий нравственный долг.
Не сознание людей определяет их бытие, а их общественное бытие определяет их сознание.
Исторический материализм - это наука об обществе, как едином целом, о наиболее общих законах и действующих силах его развития. Он внутренне связан с диалектическим материализмом. Разница между диалектическим историческим материализмом заключается не в принципах подхода к явлениям действительности, не в способах их рассмотрения, а в объектах исследования, в широте охвата рассматриваемых явлений.
Диалектический материализм есть наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления, т.е. таких законах, которые свойственны как природе, так и обществу, а также мышлению.
Исторический материализм исследует законы меньшей общности, законы, которые действуют только в обществе, но не действуют в природе. Он изучает наиболее общие законы, а также движущие силы развития общества. При рассмотрении явлений общественной жизни, исторический материализм учитывает как общие черты, свойственные обществу и природе, так и различия, существующие между ними. Общие законы в том, что природа и общество составляют единый объективно существующий мир и подчиняются одним и тем же диалектическим законам развития. Но общество отличается от природы, представляя собой высшую, социальную форму движения материи. В природе, если отвлечься от воздействия на нее человека, действуют слепые, стихийные силы; а в обществе действуют люди, одаренные волей и сознанием, ставящие перед собой определенные цели и стремящиеся к их осуществлению. Но нельзя сказать, что люди действуют по произволу, по прихоти собственной фантазии. Исторический материализм признает первичным материалистическое бытие людей, сознание считает вторичным.
“Не сознание людей определяет их бытие, а их общественное бытие определяет их сознание.” Мысли, желания, настроения людей возникают и видоизменяются на базе их практических жизненных потребностей и зависят в конечном счете от степени развития их материального бытия, от их экономического положения в обществе.
Существовать вне нашего сознания - это характеристика каждого вида материи.
Категория материи является фундаментальным философским понятием. Диалектикой-материалистическое определение дал Ленин: “Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них”. В этом определении выделено два основных признака:
1. Материя существует независимо от сознания.
2. Она копируется, фотографируется, отображается ощущениями.
1. означает признание первичности материи по отношению к сознанию.
2. - признание принципиальной познаваемости материального мир.
В этом определении отсутствуют ссылки на конкретные свойства и виды материи, нет перечисления ее конкретных характеристик (некоторые философы определяют материю как совокупность неделимых атомов, из которых построен мир). Дело в том, что на каждом этапе познания и практики человек осваивает только некоторые фрагменты и аспекты мира. Следовательно, бессмысленно определять материю через перечисление ее известных видов и форм, если далее будут открываться новые виды и формы. Таким образом надо выделить такой предельно общий признак, который характеризует все виды материи. Таким общим признаком является свойство “быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания”.
Движение внутренне присуще материи.
Движение - это способ существования материи. Быть - значит быть в движении. Материализм, опираясь на данные науки, исходит из того, что движение, как и материя, несотворимо и неуничтожимо: оно не привносится из вне, а заключено в самой природе материи. Одни формы движения превращаются в другие. И ни один вид движения не берется из ниоткуда. Под движением материи нужно понимать не только механическое перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменение состояний объектов, которые вызываются этими взаимодействиями. Материя не может существовать вне движения. Все объекты существуют лишь благодаря тому, что в них воспроизводятся различные типы движения. При их уничтожении объект прекращает свое существование, переходит в другие объекты, которые характеризуются определенным набором типов и форм движения.
Энгельс выделил механическую, химическую, биологическую, социальную формы движения. В основу классификации форм движения Энгельс положил следующие принципы:
1. формы движения соотносимы с определенным материальным уровнем материи, т.е. каждому уровню такой организации должна соответствовать своя форма движения.
2. между формами движения существует генетическая связь, т.е. форма движения возникает на базе низших форм.
3. высшие формы движения качественно специфичны и несводимы к низшим формам.
Пространство выражает порядок расположения одновременно сосуществующих объектов. Время же - последовательность существования сменяющих друг друга явлений.
Пространство - оно есть форма бытия материи, характеризуемая такими свойствами, протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие. Понятие времени возникает как из сравнения различных состояний одного и того же объекта, который в результате длительности своего существования неизбежно меняет свои свойства, так и из факта сменяющейся последовательности различных объектов в одном и том же месте.
Время - есть форма бытия материи, характеризуемая такими свойствами изменения и развития систем, как длительность, последовательность смены состояний.
Понятия пространства и времени соотносительны: в понятии пространства отражается координация различных противоположных друг другу объектов в один и тот же момент времени; а в положении времени отражаются координация сменяющих друг друга объектов в одном и том же месте пространства.
При увеличении относительной скорости движения системы отсчета пространственные интервалы сокращаются, а временные растягиваются.
Специальная теория относительности, построение которой было завершено Эйнштейном в 1905 году, доказала, что в реальном физическом мире пространственные и временные интервалы меняются при переходе от одной системы отсчета к другой.
Система отсчета в физике - это образ реальной физической лаборатории, снабженной часами и линейками, т.е. инструментарием, с помощью которого можно измерять пространственные и временные характеристики тел. Старая физика считала, что если системы отсчета движутся равномерно и прямолинейно относительно друг друга, то пространственные интервалы (расстояния между двумя точками), и временные интервалы (длительность между двумя событиями) не меняются.
Теория относительности эти представления отвергла, т.е. показала их ограниченную применимость. Когда скорости довольно малы по отношению к скорости света, можно приблизительно считать, что размеры тел и ход времени остаются одними и теми же, но когда речи идет о движениях со скоростями, близкими к скорости света, то изменение пространственных и временных интервалов становится заметнее.
При увеличении относительной скорости движения системы отсчета пространственные интервалы сокращаются, а временные растягиваются.
Еще теория относительности показала, что в природе существует единое пространство-вермя, а отдельно пространство и отдельно время выступают как его своеобразные проекции, на которые оно по разному расщепляется в зависимости от характера движения тел.
До создания теории относительности считалось, что объективность пространственно-временного описания гарантируется только тогда, когда при переходе от одной системы отсчета к другой сохраняются отдельно пространственные и отдельно временные интервалы. Теория относительности обобщила эти положения. В зависимости от характера движения систем отсчета друг относительно друга происходят различные расщепления единого пространства-времени но отдельно пространственный и отдельно временной интервалы, но происходят так, что изменение одного как бы компенсирует изменение другого.
t
x2t2
x1t1
t`
x`
t`
t
x x
x`
В теории относительности пространство-время изображается как четырехмерный континуум, где три пространственных и одна временная координаты выступают как одинаково изменяющиеся при переходе от одной системы отсчета к другой. Возьмем для простоты одну из трех пространственных координат ‘x’ и временную координату ‘t’. Одна система отсчета представлена осями ‘x’ & ‘t’, другая ‘x`’ & ‘t`’. Их движение друг относительно друга выражено как поворот на некоторый угол в пространственно-временном континууме. Проекции на ось ‘x’ и ‘x`’ пространственно временного интервала ( x1t1 , x2t2 ) задают отдельно пространственный ( x , x` ) и отдельно временной ( t , t` ). Видно, что при переходе от одной системы к другой, отдельно ‘x’ и ‘t’ меняются, но при этом сохранятся пространственно временной интервал.
Следовательно, пространственно временной интервал всегда сохраняется. Пространственные и временные свойства объектов порознь оказываются изменчивыми, но пространственно-временные интервалы остаются постоянными. Тем самым специальная теория относительности раскрыла внутреннюю связь между собой пространства и времени как форм бытия материи. С другой стороны, т.к. само изменение пространственных и временных интервалов зависит от характера движения тела, то выяснилось, что пространство и время определяются состояниями движущейся материи. Они таковы, каково движение материи.
Следовательно, хотя пространство и время объективны, их свойства зависят от характера движения материи, связаны с движущейся материей.
t
x2t2
x1t1
Пример сохранения пространственно-временного интервала
t`
x`
t`
t
x x
x`
В теории относительности пространство-время изображается как четырехмерный континуум, где три пространственных и одна временная координаты выступают как одинаково изменяющиеся при переходе от одной системы отсчета к другой. Возьмем для простоты одну из трех пространственных координат ‘x’ и временную координату ‘t’. Одна система отсчета представлена осями ‘x’ & ‘t’, другая ‘x`’ & ‘t`’. Их движение друг относительно друга выражено как на некоторый угол в пространственно-временном континууме. Проекции на ось ‘x’ и ‘x`’ пространственно временного интервала ( x1t1 , x2t2 ) задают отдельно пространственный ( x , x` ) и отдельно временной ( t , t` ). Видно, что при переходе от одной системы к другой, отдельно ‘x’ и ‘t’ меняются, но при этом сохранятся пространственно временной интервал.