Экологический аудит
Введение
1. Аудит. Основные термины и определения.
2. Экологический аудит. Термины и определения.
2.1 Об истории развития экологического аудита.
2.2 Цели аудита. Формы. Объекты.
2.3 Лицензирование экоаудиторской деятельности.
2.4 Экологический и финансовый аудит. Сходства и различия.
3. Содержание экологического аудита.
3.1 Виды и параметры экологического аудита.
3.2 Процедура экоаудирования.
3.3 Аудиторское заключение.
4. Объекты экологического аудита на примере хлебозавода №3.
4.1 Общая характеристика хлебозавода №3.
4.2 Объекты экоаудирования хлебозавода №3.
4.3 Рекомендации по обеспечению экологической безопасности на предприятии.
Заключение.
Введение.
Промышленное производство и предпринимательство в XXI веке должны внести решающий вклад в стабильное развитие как отдельных стран, так и всего миррового сообщества. Стабильное развитие предполагает возможности роста объектов промышленного производства, повышение жизненного уровня людей при одновременном сохранении и качественном улучшении среды обитания.
Особое значение эти возможности приобретают для России в условиях преодоления длительного социально-экономического и экологического кризиса, связанного с изменением форм собственности и власти в стране. Стабильное развитие нельзя свести только к решению отдельных экономических, социальных или технологических задач. Прежде всего здесь необходимо формирование и развитие новой промышленной экологической культуры и культуры предпринимательства, где охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов рассматриваются среди высших приоритетов. В промышленно развитых странах очевидные результаты в решении экологических проблем, в первую очередь на производственном уровне, связанных в последнее время с развитием таких негосударственных предпринимательских видов деятельности, как экологическое аудирование и менеджмент.
В России правовая и нормативная база экологического аудита только начинает формироваться.
Экологическое аудирование способно сыграть исключительную роль в разрешении экологических проблем, особенно в условиях выхода России из социально-экономического кризиса. Так, благодаря этому виду деятельности в относительно короткие сроки можно добиться следующих результатов:
* повысить эффективность использования сырьевых и энергетических ресурсов, уменьшая тем самым отрицательное воздействие действующего производства на окружающую среду там, где это сегодня возможно, главным образом за счёт уже имеющихся методов и средств, а также за счёт методов и средств, не требующих значительных дополнительных затрат;
* обосновать необходимость и возможность концентрации усилий и средств на наиболее приоритетных и результативных в настоящее время направлениях экологической деятельности, в том числе связанных с приватизацией инвестициями в экономика страны;
* уменьшить экономические риски и предотвратить развитие чрезвычайных ситуаций.
Экологическое аудирование может оказать решающее влияние на формирование и развитие рынка разнообразных экологических услуг в Российской Федерации, включая услуги в области экологического менеджмента, экологической сертификации и страхования, финансово-экологического аудита, экологического консалтинга, образования и просвещения и др. Именно здесь творческий потенциал предпринимательства способен создать принципиально новые возможности и пути преодоления экологического кризиса в России.
Методы и средства, используемые в практике экоаудита, должны постоянно развиваться и совершенствоваться, что требует постановки и проведения соответствующих научно-методических и научно-исследовательских работ. В России исследования в области экологического аудирования ведутся в ряде университетов и научных центров.
1.
Аудит. Основные термины и определения.
Аудиторская деятельность (аудит) в классическом выражении представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению вневедомственных проверок бухгалтерского учёта, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг.
Аудитор (от лат. “auditor” – слушатель, ученик, последователь) – лицо, проверяющее состояние финансово-хозяйственной деятельности предприятия за определённый период. Аудитор отличается от ревизора па своей сущности, по подходу к проверке документации, по взаимоотношениям с клиентом, по выводам, сделанным по результатам проверки и т. д.
Понятие аудита значительно шире таких понятий, как ревизия и контроль. Аудит обеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей, но и, а это не менее важно, разработку предложений по оптимизации хозяйственной деятельности с целью рационализации расходов и увеличения прибыли. Аудит можно определить как своеобразную экспертизу бизнеса. Аудиторская деятельность включает, помимо проверок, оказание различного рода услуг: ведение и восстановление учёта, консультации по вопросам ведения учёта, налогообложения, обучение и др.
Известный американский специалист в области теории и практики аудита профессор Дж. Робертсон подчеркивает, что аудит - это деятельность, направленная на уменьшение предпринимательского риска, который способствует уменьшению до приемлемого уровня информационного риска для использователей финансовых отчетов. Можно примерно подсчитать (спрогнозировать) этот риск и определить вероятность благоприятных событий. В то же время предпринимательский риск компании (фирмы, организации) прямого влияния на аудиторов не оказывает.
Следует отметить, что аудит отличается и от судебно бухгалтерской экспертизы. Это отличие состоит в том, что аудит — независимая проверка, а судебно-бухгалтерская экспертиза осуществляется по решению судебных органов. Специфика судебно -бухгалтерской экспертизы проявляется в её процессуально-правовой форме, обеспечивающей получение источника доказательств в применении экспертных знаний в области бухгалтерского учета в ходе исследования совершенных хозяйственных операций.
Аудит существует независимо от наличия или отсутствия уголовного или гражданского дела. В то время как судебно бухгалтерская экспертиза не может существовать вне уголовного или арбитражного дела, поскольку представляет собой процессуально-правовую форму (правовую сторону данного вида экспертизы).
Аудитор может быть привлечен в качестве эксперта - бухгалтера при проведении судебно-бухгалтерской экспертизы. Эксперт как самостоятельная процессуальная фигура, как квалифицированный специалист в области бухгалтерскою учета и контроля самостоятельно определяет методы исследования, так как несет ответственность за обоснованность своих выводов.
Уголовный кодекс Российской Федерации не предусматривает никаких ограничений для аудиторов-специалистов в выполнении функции эксперта-бухгалтера
В России аудиторская деятельность и профессия аудитора в их современном виде появились сравнительно недавно в связи с экономическими преобразованиями в стране в настоящее время. Между тем, как отмечает известный специалист в области аудита, контроля и ревизии проф. Ю. А. Данилевский, попытки создать в России институт аудита предпринимались в 1889, 1912 и 1928 гг., но все они закончились провалом.
Четвертая попытка, которая была предпринята в конце 80-х годов, оказалась, как нам представляется, наиболее успешной. Первый толчок к появлению аудиторских фирм дало образование в СССР совместных предприятий (СП). Для этих предприятий аудиторская проверка стала обязательной для подтверждения годовых отчетов. В 1987 г. на основе постановления СМ СССР в нашей стране была создана первая хозрасчетная фирма “Акционерное общество “Инаудит”. Эта фирма занималась аудиторскими проверками, консультированием СП по налогообложению, по различным правовым вопросам и др.
В настоящее время в России создано и успешно функционирует более четырех тысяч аудиторских фирм. К ним относятся такие, как “ФБК”, “Руфаудит”, “Аудиторская палата “АСВП” (Москва), “Актионаудит” (Екатеринбург) и др.
В Москве, Санкт-Петербурге и других городах России от крыли свои филиалы крупнейшие межконтинентальные аудиторские фирмы — “Артур Андерсен”, “Эрнст энд Янг”, “Куперз энд Лайбревд”, “Прайс Уотерхауз”.
Профессия независимого бухгалтера-аудитора возникла в прошлом веке в акционерных обществах Европы. Это было вы звано потребностью в объективной оценке отчётности акционерного общества, получении достоверных данных о финансовом положении предприятия. Эти объективные данные мог дать только независимый от фирмы специалист.
Можно отметить, что бухгалтеры-аудиторы появились в Великобритании в середине ХIX в. В Англии в 1862 г. вышел закон об обязательном аудите, во Франции — в 1867 г., в США - в 1937 г.
В настоящее время во всех странах мира с рыночной экономикой существует общественный институт аудита со своей правовой и организационной инфраструктурой. Всё большее распространение аудит получает в странах Содружества независимых государств (СНГ). В Беларуси, Казахстане, Узбекистане и на Украине приняты законы об аудиторской деятельности, в России действуют Временные правила, регулирующие аудиторскую деятельность. В СНГ налажен процесс аттестации аудиторов и выдачи лицензий как для аудиторских фирм, так и для аудиторов, работающих как предприниматели.
Бухгалтер-аудитор является представителем свободной профессии, как, например, частнопрактикующие адвокаты, врачи, музыканты. Однако аудиторы, работающие в одиночку, в развитых странах с рыночной экономикой в настоящее время встречаются все реже. Большинство из них работает в специализированных фирмах, возможности которых для успешной деятельности больше, чем отдельных частнопрактикующих аудиторов.
Развитие аудиторского дела привело к созданию крупнейших транснациональных компаний и фирм, имеющих свои филиалы и представительства во многих странах мира.
В настоящее время в мире существует так называемая "большая шестерка", включающая в себя такие транснациональные аудиторские фирмы: «Эрнст энд Янг Интернэшнл ЛТД», КПМГ (Клинвельд Пит Марвик Герделер), «Делойт энд туш», «Артур Андерсен энд Ко», «Куперз энд Лайбрэнд Интернэшнл», «Прайс Уотерхауз». Услуги аудиторских фирм ценятся очень высоко. Крупнейшие аудиторско - консультативные организации мира: «Артур Андерсен», КПМГ, «Эрнст энд Янг», «Куперз энд Лайбрэнд», «Делойт энд туш», «Прайс Уотерхауз», «БДО Биндер», «Гранд Торнтон Интернэшнл», «Морес Роланд Интернэшнл», «Саммит Интернэшнл», «Пеннел Керр Фостер», «Хорвод Интернэшнл», «Нексия Интернэшнл», «ХЛБ Интернэшнл».
Если в начале 90-х годов в России доминировали на рынке профессиональных аудиторских услуг перечисленные иностранные фирмы, то в настоящее время лидерство переходит к отечественным. Появилось довольно много достаточно крупных российских аудиторско-консультационных компаний, оказывающих практически полный комплекс аудиторских услуг, отечественные фирмы приобрели соответствующий опыт в области аудита. Ведущие отечественные фирмы начали работать с крупными международными клиентами, а некоторые известные западные корпорации — с российскими аудиторско-консультационными фирмами. Мировой банк стал доверять аудит своих проектов российским специалистам. Крупнейшие Российские аудоторско-консультационные фирмы: «Юникон», «Росэкспертиза», Группа «Центр-Инвест», ФБК, МВД (Санкт-Петербург), «Руфаудит», Деловые консультации «Гран-аудит», «Русаудит», «Топ-аудит», «Арни», «Центр бухгалтера и аудитора», «Финэкспорт», «Баланс Лтд», «Экуран», «Внешаудит», «ПАКК», «Мариллион», «Аудитконсалтинг», ЭНПИ «Консалт», «Актион-аудит».
В связи с развитием аудиторской деятельности происходит расширение ассортимента и объема услуг, оказываемых ауди-торскими фирмами. За последние 30лет аудит и аудиторские процедуры непрерывно развивались. Можно выделить три стадии развития: подтверждающую, системно-ориентированную и стадию аудита, базирующуюся на риске.
Подтверждающая стадия аудита характеризовалась тем, что при проведении проверки аудитор-бухгалтер проверял и подтверждал практически каждую хозяйственную операцию, параллельно с бухгалтером создавал собственные учетные регистры. В настоящее время такую услугу назвали бы восстановлением или ведением учета.
Так как аудит — это предпринимательская деятельность, т.е. деятельность, направленная на извлечение прибыли, аудиторы должны применять такие методы проверки, которые позволили бы максимально сократить время на проведение проверки, не снижая качества.
Аудит, базирующийся на риске, — это такой вид аудита, когда проверка может производиться выборочно, исходя из условий работы предприятия, в основном узких мест (критических точек) в его работе. Сосредоточив аудиторскую работу в областях, где риски выше, можно сократить время, затрачиваемое на проверку областей с низким риском. Те, кто полагается на суждение аудиторов, считают, что это может обеспечить более эффективную с точки зрения затрат проверку.
Системно-ориентированный аудит предусматривает наблюдение систем, которые контролируют операции. Данная стадия привела к тому, что аудиторы стали проводить экспертизу на основе внутреннего контроля. При хорошей работе системы внутреннего контроля облегчается проведение внешнего аудита.
Рассмотрим цели и задачи аудиторской деятельности. Как было отмечено, главная цель аудита — дать объективные, реальные и точные сведения об аудируемом объекте. Аудиторство — это особая, самостоятельная форма контроля. Аудиторство представляет собой независимую экспертизу и анализ финансовой отчетности хозяйствующего субъекта в целях определения ее достоверности, полноты и соответствия действующему законодательству и требованиям, предъявляемым к ведению бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
Достижению главной цели способствуют особенности (требования) ведения аудиторской деятельности: независимость и объективность при проведении проверок; конфиденциальность;
профессионализм, компетентность и добросовестность аудитора; использование методов статистики и экономического анализа; применение новых информационных технологий; умение принимать рациональные решения по данным аудиторской проверки; доброжелательность и лояльность по отношению к клиентам; ответственность аудитора за последствия его рекомендаций и заключений по результатам аудиторских проверок;
содействие росту авторитета аудиторской профессии.
Вышеперечисленные особенности определяют нормы поведение аудитора
Независимость аудитора обусловлена тем, что он не является сотрудником государственного учреждения, не подчинен контрольно-ревизионным органам и не работает под их контролем, соблюдает стандарты профессионального аудиторского объединения (ассоциации), не имеет на проверяемых предприятиях никаких имущественных или личных интересов. Объективность обеспечивается высокой профессиональной подготовкой аудитора, большим практическим опытом, знанием новейшей методической литературы.
Конфиденциальность — важнейшее требование при осуществлении аудиторской деятельности. Аудитор не должен предоставлять каких-либо сведений никакому органу о хозяйственной деятельности проверяемого им объекта. За разглашение секретов своих клиентов он должен нести ответственность по закону, а также моральную, а если предусмотрено договором, то и материальную ответственность.
Аудитор должен обладать необходимой профессиональной квалификацией, заботиться о поддержании ее на должном уровне, соблюдать требования нормативных документов. Аудитор не должен оказывать клиенту услуги в тех областях экономики, в которых он не имеет достаточных профессиональных знаний.
Использование методов статистики и экономического анализа позволяет организовать анализ проведенных проверок, на высоком научном уровне, получить более объективные и достоверные данные для принятия решений.
Применение новых информационных технологий заключается преимущественно в использовании вычислительной техники для организации аудиторской деятельности. Это касается и проведения проверки и анализа отчетности, ведения и восстановления учета.
По результатам проверки аудитор может сделать необходимые рациональные выводы, которые помогут клиенту в организации работы и ведении бухгалтерского учета.
Ответственность аудитора проявляется в том, что он отвечает за свое заключение о финансовых отчетах проверяемого предприятия. Ответственность за содержание отчетов несет руководство проверяемого предприятия. С точки зрения классификационных признаков можно выделить внешний и внутренний аудит, обязательный и инициативный.
Внешний аудит проводится на договорной основе аудиторскими фирмами или индивидуальными аудиторами с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности хозяйствующего субъекта.
Внутренний аудит представляет независимую деятельность в организации по проверке и оценке ее работы в интересах руководителей. Цель внутреннего аудита — помочь сотрудникам организации эффективно выполнять свои функции Л. Внутренний аудит проводят аудиторы, работающие непосредственно в данной фирме. В небольших организациях может и не быть штатных аудиторов. В этом случае проведение внутреннего аудита можно поручить ревизионной комиссии или аудиторской фирме на договорных началах.
Аудит может быть инициативным (добровольным), когда он проводится по решению руководства предприятия (организаций) (или ее учредителей), или обязательным, если его проведение обусловлено прямым указанием в Федеральном законе.
Основная цель инициативного аудита — выявить недостатки в ведении бухгалтерского учета, составлении отчетности, в налогообложении, провести анализ финансового состояния хозяйствующего объекта и помочь ему в организации учета и отчетности.
Обязательный аудит в нашей стране проводится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1994 г. № 1355. согласно которому обязательной проверке подлежат:
•Экономические субъекты, имеющие организационно-правовую форму открытого акционерного общества, независимо от числа их участников (акционеров) и размера уставного капитала;
• банки и другие кредитные учреждения;
• страховые организации и общества взаимного страхования;
• товарные и фондовые биржи;
• инвестиционные институты (инвестиционные и чековые инвестиционные фонды, холдинговые компании);
• внебюджетные фонды, источниками образования средств которых являются предусмотренные законодательством РФ обязательные отчисления, производимые юридическими и физическими лицами;
• благотворительные и иные (инвестиционные) фонды, источниками образования средств которых являются добровольные отчисления юридических и физических лиц;
• экономические субъекты, если в их уставном капитале имеется доля, принадлежащая иностранным инвесторам.
Начиная с бухгалтерского отчета за 1995 г. обязательной аудиторской проверке подлежат экономические субъекты (за исключением находящихся полностью в государственной или муниципальной собственности) при наличии хотя бы одного из следующих финансовых показателей их деятельности:
• объема выручки от реализации продукции (работ, услуг) за год, превышающего в 500 тыс. раз установленный законодательством РФ минимальный размер оплаты труда;
• суммы активов баланса, превышающей на конец отчетного года в 200 тыс. раз установленный законодательством РФ минимальный размер оплаты труда.
Согласно Федеральному Закону РФ № 129-фз от 21 ноября 1996 г. эти объекты подлежат обязательному аудиту тогда, когда на это имеются указание в Федеральных законах.
2. Экологический аудит. Термины и определение.
Закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года определяет экологический аудит как независимую, комплексную, документированную оценку соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовку рекомендаций по улучшению такой деятельности.
Экологическое аудирование — экспертиза и анализ деятельности и отчётности хозяйствующего субъекта уполномоченными на то юридическими (аудиторская организация) или физическими (эколог-аудитор) лицами с целью определения их соответствия действующему экологическому законодательству, экологическим нормативным актам, стандартам, сертификатам, правилам, требованиям, постановлениям и предписаниям государственных и природоохранных органов по обеспечению экологической безопасности, проведение консультаций и выдача рекомендаций.
Целью экологического аудирования является оценка воздействия и прогнозирование экологических последствий деятельности хозяйствующего субъекта на окружающую среду, установление соответствия его деятельности требованиям действующего природоохранного законодательства, экологических нормативных актов, стандартов, правил, постановлений и предписаний государственных и природоохранных органов, определение основных направлений обеспечения экологической безопасности производства, повышения эффективности природоохранной деятельности.
2.1 Об истории экологического аудита.
Впервые экологический аудит начал использоваться при контроле крупных промышленных корпораций на территории США. Рассматривая фактор окружающей среды как требующий все большего внимания и учитывая ряд аварий, крупные промышленные корпорации поставили свои предприятия под внутренний контроль с целью оценки, не являются ли они источником отрицательного воздействия на окружающую среду. Задачей экологического аудита являлось информирование правления корпорации и акционеров о мерах по соблюдению действующего природоохранного законодательства и о риске возможных аварий, с точки зрения воздействия на окружающую среду.
В 1989 году Международная торговая палата (МТП) опубликовала документ, заложивший основы внутреннего экологического аудита как процедуры самоконтроля и инструмента внутреннего менеджмента. Внутренний экологический аудит представляет собой элемент системы мероприятий по охране окружающей среды на предприятии и включает в себя систематические проверки, дополненные анализами, тестами и контролем воздействия промышленных процессов на окружающую среду. Экологическое аудирование определялось в нем как углубленный постоянный анализ природоохранительной деятельности предприятия, причём подчеркивался его добровольный характер. Подход, предложенный международной торговой палатой, получил признание у промышленников, поскольку позволял руководителям предприятий обеспечить контроль за состоянием охраны окружающей среды на предприятии, а также контролировать работу предприятия с точки зрения природоохранных нормативов.
Внутренний экологический аудит предприятия включает анализ внутреннего контроля управления производственным процессом, оценку слабых сторон и неполадок контрольного оборудования, учёт риска для окружающей среды обследуемого объекта, сбор доказательств практической эффективности внутреннего экологического контроля, оценку собранных материалов для определения недостатков проверяемой системы мероприятий по охране окружающей среды, представление отчёта о результатах экологического аудита. На основе выводов экологического аудита разрабатывается план действий, уточняющий совокупность корректирующих мер.
Наряду с внутренним экологическим аудитом, за рубежом часто используется и целевой экологический аудит, направленный на выявление воздействия на окружающую среду и включающий оценку аварий, инвентаризацию оборудования, оценку потенциального риска, оценку состояния окружающей среды.
Экологический аудит, направленный на оценку аварий, заключается в идентификации предприятий — возможных источников аварий, изучении качественного и количественного воздействия возможной аварии на состояние окружающей среды, подготовке соответствующих рекомендаций.
Экологический, аудит оборудования направлен на инвентаризацию природоохранного оборудования и его использования.
Оценка экологического риска ставит своей задачей изучение сценариев возможных аварий и их последствий для окружающей среды и населения, анализ предусмотренных мер и средств предупреждения и ограничения последствий аварии, порядок расчёта ущерба, нанесённого деятельностью предприятия, детализацию средств смягчения этого ущерба, оценку воздействия на среду остаточного загрязнения, систему информирования надзорных организаций и граждан о возможной аварии. Экологический аудит риска проводится подразделением компании, ответственным за риск, по его собственной инициативе, а также по требованию администрации банков и страховых компаний, несущих расходы по кредитованию или страхованию от аварийного и постепенного загрязнения. Экологический аудит состояния окружающей среды проводится при слиянии или приобретении предприятий или недвижимости, включая приобретение участков под застройку.
В 1990 году Комиссия европейских сообществ (КЕС) выступила с первым проектом обязательных правил экологического аудита. Проект вызвал критику со стороны (МТП), некоторых стран — членов ЕЭС, а также различных международных и национальных организаций. Замечания относились к возможности вмешательства в организацию работы промышленного сектора, обязательности экологического аудита и раскрытия результатов экологического аудита общественности. В 1991 году КЭС вышла с новыми предложениями, и в октябре 1991 года был создан окончательный вариант правил обязательного экологического аудита. Он предусматривает создание системы природоохранных мероприятий на основании заключения об экологическом состоянии предприятия.
Система природоохранных мероприятий включает в себя программу и план природоохранных мероприятий, систему импактного мониторинга за состоянием окружающей среды, систему ведущейся природоохранной документации, периодичность экологического мониторинга. Документация по организации системы природоохранных мероприятий утверждается официальным аудитором. Экологический аудит предприятия проводится с промежутком в один - три года. Отчёты экологического аудита утверждаются официальным аудитором, а их выводы доводятся до сведения властей и общественности.
Директивой ЕС 1836/93 в 1993 году были утверждены Правила экологического управления и аудита. Компании, реализующие эту систему, имеют право на использование специальной экологической эмблемы. Наряду с Правилами экологического управления и аудита, утверждёнными директивой ЕС 1836/93, в Великобритании разработан и внедрён Стандарт для системы экологического управления BS 7750. Международная организация по стандартизации закончила разработку международных норм экологического управления предприятием ISO 14000.
2.2 Цели экоаудита
* контроль достоверности выдаваемой предприятием экологической информации;
* проверка соответствия объекта экологическим требованиям;
* оценка существующей системы управления окружающей среды и здоровья работников;
* оценка рисков от регулируемых и не регулируемых воздействий на среду.
Формы экоаудита:
* добровольный экоаудит, проводимый по инициативе предприятия;
* обязательный экоаудит, проводимый по специальному разрешению государственных органов, настоянию акционеров или населения близлежащих районов.
Объекты экоаудита:
* сырьё;
* продукты питания, пищеблоки;
* технологические процессы;
* продукция;
* выбросы в атмосферу;
* сточные воды;
* отходы;
* средства индивидуальной и коллективной защиты;
* техника безопасности;
* положение о политике Компании в области охраны труда и окружающей среды;
* экологический паспорт предприятия и др.
Развитие экологического аудита в России невозможно рассматривать вне развития системы банковского, бухгалтерского и страхового аудита. Указом Президента РФ "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации" от 22 декабря 1993 года № 2263 были утверждены Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации, как системы независимого вневедомственного финансового контроля. В период 1994-95 гг. были разработаны и утверждены как элементы системы финансового аудита Порядок составления аудиторского заключения, Рекомендации по аудиторской проверке, Типовой договор на проведение аудиторских проверок, Типовая форма заключения аудиторской фирмы (аудитора), Перечень вопросов, которые необходимо рассмотреть в ходе аудиторской проверки.
2.3 Лицензирование экоаудиторской деятельности
Нормы, регламентирующие порядок лицензирования деятельности, связанной с природопользованием, содержатся во многих нормативных актах разного уровня. Как правило, основные положения о лицензировании того или иного вида деятельности, связанной с природопользованием, содержатся в федеральных законах, что соответствует положениям статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, и затем конкретизируются в актах, издаваемых Правительством Российской Федерации, а также федеральными министерствами и ведомствами. Отдельные виды деятельности, прямо не указанные в законах, подлежат лицензированию на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1994 года № 1418 "О лицензировании отдельных видов деятельности" Этим Постановлением определён порядок выдачи лицензий, в том числе на деятельность в области охраны окружающей среды. Федеральные органы исполнительной власти, иные специально уполномоченные на ведение лицензионной деятельности органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют лицензионную деятельность на основании положений о лицензировании отдельных видов деятельности, утверждаемых Правительством Российской Федерации. Лицензии на осуществление перечисленных ниже видов деятельности выдаются юридическим лицам, а также физическим лицам, зарегистрированных в качестве предпринимателей.
2.4 Экологический и финансовый аудит. Сходства и различия.
Из сравнения экологического аудита с финансовым следует, что экологической аудит является добровольным видом деятельности, который осуществляется на основе разработанных базовых положений и принципов и не имеет жёсткой регламентации и ограничений.
В настоящее время разрабатывается ряд установочных положений для приближения модели экологического аудита к модели финансового. Результатом этих ограничений, вероятно, будут два типа экологического аудита, которые будут проводиться в соответствии с целями внутренней политики компании и внешних контролирующих структур, что приближается к системе внутреннего и внешнего финансового аудита. Как и в финансовом аудите, предполагается проверка деятельности компании и её аттестация сторонними организациями.
Таблица 1. Сравнение экологического и финансового аудита.
Финансовый аудит
Экологический аудит
1 Установленные законом требования (условия)
1 Добровольная деятельность предприятия
2 Ежегодное событие
2 Нет фиксированного расписания
3 Подтверждение в официальном бюллетене
3 Советы и рекомендации
4 Осуществляется внешней организацией и опубликовывается
4 Является внутренним механизмом управления предприятием
5 В рамках существующих стандартов, правил, законов
5 Несколько правил и стандартов, в том числе международных, установленных на данный момент времени.
6 Установленный законом минимальный объём работы, необходимый для предоставления перед аттестацией
6 Требования к выполняемой работе оговариваются индивидуально.
3. Содержание экологического аудита
3.1 Виды и параметры аудита.
Экологический аудит должен быть ориентирован на внутренние индивидуальные потребности предприятия в соответствии с его политикой и установленными целями. Кроме того, важно четко идентифицировать цели и задачи деятельности предприятия, прежде чем определить, какой тип экологического аудита ему необходим. Например, официальные природоохранные органы устанавливают определенную степень детальности проведения экологического аудита, тогда как совет директоров или руководство предприятия, в соответствии с собственными задачами и проводимой экологической политикой, может сделать установку на проведение более детального аудита, в котором анализируются все аспекты организации управления и работы предприятия на разных структурных уровнях. Экологический аудит можно условно подразделить на несколько типов в зависимости от целей, однако они не являются взаимно исключающими. Это значит, что в течение года можно провести несколько различных видов экологического аудита: аудит управленческой деятельности предприятия, энергосбережения, минимизации отходов, недвижимости и т.д.
При приобретении земельной недвижимости может возникнуть необходимость в проведении специальных исследований с целью выявления пользователя последних 50 лет, если возникают подозрения на загрязнение окружающей среды.
В сфере деятельности, связанной с минимизацией отходов, может потребоваться одновременное выполнение аудита и проведение исследований относительно новых тенденций и технологий, разработанных и внедренных в Японии или Европе, которые могут быть адаптированы для производственного процесса конкретного предприятия. Это может иметь существенно значение для реорганизации управленческого аппарата предприятия, например в обязанности персонала, ответственного за данную деятельность, будет дополнительно включено проведение обзора и оценки новой продукции и технологий, появляющихся на рынке, и разработка соответствующих мер по обеспечению их внедрения в деятельность предприятия.
При определении параметров экологического аудита следует принимать во внимание:
• степень детальности анализа деятельности предприятия, которая используется в аудите, т.е. касающаяся отдельных сторон или всей деятельности компании;
• выработка концепции и мер, направленных на достижение согласования с нормативами и лимитами, установленными природоохранными органами;
• географическое положение объекта (число офисов и местоположение заводов);
• временная структура (частота проведения аудитов);
• предмет экологического аудита (воздух, вода, земли, энергопотребление, отходы).
В необходимых случаях план проведения экологического аудита может включать и другие виды работ по согласованию с заказчиком.
3.2 Процедура аудирования.
Процедура экологического аудита должна обеспечивать возможность оценки соответствия проверяемого объекта установленным, для него критериям экологического аудита - Процедура проведения экологического аудита простой и доступной в управлении и исполнении. Перед проведением аудита необходимо:
• идентифицировать процессы, используемые в коммерческой деятельности или производственном процессе объекта аудирования;
• четко установить целевую направленность политики и планов предприятия;
• определить компетенцию аудита, включая его структуру и масштаб;
• разработать процедуры, устанавливающие порядок выполнения аудита.
Основными этапами процедуры экологического аудита являются:
• проверка первичной документации, журналов регистрации и прочих материалов, регистрирующих показатели природоохранной деятельности;
Сбор информации в рамках проведения аудита, включая собеседование с персоналом;
• визуальное обследование объекта, проверка состояния и эксплуатации технических средств;
• инструментальный анализ параметров окружающей среды и факторов негативного воздействия;
• выработка рекомендаций пo совершенствованию природоохранной деятельности и рациональному использованию природных ресурсов.
При проведении аудита предприятие получает ряд преимуществ:
• определение возможных путей достижения экологизации деятельности предприятия и выявление причин, препятствующих достижению этой цели;
• снижение вероятности подвергнуться риску судебной тяжбы и выплаты большой компенсации за причиненный ущерб, а также экологических платежей и штрафов;
• усиление экологизации деятельности и политики предприятия, экологической сознательности и повышение экологической ответственности персонала предприятия;
• определение степени соответствия деятельности предприятия экологическим нормативам качества окружающей среды, установленным органами федеральной государственной власти и субъектами федерации;
• разработка мер по улучшению экологической деятельности предприятия и одновременно по снижению стоимости производимой продукции;
• разработка информационной базы немедленного реагирования на случай возникновения опасности;
• улучшение методов управления при решении экологических проблем;
• Уэкономическое стимулирование проектов, обеспечивающих снижение отрицательного воздействия на окружающую природную среду;
• улучшение взаимоотношений со структурами власти и общественностью;
• оценка-риска и ущерба, связанного с загрязнением окружающей среды в результате производственной или иной деятельности предприятия;
• соответствие стандарта, устанавливающим преемлемый уровень экологического риска, или экологоэточеским критерием.
Процедура экологического аудирования предусматривает оформление его результатов в виде экологического аудиторского заключения (далее аудиторское заключение), представляемого Заказчику. Аудиторское заключение — официальный документ, заверенный подписью и печатью эколога аудитора или аудиторской организацией и содержащий заключение о соответствии отчетности и деятельности хозяйствующего субъекта действующему экологическому законодательству, экологическим нормативным актам, стандартам, правилам, требованиям, постановлениям и предписаниям государственных и природоохранных органов и рекомендациям по устранению выявленных недостатков.
Аудиторское заключение составляется по установленной форме и должно состоять из трех частей: вводной, аналитической и итоговой.
1. В вводной части указываются:
• для аудиторской организации — юридический адрес и телефоны;
порядковый номер, дата выдачи и наименование органа, выдавшего лицензию на осуществление аудиторской деятельности, а также срок действия лицензии; номер регистрационного свидетельства; номер расчётного счёта; фамилия, имя и отчество всех аудиторов, принимавших участие в проверке;
• для аудитора, работающего самостоятельно, — фамилия, имя, отчество, стаж работы в качестве аудитора; дата выдачи и наименование органа, выдавшего лицензию на осуществление аудиторской деятельности, а также срок действия лицензии; номер регистрационного свидетельства; номер расчётного счёта.
2. В аналитической части указываются:
• наименование субъекта экологического аудита и период его деятельности, за который проводится проверка;
• результаты экспертизы соответствия действующему экологическому законодательству, экологическим нормативным актам, стандартам, сертификатам, правилам, требованиям, постановлениям и предписаниям государственных и природоохранных органов по обеспечению экологической безопасности, составлению соответствующей отчётности и состоянию внутреннего контроля, обеспечивающему выполнение требований экологической безопасности;
• факты выявленных в ходе аудиторской проверки существенных нарушений экологического законодательства и правил составления нормативной и статистической документации предприятия (субъекта экологического аудита), а также нарушений экологического законодательства, которые нанесли или могут нанести ущерб государству и проживающему населению.
3. В итоговой части аудиторского заключения содержится запись о подтверждении соответствия действующему экологическому законодательству экологическим нормативным актам, стандартам, сертификатам, правилам, требованиям, постановлениям и предписаниям государственных и природоохранных органов по обеспечению экологической безопасности. В случае если субъектом — Заказчиком в ходе проведения проверки не были устранены существенные нарушения природоохранительного законодательства, в итоговой части аудиторского заключения делается запись о невозможности подтверждения соответствия действующему экологическому законодательству экологическим нормативным актам, стандартам, сертификатам, правилам, требованиям, постановлениям и предписаниям государственных и природоохранных органов по обеспечению экологической безопасности.
Каждая страница аудиторского заключения подписывается аудитором, проводившим проверку, и заверяется его личной печатью. При проведении проверки аудиторской фирмой аудиторское заключение, кроме того, подписывается руководителем аудиторской фирмы либо уполномоченным им иным должностным лицом и заверяется печатью аудиторской фирмы.
Выполнение экологом-аудитором или аудиторской организацией условий договора оформляется актом сдачи-приёмки аудиторского заключения. Споры материального характера и другие разногласия, возникающие между экологом аудитором или аудиторской организацией и Заказчиком, разрешаются в установленном порядке.
4. Объекты экологического аудита на примере хлебозавода №3 АООТ «Курский хлебокомбинат».
4.1. Общая характеристика хлебозавода №3.
Хлебозавод №3 специализируется на производстве булочных и кондитерских изделий. Хлебозавод №3 размещается по адресу: 305040, г. Курск, ул. 50 лет Октября, 169.
Территория хлебозавода №3 ограничена: с севера ул. Пучковка, с востока, юга и юго-востока – жилой застройкой, с запада – ул. 50 лет Октября.
4.2. Объектами экологического аудирования на хлебозаводе №3 являются:
* склад муки;
* просеивательное отделение;
* тестомесильное отделение;
* топочное отделение.
Вспомогательные производства, цеха и участки:
* котельная;
* холодильные камеры;
* моечное отделение;
* механическая мастерская;
* сварочный пост;
* гаражи, открытая стоянка.
Склад муки.
Мука поступает в производственные трехтонные бункеры, под каждым из которых установлено по одному рукавному фильтру для очистки запыленного воздуха, транспортирующего муку. Не уловленная фильтрами мучная пыль выделяется в помещение, откуда отводится в атмосферу трубой высотой 21 м и диаметром 0,5 м.
Просеивательное отделение.
В помещении отделения размещаются просеиватели «Бурат», предназначенные для просеивания муки, очищения от механических и ферромагнитных примесей. Выделяющаяся при просеивании пыль выделяется в помещение.
Тестомесильное отделение.
При брожении опары и теста происходит выделение углекислого газа и влаги. Спирт и летучие кислоты выделяются в очень малых количествах. При приготовлении сахарного сиропа происходит выделение небольшого количества сахарной пыли. Так как вытяжной вентиляции в помещении нет и сыроварочный котел удален от всех проемов, сахарная пыль в атмосферный воздух не поступает.
Топочное отделение.
При выпечке хлебобулочных изделий в печах образуются пары, которые содержат влагу, этиловый спирт, летучие кислоты, альдегиды, акромин.
При сгорании природного газа образуются оксид углерода и диоксид азота.
После процесса выпечки готовая продукция через систему транспортеров поступает в экспедицию на циркуляционные столы и укладывается в лотки конвейеров для охлаждения. Образующиеся при этом пары усушки, которые содержат влагу, этиловый спирт, летучие кислоты и альдегиды, отводятся в атмосферу через оконные и дверные проемы.
Вспомогательные производства, цеха и участки.
Котельная.
При сгорании природного газа образуются оксид углерода и диоксид азота, выбрасываемые в атмосферу дымовой трубой высотой 30 м и диаметром 0,6 м.
Холодильные камеры.
В процессе эксплуатации холодильников выделение вредных веществ происходит в незначительных количествах за счет потерь хладагента. Источник выброса: труба длиной 21 м и диаметром 0,3 м.
Моечное отделение.
Мойка производится с применением соды кальцинированной (натрия карбоната). Источником выброса загрязненных веществ в атмосферу являются трубы вентустановок высото1 по 21 ми диаметром по 0,3 м.
Механическая мастерская.
В мастерской установлены токарный, сверлильный, отрезной и заточной станки. Источником выброса является труба высотой 14 м и диаметром 0,3 м.
Сварочный пост.
Установлен агрегат электродуговой сварки и ацетиленовый генератор. Источником выброса является труба высотой 21 м и диаметром 0,5 м.
Гаражи, открытая стоянка.
В гараже содержатся: 1 легковой автомобиль с объемом двигателя до 1,8 м, 2 легковых автомобиля с объемом двигателя свыше 1,8 л, 2 грузовых автомобиля грузоподъемностью до 2 т, 1 грузовой автомобиль грузоподъемностью от 2 до 5 т, 13 грузовых карбюраторных автомобилей грузоподъемностью от 5 до 8 т.
На открытой стоянке содержатся: 1 грузовой карбюраторный автомобиль грузоподъемностью от 2 до 5 т, 4 грузовых карбюраторных автомобиля грузоподъемностью от 5 до 8 т и 2 грузовых карбюраторных автомобиля грузоподъемностью от 5 до 8 т.
Источники выбросов неорганизованные.
4.3. Рекомендации по обеспечению экологической безопасности на предприятии.
Хлебозавод №3 АООТ «Курский хлебокомбинат» - современное предприятие по производству хлебобулочных изделий.
Вопросы охраны окружающей среды, рационального природоиспользования и экологической безопасности на этом предприятии в основном решены.
Однако в технологическом процессе существует ряд операций, требующих совершенствования в рамках указанных направлений.
На действующей котельной необходимо установить вместо старых горелок для сжигания газа современные топливосмесительные устройства с автоматическим регулированием соотношения «газ – воздух» с целью полного сжигания СО и СО2 и уменьшения токсичности выбрасываемых в атмосферу газов.
На предприятии отсутствуют локальные очистительные сооружения и сточные воды выбрасываются в коллектор городских очистных сооружений, что в настоящее время является анахронизмом. И это в равной степени относится к печам ПСХ-25 М и БН-25 в топочном отделении.
На предприятии расходуется значительное количество воды, которая сбрасывается в канализацию. Целесообразно направить воду на вторичное использование с обеспечением круговорота воды.
Целесообразно на всех этапах жизненного цикла продукции применять современные технологические решения с целью минимизировать выбросы в атмосферу, промышленные стоки и утилизацию твердых отбросов.