Бухгалтерский учет на малых предприятиях

Содержание.
ВСТУПЛЕНИЕ.
ЗАДАЧИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.
МЕТОДОЛОГИЯ И ПОСТАНОВКА УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ, ПРИМЕНЯЮЩИХ ЖУРНАЛЬНО-ОРДЕРНУЮ ФОРМУ УЧЕТА.
МЕТОДОЛОГИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ, ПРИМЕНЯЮЩИХ УПРОЩЕННЫЕ ФОРМЫ УЧЕТНЫХ РЕГИСТРОВ.
Простая форма бухгалтерского учета.
Форма бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия.
Учет в субъектах малого предпринимательства при других вариантах упрощенной системы.
БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ.
ВЫВОДЫ.

Вступление.
Бухгалтерский учет, представляя собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального отражения всех хозяйственных операций, выступает важнейшей функцией управления всех хозяйствующих субъектов, функционирующих в промышленности. В этой связи организация бухгалтерского учета в промышленности основывается на использовании общих научно обоснованных принципов управления —системного подхода, программно-целевого метода, экономико-математического моделирования и других.
В законодательном порядке закреплены и задачи бухгалтерского учета, которые выражаются в:
формировании полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности —руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
обеспечении информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
предотвращении отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявлении внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
Поставленные перед бухгалтерским учетом задачи по обеспечению информацией внутренних и внешних пользователей о показателях деятельности организации в целях достоверной оценки ее финансового и имущественного положения свидетельствуют о повышении роли бухгалтерского учета как уникального источника для принятия обоснованных управленческих решений. В свою очередь возникновение новых экономических и правовых отношений между хозяйствующими субъектами различных организационно-правовых форм собственности, происходящие интеграционные процессы во всех сферах их деятельности с зарубежными партнерами предполагают формацию бухгалтерского учета, ориентированного на использование общепринятых в мировой практике принципов и правил ведения бухгалтерского учета.
В процессе перехода к рыночной экономике общество переживает системные преобразования во всех сферах своей жизнедеятельности - политической, правовой, экономической, социальной и т.д. Характер рыночных реформ требует переосмысления многих казавшихся ранее незыблемыми воззрений. К числу проблем экономического характера следует отнести вопросы развития и поддержки малого и среднего бизнеса, который может и должен стать важным фактором подъема российской экономики.
Принятые в последние годы законодательные и нормативные документы по малому бизнесу и практическая их реализация требуют серьезного осмысления уже сделанного и пристального внимания к перспективам развития этой сферы деятельности (бизнеса). Поэтому важным является определение роли и значения малого предпринимательства в современной экономике, определение динамики его развития в нашей стране и за рубежом, сравнение тенденций становления малого бизнеса в разных странах с целью внесения полезного в нашу специфику. При этом важен анализ его преимуществ и недостатков.
Задачи бухгалтерского учета
деятельности субъектов малого
предпринимательства.
Субъектами малого предпринимательства являются предприятия с численностью занятых до 250 человек. Законодательная и нормативная базы развития и совершенствования малого предпринимательства являются основополагающими для решения политических, экономических (в том числе и финансовых), социальных и других вопросов становления малого бизнеса в нашей стране. К числу финансовых вопросов наряду с другими можно отнести вопросы учета и налогообложения субъектов малого предпринимательства. Известно, что вопросы методологии учета на малых предприятиях решались и до 1995 года. Например, Минфином СССР 2 июля 1991 г. письмом № 40 были распространены Рекомендации по ведению бухгалтерского учета и применению учетных регистров на малых предприятиях. На протяжении многих лет ведущим специалистом в области бухгалтерского учета на предприятиях малого и среднего бизнеса является Волков Н.Г. (бывший заместитель нач. Управления методологии бух.учета и отчетности Минфина РФ). Поэтому, как один из главных методологов в области бухгалтерского учета, он является автором многих публикаций в этой области.
Анализируя и обобщая документы Минфина и публикации методологов в области бухгалтерского учета малого бизнеса, можно сформулировать задачи субъектов малого предпринимательства. К ним можно отнести:
- совершенствование законодательной и нормативной базы
- унификация и упрощение учетных регистров
- упрощение рабочего плана счетов
-совершенствование документооборота и минимизация количества бухгалтерских документов (форм учета)
- сокращение форм отчетности
-упрощение баланса за счет укрупнения статей и исключения статей, не являющихся значительно информативными для государственных органов.
- значительно упростить налогообложение, что позволит устранить рутинную работу бухгалтеров по бесконечным расчетам и перерасчетам налогов.
Это есть основные задачи, которые являются наиболее актуальными в настоящее время.
Разумеется, задач значительно больше и они глубже, так как необходимо, прежде всего, исходить из общих задач реформирования бухгалтерского учета в нашей стране. Как известно, ведущими специалистами в области учета и налогообложения такая работа в настоящее время проводится. Например, с 1998 года Минфином РФ готовятся документы системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в связи с переходом отечественной практики организации и ведения бухгалтерского учета на принципы, заложенные в международных стандартах финансовой отчетности. Эти документы вводятся, начиная с 1 января 1999 г., и имеют 3 уровня:
I уровень документов - это законодательный. К ним относятся Федеральные Законы, Указы Президента, постановления Правительства, Гражданский Кодекс РФ. Основополагающим является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 № 129-ФЗ
II уровень документов - положения Минфина РФ, которые являются нормативными стандартами (ПБУ)
III уровень документов - это методические указания, приказы, письма Минфина и других органов исполнительной власти, занимающихся вопросами бухгалтерского учета.
На особый уровень выделен IV уровень документов - это рабочие документы предприятия, определяющие его учетную политику в методическом, организационном и технических направлениях.
Важной проблемой является не только формулировка задачи бухгалтерского учета деятельности субъектов малого предпринимательства, а и проблема их решения, реализация задач.
В настоящее время эти проблемы нельзя называть решенными, но они в той или иной мере решаются. Рассмотрим их решение по отдельным позициям:
1. Согласно п. 2 Типовых рекомендаций единые методологические основы и правила, которыми следует руководствоваться малым предприятиям при организации и ведении бухгалтерского учета, установлены Федеральным законом № 129-ФЗ, согласно которому (п.3 Типовых рекомендаций) руководитель МП, на которого возложена ответственность за организацию бухучета и соблюдение законодательства, может в зависимости от объема учетной работы вести бухгалтерский учет лично. Данная норма отсутствует в прежнем Положении о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденная. Приказом Минфина РФ 01 26 12 94 № 170, и в прежних Указаниях. Кроме того, руководитель, как и прежде, может:
1. Создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение во главе с главным бухгалтером.
2. Ввести в штат должность главного бухгалтера.
3. Передать ведение бухгалтерского учета специализированной организации или бухгалтеру-специалисту на договорных началах.
В соответствии с типовыми рекомендациями малые предприятия могут применять для документирования хозяйственных операций следующие формы:
а) формы, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации
б) ведомственные формы
в) самостоятельно разработанные формы, содержащие соответствующие обязательные реквизиты, предусмотренные Федеральным Законом № 129-ФЗ.
Применение упрощенной формы бухгалтерского учета рекомендуется Типовыми рекомендациями малым предприятиям с простым технологическим процессом производства продукции, выполнения работ, оказания услуг и имеющим не более 100 хозяйственных операций в месяц, а не 300, как ранее (отметим, что при численности 5 человек только по начислению заработной платы и соответствующих налогов и взносов в фонды бухгалтеру за месяц предстоит сделать 21 проводку). При этом МП предлагается разрабатывать собственный рабочий План счетов бухгалтерского учета хозяйственных операций на основе типового плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Рабочий План счетов утверждается при принятии учетной политики.
В примерный рабочий план счетов, рекомендованный типовыми рекомендациями, введен счет 83 « Добавочный капитал», чего не было в предыдущих Указаниях. Также переименован счет 88 «Фонды специального назначения».
- в счет «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»
- в раздел «Капиталы и резервы».
Малым предприятиям, использующим упрощенную форму бухгалтерского учета, Типовыми рекомендациями предложен следующий порядок отражения основных хозяйственных операций на основе рабочего Плана счетов.
Учет основных средств и нематериальных активов ведется на счете 01 обособленно, на отдельных субсчетах Амортизационные отчисления по объектам основных средств, а также по объектам нематериальных активов отражаются на счете 02. Суммы амортизации основных средств определяются по годовому расчету исходя из применяемых малым предприятием:
- способов начисления.
- норм амортизации, утвержденных в установленном порядке.
- первоначальной (восстановительной) стоимости основных средств.
Отметим, что согласно п.4.2 ПБУ 6/97 «Учет основных средств», утв. Приказом Минфина РФ от 03.09.97 № 65 н, начиная с 1 января 1998 г. амортизация основных средств начисляется организациями (в т.ч. малыми предприятиями) одним из 4 способов:
- линейным способом.
- способом уменьшения остатка.
- способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования.
- способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
Выбранный способ указывается организацией в учетной политике на текущий финансовый год. Однако не следует забывать, что в соответствии с подп. «х» п. 2 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.08.92 № 552 (ред. от 11.09.98), в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются амортизационные отчисления на полное восстановление основных производственных фондов по нормам, утвержденным в установленном порядке. В настоящее время продолжают действовать Единые нормы амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утв. Постановлением Совмина СССР от 22.10.90 № 1072. Следовательно, можно сделать вывод о том, что на сумму излишне начисленных амортизационных отчислений, исходя из применяемого малым предприятием с 1 января 1999 г. способа начисления, необходимо при составлении налоговой отчетности скорректировать сумму налогооблагаемой прибыли (Справка о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 «Расчета налога о фактической прибыли», строка 4.23).
Наряду с линейным способом начисления амортизации малое предприятие, как и раньше, может списывать дополнительно в форме амортизационных отчислений до 50% первоначальной стоимости объекта основных средств со сроком службы более 3 лет.
При выбытии основных средств малое предприятие, применяющее упрощенную форму бухучета, списывает их стоимость через счет 02, как и было ранее рекомендовано Указаниями. Однако Типовыми рекомендациями сделано следующее уточнение: "В случае продажи объекта основных средств выручка от реализации относится на кредит счета 99 «Прибыли и убытки»". В то же время этот документ не содержит рекомендаций по отражению выявленного при безвозмездной передаче основных средств финансового результата на счетах собственных источников малого предприятия.
Учет капитальных вложений и производственных запасов. Учет капитальных вложений Типовыми рекомендациями и Указаниями рекомендовано вести с применением счета 08 «Капитальные вложения»: по дебету счета 08 с кредита счета 01 (51, 52, 90 и др.) отражаются расходы по строительству или приобретению отдельных объектов основных средств согласно счетам поставщиков и подрядчиков, а по кредиту счета 08 в дебет счета 01 списываются учтенные затраты.
На счете 10 «Материалы» малыми предприятиями учитываются производственные запасы. Учет материалов рекомендовано вести по методу средневзвешенной себестоимости.
Хотелось бы напомнить, что с 1 января 1999 г. при учете производственных запасов малым предприятиям следует руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/98, утв. Приказом Минфина РФ от 15.06.98 № 25 н.
Учет затрат, связанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг), осуществляется малым Предприятием с использованием счета 20 «Основное производство». В этом счете малыми предприятиями учитываются все затраты по их видам (оплата труда, материалы, амортизация и др.), по объектам учета которыми могут быть затраты в целом по предприятию, по видам продукции (работам, услугам), местам производства, лицам, ответственным за производство, и т.п. Общехозяйственные расходы малое предприятие может списывать ежемесячно полностью на затраты реализованной продукции (работ, услуг) при наличии условно-постоянных расходов.
Учет готовой продукции, товаров и реализации продукции (работ, услуг). Учет готовой продукции и товаров (счета 40,41) ведется малыми предприятиями на счете 41 «Товары» Причем товары, приобретаемые для продажи, принимаются к бухгалтерскому учету по стоимости приобретения (разд III ПБУ 5/9) с дальнейшим их списанием при выбытии по методу средневзвешенной себестоимости.
Учет реализации продукции (работ, услуг) и другого имущества, а также определение финансового результата по этим операциям осуществляется малыми предприятиями на счете 90 «Продажи».
Учет дебиторской и кредиторской задолженности малым предприятиям рекомендуется вести в развернутом виде на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Отметим, что для аналитического учета организации к счету 76 следует открыть соответствующие субсчета.
Все финансовые вложения учитываются малыми предприятиями на счете 58 «Финансовые вложения» с разбивкой в аналитическом учете на долгосрочные (свыше 1 года) и краткосрочные (до 1 года)
Учет финансовых результатов и их использование Согласно п. 18 Типовых рекомендаций финансовые результаты и их использование, отражаемые на счете, могут учитываться непосредственно на счете 99 «Прибыли и убытки» с открытием на счете 99 субсчета «Использование прибыли». В течение года малыми предприятиями делаются записи: по кредиту счета с нарастающим итогом показывается прибыль, а по дебету - ее использование.
По завершении года на дату составления бухгалтерской отчетности в бухгалтерском учете на суммы использованной прибыли производится уменьшение прибыли, а полученная сумма перечисляется на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» В бухгалтерской отчетности малого предприятия отражается нераспределенная сумма прибыли или непокрытый убыток отчетного года.
Учитываемые ранее малыми предприятиями, согласно предыдущим Указаниям, на счете «Фонды специального назначения» суммы от дооценки имущества, стоимость безвозмездно получаемого имущества и тому подобные изменения имущественного состояния теперь в соответствии с Типовыми рекомендациями отражаются на соответствующих субсчетах счета 83 «Добавочный капитал».

Методология и постановка учета деятельности субъектов малого предпринимательства.
Малому предприятию (МП) рекомендуется вести бухгалтерский учет с применением следующих систем регистров бухгалтерского учета (в соответствии о Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства):
- единой журнально-ордерной формы счетоводства для предприятий
- журнально-ордерной формы счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций
- упрощенной формы бухучета. 11ри ном М11 самостоятельно выбирает форму бухучета из утвержденных соответствующими органами.
Бухгалтерский учет малых предприятий, применяющих журнально-ордерную форму учета.
Указаниями по ведению бухгалтерского учета и отчетности и применению регистров бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденными Приказом Минфина России от 22.12.95 № 131 малому предприятию рекомендовано вести бухгалтерский учет с применением единой журнально-ордерной формы счетоводства, утвержденной письмом Минфина СССР от 08 03.60 № 63 (п. 1.6 Указаний) Эти журналы-ордера громоздки, для их заполнения требуются значительные затраты ручного труда счетных работников.
В связи с этим проф. Черником И.С. разработаны и рекомендуются для применения малыми предприятиями журналы-ордера упрощенной формы с накоплением в них месячных кредитовых и дебетовых оборотов.
Они открываются и ведутся по каждому счету бухгалтерского учета и построены следующим образом:
в верхней части журнала-ордера по каждой хозяйственной операции регистрируются обороты по кредиту счета с указанием корреспондирующих счетов по дебету; в нижней части - в разрезе номеров журналов-ордеров указываются обороты по дебету счета с указанием корреспондирующих счетов и оборотов по кредиту.
Ниже представлены образцы некоторых рекомендуемых журналов-ордеров упрощенной формы и примеры отражения в них хозяйственных операций.
ЖУРНАЛ-ОРДЕР № 1
по кредиту счета 01 «Основные средства»
Номер С кредита счета 01 в дебет счетов
хозяйственной
операции

операции 02 91 76 83

1009 31000
1014 46 100
Всего по кредиту счета 77 100 руб.

Номер По дебету счета 01 в кредит счетов
журнала-ордера

03 08 76 83
56 62000
5 109769
Всего по дебету счета 171 769 руб.


ЖУРНАЛ-ОРДЕР №2
по кредиту счета 02 «Износ основных средств»

Номер
Хозяйственной операции
С кредита счета 02 в дебет счетов



08 20 25 26

83 80

983

3135



Всего по кредиту счета 3135 руб.

Номер
Журнала- ордера
По дебету счета 02 в кредит счетов



01 03

83

26
26



29000
44000

Всего по дебету счета 73 000 руб.
Количество журналов - ордеров определяется рабочим планом счетов организации.
Месячные итоговые данные журналов-ордеров переносятся в Главную книгу (ГК), в которой для их записи в каждом счете отведена одна строка.
Счета в Главной книге открыты в последовательном порядке номеров, присвоенных каждому счету в рабочем плане счетов бухгалтерского учета. Главная книга предназначена для обобщения данных текущего учета, взаимной проверки правильности произведенных записей по отдельным счетам и для составления отчетного баланса.
Главная книга и журналы-ордера дают полную, развернутую корреспонденцию счетов по дебету и кредиту каждого синтетического счета.
Значение Главной книги еще и в том, что она позволяет установить по имеющимся в регистре корреспондирующим счетам взаимосвязь между счетами. Эта связь облегчает контроль за правильностью отражения в бухгалтерском учете процесса хозяйственной деятельности предприятия, за соблюдением бухгалтерией установленной Министерством Финансов РФ типовой корреспонденции счетов.
Главным недостатком журнально-ордерной формы учета, на наш взгляд, является ее неэффективность для автоматизации, так как из-за многографности журналов-ордеров и ведомостей визуально не охватывается их объём экраном компьютера и стандартным листом формата А4 при распечатке на принтере.
Применение журнально-ордерной формы учета значительно упрощает технику бухгалтерского учета. При этой форме к минимуму сводится количество регистров аналитического учета, так как ряд журнально-ордерных ведомостей содержит в себе необходимые данные аналитического учета.
Так как регистрация хозяйственных операций в счетах Главной книги производится путем переноса итогов из журналов-ордеров с соблюдением способа двойной записи, то, следовательно, сумма всех итогов по кредиту счетов Главной книги должна быть равна сумме всех итогов по дебету счетов Главной книги. Некоторые бухгалтеры считают, что поэтому отпадает надобность в составлении оборотной ведомости по счетам Главной книги и переносят итоговые данные Главной книги в баланс.
Нам представляется, что при неравенстве актива и пассива в этом случае очень трудно будет найти ошибку. Поэтому для проверки правильности сделанных записей в счетах синтетического учета следует составлять не только оборотную ведомость, а сальдово-оборотную ведомость по счетам синтетического учета
И только потом на основании сальдово-оборотной ведомости, учетных регистров и даже отдельных первичных документов составляют бухгалтерский баланс и другие формы отчетов.
Методология бухгалтерского учета в
малых предприятиях, применяющих упрощенные формы учетных регистров.
Упрощенная форма бухгалтерского учета малым предприятием (МП) может вестись по:
- простой форме бухучета (без использования регистров бухучета имущества МП)
- форме бухучета с использованием регистров бухучета имущества МП.
Простая форма бухгалтерского учета.
Малые предприятия, совершающие незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более тридцати в месяц), не осуществляющие производства продукции и работ, связанного с большими затратами материальных ресурсов, могут вести учет всех операций путем их регистрации только в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности (в дальнейшем - Книга) по форме № К-1 (см. Приложение 1)
Наряду с Книгой для учета расчетов по оплате труда с работниками, по подоходному налогу с бюджетом малое предприятие должно вести также ведомость учета заработной платы по форме № В-8 ( см. Приложение 10).
Книга (форма № К-1) является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определить наличие имущества и денежных средств, а также их источников у малого предприятия на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность.
Книга является комбинированным регистром бухгалтерского учета, который содержит все применяемые малым предприятием бухгалтерские счета и позволяет вести учет хозяйственных операций на каждом из них. При этом она должна быть достаточно детальной для обоснования содержания соответствующих статей бухгалтерского баланса.
Малое предприятие может вести Книгу в виде ведомости, открывая ее на месяц ( при необходимости используя вкладные листы для учета операций по счетам), или в форме Книги, в которой учет операций ведется весь отчетный год. В этом случае Книга должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице записывается число содержащихся в ней страниц, которое заверяется подписями руководителя малого предприятия и лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета на малом предприятии, а также оттиском печати малого предприятия.
Книга открывается записями сумм остатков на начало отчетного периода (начало деятельности предприятия) По каждому виду имущества, обязательств и иных средств, по которым они имеются.
Затем в графе 3 «Содержание операций» записывается месяц и в хронологической последовательности позиционным способом на основании каждого первичного документа отражаются все хозяйственные операции этого месяца.
При этом суммы по каждой операции, зарегистрированной в Книге по графе «Сумма», отражаются методом двойной записи одновременно по графам «Дебет» и «Кредит» счетов учета соответствующих видов имущества и источников их приобретения.
В течение месяца на счете 20 «Основное производство» в графе «Затраты на производство - дебет» собираются затраты на производство продукции (работ, услуг). По завершении месяца данные затраты в сумме, приходящейся на реализованную в течение месяца продукцию (работы, услуги), списываются в дебет счета 90 «Реализация» с отражением соответственно в графах Книги «Затраты на производство - кредит» и «Реализация - дебет», при этом в графе 3 Книги «Содержание операции» делается запись - «Списаны затраты на производство реализованной про-дукции».
Финансовый результат от реализации продукции (работ, услуг) выявляется как разница между оборотом, показанным по графе «Реализация - кредит», и оборотом по графе «Реализация - дебет».
Выявленный результат отражается в Книге отдельной строкой:
в графе 3 делается запись «Финансовый результат за месяц» **
в графах «Сумма», «Реализация - дебет» (если получена прибыль) и «Прибыль и ее использование - кредит» или «Реализация - кредит» (если получен убыток) и «Прибыль и ее использование - дебет» показывается сумма финансового результата за месяц.
По окончании месяца подсчитываются итоговые суммы оборотов по дебету и кредиту всех счетов учета средств и их источников, которые должны быть равны итогу средств, показанному по графе 4.
После подсчета итоговых дебетовых и кредитовых оборотов средств и их источников (бухгалтерских счетов) за месяц выводится сальдо по каждому их виду (счету) на 1-е число следующего месяца.
Форма бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия.
Малое предприятие, осуществляющее производство продукции (работ, услуг), может применять для учета финансово-хозяйственных операций следующие регистры бухгалтерского учета:
Ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений - форма № В-1
Ведомость учета производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям, - форма № В-2
Ведомость учета затрат на производство - форма № 3
Ведомость учета денежных средств и фондов - форма № 4
Ведомость учета расчетов и прочих операций - форма № В-5
Ведомость учета реализации - форма № В-6 (оплата)
Ведомость учета расчетов и прочих операций - форма № В-6
Ведомость учета расчетов с поставщиками - форма № В-7
Ведомость учета оплаты труда - форма № В-8
Ведомость (шахматная) - форма № В-9
Каждая ведомость, как правило, применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов.
Сумма по любой операции записывается одновременно в двух ведомостях: в одной - по дебету счета с указанием номера кредитуемого счета (в графе «Корреспондирующий счет»), в другой - по кредиту корреспондирующего счета и аналогичной записью номера дебетуемого счета. И обеих ведомостях в графах «Содержание операции» (или характеризующих операцию) делается запись на основании форм первичной учетной документации о сути совершенной операции, либо пояснения, шифры и др.
Остатки средств в отдельных ведомостях должны сверяться с соответствующими данными первичных документов, на основании которых были произведены записи (кассовые отчеты, выписки банков и др.).
Обобщение месячных итогов финансово-хозяйственной деятельности малого предприятия, отраженных в ведомостях, производится в ведомости (шахматной) по фор
мДанная оборотная ведомость является основанием для составления бухгалтерского баланса малого предприятия.
Во всех применяемых ведомостях указывается месяц, в котором они заполняются, а в необходимых случаях -наименование синтетических счетов. В конце месяца после подсчета итога оборотов ведомости подписываются лицами, производившими записи.
Изменение оборотов в текущем месяце по операциям, относящимся к прошлым периодам, отражается в регистрах бухгалтерского учета отчетного месяца дополнительной записью (уменьшение оборотов - красной).
Обе формы лишь условно считаются простыми. Их заполнения является достаточно трудоемким процессом при ведении учета ручным (не автоматизированным) способом.
Учет в субъектах малого
предпринимательства при других
вариантах упрощенной системы.
Особенности бухгалтерского учета
при кассовом методе учета доходов и
расходов.
При принятии решения малым предприятием при учете доходов и расходов не соблюдать допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности и использовании кассового метода учета следует учитывать следующее.
Затраты, связанные с производством и реализацией продукции, работ, услуг, отражаются на счете 20 «Основное производство» только в части оплаченных материальных ценностей, услуг, выплаченной оплаты труда, начисленных амортизационных отчислений и других оплаченных затрат.
При использовании малым предприятием кассового метода учета доходов и расходов по дебету счета 41 «Товары» обособленно отражается до момента поступления денежных средств (или имущества) фактическая себестоимость отгруженных (проданных) ценностей (работ, услуг).
При поступлении денежных средств дебетуются счета учета денежных средств в корреспонденции с кредитом счета 90 «Реализация», а в случае выполнения обязательств иным способом (договор мены, зачет взаимной задолженности и т п.) дебетуется счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в корреспонденции со счетом 90 «Реализация».
Основным учётным регистром при этом методе учёта является «Книга учёта доходов и расходов»
В графе 4 этой книги «Доходы» раздела 1 «Доходы и расходы» отражаются все поступления субъекту выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), имущества субъекта малого предпринимательства, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов в виде денежных средств, ценных бумаг и иного имущества. В состав доходов включаются денежные средства и иное имущество, полученное безвозмездно и в виде финансовой помощи.
В графе 6 «Расходы» раздела 1 «Доходы и расходы» отражаются расходы субъекта, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, включая расходы, перечисленные в пункте 2 статьи 3 Федерального закона «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства».
Исходя из содержания пункта 2 статьи 3 указанного Федерального закона вычитаются из валовой выручки:
- стоимость использованных в процессе производства товаров (работ, услуг) сырья, материалов, комплектующих изделий, приобретенных товаров, топлива. Стоимость формируется исходя из цен их приобретения (без учета налога на добавленную стоимость), наценок (надбавок), комиссионных вознаграждений, уплачиваемых снабженческим и внешнеэкономическим организациям, стоимости услуг товарных бирж, включая брокерские услуги, таможенных пошлин, платы за транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые сторонними организациями
- эксплуатационные расходы - расходы на содержание и эксплуатацию оборудования и других рабочих мест, зданий и сооружений, помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности
- стоимость текущего ремонта - затраты на текущий ремонт оборудования и других рабочих мест, зданий и сооружений, помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности
затраты на аренду помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности
- затраты на аренду транспортных средств К транспортным средствам, в частности, относятся автомобили, суда, аппараты летательно-воздушные и прочие транспортные средства, используемые для производственной и коммерческой деятельности
- расходы на уплату процентов за пользование кредитными ресурсами банков (в пределах действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации плюс три процента).
- стоимость оказанных услуг.
- сумма налога на добавленную стоимость, уплаченная поставщиком.
- отчисления в государственные социальные внебюджетные фонды.
- уплаченные таможенные платежи, государственные пошлины и лицензионные сборы.
В графе 7 показываются затраты, не предусмотренные в пункте 2 статьи 3 указанного Федерального закона, в частности расходы на оплату труда, амортизационные отчисления по основным средствам, нематериальным активом и малоценным и быстроизнашивающимся предметам
При заполнении раздела II «Расчет совокупного дохода» следует учитывать, что по строке «Валовая выручки» отражается сумма, начисленная на основе данных графы «Доходы» раздела I в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона, а по строке 6 «Расходы» - сумма вычетов в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона
Особенности бухгалтерского учета при переходе на уплату единого налога.
Федеральный закон от 29 12 95 № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» не обеспечивал в должной мере решения задачи наиболее полного учета объектов обложения индивидуальных предпринимателей и малых предприятий, поскольку особенности их деятельности (работа с наличными деньгами без кассовых аппаратов и др ) не позволяли налоговым органам должным образом их контролировать, вследствие чего не были ликвидированы условия для ухода от уплаты налогов для развития теневого бизнеса. В связи с этим и было принято решение о введении особого режима налогообложения отдельных предприятий и предпринимателей, связанного с установлением так называемого вмененного дохода Это решение имеет целью, с одной стороны, увеличить налоговые поступления, а с другой - упростить процедуру расчета и сбора налогов.
Принципиальным отличием особого режима налогообложения с помощью налога на вмененный доход от традиционных схем налогообложения частных предприятий, в т ч и введенной в конце 1995 г упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, является то, что база налогообложения по каждому налогоплательщику и объекту обложения определяется не по их отчетности, а на основе определенной расчетным путем доходности различных видов бизнеса в соответствующих региональных и других условиях При этом расчет потенциального дохода привязан к исчерпывающему перечню формальных и легкопроверяемых, в первую очередь физических показателей деятельности отдельных категорий налогоплательщиков
Весьма важно подчеркнуть, что с переводом отдельных категорий предприятий и организаций на единый налог в значительной степени снижается их зависимость от субъективизма налоговых органов, чему в немалой степени способствуют процесс и условия определения вмененного дохода, независимые от мнения тех или иных должностных лиц
Введение единого налога на вмененный доход позволяет также более полно определить налоговые поступления при утверждении бюджетов разных уровней на финансовый год
Все юридические и физические лица, подпадающие под определенные критерии, обязаны перейти на уплату единого налога вне зависимости от их желания Исключение сделано только лишь для общественных организаций инвалидов, их региональных территориальных организаций, а также для организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вклада общественных организаций инвалидов, и, кроме того, для предприятий и учреждений, единым собственником имущества которых являются общественные организации инвалидов. Этим налогоплательщикам предоставлено право добровольного перехода на уплату единого налога или сохранения существующего порядка уплаты налогов.
Переход на уплату единого налога не освобождает налогоплательщика от обязанности вести учет своих доходов и расходов, а также соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций, а также от обязанностей, установленных действующими нормативными актами Российской Федерации, по предоставлению в налоговые и иные государственные органы бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности. Форма отчетности по единому Налогу устанавливается органом исполнительной власти субъекта РФ.
В том случае, если налогоплательщик осуществляет несколько видов деятельности на основе свидетельства об уплате единого налога, то учет доходов и расходов должен вестись раздельно по каждому виду деятельности.
Если налогоплательщики осуществляют наряду с деятельностью на основе свидетельства об уплате единого налога также и иную предпринимательскую деятельность, то они обязаны вести раздельный бухгалтерский 󆆆†††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††едеральным законом «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности». Таким образом, законодательство установило обязательность перехода на единый налог на вмененный доход по тем видам деятельности, которые подпадают под действие Федерального закона.
Документом, подтверждающим уплату налогоплательщиком единого налога, является свидетельство об уплате единого налога, которое выдается налоговой инспекцией по месту регистрации налогоплательщика Свидетельство выдается налогоплательщику не позднее трех дней со дня обращения налогоплательщика в налоговую инспекцию
При этом установлено, что на каждый вид деятельности выдается отдельное свидетельство Налогоплательщикам, осуществляющим предпринимательскую деятельность в двух и более отдельно расположенных местах на основании свидетельства (палатки, ларьки, кафе и др.), свидетельство выдается на каждое из таких мест
Для организаций, имеющих филиалы или представительства, расположенные на территории субъекта РФ, свидетельства об уплате единого налога должны быть выданы по каждому филиалу или подразделению
При выдаче свидетельства заполняется также второй экземпляр, который хранится в налоговом органе При этом законодательство не допускает использования при осуществлении предпринимательской деятельности любых копий свидетельства ( в т ч нотариально удостоверенных)
В свидетельстве в соответствии с Федеральным законом «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» и Постановлением Правительства РФ от 03 09 98 № 1028 «Об утверждении формы свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности» указываются наименование организации или фамилия, имя, отчество налогоплательщика, вид или виды осуществляемой им деятельности, место его нахождения, идентификационный номер, номера расчетных и иных счетов, открытых им в учреждениях банков, размер вмененного ему дохода по каждому виду деятельности, сумма единого налога, физические показатели, характеризующие осуществляемою им предпринимательскую деятельность, показатели базовой доходности и значения повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности, используемых при исчислении суммы единого налога
Свидетельство выдается на период, за который налогоплательщик произвел уплату единого налога.
На свидетельство распространяются правила обращения с документами строгой отчетности, установленные действующими нормативными актами Российской Федерации. При этом предусмотрено, что при утрате свидетельства оно не подлежит возобновлению В таком случае на оставшийся период налогоплательщику выдается новое Свидетельство с отметкой «взамен ранее утерянного». Плата за новое свидетельство не должна составлять более 20% стоимости свидетельства на оставшийся период
При повторной утрате свидетельства оно может быть приобретено налогоплательщиком за 100% стоимости на оставшийся период.
В качестве иллюстрации порядка ведения бухучета при применении единого налога приведем примеры
Пример 1. Налогоплательщик осуществляет деятельность в сфере розничной торговли, общая численность организации - 35 чел, торговля осуществляется в трёх магазинах с численностью работающих в каждом по 10 человек.
В соответствии с Законом налогоплательщик обязан зарегистрировать в налоговой инспекции три магазина и обеспечить раздельное ведение учета по каждому из них. Кроме того, раздельный учет должен вестись и по расходам, связанным с содержанием офиса предприятия (общехозяйственным), даже если он находится в одном из магазинов. При этом в состав общехозяйственных расходов включаются расходы, косвенно участвующие в получении доходов от розничной торговли, а именно заработная плата руководителя организации, бухгалтера и другого административно-управленческого персонала; хозяйственные расходы, связанные с содержанием административных помещений, и др.
Такой порядок учета определен ст. 4 Закона и необходим для правильного исчисления финансового результата по каждому месту осуществления деятельности. Однако, поскольку организация не имеет иного вида деятельности и официально уведомлена налоговой инспекцией о переводе на уплату единого налога на вмененный доход, платежи во внебюджетные фонды с заработной платы директора, бухгалтера и иных работников по всем трем магазинам не производятся.
Пример 2. Организация занимается производственной деятельностью и розничной торговлей. В соответствии с законодательством она переведена на уплату единого налога на вмененный доход только на деятельность в сфере розничной торговли.
За 1 квартал 2000 г. выручка от реализации продукции (работ, услуг) составила в целом по организации 1 млн. руб., в том числе от реализации произведенной продукции - 800 тыс.руб., торговой деятельности - 200 тыс. руб. Фонд оплаты труда управленческого персонала, занимающегося организацией производственной и торговой деятельности - 100 тыс.руб.; общехозяйственные расходы -200 тыс.руб.; произведены расходы по строительству жилья - 100 тыс.руб.
В этом случае распределение общехозяйственных расходов между двумя видами деятельности, фондом оплаты труда управленческого персонала и расходами по строительству жилья (льгота по прибыли, направленной на капвложения по строительству жилья) производится пропорционально выручке от реализации продукции.
Таким образом, организация имеет право отнести на себестоимость произведенной продукции общехозяйственные расходы в сумме 16 млн.руб. [200 тыс.руб. х (800 тыс.руб. : 1 млн.руб. х 100%)], расходы по оплате труда управленческого персонала - 80 тыс.руб. (100 тыс.руб. х 80% : 100%).
С 80 тыс.руб. организация должна произвести взносы во внебюджетные социальные фонды. Для учета льготы по налогу на прибыль, направленной на финансирование капвложений, организацией могут быть учтены расходы по строительству жилья в сумме 80 тыс.руб. (100 тыс.руб.. х 80% : 100%). Аналогичным образом должны распределяться и другие расходы общехозяйственного назначения.
Ставка и порядок расчета единого налога.
Ставка единого налога установлена Законом о едином налоге на вмененный доход и составляет 20% вмененного дохода. Расчет суммы единого налога производится с учетом ставки, значения базовой доходности, числа физических показателей, влияющих на результаты предпринимательской деятельности, а также повышающих (понижающих) коэффициентов доходности.
Для исчисления налоговой базы используются следующие повышающие (понижающие) коэффициенты базовой доходности:
К, - муниципальное образование, на территории которого осуществляется деятельность
К2- место осуществления деятельности (место дислокации)
К3- характер и ассортимент реализуемых товаров (работ, услуг)
К4- сезонность
К5- суточность работы
Кб-использование дополнительной инфраструктуры, оказание сопутствующих услуг.
Налоговая база определяется отдельно для каждого стационарного (нестационарного) места осуществления предпринимательской деятельности.
Начисление единого налога на вмененный доход производится по кредиту счета 68 «Расчеты с бюджетом», субсчет «Расчеты по единому налогу на вмененный доход» и дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», счёта 99 «Прибыли и убытки». Перечисление налога производится с дебета счета 68 «Расчеты с бюджетом», субсчет «Расчеты с бюджетом по единому налогу на вмененный доход» и кредиту счетов по учету денежных средств.
Предлагаемый вариант упрощенной
формы бухгалтерского учета (типа
GENERAL LEDGER).
В настоящее время нет прямых указаний Минфина РФ, какую форму бухгалтерского учета применять тому или иному предприятию. Например, в новом «Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» в разделе «Регистры бухгалтерского учета» есть запись: «Формы регистров бухгалтерского учета разрабатываются и рекомендуются Министерством финансов Российской Федерации, органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, или федеральными органами исполнительной власти, организациями при соблюдении ими общих методических принципов бухгалтерского учета». Таким образом, речь идет о формах регистров, которые рекомендуются и не более.
Существуют «Рекомендации по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях» (Письмо Минфина РФ № 59 от 24.07.92 г.) и «Указания по ведению бухгалтерского учета и отчетности и применению регистров бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства» (утв. Приказом Минфина РФ № 131 от 22.12.95 г.). Однако, хотя второй документ звучит как «указание», применение той или иной формы бухгалтерского учета носит рекомендательный характер. Вместе с тем, при проверке предприятий налоговыми органами, возникают со стороны налоговых служб замечания и пожелания соблюдения обязательности рекомендуемых Минфином РФ форм учета.
Нам представляется, что бухгалтерский учет, с точки зрения его организации и отражения в учетных регистрах, должен быть максимально упрощен.
На наш взгляд, этому требованию соответствует американская форма бухгалтерского учета с ведением Главной книги типа СЕ^КАЕ ЬЕВСЕК.
Применение этой формы учета не нарушает общего методологического подхода: первичный документ - бухгалтерская запись - регистр учета - сводные данные - баланс. Однако в отличие от Главной книги по журнально-ордерной форме учета Главная книга по американскому типу ведется в разрезе субсчетов, что делает ее одновременно и сводным, и аналитическим регистром учета. Таким образом, отпадает необходимость ведения большинства дополнительных аналитических ведомостей и таблиц.
В качестве дополнительных регистров учета остаются расчетно-платежные ведомости по заработной плате, типовые учетные регистры по кассовым операциям, учету амортизации основных средств и МБП, калькуляции себестоимости изделий и некоторые другие расчеты.
Таким образом, предлагаемая форма учета имеет схему, первичные документы с бухгалтерскими записями в календарной последовательности - Главная книга (с ведением отдельных счетов) - Баланс. Основной учетный регистр - счет (табличная форма счета приведена). Каждый счет имеет нумерацию (код) в соответствии с рабочим Планом счетов, разработанным на каждом предприятии в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий (утв. Приказом Минфина СССР № 56 от 1.11.91 г. в редакции Приказом Минфина РФ № 173 от 28.12.94 г., №81 от 28.07.95 г., № 31 от 27.03.96 г., № 15 от 17.02.97 г.). Каждый счет -это и есть отдельный регистр Главной книги и их совокупность образует Главную книгу предприятия (организации, фирмы) В конце месяца подсчитываются обороты, рассчитывается сальдо конечное (остаток на конец месяца). Данные каждого счета (сальдо начальное, обороты и сальдо конечное) заносятся в оборотную ведомость за месяц, квартал, полугодие, год, а затем - в соответствующий по этому периоду баланс.
Таким образом, этот вариант учета прост, понятен, позволяет вести учет при любом количестве хозяйственных операций, не требует множества учетных регистров. При переводе из «ручного» режима в автоматизированный ( с применением ЭВМ) этот вариант легко ввести в память ЭВМ, он не создаст путаницы.
Представляется целесообразным вести эту форму всем Юридическим лицам независимо от вида деятельности и ведомственной принадлежности (государственным, полугосударственным и частным структурам).
Бухгалтерская отчетность малых предприятий.
Бухгалтерская отчетность в настоящее время регламентируется и регулируется следующими документами:
Федеральным Законом № 129-ФЗ от 21.11.1996 г. «О бухгалтерском учете»
Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина РФ № 34 н от 29.07.98)
Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации ПБУ 4/99» (новая редакция введена Приказом Минфина России от 6.07.99 № 43 н)
Приказом Минфина России от 13.01.2000 г. № 4 н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»
Приказом Минфина России от 28.06.2000 г.% 60 н «О методологических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организаций».
Документы, регулирующие отдельные вопросы бухгалтерской отчетности:
ПБУ 7/98 «События после отчетной даты» (утв. приказом МФ России от 25.11.98 № 56 н)
ПБУ 8/98 «Условные факты хозяйственной деятельности» (утв. приказом МФ России от 25.11. 98 № 57 н)
ПБУ 9/99 «Доходы организации» (утв. приказом МФ России от 6.05.99 №32 н)
ПБУ 10/99 «Расходы организации» (утв. приказом МФ России от 6.05.99 № 33 н)
ПБУ 11/2000 «Информация по аффимированным лицам» (утв. приказом МФ России от 13.01.2000 № 5 н)
ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам» (утв. приказом МФ России от 27.01.2000 № 11 н).
При формировании отчетности за 2000 г. для всех коммерческих организаций независимо от дифференциации (малые, средние) и вида деятельности важным фактором является совершенно новый подход- отсутствие типовых форм. Такой подход уже близок к основному требованию организации бухгалтерского учета в целом - рациональности. Вместе с тем, независимо от набора и количества отчетных форм должны быть соблюдены принципы достоверности и полноты, нейтральности, целостности, последовательности, существенности.
Вариантами бухгалтерской отчетности в зависимости от объемов деятельности организации являются:
- упрощенный
- стандартный
- множественный.
(см. подробно Приказ Минфина России от 13.01.2000 г. № 4 н « О формах бухгалтерской отчетности организаций»)
Несмотря на общие подходы к бухгалтерской отчетности в целом для большинства организаций, для малых предприятий были и остаются особенности. Рассмотрим их.
1. Распоряжением Правительства РФ от 9 октября 1995 г № 1389-р с изменениями, внесенными распоряжением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. № 1150-р, предусмотрено «... поручить Госкомстату России устанавливать предусматривающий упрощенные процедуры и формы отчетности порядок представления субъектами малого предпринимательства государственной статистической отчетности, а Минфину России - бухгалтерской отчетности»*
2. В соответствии с письмом Минфина РФ от 1 февраля 1993 г «Учет на малых предприятиях» в разделе III «Бухгалтерская отчетность малого предприятия» этого документа конкретно не указаны формы отчетности, а у казано « К годовой бухгалтерской отчетности малые предприятия прилагают пояснительную записку, в которой излагаются учетная политика (нормы и правила по оценке и учету отдельных видов имущества и затрат), основные факторы, повлиявшие в отчетном году на результаты его деятельности и финансовое состояние. Малые предприятия, созданные на основе привлечения средств частных лиц (пайщиков), вкладов других предприятий и физических лиц, до закрытия оборотов за декабрь, если это не предусмотрено учредительными (или иными) документами, готовят и представляют на утверждение в указанные адреса (или в форме доклада руководителя предприятия на собрании вкладчиков) доклад о финансовой деятельности предприятия в отчетном году».
3. В «Указаниях по ведению бухгалтерского учета и отчетности и применению регистров бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства» (утв. приказом МФ РФ от 22 декабря 1995 г. № 131) в разделе 3 «Бухгалтерская отчетность малого предприятия» имеются два коротких пункта касательно отчетности в следующем изложении:
« п. 3.1. Малое предприятие составляет и представляет бухгалтерскую отчетность в порядке, предусмотренном Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации (номера и даты документа не указаны - прим автора)
п 3.2 Малое предприятие вправе представлять бухгалтерскую отчетность по упрощенной процедуре и формам отчетности. При этом в состав годового бухгалтерского отчета малого предприятия разрешается включать только формы № 1 «Бухгалтерский баланс» и № 2 «Отчет о
•финансовых результатах и их использовании». (Известно, что форма № 2 свое название уже поменяла (прим. автора). Не представляется в составе бухгалтерского отчета пояснительная записка».
4 Требования к отчетности малых предприятий, перешедших на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, должны соответствовать Федеральному закону № 222-ФЗ от 29 декабря 1995 г. «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», а также приказу Минфина России от 15 марта 1996 г. № 27 «О мероприятиях по реализации Федерального Закона от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» и приказу ГНС РФ от 24 января 1996 г. № ВГ-3-02/5 «Об утверждении форм документов, необходимых для применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектами малого предпринимательства».
Так, в соответствии с Федеральным Законом № 222-ФЗ от 8 декабря 1995 г. (см. пункт 4 статьи 1) «Организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, предоставляется право оформления первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов по упрощенной форме... Упрощенная форма первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов устанавливается Министерством финансов Российской Федерации и является единой на всей территории Российской Федерации»*.
При решении о переходе организации или индивидуального предпринимателя на эту систему, основным официальным документом является патент, выдаваемый налоговым органом сроком на один календарный год. На его основе приобретается самой организацией «Книга учета доходов и расходов», которая затем регистрируется в этом же территориальном налоговом органе.
На патент и «Книгу учета доходов и расходов» распространяются правила обращения с отчетностью, установленные действующими нормативными актами Российской Федерации.
Таким образом, те, кто применяет указанную систему по итогам хозяйственной деятельности за отчетный период представляют в налоговый орган в срок до 20-го
* Перепечатано в изложении Федерального Закона № 222-ФЗ от 8 декабря 1995 г. числа месяца, следующего за отчетным периодом:
- расчет подлежащего уплате единого налога с зачетом оплаченной стоимости патента
- выписку из «Книги доходов и расходов» (по состоянию на последний рабочий день отчетного периода) с указанием совокупного дохода (валовой выручки), полученного за отчетный период.
Кроме указанных документов также представляются:
- патент
- Книга учета доходов и расходов
- Кассовая книга
- платежные поручения об уплате единого налога за отчетный период (с отметкой банка об исполнении платежа).
5. В соответствии с приказами Минфина России от 13.01.2000 № 4 н и от 28.06. 2000 № 60 н для субъектов малого предпринимательства (МП) рекомендуется:
а) Для субъектов МП, не применяющих в соответствии с законодательством Российской Федерации упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и не обязанных проводить независимую аудиторскую проверку:
- не представлять дополнительные расшифровки и пояснения по группам статей бухгалтерского баланса (форма №1) и статьям «Отчета о прибылях и убытках «(форма №2).
б) Для субъектов МП, не применяющих в соответствии с законодательством Российской Федерации упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и обязанных проводить независимую аудиторскую проверку:
- не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности «Отчет об изменениях капитала» (форма № 3), «Отчет о движении денежных средств» (форма № 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5), если отсутствуют соответствующие данные.
Для малых предприятий также, как и для прочих, при представлении отчетности за текущий отчетный период должны быть приведены данные по каждому числовому показателю минимум за два года - отчетный и предшествующий отчетному. При этом подразумевается сопоставимость показателей, а при несопоставимости - их корректировка с соответствующими пояснениями.
В соответствии с п. 12 Методических рекомендаций от 26.06.2000 № 60 н «... бухгалтерская отчетность прилагается к сопроводительному письму организации, оформленному в установленном порядке и содержащему информацию о составе представляемой бухгалтерской отчетности».
Как и прежними нормативными и рекомендательными документами, в формах бухгалтерской отчетности не должно быть никаких подчисток и помарок.
Порядок формирования показателей бухгалтерского баланса (формы № 1), данных отчета о прибылях и убытках (формы № 2), отчета об изменениях капитала (формы № 3), отчета о движении денежных средств (формы № 4), приложения к бухгалтерскому балансу (формы № 5) и пояснительной записки одинаков для всех организаций и подробно рассмотрен в Методических рекомендациях от 26.06, 2000 № 60 н.
Бухгалтерская отчетность малых предприятий представляется за квартал, полугодие, 9 месяцев и год в адреса и сроки в соответствии с указанными документами.
День представления малыми предприятиями бухгалтерской отчетности определяется по дате ее почтового отправления или дате фактической передачи по принадлежности.
Таким образом, стратегия программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 6.03.98 № 283, поэтапно реализуется. Это нашло отражение в последних документах Минфина России и касается кроме прочих и малых предприятий.
Выводы.
Становление и развитие малого бизнеса является актуальной и перспективной проблемой в нашей стране и за рубежом. В этой проблеме остается много нерешенных или недостаточно решенных вопросов. Среди них, на наш взгляд, важными являются вопросы учета, отчетности, налогообложения. Поэтому, учитывая актуальность проблемы, в работе обобщены, определенным образом проанализирован материал по этой проблеме, даны оценки.
Отмечается большим положительным решением принятие «Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000-2001 годы». Однако, даже весьма поверхностный анализ этой программы свидетельствует о том, что некоторые решения имеют недостаточную проработку. По всей вероятности, проработка будет осуществляться в рабочем порядке.
Разумеется, в рамках настоящей работы нами сформулированы лишь наиболее общие, основные задачи. Глубокая и детальная проработка всех поставленных нами задач должна осуществляться совместными усилиями теоретиков и практиков бухгалтерского учета и налогообложения.
В работе обобщен официальный и практический материал по:
- бухгалтерскому учету в малых предприятиях, применяющих журнально-ордерную форму учета
- бухгалтерскому учету в малых предприятиях, применяющих упрощенные формы учетных регистров
- бухгалтерскому учету в малых предприятиях, применяющих другие формы (варианты) упрощенной системы, в том числе:
1) при кассовом методе учета доходов и расходов
2) при переходе на уплату единого налога.
На основе обобщения разных вариантов методик предлагается упрощенная форма бухгалтерского учета американского типа GENERAL LEDGER.
Следует отметить, что в рамках отдельной работы нереально решить все проблемы развития малого предпринимательства в России. Работа может иметь теоретическое и практическое развитие.