Бухгалтерский учет на Украине.
Бух.док-нт -письмен. сви- дет-во действит. свершенной хоз.опер-ии или право на ее свершение. Бух. док-ты подраздел.на оправдат-е, распределит. и док-ты бух.учета. Оправдат.- под- твержд . факт свершения операции. Распределит.- подтвержд. разрешен.вы- полнить какую -либо опера цию. Бух. док-ты -составл-я. непоср. бухгалтером и предназн. для расчетов или накопления сведений о хоз. операц . По времени составл-я док -ты делятся на первичные и учетн. рег- истры. Первич. док-ты фик- сир. факт соверш-я опера- ции,а уч. регистры - док-ты , кот. состав-ся после сове- рш. хоз.опер-й,они составл .на основе первичн.По спо- собу охвата операций,док-ты подраздел.на разовые и накопительные.Разовые охватывают одну операцию,а накопит.-несколько , сгруппир-х по какому-либо признаку.Назначение бух. док-ов:
-использ.для управления хоз.деятел-ю пред-й;
-для контроля и анализа за хоз.деят-ю;
-для разреш-я спорных вопросов, кот.могут возни- кнуть между орг-ми или орг-ей и ее раб-ми.
Оформл-е первичн.док-ов регламен-ся полож.о бух. док-ах и записях, утвержд. приказом №88 от 24.05.95 №83. В соотв-ии с этим,док-ам предъявл-ся следующ. требования:
-док-ты должны составл-ся своевр-но (в момент соверш. операции) и содержать достоверн.данные;
-они должны выписываться так чтобы нельзя было исп- равить;
-подпись должна быть раз- борчива;
-не разрешается делать подчисток;
-все док-ты должны иметь реквизиты;
-любой док-т должен иметь обязат.реквизиты:название самого док-та, назв. предпр, где он составлен,код формы док-ов,дату и место составл;
-содерж-е хоз.опер-ии;
-измерители хоз.опер-ии;
-должность,ФИО,подписи ответствен.лиц.
Первичн.док-ты составл.на бланках типовых форм, кот. утвержд-ся мин. фин.,могут составл-ся на бланках спец. форм.Исполь-ся также само стоят.составл-е док-ты,но они должны содержать рек визиты,присущ.всем док-ам. Особые требов-я предъявл-я к док-ам,оформляющим ден.операции. Выписка этих док-ов регламентир-ся по- лож-ем о ведении кассовых операций и правилами, кот. устанавл.банк.Свободные строки в док-ах всегда про- черкиваются. Ответственность за правильн. заполне- ния док-та несет лицо, кот. подписало этот док-т.В про- цессе жизнед-ти док-ты про- ходят опред. путь, кот. наз. документооборотом. В про- цессе поступл.док-ов в бухг-ии они провер-ся бухг-ом: 1по форме.2.по существу . 3.на законность. 4. арифм. проверка.
Если бухг-ер обнаружил,что док-т неправильно оформ-н , то он возращается на пере исправление.Если бухг-ер обнаружил,что док-т сос- тавл. на незакон.операц., то он должен его задержать. После этой проверки док-т подвергается учетн. обра- ботке,кот.сост.из:
1.расценки(таксировки).2.груп-ки.3.контировка.
Таксировка-оценка в ден.из- мер.указан-х в док-те мат. ценностей.Произв-ся путем произвед.кол-ва на цену.
Группир-ка заключ.в под- боре их в пачке,однородной по своему содерж-ю.Гр-ка перв.док-ов завер-ся сос- тавл.сводн.док-ов, облег- чающ.дальнейш.учетн.обработку и получение данных.В результате группировки по- луч.2 вида ведом-ей:
-накопит-ые,кот.служат для накопл.данных,содержащ.в первичн.док-ах.
-группир-ые, кот. предназн. для системат-ии данных об опер-ии.
Контировка-представл.со- бой указание корресп-ии между счетами.Осущ.3 способами:
1.на бланке самого перв-го док-та,на кот.оформл.опер-ия.2.в накопит.ведомостях путем записи сумм , регистр- ируем.в них опер-й с одновр-ой их группир-ой по корресп-им счетам.3.в спец.док-ах бух. оформл-я.
17.
В соответств.с полож. о «Док-ах и записях» бух. ар- хив орг-ся в спец.помеще- нии или закрытых шкафах. .Док-ты из бух.архива вы- даются др.струк-ым под- раздел-ям только с разре- шения гл.бух-а.Изъятие бух. док-ов по тре- бованию суд органов происх .на основ. письмен. распор- яж.этих органов и с разреш- ения руководителя.В бух.ар- хиве док-ты хранятся за текущ. год ,а в начале следующ. года все док-ты за прош- лый год передаются из бух .архива в общ.архив предпр-ия.Там они нах-ся до исте- чения срока ,кот.опр-ся в главн.архивн.управл.при Каб .Мин.
18.
Дополнением к док-ии явл. инвентаризация.Инв-ия -спо соб б.у.,служащ.для обесп- еч. соответствия учетн. дан- ных о ср-ах хоз-ва,их фактич .наличию.В зависимости от полноты охвата ср-в инв-ия бывает полная(охватывает все без исключения ср-ва пр-ия,проводится перед со- ставл.годового отчета) и ча- стичная(охватывает один вид хоз.ср-в пр-ия).По хар-ру инв-ии бывают:
-плановые(осуществл.по заранее намечен.плану,в опр.сроки,в зависимости от потребности и возможности пр-ий);
-внезапные(проводятся по распоряжению пр-ия,по тре- бованию ревизора или сле- дствен.органов);
В обязат.порядке прово- дится инв-я при передаче имущ -ва в аренду,при вы- купе , продаже и преобразовании гос.пр-ия в АО,при составлении годового отче- та,при смене мат. ответс- твен.лица ,при установлении фактов хищения,в слу- чае пожара или стихийного бедствия.
Порядок провед.инв-ии:
Руководитель пр-ия издает спец.приказ,в кот. назнач. инв-ую комиссию (обязат. включ.бухгалтер).
-проведение самой инв-ии приурачивается к 1 числу месяца;
-к 1 числу в местах хранения мат.цен-й должна быть за- кончена обраб-ка всех пер- вич.док-ов,сделаны записи в учетных регистрах, выве- дены остатки.Все предметы раз- ложены по наименованиям , сортам,размерам;
-инв-ая комиссия проверяет все мат.цен-ти путем под- счета,взвешивания,обмера;
-все сведения по инв-ии за- нос-ся в спец.инв-ую опись , кот.подписывается всеми членами комиссии.Эта ве- домость передается в бух-ию,для составл-я сличит. вед-ти.В сличит.вед-ть бух-ер заносит данные не о всех еденицах,а только о тех ,по кот.выявлены расхождения по уч.данным;
-инв-ая комиссия выявл-т причины выявления недо- стач или излишек,по поводу кот.мат-ответств. лицо дает письм. обьяснение;
-все выводы и решения ком- иссии оформл-ся протоко- лом, кот.подписывается рук-ем пр-ия и на основании заключения инв-ой ком-ии опр-ся порядок регулирования получ.разниц.
Результаты инв-ии:
Недостачи ценностей спис-ся следующ. образом: не- достача в пределах норм естеств. убыли на естеств. пр-во,а сверх норм за счет виновных лиц.Если виновн. лицо не установлено,то с разрешения директора они спис-ся на издержки пр-ва. Для учета недостачи потерь сущ.сч.84.Этот счет собир-распред.,активн.На Д-те на основании сличит.вед-ей собир-ся все недостачи мат. цен-ей,при этом корресп-ся сч.мат.цне-ей.По К-ту спис-ся суммы,собран-е на Д-те недостачи на виновн.лиц или издержки.
19.
Учетн.регистр-способ текущ. учета у первич.данных на мат.носителях,обеспеч.их юр.силу и дальнейшее их ис пользование для составл-я бух.отчетности и управл-я хоз-ом.Все регистры можно разделить по признакам:
-по содержанию;
-по хар-ру записи;
-по виду измерит-ей;
-по форме построения;
-по целевой направленности;
-по назначению;
-по внешн.виду.
По содержанию рег-ры дел- ятся на рег-ры синтетич.уче та,рег-ры аналитич.учета и комбинир-ые.В рег-ах синт- етич.учета учет ведется в обобщенном виде в разрезе синт.счетов.Пример:главная книга.В рег-ах аналитич.уче- та ведется учет по аналитич .счетам.Пример-карточки.В рег-ах комбинир.учета синте тич.и аналитич.учет совме- щены.Пример:журнал-ордер №7.По хар-ру записи разл. : хронолог-й,систематич.,
комбинир.рег-ры.
В хрон-их рег-ах записи произ-ся в хрон-ом поря- дке(кассовая книга).
В системат-х рег-ах отраж-ся операции,однородные по экон-му признаку.
В комбинир.рег-ах одновр. ведется и систематич.и хронол-ая запись, т.е. опе- рации системат-ну по эк-му признаку и расположены в хронолог.послед-ти (жур- налы-ордера).По виду ис- польз. измерит-й: контако- рентные количественного и колич-суммового учета. Ко- нтакорент.рег-ры предназн. для учета хоз.опер-й только в ден.выраж-ии.Рег-ы колич. учета предназн.для колич. учета и колич.и ден.измер-ей.Рег-ры колич-суммового учета предназн.для учета и колич.и ден.измерит-ей.
По форме построения разли чают одно- и двухсторон. уч- етн.рег-ры, многографные и шахматные рег-ры.В одно- стор.рег-ах графы для де- бет-ых и кредитуем. записях располож.с одной стороны. В двухсторон.расположены на двух сторонах, одна по Д-ту,др.по К-ту.В многографн. по Д-ту или по К-ту при по- мощи целого ряда записей произв-ся детализация. Шахматн.рег-ры построены по шахматн.приз- наку ,т.е. записи хоз.опер-й осущ- ествл-я на пересечении Д-та и К-та конкр.счета.
По целевой направленности рег-ры бывают: многоцелевые и моноцелевые. Моноцелев.-использ.для решения опр. учетн. задачи. Многоцелев.-решается ряд учетн.задач.
Запись хоз.опер-й в учетн. рег-ры наз.разноской опер-ий или учетн.рег-ей.Порядок учетн.регистр-ии регламентируется нормативн.док-ми: планом счетов и инстукцией к его применению,полож-ем о док-ах и записях в бух. уч- ете.Согласно этим док-ам техника учетн.регистр-ии включ.следующ.этапы:1.получ.первичн.док-ов. 2.груп- пировка первичн. док-ов по признаку однородности при их большом объеме..3.сос- тавл.сводных док-ов.4.сост- авл.и фиксация на сводном док-те бух.проводки. 5.отра- жение данных док-ов в уч. рег-ах.6.перегруппировка данных док-ов с целью их распр-ия и отраж-я в учетн. рег-ах. 7.арифметич. дей- ствия в рег-ах бух.учета. 8.контроль уч.информации, кот.осущ-ся путем слепки данных синтетич.и аналитич.учета.9.составл.итогового уч.рег-ра.10.выдача информ-ии с уч.рег-ов для составл.б.баланса и др.док-ов ю.отчетности.11.сдача рег-ов на хранение в архив. 12.предпр-ие самост-но вы- бирает систему уч.рег-ов, исходя из учетных потреб- ностей на этом предпр-ии. При этом оно определяет перечень учетных рег-ов,их построение,технику записей и взаимосвязь между ними.
2.
Для осуществл. управл-я хоз.объектом необх. колич. пок-ли(пок-ли деят-ти предпр-й,орг-ий,учр-ий с помощью кот.определяют объем выполняемых опе- раций,процессов) и качес- твенные пок-ли(хар-ют эк. эффективность этих опер- аций,процессов).В БУ ис- пользуются и колич.и кач- ествен.пок-ли.В зависимости от используем.на пр-ии ср-в,источников их обра- зования и процессов,пок-ей,хар-щих их деятельность ,используют разл.уч. изме-
рители: натуральные, труд- овые и денежные.
Натуральные-еденицы мас- сы,обьема,длины.С их по- мощью определяют кол-во хоз.ср-в и выполн-ых работ. Использование разл. натур. измерителей обусловлено физ.способностями тех или иных хоз.ср-в.С помощью нат.изм-ей получ.как колич-ые так и качествен.показ-ли. Натур.изм-ли применяются только для однородных предметов.
Трудовые-это еденицы затраченного труда: минуты, часы,дни.Трудовые изм-ли широко используются в со- четании с натуральными.Но с их поиощью нельзя изме- рить все хоз.ср-ва,источники их образования и хоз. про- цессы.При помощи трудово- го измерителя определяется кол-во затрач.труда на выполнение разл.работ,пр-ти труда,труд.ресурсы и др.Иногда их используют для исчисления затрат времени по изготовлению разнородн.предметов.Труд.изм-ли не явл. универсальными.
Денежные измерители-это еденицы ст-ти.На Укр.им явл.гривна.С помощью ден. изм-ля опр-ся в ден.выраж-ии ст-ть сырья и материалов,осн.ср-в,величину зат- рат на пр-во продукции,раз- мер прибыли,уровень рент- абельности и др.пок-ли хоз. деят-ти предпр-ий.
Каждый из рассмотренных измерителей может при- меняться самостоятельно,а также в сочетании с др.В БУ обобщающим и всеобщим изм-ем явл.денежный.
15.
Взаимосвязь между балан- сом и счетами проявляется в следующем:
1.В начале отчетного пери- ода на основе данных бала- нса открываются счета на каждый вид хоз.ср-в или их источников.По статьям акти- ва баланса - активные счета(остатки запис-ся в Д), по статьям пасива баланса-пасивн.счета(остатки в К).
2.В течении отчетного пери- ода на этих счетах отраж-ся хоз.опер-ии,соверш-е на предпр-ии, с указанием их номера.
3.В конце отчетного перио- да подводятся обороты по счетам и выводится конеч- ное сальдо.Если в течении отч.периода возникает необх-ть отразть опер-ию по счету,кот.не имел остатка в балансе на начало перио- да,то его открывают путем записи суммы опер-ии,со- верш-ой в этом периоде.
4.На основе конечных остатков по синтетич. сче- там,кот.предварительно сверены по аналитич. сче- там составл-ся баланс на следующ.дату.Для этого ос- татки по синт.счетам показ-ся по соответсв.статьям баланса.
22.
Вся работа,связанная с ведением учета на предпр-ях осуществл-ся бух.аппаратом,деятнльность которого регламентируется положением «О гл.бухг.».Согласно этому положению бух.аппарат явл.самостоятельным,структурным меропр-ем,не должен входить ни в какое др.подразделение.Структура БА меняется в зависимости от содержания и объема учетн.работы,но можно выделить 2 вида типичных структур БА:
-для промышл. хозрасч. крупного пр-ия.
Гл.бух.,его замы.
1 2 3 4 5 6 7 8
1.кассир.2.сводный.3.расч.отдел.4.матер.отдел.5.произв.отдел.6.отдел учета гот.прод-ии.7.отдел учета расч.опер-ий.8.отдел учета фондов.
-для учреждения.
Гл.бух.,его замы.
1 2 3
1.кассир.2.расч.отдел.3.мат.отдел.
Взаимосвязь БА с др.подразделениями пр-ия:
-с цехами;док-ты по отдельн.хоз.опер-ям и пр-ые отчеты по затратам.
-со складами,кот.предоставл-т док-ты по движению готов.ценностей.
-с плановыми отделами,где утверждаются разработки плановых показ-ей по видам деятельности.
-с отделом труда и з/п,кот.предоставл.положение о з/п.
-с отделом кадров,кот.предоставл.приказы о зачислении,увольнении,отпуске и т.д.
Гл.бух-ер осуществл.руководство БА .В его обязанности входит:
1.организовать БУ на пр-ии.
2.контроль за правильным ведением БУ.
3.внедрение машинных форм ведения БУ.
4.выявление и мобилизация гл.ресурсов.
5.проведение инв-ии и анализ хоз.деят-ти пр-ия.
Бух-ер наделен правами:
-устанавливать служебн.обязанности для родчиненых ему работников;
-визирует все договоры и соглашения,кот.заключает предпр-ие;
-устанавливает порядок оформления операции и предоставляет док-ты бухг-ии;
-проверяет соблюдение установленного порядка хранения и расходования ср-в;
-гл.бух-ер несет ответственность за неправильное ведение БУ;за несвоевременное проведение инв-ии;за нарушение сроков предоставления отчетности;за принятие к исполнению док-ов о незакон.опер-ях.
29.
Выбытие осн.ср-в и их списание с баланса происходит по 4 осн.причинам:
-в силу их полного износа и невозможности их дальнейшей эксплуатации;
-в результате реализации объекта др.физ.или юр.лицу;
-в результате дарения объекта;
-передача др.пр-ям в виде вклада в их уставной фонд.
1.Списание осн.ср-в оформляется первичн.док-ом,кот.наз.актом о ликвидации осн.ср-в.На основании этого акта бухгалтерия делает отметки в инв.карточках,описях по месту нахождения обьекта.Бух-ер делает следующ.записи:
на гос пр-ии
-на первоноч.ст-ть списанных объектов Д-85 К-01;
-на сумму износа за фактич.срок службы Д-02 К-85;
-на ст-ть получ.от разборки мат.ценностей Д-05(06,08) К-85;
-на сумму расходов по ликвидацииД-85 К-70,69,76;
-результат от ликвидации ОС(прибыль или убыток) списывается со сч.85 на сч.80.
на пр-ии негос.формы собственности
-на первоноч.ст-ть выбыв.объектов Д-06 К-01;
-на сумму износа Д-02 К-46;
-на сумму оприходован.мат.ценностей,получ.от ликвидации Д-05(06,08) К-46
-расходы от ликвидации спис-ся со сч.46 на сч.80.
2.Продажа осн.ср-в осущ-ся по договорн.ценам.Факт реализации оформляется расходной накладной,счетом фактуры,договором,платежными док-ми и актом на списание осн.ср-в.И на основе этих док-ов в бух-ии делаются записи:
-на сумму первонач.ст-ти объектов Д-46 К-01;
-на сумму износа Д-02 К-46;
-на сумму затрат по разборке и демонтажу Д-46 К-60(76,...);
-на сумму продажной ст-ти Д-51(76,...) К-46;
-на сумму начисленного НДС Д-46 К-68;
-результат от реализации списыв.со сч.46 на сч.80.
3.Безвозмезд.передача осн.ср-в оформляется актом,кот.утверждается руководителем пр-ия,и на основании этого акта в бухг-ии делается запись:
-на гос.пр-ии К-01 Д-02(85);
-на негос.пр. К-01 Д-02(88).
4.Пепредача осн.ср-в в счет вклада в уст.фонд др.пр-ий опр-ся по ст-ти,опр-ой по соглашению сторон.Оформляется приемно-передаточным актом(ОС-1) и актом оценки осн.ср-в.Делается проводка:Д-58 К-46.
Инв-ция осн.ср-в должна пр-ся ежегодно при составлении годового отчета,но не ранее 1октября.Списание недостач и порчи осн.ср-в,выявлен.в ходе инв-ии оформл-ся след.записями:
на гос.пр-ии
-Д-85 К-01-на первоноч.ст-ть недостающ.осн.ср-в;
-Д-02 К-85 на сумму износа осн.ср-в;
-Д- К-85 на сумму остаточн.ст-ти недостающ.осн.ср-в;
-Д-72 К-84 недостача осн.ср-в,отнесен.на мат.-ответственное лицо;
-Д-80 К-84 списание недостачи,если виновн.лицо не выяснено.
на негос.пр-ии
-Д-46 К-01 недостача по первоноч.ст-ти;
-Д-02 К-46 на сумму износа;
-Д-84 К-46 на остаточн.ст-ть недостачи осн.ср-в;
-Д-72 К-84 недостача осн.ср-в,списан.за счет виновн.лиц;
-Д-80 К-84 недостача,списанная за счет прибыли.
30.
Общий порядок ведения БУ на пр-ах,кроме банков,независимо от формы собственности установлен:
1.Положением «Об организации б/у и отчетности на Украине» от 03.04.93.
2.Указом об организации БУ и отчетности на Украине от 07.05.93. №25.
Согласно этим док-ам учет осн.ср-в ведется по типовой классификации в разрезе инв-ых объектов.Инв-ый лбъект-это отдельный объект осн.ср-в со всеми относящимися к нему приспособлениями ,либо комплекс предметов ,кот.выполняют единую технолог.фун-ию.Каждому инв-му объекту присваевается инв-ый номер.Каждой классификац.группе выдается опред.серия порядк.номеров,по которой можно опр-ть принадлежность к той или иной группе.
Инв-ый номер присваевается объекту при поступлении на пр-ие и сохраняется в течении всего срока нахождения на пр-ии.Обозначается,либо прекреплением металлич.жетона,либо несмываем.краской.Инв-ый номер проставляется на всех первичн.док-ах,учитывающ.движение осн.ср-в.Аналитич.учет осн.ср-в ведется на инв-ых карточках типовых форм:ОС6,ОС7,ОС8,ОС9.
Реквизиты типовой карточки:
-наим-е объекта;
-инвент.номер;
-з-д изготовитель;
-номер акта;
-дата приемки;
-место нахождения объекта;
-краткая технико-эксплуатац.хар-ка;
-источники приобритения.
В процессе эксплуат-ии в карточке делается отметка о перемещении объекта,о кап.ремонте и об выбытии.Она делается на основании первичн.док-ов.Пр-ия,кот.имеют небольш.обьем осн.ср-в учет ведут в инв-ых книгах.Инв-ые карточки хранятся в бухг-ии.Учет обьектов осн.ср-в по местам эксплуат-ии осущ-ся в инв-ом списке типов.формы ОС13.Данные этого списка должны быть идентичны данным в карточках.По данным карточек и ведения расчета аммортизац.заполняются карточки учета движ-ия осн-ых ср-в типов.формы ОС12.Итоговые данные карточек гр.движения осн-ых ср-в сверяются с данными синтетич.учета по счетам осн.ср-в.В условиях автоматизации учета вместо инв-ых карточек,инв.книг для учета инв-ых обьектов,по местам их нахождения,созд-ся соотв.машинограммы наличия осн.ср-в и их движения.Машиногр.наличия осн.ср-в составл-ся регламентир.на начало отчетного года или по запросу на опр.дату.Составляется в двух экземплярах:в бух-ию и лицу,ответств.по месту их нахождения.