Царевна Софья
2. Дворцовая жизнь
3. Схожесть Софьи и Петра Великого
4. Учеба
5. Серьёзные перемены
6. Стрелецкий вооруженный бунт и его последствия
7. Хованские «злоумышляют на царскую фамилию»
8. Софья спасла династию Романовых
9. Государственные преобразования
10. Главная «вина» Софьи. Замысел провалился
11. Осень 1689 года
12. Стрельцы борются за справедливость
13. Монахиня Сусанна
III.Заключение
IV. Список используемой литературы
Введение
Каждый народ вправе и должен гордиться своей историей, но история русского народа неповторима и самобытна. Её тысячелетиями создавали наши предки. Они формировали государственность по крупицам, собирали земли, оттачивали русский язык, преумножали культуру, выковывали русский характер. И женщины России играли в этом не последнюю роль.
Я думаю, эта тема актуальна и в наши дни. Прежде всего, мне бы хотелось узнать новые факты и сведения о жизни великой правительницы царевны Софьи. Почему же о ней так редко вспоминают историки? Была ли царевна реформатором и как достигала она своей цели?
Прочитав и проанализировав различные источники, которые касаются моей темы, я пришла к выводу, что хоть царевна Софья одна, но различные авторы описывают её по разному, говоря о её недостатках или наоборот преимуществе.
Например, Ключевский В.О. (Исторические портреты. Деятели исторической мысли) рассказывает о Софье, как об «интриганке», которая всеми силами старалась использовать свое временное могущество для того лишь, чтобы «удовлетворять свои самые низменные инстинкты и одновременно строить козни против будущего преобразователя России».
Другой автор Е.Дмитриев («Царевна Софья Алексеевна») говорит о Софье как о великой, умной, властной женщине, которая сумела обуздать бояр, возомнивших себя истинными правителями России.
С.Ф.Платонов («Полный курс лекций по русской истории») в своей книге говорит о «жестокости» и «кровожадности» Софьи, по отношению к людям. Главная же вина Софьи, как он считает, два трагических крымских похода против татар.
Ещё один источник (История СССР с древнейших времен до наших дней. Москва «Высшая школа» 1983 ), автор которого академик Б.А.Рыбаков, рассказывает о сходствах Софьи с её младшим братом Петром.
Другие источники (такие как «Все обо всех» В.В.Смовкин или «Своей судьбой гордимся мы» М.Сергеев) в своих книгах рассказывают больше о её нелегкой судьбе.
Из всего мною изложенного можно сказать, что многие историки не признавали подлинных достоинств Софьи, считали её виновницей всех бед. Тем более не могли признать Софью царицей, правительницей государства.
Рискну пойти против укоренившегося мнения о том, что первым царем-реформатором на Руси был Петр Великий, и предложить несколько иную точку зрения на события трехсотлетней давности. Да, "герр Питер" железной рукой, за волосы поволок Россию к западному прогрессу. Но до него, причем гораздо более гуманными методами, это пыталась сделать его старшая сводная сестра царевна Софья Алексеевна, столь незаслуженно забытая историками и потомками.
Софья родилась 15 сентября 1657 года и была одной из шести дочерей царя Алексея Михайловича, получившего в истории прозвище Тишайший, от брака с Марией Милославской, которая родила царю еще и двух сыновей - Федора и Ивана. Но если с потомством женского пола все обстояло нормально: царевны были здоровыми и достаточно сообразительными, то с сыновьями Алексею Михайловичу не повезло. Старший был чрезвычайно болезненным и не слишком смышленым, младший - откровенно слабоумным. Так что рождение сына Петра от второй жены - Натальи Нарышкиной - было воспринято царем с восторгом. Проживи Алексей Михайлович подольше, займись он сам воспитанием младшего сына, глядишь, реформы в России прошли бы более плавно и без крови. Но Тишайший скончался, когда Петруше едва исполнилось четыре года. И шапку Мономаха пришлось надеть Федору Алексеевичу. У него, кстати, хватило ума всеми силами этому сопротивляться. Но сил отказаться от коронации, а потом править державой практически не было. И то, и другое неизлечимо больной Федор делал, лежа в постели. Впрочем, "правил" - слишком сильно сказано. Фактически он лишь одобрял то, что предлагали его ближайшие советчики. А ближе всех была старшая любимая сестра Софья, совершившая после смерти отца настоящий переворот в дворцовой жизни.
До тех пор женщины царского рода были обречены на полное и абсолютное затворничество. Они шагу не могли сделать не только за пределы дворца, но и в самом дворце. На каждый выход из своих покоев - в церковь ли, в сад - они должны были получить разрешение самого царя, а его по пустякам не беспокоили. Сама царица не могла проехать по Москве в открытом возке: только в закрытой повозке с опущенными занавесками. А уж царские дочери и вовсе были пленницами. Помимо царя и царицы за ними зорко следили тетки - незамужние сестры царя. И строже всех царевна Ирина Михайловна, которую в молодости сватали то ли за датского, то ли за шведского королевича, но до свадьбы дело не дошло. Жених не захотел жениться, ни разу не увидев невесту. Так и осталась царевна Ирина в девках, а заодно и всем другим царевнам пришлось забыть мечты о супружестве Либо терем, либо монастырь. Вторая жена Алексея Михайловича - Наталья Кирилловна - была воспитана не столь строго. И увидел-то ее царь не на традиционных смотринах (только царю и разрешалось видеть невесту до свадьбы, да еще и выбирать самую красивую), а в доме своего приближенного боярина Матвеева, где молодая воспитанница пользовалась большой свободой. Вольнолюбивый дух она принесла и в дворцовые покои: при ней падчерицам жилось вольготнее, чем при родной матери. Пятеро из них воспользовались этим, чтобы вволю сплетничать, наряжаться и по праздникам кататься по Москве. Самая старшая, Софья, распорядилась своей свободой иначе.
Софья родилась под тем же знаком, что и Петр Великий - Близнецы. Не случайно считается, что это - один из самых противоречивых знаков и рожденные под ним люди могут совершенно не походить друг на друга, особенно если они принадлежат к разным полам. Но в данном случае судьбе было угодно пошутить, причем достаточно изощренно. По характеру и замашкам точная копия своего младшего сводного брата Петра.
Софья почти все свое время уделяла чтению и учебе. Делала она это вместе со своими родными братьями, но если Федор и Иван в науках, мягко говоря, не преуспевали, то их сестра почерпнула от своих наставников все, что они могли ей дать. Софья знала латынь, польский, разбиралась в богословских вопросах, увлекалась историей. И это при том, что абсолютное большинство женщин в те время были просто неграмотны!
Сразу после смерти отца Софья буквально вынудила своего брата Федора принять знаки царской власти, обещая ему всяческую помощь и содействие в управлении Россией. Прекрасно разбираясь в людях, Софья окружила своего брата умными и достаточно прогрессивными советниками, первым из которых был князь Василий Голицын, по скандальней дворцовой хронике, "цесаревны полюбовник". Конечно, при царе Алексее Михайловиче его умная и властная дочь определенных границ приличия не переходила: отец хоть и был Тишайшим, но мог бесстыжую строптивицу запросто постричь в монахини. При вечно больном и слабовольном Федоре, на которого она имела совершенно неограниченное влияние, Софья «забросила чепец за мельницу» и повела себя так, что возмутились не только ее богомольные тетки-вековухи, но и более чем терпимая мачеха. И было чем возмущаться! Высокородная девица, царская дочь, появлялась перед совершенно посторонними мужчинами с открытым лицом. Вела с ними долгие и продолжительные беседы на темы, которые девушке и знать-то не полагалось: внутренняя и внешняя политика, финансы, военные вопросы... Впрочем, все это, как оказалось, были только цветочки. Ягодки появились, когда подобные беседы с князем Голицыным стали происходить с глазу на глаз. А потом - и не только беседы. Дo поры до времени Софье все сходило с рук, потому что царь-братец души в ней не чаял. Но когда он, процарствовав с горем пополам несколько лет, скончался, над царевной вполне реально нависла тень монашеского клобука. В обход следующего законного наследника, Ивана, родственники вдовствующей царицы Натальи Кирилловны провели девятилетнего Петра. Для всех это означало лишь замену одной правившей боярской партии - Милославских - другой партией - Нарышкиных. Но лично Софье это грозило просто уходом в небытие, не говоря уж о неизбежном расставании с возлюбленным князем.
Царевна, которой не исполнилось к тому времени и двадцати пяти лет, решилась на крайний шаг: при содействии своих родственников Милославских подбила стрельцов на вооруженный бунт. Сделать это было нетрудно, поскольку стрельцы жили в нищете, нуждались в самом необходимом, да к тому же недолюбливали Нарышкиных и Матвеевых, главную опору юного Петра. Стрельцы ворвались в Кремль и вырезали особо ненавистных им бояр.
Произошло это на глазах у Петра, который с тех пор страдал нервным расстройством и безумной ненавистью к «старобоярщине», а уж стрельцов и вовсе на дух не переносил. Историки не перестают удивляться тому, что впоследствии царь-плотник собственноручно рубил головы стрельцам-мятежникам, получая от этого занятия явное наслаждение. Но он не наслаждался - мстил, вспоминая события многолетней давности. Впрочем, я забежала вперед. Стрельцы прокричали на царство младшего брата Софьи, 16-летнего Ивана, скорбного головой. Номинально царем оставался и Петр. Но фактической правительницей с реальной властью стала царевна Софья.
Царевна Софья не зря имела репутацию умной женщины. Прежде всего она обуздала слишком амбициозных бояр, возомнивших себя истинными правителями России. Самый главный среди них - князь Иван Хованский, назначенный Софьей главой Стрелецкого приказа, со своим старшим сыном Андреем - главой Судного приказа, повели себя излишне независимо, вплоть до прямой дерзости. Да еще на свою беду князь Иван решил женить князя Андрея на одной из сестер Софьи, Екатерине, которая питала к молодому Хованскому явную слабость. Правительница отлично разбиралась во всех пружинах дворцовых интриг и видела, что брак с царевной позволит Хованским претендовать на престол, в то время достаточно шаткий. Знатный род, громкая фамилия, богатство, «ключевые», как теперь бы сказали, должности да еще предполагаемое родство с царской фамилией! Вполне достаточно для осуществления самых смелых замыслов. Софья не зря изучала историю, она помнила, что во времена Смуты князю Шуйскому понадобилось куда меньше оснований, чтобы захватить, пусть и ненадолго, российский престол. Она не желала рисковать. По Москве поползли слухи о том, что Хованские-де «злоумышляют на царскую фамилию». Проще говоря, готовят покушение во время ежегодного паломничества в Донской монастырь. Софья постаралась придать этим слухам максимальную огласку. Царское семейство покинуло Москву, а царевна вскоре получила официальный донос двух посадских людей и одного стрельца на «Ивашку Хованского».
Правительница повелела арестовать обоих князей Хованских и отрубить им головы, что и было исполнено в день ангела царевны. Царь Петр в это время безмятежно резвился в подмосковном селе Преображенском, не знал о существовании Немецкой слободы, которая впоследствии стала ему очень мила, и если чем и отличался от своих сверстников, то только необузданным характером и чрезмерной живостью.
Не будь его старшая сестра столь прозорлива, решительна и жестока, династия Романовых могла пресечься еще тогда, в 1682 году, и не было бы никакого Петра Великого. Он же отплатил Софье черной неблагодарностью, а вслед за ним и все историки, дружно обругавшие царевну-правительницу за кровожадность и за то, что «властолюбию пожертвовала совестью». Когда же шестнадцать лет спустя ее единокровный братец после подавления стрелецкого мятежа собственноручно зарубил двадцать человек, не прерывая при этом дружеской попойки, его столь же дружно пожурили за излишнюю «крутизну». Ни логики, ни справедливости... А ведь Софья задолго до Петра разобралась в опасности, которую представляло для царской власти стрелецкое воинство. Она бы заменила его на регулярное войско, да некому было поручить проведение этой сложной и чрезвычайно опасной акции. Князь Голицын был скорее теоретиком, чем практиком, остальные бояре были не слишком заинтересованы в том, чтобы потерять свою главную опору во время всяческих смут - вечно нищих и озлобленных стрельцов, которых умелой агитацией можно было подбить на что угодно. Сама Софья честно признавалась, в отличие от многих мужчин, что не считает себя специалистом в военных вопросах. Так что военную реформу осуществил Петр методами, весьма далекими от гуманных, зато радикальными. Принято считать Софью распутной интриганкой, которая всеми силами старалась использовать свое временное могущество для того лишь, чтобы удовлетворять свои самые низменные инстинкты и одновременно строить козни против будущего преобразователя России. Первое - откровенный поклеп, поскольку доказательств нет ни единого, второе - правда. Но ведь было совершенно ясно, что брат и сестра слишком похожи друг на друга, чтобы мирно ужиться в будущем: если победит Петр, то Софья отправится в монастырь. Если же победит Софья...
Однако, помимо интриг и козней, Софья активно занималась государственными делами. При ней были ужесточены меры против бродяжничества, бывшего тогда подлинным бичом России. По ее требованию впервые была произведена всероссийская перепись населения. По ее указу было упразднено местничество, которое позволяло боярам и другим знатным людям получать высокие и доходные места не по личным заслугам, а исключительно в силу происхождения и родственных связей. Примечателен еще один факт. Во время правления Софьи во Франции были объявлены гонения на протестантов. Россия первой выразила готовность приютить изгнанников, и многие из них поселились в Москве, в Немецкой слободе. Никакой благодарности к Софье они тем не менее не испытывали и дружно поддержали Петра в его борьбе с сестрой. Людская память может быть удивительно короткой. Подчеркну: именно Софье принадлежала идея пригласить в Россию иностранцев в большом количестве, а ее братец впоследствии воспользовался уже готовеньким. Да и к своим собственным «протестантам» - раскольникам - Софья относилась более чем терпимо. Именно она разрешила установить памятник на могиле казненной в царствование Алексея Михайловича видной раскольницы боярыни Морозовой. Из внешних дел правления Софьи самым важным событием было заключение в 1680 году с Польшей мира, прекратившего долговременную тяжелую распрю за Малороссию. Софья уничтожила существовавшие до того времени таможенные барьеры между Россией и Украиной, что немало способствовало экономическому развитию этих двух частей российского государства. Тоже забыто. И, наконец, Софья собиралась освободить крепостных крестьян, обязав их выплачивать казне ежегодный налог. То есть начало реформам Петра Великого было положено его ненавистной сестрой. Подтверждение этому можно найти в характеристике, которую дал царевне-правительнице один из ближайших сподвижников Петра, князь Борис Куракин: «Правление царевны Софьи началось со всякою прилежностью и правосудием всем и к удовольствию народному, так что никогда такого мудрого правления в Российском государстве не было и все государство пришло во время ее правления через семь лет во цвет великого богатства... И торжествовала тогда довольность народная!" Петровского соратника довольно трудно заподозрить в особом пристрастии к царевне-правительнице. Значит, заслужила...
Главная же «вина» Софьи - два трагических крымских похода против татар - на самом деле ее неудача. Талантливых военачальников в России тогда не было, даже и Петру, вспомним, пришлось первоначально прибегать к услугам иностранных консультантов. Софья позволить себе такую экстравагантную выходку не могла. Местные же военные кадры следовало искать не среди ожиревшего, тугодумного боярства, а в дворянских низах и казачьих станицах, что и сделал впоследствии Петр, вызвав гнев современников. Но это было потом, а пока Петр подрастал. И Софья решилась на отчаянный шаг: подбила стрельцов совершить покушение на молодого царя. Замысел, однако, провалился: нашлись желающие предупредить Петра. Тот укрылся в Троице-Сергиевой лавре и повел оттуда борьбу с сестрой-злодейкой. И стрельцы, и весь народ предпочли видеть на троне царя, а не царевну. «Полно государыне народ-то мутить, пора и в монастырь».
Осенью 1689 года, за несколько дней до именин, Софью привезли в Новодевичий монастырь, где она провела почти десять лет, не принимая пострига. У нее было двенадцать человек прислуги, кормилась она с царского стола и свободно передвигалась по монастырю. Но за его стены она уже никогда не выходила. Соратники царевны, все до единого, поплатились жизнью за то, что осмелились принять когда-то ее сторону. Но это, как оказалось, было только началом кровавой драмы.
Семь лет спустя скончался болезненный и слабоумный царь Иван, успевший, однако, оставить трех дочерей и заложить тем самым под трон сводного брата мину замедленного действия (Анна Иоанновна заняла престол после рано умершего внука Петра, Петра Второго, и его наследникам удалось вернуться к власти только благодаря череде дворцовых переворотов). Кончилось двоецарствие. Петр покорил Азов, довершив так неудачно начатое князем Голицыным дело, и уехал в Европу учиться. Стрельцы воспользовались этим, чтобы учинить новый бунт, прикрывшись именем Софьи. Однако никто и никогда не мог представить подлинных доказательств того, что она участвовала в этом заговоре. А ведь главных виновников жестоко пытали перед казнью, но никто - никто! - не подтвердил личного участия царевны, хотя все в один голос говорили, что желали посадить на царство именно ее. Пытали и прислужниц Софьи - тоже безрезультатно. Более тысячи стрельцов были казнены, сто девяносто пять из них Петр приказал повесить перед окнами сестры в Новодевичьем монастыре. Зачем? А для острастки. Тела казненных провисели всю зиму. Даже в ту далеко не милосердную эпоху понять и оправдать такую жестокость мало кто мог. Разве что вечно хмельное окружение великого реформатора.
Софья вскоре была пострижена в монахини под именем Сусанны и прожила в монастыре еще пять лет под строжайшим надзором. Умерла она 14 июля в 1704 году, не дожив до сорока семи лет.
Заключение
Софья была забыта почти сразу после погребения. Если же впоследствии о ней и вспоминали историки, то лишь как об «интриганке», едва не загубившей благородное дело Петра, поскольку «властолюбию пожертвовала совестью, а темпераменту - стыдом». Так, например, считал Ключевский. Но когда политика сочеталась с нравственностью и кто из власть имущих жертвовал темпераментом во имя стыда? Я не жду ответа на этот риторический вопрос. Не только исторические факты, даже внешность Софьи потомки исказили до неузнаваемости. На портрете, написанном Ильей Репиным, изображена тучная, коренастая женщина с искаженным от ярости лицом. Правда, смотрит она на трупы стрельцов, висящие за окнами ее кельи, а такое зрелище, согласитесь, не способствует милому и кроткому выражению. Но даже современники художника критиковали портрет, как абсолютно не соответствовавший действительности. Сохранился прижизненный портрет Софьи - женщины с круглым, несколько простоватым лицом, с нашей точки зрения, даже миловидным. Для современников Софьи ее внешность была далека от идеала. Красавица должна была быть белолица, румяна, черноброва. Посему на все лицо в несколько слоев накладывались белила, щеки красили ярко-красной краской, брови выводили сажей. Ничего похожего на портрете Софьи нет. Замечу, что одно согласие царевны позировать живописцу (наверняка иностранцу) свидетельствует о ее незаурядном характере и силе воли, поскольку шло вразрез с принятыми тогда нормами женского поведения. Нет, доброй памяти потомков она не удостоилась. Уж коли на Руси берутся что-нибудь крушить, то вдребезги, без малейшего снисхождения. Так и с Софьей - уничтожили, оклеветали и забыли, но получилось, что Петр боролся за власть не с достойной его умной и сильной противницей, а просто с глупой и развратной злодейкой. Спрашивается, что же так долго возился? Признать за Софьей, за женщиной, ее подлинные достоинства - никогда. Получится, что женщины способны управлять государством, да еще русские, а не «пришлые немки".
Софья была старшей дочерью царя Алексея Михайловича, его первенцем. Родись она мальчиком, вопроса бы не возникло о том, кому наследовать трон и власть и реформы в России, глядишь, пошли бы менее коротким, но не таким кровавым путем...
Используемая литература
1. Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли
2. Платонов С.Ф. «Полный курс лекций по русской истории»
3. Дмитриев Е. «Царевна Софья Алексеевна»
4. История СССР с древнейших времён до наших дней. Москва, 1967
5. Сергеев М. «Своей судьбой гордимся мы»
6. Смовкин В.В. «Всё обо всех»