Внешнеторговое регулирование в РФ
Система регулирования внешнеторговых операций в России начала формироваться в конце 1991 г. - начале 1992 г. При этом применяются методы нетарифного регулирования - квотирование и лицензирование экспортных поставок, а также регистрационный режим в отношении экспортеров стратегически важных сырьевых товаров (СВСТ). Под лицензионным контролем находилась подавляющая часть экспорта России (в 1992 - 1993 г.г. - около 75 - 80 %), причем по его основному объему лицензии выдавались в пределах установленных государством квот.
С 1992 г. стал действовать экспортный таможенный тариф. В первые два года его действия вывозные пошлины охватывали около 3/4 российского экспорта. Обложению пошлинами подлежал экспорт топливно-сырьевых товаров, продовольствия, промышленных полуфабрикатов, а также некоторых видов готовой промышленной продукции.
С 1992 г. ввоз товаров в Россию был освобожден от квотирования, лицензированию подлежит ввоз ограниченного числа изделий, к которым относятся химические средства защиты растений, лекарства, промышленные отходы, а также товары, включенные в перечень, определяемый правительством и президентом (вооружение, боеприпасы, ядерные материалы и технологии, драгоценные металлы и камни, наркотические, психотропные вещества и яды, продукция, имеющая двойное назначение). Импортные поставки регулировались преимущественно тарифными и налоговыми мерами.
В 1993 - 1994 г.г. произошла частичная либерализация экспортного режима: список квотируемых товаров постепенно сокращался, уменьшался также перечень товаров, облагаемых экспортными пошлинами, а их ставки снижались. При импорте товаров таможенные пошлины и налоги дополнялись обязательной сертификацией на предмет безопасности и соответствия российским стандартам.
В течение второй половины 1994 г. и в начале 1995 г. в основном был отменен прежний порядок регулирования российского экспорта на основе квот и лицензий. С этого времени в перечень товаров, подпадающих под лицензионный режим, стали входить:
* продукция, вывоз которой регламентируется квотами, установленными на базе подписанных Россией международных обязательств (добровольное ограничение экспорта);
* товары, по которым сохранен особый порядок экспорта.
Отмена количественных ограничений и особого режима экспорта основных валютоемких товаров сопровождалась введением во второй половине 1994 г. регистрации контрактов на экспорт отдельных товаров, ранее подпадавших под лицензионный контроль. С 1994 г. действует система валютного контроля при экспорте товаров.
Важнейшие сдвиги в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности произошли в 1995 г.: либерализация нефтяного экспорта, отмена института спецэкспортеров СВСТ, ограничение области применения мер нетарифного регулирования, введение новых ставок ввозных таможенных пошлин, снижение или отмена вывозных таможенных пошлин по основным товарным группам.
Вывозные таможенные пошлины отменены с 1 апреля 1996 г. практически по всем товарам, а по нефти и газовому конденсату - с 1 июля 1996г.
Одним из основных итогов либерализации внешней торговли является превращение таможенного тарифа в основной инструмент регулирования импорта.
В данной работе также будут рассмотрены таможенные режимы и экспортный контроль, которые также являются инструментами внешнеторгового регулирования.
Меры внешнеторгового регулирования применяются к товарам на основе Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.
ТОВАРНАЯ НОМЕНКЛАТУРА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ТН ВЭД)
При переходе к новым рыночным инструментам регулирования внешнеэкономической деятельности, применяемым в мировой практике, возникла необходимость изменения организации таможенного контроля за товарами, находящимися во внешнеторговом обороте. Если раньше (до конца 80-х г.г.) режим и процедура пропуска товаров определялись в зависимости от того, кто являлся субъектом внешнеторговой сделки, то сейчас главным критерием является объект сделки, т.е. конкретный товар. В связи с этим для государственного регулирования внешнеэкономической деятельности используется Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, разработанная на базе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС) и Комбинированной тарифно-статистической номенклатуры Европейского экономического сообщества (КН ЕЭС).
Девятизначный цифровой код ТН ВЭД означает:
первые шесть цифр - код товара по ГС;
первые шесть цифр плюс седьмая и восьмая цифры - код товара по КН ЕЭС;
девятая цифра - возможную детализацию в будущем тех или иных товарных позиций с учетом интересов России.
То есть, чем больше цифр в коде присутствует, тем детальнее описание:
22 - напитки и табак;
2208 -спирт и крепкие алкогольные напитки;
220820 -крепкие напитки из винограда;
220830 -виски;
Правильное определение положение товара в номенклатуре (его классификация) имеет решающее значение для установления режима государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, под который этот товар подпадает.
Уклонение от установленного порядка перемещения через границу конкретного товара путем его неправильной классификации и/или указания неверных данных в таможенной декларации рассматриваются таможенными органами как нарушение, влекущее за собой ответственность в соответствии с действующим законодательством.
В ТН ВЭД строго соблюдается принцип однозначного отнесения товаров к классификационным группировкам в соответствии с примечаниями и основными правилами интерпретации ТН ВЭД. Однозначное понимание классификационных группировок является необходимым условием при определении ставок таможенных пошлин и иных платежей, сопоставлении данных о внешней торговле различных стран и др. Единицы измерения, используемые в ТН ВЭД, соответствуют международным стандартам.
ТН ВЭД практически полностью совпадает с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров, поэтому ее применение в таможенно-тарифных и статистических целях осуществляется в соответствии с основными правилами классификации, а также пояснениями и примечаниями, которые являются неотъемлемой и главной частью ГС. Существует шесть основных правил:
1. Наименования разделов, групп, подгрупп даны только для удобства пользования. С правовой точки зрения классификация товаров по группам должна осуществляться в соответствии с пояснениями и примечаниями к разделам, группам, позициям ГС. Если же в пояснениях или примечаниях нет иной оговорки, тогда товары должны классифицироваться согласно 2, 3, 4, 5 и 6-му правилам ГС.
Например, в 88-ю группу «Средства воздушного и космического транспорта; их части» должна включаться наряду с другими субпозиция 880250 «Космические аппараты (включая спутники0 и их ракеты-носители». Подробный перечень товаров, которые должны или не должны включаться в 88-ю группу, приведен в пояснениях, в соответствии с которыми в товарную субпозицию 880250 включаются: космические аппараты, являющиеся транспортными средствами (например, спутники связи, метеорологические спутники и т.п.); ракетоносители, те из них, которые используются для выведения полезного груза на траектории вокруг земли или других небесных тел. Однако в эту позицию не должны включаться: военные ракетоносители или баллистические ракеты, «полезный» груз которых возвращается на поверхность Земли. Эти ракетоносители должны учитываться в товарной позиции 9406 «бомбы, гранаты, торпеды, мины, реактивные снаряды, ракеты, боеприпасы и их части...».
2. Товар должен включаться в позицию независимо от того, находится ли он в комплектном или законченном производством виде. При этом комплектный или незаконченный производством товар должен иметь все основные признаки комплектного или законченного производством изделия. В товарную позицию, к которой относятся комплектные или законченные производством изделия, должны также включаться товары в несобранном или разобранном состоянии, например поставка мебели «жилая комната» в разобранном виде.
Согласно этому правилу товар, состоящий частично из смеси или соединений с другим материалом, при сохранении его целостности должен учитываться в той же позиции, что и товар без смеси и соединений. Например, йогурт в смеси с добавками сахара и фруктов должен включаться в товарную субпозицию 040310 «Йогурт».
Необходимо учитывать, что применение данного правила возможно только с учетом примечаний и пояснений к разделам и группам ГС. Например, в пояснении к разделу XV «Черные и цветные металлы и изделия из них» определено:
сплав черных и цветных металлов должен классифицироваться по металлу, который по весу в данном сплаве преобладает над весом любого другого металла;
сплав, состоящий из черных или цветных металлов с драгоценными металлами (серебро, золото, платина), вес которых в общем весе сплава превышает 2 %, должен учитываться в группе 71 «Драгоценные металлы...».
3. Если по каким-либо причинам товар можно классифицировать по двум или более позициям, то в этих случаях следует:
а) отдать предпочтение тому виду, который имеет более конкретное по сравнению с другими наименование. Например ворсяные текстильные коврики для салона автомобиля должны включаться в товарную позицию 5703 «Ковры и другие текстильные напольные покрытия...», а не в позицию 8708 «Запасные части и принадлежности к автомобилям...», так как они конкретно описаны «коврики...», а не «принадлежности для автомобиля»;
б) товары, состоящие из различных материалов или различных компонентов, а также товары в виде наборов, которые предназначены для их реализации через розничную торговлю и не могут быть классифицированы согласно пункту «а» данного правила, должны классифицироваться по тому материалу или компоненту, признаки которого наиболее полно отражают специфический характер или назначение товара. Например, комплект подарочного набора, состоящий из ножниц (8213), расчески (9616), зубной щетки (960321), мыла туалетного (340111), туалетной воды (3303), зубной пасты (3306), уложенных в косметическую сумочку из текстильного материала (420212), должен включаться в товарную позицию 9605 «Несессеры дорожные для личного туалета...».
Однако это правило не распространяется на «комплект» продуктов, состоящий из одной банки креветок (160520), 1 кг пряников (190520) и 1 кг свежих огурцов (0707), уложенных в хозяйственную сумку (4202), так как ни один из перечисленных товаров не может являться компонентом, отражающим специфический характер данного набора.
В тех случаях, когда к товарам при их классификации не может быть применено правило 3 пункта «а» и «б»), их следует включать в ту позицию, под которой является последним в цифровом ряду среди товаров, которым в раной степени отдается предпочтение.
4. Товары, которые не могут быть классифицированы в соответствии стремя вышеперечисленными правилами, должны включаться в те позиции, которые наиболее близки им по содержанию или по назначению.
Это правило введено в номенклатуру для того, что предоставить возможность классифицировать новые товары в международной торговле Используется оно крайне редко.
5. По данному правилу определяется классификация футляров, ящиков и подобных им упаковочных изделий, специально приспособленных для хранения и транспортировки определенного товара или набора товаров:
а) футляры для фотоаппаратов, музыкальных инструментов, оружия, чертежно-художественных инструментов, ювелирных изделий и другие подобные упаковки, специально приспособленные для данного товара или набора товаров, рассчитанные на длительное использование, поставляются и продаются обычно вместе с товарами, для которых они предназначены и классифицируются одним кодом вместе с товаром. Это правило применяется в тех случаях, когда упаковочные изделия поставляются вместе с их содержимым, хотя для удобства транспортировки они могут быть разделены.
Если же осуществляется поставка подобных товаров отдельно от изделий, для которых они предназначены, тогда они должны включаться в соответствующие их назначению товарные позиции. Например, чемоданы, футляры, атташе-кейсы и другие подобные им изделия, поставка которых осуществляется в качестве самостоятельных, должны учитываться в позиции «Чемоданы, атташе-кейсы, футляры...».
Это правило также не распространяется на упаковочные материалы, которые не соответствуют основному характеру товара. Например, серебряные конфетницы должны учитываться в позиции 711311 «Ювелирные изделия... из серебра...», а не в позиции 1704 «Кондитерские изделия...»;
б) исключением из правила 5 является тара и подобные ей товары многоразового использования. Например, канистры для бензина должны учитываться в позиции 7310 «Цистерны, бачки... аналогичные емкости из черных металлов...».
6. Классификация товаров в субпозициях должна производиться по их наименованиям и с учетом пояснений и примечаний к разделам, группам ГС. Например, необходимо классифицировать «галстук мужской трикотажный». Казалось бы, что его надо отнести к товарной позиции 6215 «Галстуки, галстуки-бабочки и шейные платки», но в пояснениях к этой товарной позиции определено, что «галстуки, галстуки-бабочки... из трикотажа или ручной вязки» должны включаться в позицию 617 «Прочие готовые принадлежности одежды, трикотажные, детали одежды или принадлежности одежды, трикотажные».
Содержание перечисленных шести основных правил дополняется детальными пояснениями и примечаниями к разделам, группам, отдельным товарным позициям.
ТАМОЖЕННЫЕ РЕЖИМЫ
Основным документом, определяющим порядок внешнеторгового регулирования в Российской Федерации в современны условиях, является Таможенный кодекс Российской Федерации, принятый постановлением Верховного совета Российской Федерации от 18 июня 1993 г. № 5223-1.
В соответствии с этим документом установлено несколько режимов пропуска товаров через таможенную границу Российской Федерации, которые различаются порядком оформления и, самое главное, предусматривают различный порядок и объемы таможенных платежей. Поэтому правильное применение того или иного таможенного режима позволит предпринимателю избежать чрезмерных финансовых затрат.
1. Выпуск товаров для свободного обращения - режим, при котором ввозимые на таможенную территорию российской Федерации товары остаются постоянно на этой территории без обязательства об их вывозе с этой территории.
Выпуск товаров для свободного обращения предусматривает уплату таможенных пошлин, налогов и внесение иных таможенных платежей, а также соблюдение мер экономической политики и других ограничений.
2. Реимпорт товаров - режим, при котором российские товары, вывезенные с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом экспорта товаров, ввозятся обратно в установленные сроки без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики.
Под режим реимпорта товары могут быть помещены при следующих условиях:
* товары должны быть ввезены на таможенную территорию в течение 10 лет с момента вывоза;
* товары должны находиться в том же состоянии, в котором они были в момент вывоза, кроме изменений вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения и в других случаях, определяемых Государственным таможенным комитетом Российской Федерации (ГТК России).
При реимпорте товаров в течение трех лет с момента вывоза таможенные органы возвращают уплаченные суммы вывозных (экспортных) таможенных пошлин и налогов. В то же врем, лицо, перемещающее товары, возвращает суммы, полученные в качестве выплат или в результате иных льгот, предоставленных при вывозе товара.
3. Транзит товаров - режим, при котором товары перемещаются под таможенным контролем между двумя таможенными органами Российской Федерации, в том числе через территорию иностранного государства, без взимания таможенных пошлин и налогов, а также без применения к ним мер экономической политики.
4. Таможенный склад - режим, при котором ввезенные товары хранятся под таможенным контролем без взимания таможенных пошлин и налогов и без применения к ним мер экономической политики в период хранения, а товары, предназначенные для вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта, хранятся под таможенным контролем с предоставлением льгот.
Под режим таможенного склада могут помещаться любые товары, за исключением товаров, запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию, вывозу из Российской Федерации, а также иных товаров, перечень которых определяется Государственным таможенным комитетом Российской Федерации. Товары могут находиться в режиме таможенного склада в течение 3 лет.
5. Магазин беспошлинной торговли - режим, при котором товары реализуются под таможенным контролем на таможенной территории Российской Федерации (в аэропортах, портах, открытых для международного сообщения, и иных местах, определяемых таможенными органами Российской Федерации) без взимания таможенных пошлин, налогов и без применения к ним мер экономической политики.
В таможенном режиме магазина беспошлинной торговли могут реализовываться любые товары, за исключением товаров:
* запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию;
* запрещенных к вывозу из Российской Федерации;
* запрещенных к реализации на территории Российской Федерации;
* иных товаров, перечень которых определяется Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.
6. Переработка товаров на таможенной территории - режим, при котором иностранные товары используются в установленном порядке для переработки на таможенной территории Российской Федерации без применения мер экономической политики и с возвратом сумм ввозных (импортных) таможенных пошлин и налогов при условии вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта продуктов переработки за пределы таможенной территории Российской Федерации.
Иностранные товары и продукты их переработки освобождаются от вывозных (экспортных) таможенных пошлин и налогов.
7. Переработка товаров под таможенным контролем - режим, при котором иностранные товары используются в установленном порядке на таможенной территории Российской Федерации без взимания таможенных пошлин и налогов, а также без применения к ним мер экономической политики для переработки под таможенным контролем с последующим выпуском для свободного обращения или помещения продуктов переработки под иной таможенный режим.
8. Временный ввоз (вывоз) - режим, при котором использование товаров на таможенной территории Российской Федерации или за ее пределами допускается с полным или частичным освобождением от таможенных пошлин, налогов и без применения к ним мер экономической политики.
Временно ввозимые (вывозимые) товары подлежат возврату в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения.
9, 10. Свободная таможенная зона и свободный склад (СС)- режимы, при которых иностранные товары размещаются и используются в соответствующих территориальных границах или помещениях (местах) без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к ним мер экономической политики, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта.
. Для учреждения свободного склада требуется лицензия Государственного таможенного комитета Российской Федерации. Товары могут находиться в свободных таможенных зонах и на свободных складах без ограничения сроков.
В соответствии с этими режимами с товарами допускается совершение производственных и иных коммерческих операций, за исключением розничной продажи.
Сюда же следует отнести и свободный склад с особым таможенным режимом (ССОТР).
Попробуем дать сравнительную характеристику основных положений таможенного режима СС и ССОТР :
Свободный склад
Свободный склад с особым таможенным режимом
1) При помещении , ввозе иностранных и российских товаров на свободные склады таможенные пошлины, налоги и меры экономической политики не применяются
2) Владельцами свободных таможенных складов могут быть только российские лица.
3) На свободных складах допускается совершение производственных и иных коммерческих операций с товарами за исключением розничной продажи.
3) Виды деятельности определяются правительством РФ.
4) При ввозе товаров со свободного склада на остальную территорию России взимаются таможенные пошлины, налоги и применяются меры экономической политики в зависимости от страны происхождения товаров.
4) Порядок взимания или не взимания таможенных платежей при ввозе товаров на территорию России определяется правительством РФ
5) Срок деятельности свободного склада определяется лицензией
5) Сроки лицензии определяются правительством РФ.
Хочется отметить, что режим ССОТР создавался для автосборочных предприятий из комплектующих («отверточная сборка»). Минимальный перечень отдельных комплектующих элементов, используемые для производства автомобилей в режиме ССОТР:
* кузов в сборе
* двигатель с трансмиссией
* передние подвески
* задние подвески
* амортизаторы
* выхлопная система
Произведенная в режиме ССОТР продукция (автомобили) может получить статус российского происхождения и, следовательно, будет освобождена от уплаты таможенных платежей и сборов, если выполнены прочие условия, как то определенные лимиты производства, устанавливаемые правительством РФ.
Свободная таможенная зона создается по решению правительства Российской Федерации. Примером такой зоны может служить Калининградская область (Распоряжение ГТК РФ от 17 августа 1998 г. N 01-14/893 "О применении таможенных режимов в Калининградской области"
11. Переработка товаров вне таможенной территории - режим, при котором российские товары вывозятся без применения к ним мер экономической политики и используются вне таможенной территории российской Федерации с целью их переработки и последующего выпуска продуктов переработки в свободное обращение на таможенной территории Российской Федерации с полным или частичным освобождением от таможенных пошлин и налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики.
12. Экспорт товаров - режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории российской Федерации без обязательства вернуть их на эту территорию.
13. Реэкспорт товаров - режим, при котором иностранные товары вывозятся с таможенной территории Российской Федерации без взимания или с возвращением ввозных таможенных пошлин и налогов без применения к ним мер экономической политики.
14. Уничтожение товаров - режим, при котором иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем, включая приведение их в состояние, непригодное для использования, без взимания таможенных пошлин и налогов, а также без применения к ним экономической политики.
Уничтожение товаров производится заинтересованным лицом за собственный счет и не влечет для государства каких-либо расходов. Отходы, образовавшиеся в результате уничтожения товаров, должны быть помещены под соответствующих таможенный режим как иностранные товары, находящиеся под таможенным контролем.
15. Отказ от товара в пользу государства - режим, при котором лицо отказывается от товара без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер экономической политики.
Отказ от товара в пользу государства допускается с разрешения таможенного органа Российской Федерации и не влечет каких-либо расходов для государства.
ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ
Основной правовой базой для взимания таможенных пошлин в Российской Федерации являются Таможенный кодекс российской Федерации и Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 г.
№ 5003-1.
В соответствии с этим Законом таможенный тариф Российской Федерации представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД).
Согласно Закону при формировании Импортного таможенного тарифа базовые ставки ввозных таможенных пошлин устанавливаются к товарам, происходящим из стран, в торгово-политических отношениях с которыми Российская Федерация применяет режим наиболее благоприятствуемой нации.
К товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации либо страна происхождения которых не установлена, ставки ввозных таможенных пошлин увеличиваются в два раза. Товары, происходящие из развивающихся стран, пользуются схемой преференций РФ и облагаются импортной пошлиной в размере 75% от базовых. К товарам,происходящих из наименее развитых стран импортнае таможенные пошлины не применяются.
В Российской федерации применяются следующие виды ставок пошлин:
* адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;
* специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров;
* комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.
Вышеназванный Закон предусматривает в необходимых случаях применение сезонных и особых пошлин. К особым пошлинам относятся: специальные, антидемпиговые, компенсационные.
Специальные пошлины применяются:
* в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации в количестве и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров;
* как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы Российской Федерации, со стороны других государств или их союзов.
Антидемпинговые пошлины применяются при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товаров по цене более низкой, чем их стоимость в стране, из которой они вывозятся, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению их производства в Российской федерации.
Компенсационные пошлины применяются при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению их производства в Российской Федерации.
Применению особых видов пошлин предшествует расследование, проводимое в соответствии с законодательством Российской Федерации. Размер ставок пошлин должен быть соотносим с величиной установленного расследованием демпингового занижения цены, субсидий и выявленного ущерба.
Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» предусматривает также применение тарифных льгот (тарифных преференций) в виде:
* возврата ранее уплаченной пошлины;
* освобождения от уплаты пошлины;
* снижения ставки пошлины;
* установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.
Начисление, уплата и взимание пошлины на товар производятся на основе его таможенной стоимости в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.
Таможенная стоимость определяется декларантом с помощью методов определения таможенной стоимости и заявляется (декларируется) им таможенному органу Российской Федерации при перемещении товара через таможенную границу Российской Федерации.
Таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, определяется методами оценки:
* по цене сделки с ввозимыми товарами;
* по цене сделки с идентичными товарами;
* по цене сделки с однородными товарами;
* на основе вычитания стоимости;
* на основе сложения стоимости;
* резервного метода.
Основным является метод оценки по цене сделки с ввозимыми товарами.
В том случае, если основной метод не может быть использован, применяется последовательно каждый из перечисленных выше методов.
В соответствии с основным методом таможенной стоимостью ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации товара является цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимый товар на момент пересечения им таможенной границы Российской Федерации (до порта или иного места ввоза).
При определении таможенной стоимости в цену сделки включаются следующие компоненты, если они не были ранее в нее включены:
а) расходы по доставке товара до аэропорта, порта или иного места ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации:
* стоимость транспортировки;
* расходы по погрузке, выгрузке, перегрузке и перевалке товаров;
* страховая сумма.
б) расходы, понесенные покупателем:
* комиссионные и брокерские вознаграждения, за исключением комиссионных по закупке товара;
* стоимость контейнеров и (или) другой многооборотной тары, если в соответствии с ТН ВЭД они рассматриваются как единое целое с оцениваемыми товарами;
* стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;
в) соответствующая часть стоимости товаров и услуг, которые прямо или косвенно были предоставлены покупателем бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством или продажей на вывоз:
* сырья, материалов, деталей, полуфабрикатов и других комплектующих изделий, являющихся составной частью оцениваемых товаров;
* инструментов, штампов, форм и других подобных предметов, использованных при производстве оцениваемых товаров;
* материалов, израсходованных при производстве оцениваемых товаров (смазочных материалов, топлива и других);
* инженерной проработки, опытно-конструкторской работы, дизайна, художественного оформления, эскизов и чертежей, выполненных вне территории Российской Федерации и необходимых для производства оцениваемых товаров;
г) лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые покупатель должен прямо или косвенно осуществить в качестве условия продажи оцениваемых товаров;
д) часть прямого или косвенного дохода продавца от любых последующих перепродаж, передачи или использования оцениваемых товаров на территории Российской Федерации.
Указанный метод не может быть использован для определения таможенной стоимости товара, если:
а) существуют ограничения в отношении прав покупателя на оцениваемый товар, за исключением:
* ограничений, установленных законодательством Российской Федерации;
* ограничений географического региона, в котором товары могут быть перепроданы;
* ограничений, существенно не влияющих на цену товара;
б) продажа и цена сделки зависят от соблюдения условий, влияние которых не может быть учтено;
в) данные, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости, не подтверждены документально либо не являются количественно определенными и достоверными;
г) участники сделки являются взаимозависимыми лицами, за исключением случаев, когда их взаимозависимость не влияет на цену сделки, что должно быть доказано декларантом. При этом под взаимозависимыми лицами понимаются лица, которым присущ хотя бы один из следующих признаков:
* один из участников сделки (физическое лицо) или должностное лицо одного из участников сделки является одновременно должностным лицом другого участника сделки;
* участники сделки являются совладельцами предприятия;
* участники сделки связаны трудовыми отношениями;
* один из участников сделки является владельцем вклада (пая) или обладателем акций с правом голоса в уставном капитале другого участника сделки, составляющих не менее 5 % уставного капитала;
* оба участника сделки находятся под непосредственным либо косвенным контролем третьего лица;
* участники сделки совместно контролируют, непосредственно или косвенно, третье лицо;
* один из участников сделки находится под непосредственным или косвенным контролем другого участника сделки;
* участники сделки или иъ должностные лица являются родственниками.
При методе оценки по цене сделки с идентичными товарами в качестве основы для определения таможенной стоимости товара принимается цена сделки с идентичными товарами при соблюдении некоторых условий. При этом под идентичными понимаются товары, одинаковые во всех отношениях с оцениваемыми товарами, в том числе по следующим признакам:
* физические характеристики;
* качество и репутация на рынке;
* страна происхождения;
* производитель.
Цена сделки с идентичными товарами принимается в качестве основы для определения таможенной стоимости, если эти товары:
а) проданы для ввоза на территорию Российской Федерации;
б) ввезены примерно в том же количестве и/или на тех же коммерческих условиях. В случае если идентичные товары ввозились в ином количестве и/или на других коммерческих условиях декларант должен произвести соответствующая корректировку их цены с учетом этих различий и документально подтвердить ее обоснованность.
При определении таможенной стоимости по цене сделки с идентичными товарами должны учитываться расходы, указанные в основном методе.
В случае, если при этом методе выявляется более одной цены сделки по идентичным товарам, то для определения таможенной стоимости ввозимых товаров применяется самая низкая из них.
При методе оценки по цене сделки с однородными товарами за основу для определения таможенной стоимости товара принимается цена сделки по товарам, однородным с ввозимыми при соблюдении ряда условий. При этом под однородными понимаются товары, которые, хотя и не являются одинаковыми по всех отношениях, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые товары и быть коммерчески взаимозаменимыми.
При определении однородности товаров учитываются следующие их признаки:
* качество, наличие товарного знака и репутация на рынке;
* страна происхождения;
* производитель.
Данный метод применяется при тех же условиях, что и метод оценки по цене сделки с идентичными товарами.
Согласно этим методам таможенной оценки:
а) товары не считаются идентичными оцениваемым или однородными с ними, если они не были произведены в той же стране, что и оцениваемые товары;
б) товары, произведенные не производителем оцениваемых товаров, а другим лицом, принимаются по внимание только в том случае, если не имеется ни идентичных, ни однородных товаров, произведенных лицом - производителем оцениваемых товаров;
в) товары не считаются идентичными или однородными, если их проектирование, опытно-конструкторские работы, их художественное оформление, дизайн, эскизы и чертежи и иные аналогичные работы выполнены в Российской Федерации.
Таможенная стоимость по методу оценки на основе вычитания стоимости определяется в том случае, если оцениваемые, идентичные или однородные товары будут продаваться на территории Российской Федерации без изменения своего первоначального состояния.
При этом методе в качестве основы для определения таможенной стоимости товара принимается цена единицы товара, по которой оцениваемые, идентичные или однородные товары продаются наибольшей партией на территории Российской Федерации не позднее 90 дней с даты их ввоза участнику сделки, не являющемуся взаимозависимым с продавцом лицом.
Из цены единицы товара вычитаются следующие компоненты:
а) расходы на выплату комиссионных вознаграждений, обычные надбавки на прибыль и общие расходы в связи с продажей в Российской Федерации ввозимых товаров того же класса и вида;
б) суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, сборов и иных платежей, подлежащих уплате в Российской Федерации в связи с ввозом или продажей товаров;
в) обычные расходы, понесенные в Российской Федерации на транспортировку, страхование, погрузочные и разгрузочные работы.
При методе оценки на основе сложения стоимости за основу для определения таможенной стоимости товара принимается цена товара, рассчитанная путем сложения:
а) стоимости материалов и издержек, понесенных изготовителем в связи с производством оцениваемого товара;
б) общих затрат, характерных для продажи в Российскую Федерацию из страны вывоза товаров того же вида, в ом числе расходов на:
* транспортировку,
* погрузочные и разгрузочные работы,
* страхование до места пересечения таможенной границы Российской Федерации и иных затрат;
в) прибыли, обычно получаемой экспортером в результате поставки в Российскую Федерацию таких товаров.
В случаях, если таможенная стоимость товара не может быть определена декларантом в результате последовательного применения предыдущих методов, либо если таможенный орган аргументировано считает, что эти методы оценки таможенной стоимости не могут быть использованы, таможенная стоимость оцениваемых товаров определяется с учетом мировой практики.
В качестве основы для определения таможенной стоимости товара по резервному методу не могут быть использованы:
а) цена товара на внутреннем рынке Российской Федерации;
б) цена товара, поставляемого из страны его вывоза в третьи страны;
в) цена на внутреннем рынке российской Федерации на товары российского происхождения;
г) произвольно установленная или достоверно не подтвержденная цена товара.
Страна происхождения товара определяется согласно существующей международной практике с целью осуществления тарифных и нетарифных мер регулирования ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации и его вывоза с этой территории.
Страной происхождения товара считается страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в соответствии с определенными критериями. При этом под страной происхождения товара может пониматься группа стран, таможенные союзы стран, регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения происхождения товара.
Товарами, полностью произведенными в данной стране, считаются:
а) полезные ископаемые, добытые на ее территории, или в ее территориальных водах, или на ее континентальном шельфе и в морских недрах, если страна имеет исключительные права на разработку этих недр;
б) растительная продукция, выращенная или собранная на ее территории;
в) живые животные, родившиеся и выращенные в ней;
г) продукция, полученная в этой стране от выращенных в ней животных;
д) произведенная в ней продукция охотничьего, рыболовного и морского промыслов;
е) продукция морского промысла, добытая и (или) произведенная в Мировом океане ее судами либо судами, арендованными (зафрахтованными) ею;
ж) вторичное сырье и отходы, являющиеся результатом производственных и иных операций, осуществляемых в ней;
з) продукция высоки технологий, полученная в открытом космосе на космических судах, принадлежащих данной стране или арендуемых ею;
и) товары, произведенные в ней исключительно из продукции, указанной в пунктах «а» - «з».
Если в производстве товара участвуют две и более страны, его происхождение определяется в соответствии с критериями достаточной переработки товара в данной стране:
а) изменение товарной позиции (классификационного кода товара) по ТН ВЭД на уровне любого из первых четырех знаков, произошедшее в результате переработки товара; Например, из сусла (0410- сусло для приготовления алкогольных напитков, виноградное вино) получают коньяк (0820). Эта методика верна практически для всех товаров кроме нефтепродуктов. Предприятие нефтеотрасли должно так переработать сырье, чтобы код ТНВЭД изменился в последних трех цифрах.
б) выполнение производственных или технологических операций, достаточных или недостаточных для того, чтобы товар считался происходящим из той страны, где эти операции имели место;
в) правило адвалорной доли, т.е. изменение стоимости товара, когда процентная доля стоимости использованных материалов или добавленной стоимости достигает фиксированной доли цены поставляемого товара.
При этом считаются не отвечающими критерию достаточной переработки:
* операции по обеспечению сохранности товаров во время хранения или транспортировки;
* операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (дробление партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка);
* простые сборочные операции;
* смешивание товаров(компонентов) без придания полученной продукции характеристик, существенно отличающих ее от исходных составляющих.
Для подтверждения происхождения товара из данной страны таможенный орган Российской Федерации вправе требовать представления сертификата о его происхождении.
Рассмотрим несколько подробнее - какие платежи осуществляет импортер.
Ставки импортных таможенных пошлин устанавливаются в процентах от таможенной стоимости либо в ЭКЮ от единицы измерения. Например, мебель для сидения (9401) облагается следующей пошлиной:
30 % от таможенной стоимости либо 2 ЭКЮ за 1 килограмм.
Акцизами облагаются отдельные товары (алкогольные напитки, автомобили, и.т.д.). Перечни этих товаров и часто меняющиеся ставки часто публикуются в печати. Сумма акциза определяются по формуле:
Ас = (С * А) / 100, где
А - ставка акциза
С - таможенная стоимость.
В настоящее время при ввозе на таможенную территорию РФ подакцизных товаров на депозит внутренней таможни вносится залоговая сумма для обеспечения таможенных платежей.
Также, товары, ввозимые на территорию РФ, облагаются НДС по установленным ставкам. Сумма НДС в рублях определяется по формуле:
Ан = [ ( С + П + Ас) * Н ] / 100 , где
С - таможенная стоимость,
П - сумма таможенной стоимости,
Ас - сумма акциза,
Н - ставка НДС.
Все таможенные платежи и сборы уплачиваются до или в момент принятия ГТД (грузовой таможенной декларации) к оформлению.
ЭКСПОРТНЫЙ КОНТРОЛЬ
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О мерах по созданию системы экспортного контроля в России» от 11 апреля 1992 г. № 338 для проведения единой государственной политики, координации работ по экспортному контролю предписывалось образовать при Правительстве Российской Федерации Межведомственную комиссию по экспортному контролю (КЭК России). Функции рабочего органа Межведомственной комиссии возлагались на отдел экспортного контроля комплекса оборонной промышленности и конверсии Минэкономики России.
КЭК России поручалось разработать и представить проект перечня сырья, материалов, применяемых при создании вооружения и военной техники, экспорт которых контролируется и осуществляется по лицензиям, а также списки материалов, оборудования и технологий, имеющих мирное назначение, но пригодных для использования при создании ракетного, ядерного, химического и других видов оружия массового уничтожения, контролируемых при экспорте в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации по нераспространению оружия массового уничтожения.
Одновременно Министерству иностранных дел Российской Федерации совместно с КЭК России поручалось провести переговоры с правительствами Содружества Независимых Государств по координации на многосторонней основе работ по экспортному контролю в целях нераспространения оружия массового уничтожения, а также принять участие в работе международных организаций по подготовке международных гармонизированных контрольных списков материалов, оборудования и технологий, которые имеют мирное назначение, но могут быть использованы при создании оружия массового уничтожения
В целях усиления валютного и экспортного контроля в России 24 сентября 1993 г. Был подписан Указ Президента Российской Федерации № 1444 «О Федеральной службе России по валютному и экспортному контролю», в котором определены статус Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю как центрального органа федеральной исполнительной власти по реализации функций Совета Министров - правительства Российской Федерации по валютному и экспортному контролю, а также ее основные задачи и порядок взаимодействия с другими государственными учреждениями и организациями. Постановлением правительства Российской Федерации от 30 августа 1994 г. № 1005 функции рабочего органа КЭК России были возложены на Управление экспортного контроля Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю.
По инициативе ряда оборонных предприятий в России и при поддержке Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю, МИД и МВЭС России в августе 1994 г. создан Центр по проблемам экспортного контроля, одной из основных задач которого является работа с российскими экспортерами продукции и технологий двойного применения. Центр по проблемам экспортного контроля - некоммерческая и негосударственная организация. Его деятельность направлена на оказание информационной, учебной и консалтинговой помощи российским предприятиям экспортерам товаров, технологий и услуг двойного применения в сфере экспортного контроля.
В 1994 г. процесс создания в Российской Федерации современной системы экспортного контроля был завершен.
В сфере международных контрольных режимов Россия следует их рекомендациям в своей внешнеэкономической деятельности. В настоящее время она является официальным членом группы ядерных поставщиков, многостороннего режима контроля за ракетными технологиями и Вассенаарских договоренностей.
В настоящее время деятельность российской системы экспортного контроля направлена на реализацию следующих режимов контроля за экспортом товаров и услуг:
* контроль за экспортом из Российской Федерации оборудования и материалов двойного применения и соответствующих технологий, используемых в ядерных целях («Лондонский клуб ядерных поставщиков»). Нормативной основой для контроля является распоряжение президента Российской Федерации от 11 января 1993 г. № 827-рп; порядок контроля определен постановлением правительства Российской Федерации от 27 января 1993 г. № 68.
Гарантии импортера должны обеспечить использование предмета контракта или любых воспроизведенных его копий в заявленных целях, не связанных с любой деятельностью по созданию ядерных взрывных устройств или деятельностью по созданию ядерного топливного цикла, не находящихся под гарантиями МАГАТЭ, а также возможность реэкспорта только при получении письменного разрешения экспортера, согласованного в обязательном порядке с КЭК России;
контроль за экспортом из Российской Федерации оборудования, материалов и технологий, применяющихся при создании ракетного оружия, (режим контроля за ракетными технологиями - РКРТ). Нормативной основой для контроля является распоряжение Президента Российской Федерации от 25 апреля 1995 г. № 193-рп; порядок контроля определен постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 1993 г. № 1178. Контрольный список содержит две категории объектов для контроля: категория I - законченные ракетные системы, оборудование и технологии, наиболее значимые для создания ракетного оружия, экспорт которых, как правило, запрещен; категория II - объекты, экспорт которых осуществляется по лицензиям. Список постоянно дорабатывается и изменяется. Последним документом в этой области было Постановление Правительства РФ от 9 ноября 1998 г. N 1318 "Об одобрении и представлении на утверждение Президента Российской Федерации изменений и дополнений, вносимых в Список оборудования, материалов и технологий, применяющихся при создании ракетного оружия, экспорт которых контролируется".
При заключении контракта обязательным является наличие в его тексте информации о цели использования, конечно пользователе, обязательствах (гарантиях) импортера. Гарантии импортера должны обеспечивать использование предмета контракта только в заявленных целях, не связанных с производством оружия массового уничтожения, реэкспорта только на основании разрешения экспортера, согласованного в обязательном порядке с КЭК России;
* контроль за экспортом из России возбудителей заболеваний человека, животных и растений, их генетически измененных форм, фрагментов генетического материала и оборудования, которые могут быть применены при создании бактериологического (биологического) и токсичного оружия («Австралийская группа: биологическое оружие»). Нормативной основой для контроля является распоряжение Президента Российской Федерации от 4 июня 1994 г. № 2980рп; порядок контроля определен постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г. № 1098;
* контроль за экспортом из России химикатов и технологий, которые имеют мирное назначение, но могут быть использованы при создании химического оружия («Австралийская группа: химическое оружие», «Женевская конвенция»). Нормативной основой для контроля является распоряжение Президента Российской Федерации от 7 декабря 1994 г. № 621-рп; порядок контроля определен постановлением правительства Российской Федерации от 16 января 1995 г. № 50.
Гарантии импортера должны обеспечивать использование предмета контракта только в заявленных целях, не связанных с производством химического оружия, реэкспорт или передачу только при получении письменного разрешения экспортера, согласованного в обязательном порядке с КЭК России;
* контроль за экспортом из Российской Федерации отдельных видов сырья, материалов, оборудования и технологий, которые могут быть применены при создании сооружения и военной техники («ПостКОКОМ» или Вассенаарские договоренности). Нормативной основой для контроля является распоряжение президента Российской Федерации от 11 февраля 1994 г. № 74-рп; порядок контроля определен постановлением правительства Российской Федерации от 10 марта 1884 г. № 197.
Гарантии импортера должны обеспечивать использование предмета контракта только в заявленных целях, не связанных прямо или косвенно с производством вооружения и военной техники, возможность реэкспорта или передачи третьим лицам только при получении письменного разрешения экспортера, согласованного в обязательном порядке с КЭК России, а также право экспортера на осуществление проверок использования экспортируемого товара или услуг в соответствии с заявленными целями. Гарантии должны быть оформлены импортером в виде международного (национального) импортного сертификата.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе были рассмотрены такие инструменты внешнеторгового регулирования, как таможенный тариф, таможенные режимы, экспортный контроль. Нужно отметить, что определенная либеризация внешней торговли была достигнута. Однако поле деятельности огромно. Большие приложения усилий понадобятся на мой взгляд в дальнейшем усовершенствовании таможенного тарифа - основного инструмента регулирования импорта. На сегодняшний день ставки таможенных пошлин настолько высоки, что заставляют импортеров искать обходные пути таможенного оформления. Приведу несколько примеров. Предположим, что мы хотим купить за границей дорогую мебель. Таможенная пошлина в этом случае 30 %, НДС - 20%. Основной платеж, не считая таможенных сборов, в этом случае составит 56 % от таможенной стоимости. Гораздо хуже ситуация, когда закупаемая мебель дешевая. Тогда таможенная пошлина рассчитывается как 2 ЭКЮ за 1 кг. Предположим, что груз стоит 20 000 $, вес груза 18 000 кг. Таможенная пошлина составит ~ 39 600 $, НДС соответственно ( 20 000 + 39 600 ) * 0,2 = 11 920 $
Т.е. суммарный платеж составит 39 600 + 11 920 = 51 520 $. В результате таможенного оформления груз подорожал ~ 2,6 раза, что на мой взгляд никак не стимулирует. Такое положение вещей заставляет импортеров либо вообще отказываться от деятельности, либо изыскивать «черные» или « серые» схемы таможенного оформления. В результате чего таможня денег не дополучает.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Таможенный кодекс Российской Федерации. Постановлением Верховного совета Российской Федерации от 18 июня 1993 г. № 5223-1.
2. Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 г.№ 5003-1.
3. Указ Президента Российской Федерации от 16 августа 1996 г. N 1194 "О контроле за экспортом из Российской Федерации оборудования, материалов и технологий, применяющихся при создании ракетного оружия" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 34, ст.4096
4. Постановление Правительства РФ от 9 ноября 1998 г. N 1318 "Об одобрении и представлении на утверждение Президента Российской Федерации изменений и дополнений, вносимых в Список оборудования, материалов и технологий, применяющихся при создании ракетного оружия, экспорт которых контролируется".
5. Федеральный закон от 22.01.96 N 13-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области".
6. Федеральный закон от 13.10.95 N 157 "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности"
7. Распоряжение ГТК РФ от 17 августа 1998 г. N 01-14/893 "О применении таможенных режимов в Калининградской области"
8. В.И.Фомичев. Международная торговля. М.: ИНФРА-М, 1998 г.
9. И.А.Спиридонов. Мировая экономика. М.: ИНФРА-М, 1998 г.
10. Л.Н.Красавина. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения.
11. О.Д.Давыдов. Внешняя торговля: время перемен «Марко Медия»,1996
12. Основы внешнеэкономических знаний. Под редакцией И.П.Фаминского.
13. И.Н.Герчикова. Международное коммерческое дело. «ЮНИТИ»,1996
14. Как развивалась внешняя торговля России в 1996 г. Внешняя торговля .1997. №№ 1-3
15. Спартак А. Какой быть экспортной специализации Россиию. Внешняя торговля .1997. № 9