Неотомизм и его противоположность в философии

Наиболее влиятельным направлением современной религиозной философии является неотомизм, получивший свое название от имени средневековогобогослова Фомы Аквинского и широко распространенный в странах католического вероисповедания. Это объективно-идеалистическая философская доктрина,характеризующаяся стремлением синтезировать в целостную гармоническую систему прямо противоположные принципы - веру и разум, религию и науку. В этом синтезеи заклячается ее сокровенный смысл. Неотомизм претендует на цельную и оптимистическую модель мироздания, считая всю историю философии, начиная сэпохи возрождения, неоправданной цепью заблуждений.Для него мир - не абсурд, не арена заброшенности человека, как у экзистенциалистов, не игрушка произвольнойчеловеческой активности, как у прагматистов, не цепь логической данности, как у неопозитивистов, а реальное творение благого бога, заслуживающего полногопринятияи почтения к его внутренним законам.
Мир подчинен сверхестественным силам. Наука познает лишь естественный, а религия - высший, сверхъестественный мир. Сокровенная тайнамира находится в руках религии, наука же представляет собой низший вид знания. Истины науки, философии и религии повествуют об одном и том же, но на разныхуровнях: разум науки довольствуется лишь сферой внешнего опыта, а постижение абсолютной истины и сокровенного смысла доступно лишь откровению. Мистика ирассудочность, метафизическая спекуляция и ходы мысли, построенные по принципу точных наук, архаичность, консерватизм и подчеркнутая динамичность,современность - все это создает ту “томистскую эйфорию”, которая вызывает гипнотическую иллюзию целостного, законченного учения, будто бы призванногоудовлетворить самые взаимоисключающие запросы, дать ответы на все вечные вопросы бытия и смысла человеческой жизни.
Экзистенциализм - одна из самых модных на западе в середине ХХ века философских школ. Ее наиболее крупные представители - М.Хайдеггер,К.Ясперс, Г.Марсель, Ж.П.Сартр, А.Камю, Н.Аббаньяно, У.Баррет.Свой метод эта философия в значительной мере заимствовала в феноменологии немецкого философаЭ.Гуссерля, исходные же идеи ее взяты из сочинений датского религиозного мыслителя С.Кьеркегора.
Согласно экзистенциализму, задача философии заниматься на проблемами науки, а вопросами сугубо человеческого бытия. Человек помимо своейволи заброшен в этот мир, в свою судьбу, и он живет в чуждом ему мире; его бытие со всех сторон окружено таинственными знаками, символами. Жизнь глубокоиррациональна, страдание в любой форме преобладает в ней. Страх - важнейшее понятие философии экзистенциализма. Мир тем более страшен, чем он бессмыслен инепостижим. Человека на каждом шагу подстерегают неприятности. Экзистенциализм исходит прежде всего из того, что человек живет эмоциями: на все окружающее онреагирует на только теоретически или интеллектуально, но прежде всего эмоционально.
Большое место в экзистенциализме занимает проблема свободы, определяемая как выбор человеком самого себя: человек таков, каким он себясвободно выбирает.Свобода не терпит ни причины, ни основания. В силу этого свобода предполагает независимость настоящего от прошлого, а будущего отнастоящего. Она, таким образом, не связывает, а разрывает время человеческого бытия, образуя, повыражению Сартра, дыру в бытие.
Современный экзистенциализм как система мировоззрения вне зависимости от религиозной или от атеистичексой ориентации отдельных еепредставителей немыслим без психологии катастрофы, ощущения кризиса. Неуверенность в будущем, страх перед завтрашним днем и т.п. - вот подлинныесоциальные и психологические корни той философии, которая делает страх онтологической характеристикой человека. Выход из кризиса экзистенциалисты ищутне в изменении общественных отношений, а в индивидуальной жизни, в ограничении общения узким кругом “духовной аристократии”.
Взаимосвязь и качественные различия эмпирического и теоретического методов научного познания.
И эмпирические, и теоретические методы являются составными частями научного исследования. Один из важнейших методов эмпирическогоисследования - наблюдение. Под наблюдением понимается целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого мы получаемзнание в внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов. Наблюдение как метод имперического познания всегда связано с описанием, котороезакрепляет и передает результаты наблюдения с помощью определенных знаковых средств. Эмпирическое описание - это фиксация средствами естественного илиискуственного языка сведений об объектах, данных в наблюдении. Похожий прием используется и в теоретическом познании. Развитие аксиоматического методаприводит к построению формализованных аксиоматических систем. Формальное рассмотрение аксиом дополняется на этой стадии использованием матеметическойлогики как средства, обеспечивающего строгое выведение из них следствий. В результате аксиоматическая система начинает строиться как особыйформализованный язык. Вводятся исходные знаки - термины, затем указываются правила их соединения в формулы,создается перечень исходных принимаемых бездоказательства формул, и, наконец, правила вывода из основных формул поизводных. Так создается абстрактная знаковая модель, которая затеминтерпретируется на самых различных системах объектов.
Описание в эмпирическом методе подразделяется на два основных вида - качественное и количественное. В теоретическом же исследованиииспользуется особый прием теоретического мышления - формализация. При формализации рассуждение об объектах переносится в плоскость оперирования сознаками. Отношения знаков заменяют собой высказывания о свойствах и отношениях предметов.Таким путем создается обобщеннная знаковая модель некоторойпредметной области, позволяющая обнаружить структуру различных явлений и процессов при отвлечении от качественных характеристик последних.
В отличии от математики и логики в эмпирических науках теория должна быть не только не противоречивой, но и обоснованной опытным путем.Отсюда возникают особенности построения теоретических знаний в эмпирических науках. Специфическим приемом такого построения и являетсягипотетико-дедуктивный метод, сущность которого заключается в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых в конечом счете выводятсяутверждения об эмпирических фактах.
Этико-гуманистические аспекты современного этапа взаимодействия общества и природы.
Зависимость человека от природы, от естественной среды обитания существовала на всех этапах человеческой истории. Она, однако, неоставалась постоянной, а изменялась диалектически противоречивым образом.
С одной стороны по мере развития производительных сил общества, по мере того как взаимоотношения человека с естественной средойобитания все более опосредовались создаваемой им второй природой, человек повышал свою защищенность от стихийного буйства природы.
Наряду с процессами, ослабляющими зависимость человека от природы, с развитием производительных сил связана и другая тенденция. В орбитучеловеческой деятельности вовлекается неуклонно расширяющийся спектр процессов, явлений и веществ природы, которые к тому же используются с нарастающейинтенсивностью, так что человеческое общество втягивается во все более тесные и многообразные связи с миром окружающей природы.
Изобретая, скажем, способы получения и использования железа и его сплавов, человек резко увеличивает свое могущество во взаимоотношениях сприродой. Вместе с тем с течением времени само развитие цивидизации оказывается зависимым от имеющихся на планете запасов железных руд, от их разведки ихозяйственного использования.
Подобного рода примеры можно множить до бесконечности, и каждый из них будет раскрывать все ту же тенденцию возрастающей зависимостичеловека от природы. В наши дни эта зависимость нередко обнаруживается самым драматическим образом, поскольку масштабы применения многих видов ресурсов,необходимых для хозяйственной деятельности, приводят к исчерпанию имеющихся на планете запасов этих ресурсов.
Мы видим, т.о., что не только человек зависит от природы, но и сама окружающая человека природа зависит от него.
Взаимодействие человека и природы, общества и среды его обитания в результате бурного роста промышленного производства во всем мире,причем производства, которое опирается на существующие многоотходные технологии, достигло предельных критических форм и размеров. Во весь рост всталвопрос об угрозе самому существованию челвечества вследствие исчерпания природных ресурсов и опасного для жизни человека загрязнения среды его обитания.Именно этими противоречиями во взаимоотношениях общества и природы и определяется существо экологической проблемы.
В результате деятельности человека, в особенности в последние десятилетия, в дикой природе к настоящему времени исчезли многие видыживотных и растений. Не менее тревожно и то, что происходит неуклонное падение численности и сокращение ареалов других видов.