Внешнеэкономическая деятельность Украины
1.1. Понятие и суть внешнеэкономической деятельности
Понятие внешнеэкономической деятельности появилось в 1987 г. с переходом на новую систему управления и началом осуществления внешнеэкономических реформ. Суть их сводилась к децентрализации внешней торговли и переходу от межправительственных внешнеэкономических связей к внешнеэкономической деятельности на уровне предприятий. В результате в процессе внешнеэкономических реформ сложились два понятия: внешнеэкономические связи и внешнеэкономическая деятельность, последнее из которых изменило существующее ранее значение и характер внешнеэкономических связей.
Внешнеэкономическая деятельность в отличие от внешнеэкономических связей осуществляется на уровне производственных структур (фирм, организаций, предприятий и т.д.) с полной самостоятельностью в выборе иностранного партнёра, номенклатуры товара для экспортно-импортной сделки, в определении цены и стоимости контракта, объёма и сроков поставки и является частью их производственно-коммерческой деятельности как с внутренними, так и с зарубежными партнерами. Таким образом, внешнеэкономическая деятельность представляет собой совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и коммерческих функций. Обязательными сопутствующими условиями внешнеэкономической деятельности являются выполнение определенных операций по обеспечению продвижения товара от продавца к покупателю; по своевременному предоставлению различного рода внешнеторговых услуг - транспортных, страховых, экспедиторских, банковских; по осуществлению платежно-расчетных операций, а также наличие коммерческой и валютно-финансовой информации о конъюнктуре внешних товарных и денежных рынков.
Согласно Конвенции Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи, международной (или внешнеторговой) считается сделка, заключаемая между контрагентами, то есть торговыми партнерами, коммерческие предприятия которых находятся в разных странах, или, иными словами, в юридическом адресе которых указаны разные государства.
Исходным принципом внешнеэкономической деятельности предприятий служит коммерческий расчет на основе принципов хозяйственной и финансовой самостоятельности и самоокупаемости с учетом собственных валютно-финансовых и материально-технических возможностей. Ответственность за результаты внешнеэкономической деятельности лежит на самом предприятии не только в части экспортных поставок, но и импортных закупок для развития экспортного и импортозамещающего производства, технической реконструкции.
Внешнеэкономическую деятельность и внешнеэкономические связи не следует рассматривать как две раздельных сферы функционирования и государственного регулирования. Основные задачи внешнеэкономической деятельности государства, такие как:
* таможенный контроль товаров, перемещаемых через государственную границу;
* нетарифное регулирование экспорта и импорта отдельных товаров общегосударственного значения (лицензирование и квотирование);
* меры оперативного регулирования внешних экономических связей, включая тарифное регулирование (налоги, пошлины и сборы).
существенно влияют на определение стратегии внешнеэкономической деятельности отраслевых министерств, ведомств, отдельных предприятий и объединений.
1.2.Виды внешнеэкономической деятельности.
Виды внешнеэкономической деятельности, осуществляемые на Украине, определены Законом «О внешнеэкономической деятельности». К ним относятся:
* экспорт и импорт товаров (продукции, услуг, работ, прав интеллектуальной собственности, капиталов, рабочей силы);
* оказание субъектами внешнеэкономической деятельности Украины услуг иностранным субъектам хозяйственной деятельности, в том числе производственных, транспортно-экспедиционных, страховых, консультационных, маркетинговых, экспортных, посреднических, брокерских, аудиторских, юридических и других не запрещенных законами Украины;
* оказание вышеуказанных услуг иностранными субъектами хозяйственной деятельности субъектам внешнеэкономической деятельности Украины;
* научная, научно-техническая, научно-производственная, производственная, учебная и иная кооперация с иностранными субъектами хозяйственной деятельности, обучение и подготовка специалистов на коммерческой основе;
* международные финансовые операции и операции с ценными бумагами в случаях, предусмотренных законами Украины;
* кредитные и расчетные операции между субъектами внешнеэкономической деятельности и иностранными субъектами хозяйственной деятельности, создание субъектами внешнеэкономической деятельности банковских, кредитных и страховых учреждений за пределами Украины;
* совместная предпринимательская деятельность между субъектами хозяйственной деятельности, включающая создание совместных предприятий различных видов и форм, проведение совместных хозяйственных операций и совместное владение имуществом на территории Украины и за ее пределами;
* предпринимательская деятельность на территории Украины, связанная с предоставлением лицензий, патентов, ноу-хау, торговых марок и других нематериальных объектов собственности со стороны иностранных субъектов хозяйственной деятельности, аналогичная деятельность субъектов внешнеэкономической деятельности за пределами Украины;
* организация и осуществление деятельности в области проведения выставок, симпозиумов, аукционов, торгов, конференций, семинаров и других подобных мероприятий с участием субъектов внешнеэкономической деятельности;
* организация и осуществление оптовой, консигнационной и розничной торговли на территории Украины за иностранную валюту;
* товарообменные (бартерные) операции и иная деятельность, построенная на формах встречной торговли;
* арендные, в том числе лизинговые операции;
* операции по приобретению, продаже и обмену валюты на валютных аукционах, биржах и на межбанковском валютном рынке;
* работы на контрактной основе физических лиц Украины с иностранными субъектами хозяйственной деятельности;
* другие виды внешнеэкономической деятельности не запрещенные законами Украины.
Приведенный в Законе «О внешнеэкономической деятельности» перечень видов и форм внешнеэкономической деятельности является весьма полным и охватывает практически все известные в мировой практике виды. Однако следует отметить, что ведущую роль среди них играет такая форма внешнеэкономических связей как международная торговля, с помощью которой страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов, увеличивать общий объем производства, а также обеспечивать удовлетворение потребности в тех продуктах, производство которых внутри страны крайне не эффективно или невозможно вообще.
2.Украина и СНГ - «навiки разом».
2.1. Украинский импорт.
В перспективе на ближайшие 10-15 лет ключевое значение для Украины будут иметь экономические отношения со странами СНГ, которые в 1993 году подписали соглашение о создании Экономического союза (Украина является его ассоциированным членом). Главными целями Экономического союза являются: формирование условий стабильного развития экономик стран-участниц; поэтапное создание общего (совместного) экономического пространства на основе рыночных отношений; обеспечение равных возможностей для всех хозяйственных субъектов; реализация совместных экономических проектов. Договоренности стран в рамках Экономического союза СНГ ориентированны на поэтапное обеспечение свободного движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Однако следует отметить, что особое место во внешнеэкономической политике Украины в отношении стран СНГ занимает Россия.
Таможенная статистика фиксирует пре неприятнейшую тенденцию - в первые шесть месяцев 1997 года импорт украинских товаров в Россию составил $1,761 млрд. ,что на 40,3% меньше, чем в аналогичный период 1996 года.
Экспорт российских товаров в Украину в течение первых шести месяцев 1997 года составил $4,251 млрд. , что на 8,5% ниже чем в 1996 году. Отрицательное сальдо баланса торговли товарами в течение этого периода выросло на $795 млн. И составило $2,489 млрд. Благодаря высокой доле услуг в суммарном экспорте общее сальдо внешнеторгового оборота оказалось меньше - $1,037 млрд. Тем не менее по сравнению с первыми шестью месяцами 1996 года рост отрицательного сальдо оказался почти шестикратным - тогда эта величина составляла $176,6 млн.
Резкое падение импорта украинских товаров в Россию началось с августа 1996 года, когда вышел печально известный Указ президента Российской Федерации №1216 «Об обложении налогом на добавленную стоимость товаров, происходящих с территории Украины и ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации». Этим документом было введено с 1 сентября 1996 года взимание НДС с импортируемых в Россию украинских товаров. В последствии срок был перенесен на 1 октября. С этого дня украинский товарный экспорт в Россию упал почти в полтора раза.
Если с января по сентябрь 1996 года среднемесячный объем экспорта товаров из Украины в Россию составлял $495,9 млн. , то с октября по декабрь эта величина упала до $306,5 млн. В первом полугодии 1997 года среднемесячный объем экспорта украинских товаров снизился до $271,5 млн. И вряд ли эту цифру можно считать новой площадкой стабилизации - на украинско-российском торговом фронте назревают новые столкновения интересов.
Среднемесячные объемы экспорта из Украины в Россию, млн. USD.
месяц
1995г.
1996г.
1997г.
Падение в 1997 по сравнению с 1996 ,%
январь
215,5
398,9
299,5
24,9
Февраль
336,1
447,8
248,4
44,5
Март
390
489,4
301,1
38,5
Апрель
379,5
561,5
266,1
52,6
Май
356,7
517,5
227,7
56
Июнь
471,2
536,9
286,2
46,7
Июль
580,4
530,1
Август
551,9
505,3
сентябрь
552,8
475,5
октябрь
619,7
295,6
ноябрь
574
331,1
декабрь
441,5
358,5
Следует заметить, что российский импорт в Украину снизился в гораздо меньшей мере, что объяснимо различиями в структуре товарных потоков. Как известно, около 90% товаров, ввозимых из России в Украину приходится на энергоносители, сырье и полуфабрикаты. А вот в структуре экспорта товаров и услуг из Украины в Россию собственно услуги и работы составляют около 47%, причем основная их доля приходится на транзит нефти и газа. Правда, за это надо сказать «спасибо» географии и «лично Леониду Ильичу», некогда давшему добро на строительство целого пучка экспортных газопроводов.
Структура экспорта украинских товаров в Россию выглядит так: 15% - металлургическая продукция; 14,3% - машиностроительная; 13% - продовольствие; 5,5% - химические товары, что довольно таки не плохо. Удельный вес этих товаров в российском импорте в Украину составляет соответственно 4,2%; 9%; 0,3% и 4,5%. На долю российских энергоносителей приходится 73,8% импорта.
Введя НДС на импортируемые из Украины товары (как принято в торговле со странами «дальнего зарубежья»), Россия не начала возврат НДС при экспорте товаров в Украину. Таким образом Украина подвергается жестокой и беспрецедентной дискриминации.
Описанные диспропорции в структуре экспорта и импорта привели к тому, что сложившаяся в России система взимания НДС при товарообороте с Украиной наибольший ущерб нанесла последней. Как известно, практика взимания НДС с импортируемых товаров является общепринятой, тогда как не возврат НДС при экспорте является сугубо СНГэшным изобретением, от которого Киев уже давно отказался. Поэтому, не настаивая на отмене «импортного» НДС, Украина уже год сражается за отмену Россией НДС «экспортного». Правда не следует думать, что отмена взимания НДС с российских энергоносителей вызовет удешевление последних. Скорее, дело закончится повышением прибылей газо- и нефтеэкспортеров, поскольку цена продаж в обоих случаях ориентируется на соответствующие мировые цены.
Во время визита в Украину в мае 1997 года президент Российской Федерации Борис Ельцин был «удивлен» дискриминацией украинских братьев и пообещал разобраться в происходящем. Все к тому и шло: практически одновременно с визитом Бориса Ельцина во время второго заседания смешанной украинско-российской комиссии по сотрудничеству был подписан протокол, в котором соответствующим ведомствам обеих сторон было поручено до 1 сентября 1997 года завершить рассмотрение проблем унификации налогообложения товаров, поставляемых из Украины в Россию, а также в обратном направлении.
В протоколе не было указано конкретных сроков решения данной проблемы - возможно потому, что соответствующие поступления в размере $1,4 млрд. от обложения НДС российского экспорта российский Минфин уже учел в доходных статьях федерального бюджета. По-видимому именно по этой причине протокольное поручение осталось на бумаге - отмена «экспортного» НДС при вывозе российских товаров в Украину до 1 января 1998 года невозможна.
Ударный эффект от введения Россией «импортного» НДС на украинские товары был усилен тем обстоятельством, что себестоимость украинских товаров уже достигла такого уровня, что добавление еще 20% (10% - для продовольствия) делает их неконкурентоспособными. Иногда виноваты и сами украинские продавцы, задирающие цены «до небес». Кроме того сыграл свою роль и психологический фактор: редкий продавец рискнет заключать даже краткосрочный контракт, зная, что вот-вот изменятся правила игры. Для отчаянной смелости нужно иметь одно из двух: или мощное властное прикрытие, или ценовой зазор изрядных размеров. Но о последнем уже года три продавцам остается только мечтать.
Наиболее жесткий удар был нанесен по группе товаров традиционного украинского экспорта: зерну и зернопродуктам, сахару, растительному маслу, пищевому спирту, водке, пневматическим шинам, ферросплавам, прокату, авиадвигателям, электротрансформаторам и некоторым иным видам машиностроительной продукции.
Правда, производство ряда «пострадавших» товаров в Украине в первом полугодии 1997 года сократилось, так что снижение их экспорта в Россию можно отнести и на счет общего экономического спада. Но если вспомнить, что в Украине хоть сколько-нибудь дышат именно отрасли ориентированные на экспорт, то причины и следствия выстроятся в правильной последовательности.
Впрочем, кроме проигравших, есть и победители экспортного соревнования. К ним относятся: мясные консервы и колбасы (с $18,8 млн. до $46,2 млн.); фармацевтическая продукция (с $14,9 млн. до $17,4 млн.); литые чугунные трубы (с $220,1 млн. до $273,7 млн.); изделия из бумаги (с $27,7 млн. до $31,9 млн.). И это свидетельствует о том, что некоторые ниши на российском рынке украинским товарам «импортный» НДС закрыть все же не сумел. И возможность экспортировать свои товары в Россию, хотя бы потенциальная, еще существует. К сожалению, украинские предприятия не располагают инвестиционными ресурсами, значит, не могут рассчитывать на снижение производственных издержек. Между тем износ основных фондов украинских предприятий продолжается, а стало быть, текущие затраты будут расти, а качество - падать. Собственной программы поддержки экспорта в Украине не существует, а рассчитывать на приток инвестиций в отрасли ориентированные на экспорт, не сырьевого характера, опрометчиво - вряд ли найдутся желающие взращивать конкурентов.
Объем товаров, за первое полугодие, экспорт которых в Россию снизился в наибольшей степени в млн. USD.
Товар
1996 г.
1997г.
Снижение %
зерно
92
22,2
75,9
масло подсолн.
39,4
8,0
79,7
масло сливочн.
31,3
7
77,6
сахар
305,3
140,5
53,9
спирт
48,5
3,6
92,6
водка
25,5
0
100
шины пневмат.
99,9
51,2
48,7
ферросплавы
98,9
66,6
32,7
прокат
218,5
116,9
46,5
двигатели
34,3
13,5
60,6
автобусы
63,2
25,6
59,5
тракторы
7
2,1
70
локомотивы
44,9
9,0
80
Итак, по всем признакам, между Украиной и Россией полыхает торговая война. Эскалация напряженности пока не достигла критической отметки, хотя дело к этому идет стремительными шагами. Практически закрыта дорога для импорта украинских спирта и водки. Вопреки соглашению о режиме свободной торговли введена таможенная пошлина на украинский сахар размером в 25%. Правда, на межправительственном уровне есть договоренность о поставках в Россию 600 тыс. тонн украинского сахара на льготных условиях (без уплаты НДС), но она зависла в воздухе.
На подходе продукция черной металлургии, а также пресловутые электролампочки, в отношении которых Россия уже предпринимала в прошлом году расследование, к счастью, неудавшееся. В Москве всерьез ведутся разговоры о введении защитных мер в отношении импорта электронных контрольно-кассовых аппаратов. Причем все перечисленное предпринимается, как правило, с нарушением не только международных обязательств России, на и ее внутреннего законодательства.
В 1998 году российские эксперты прогнозируют стабилизацию и начало экономического роста в собственной стране, поэтому помощь международных финансовых организаций Москве будет нужна во все меньшей степени. Стало быть, единственная реальная сдерживающая сила, усмирявшая Россию, окажется не у дел. Вступление России во Всемирную торговую организацию (WTO) может урезонить соседей, но пока это произойдет, будет немало дров наломано.
Защитные акции украинской стороны до сей поры выглядели чрезвычайно деликатно. Единственной громкой мерой оказалось введение запрета на импорт автомобилей, лишенных каталитических нейтрализаторов выхлопа, вскоре отмененное. В России же осада ведется по всем правилам: только в последней декаде августа, когда в Москве зондировалась почва относительно соглашения о ввозе украинского сахара, в российских газетах прошла серия публикаций, торпедирующих идею достижения компромисса. В них за чрезмерную уступчивость Киеву был подвергнут истеричной критике вице-премьер-министр российского правительства Валерий Серов, который курирует вопросы сотрудничества со странами СНГ и до сих пор в забвении российских интересов замечен не был. Его жесткая позиция в отношении Украины известна по крайней мере третий год, но сейчас и этого оказалось мало. Между тем Валерий Серов похоже знает о том, что торговые войны до победного конца не ведутся.
Практически всегда торговые конфликты завершаются достижением некоторого компромисса, как правило, фиксирующего сохранение некоего уже достигнутого равновесия. А победа всегда лишает победителя инструментов влияния на побежденного. В конечном счете ликвидация присутствия торгового партнера в том или ином секторе «успешно» защищенного рынка приводит к ослаблению рычагов влияния на повергнутого экспортера - тому попросту более нечего терять. Причем такого рода рычаги действуют отнюдь не только в экономической области. Кстати, и в экономической сфере в данном случае тоже не все аргументы исчерпаны: пока украинское присутствие на российском товарном рынке сохраняется, Москва может не опасаться чрезмерно резкого тона Киева на переговорах по поводу условий транзита газа в Европу.
Выталкивая украинские товары со своего рынка, Россия жестко стимулирует украинских экспортеров к поиску новых сфер приложения своих интересов, а одновременно и диверсификации украинской внешней торговли. Правда, такая принудительная диверсификация обходится Украине дорого. Совершенно очевидно, что новые рынки сбыта не позволяют украинским экспортерам достичь прежней рентабельности (иначе были бы уже освоены).
Тем не менее украинские товары, столь не ласково принимаемые в России, все активнее продвигаются в иных направлениях. Доля российского направления в украинском экспорте товаров снизилась с 41,6% в первые шесть месяцев 1996 года до 27,5% в аналогичный период 1997 года. Увы, но даже такая резкая переориентация товарных потоков не смогла компенсировать потерянные на российском рынке позиции: прирост экспорта в дальнее зарубежье ($619,8 млн.) почти вдвое отстал от снижения экспорта товаров в Россию ($1191 млн.).
Некоторый рост экспорта товаров отмечен и в торговле со странами ранее входившими в СССР: с Белоруссией - на $136,1 млн. (положительное сальдо в $248,6 млн.); с Молдавией - на $24,4 млн. ($96,8 млн.); с Таджикистаном - на $36,6 млн. ($44,6 млн.); с Узбекистаном - на $8,1 млн. ($41,5 млн.). Анализ показывает, что в целом отрицательное сальдо внешнеторгового оборота Украины в первом полугодии 1997 года даже уменьшилось. Однако радоваться рано - тенденция падения экспорта украинских товаров в Россию все еще не преодолена.
Слишком бурный рост украинского экспорта в прочие страны может вызвать в ближайшем будущем не слишком приятные последствия - антидемпинговые расследования, которые способны так же бурно этот экспорт обрушить. Таким образом, лихорадочно перегруппировывая свои товарные потоки, Украина создает новые очаги торговых конфликтов.