Основные законы материалистической диалектики
- 2 -
С О Д Е Р Ж А Н И Е :
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЕ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ
I. ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ
1. Единство и борьба противоположностей
ДИАЛЕКТИКА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ .
I. КАЧЕСТВО И СВОЙСТВА
II. ЗАКОН ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В
КАЧЕСТВЕННЫЕ
1. Понятие о качестве и количесте
2. Переход количественных изменений в
качественные - закон развития
3. Скачки
"ОТРИЦАНИЕ ОТРИЦАНИЯ"
ЦИКЛИЧНОСТЬ И ПОСТУПАТЕЛЬНОСТЬ ИЗМЕНЕНИЙ
I. ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ
1. Диалектическое отрицание и его роль в
развитии
а) диалектическое и метафизическое понима-
ние отрицание
2. Прогрессивный характер развития
а) развитие как прогресс
б) спиралевидный характер развития
- 3 -
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЕ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ
Обобщение повседневных жизненных наблюдений, опытных фак-
тов, полученных в различных науках, а также общественно-исто-
рической практики, показало, что явлениям действительности
присущ полярный характер, что в любом из них можно найти про-
тивоположности. В математике - плюс и минус, возведение в сте-
пень и извлечение корня, дифференцирование и интегрирование; в
физике - положительные и отрицательные заряды; в механике -
притяжение и отталкивание, действие и противодействие; в жимии
- анализ и синтез химических веществ, ассоциация и диссоциа-
ция; в биологии - ассимиляция и диссимиляция, наследственность
и изменчивость, жизнь и смерть, здоровье и болезнь; в физиоло-
гии высшей нервной деятельности - возбуждение и торможение -
таков беглый перечень противоположностей, открываемых наукой.
Открытие противоречивых, взаимоисключающих, противополжных
тенденций в самых различных явлениях и процессах имело принци-
пиальное значение для формирования диалектико-материалистичес-
кого миропонимания, для осмысления процессов изменения, разви-
тия.
Противоположными называют такие свойства предметов (явле-
ний, процессов), которые в некоторой школе занимают "предель-
ные", крайние места. Примеры противоположностей: верх - низ,
правое - левое, сухое - мокрое, горячее - холодное и т.д. Под
диалектическими противоположностями понимаются такие стороны,
тенденции того или иного целостного, изменяющегося предмета
(явления, процесса), которые одновременно взаимоисключают и
взаимопредполагают друг друга.
Дилектическим противоположностям присуще единство, взаи-
мосвязь: они взаимодополняют друг друга, взаимопроникают,
сложным образом взаимодействуют между соой. Отношение между
диалектическими противоположностями всегда носит динамичный
характер. Они способны переходить одна в другую, меняться
местами и т.д. Их взаимное изменение приводит рано или поздно
к изменению самого предмета, сторонами которого они являются.
А в результате азрушения их связи они перестают быть противо-
положностями по отношению друг к другу. Таким образом, о диа-
лектических противоположностях бессмысленно говорить порознь,
вне их противоречивого единства в рамках некоторого целого.
Например, атом представляет собой единство двух его необ-
ходимых составляющих: положительно заряженного ядра и отраца-
тельно заряженного электрона (если говорить о простейшей
структуре атома, то есть об атоме водорода). Очевидно, что их
единство, взаимосвязь определяют целостность атома. При ее
разрушении и ядро атома, и электрон превращаются в объекты,
существующие уже иным образом, в каких-то связях. Соответс-
твенно, они перестают быть противоположностями - сторонами
противоречивого единства атома.
В столкновении противополоных сил, тенденций осуществля-
ются процессы изменения, развития как и вобществе (где это об-
наруживается в достаточно наглядной форме), так и в живой и
неживой природе, если последнюю рассматривать в процессе ее
эволюции, возрастания сложности и организованности. Сложное,
подвижное отношение между противоположностями было названо ди-
алектическим противоречием. Иначе говоря, термин "единс-
тво-и-борьба противоположностей" и "диалектическое противоре-
- 4 -
чие" заключают в себе одно и то жесодержание.
Правда, надо учитывать, что если в общественной жизни
борьба противоположностей в философском смысле может быть от-
несена и к реальной борьбе социальных групп, людей, столкнове-
нию их реальных интересов и т.д., то применительно к природе,
к сознанию (да во многом и к обществу) слово "борьба" не сле-
дует понимать буквально. Нелепо быль бы думать, например, что
при решении математических задач "борются" операции сложения и
вычитания, возведения в степень и извлечения корня, что в про-
цессе обмена веществ "борются" процессы ассимиляции и диссими-
ляции веществ и т.д. Очевидно, что термин "борьба противопо-
ложностей" по отношению ко всем этим явлениям имеет специаль-
ный смысл, что слово "борьба" употребляется метафорически и
что, пожалуй, лучше употреблять его не отдельно, а в составе
формулы "единство-и-борьба противоположностей".
В истории культуры издавна существовали концепции, в ко-
торых признавалась такая полярность (борьба противоположнос-
тей), но трактовалась в духе взаимодополнительности, взаимоу-
равновешенности, нахождения известного баланса противоположных
сил. В частности, это было характерно для мифологического соз-
нания и для тесно связанных с ним ранних философских систем.
Основополагающие полярности, так называемые банарные оппозиции
(типа низа и верха, света и тьмы, добра и зла, правого и лево-
го, женского и мужского начал), являлись для мифологического
сознания принципами как бы некоего вселенского "гомеостаза",
то есть постоянно воспроизводящихся циклов нарушения и восста-
новления равновесия между этими полярностями.
Английский философ К.Поппер писшет:"Если мы приглядимся
немного к этим так называемым противоречивым фактам, то обна-
ружим, что все примеры, предложенные диалектиками, подтвержда-
ют всего-навсего то, что в мире, в котором мы живем, проявля-
ется иногда структура, которую можно, пожалуй, описать с по-
мощью слова "полярность". Пример такой структуры - существова-
ние положительного и отрицательного электричества".
Но все дело в том, что диалектика вовсе не ограничивается
фиксацией таких полярностей, а стремится понять их "пульса-
цию", дающую ключ к уяснению сложных, динамичных, живых про-
цессов существования, изменения и развития всего сущего. Соот-
ношение противоположностей подвижно. Усиление или ослабление
(разрушение) одной из сторон ведет к изменению ее роли, значи-
мости в рамках противоречивого единства изменяющегося, разви-
вающегося предмета и, соответственно, влияет на роль и значе-
ние, "удельный вес" другой противоположности, их напряженного
противоречивого единства в целом, его баланса, дисбаланса и
т.д. Одним словом, здесь открывается целый комплекс нелегких,
но важных проблем.
I. ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ
Закон единства и борьбы противоположностей В.И.Ленин наз-
вал сутью, ядром диалектики. Этот закон раскрывает источники,
действительные причины вечного движения и развития материаль-
ного мира. Знание его имеет основополагающее значение для по-
нимания диалектики развития природы, общества и мышления, для
науки, практической революционной деятельности.
Анализ противоречий объективной действительности, раскры-
- 5 -
тие их природы - важнейшее требование всякого научного иссле-
дования и практического действия.
1. Единство и борьба противоположностей
Каждый из нас не раз имел дело с самым обыкновенным маг-
нитом и хорошо знает, что его главным отличительным признаком
является наличие таких взаимоисключающих, но связанных нераз-
рывно сторон, как северный и южный полюсы. Как бы мы ни пыта-
лись отделить северный полюс магнита от южного, нам это сде-
лать не удастся. Разрезанный пополам, на четыре, восемь и т.д.
частей магнит все же будет обладать теми же двумя полюсами.
Противоположности и есть те внутренние стороны, тенден-
ции, силы предмета, которые исключают, а вместе с тем и пред-
полагают друг друга. Отношение неразрывной взаимосвязи этих
сторон составляет единство противоположностей.
Противоречивые стороны заключены во всех предметах и яв-
лениях. Все они представляют собой органическую связь, нераз-
рывное едниство противоположностей. Противоречивы не только
элементарные частицы, но и образованный из них атом. В центре
его находится положительно заряженное ядро, вокруг которого
движутся отрицательно заряженные электроны. Химический процесс
- это противоречивое единство ассоциации (соединения) и диссо-
циации (разъединения) атомов.
Противоположности имеют место и в живых организмах. Нас-
ледственность - это тенденция организма сохранять приобретен-
ные по наследству свойства, изменчивость же - это его способ-
ность вырабатывать новые свойства, совершенствоваться, разви-
ваться.
Психическая деятельность человека характеризуется проти-
воположными процессами возбуждения и торможения, концентрации
и иррадиации (распространения) возбуждений в коре больших по-
лушарий головного мозга.
Противоречивые стороны присущи и процессу познания. Чело-
век пользуется такими противоположными и взаимосвязанными при-
емами исследования, как индукция и дедукция, анализ и сентез и
др.
Таким образом, противоречивость предметов и явлений мира
носит всеобщий, универсальный характер. В мире нет предмета
или явления, которые не раздваивались бы на противоположности.
Противоположности не только исключают, но и обязательно
предполагают одна другую. Они сосуществуют в едином предмете
или явлении и друг без друга немыслимы. Мы уже отмечали нераз-
рывное единство противоположных полючов магнита. Столь же не-
разрывны ассимиляция и диссимиляция в живом организме, анализ
и сентез - процессе познания. капиталистическое общество не-
возможно без притивоположных классов.
Итак, мы установили, что предметы и явления есть единство
противоположностей. Каков же характер этого единства? Сосу-
ществуют ли противоположности в этом единстве мирно или всту-
пают противоречия, в борьбу друг с другом?
Развитие самых различных предметов и явлений действитель-
ности говорит о том, что противоположные стороны не могут мир-
но сосуществевать в едином предмете: противоречивый, взаимоис-
ключающий характер противоположностей с необходимостью вызыва-
ет борьбу между ними. Не могут не вступать в противоречия, не
- 6 -
бороться старое и новое, нарождающееся и отживающее в предме-
тах. Противоречие, борьба противоположностей и составляет ос-
новной источник развития материи и сознания.
Утверждение о том, что решающим в развитии является борь-
ба потивоположностей, вовсе не умаляет значения их единства.
Единство противоположностей составляет необходимое условие
борьбы, так как борьба имеет место только там, где противопо-
ложные стороны существуют в едином предмете или явлении.
Весь опыт развития науки и общественно-исторической прак-
тики людей необпоримо свидетельствует, что источником развития
является борьба противоположностей. В то же время надо иметь в
виду, что борьба эта по-разному проявляется в различных облас-
тях материальной действительности.
В неорганической природе имеет широкое распространение
борьба (взаимодействие) таких противоположных сил, как притя-
жение и отталкивание. Взаимодействие механических, электричес-
ких, ядерных и других сил притяжения и отталкивания играет ог-
ромную роль в возникновении и существовании атомных ядер, ато-
мов и молекул. Борьба этих сил, как это следует из современных
космогонических теорий, явилась важнейшим источником возникно-
вения Солнечной системы.
Современная астрономия показала также, что взаимодействие
сил притяжения и отталкивания является одним из важных источ-
ников тех разнообразных процессов, которые совершаются в нас-
тояще время в космическом пространстве. В различных областях
Вселенной не существует абсолютного равновесия этих сил, одна
из них обязательно преобладает. Там, где преобладает отталки-
вание, материя и энергия рассеиваются, звезды угасают. Там же,
где верх берет притяжение, материя и энергия концентрируются,
в рзультате вспыхивают новые звезды. Таким образом, в ходе
борьбы, взаимодействия этих противоположных сил осуществляется
вечное движение материи и энергии в космосе.
Выше уже отмечалось, что живым организмам присущи проти-
воречивые процессы ассимиляции и диссимиляции. Их борьба, вза-
имодействие и представляют собой специфический источник разви-
тия живого. Эти противоречивые процессы не могут находиться в
абсолютном равновесии, один из них обязательно преобладает. В
молодом организме ассимиляция берет верх над диссимиляцией,
что обусловливает его рост, развитие. Когда же диссимиляция
преобладает над ассимиляцией, организм стареет, разрушается.
Однако в любом организме, молодом или старом, эти процессы
взаимодействуют. Их взаимодействие, противоречие и есть жизнь.
С прекращением этого противоречия жизнь прекращается, наступа-
ет смерть.
Прогресс общественного развития также осуществляется на
основе едниства и борьбы противоположностей. Среди противоре-
чий общественного развития особенно большую роль играют проти-
воречия в материальном производстве, и прежде всего между про-
изводительными силами и производственными отношениями. Послед-
нее в классово антагонистических обществах находит свое выра-
жение в борьбе враждебных классов, которая приводит к социаль-
ной революции, замене старого общественного строя новым.
Итак, предметы и явления раздваиваются на противоположные
стороны, они представляют собой единство противоположностей.
Противоположности не просто существуют, а находятся в состоя-
нии постоянного противоречия, борьбы между собой. Борьба про-
тивоположностей составляет внутреннее содержание, источник
- 7 -
развития действительнеости.
Такова суть диалектического закона единства и борьбы про-
тивоположностей.
ДИАЛЕКТИКА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
Еще в древности греческие философы обратили внимание на
то, что незначительные, до поры до времени остающиеся незамет-
ными изменения того или иного предмета, накапливаясь, могут
приводить к изменениям весьма заметным. Скажем, убавление чис-
ла песчинок в куче песка или волос на голове человека рано или
поздно приводит к тому, что куча песка исчезает, а человек
становится лысым. причем граница перехода одного состояния в
другое здесь размыта, неуловима, в других же случаях она про-
черчивается резко.
Такого рода жизненных, практических, а затем и научных
примеров можно привести великое множество. По крупицам накап-
ливаются, а со временем становятся весьма заметными спортивное
и профессиональное мастерство, образованность мудрость. Неза-
метно подкрадывается к человеку старость. коварна граница пе-
рехода от случайных, разовых употреблений алкоголя или нарко-
тика к алкоголизму, наркомании. Постепенно суммируются многие
вредные воздействия производства на окружающую среду. Начина-
ясь с безобидных доз, загрязнение воздуха, водоемов, нарастая,
достигает со временем катастрофического уровня. Нагревание или
охлаждение тел до опеделенной температуры меняет их агрегатные
состояния.
Гегель увидел в таких изменениях не просто любопытные
случаи, а всеобщую закономерность, получившую название закона
перехода количественных изменений в качественные. В марксист-
ской философии этот закон получил научно-материалистическое
осмысление и был применен для объяснения всевозможных явлений
в природе и обществе.
I. КАЧЕСТВО И СВОЙСТВА
Мир многообразен. Он предстает перед человеком не скопле-
нием одинаковых предметов, а как множество предметов, явлений,
процессов, наделенных различными свойствами. Каждый предмет
обладает не каким-то одним, а целым рядом свойств и потому
имеет не одну, а множество разнообразных характеристик.
Свойства бывают существенные и несущественные. Скажем, с
деловой точки зрения существенные не цвет глаз, рост человека,
стиль его одежды; важно, какой он специалист, высок или низок
уровень его профессионализма. Предметы, по тем или иным причи-
нам утатившие существенные свойства, не просто переходят в но-
вое состояние, но становятся другими предметами. Например, по-
терпевший аварию самолет перестает быть машиной, превращается
в металлолом.
Различают также специфические и неспецифические свойства.
Определенное значение атомного веса специфично для данного хи-
мического элемента, вес же вообще - общая характеристика любых
- 8 -
материальных тел, находящихся в поле тяготения. Специфические
свойства, присущие данному явлению, характерные для него, час-
то называют признаками или симптомами. Они позволяют обнаружи-
вать тот или иной предмет среди многих других, не обладающих
такими признаками (отпечатки пальцев в ситуации преступления,
характерная для данного заболевания сыпь и др.). Некоторые
свойства предмета могут видоизменяться, их можно приобретать и
утрачивать. Однако есть также неотёемлемые свойства. В филосо-
фии их называют атрибутами. Так, предметы немыслимы без харак-
теристик пространства, времени, движения. Для человеческой
личности атрибутивным свойством является, в частности, память.
Человек, утративший память, теряет вместе с нею человеческий
облик. Различаются также актуальные и потенциальные свойства.
Первые уже реализованы и наблюдаются в данное время. Вторые
(их называют диспозиционными) носят как бы скрытый характер и
развертываются, выявляются постепенно при различных взаимо-
действиях данного предмета с другими. Такие свойства, как
электропроводность, растворимость, человеческая отзывчивость и
др., проявляются именно таким образом.
Предметы - это не механический набор или простая сумма
свойств, но их взаимосвязь, единство. Вот почему познание
предметов требует усилия мысли - синтеза их многообразных про-
явлений. Устойчивая совокупность свойств предмета выражается в
философии понятием качество. А множественность различных пред-
метов характеризуется как качественное многообразие. Свойства
обнаруживаются как проявления тех или иных черт, сторон пред-
метов в их отношениях с другими предметами.
Каждый предмет многогранен. Он может поворачиваться к
другим предметам и к людям разными сторонами, входить в раз-
личные связи с другими предметами, по-разному использоваться в
человеческой практике.
Соходства и различия свойств определяют существование ка-
чественно однотиных и разнотиных групп предметов, явлений,
процессов. Под качеством понимают целостную, интегральную ха-
рактеристику предмета (единства его свойств) в системе его
связей и отношений с другими предметами. При размышлении о ка-
честве и свойствах предметов возникает философский вопрос: но-
сят ли они обёективный характер или же зависят от точки зре-
ния, практических целей, особенностей восприятия человека.
Этот вопрос (один из многочисленных вариантов основного вопро-
са философии) встал перед философами давно. Вспомните харак-
терный для XVII-XVIII веков спор о "первичных" (плотность,
протяженность, движение, вес) и "вторичных" (звук, цвет, вкус,
запах) "качествах" вещей. Мыслители того времени были склонны
относить к объективным лишь первую группу свойств, вторые же
рассматривались как субъективные, возникающие в результате
воздействия предметов на человеческие органы чувств. Это соот-
ветствовало механистическому взгляду на материю как совокуп-
ность протяженных тел, частиц, движущихся в пространстве и в
разных сочетаниях - по законам притяжения и отталкивания - об-
разующих свевозможные вещественные предметы.
Дальнейшие размышления о реальности или иллюзорности ка-
чественного многообразия мира приели к выводу, что и "первич-
ные" качества воспринимаются людьми посредством органов чувств
(с добавлением к ним все более совершенных приборов). И в этом
смысле тяжесть, скорость перемещения, шероховатость или глад-
кость поверхности и все другие свойства, учитываемые в механи-
- 9 -
ке, в случае их чувственного восприятия людьми не менее субъ-
ективны, чем восприятие звуков, цветов и других "вторичных"
свойств. Иначе говоря, люди телесно (а не только мысленно, ду-
ховно) включены в сложные взаимодействия предметов, участвуют
в них. Они имеют возможность судить о свойствах, качествах ве-
щей по тому, как они представлены в их опыте. кант называл это
"явлениями" - в отличие от характеристик "вещей самих по се-
бе". Приходится признать, что все свойства вещей познаются на-
ми в форме "субъективных образов объективного мира". Но чело-
веческий опыт заключает в себе реальные возможности нарастания
объективных знаний о мире, о различных свойствах и качествен-
ном многообразии предметов. Такая возможность обеспечивается
многократными контактами с предметами, притом каждый раз в
иных условиях, на другой основе. Делу помогают также различные
процедуры перекрестных практических проверок получаемых зна-
ний, их историческое накопление,суммирование усилий множества
людей.
Понятие качества выражает специфику, своеобразие больших
и малых групп предметов. Оно помогает уяснению качественных
границ между природой и обществом, живой и неживой природой,
твердыми телами, жидкостями и газами, растительным и животным
миром и т.д. Установление качественных границ лежит в основе
классиикаций минералов, растений, животных, технических уст-
ройств, профессий, наций и народностей. Вместе с тем качест-
венное многообразие мира не является застывшим, раз навсегда
данным. Оно весьма подвижно. Чем же определяются качественные
характеристики предметов, явлений, процессов? Для ответа на
этот вопрос необходимо понятие качества соотнести с противопо-
ложным ему понятием количества.
II. ЗАКОН ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕННЫЕ
Качество - такая определенность предмета (явления, проце-
са), котоая характеризует его как данный предмет, одбадающий
совокупностю присущих ему свойств и принадлежащий к классу од-
нотипных с ним предметов.
Количество - характеристика явлений, предметов, процессов
по степени развития или интенсивности присущих им свойств, вы-
ражаемая в величинах и числах.
Закон перехода количественных изменений в качественные
говорит о том, как, каким образом происходит процесс развития,
каков механизм этого процесса.
Чтобы понять существо этого закона, следует прежде всего
выяснить, что такое качество и количество.
1. Понятие о качестве и количестве
Вокруг нас очень многсамых различных предметов и явлений,
причем все они постоянно движутся, изменяются. Но, несмотя на
это, мы не путает эти предметы, а различаем, определяем их.
Они не сливаются для нас в какую-то серую, безликую массу, а
каждый из них отличается отдругих своеобразными, только ему
присущими особенностями и свойствами.
- 10 -
Возьмем, наприме, такой металл, как золото. Оно обладает
характерным желтым цветом, тягучестью и ковкостью, имеет опре-
деленную плотность и теплоемкость, температуру плавления и ки-
пения. Золото не растворяется ни в целочах, ни в целом рде ки-
сот, химически оно малоактивно, на воздухе не окисляется. все
это, вместе взятое, и отличает золото от других металлов.
Все то, что делает предмет именно данным, а не другим
предметом, что отличает его от бесчисленного множества других,
и есть его качество.
Качеством обладают все предметы и явления. Это и позволя-
ет нам определять, различать их. Чем отличается, например, жи-
вое от неживого? Способностью вступать в обмен с окружающей
средой, целесообразно отвечать на внешние воздействия, размно-
жаться. Эти и некоторые другие черты и являются его качеством.
Качественно различаются и общественные явления. Так, ка-
питализм отличает от феодализма господство товарного произ-
водства, наличие капиталистической собственности, наемного
труда и другие признаки.
Качество проявляется в свойствах. Свойство характеризует
вещь с какой-либо одной стороны, тогда как качество дает
представление о предмете в целом. Желтый цвет, ковкость, тягу-
честь и другие пизнаки холота, взятые в отдельности, являются
его свойствами, а эти же свойства в их совокупности - его ка-
чеством.
Кроме определенного качества каждый предмет обладает и
количеством. В отличие от качества количество характеризует
предмет со стороны степени развития или интенсивности присущих
ему свойств, а также его величины, объема и т.п. как правило,
количество выражается числом. Численное выражение имеют разме-
ры, вес, объем предметов, интенсивность присущих им цветов,
издаваемых ими звуков и т.д.
Количественная характеристика присуща и общественным яв-
лениям. Каждый общественно-экономический строй обладает соот-
ветствующим уровнем, степенью развития производства. Государс-
тво располагает определенными производственными мощностями,
людскими, сырьевыми,, энергетическими ресурсами.
Количество и качество едины, поскольку они представляют
собой стороны одного и того же предмета. Но между ними имеются
и серьезные различия. Изменение качества приводит к изменению
предмета, к превращению его в другой предмет; изменение же ко-
личества в известных пределах не приводит к заметному преобра-
зованию предмета.
Единство количества и качества называется мерой. Мера -
это своего рода граница, рамке, в которых предмет остается са-
мим собой. "Нарушение" меры, этого определенного сочетания ко-
личественной и качественной сторон, приводит к изменению пред-
мета, к превращению его в другой предмет. Так, мерой для ртути
в жидком состоянии является температура от -39 гр. до +357 гр.
При температуре -39 гр. ртуть затвердевает, а при +357 гр. на-
чинает кипеть, переходит в парообразное состояние.
Мера - диалектическое единство качества и количества или
такой интервал количественных изменений, в пределах которого
сохраняется качественная определенность предмета.
Количественная и качественная определенности присущи и
общественным явлениям.
- 11 -
В познании и практической деятельности исключительно важ-
но учитывать единство количественной и качественной сторон яв-
ления.
2. Переход количественных изменений в качественные -
закон развития
Как было сказано, изменение количества в известных преде-
лах не приводит к изменению качественного состояния предмета.
Но стоит только выйти за эти пределы, "нарушить" меру, как ра-
нее казавшиеся несущественными количественные изменения обяза-
тельно приведут к коренным качественным превращениям. Коли-
чество перейдет в качество. В процессе развития, писал
К.Маркс, "чисто количественные изменения на известной ступени
переходят в качественные различия".
Переход количественных изменений в качественные - всеоб-
щий закон развития материального мира.
Мало того, само развитие и есть прежде всего переход ко-
личественных изменений в качественные, поскольку именно в про-
цессе этого перехода происходит движение предметов и явлений
от низшего к высшему, от старого к новому.
Чтобы раскрыть всеобщий характер этого закона, покажем
его действие в различных областях действительности.
Современной физикой установлено, что одни элементарные
частицчы способны превращаться в другие, качественно от них
отличные. При этом процесс превращения их всегда связан с из-
вестными количественными накоплениями: он протекает только в
том случае, если частицы обладают определенным, достаточно вы-
соким уровнем энергии.
Широко распространенным появлением закона перехода коли-
чественных изменений в качественные являются многочисленные
превращения вещества из одного агрегатного состояния в другое
(из твердого в жидкое,из жидкого в газообразное и т.д.). Так,
при нагревании воды свыше 100 град. она превращается в иное
качество - пар. Пар имеет отличные от воды свойства. Он, нап-
ример, не обладает способностью растворять соли, сахар, тогда
как в воде эти вещества растворяются.
Закон перехода количественных изменений в качественные
особенно ярко проявляется в химических процессах. Периодичес-
ких закон химических элементов Д.И.Менделеева устанавливает,
что качество химических элементов зависит от количества поло-
жительного заряда ядра их атома. До известных пределов коли-
чественное изменение заряда ядра не вызывает качественных из-
менений химического элемента, но на определенной ступени эти
количественные изменения приводят к образованию нового элемен-
та. Так, при радиоактивном распаде с потерей атомного веса и
заряда ядра уран превращается в конечном счете в качественно
иной элемент - свинец.
Химия вообще представляет собой науку о качественных
превращениях веществ, являющихся результатом количественных
изменений. Молекула кислоода, например, содержит два атома, но
стоит только присоединить к этой молекуле ще еодин атом кисло-
рода, как она превращается в качественно новое химическое ве-
щество - озон.
В объективной действительности имеет место не только пе-
реход количественных изменений в качественные, но и обратный
- 12 -
процесс - возрастание количества под влиянием качественных из-
менений.
Количественные и качественные изменения, таким образом,
взаимосвязаны и обусловливают друг друга.
3. Скачки
Качественное изменение, в отличие от количественного, вы-
ажается понятием скачка. Скачок - переход количественных изме-
нений в качественные или переход из одного качественного сос-
тояния в другое (в результате превышения меры).
Примеры скачков: образование звезд и планет, в частности
Солнечной системы, возникновние жизни на Земле, формирование
новых видов растений и животных, человека и его сознания, воз-
никновение и смена общественно-экономических формаций в исто-
рии человеческого общества, социальные революции.
Один из примеров того, как накапливающиеся количественные
изменения со временем привдят к скачку (качественному измене-
нию), - поломка детали машины из-за "усталости металла". Мик-
роскопические изменения структуры находящейся под нагрузкой
металлической детали в конце концов приводят к излому. Если
микротрещины возникают одна за другой, их количество растет
постепенно, то разрыв металлического стержня, выкрашивание зу-
ба шестеренки в зубчатой передаче происходит практически мо-
ментально, по наступлении некоторого предельного состояния ме-
талла. В результате нарастания температуры наступает момент
свертывания белка - перехода его из жидкого в твердое состоя-
ние. Можно постепенно наращивать количество ядерного горючего,
но при достижении определенной массы плутония происходит цеп-
ная ядерная реакция, взрывное высвобождение энергии. Это -
примеры скачков с резко выраженной границей перехода из одного
качественного состояния в другое, с довольно быстрой интенсив-
ной, целостной перестройкой всей исходной системы. Но бывают
скачки и другого типа, когда наблюдается не резкий качествен-
ный переход, а происходит постепенное накопление элементов но-
вого качества и отмирание элементов старого качества; такие
"скачки" длительны, постепенны.
"ОТРИЦАНИЕ ОТРИЦАНИЯ"
ЦИКЛИЧНОСТЬ И ПОСТУПАТЕЛЬНОСТЬ ИЗМЕНЕНИЙ
В философии Гегеля, согласно принципу тождества бытия и
мышлений, ритм разрешения диалектических противоречий мысли и
связанных с ними диалектических отрицаний был перенесен и на
бытие. В материалистической диалектике также были предприняты
попытки осмыслить диалектические "противоречия" и "отрицания"
в бытийных (онтологических) понятиях.
"Отрицание" как реальный аналог логического, мысленного
отрицания (антитезиса) при этом было истолковано как непремен-
ный момент, многократно повторяющийся в любом процессе, где
имеет место смена фаз, периодов, этапов изменения того или
иного объекта.
В отличие от метафизически толкуемого "отрицания", под-
черкивающего разрыв, противоположность черт предыдущего и пос-
- 13 -
ледующего этапов изменений, диалектическое "отрицание" предпо-
лагнает связь, переход от одного этапа к другому. Диалектичес-
кое "отрицание" включает в себя триединый процесс:
деструкции (разрушения, преодоления, изживания) прежнего,
комуляции (его частичного сохранения, преемственности,
трансляции) и
конструкции (формирования, созидания нового).
Первый момент - преодоление пройденного, его "сбрасыва-
ние" изживание - обеспечивает необходимую почву для следующей
фазы данного процесса. Но сама по себе деструкция, возобладай
она, отбрасывала бы процесс вспять, разрушала бы предпосылки
продвижения к последующим фазам. Нормальное продолжение про-
цесса, его связь, единство, целостность обеспечиваются вторым
моментом - сохраняемостью, преемственностью. Без этого условия
процесс всякий раз возвращался бы к исходной точке, а потому в
целом напоминал бы некое "топтание на месте", а то и вообще
становился бы невозможным. Нарастание процесса движение его к
новым фазам требует также третьего момента - новаций (формиро-
вание качественно новых связей, функций, черт).
Реальным аналогом "отрицания отрицания" и в природе, и в
обществе служат, в частности, "спиралевидные" процессы, соче-
тающие в себе цикличность, относительную повторяемость и пос-
тупательность. Циклических поцессов - различных циклов, круго-
оборотов - существует в мире великое множество. Цикличность
формирования и гибели, рождения и смерти, обновления и старе-
ния и т.д. проявляется во всех процессах природных и общест-
венных изменений. Глубокие дгадки заключены и в мыслях и про-
тивоборстве противоположностей, ритмическом чередовании их
сбалансированности, гармонизации и нарушении равновесия как
постоянно воспоизводящихся циклах. Эти высказывавшиеся еще в
древности догадки в дальнейшем развитии диалектики были уточ-
нены, получили свое развитие. идея цикличности была дополнена
идеей поступательности прорыва, преодоления исходного уровня
бытия, выхода за рамки того, что существовало на предыдущем
уровне, формирования качественно новых уровней бытия. В мате-
риалистической диалектике отношение противоположностей толку-
ется не просто как чередование нарушений и восстановлений их
равновесия, но и как их ассиметрия, приводяцая к направленному
поступательному изменению, развитию.
I. ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ
Закон отрицания отрицания раскрывает общее направление,
тенденцию развития материального мира.
Чтобы понять сущность и значение этого закона, нужно
прежде всего выяснить, что такое диалектическое отрицание и
каково его место в развитии.
- 14 -
1. Диалектическое отрицание и его роль в развитии
В любой области материальной действительности постоянно
происходит процесс отмирания старого, отжившего свой век и
возникновения нового, передового. Замена старого новым, отми-
рающего нарождающимся и есть развитие, а само преодоление ста-
рого новым, возникающим на основе старого, и называется отри-
цанием.
Термин "отрицание" в философию ввел Гегель, но он вклады-
вал в него идеалистический смысл. С его точки зрения, в основе
отрицания лежит развитие идеи, мысли.
Маркс и Энгельс, сохранив термин "отрицание", истолковали
его материалистически. Они показали, что отрицание представля-
ет собой неотъемлемый момент развития самой материальной дейс-
твительности. "Ни в одной области, - указывал Маркс, - не мо-
жет происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм су-
ществования". Развитие земной коры, например, прошло через ряд
геологических эпох, причем каждая новая эпоха, возникшая на
базе предыдущей, есть известное отрицание старой. В органичес-
ком мире каждый новый вид растения или животного, возникая на
основе старого, является в то же время и его отрицанием. Исто-
рия общества также есть цепь отрицаний старых общественных по-
рядков новыми: первобытного общества - рабовладельческим, ра-
бовладельческого - феодальным, феодализма - капитализмом. От-
рицание присуще и развитию познания, науки. Каждая новая, бо-
лее совершенная научная теория преодолевает старую, менее со-
вершенную.
Отрицание не есть нечто привнесенное в предмет или явле-
ние извне. Оно результат его собственного, внутреннего разви-
тия. Предметы и явления, как мы уже знаем, противоречивы и,
развиваясь на основе внутренних противоположностей, сами соз-
дают условия для собственного уничтожения, для перехода в но-
вое, высшее качество. Отрицание и есть преодоление старого на
основе внутренних противоречий, результат саморазвития, самод-
вижения предметов и явлений.
Диаликтическое и метафизическое понимание отрицания
Диалектика и метафизика по-разному понимают вопрос о сущ-
ности отрицаний. Метафизика, искажая процесс развития матери-
альной действительности, понимает отрицание как отбрасывание,
обсолютное уничтожение старого.
Диалектическое понимание отрицания исходит из того, что
новое не уничтожает старое начисто, а сохраняет все то лучшее,
что в нем имелось. И не только сохраняет, но и перерабатывает,
поднимает на новую, более высокую ступень. Так, высшие орга-
низмы, отрицая низшие, на основе которых они возникли, сохра-
нили присущее им клеточное строение, избирательный характер
отражения и другие признаки. Новый общественный строй, отрицая
старый, сохраняет его производительные силы, достижениянауки,
техники, культуры. Связь нового со старым осуществляется и в
познании, науке.
Т.о., для максистского понимания отрицания характерно
- 15 -
признание преемственности, связи нового со старым в процессе
развития. Но следует иметь в виду, что новое никогда не восп-
ринимает старое полностью, в его прежнем виде. Оно берет из
старого только его отдельные элементы, стороны, причем не ме-
ханически присоединяет их к себе, а ассимилирует, преобразует
их соответственно своей собственной природе. Марксистская диа-
лектика требует критического отношения к прошлому опыту чело-
вечества, указывает на необходимость творческого использования
этого опыта, строгого учета изменившихся условий и новых задач
революционной практики. Марксистская философия, например, не
просто восприняла достижения философской мысли пошлого, а кри-
тически пререработала, обогатила их новыми достижениями науки
и практики, подняла философскую науку на качественно новую,
высшую ступень.
2. Прогрессивный характер развития
Развитие как прогресс
Итак, мы выяснили, что в результате отрицания разрешается
то или иное противоречие, уничтожается старое и утверждается
новое. Но прекращается ли на этом развитие? Нет, с возникнове-
нием нового развитие не прекращается. Всякое новое не остается
вечно новым. Развиваясь, оно готовит предпосылки, условия для
возникновения еще более нового и передового. И как только эти
предпосылки и условия созреют, снова наступает отрицание. Это
уже отрицание отрицания, то есть отрицание того, что раньше
само преодолело старое, замена нового еще более новым - новей-
шим. Результат этого второго отрицания снова отрицается, прео-
долевается, и так без конца. Развитие выступает, таким обра-
зом, как бесчисленное множество следующих друг за другом отри-
цаний, как бесконечкая замена, преодоление старого новым.
Поскольку всякая высшая ступень развития отрицает в низ-
ших только то, что устарело, воспринимая и умножая в то же
время достижения предыдущих ступеней, развитие в целом приоб-
ратает прогрессивный, поступательный характер. Прогресс и есть
то общее направление, которое характерно для диалектического
развития.
Прогресс осуществляется во всех областях действительнос-
ти. Рассмотрим, хотя бы в общих чертах, прогрессивное развитие
на нашей планете.
Как мы уже говорили, исходным материалом для образования
планет Солнечной системы, в том числе и Земли, послужила газо-
пылевая материя, содержащая простейшие химические вещества. В
ходе развития природы эти вещества становились все сложнее и
сложнее. В результате возникла живая, органическая природа.
Живые организмы также развивались от простого к сложному: от
доклеточных форм - к клетке, из одноклеточных - к более слож-
ным животным, эволюция которых привела к появлению человекопо-
добных существ, а поднее и человека. С возникновением человека
начинается процесс общественного развития. Последовательными
этапами прогрессивного развития общества явились первобытнооб-
щинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический строй.
Важнейшей особенностью прогресса в обществе является на-
растание темпов развития. Процесс возникновения человека на-
чался примерно миллион лет назад. Если учесть, что современный
- 16 -
человек существует всего несколько десятков тысяч лет, то мож-
но представить себе, какими медленными темпами шел процесс
становления человека. Более быстро шло становление рабовла-
дельческого и феодального обществ, хотя и оно затянуловь на
тысячелетия. В дальнейшем строй меняется еще быстрее.
Спиралевидный характер развития
Утверждение прогрессивного характера развития представля-
ет собой главную, но не единственную черту закна отрицания от-
рицания. Этот закон характеризует развитие не как прямолиней-
ное движение, а как чрезвычайно сложный, как бы спиралеобраз-
ный процесс с определенным повторением пройденных ступеней, с
известным возвратом к прошлому. "Развитие, как бы повторяющее
пройденные уже ступени, но повторяюще их иначе, на более высо-
кой базе ("отрицание отрицания"), развитие, так сказать, по
спирали, а не по прямой лянии..." - писал В.И.Ленин, указывая
на эту черту диалектики.
Спиралевидный характер развития присущ различным областям
действительности. Одним из самых ярких проявлений этой особен-
ности развития в неживой природе является периодический закон
химических элементов, открытый Д.И.Менделеемым.
Спиралеобразное развитие имеет место и в общественной
жизни. Певой формой общественной организации был первобытнооб-
щинный строй. Это было бесклассовое общество, основанное на
общем владении крайне примитивными средствами производства.
Дальнейшее развитие производства привело к отрицанию этого
строя классовым рабовладельческим обществом и т.д.
Итак, развитие осуществляется посредством отрицания ста-
рого новым, нижшего высшим. Поскольку новое, отрицая строе,
сохраняет и развивает его положительные черты, развитие приоб-
ретает прогрессивный характер. Вместе с тем развитие идет по
спирали с посторением в высших стадиях отдельных сторон и черт
низших.
Такова суть диалектического закона отрицания отрицания.
- 17 -
ЛИТЕРАТУРА, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ :
1. "Ведение в философию" 2 т., Москва, 1989 г.
2. В.Г.Афанасьев "Основы философских знаний",
Москва, "Мысль", 1987 г.
3. Квасова И.И. "Учебное пособие по курсу "Введение
в философию", Москва - 1990 г.