Советско - Итальянские отношения доперестроечного периода
Советско - Итальянские отношения доперестроечного периода были годами освоения советского рынка итальянскими деловыми кругами. Неспешно развивалось и политическое сотрудничество между двумя странами. Сам факт встречи в верхах, на которых, как правило отмечалось "растущее взаимопонимание" и "сближение позииций" по международно-политическим проблемам, считался крупным достижением, а "паузы размышления", объявляемые время от времени итальянской стороной из-за событий в Польше или Афганистане, вполне вписывались "неравномерное, но все же поступательное развитие" отношений между Востоком и Западом.
Годы перестройки породили большие надежды и большие проекты. В атмосфере бурного восторга Запада по поводу проступающего лица бывшего оппонента, к тому же заговорившего на понятном языке, отходили на задний план реальные проблемы и тревоги, и именно в этой атмосфере всеобщей благожелательности сложились новые принципы во взаимоотношениях между Западом и Советским Союзом, которые оставались определяющими и в послеавгустовский период, когда место СССР заняла Россия. Начало нового этапа отношений между Российской Федерацией и Италией было положено в ходе визита в Рим 19-20 декабря 1991 года Президента России Бориса Ельцина. 23 декабря 1991 года Италия признала Россию как полноправного субъекта международного права.
Для Запада (и Италия не являлась исключением) политика перестройки отждествлялась с личностью М.С. Горбачева, поэтому курс на поддержку реформ в СССР означал персональную поддержку Перезидента СССР и его единомышленников.
В отношениях с Западом Россия тоже стала руководствоваться принципом отношений СССР - Запад периода перестройки. Удивительно односторонне восприняв идею взаимозависимости в современном мире, сначало советское, а затем российское руководство поставило во главу угла отношения с Западом вопрос о финансовой помощи. Еще в период перестройки итальянское руководство пришло к выводу, что никакие финансовые вливания в экономику СССР и восточно-европейских стран, никакой новый "план Маршала" не принесут ощутимых результатов, если они не будут подкреплены радикальными экономическими реформами изнутри, которые в свою очердь невозможна без демократизации политической системах в этих странах. Кроме того, определенная часть политических кругов Италии, в частности, Итальянская социалистическая партия, выразила озабоченность тем фактом, что значительная помощь СССР и Западной Европы может нанести ущерб политике Рима по линии отношений Север-Юг, учитывая ограниченные возможности Италии. Многие российские ученые высказывали сомнение в том, пойдет ли на пользу разлаженной экономике России прямая финансовая помощь Запада, как не приносит пользы пища больному с расстроенным пищеварением. Тем не менее, в двусторонних отношениях России со странами Запада, вопрос о получении кредитов приобрел гипертрофированное значение, являясь своеобразным мерилой значимости того или иного государства для Российской внешней политики. Принцип - невольно напрашивается сам - материальная заинтересованность превратилась в главную цель внешней политики России именно в силу этой гипертрофированности. Строго говоря, добывание денег - не дело внешней политики. Ее задача - создавать благоприятную внешнюю среду для реализации национальных интересов государства. Проблема же поиска финансовых средств решится сама собой, как только в стране будут созданы нормальные условия для экономического сотрудничества с иностранными партнерами.
Во внешнеэкономических связях России с ведущими странами Запада, Италия по-прежнему остается одним из крупнейших партнеров по объему торговли с Россией. Италия заняла в 1992 году 2-ое после Германии место. На 2-ом месте после Германии Италия и в области межправительственных кредитов. Итальянское руководство, на рубеже 90-х годов, изменило свою позицию в отношении предоставления кредитов в силу ряда внешних факторов, о которых речь пойдет ниже, и приняло решение о выделении России долгосрочных кредитов на общую сумму около 7,2 триллионов лир. В январе 1992 года кредиты, предоставленные ранее СССР, были переоформлены на Россию. Из общего объема кредитов, предоставленных для закупки машинного оборудования, России выделено около 780 миллиардов лир. Италия остается на одном из первых мест по числу совместных предприятий по инвестициям. Эти данные внушают оптимизм, хотя и не отражают всей полноты картины. Российско-Итальянское сотрудничество реализуется сегодня в основном на уровне торговой, а не на уровне промышленной кооперации. Заморожен ряд совместных проектов, в частности, крупномасштабный проект создания совместного с концерном ФИАТ нового производственного центра в Елабуге. Сократился российский экспорт в Италию.
В целом, можно констатировать, что качественного сдвига в экономических отношениях Италии и России, несмотря на большие ожидания не произошло, и трудно ожидать его в будущем, если не будут устранены препятствия, мешающие полнокровному сотрудничеству между двумя странами.
Еще на советско-итальянской встрече в верхах в ноябре 1989 года деловой мир Италии сделал акцент на том, что единственный путь развития двусторонних экономических отношений - равноправное взаимовыгодное сотрудничество, указав на ряд конкретных трудностей и препятствий для его осуществления. Помимо собственно экономических проблем, деловые круги Италии говорили об отсутствии в России правовых гарантий, нормативной системы для зарубежных предпринимателей, чиновничьем произволе, что не может не охладить партнеров, сознающих, как трудно работать в таких условиях. Как жто не прискорбно, все, о чем говорилось в горбачевские времена и что воспринималось, как издержки переходного периода, связанного с ломкой старых структур, получило дальнейшее развитие в эпоху рыночных реформ.
Главная проблема, препятствующая российскому экономическому сотрудничеству с развитыми странами Запада, которые оставались за рамками официальных документов советско-итальянской встречи в верхах 1989 года и сохраняет свою актуальность и по сей день, политическая нестабильность в России. Парадоксально то, что стремительный рост инфляции, спад производства, социальная и политическая напряженность, выражающаяся в разгуле преступности и правового радикализма, были подстегнуты политикой "правительственных реформ", получившей безоговорочную поддержку Запада, столь обеспокоенного нашей нестабильностью.
Отсутствие правовой основы для взаимовыгодного правового сотрудничества, оставшегося за скобками макроэкономических забот правительства Ельцина-Гайдара, отталкивает серьезный зарубежный бизнес и привлекает нередко авторитетов, делающих ставку на получение сеюминуточной прибыли, а там - будь, что будет.
Инертность российского руководства в создании условий для деятельности как крупного, так и среднего и мелкого зарубежного бизнеса может привести к потере Россией авторитетных партнеров. У Италии, как и других стран Запада, есть большой выбор рынков и помимо России - других стран СНГ и Восточной Европы, где им не придется, образно говоря, прошибать головой стенку, доказывая свою необходимость и полезность.
Политические отношения между СССР и Италией традиционно были избавлены от тех проблем, которые стояли между Востоком и Западом в Центральной Европе. Достаточно удаленное положение Италии от зоны непосредственного военного соприкосновения НАТО и ОВД, создавало благоприятную почву для развития политических и экономических отношений с Советским Союзом. Помимо этой объетивной предпосылки, важную роль для будущего Советско-Итальянского сотрудничества играли культурно-исторические связи, создавшие необходимую эмоциональную предрасположенность двух стран. Между тем, в прежней конфротационной системе международных отношений, просуществовавшей по сути дела до середины 80-х годов, советско-итальянское политическое сотрудничество находилось в прямой зависимости от состояния диалога между Востоком и Западом. Сейчас российско-итальянские отношения свободны от прежнего биполярного каркаса, с кардинальными геополитическими изменениями в Восточной Европе и бывшем СССР, и у России, и у Итальянцев, появились новые точки соприкосновения. Существует даже некоторая параллельность между сегодняшними метаниями России и недавней Евро-среднеземноморской дилеммой Италии. Сделав сильный крен в сторону "среднеземноморского выбора" в начале 80-х годов, Италия, к концу десятилетия безоговорочно вернулась в Европу. "Медитерранизация" Италии в политике и концепции национальной безопасности, подверглась резкой критике в политических кругах страны. Среднеземноморский крен привел к самоустранению Италии от кардинальных европейских проблем, к сознательной маргинализации страны в Европе. Высказывая озабоченность тем фактом, что ослабив свои связи с Европой, Италия рискует остаться в компании стран Южного Среднеземноморья, которым чужды демократические ценности Запада.
Однако, важнейшим фактором для развития российско-итальянского политического сотрудничества является совпадение внешнеполитических приоритетов двух государств, в первую очередь в сфере безопасности.
Главный приоритет России-обеспечение политической стабильности, предотвращение и урегулирование конфликтов как на территории РФ, так и в бывших республиках СССР. Задача-максимум на этом направлении - сохранение и укрепление СНГ, которое в ограниченной степени является залогом военно-политической и экономической стабильности во всем мире.
Задача-минимум для России в ближнем зарубежье - предотвращение возникновения враждебной коалиции, которая будет пытаться найти поддержку извне. Конечно, лучшей гарантией от подобного развития событий была бы взвешенная внешняя политика самой России отринувшей имперские притязания прошлых лет, в противном случае, возникновение такой коалиции неизбежно. Вместе с тем, необходима и "профилактика" нежелательных для России тенденций в европейской политике, и здесь огромные возможности открываются именно двустороннем уровне отношений.
Важной целью политики России остается поддержание международного престижа и поддержание прежних позиций великой державы там, где это возможно и экономически необременительно. Речь идет о том, что Россия должна оставаться членом всех важнейших международных организаций и форумов, партнером США иЗападной Европы в сфере разооружения и урегулирования международных конфликтов, в том числе ближневосточной организацией по поддержанию мира в районах особой напряженности. И это также никак не противоречит интересам Италии. Следует отметить, что залогом укрепления международных позиций России может быть продуманная внешнеполетическая стратегия, исключающая автоматическое равнение на Запад там, где это противоречит ее национальным интересам.
Анализ современных российско-итальянских отношений, вернее, их неиспользованный пока потенциал, дает сделать еще один вывод, значение которого выходит за рамки конкретных двусторонних связей. Переход от биполярной модели внешнеполитической практики к многосторонней дипломатии требует от государств гораздо большей гибкости и более быстрой реакции, чем это было в биполярную эпоху. Одно и то же государство может быть одновременно и союзником, и оппонентом в зависимости от конкретной проблемы. От того, насколько быстро то или иное государство сможет приспособиться к новым международным условиям, насколько точно и четко оно будет определять свои национальные интересы, очищая их от наслоений примитивного прагмантизма, будет зависеть эффективность его внешней политики.