Малые предприятия

ВВЕДЕНИЕ
Деятельность малого предприятия зависит, прежде всего, от его организатора и руководителя. От его инициативы, трудоспособности и целеустремленности зависит благополучие предприятия.
Человек, организовавший малое предприятие, является предпринимателем. Обычно это люди, имеющие деловую идею в виде выпуска новой продукции, использования нового материала или способа производства, организации посредничества, предоставления новых видов услуг. Предприниматель переполнен желанием воплотить свою идею в жизнь и тем самым удовлетворить потребности клиентов. Малое предприятие создается как средство для реализации его идей.
Мотивом деятельности предпринимателя может быть:
* желание достичь признания в обществе.
* получить удовлетворение от факта созидания
* желание сделать что-то «свое»
* стремление к получению прибыли
* гарантия социальной защищенности
* необходимость вложения имеющихся свободных денежных средств
* стремление адаптироваться к новым экономическим условиям в обществе.
Предпринимательская деятельность (предпринимательство) есть инициативная, самостоятельная хозяйственная или коммерческая деятельность, направленная на получение прибыли.
Предприниматель не только имеет блага, но и несет ответственность за имущество, которое ему принадлежит, и за имущество других людей, которое он взял в пользование. Предприниматель обязан возместить убытки граждан или предприятий, чье имущество пострадало от его деятельности.
Предприниматель несет ответственность за людей, которые работают на его предприятии. Они должны иметь безопасные условия труда и получать достойную оплату за свой труд.
Для многих видов предпринимательства требуется обязательное социальное образование и получение лицензии (специального разрешения) от государственных органов власти. Это сделано с целью защиты граждан от плохой продукции и услуг.
Предприниматель может заниматься своим делом один. В этом случае ему не нужно обсуждать и согласовывать с кем-либо свои решения, но и ответственность за все он должен нести своим имуществом.
Для организации более крупного предприятия люди объединяют свои силы. Идеи одного складываются с капиталом другого и инициативой третьего. В результате новое предприятие начинает быстро развиваться.
Непременное правило предпринимательства - получать прирост первоначально затраченных денег, действуя по формуле:
Деньги - Товар - Производство - Товар - Деньги
где сумма денег в начале цепочки меньше суммы денег в конце цепочки.
Если производство успешно завершено, осуществлена продажа продукта и получена выручка, то предприятие возмещает свои издержки и получает прибыль. Из этой суммы предприниматель выделяет средства на развитие имущества предприятия, на дополнительное вознаграждение работников, на свои личные нужды, на поддержание своей деятельности в других направлениях.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
В соответствии с Федеральным Законом от 14 июня 1995 года № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства» (статья 3) под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля других субъектов (юридических лиц) не превышает 25% и в которых средняя численность работников не превышает:
* в розничной торговле и бытовом обслуживании - 30 человек
* в оптовой торговле - 50 человек
* в промышленности - 100 человек
* в строительстве - 100 человек
* на транспорте - 100 человек
* в сельском хозяйстве - 60 человек
* в научно-технической сфере - 60 человек
* в других видах деятельности - 50 человек
Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам, и других обособленных подразделений этого юридического лица. В случае превышения малым предприятием установленной численности предприятие лишается льгот на период нарушения численности и на последующие три месяца.
Субъектами малого предпринимательства являются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, без образования юридического лица.
Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности, относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или прибыли.
В зарубежных странах к малому бизнесу относят, как правило, предприятия с численностью занятых от 1 до 500 человек, с последующей разбивкой: от 1 до 20 - ремесленные, от 20 до 100 - малые, от 100 до 500 - средние предприятия.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Государственной Думой 21 октября 1994 года была принята первая часть и 22 декабря 1995 года вторая часть Гражданского кодекса РФ, определяющего все стороны экономической деятельности нашего общества. В первой его части в главе 1 «Юридические лица» говорится о том, что те юридические лица, которые являются коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, унитарных государственных и муниципальных предприятий.
Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенными на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. В случаях, предусмотренных Кодексом, хозяйственное общество может быть создано одним лицом, которое становится его единственным участником.
Вкладом в имущество хозяйственного товарищества или общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку. Денежная оценка вклада участника хозяйственного общества производится по соглашению между учредителями (участникам) общества и в случаях, предусмотренных законом, подлежит независимой экспертной проверке.
1. ПОЛНОЕ ТОВАРИЩЕСТВО. Это коммерческая организация, участники которой (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними учредительным договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом.
Прибыли и убытки полного товарищества распределяются между его участниками пропорционально их долям в складочном (уставном) капитале, если иное не предусмотрено учредительным договором или иным соглашением участников. Не допускается соглашение об устранении кого-либо из участников товарищества от участия в прибылях или убытках.
Фирменное наименование полного товарищества (согласно Кодексу) должно содержать либо имена (наименования) всех его участников, и слов «полное товарищество», либо имя (наименование) одного или нескольких участников с добавлением слов «и компания» и слов «полное товарищество».
2. ТОВАРИЩЕСТВО НА ВЕРЕ (КОММАНДИТНОЕ ТОВАРИЩЕСТВО) - это товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими предпринимательскую деятельность от имени товарищества и отвечающим по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельность товарищества в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в управлении товариществом и осуществлении им предпринимательской деятельности.
На основе свидетельства об участии вкладчик (коммандитист) получает часть прибыли товарищества, причитающуюся на его долю в складочном (уставном капитале), в порядке, предусмотренном учредительным договором.
Фирменное наименование товарищества на вере должно содержать либо имена всех полных товарищей и слова «товарищество на вере» или «коммандитное товарищество», либо наименование не менее чем одного полного товарища с добавлением слов «и компания» и слов «товарищество на вере» или «коммандитное товарищество».
3. ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ (ООО) - это учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
Высшим органом общества является общее собрание его участников. В ООО создается исполнительный орган (коллегиальный или единоличный), осуществляющий текущее руководство его деятельностью и подотчетный общему собранию его участников. Единоличный орган управления может быть набран также и не из числа его участников.
Участник ООО вправе продать или иным образом уступить свою долю в уставном капитале общества или ее часть одному или нескольким участникам данного общества. Отчуждение участником общества своей доли (ее части) третьим лицам допускается, если иное не предусмотрено уставом общества
Фирменное название ООО должно содержать наименование общества и слова «с ограниченной ответственностью».
4. ОБЩЕСТВО С ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ - учреждается одним или несколькими лицами. Уставный капитал его разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества.
Фирменное наименование общества с дополнительной ответственность должно содержать наименование общества и слова «с дополнительной ответственностью».
5. АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО - это общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Акционеры не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
кционерное общество (АО) может быть создано одним лицом или состоять из одного лица в случае приобретения одним акционером всех акций общества. Сведения об этом должны содержаться в уставе общества, быть зарегистрированы для всеобщего сведения.
АО, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, называется открытым акционерным обществом (ОАО). Такое общество в праве проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу.
АО, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом (ЗАО). Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо другим образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.
Число участников ЗАО не должно превышать числа, установленном Законом об АО.
Высшим органом управления ОА является общее собрание его акционеров. В обществе с числом акционеров более пятидесяти создается совет директоров (наблюдательный совет). Исполнительный орган общества может быть коллегиальным (правление, дирекция) и (или) единоличным.
6. ДОЧЕРНЕЕ ОБЩЕСТВО - это хозяйственное общество, когда другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.
Дочернее общество не отвечает по долгам основного общества (товарищества). Основное общество отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним по исполнение таких указаний. Участники (акционеры) дочернего общества вправе требовать возмещение основным обществом (товариществом) убытков, причиненных по его вине дочернему обществу.
7. ЗАВИСИМОЕ ОБЩЕСТВО признается таковым, если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более двадцати процентов голосующих акций АО или двадцати процентов уставного капитала ООО.
8. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КООПЕРАТИВ (АРТЕЛЬ) - это добровольное объединение граждан, созданное на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, выполнение работ, торговля и пр.), основанной на личном трудовом или ином участии и объединении его членами имущественных паевых взносов. Законом может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц. Число членов кооператива должно быть не менее пяти.
Высшим органом управления кооперативом является общее собрание его членов. Исполнительными органами кооператива являются правление и (или) его председатель.
Фирменное название кооператива должно содержать его наименование и слова «производственный кооператив» или «артель».
9. УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ - это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущества. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находятся соответственно в государственной или муниципальной собственности, и принадлежит такому предприятию на правах оперативного управления. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.
Органом управления унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником.
Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества.
РОЛЬ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ЭКОНОМИКЕ
Основой рыночной экономики любой страны является малый бизнес, осуществляемый малыми предприятиями. Статистика показывает, что в развитых странах на долю малых предприятий приходится более половины всей продукции.
Малые предприятия не требуют больших средств на свое создание. Они оперативно реагируют на колебания рыночной конъюнктуры и гибко перестраивают свою хозяйственную деятельность. Малый бизнес является питательной средой, необходимой для развития инициативы и предприимчивости, без которых не может быть полноценной, эффективной экономики, развитого общества. Большинство новых, прогрессивных идей появляется и реализуется именно в малых предприятиях.
Доля занятых в малом бизнесе из общего количества предприятий в экономически развитых странах очень значительна. В целом в США, например, малые предприятия, производят 40% валового национального продукта и половину валового продукта частного сектора. В мелких и средних предприятиях Японии производится около 52% всей промышленной продукции.
Из 2 млн. всех предприятий Германии 95% составляют малые и средние фирмы. На их долю приходится 65% рабочей силы, 57% национального дохода, 41% годового объема капиталовложений.
Наибольшую долю и значимость малый бизнес занимает в торговле. Это связано с тем, что по характеру своей деятельности торговые предприятия, особенно магазины с товарами повседневного спроса, должны максимально приближаться к покупателю. В связи с этим города, их районы и даже микрорайоны должны быть охвачены густой сетью мелких магазинов.
В России в 1996 году из общего количества малых предприятий 810 тысяч (85% из них частные) на оптовую, розничную торговлю и общественное питание приходилось 43%, на строительство - 16%, на промышленность - 15%, на сельское хозяйство - 1% и на другие области экономики - 11%.
По данным Торгово-промышленной палаты РФ, в настоящее время малый бизнес становится в стране надежной опорой стабильных налоговых поступлений с бюджеты всех уровней.
В целом же, малый бизнес в России находится на начальном этапе своего развития, еще далеком от потребностей нормального развития экономики.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
На основании Закона № 88-ФЗ от 10 августа 1995 года была утверждена Инструкция Государственной налоговой службы № 37 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций». В инструкции для малых предприятий определены льготы по налогу на прибыль. Так, налогом не облагается та часть прибыли, которая направляется на строительство, реконструкцию и обновление основных производственных фондов, освоение новой техники и технологии.
В первые два года работы не уплачивают налоги на прибыль вновь созданные малые предприятия, осуществляющие производство и переработку сельскохозяйственной продукции, производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, медицинской техники, лекарств и изделий медицинского назначения, а также строительство (включая ремонтно-строительные работы), при условии, что выручка от указанных видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки.
Эти малые предприятия в третий и четвертый год работы уплачивают налог в размере соответственно 25 и 50 процентов от основной ставки, если выручка от перечисленных видов работ составляет более 90% общей суммы выручки.
Указанные льготы не предоставляются малым предприятиям, образованным на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их филиалов и структурных подразделений.
В целом на малых предприятиях занято огромное количество работников. В успешности их деятельности заинтересовано все общество, поэтому из государственного бюджета выделяются специальные средства на государственную поддержку малых предприятий. Эти средства предоставляются в виде финансовой помощи, методических рекомендаций, налоговых льгот, оплаты обучения специалистов, льготных кредитов. При федеральном правительстве и региональных органах власти создаются специальные подразделения по поддержке малого бизнеса.
В правительстве РФ имеет комитет по государственной поддержке малого предпринимательства, образован соответствующий федеральный Фонд поддержки, ежегодно финансируется государственная программа поддержки и развития малого предпринимательства.
Основными направлениями государственной поддержки малого предпринимательства являются:
* формирование инфраструктуры поддержки и развития
* создание льготных условий использования государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий.
* установление упрощенного порядка регистрации и лицензирования деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности.
* поддержка внешнеэкономической деятельности, содействие развитию торговых научно-технических, производственных и информационных связей с зарубежными странами.
* организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.
Фонд поддержки малого предпринимательства является некоммерческой организацией, создаваемой в целях финансирования программ, проектов и мероприятий по поддержке малого бизнеса. В фонд поступают бюджетные средства, добровольные пожертвования, доходы от собственной деятельности. Расходуются средства только по целевому назначению
Малое предприятие является юридическим лицом. Это означает, что имеется его государственная регистрация, оно может выступать как участник хозяйственных сделок и договоров, его деятельность индивидуально учитывается и контролируется.
Юридическое лицо - учреждение, предприятие, фирма, отвечающие определенным законодательным признакам (наличие устава, печати, счета в банке, государственной регистрации, названия). В качестве юридического лица может быть не только группа граждан, но и отдельный гражданин.
Однако интересы малого предприятия представляют конкретные люди: владелец, руководитель, бухгалтер, работник. Они подписывают договора, покупают сырье, продают продукцию, совершают сделки, но при этом каждый из них действует только лишь как представитель предприятия и поэтому ответственность за действия конкретного работника несет предприятие. Таким образом, малое предприятие участвует в хозяйственной деятельности как единый коллектив.
Малому предприятию принадлежит имущество (оборудование, автомобили, мебель, здание). Оно может приобретать и продавать свое имущество, управлять его использованием, Ни владелец, ни руководитель, ни работник малого предприятия не являются владельцами имущества. От своего персонального имени они не могут продавать или использовать имущество малого предприятия. Взаимодействия отдельного человека и малого предприятия определяется конкретным договором, поручением, должностной инструкцией.
УЧРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
При создании малого предприятия составляют два основных документа:
- устав
- учредительный договор.
Устав предприятия – это свод правил, регулирующих деятельность предприятия, взаимоотношения с другими организациями и гражданами, права и обязанности в определенной сфере хозяйственной деятельности. В составе устава предприятия выделяют разделы:
1. Общая характеристика предприятия (наименование, юридический адрес, состав учредителей).
2. Уставный фонд (сумма денег, внесенная в момент образования предприятия его учредителями). Этот фонд сохраняется на всем промежутке времени деятельности предприятия и является основной финансовой гарантией по обязательствам предприятия.
3. Вклады каждого из учредителей в уставный фонд, что определяет долю их финансовой ответственности за результаты деятельности предприятия.
4. Виды деятельности, работ, услуг и выпускаемой продукции, которые допускаются для предприятия.
5. Правила и формы отчетности предприятия перед государственными организациями и его учредителями.
6. Правила и формы проверки деятельности (аудит) со стороны государственных органов, независимых организаций, руководства.
7. Структура управления деятельностью предприятия (права учредителей, директора, подразделений управления, отдельных должностных лиц).
8. Направления использования прибыли от деятельности предприятия.
9. Правила изменения уставного фонда.
10. правила изменения состава учредителей предприятия.
11. Процедура изменения состава учредителей предприятия.
12. Процедура ликвидации предприятия.
В уставе малого предприятия можно дополнительно описать состав имущества предприятия, систему снабжения основными видами требуемых материалов, электроэнергией, теплом, правила оплаты труда, социальные гарантии работающим, экологические, санитарные и лицензионные требования к деятельности.
Учредительный договор – это свод правил, регулирующих взаимоотношения учредителей предприятия, их права и обязанности, действия в отдельных ситуациях, Учредители – это отдельные граждане или представители действующих предприятий, которые решили совместными усилиями (материальными, финансовыми, интеллектуальными, организационными) создать новое предприятие. Отдельных граждан называют физическими лицами – учредителями. Предприятия, от имени которых действуют их представители, - юридическими лицами-учредителями. В составе учредительного договора выделяют следующие разделы:
1. Общая характеристика предприятия (наименование, юридический адрес, состав учредителей).
2. Уставный фонд (сумма денег, внесенная в момент образования предприятия его учредителями).
3. Вклады каждого из учредителей в уставный фонд (размер и срок внесения вкладов).
4. Расходы по организации предприятия, возлагаемые на каждого из его учредителей.
5. Права учредителей по управлению предприятием в процессе его деятельности.
6. Обязательства по взаимному информированию учредителей о деятельности предприятия и сохранению конфиденциальности служебных данных.
7. Правило деления, и направления использования прибыли предприятия.
8. Правило возмещения убытков предприятия учредителями.
9. Перечень вопросов в деятельности предприятия, требующих единогласного решения учредителей.
10. Перечень вопросов в деятельности предприятия, требующих согласия большинства учредителей.
11. Ответственность учредителей за нарушение условия договора.
12. Процедура выхода из состава учредителей.
13.Процедура принятия нового члена в состав учредителей.
14. Процедура изменения учредительного договора.
15. Процедура ликвидации предприятия. (Ликвидировать предприятие можно по взаимному соглашению учредителей, по решению суда, по условиям, оговоренным в учредительном договоре).
ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Для регистрации малого предприятия в городской регистрационной палате или в ее отделении необходимо подготовить и представить следующие документы:
1. Заявление по форме № 6 в двух экземплярах (бланки данной формы выдаются палатой или отделением).
2. Учредительный договор в двух экземплярах (если учредитель один, следует представить решение о создании общества).
3. Устав, утвержденный учредителями в двух экземплярах.
4. Протокол учредительного собрания, где указывается порядок учреждения общества двумя или более лицами.
5. Документ, подтверждающий оплату государственной пошлины и регистрационного сбора.
6. Документ, подтверждающий оплату 50% уставного капитала, указанного в учредительных документах.
7. Справка, подтверждающая не повторяемость наименования общества в регистрационном реестре.
8. Копии свидетельств о регистрации на каждое юридическое лицо, если таковое является учредителем данного малого предприятия.
9. Регистрационная карточка установленной формы в двух экземплярах.
10. Гарантийное письмо, подтверждающее место нахождения общества, согласие собственника или балансодержателя на представление своего адреса в качестве юридического адреса создаваемому предприятию.
Юридический адрес должен предоставлять в нежилом помещении. Если этот адрес предоставляется собственником, то для этого необходимо представить завершенные документы о праве собственности на помещение или выписку из паспорта бюро технической инвентаризации. Если же адрес предоставляется арендатором (на правах субаренды), то для этого необходимо предоставить заверенную копию аренды договора аренды и заверенное печатью согласие на гарантийном письме собственника. Если в договоре аренды арендодателем разрешена субаренда, то письменное подтверждение согласия собственника не требуется.
После оформления всех вышеперечисленных документов они сдаются в городскую регистрационную палату или ее отделение, которые выдают учредителю временное свидетельство о регистрации малого предприятия.
После получения временного свидетельства о регистрации начинается следующий этап создания малого предприятия. Для этого необходимо произвести следующую работу:
1. Снять копии с временного свидетельства, Устава, Учредительного договора в шести экземплярах, заверить их в нотариальной конторе или в регистрационной палате. В дальнейшем эти копии будут представлены:
- налоговой инспекции
- банку для открытия счета
- в Пенсионный фонд
- в фонд занятости
- два экземпляра необходимы для самого малого предприятия.
2. Получить информационное письмо о присвоении кода Общероссийского классификатора предприятий и организаций (ОКПО) в Главном информационно-аналитическом центре Государственного Комитета РФ по статистике (его местном отделении).
3. Встать на учет в территориальном отделении налоговой инспекции.
4. Открыть расчетный счет в любом банке. Для этого в банк необходимо представить:
- заявление правлению банка
- заверенные копии временного свидетельства о регистрации предприятия, Устава, Учредительного договора
- образцы подписей руководителя и главного бухгалтера, заверенные только нотариусом.
5. Встать на учет в территориальное отделение Пенсионного фонда по месту нахождения юридического адреса предприятия.
6. Встать на учет в территориальное отделение Фонда занятости.

После выполнения выше указанных работ второго этапа учредители должны пройти следующий, третий этап, позволяющий получить постоянное свидетельство о регистрации малого предприятия. Для этого необходимо в городской регистрационной палате или в ее отделении, где было выдано временное свидетельство, представить оригиналы следующих документов:
- Временное свидетельство о регистрации
- Справку из Главного информационно-аналитического центра Государственного Госкомстата
- Справку из банка об открытии расчетного счета и внесении вклада в Уставный фонд предприятия
- Справку из территориального отделения налоговой инспекции о постановке на учет
- Справку из территориального отделения фонда занятости о постановке на учет
- Справку из территориального Пенсионного фонда о постановке на учет
- Декларацию на эскиз круглой печати и углового штампа с наименованием создаваемого предприятия, полностью заполненную и заверенную обеими сторонами. Бланк декларации выдается отделением Регистрационной Палаты.

Регистрация юридического лица осуществляется путем присвоения регистрируемому предприятию очередного номера Единого общегосударственного реестра и проставления на титульном листе каждого из представленных двух экземпляров учредительных документов (Устава, Учредительного договора):

- Специального штампа с наименованием территориального отделения Регистрационной Палаты
- Номера реестра
- Даты регистрации
- Подписи должностного лица, ответственного за регистрацию.
- Печати территориального отделения Регистрационной Палаты

Последним этапом по созданию малого предприятия является оформление и получение круглой печати и углового штампа, без которых невозможна предпринимательская деятельность созданного малого предприятия. В территориальном управлении внутренних дел в соответствующем отделе необходимо перерисовать образец печати и штампа, и по этому образцу заказать художнику рисунок печати и штампа на бумаге размером машинописного листа каждый с указанием реквизитов созданного малого предприятия. После изготовления рисунков в УВД сдаются следующие документы:
- Заявление на разрешение изготовления печати и углового штампа
- Декларация на эскиз печати и штампа, заверенная отделением Регистрационной палаты
- Рисунок круглой печати созданного малого предприятия
- Рисунок углового штампа созданного малого предприятия.

После получения разрешения территориального УВД на изготовление печати и штампа учредитель сдает утвержденные управлением внутренних дел рисунки круглой печати и углового штампа в соответствующую художественную мастерскую для их изготовления.
БИЗНЕС-ПЛАН МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
. ЗНАЧЕНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА
дним из элементов организации предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики является бизнес-план. Он служит основой для оценки возможностей развития фирмы в перспективе. В бизнес-плане отражаются все стороны предпринимательской деятельности фирмы от изучения рынка до управления кадрами. В нем подробно обосновываются направления работы будущего коммерческого предприятия, с которыми оно может столкнуться, а также определяются способы решения этих проблем.
Бизнес-план рассчитан на перспективу, составлять его рекомендуется на три-пять лет. При этом на первый год прогнозируемого периода основные показатели разрабатываются по месяцам, для второго – поквартально, а на остальные годы можно ограничиваться годовыми показателями.
В бизнес-плане приводятся сведения о прогнозных объемах продаж на ближайшие три-пять лет, доходов, затрат, прибыли, об уровне рентабельности хозяйственной деятельности.
Сначала на основе этих прогнозных показателей определяется потребность в материальных, трудовых и финансовых ресурсах на будущий период, а затем выявляется необходимость в заемных оборотных средствах.
Ресурсное обеспечение бизнес-плана может прорабатываться в нескольких вариантах, чтобы определить потенциальную прибыльность предпринимательской деятельности при различных суммах производимых затрат.
В России пока не закреплена обязательная подготовка бизнес-плана для обоснования потребности в заемных средствах. Банки же, предоставляя кредиты, не всегда требуют от предприятий обоснования кредитной потребности.
Предприниматель, пренебрегающий разработкой бизнес-плана, может оказаться в весьма неблагоприятных условиях. Например. По данным американской статистики в США ежегодно свое дело начинают 600 тысяч новых предпринимателей, из которых только половина функционирует полтора года и лишь одному из пяти удается не разориться на протяжении 10 лет.
Опыт зарубежного бизнеса свидетельствует о том, что основными причинами банкротства предпринимателей чаще всего являются:
- некомпетентность
- недостаток опыта и знаний
- полное отсутствие профессиональных навыков.
Зарубежная практика показывает, что настоящим бизнесменом, занимающимся успешно бизнесом на протяжении многих лет, становятся лишь 7-9% от общего числа занятых предпринимательством. Это люди, которые, как правило, всесторонне подготовлены к этой работе, обладающие комплексом знаний, помогающим им выдерживать конкурентную борьбу, принимать оптимальные решения в финансовых вопросах, чувствовать конъюнктуру рынка и т.д.
Создавая предприятие, начиная свою предпринимательскую деятельность, чрезвычайно важно определить себе конкретные и реальные цели и верные эффективные средства достижения этой цели. Именно хорошо продуманный, квалифицированно составленный бизнес-план будет служить средством успешной деятельности предприятия. Интересно отметить, что зарубежные банки и инвестиционные фирмы отказываются рассматривать заявки на выделение средств, если становится известно, что бизнес-план был подготовлен консультантом, а руководителем был лишь подписан.
Важным моментом разработки бизнес-плана является определение доли денежных средств, которые можно привлечь от инвесторов в виде паевого взноса и той доли, которую можно получить в форме кредита от банка. Банкирам же и инвесторам нужно представить убедительный документ, дающий им уверенность, что вложенные ими деньги в проект предприятия вернуться им со значительными доходами. И таким документом должен быть бизнес-план.
П. СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ БИЗНЕС-ПЛАНА
Состав, структура и объем бизнес-плана определяются спецификой деятельности, размером малого предприятия и целью составления. В зависимости от цели составления бизнес-плана (обоснование инвестиций, привлечение партнеров к совместной деятельности, заключение контрактов и пр.) его разделы могут разрабатываться с той или иной степенью конкретизации.
Бизнес-план малого торгового предприятия должен включать следующие основные разделы:
- определение цели и задач на ближайшие годы (три-пять лет).
- анализ финансово-экономического состояния предприятия, выявление позитивных и негативных сторон его деятельности
- характеристика основных поставщиков товаров (ритмичность поставок, формы оплаты за товар, участие в разработке производственной программы)
- сведения об организации продажи товаров
- планируемая организационная структура предприятия
- прогноз основных показателей хозяйственной деятельности предприятия и условий достижения высокой прибыльности (рентабельности).

3. РАСЧЕТ УРОВНЯ ПРИБЫЛЬНОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

При подготовке к открытию малого предприятия, при разработке бизнес-плана крайне важно определить тот момент в деятельности предприятия, когда оно начинает работать прибыльно.
Для расчета прибыльности производства необходимо воспользоваться формулой следующего вида:

К= З пост
Ц-Зпер

Где К – количество произведенных товаров, при котором возможно достижение безубыточного производства

З пост – сумма условно-постоянных затрат, необходимых для организации производственной деятельности

З пер – сумма условно=переменных затрат, необходимых для изготовления единицы товара (оказания одной услуги)

Ц – цена за единицу товара (услуги)

К условно-постоянным затратам относятся:
- суммы полученных и запрашиваемых заявкой кредитов
- выплаты процентов по ним за год
- сумма накладных расходов в целом по предприятию
- сумма амортизационных отчислений по оборудованию
- оплата труда управленческого персонала предприятия

К условно-переменным затратам относятся:
- затраты на материалы, сырье, комплектующие изделия
- затраты на тепло и электроэнергию, используемые в производственных целях
- затраты на оплату труда основного производственного персонала
- накладные расходы, изменяющиеся пропорционально изменению оборота.
При расчете объема производства, обеспечивающего безубыточность, следует исходить из тех же прогнозируемых производств, которые указаны в бизнес-плане.
Рекомендуется проводить несколько (не менее трех) вариантов возможной цены реализации товара, чтобы дать банку-кредитору возможность оценить влияние рыночных условий на прибыльность заемщика.
Если рыночная цена предполагаемого к производству товара не покрывает все затраты, не прибыльна, то следует найти пути снижения себестоимости его производства или совсем отказаться от его выпуска, определив другой, пользующийся достаточно большим устойчивым спросом товар.
СТАТЬИ ИЗДЕРЖЕК ПРЕДПРИЯТИЯ
юбая деятельность предпринимателя связана с использованием исходных ресурсов. Это природные ресурсы – в виде территории, воды, полезных ископаемых, трудовые ресурсы – знания, навыки и усилия персонала предприятия, производственные ресурсы – оборудование, станки, машины и компьютеры, материальные ресурсы – закупленное сырье, отдельные узлы и детали, энергетические ресурсы – электроэнергия, топливо и тепло.
Эти составляющие называют производственными факторами. Их состав отражает специфику работы предприятия. Когда предприятие приобретает производственные факторы, оно несет издержки.
Издержки – это денежное выражение используемых производственных факторов.
Издержки вычисляют в денежном выражении, чтобы суммировать расходуемые ресурсы.
В составе издержек предприятия выделяют типовые элементы:
- сырье и материалы
- энергетические ресурсы
- заработную плату
- амортизацию
- услуги других организаций
- маркетинговые издержки
- канцелярские расходы
- налоги
- прочие издержки.
По всем этим элементам предприниматель ведет учет издержек предприятия.
Все издержки делятся на два вида: постоянные и переменные.
Постоянные издержки – это такие виды расходов предприятия, сумма которых не меняется при изменении количества выпускаемой продукции или оказываемых услуг. К постоянным издержкам относятся, например, расходы по оплате арендованного помещения. При любых количествах выпускаемой продукции и даже если вообще ничего не делать, плата за арендованное помещение должна осуществляться.
Переменные издержки – это такие виды расходов предприятия, сумма которых изменяется пропорционально изменению количества выпускаемой продукции или оказываемых услуг. К переменным издержкам, например, относятся расходы на сырье, заработную плату.
Сумма переменных и постоянных издержек называется полной или валовой суммой издержек.
Соотношение постоянных и переменных издержек или соотношение элементов называют структурой издержек предприятия.
НАЛОГИ
Налог – обязательный взнос в бюджет, осуществляемый на условиях, определяемых законами страны.
Налоги необходимы государству для оплаты общегосударственных расходов на охрану границы, содержание армии, образование в государственных учебных заведениях, работу аппарата государственного управления. В России применяются три группы налогов:
Федеральные
Республиканские
Местные
Федеральные налоги идут на поддержку мероприятий, осуществляемых руководством РФ. К числу этих налогов относятся налог на прибыль предприятий, налог на сумму добавленной стоимости, налог на сумму выплачиваемой на предприятии заработной платы.
В составе республиканских налогов имеются налог на использованное имущество, плата за используемые природные ресурсы.
К местным налогам, расходуемым на мероприятия городской власти, относятся земельный налог, налог на рекламу, налоги на транспортные средства предприятия.
Малое предприятие обязано выплачивать все необходимые виды налогов ежеквартально.
Основными элементами правила расчета налога является налоговая ставка и база налога. Налоговая ставка – определенная доля. Она устанавливается в процентах и может иметь несколько значений. Налоговая база – показатель, величина которого подлежит налогообложению.
НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
Добавленная стоимость – это стоимость, добавленная предприятием при выпуске продукции к стоимости закупленных сырья, материалов, энергии, услуг. Основную часть добавленной стоимости составляют заработная плата работающих, амортизационные отчисления и прибыль. Налог на добавленную стоимость определяется и взимается с потребителя Ставка налога устанавливается государством по группам товаров. В большинстве стран имеются две группы товаров:
- товары с льготной ставкой
- товары с нормальной ставкой.
Например, законом РФ установлена пониженная ставка налога на добавленную стоимость на продовольственные товары первой необходимости. Она составляет 10% при общей ставке в 20%.
Когда предприятие продает свою продукцию, то в составе цены обязательно показывают налог на добавленную стоимость.
Налог на добавленную стоимость, который собирает предприятие, должен перечисляться государству.
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ
При расчете размера прибыли, подлежащей налогообложению, учитывают все виды деятельности предприятия. Это выпуск и реализация продукции, продажа своего имущества, доходы от участия в деятельности других предприятий, средства и имущество, полученные безвозмездно от кого-либо.
Налог на прибыль состоит из двух частей. Первую часть определяет федеральный закон, вторую – постановление местного правительства.
Для малых предприятий существует набор государственных льгот по величине налогов. Эти льготы допускают в одном случае более низкие налоговые ставки, а в другом – освобождение от налога на начальный период деятельности предприятия.
Порядок налогообложения, освобождения субъектов малого предпринимательства от уплаты налогов, отсрочки и рассрочки их уплаты устанавливается в соответствии с налоговым законодательством.
ТЧИСЛЕНИЯ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ
тчисления на социальные нужды регламентируются законом. Они предусматривают отчисления органам Государственного социального страхования 5,4%, Пенсионному фонду 29%, Государственному фонду занятости 1,5%. Размер этих отчислений устанавливается в процентах от затрат на оплату труда.
СЕБЕСТОИМОСТЬ
Сумма издержек предприятия при производстве и продаже продукции или услуги называется себестоимостью. В зависимости от состава учитываемых издержек различают:
- производственную себестоимость – издержки предприятия на выпуск продукции
- полную себестоимость – издержки предприятия на выпуск, упаковку, доставку, продажу продукции.
- Индивидуальную себестоимость – издержки на отдельный вид продукции
- Плановую себестоимость – сумму издержек, рассчитанную на основе планируемой деятельности предприятия.
- Отчетную себестоимость – фактическую сумму издержек предприятия.
Себестоимость состоит из издержек, сгруппированных по элементам. Состав элементов каждое предприятие может определять самостоятельно с учетом вида своей деятельности. Производственное предприятия, например, принимает следующий состав элементов себестоимости:
- сырье и материалы
- покупные узлы и заготовки
- заработная плата работников
- отчисления в социальные фонды
- энергетические расходы
- амортизация
- содержание оборудования
- общепроизводственные затраты
- налоги, включаемые в состав себестоимости
- прочие затраты.
При составлении себестоимости конкретного вида продукции выделяют прямые и косвенные элементы. Прямые – это элементы затрат, которые могут быть четко отнесены к процессу выпуска конкретного вида продукции. Например, затраты сырья, заработная плата работников. Косвенные – это элемент затрат, связанных с обеспечением общих потребностей предприятия. Например, расходы на ремонт оборудования, заработная плата работников охраны и т.п. При распределении суммы косвенных затрат по себестоимости различных видов продукции предприниматель сам выбирает правило разделения.
Состав элементов себестоимости ограничен законом страны, так как если в себестоимость продукции записать много издержек, то уменьшиться прибыль, и, следовательно, налоги, выплачиваемые в бюджет.
В себестоимость включаются:
1. Затраты, непосредственно связанные с производством продукции (услуг)
2. Оплата за используемое природное сырье
3. Затраты на подготовку и улучшение производства.
4. Расходы на экспериментальные работы и опыты
5. Затраты на обеспечение условий труда и его безопасность
6. Расходы по управлению производством
7. Расходы на обучение персонала
8. Платежи по обязательному страхованию
9. Обязательные налоги и платежи согласно требованиям законодательства страны.
10. Амортизационные отчисления.
Нельзя включать в себестоимость продукции, например, расходы предприятия на благоустройства города, строительство санатория, дачи для работника.
УЩЕРБ
Наряду с издержками, обеспечивающими хозяйственную деятельность предприятия, могут возникать непредвиденные издержки. Например, это могут быть издержки на ремонт станка, поломанного из-за неосторожности работника, потери продукции из-за порчи при ее перевозке, издержки на ликвидацию последствий стихийного бедствия (урагана, пожара). Издержки такого вида называют ущербом предприятия. В нормальных условиях деятельности сумма ущерба равняется нулю. Возникает ущерб предприятия из-за непредвиденного отрицательного воздействия природных факторов, деятельности других фирм или действия отдельных граждан.
Ущерб может быть нанесен самим предприятием. Это может быть выпуск некачественной продукции, из-за чего наносится ущерб здоровью потребителя, сброс загрязненной воды в озеро и пр. Ущерб может наноситься предприятием сознательно, с целью экономии издержек на контроль, очистку, в связи с непредвиденными нарушениями в производственном процессе.
Ущерб оценивается в денежном выражении и подлежит полному или частичному возмещению
АСЧЕТ ОПЛАТЫ ТРУДА
Всякий труд должен быть оплачен. Но предпринимателя заботит не только факт оплаты за труд, его заботит и сам труд, его качество и производительность. Никто не станет платить только за пребывание на рабочем месте. Нельзя допускать и простоев из-за отсутствия работы.
Заработная плата должна непосредственно зависеть от качества и количества труда. Квалифицированный, образованный и добросовестно работающий человек заслуживает высокой заработной платы. Привлекать, удерживать и стимулировать работника можно не только деньгами. Предприятия часто оплачивают своим работника проезд от места жительства до места работы, расходы по медицинскому лечению, стоимость путевок в период отпуска, расходы по содержанию личных автомобилей, используемых для производственных нужд, питание в течение рабочего дня.
Расчет суммы заработной платы должен быть справедливым, известным работнику заранее, удобным для использования. На практике применяют два основных способа оплаты труда работающих:
- повременная оплата труда
- сдельная оплата труда.
Повременная оплата труда предполагает расчет заработной платы через нормативную ставку оплаты за единицу рабочего времени и общее отработанное время. Для административных работников, вспомогательного персонала за единицу времени принимают месяц, для рабочих – час.
Преимущество способа повременной оплаты труда состоит в гарантировании выплаты ее работающему без зависимости от объема производства.
Недостаток этого способа – отсутствие возможности повысить свой заработок за счет роста доли личного участия в производственном процессе.
Повременную оплату труда применяют на работах, где нет возможности учитывать результат труда, где качество труда более важно по сравнению с количеством, где скорость и состав работы определяются общим режимом деятельности предприятия.
Сдельная оплата труда предполагает расчет суммы заработной платы через нормативную ставку оплаты за единицу продукции (работы) и общее ее количество.
Сдельная оплата труда применяется очень широко.
Нормативные ставки оплаты труда повышаются, если ухудшаются условия труда по сравнению с обычными.
При наличии у предприятия прибыли работники дополнительно к основному заработку получают премию как поощрение за качественную работу.
Не подлежат включению в оплату труда, но могут быть выделены работникам из прибыли предприятия материальная помощь, оплата дополнительно предоставляемых отпусков, компенсация удорожания стоимости питания в столовых, оплата проезда в транспорте общего пользования.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Результатом деятельности предприятия является проданная продукция. Ее денежная оценка называется выручкой или суммой реализации. Выручку вычисляют, планируют, контролируют по отдельным партиям и видам производимой продукции и отказываемых услуг. В процессе продажи произведенной продукции могут возникнуть дополнительные издержки на доставку или оплату услуг продавца. Эти издержки называют издержками, связанными с реализацией продукции. Если из суммы выручки вычесть издержки, то получим прибыль предприятия или убытки.
Цена продаваемой продукции складывается из двух частей. Первая – это издержки предприятия, заплаченные за полученное сырье, топливо, материалы, за услуги, оказанные партнерами. Вторая часть цены – это издержки и прибыль самого предприятия. Она называется добавленной стоимостью.
Прибыль – это разница между суммой денег, вырученных от продажи продукции и ее себестоимостью.
Прибыль, остающаяся у предприятия после уплаты налогов и обязательных платежей (ее называют чистой прибылью) в бюджет государства, поступает в полное распоряжение учредителей. Учредители самостоятельно определяют направления ее использования, если они не оговорены в уставе предприятия.
Считается, что предприниматель, должен получать прибыли 20-30% от суммы своих издержек, чтобы выплатить налоги на прибыль и осуществить улучшение своего производства. Любое производство не может стоять на месте. Без прибыли предприятие не сможет выдержать конкуренцию.
ПОТРЕБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В КАПИТАЛЕ
Капиталом называют средства производства, которые можно использовать для производства будущих благ.
При создании или расширении предприятия необходимо приобрести здание и оборудование, выполнить строительные или ремонтные работы. Расходы, которые идут на эти цели, называют основным капиталом.
Основной капитал – это денежное выражение имеющихся в собственности предприятия земли, зданий, оборудования, машин. Основной капитал называют единовременными затратами, так как они осуществляются при организации производства, а приносят отдачу потом на протяжении длительного периода.
Основной капитал на действующем предприятии называют производственными фондами. При этом их подразделяют на активные (станки, машины, оборудование) и пассивные (здания, сооружения).
На действующем предприятии необходимы производственные запасы сырья, материалов, инструмента, готовой продукции. В начальный период деятельности предприятия эти запасы создаются, а затем по мере необходимости обновляются и заменяются. Денежное выражение производственных запасов предприятия называют оборотным капиталом.
Для оборотного капитала предприятия рассчитывают три основных характеристики:
- стоимость запаса
- чисто оборотов запаса за год
- время нахождения материалов в запасе.
Чем меньше товарные запасы на предприятии, тем быстрее они оборачиваются, тем экономически выгоднее для предприятия. Объясняется это тем, что деньги, вложенные в создание производственных запасов, фактически «заморожены» они не дают отдачи до тех пор, пока материал не будет использован для производства продукции.
Создание основного и оборотного капиталом требует значительных денежных средств, поэтому малые предприятия часто используют аренду. Это договор на использование земли, здания, оборудования, транспорта. Собственником их может быть крупная фирма, банк или государство, которые во временное пользование за оплату (из будущих доходов) передают малому предприятию необходимый основной капитал.
ОТЧЕТ О ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ля оценки результатов хозяйственной деятельности руководство предприятия периодически составляет отчет. Существуют месячные, квартальные и годовые отчеты. Отчет – это описание экономических результатов и происшедших изменений в хозяйственной деятельности за определенный период времени. Основными подотчетными документами малого предприятия являются, отчет о прибыли и балансовый отчет.
Отчет по прибыли показывает доходы и издержки предприятия за предшествующий период времени. В укрупненном виде отчет по прибыли – это три показателя: выручка от продажи продукции, суммарные издержки и прибыль. Однако каждый из этих показателей разделяется по элементам, которые обозначают: элементы издержек, прибыльность отдельных видов выпускаемой продукции, доходы и расходы по отдельным поставщикам материалов и покупателям продукции.
Рассматривая отчет предприятия по прибыли, можно выявить предпочтительные направления хозяйственной деятельности, выделить элементы доходов и расходов, требующие наибольшего контроля, оценить успешность предпринимательской деятельности по сравнению с более ранними периодами времени.
Отчет по прибыли дает основной экономический итог деятельности предприятия за интервал времени.
Балансовый отчет – это характеристика состояния имущества предприятия на конкретный момент времени, конкретную дату. В балансовом отчете хозяйственные средства предприятия называют активами, а источники их финансирования – пассивами. Сумма активов равна сумме пассивов, поэтому отчет называют балансовым. Любая сумма, затраченная на рост активов, тут же ведет к соответствующему росту пассивов.
В составе активов предприятия выделяются: основной и оборотный капиталы.
В составе пассивов: собственный капитал, долгосрочные и краткосрочные обязательства (займы)
Собственный капитал на малом предприятии может поступить только из прибыли предшествующего периода или из дополнительных вкладов владельцев. Уменьшаться он будет при убытках или изъятии части средств, для личного использования.
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Анализ результатов хозяйственной деятельности предприятия реализуется через следующие варианты действий:
1. Сравниваются значения показателей деятельности предприятия за отчетный период с аналогичными показателями за предшествующий период или на других предприятиях.
2. Выявляется сложившаяся за несколько последовательных периодов тенденция в изменении значений показателей.
3. Вычисляются дополнительные показатели на основе исходных (сложение, вычитание, деление)
4. Выявляются причины происшедших изменений
5. Оценивается сложившаяся хозяйственная ситуация.

Специально вычисляемыми экономическими показателями являются:
- рентабельность
- ликвидность
- платежеспособность
- производительность.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА
Организация – это создание условий для работы. Она зависит от вида предприятия, характера процесса деятельности, состава выпускаемой продукции.
Цикл деятельности малого предприятия – это последовательность группы повторяющихся действий. В составе цикла можно выделить:
1. Получение кредита
2. Заказ и получение исходного сырья и материалов
3. Оплата расходов поставщикам
4. Производство продукции.
5. Оплата издержек за процесс производства
6. Упаковка и отгрузка готовой продукции
7. Продажа продукции и получение денег
8. Возврат кредита
9. Выплата налогов
10. Подведение итогов
11. Распределение прибыли.
Получение прибыли – это конечный результат бизнеса, но его достижение требует больших усилий по организации деятельности предприятия. Это повседневная, обязательная работа. Ее следует выполнять квалифицированно. Правильная организация деятельности – 80% успеха, плохая организация – путь к разорению.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Игнатов В.Г., Бородина О.Ю. «Органы власти и поддержка малого бизнеса» Учебно-справочное пособие, М. «ПРИОР», 1998, 156 с.
2. Баженов Ю.К., Баженов А.Ю. «Малое предпринимательство. Практическое руководство», М. ИВЦ «Маркетинг» 1999 , 103 с.
3. Глухов В.В. «Экономика малого предприятия», Чебоксары, 1999, Чебоксарский институт экономики и менеджмента, СПб Государственный технический университет, 83 с.
4. Баженов Ю.К. «Создание и деятельность малого предприятия», М.1997, «Хронограф», 41 с
5. Рольф Рюттингер «Культура предпринимательства». М., 1992, «ЭКОМ», 238 с
6. Джон К.Лембден, Дейвид Таргет «Финансы в малом бизнесе», М. 1992, «Финансы и статистика», «Аудит», 125 с
7. Котовцев Ю.И. «Как составить бизнес-план?» Практическое руководство. М. 1999, «ИМА-ПРЕСС», 154 с