Налоговая система Канады

Содержание
УРОВНИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ КАНАДЫ 3
МОДЕРНИЗАЦИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ 3
Подоходный налог 3
Налог на прирост рыночной стоимости активов 4
Налог на прибыль 4
Основные налоговые льготы 5
Налог с продаж 6
Налог на товары и услуги 6
ВЛИЯНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В СТРАНЕ 7
Роль провинций в экономике 7
Координация налогов 8
Список использованной литературы 9


Уровни налоговой системы Канады
Налоговая система Канады в современных условиях представлена на трех основных уровнях:
• федеральном (48% государственных доходов);
• провинциальном (42% государственных доходов);
• местном (10% государственных доходов).
Главную часть доходов федерального бюджета составляет подоходный налог с населения, причем доля его постоянно увеличивается. За 1985—1994 годы доля подоходного налога увеличилась на 45% (с 56580 млн. до 101943 млн. канадских долларов). Значительны и поступления от налога на корпорации, налога на товары и услуги, акцизов, таможенных пошлин и налогов в фонды социального страхования.
Налоговые источники доходов провинций складываются из:
* подоходного налога с населения;
* налога с продаж;
* налога на прибыли корпораций;
* акцизов;
* налогов в фонды социального страхования;
* налогов на дарения;
* рентных платежей;
* различных регистрационных и лицензионных сборов.
Основную долю поступлений дают подоходный налог с населения и косвенные налоги.
Налоговые поступления местных бюджетов состоят из налога на недвижимость и налога на предпринимательство.
В стране сложилась четкая система налогового регулирования:
Налоговая политика разрабатывается отделом бюджетной политики и экономического анализа Министерства финансов.
Все проекты выносятся на обсуждение — прежде всего в Палату Общин.
Сбором налогов занимается Министерство национального дохода.
Все возникающие споры по вопросам налогообложения разрешает Налоговый суд.
Отдельным провинциям сделаны исключения. Например, Квебек самостоятельно собирает подоходный налог и налог на прибыль, Онтарио, Альберта — налог на прибыль.
Основополагающими актами в сфере налогового законодательства служат: Закон о налоге на доход (регулирующий взимание подоходного налога и налога на прибыль корпораций) и Закон о страховании по безработице (системы социального обеспечения).
Модернизация налоговой системы
Первым этапом модернизации налоговой системы Канады стала налоговая реформа, начатая в 1987 г. Она коснулась двух основных доходных статей бюджета: подоходного налога и налога на прибыль. В дальнейшем был проведен радикальный пересмотр системы косвенных налогов.
Подоходный налог
В соответствии с реформой 1987 г. в Канаде на федеральном уровне стали действовать три ставки подоходного налога вместо ранее существовавших десяти, и в каждом регионе — свои местные ставки подоходного налога, (см. Таблица 1 и Таблица 2).
Таблица 1. Ставки федерального подоходного налога
Доход, тыс. долл. Максимальная федеральная ставка, %
0 -29590 17
29590 -59180 26
более 59180 29
Таблица 2. Ставки подоходного налога с физических лиц, действующие в регионах
Провинция, территория Основная ставка, % Основная федерально-провинциальная ставка, %
Ньюфаундленд Новая Шотландия о. Принца Эдуарда 21,0* 19,0** 19,0 52,3 50,3 50,3
Нью-Брансуик 20,1 51,4
Квебек 21,6 52,9
Онтарио 21,6 52,9
Манитоба 19,1 50,4
Саскачеван 20,6 51,9
Альберта 14,8 46,1
Брит. Колумбия 22,9 54,2
Юкон 15,3 46,6
Северо-западные территории 13,0 44,4
* Ставка составляет 69% от основной федеральной. В Ньюфаундленде существует пяти процентный дополнительный налог на сверхдоходы.
** Основная ставка равна 59,5% основной федеральной. С 1 июля 1997 г. ставка провинции снизится до 19,5% основной федеральной. В настоящее время с дохода, превышающего 10000 канадских долларов, берется дополнительный налог в размере 10%.
В остальных регионах существуют свои особенности применения различных ставок для различных сумм дохода. •
Были пересмотрены налоговые льготы, и часть из них отменена. Многие льготы переведены из налоговых скидок в разряд налогового кредита.
Таким образом, новая налоговая система построена на одинаковом обложении доходов, независимо от их величины и формы вложения капитала, а также на обложении реальных величин доходов (индексация ставок и налоговых кредитов в соответствии с ростом потребительских цен).
Налог на прирост рыночной стоимости активов
Большое значение в системе подоходного налога с населения имеет налог на прирост рыночной стоимости активов. Если ранее только половина этого дохода подпадала под налогообложение, причем реальная ставка совокупного федерально - провинциального налога равнялась 26%, то в настоящее время облагаемая доля расширилась до 75%, а реальная ставка налога на прирост рыночной стоимости возросла до 30%.
Налог на прибыль
Значимую роль играет налог на прибыль и связанные с ним разнообразные налоговые льготы, которые побуждают компании к рациональному использованию основных и оборотных средств, внедрению НИОКР, развитию деятельности в определенных районах и другим общественно полезным мероприятиям.
Ставка налога на прибыль складывается из федеральной и провинциальной. Общая федеральная ставка — 28% (для компаний обрабатывающей промышленности — 23%). Провинциальные ставки налога на прибыль представлены в Таблица 3.
Таблица 3. Ставки налога на прибыль, действующие в регионах
Провинция, территория Основная ставка, % Основная федерально-провинциальная ставка, %
Ньюфаундленд 14,0* 43,12
Новая Шотландия 16,0" 45,12
о. Принца Эдуарда 15,0 44,12
Нью Брансуик 17,0 46,12
Квебек (от вида деят-сти) 8,9-16,25 38,02-45,37
Онтарио 15,5 44,62
Манитоба 17,0 46,12
Саскачсван 17,0 46,12
Альберта 15,5 44,62
Брит. Колумбия 16,5 45,62
Юкон 15,0 44,12
Северо-западные терр-ии 14,0 43,12
* Ньюфаундленд снижает ставку для компаний, создающих более 10 рабочих мест с полной занятостью и инвестициями не менее $500 000.
** С 1 июля 1993 г. снизилась ставка для корпораций, создающих рабочие места в фармацевтической, компьютерной, телекоммуникационной и аэрокосмической отраслях.
Основные налоговые льготы
Основные налоговые льготы для корпораций включают:
* инвестиционный налоговый кредит;
* налоговый кредит на расходы НИОКР;
* ускоренные нормы амортизации;
* льготные условия налогообложения стоимости активов;
* скидки на истощение недр и др.
Постоянно увеличивающийся дефицит федерального бюджета привел к более рациональному использованию налоговых льгот, что прежде всего выразилось в сужении сфер их применения и в уменьшении размеров. В 1987 г. были отменены инвестиционный налоговый кредит и скидка на корректировку товарно-материальных запасов.
Снижены нормы амортизации для пассивной части основного капитала в горнодобывающей промышленности для бурового оборудования, рабочих частей машин, рекламного оборудования.
Сохранены льготы на стимулирование регионального развития НИОКР. Инвестиционный кредит для атлантических провинций составляет 15%, а для специально выделенной группы районов — 10%. Налоговый кредит на капиталовложения в НИОКР составляет 30% для всех компаний и 45% — для обрабатывающего сектора в отдельных районах.
Для стимулирования развития сельского хозяйства и рыболовства также предусмотрены меры налогового характера. Существуют три специальные льготы для компаний данных отраслей.
Цель одной из них — привлечь детей фермеров к работе в сельском хозяйстве. После смерти родителей ферма, доля в семейной фермерской корпорации или семейном фермерском партнерстве переходит к детям без необходимости пожизненной уплаты налога на прирост рыночной стоимости активов. Его оплата откладывается до того момента, когда дети будут располагать какой-либо другой собственностью помимо данной семейной.
Другая льгота состоит в праве усреднять доход за пятилетний период в целях защиты фермеров и рыбаков от резких колебаний доходов, свойственных данным отраслям.
Третья льгота связана с методом исчисления дохода для фермеров и рыбаков; дает возможность фермерам регулировать распределение доходов по годам, уменьшать или увеличивать сумму, оставшуюся в их распоряжении после уплаты налога.
Большое внимание в Канаде уделяется стимулированию деятельности малого бизнеса.
К малым относятся компании с годовыми продажами от 2 до 20 млн. долл., с годовой прибылью меньше или равной 200 тыс. долл., в которых занято меньше или 100 лиц наемного труда. Доля мелких фирм составляет 97% от числа всех компаний. Основные сферы их деятельности — услуги, розничная торговля, строительство, наукоемкие отрасли. После налоговой реформы ко всем компаниям малого бизнеса применяется единая ставка — 12%. Правительство Канады возлагает большие надежды на малый бизнес как на возможность повысить уровень занятости в стране.
В налоговой системе преобладает прямое налогообложение, в котором основную долю занимает подоходный налог с населения. Наибольшее регулирующее воздействие на экономику оказывает налог на прибыль компаний.
Последние тенденции в развитии налоговой системы связаны с расширением базы налогообложения и снижением размеров ставок налогов и направлены на сокращение дефицита федерального бюджета при сохранении возможностей воздействовать на экономические процессы.
Налог с продаж
Налог с продаж по своей природе — это более удобный механизм сбора доходов, чем подоходный налог. Действующий налог с продаж имеет две характерные черты:
* • распространяется только на потребление, освобождая от налогов сам производственный процесс и тем самым не угрожая внутреннему производству;
* • опирается на более широкую базу.
До 1991 г. федеральное правительство полагалось на единую ставку федерального налога с продаж — 13,5%. Под этот налог попадали и производственные ресурсы. Эта ставка распространялась на производителей и ее эффективное значение существенно изменялось от продукта к продукту, завися от системы их распределения. Налог облагал внутреннее производство больше, чем импортные товары, примерно на одну треть. Половина доходов от этого налога полностью шла от налогообложения потребляемых в производстве ресурсов, увеличивая стоимость инвестиций в среднем на 4%. В небольшой открытой экономике, которая характерна для Канады, эти факторы стали основными препятствиями к росту.
Столкнувшись с недостатками федерального налога с продаж, федеральное правительство в 1987 г. решило основные усилия направить на реформу местного налога с продаж. Этот шаг правительства породил предложение развивать и взимать национальный налог с продаж по европейской модели налога на добавленную стоимость.
Налог на товары и услуги
В 1991 г. был принят налог на товары и услуги. В отличие от европейского налога на добавленную стоимость налог на товары и услуги в Канаде имеет преимущество, которое выражается в установленной единой ставке — 7%. В то же время основные продукты питания, лекарства, медицинские препараты и оборудование налогообложению не подвергаются, освобождаются от налогов услуги здравоохранения и образования.
Налог на товары и услуги приносит стране значительный доход. В 1994 г. он составил 21087 млн. долл., или 7,7% от общего поступления всех налогов. Более широкая экономическая база и низкая ставка позволяют уменьшить искажающее воздействие на рынок и достигнуть наиболее эффективного распределения ресурсов.
Само по себе введение этого налога означало существенное улучшение налоговой системы Канады, однако оно привело и к дополнительным сложностям. Дело в том, что налог взимается одновременно с провинциальными налогами с розничных продаж. Два налога существуют в сфере розничной торговли параллельно, принося массу неудобств продавцам, вынужденным калькулировать два налога с разными базами и приспосабливать к ним систему бухгалтерского учета. С другой стороны, это является стимулом к унификации системы провинциальных налогов и ее гармонизации с федеральным налогом.
За исключением провинции Альберта и двух территорий, все провинции взимают местные налоги с продаж.
С 1 апреля 1997 г. Нью Брансуик, Новая Шотландия Ньюфаундленд объединяют свои местные налоги с продаж с федеральным налогом на товары и услуги ("GST"). Комбинированная ставка равна 15% (7% —федеральная ставка и 8% — провинциальная). Объединенный налог включается в розничные цены, но вся сумма уплаченного налога отражается в чеке.
С 1 сентября 1996 г. в регионах Канады действуют следующие ставки налогов с розничных продаж:
* Ньюфаундленд — 12%;
* Новая Шотландия — 11%;
* о. Принца Эдуарда — 10%;
* Нью Брансуик — 11%;
* Квебек — 6,5% (в Квебеке взимается объединенный налог: провинциальный и федеральный);
* Онтарио — 8%;
* Манитоба — 7%;
* Саскачеван — 9%;
* Британская Колумбия — 7%, называется "налог на социальные услуги", им облагается потребление товаров и определенных видов услуг.
К определенным видам товаров и услуг могут применяться другие ставки данного налога. Например, в провинции Онтарио — стандартная ставка налога — 8%, но для алкогольных напитков, продаваемых в специализированных магазинах, ставка увеличена до 12%.
Влияние налоговой системы на экономические процессы в стране
Налоговая система Канады оказывает серьезное воздействие на экономические процессы страны. В середине 1990-х годов налоговое регулирование было направлено на стимулирование совокупного спроса, но первостепенное внимание все же уделялось государственным расходам. В результате федеральное правительство и правительства провинций требовали причитающиеся части важнейших налогов. Доля подоходных налогов в 1994 г. составляла около 45% всех налоговых поступлений (37% приходится на подоходный налог с физических лиц, 8% — на налог с корпораций); налоги на потребление — примерно 30%. Доля налогов, собранных в провинциях, относительно значительна (и в сборах подоходных налогов, и в налогах на потребление). Бюджет провинции пополняется более, чем на 100 млрд. долл. ежегодно (из них 40% приходится на долю подоходных налогов и почти половина на налоги на потребление).
Роль провинций в экономике
Канада — децентрализованное государство, где, несмотря на сильное влияние федеральных органов власти, провинции имеют большое значение в ключевых областях национальной экономики и социального развития. Так, провинции обладают сферой полномочий в таких областях, как образование, здравоохранение, круг социальных программ по страхованию.
Имея столь широкий спектр ответственности, провинции играют фундаментальную роль в национальной экономике. На их долю приходится больше половины всех правительственных расходов Канады.
Роль провинций в экономике страны резко усилилась в последние годы: с 15% валового внутреннего продукта (ВВП) в начале 1960 г. — до 26% в 1994 г. На долю федерального правительства приходится всего 22%.
Расширение роли провинций в национальной экономике требует координации политики между федеральным правительством и правительством провинций. Несмотря на широкие полномочия в сборе налогов, провинциям необходима поддержка со стороны федерального правительства. В среднем около 28% всех доходов составляют трансферты — средства, передаваемые центральным правительством провинциям в целях компенсации несоответствия между их потребностями в средствах и имеющимися в их распоряжении ресурсами. Например, в провинциях Онтарио, Альберта и Британская Колумбия эта доля достигает 20%, а в провинциях менее богатых — более 40%.
Координация налогов
Большую роль в экономическом регулировании играет координация налогов, которая призвана способствовать:
* изменению роли провинций в федерации;
* обеспечению политических компромиссов между уровнями правительства;
* увеличению интереса всех правительств к системе налога на доход как к инструменту политики увеличения поступлений;
* улучшению системы распределения дохода между индивидуалами с целью продвижения экономического и социального развития.
Механизм координации налогов на доход сохраняет для провинций два важнейших ограничения.
Первое — отсутствие структуры ставок. Налоговые надбавки и скидки по сути своей ограничены во влиянии на распределение дохода, так как они затрагивают лишь два полюса доходной шкалы, оставляя нетронутыми многочисленные промежуточные ставки. Также провинции взимают и основной федеральный налог, что означает принятие федеральной налоговой структуры и последствий распределения дохода. Если бы провинции могли устанавливать отдельные налоговые ставки и доходные уровни, у них было бы гораздо больше средств достижения желаемой степени прогрессивности. Однако это снижало бы согласованность и усложняло налоговую систему в целом.
Второе — хотя изначально провинции имеют возможность увеличивать налоговые поступления, требование наложения провинциального налога на федеральный ограничивает маневренность провинций до сравнительно узкой базы, снижая тем самым ценность каждого налогового пункта и требуя очень высоких налоговых ставок.
Как мы видим, ограничения достаточно существенны. Тем не менее, в такой крупной стране, как Канада, децентрализация помогает адаптировать социальную политику к местным нуждам, в то же время обеспечивая правительствам провинций доходы, достаточные для поддержания единых стандартов общественных услуг при равных уровнях налогообложения.
Список использованной литературы
1. Налоговые системы зарубежных стран. Под редакцией д-ра экономических наук профессора Князева В.Г., д-ра экономических наук профессора Черника Д.Г. Москва «Закон и право», издательское объединение «ЮНИТИ», 1997 год.
2. Мещерякова О.В, Налоговые системы развитых стран мира (справочник). М. :Фонд “Правовая культура”,1995. - 240 с.
3. Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов: Учеб. пособие. - М.:ИНФРА-М, 1996. 192 с.
1


8