Адам Смит или портрет рассеяного профессора.
1723 – 1790
Имя великого шотландца Адама Смита равно чтится всеми современными учеными-экономистами, сколь бы различных точек зрения они не придерживались. Его книга “Исследование о природе и причинах богатства народов” (1776 г) навсегда вписала его имя в историю экономической мысли. Эта книга стоила ему девяти лет полного отшельничества и принесла славу “отца экономической науки”.
Путь Смита к славе был непростым.
Он был единственным ребенком в небогатой семье таможенного чиновника, скончавшегося за несколько месяцев до рождения своего сына. Адама воспитала мать, посвятившая ему всю свою жизнь. В четырнадцать лет он поступил в университет Глазго, начав свою дорогу к постижению мира. Упорно набирая знания и одолевая вечно мучившие его болезни, он постепенно стал одним из образованнейших людей своего времени.
Признанием этого стало назначение его руководителем кафедры нравственной философии, а потом и ректором университета в Глазго.
Именно подготовка лекций для студентов этого университета и стала толчком к формулировке Адамом Смитом его представлений о проблемах экономики.
Основой научной теории Адама Смита было стремление взглянуть на человека с трех сторон :
- с позиций морали и нравственности,
- с позиций гражданских и государственных,
- с позиций экономических.
Он попытался объяснить экономические отношения людей именно с учетом особенностей их натуры, считая, что человек – существо, эгоистичное от природы, и его цели вполне могут противоречить интересам окружающих.
Но люди все же ухитряются каким-то образом сотрудничать друг с другом ради общего блага и личной выгоды каждого. Значит, существуют какие-то механизмы, которые обеспечивают такое сотрудничество. И если их выявить, то можно понять, как устроить экономические отношения более рационально.
Адам Смит не идеализировал человека, он видел все его недостатки и слабости, но при этом он писал : “Одинаковое у всех людей, постоянное и не исчезающее стремление улучшить свое положение – это начало, откуда вытекает как общественное и национальное, так и частное богатство “.
В отличие от своих предшественников он сумел понять и доказать, что богатство нации создается не только в сельском хозяйстве и торговле, но всеми видами производств, существующими в экономике.
Именно поэтому Смит так много писал о разделении труда, поскольку видел в нем источник роста благосостояния любого народа мира.
Он дал ответ и на вопрос о том, почему разделение труда и обмен так неуклонно сопутствуют истории человечества.
Великий шотландец показал, что обмен товарами происходит тогда и только тогда, когда он выгоден обеим сторонам. Это была революционная для своего времени идея, и даже до сих пор она нелегко усваивается людьми малознакомыми с экономикой.
До Смита на обмен и торговлю смотрели в соответствии с шутливым утверждением древних греков : “ Рынок – это специально отведенное место, где люди могут обманывать друг друга.” Иными словами, считалось, что в любой сделке одна сторона выигрывает, а другая соответственно обязательно проигрывает.
Смит доказал, что на самом деле существует универсальная выгода для всех, кто вступает в обмен товарами.
Эта выгода – экономия участниками обмена своего труда. Иными словами, человек соглашается на обмен только тогда, когда полагает, что затратил на изготовление отдаваемого товара меньше времени, чем ему пришлось бы потратить на изготовление того товара, который он хочет выменять.
Если обмен происходит свободно и его участники вольны в выборе партнеров и согласовании цен, то такой обмен – благо для всех его участников и страны в целом.
Помешать росту богатства страны может только неблагоразумие ее правителей.
Если же власти не мешают людям трудиться, создавать сбережения и вкладывать их в коммерческую деятельность, то страна будет процветать : “ Для того, чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении, все остальное сделает естественный ход вещей.”