Стандарты аудита
Аудиторские стандарты формулируют единые основополагающие предписания, определяющие нормативные требования к качеству и надежности аудита и обеспечивающие гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении.
На основе аудиторских стандартов формируются учебные программы для подготовки аудиторов , а так же единые требования для проведения экзаменов.
Аудиторские стандарты являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудитора.
Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб проверки , виды отчетов аудитора, вопросы методологии , а так же основные принципы, которым должны следовать все представители этой профессии. Аудитор который отступает от стандарта, должен обосновать причину этого.
Значение стандартов заключается в том, что они :
- обеспечивать высокое качество аудиторской проверки;
- содействуют внедрению в практику научных достижений ;
- помогают пользователям понять процесс проверки;
- создают общественный престиж профессии;
- устраняют контроль со стороны государства;
помогаю аудитору вести переговоры с клиентом.
Разработкой стандартов на международном уровне занимается много организаций , в том числе и Международная организация бухгалтеров, которая было создана в 1977 году. В ее рамках аудиторскими стандартами занимается Международный комитет по аудиторской практике, действующий на правах постоянного комитета. Международные стандарты проведения аудита, которые издает Комитет, способствуют развитию профессии в тех странах , где ее уровень ниже общемирового , и унификация подхода к аудиту в международном масштабе.
Международные стандарты применяются в любых случаях проведения независимого аудита. Однако Международные стандарты не превалируют над местными.
Существует 3 варианта использования международных стандартов:
1.Международные стандарты используют в качестве базы для разработки собственного документа , например в Австралии, Бразилии, Индии, Голландии.
2.Международные стандарты могут восприниматься в качестве национальных стандартов , например Кипр, Малайзия, Нигерия, Фиджи.
3.Междинародные стандарты , в развитых странах, профессиональными организациями могут приниматься просто к сведению, например Канада, Великобритания, Ирландия, США.
Виды аудиторских стандартов.
1.Общие стандарты аудита:
- Основные принципы аудита.
- Цели и объем проверки финансовых отчетов.
- Письмо-обязательство о согласии на проведение аудита.
2.Рабочии стандарты аудита:
- Аудиторские доказательства ( вид, источники, методы получения )
- Действия аудитора при выявлении мошенничества или ошибок.
- Использование работы эксперта.
- Информация для руководителя.
3.Стандарты отчетности:
- Отчет аудитора о проведении финансовой отчетности.
- Виды аудиторских заключений.
- Дата составления аудиторского отчета, события после подписания баланса.
4.Документы третьего уровня ( внутренние стандарты аудита).
А) Определение целей соглашения для аудита.
Б) Обзор бизнеса.
В) Оценка возможности риска.
Г) Оценка систему внутреннего контроля.
Д) Определение стратегии аудиторской проверки.
Е) Оценка эффективности контроля.
Ж) План независимых обследований.
З) Завершение проверки.
И) Представление заключения.
Международные стандарты аудита.
Международный комитет по аудиторской практике издал стандарты проведения аудита , состоящие из Международных стандартов проведения аудита и Стандартов по оказанию сопутствующих услуг.
Каждый стандарт должен иметь строгую структуру и содержит 4 раздела:
1.Общин положения стандарта.
2.Поняти и определения стандарта.
3.Сущность тематики стандарта.
4.Практические приложения.
Стандарт 1. Цели и объем проверки финансовых отчетов.
Стандарт определяет общие цели и объем проверки, проводимой независимым аудитором , а так же ответственность руководителя предприятия за финансовые отчеты.
Стандарт 2. Письмо о соглашении на проведение аудита.
Письмо, направляется аудитором клиенту , служит документальным подтверждением согласия аудитора на сделанное предложение , уточняет объем работы и меру ответственности , которую принимает на себя аудитор, а так же форму отчетности.
Стандарт 3.Основные принципы проведения аудита.
Стандарт перечисляет принципы , которыми должен руководствоваться аудитор: добросовестность, объективность, независимость , конфиденциальность, должная квалификация и компетентность , использование результатов работы других аудиторов , документирование , планирование , получение аудиторских данных , проверка системы учета и внутреннего контроля, проверка сделанных выводов и составление заключения.
Стандарт 4 .Планирование.
Стандарт рассматривает процесс планирования аудита, определяет ключевые элементы этого процесса и содержит практические вопросы.
Стандарт 5. Использование результатов работы других аудиторов.
Стандарт применяется в случаях использования независимым аудитором результатов работы другого независимого аудитора.
Стандарт 6.Изучение и оценка применяемой системы бухгалтерского учета и соответствующих средств контроля в связи с проведением аудита.
В данном стандарте рассмотрены системы учета, элементы , задачи и ограничения внутреннего контроля, а так же аудиторских процедур , предназначенных для изучения постановки внутреннего контроля.
Стандарт 7 . Контроль качества аудита.
Контроль качества имеет важное значение для поддержания высоких требований к профессии аудитора. Стандарт проводит различие между контролем отдельных проверок и общим качеством контроля, принятым в аудиторской фирме. В стандарте поставлены вопросы осуществления контроля над процессом передачи аудитором своих функций помощникам для проведения отдельных проверок .
Стандарт 8. Данные аудитора.
Понимаются сведения , получаемые аудитором при подготовке выводов, на которых основывается его заключение.
Стандарт рассматривает природу и источники данных аудита.
Стандарт 9. Документация.
В стандарте приведены сведения о типовых формах и содержании рабочих документов , а так же конкретные примеры рабочих документов, составляемых или получаемых аудитором.
Стандарт 10 . Использование результатов работы внутреннего аудитора.
Внутренний аудит представляет собой элемент внутреннего контроля на предприятии и осуществляется специально назначенным персоналом в рамках предприятия. Задача внутреннего аудита - оценка качества разработки и применения механизмов внутреннего контроля.
Стандарт 11. Обман и ошибка.
Стандарт определяет понятия «ошибка» и «обман» и устанавливает, что ответственность за предупреждение обмана и ошибки несет руководство предприятия.
Стандарт 12. Аналитическая проверка.
В стандарте представлено описание процедур аналитической проверки и рекомендации относительно их задач и времени проведения , а также относительно того, в какой мере следует полагать на эти процедуры в ходе выполнения аудита.
Стандарт 13.Заключение аудитора по финансовым отчетам.
Стандарт дает рекомендации в отношении формы и содержания аудиторского заключения , составляемого по материалам независимой проверки финансовой отчетности предприятия, рассматривает возможную формулировку безоговорочного заключения и обстоятельства , при которых может быть сделано заключение , отличие от безоговорочного.
Стандарт 14. Прочая информация в документах , содержащих проверенные финансовые отчеты.
Стандарт определяет понятие «прочая информация» как финансовая и нефинансовая , включенная в документ , содержащий проверяемые финансовые отчеты предприятия, вместе с соответствующим заключением аудитора.
Стандарт 15. Проведение аудита в условиях применения электронной обработки данных (ЭОД).
В стандарте даны рекомендации по использованию дополнительных процедур , которые должны соответствовать стандарту 3 «Основные принципы проведения аудита», в случае проведения аудита в условиях применения ЭОД.
Стандарт 16. Компьютерные методы аудита.
Стандарт содержит рекомендации по использованию компьютерных методов аудита (КМА) , особенно в отношении программного обеспечения и проверочных данных .
Стандарт 17. Заинтересованные стороны.
Приведены процедуры получения необходимых и достаточных для проведения аудита данных в отношении существования заинтересованных сторон и проводимых с ними операций.
Стандарт 18. Использование работы эксперта.
Стандарт приводит рекомендации, касающиеся случаев исполнения клиентом или аудитором услуг эксперта .
Стандарт 19. Аудиторская выборка.
В стандарте перечислены факторы, которые должен учитывать аудитор в процессе составления и отбора аудиторской выборки и при оценке результатов и процедур аудита. Стандарт распространяется как на статистические , так и на нестатические методы выборки и предлагает практические рекомендации по таким вопросам , как риск выборки, сертификация , методы отбора и прогнозирование ошибок.
Стандарт 20.Влияние использования ЭОД на изучение и оценку системы учета и соответствующих средств внутреннего контроля.
Стандарт посвящен изучению и оценке системы учета и механизмов внутреннего контроля при ЭОД. Стандарт содержит общие характеристики контроля в условиях применения ЭОД , включая факторы , влияющие на структуру , характер обработки , построение системы внутреннего учета.
Стандарт 21.Датирование заключения аудитора. События после подписания баланса. Обнаружение фактов после публикации финансовых отчетов.
В стандарте приведены рекомендации по датированию заключения аудитора и ответственности аудитора в отношении последующих существенных событий, происшедших после даты подписания баланса, в случае обнаружения тех или иных фактов после публикации финансовых отчетов.
Стандарт 22. Пояснение руководства.
Стандарт содержит рекомендации по использованию пояснений руководства в качестве данных аудита и процедур , применяемых для их оценки и документирования, а так же обстоятельств , при которых от руководства следует получать письменные пояснения.
Стандарт 23. Действующие предприятия.
В стандарте приведены рекомендации по выполнению аудиторами своих обязанностей, когда преемственность допущения действующего предприятия в качестве основы для составления финансовой отчетности под вопросом.
Стандарт 24.Специальные отчеты аудитора.
Стандарт содержит рекомендации по составлению аудиторских отчетов.
Стандарт 25. Существенность и аудиторский риск.
Стандарт определяет понятия «существенность» и «аудиторский риск» , связь между ними и практическое применение аудитором в процессе планирования, проведение аудита и оценки результатов выполнения процедур.
Стандарт 26. Аудит учетных оценок.
В стандарте даны рекомендации , касающиеся процедур аудита, которые должны проявиться с целью получения достаточно надежной гарантии в отношении точности содержащихся в финансовой отчетности бухгалтерских оценок.
Стандарт 27. Изучение перспективной финансовой информации.
В стандарте рассмотрены случаи , когда аудитор должен высказать свое мнение о перспективной финансовой информации, являющейся прогнозом, основанным на оптимальной оценке , или о проекте , основанном на гипотетических положениях.
Стандарт 28. Ответственность аудитора за начальные остатки при первой проверке финансовой отчетности.
Стандарт определяет ответственность аудитора за начальные остатки, когда финансовая отчетность подвергается аудиторской проверке впервые или была проведена другим аудитором в предшествующем году.
Стандарт 29. Оценки собственного и контрольного рисков и их влияние на независимые процедуры.
В стандарте содержатся указания по оценке собственного и контрольных рисков и использованию этих оценок для определения сущности , времени проведения и размера независимых процедур с целью ограничения риска выявления до приемлемого уровня. Стандарт требует от аудитора понимания систем учета и внутреннего контроля и документальное их оформление.
Регулирование аудита в России.
Регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации происходит в расчете 3 уровней.
Верхним уровнем станет Федеральный закон об аудиторской деятельности ( в данный момент аудиторская деятельность регулируется Временными правилами , утвержденными Указом Президента РФ от22.12.93г. № 2263), это будет основной законодательный акт прямого действия. До принятия Федерального закона к верхнему уровню регулирования следует отнести и рекомендации Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ.
Второй уровень системы нормативного регулирования аудиторской деятельности представлен стандартами. Их основное предназначение заключается в установлении норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово -хозяйственной деятельности и прежде всего арбитражем.
Перечень необходимых стандартов аудита в России определен в соответствии с рекомендациями Комитета международной аудиторской практики Международной федерации бухгалтеров .
Задача 1:
Фирма применяет упрощенную систему налогообложения и не ведет счетов - фактур .Проведите аудиторскую проверку и выявите возможные нарушения.
Решение:
На основании письма от 04.07.95 г. № 01-13/9367 «О взимании НДС с физических лиц , занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица» , Указом президента РФ от 22.12.93г. № 2270 « О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней» установлено, что физические лица , занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица , освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость.
Следовательно данная фирма не ведет счетов фактур , т.к. они связаны с уплатой налога на добавленную стоимость.
Задача 2:
При выполнении работы работнику фирмы еженедельно приходиться выезжать в Москву, где для передвижения он пользуется городским метро. Расходы на проезд в метро фирма относит на себестоимость продукции. Проведите аудиторскую проверку и выявите возможные нарушения.
Решение :
На основании Постановления Правительства РФ от 05.08.92г. № 552 ( в ред. от 12.07.99г.) суммы , возмещаемые работникам на транспортные услуги относятся на прибыль , остающуюся в распоряжении организации.
Данная фирма не правильно относит расходы по проезду, она относит их на себестоимость , а должна относить на прибыль , при этом сумма проезда в метро должна быть включена в совокупный годовой доход данного работника и подлежит обложению подоходным налогом, так же с этой суммы работник должен заплатить 1 % в пенсионный фонд. Предприятие на сумму проезда оплаченную за счет прибыли должно начислить налоги во внебюджетные фонды: в пенсионный фонд по ставке 28%,
в Фонд Обязательного мед. страхования по ставкам 3,4% и 0,2%,
в Государственный Фонд Занятости по ставке 1,5%,
в Фонд Социального страхования по ставке 5,4 %.
Возможные проводки по данной задаче:
Д 71 К 50 - Выдана в подотчет.
Д 26 К 71 - Списать сумму затрат относящуюся на себестоимость.
Д 88 К 71 - Сумма проезда в метро.
Д 88 К 68 - Сумма подоходного налога.
Д 88 К 69 - Сумма пенсионного фонда ( 28%).
Д 70 (71) к 69 - Удержание 1% пенсионного фонда.
Используемая литература:
1. П.И.Камышанов. Практическое пособие по аудиту. Мостка. Инфа - М. 1996г.
2. Аудит предприятия. Учебное пособие. Москва. Издательства «Дело». 1995г.
3. Подшивка журналов «Главбух» за 1998-1999гг.
4.Лекции.
5.Информационная система «Консультант Плюс- Российское законодательство».