Роль человечества во вселенной


Ясно, что где-то во мраке грядущего человечество прекратит свое существование и чтовечный поток движения Вселенной, в конце концов смоет и сотрет все следы человеческой культуры. Сама Земля будет когда-нибудь развеяна в пылькосмических пространств, растворится в вечном круговороте мировой материи...
Это — диалектика и практически безразличная для нас перспектива — прежде чем этопроизойдет, протекут миллионы лет, народятся и сойдут в могилу сотни тысяч поколений. Но неумолимо надвигается время, когда мыслящий дух на Земле угаснет,чтобы возродиться вновь где-нибудь в другом месте бесконечной Вселенной.
Но если с практической точки зрения этот факт для нас совершенно безразличен и никак неможет повлиять на нашу жизнедеятельность (ведь не складывает же рук индивид, хотя знает, что рано или поздно ему придется покинуть жизнь) — с теоретическойточки зрения эта перспектива вовсе не лишена интереса.
Нельзя не отметить, что в той или иной форме эта проблема всегда брезжила в сознаниичеловечества.
В наивно-мистической постановке она известна под названием проблемы конечной целисуществования человечества, той высшей цели, ради которой осуществляется в мироздании мыслящий дух и ради которой человечество претерпевает такиестрадания и муки,
Вопрос сводится к тому, какие условия сделают гибель человечества столь же неизбежной,сколь и его рождение в лоне всеобщего взаимодействия?
Итак, прежде всего, судьбы человечества тесно связаны с грядущими судьбами Земли и —более широко — с судьбами Солнечной системы. Это, так сказать, то ближайшее звено мирового взаимодействия, которое определяет непосредственно неизбежныйконец человечества.
Поэтому-то большинство теоретических гипотез о конце человеческого существования иобращается к представлению о том, что когда-то, во тьме грядущего, постепенно остынет Солнце, истощатся запасы тепла на планете, и человечество уже поэтомуначнет клониться к закату.
Но возникает вопрос — а нет ли таких фактических обстоятельств, которые перекрывают эту абстрактную возможность? Не слишком ли абстрактно прочерченаперспектива?
Что Солнце и планеты со временем остынут — это бесспорно. Но ведь человечество — и чемдальше, тем в большей степени — перестает быть послушной игрушкой внешних обстоятельств. Его могущество возрастает из года в год. Человечество находитвсе новые и новые, все более совершенные, способы освобождать запасы тепла, движения, энергии, накопленные в других формах, кроме прямого солнечного излучения.
Чем дальше развивается человечество, тем более и более глубокие клады энергии (тем болеемогучей, чем глубже она запрятана, чем концентрированнее она накоплена) открываются перед ним и превращаются в условие его существования...
И не выглядит ли в связи с этим нелепой перспектива гибели от недостатка прямогосолнечного излучения?
Не устраняет ли развитие производительной мощи человечества опасность погибнуть откосмического холода, от холода межмировых пространств?
Да, готового тепла извне оно будет получать все меньше и меньше. Но тем больше ибольше оно будет производить его само, извлекая «изнутри» материи концентрированные его запасы, которые — это теоретически бесспорно — абсолютнов самой мельчайшей обледеневшей частице, носящейся в вихрях межмировых пространств.
Ведь энергия, излучаемая Солнцем, не утрачивается бесследно — она накапливается,аккумулируется в других формах, и надо только суметь ее оттуда извлечь.
И нет сомнения, что человечество — тем более под угрозой гибели от холода — сумеетэто сделать.
Оно, по-видимому, в силах будет создать — хотя бы в небольшой части пространства —искусственную среду и поддерживать ее, сохранять и воспроизводить и без помощи щедрой и даровой энергии Солнца.
Человечество, очевидно, погибнет не так, как рисуется на первый взгляд, — не от холода, не отпростого недостатка тепла.
Но чего человечество (мыслящая материя вообще) пережить не в состоянии, несмотря на всюсвою власть над природой — какого бы уровня эта власть ни достигла, — это — противоположное холоду межмировых пространств состояние мировой материи —состояние, к которому эволюция миров приводит столь же неизбежно, как и к остыванию, — огненно-раскаленная «молодость» космической материи, состояниераскаленного газа молодой, рождающейся туманности — исходной точки и нового космического цикла.
Это огненно-парообразное состояние, в котором все элементы превращены в бешеновращающиеся вихри и где не может принципиально сохраниться никакая искусственно созданная граница, за которой мог бы спрятаться человек никакая сколь угоднопрочная и жароустойчивая «оболочка», отделяющая искусственную среду от остального от «не очеловеченного» мира, - по-видимому, и оказывается темабсолют пределом, за которым уже невозможно существование мыслящей материл
Это — вопрос об обстоятельствах при которых остывающая мировая материя с необходимостью переходит стояние раскаленного тумана, стаи становитсяграндиозным ураганом, разогретым на миллиарды градусов Цельсия, собирающим к своему центру все рассад излучением запасы движения и тем самым дающим мировойматерии космических пространств новую жизнь, угасающую в ледяной пустыне так называемой тепловой смерти.
Конец мыслящей материи совпадает по времени и по обстоятельствам с лом нового цикларазвития материи космических просторов — с пунктом, в котором происходит огненное возрождение умирающих миров.
Но тем самым вопрос о конкретной картине гибели человечества, исчезновения мыслящейматерии, ставится в связь с вопросом о тех естественных условиях, в которых становится возможным и неизбежным процесс, посредством которого умирающие от«тепловой смерти» миры возрождаются к жизни.
Иными словами, условия огненного возрождения космических систем оказываются одновременно и условиями, при которых делается уже абсолютно неизбежной гибельмыслящей материи гибель мыслящего духа.
Обе проблемы тем самым сливаются в одну.
Физика и астрономия до сих пор располагают данными, касающимися процесса рассеиванияматерии и движения звездных тел — процесса, который ведет в тенденции к состоянию так называемой тепловой смерти. Само представление о «тепловойсмерти» есть не что иное, как теоретически выраженная тенденция процесса, связанного с излучением теплоты и света в межмировые пространства.
Но естественно-научное исследование еще не показало обратного процесса — процессавозрождения умерших миров, процесса превращения обледеневшего пара межмировых пространств в раскаленную туманность.
Что такой процесс каким-то естественным способом, заложенным в самой природе движущейсяматерии, постоянно происходит — это бесспорный теоретический вывод. Без этого процесса не могла бы естественным путем сохраняться и воспроизводиться ввечности существующая Вселенная, он представляет собой абсолютно необходимое, внутренне полагаемое движением мировой материи, условие существованияВселенной...
Поэтому вся проблема заключается в том, чтобы выяснить и показать, каким путем, какиместественным способом может быть снова использована излученная в мировое пространство теплота, где и как эта рассеиваемая излучением материя и движениеснова накапливаются в такой форме, которая обратно способна превращаться в чрезвычайно разогретые и плотные скопления, в мировые острова раскаленногогаза, стягивающие к своему центру всю рассеянную в окружающих пространствах практически «неподвижную»    материю истроящие из нее свое тело — тело будущих звезд, солнц, планетных систем и т.п.
Здесь мы и позволим себе высказать наше гипотетическое предположение относительно того,где и как этот процесс, регулярно возвращающий мировую материю из состояния «тепловой смерти» в состояние раскаленных облаков газа, совершается снеобходимостью, заложенной в самой природе движущейся материи.
Гипотеза заключается в следующем.
Почему бы не предположить, что этот обратный процесс совершается при участии мыслящей материи,мыслящего духа — как одного из атрибутов мировой материи — и что без его участия, без его помощи этот процесс невозможен и немыслим?
Гибель мыслящей материи с необходимостью связана с процессом превращения остывающейматерии межзвездных пространств в раскаленную туманность и является необходимым фактором этого последнего процесса. Мышление рассматривается нами (с точкизрения всеобщего процесса количественного превращения одних форм движения в другие) как одно из звеньев всеобщего круговорота мировой материи, как одна изформ, в которую превращаются все другие формы и которая обратно превращается в эти другие формы или содействует их взаимному превращению.
При этом — поскольку мыслящая материя мозга есть абсолютно-высший продукт всеобщегоразвития, — постольку резонно предположить, что в ходе всеобщего круговорота взаимных превращений одних форм движения мировой материи в другие она занимаетособое место, играет особую роль — такую роль, которую не могут играть другие, менее сложно организованные формы движения. И эта особая роль, приличествующаяего месту в системе форм движения мировой материи — как абсолютно-высшей форме движения, — и рисуется нашей гипотезой.
Реально эта роль представляется так: человечество (или другая совокупность мыслящихсуществ) в какой-то, очень высокой, точке своего развития — в точке, которая достигается тогда, когда материя более или менее обширных космическихпространств, внутри которых человечество живет, остывает и близко к состоянию так называемой тепловой смерти, — в этой роковой для материи точке — каким-тоспособом (неизвестным, разумеется, нам, живущим на заре истории человеческого могущества) сознательно способствует тому, чтобы начался обратный — посравнению с рассеиванием движения — процесс — процесс превращения умирающих, замерзающих миров в огненно-раскаленный ураган рождающейся туманности.
Мыслящий дух при этом жертвует самим собой, в этом процессе он сам не может сохраниться.Но его самопожертвование совершается во имя долга перед матерью-природой. Человек, мыслящий дух, возвращает природе старый долг.
Когда-то, во времена своей молодости, природа породила мыслящий дух. Теперь, наоборот,мыслящий дух ценой своего собственного существования возвращает матери-природе, умирающей «тепловой смертью», новую огненную юность — состояние, в котором онаспособна снова начать грандиозные циклы своего развития, которые когда-то вновь, в другой точке времени и пространства, приведут снова к рождению из ееостывающих недр нового мыслящего мозга, нового мыслящего духа...
Следовательно, появление мыслящего духа в русле мирового круговорота — вовсе не случайность,которой с равным правом могло бы и не быть, а внутренне-полагаемое условие его собственного осуществления. Иначе это не атрибут, а лишь «модус».
Ведь если предположить, что мыслящий дух рождается где-то на периферии круговоротамировой материи только затем, чтобы вскоре бесследно и бесплодно исчезнуть, вспыхивает на короткое мгновение на остывающей планете лишь затем, чтобы сновапогаснуть, оставив после себя лишь развалины материальной культуры, которые столь же быстро развеет по Вселенной поток ее нескончаемого движения, — еслипредположить такую судьбу мыслящего духа, то в этом случае мышление оказывается чем-то вроде плесени на остывающей планете, чем-то вроде старческой болезниматерии, а вовсе не высшим цветом мироздания, не высшим продуктом всеобще-мирового развития.
В этом случае мышление, даже если его и продолжать называть «высшим цветом» материи,оказывается пустоцветом — красивым, но абсолютно бесплодным цветком, распустившимся где-то на периферии всеобщего развития лишь затем, чтобы тотчасувянуть под ледяным или огненно-раскаленным дуновением урагана бесконечной Вселенной... Все действительное развитие мировой материи в этом случаепроисходит рядом с его развитием, совершенно независимо от него, и его появление абсолютно никак не сказывается на судьбах всеобщего развития.
Мышление превращается в абсолютно бесплодный эпизод, которого с равным правом могло бы ине произойти вовсе без всякого ущерба для всего остального.
Вряд ли такая роль соответствует месту мышления в системе форм движения мировойматерии. Высшая форма ее движения не может быть самой бесплодной и самой ненужной из всех.
Гораздо больше оснований предположить, что мыслящая материя — как качественно высшаяформа движения всеобщей материи — играет немаловажную роль в процессе всеобщего круговорота — роль, соответствующую сложности и высоте ее организации.
Почему же не предположить в таком случае, что мышление как раз и есть та самаякачественно высшая форма, в которой и осуществляется накопление и плодотворное использование энергии, излучаемой солнцами?
То есть то самое звено, которого пока недостает, чтобы стал возможен действительныйкруговорот, а не односторонне-необратимый процесс рассредоточения материи и движения в меж мировых пространствах? Почему бы не предположить, что материя всвоем развитии как раз и создает с помощью и в форме мыслящего мозга те самые условия, при наличии которых излучаемая энергия солнц не растрачиваетсябесплодно на простое нагревание мирового пространства, а накапливается в качественно высшей форме ее существования, а затем используется как «спусковойкрючок», как взрыватель, дающий начало процессу обратного возрождения умирающих миров в форму раскаленной туманности?
Да, в эту качественно высшую форму движения, накапливаемую в виде материальной культуры,в виде власти мыслящих существ над мертвой материей, в виде мышления и его продуктов, — в эту качественно высшую форму движения превращается ничтожнаядоля тепла,    излучаемого солнцами в мировое пространство. Но количественная малость этой доли вполне компенсируетсятем что она накапливается в качественно высшей форме — в такой форме, в которую сама природа (без посредничества мышления) не может превратить бесплодно растрачиваемуюизлучением теплоту...
Человечество уже теперь способно высвобождать такие запасы движения, которые помимо негоостались бы связанными и мертвыми в ядерных структурах, что в предположении, согласно которому грядущее человечество окажется способным высвободить изсвязанного состояния такое количество энергии, которого будет достаточно для того, чтобы превратить остывающую материю нашего звездного острова в океанраскаленного пара, — в этом предположении нет уже ничего удивительного и мистического.
Материальная и духовная культура мыслящих существ, которая осуществляется в природе оченьредко и требует для своего появления чрезвычайно специфичных условий, и оказывается той формой движения, в виде которой происходит концентрированноенакопление излучаемого солнцами тепла — тепла, которое по всем другим каналам растрачивается бесплодно, а только в этой форме вновь используется каксредство, как способ огненного возрождения замерзающих участков большой Вселенной.
Реально это можно представить себе так — в какой-то, очень высокой, точке своегоразвития мыслящие существа, исполняя свой космологический долг и жертвуя собой, производят сознательно космическую катастрофу — вызывая процесс, обратный«тепловому умиранию» космической материи, т.е. вызывая процесс, ведущий к возрождению умирающих миров в виде космического облака раскаленного газа ипара.
Попросту говоря, мышление оказывается необходимым опосредующим звеном, благодарякоторому только и делается возможным огненное «омоложение» мировой материи, — оказывается той непосредственной «действующей причиной», которая приводит вактуальное действие бесконечные запасы связанного движения, на манер того, как ныне оно, разрушаяискусственно небольшое количество ядеррадиоактивного вещества, кладет начало цепной реакции.
В данном случае процесс, по-видимому, будет иметь также форму «цепной», т.е. самовоспроизводящейся по спирали, реакции — реакции, создающей своимсобственным ходом условия своего же собственного протекания в расширяющихся в каждое мгновение масштабах. Только в данном случае цепная реакцияраспространяется не на искусственно накопленные запасы радиоактивного вещества, а на естественно накопленные запасы движения Вселенной, на запасы, связанные ссостоянием тепловой смерти в мировом пространстве.
Попросту говоря, этот акт осуществляется в форме грандиозного космического взрыва,имеющего цепной характер, и материалом которого (взрывчатым веществом) оказывается вся совокупность элементарных структур, рассеянных излучением повсему мировому пространству.
С точки зрения современной физики это вовсе не выглядит невероятным.
Ведь ясно, что чем мельче искусственно разрушаемая структура, тем большие запасывнутренней энергии высвобождаются при ее разрушении. Разрушение химической структуры (которое происходит при самом сжигании) дает сравнительно небольшуюдозу высвободившейся энергии. Несравнимо большее количество энергии высвобождается при разрушении атомного ядра. Чем «проще» структура,подвергающаяся разрушению, тем больше количество выделяемой при этом энергии, что показывает: чем мельче и проще материальная структура, тем прочнее еевнутренние связи, тем труднее ее разрушить, но тем больше энергии получается в том случае, если удается сделать реакцию цепной.
Если теоретически прочертить перспективу в будущее развитие техники и науки, тотенденция явная: человек идет к цепному разрушению все более простых, а тем самым все более прочных структур материи, высвобождая при этом все большее ибольшее количество связанной в этих структурах энергии. И как бы ни велика была затрата энергии, потребной на то, чтобы разрушить первую частицу, т.е. положитьначало цепной реакции, эта затрата не идет ни в какое сравнение с общим количеством выделяемого при цепной реакции количества движения.
И перспектива теоретически такова; если бы удалось разрушить бесконечно малуюструктурную единицу материи, то взамен получилось бы пропорционально бесконечное количество высвободившейся при этом энергии — количество, которогодостаточно для того, чтобы разрушить и превратить в раскаленные пары бесконечно большую м®. су остывшей материи.
Так в новом свете подтверждается сиг рая формулировка существа закона сохраненияматерии и движения, данная Лейбницем, — если бы была разрушена мельчайшая пылинка — рухнула бы вся Вселенная. Всю бесконечную Вселенную разрушить этотакт, конечно, не может, но поскольку разрушаемая структура по размеру и по сложности своей организации стремится к исчезающему малому пределу, то иколичество высвобождаемой при этом энергии соответственно стремится к бесконечности. Область мировой материи, захватываемая процессом, включаемая вцепь реакции, остается поэтому ограниченной какими-то пределами. Каковы эти пределы — сказать сейчас, конечно, невозможно, так же невозможно, как и указатьразмеры и качественные характеристики той частицы, разрушение которой необходимо для того, чтобы вызвать этот процесс. Но процесс этот вполнеобъясняет возможность превращения сколь угодно больших конечных масс остывшей материи в раскаленную туманность, способную положить начало новым мирам.
С этой точки зрения гипотеза, по-видимому, выдерживает принципиальную критику.
Мышление, таким образом, и выступает как то самое звено всеобщего круговорота,посредством которого развитие мировой материи замыкается в форму круговорота — в образ змеи, кусающей себя за хвост, как любил выражать образ истинной (впротивоположность «дурной») бесконечности Гегель.
Гипотеза, исходя из учета места и роли, которую мыслящий дух необходимо играет в системевсеобщего взаимодействия мировой материи, из учета объективных и помимо воли и сознания складывающихся в мироздании обстоятельств, проясняет ту самую «высшую»и «конечную» цель существования мыслящего духа в системе мироздания, на которой всегда спекулировали все и всяческие религии. Эта «конечная цель» сама понимаетсякак с необходимостью достигаемое сознание, отражение места мыслящего духа в системе объективных условий, полагаемых развитием мировой материи.
И эта — объективно выведенная — «цель» бесконечно грандиознее и величественнее, чем всете жалкие фантазии, которые выдумали религии и связанные с ними философские системы.
Высшая и конечная цель существования мыслящего духа оказывается космически-грандиозной и патетически-прекрасной. От других гипотезотносительно финала существования человечества гипотеза отличается не тем, что устанавливает в качестве этого финала всеобщую гибель — смерть, уничтожениепредставляют собой абсолютно необходимый результат в любой гипотезе, — а лишь тем, что эта гибель рисуется ею не как бессмысленный и бесплодный конец, но какакт по существу своему творческий, как прелюдия нового цикла жизни Вселенной.
Такого значения за человеком и такого смысла его гибели не может, по-видимому,признать ни одна другая гипотеза.
Гибель ведь все равно неизбежна, и ее неизбежности не может не признавать никакаягипотеза на этот счет. И единственное различие между возможными гипотезами может состоять лишь в различных толкованиях объективного смысла и роли актагибели в лоне всеобщего круговорота мировой материи, места и роли этого акта в системе мирового взаимодействия.
Предлагаемая гипотеза отличается тем преимуществом, что гибель человечества (и мыслящегодуха вообще) предстает в ее свете не бессмысленной, как в любой другой возможной гипотезе, а оправданной как абсолютно необходимый акт с точки зрениявсеобщего круговорота мировой материи, развивающейся по своим объективным законам.
Мышление предстает в этом свете как не только самый высший и прекрасный цвет мироздания,но и как цвет небесплодный, как цвет, который своей смертью порождает абсолютно необходимый с точки зрения всеобщего круговорота плод, результат.
Смерть мыслящего духа становится подлинно творческим актом — актом, который превращаетобледеневающие пустыни межмировых пространств, погруженные во мрак, во вращающиеся массы раскаленных, светлых, теплых солнечных миров — систем,которые становятся колыбелями новой жизни, нового расцвета мыслящего духа, бессмертного, как сама материя...
Смерть мыслящего духа становится тем самым его бессмертием. И когда-то вновь — вбесконечно далеком грядущем — новые существа, в которых природа разовьет мыслящий дух, будут — как и мы ныне — созерцать сверкающие над небом их Землизвездные миры с гордым сознанием, что эти миры обязаны своим существованием некогда исчезнувшему мыслящему духу, его великой и прекрасной жертве.
В сиянии звездного неба мыслящее существо будет всегда видеть свидетельство могущества икрасоты бессмертного даже в смерти своей мыслящего духа — опредмеченную, чувственно воспринимаемую, а потому не вызывающую никаких сомнений свою собственнуювласть над предметным миром.
Звездное нёбо, как и вся окружающая природа, будет для мыслящего существа зеркалом, вкотором отражается его собственная бесконечная природа. Через сияние звезд мыслящему духу будет говорить — на языке, понятном только ему, — вечновозрождающийся в своих продуктах бессмертный мыслящий дух.
И в созерцании вечной природы человек — как и всякое мыслящее существо — будетиспытывать гордость самим собой, космическими масштабами своей собственной вселенско-исторической миссии — местом и ролью мыслящего существа в системемирового взаимодействия. смысла и роли акта гибели в лоне всеобщего круговорота мировой материи, места и роли этого акта в системе мирового взаимодействия.
Предлагаемая гипотеза отличается тем преимуществом, что гибель человечества (и мыслящегодуха вообще) предстает в ее свете не бессмысленной, как в любой другой возможной гипотезе, а оправданной как абсолютно необходимый акт с точки зрениявсеобщего круговорота мировой материи, развивающейся по своим объективным законам.
Мышление предстает в этом свете как не только самый высший и прекрасный цвет мироздания,но и как цвет небесплодный, как цвет, который своей смертью порождает абсолютно необходимый с точки зрения всеобщего круговорота плод, результат.
Смерть мыслящего духа становится подлинно творческим актом — актом, который превращаетобледеневающие пустыни межмировых пространств, погруженные во мрак, во вращающиеся массы раскаленных, светлых, теплых солнечных миров — систем,которые становятся колыбелями новой жизни, нового расцвета мыслящего духа, бессмертного, как сама материя...
Смерть мыслящего духа становится тем самым его бессмертием. И когда-то вновь — вбесконечно далеком грядущем — новые существа, в которых природа разовьет мыслящий дух, будут — как и мы ныне — созерцать сверкающие над небом их Землизвездные миры с гордым сознанием, что эти миры обязаны своим существованием некогда исчезнувшему мыслящему духу, его великой и прекрасной жертве.
В сиянии звездного неба мыслящее существо будет всегда видеть свидетельство могущества икрасоты бессмертного даже в смерти своей мыслящего духа — опредмеченную, чувственно воспринимаемую, а потому не вызывающую никаких сомнений своюсобственную власть над предметным миром.
Звездное нёбо, как и вся окружающая природа, будет для мыслящего существа зеркалом, вкотором отражается его собственная бесконечная природа. Через сияние звезд мыслящему духу будет говорить — на языке, понятном только ему, — вечновозрождающийся в своих продуктах бессмертный мыслящий дух.
И в созерцании вечной природы человек — как и всякое мыслящее существо — будет испытыватьгордость самим собой, космическими масштабами своей собственной вселенско-исторической миссии — местом и ролью мыслящего существа в системемирового взаимодействия.
Список использованной литературы:
Журнал "Экология и жизнь".Эвальда Ильенковаа, философ.