Учет и анализ товарных запасов МТП «Находка»

СОДЕРЖАНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ. 4
1.ХАРАКТЕРИСТИКА МТП «НАХОДКА» ВОЛЖСКОГО ГОРОДСКОГО ОБЩЕСТВА ИНВАЛИДОВ. 7
2. ПОРЯДОК УЧЕТА ТОВАРОВ В МТП «НАХОДКА». 10
2.1. ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПОСТУПЛЕНИЯ ТОВАРОВ. 10
2.2. УЧЕТ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ. 12
2.3. ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ. 18
3.АНАЛИЗ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ МТП «НАХОДКА». 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 46
ПРИЛОЖЕНИЕ. 51

Введение.
Торговля является одной из важнейших отраслей народного хозяйства страны. Функции торговли весьма многогранны, обширны и дифференцированы. Торговля призвана решать исключительно важные задачи, информационные содержательные и методологические особенности которых проявляются на фоне общего механизма расширенного воспроизводства. Это механизм включает стадии производства материальных благ, распределения, обмена и их потребления. Все три стадии взаимосвязаны и взаимообусловлены и образуют сложную динамическую систему, находящуюся в состоянии непрерывных количественных изменений, многообразных структурных и функциональных преобразований.
Стадия производства материальных благ является исходной, решающей. Однако материальные блага, несмотря на все их многообразие и обилие, не могут быть использованы по своему прямому назначению, если не будут доведены до потребителя.
Движения материальных благ, товаров народного потребления из сферы производства в сферу потребления называется товарным обращением. Оно определяет содержательные особенности торговли как обособленной экономической системы. Торговля, таким образом, замыкает начальную и конечную стадии общего воспроизводственного процесса, главным результатом которого, является валовой (совокупный) общественный продукт.
Торговля распространяет свои функции не на всю величину совокупного общественного продукта, а лишь на одну его часть - предметы потребления. Только предметы потребления, призваны удовлетворить многочисленные потребности людей, формируют понятие товарного обращения.
Запасы в торговле образуются на всех стадиях движения товаров от производства к потребителю. В процессе движения товаров торговые предприятия занимают особое место, выступая заключительным звеном, опосредующим отношения между производителями и потребителями продукции.
Товарные запасы малого торгового предприятия «Находка», их учет и анализ – содержание моей дипломной работы.
До момента продажи любой товар относится к категории товарного запаса. Существование товарных запасов как категории обусловлено необходимостью обеспечение нормального процесса обращения товаров. Товарные запасы меняют свой размер – они постепенно вовлекаются в товарооборот, продаются, перестают быть запасами.
С ростом объема реализации, как правило, увеличивается абсолютная сумма товарных запасов. Недостаточный размер товарных запасов ведет к перебоям в торговле, негативные последствия: экономические – в виде потери товарооборота и социальные – в форме неудовлетворенного спроса на товары. Излишние запасы приводят к замораживанию оборотных средств, росту товарных потерь.
Цель моей дипломной работы оценить состояние, состав, размещение товарных запасов МТП «Находка», зависимость товарооборота – показателя хозяйственной деятельности от товарных запасов в разрезе отдельных товарных групп. Для реализации этой цели необходимо разрешить следующие задачи:
- Рассмотреть документальное оформление поступления, реализации товаров, учет товарных запасов в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, с Положениями о бухгалтерском учете и отчетности, с Инструкциями Минфина Российской Федерации, Госкомстата России, Минторга РСФСР;
- Проведение анализа товарных запасов данного предприятия, на основе анализа внести предложения по оптимизации товарных запасов, улучшении структуры товарных запасов;
В дипломной работе используются следующие методы исследования: наблюдение, монографический, табличный, расчетный.

1.Характеристика МТП «Находка» Волжского Городского общества инвалидов.
Малое торговое предприятие «Находка» учреждено в соответствии с решением Правления Волжского Городского общества инвалидов от 19 ноября 1991 года, действующее в соответствии с требования Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», самостоятельно организует и осуществляет свою хозяйственную деятельность.
Предприятие является юридическим лицом, имеет права и несет обязанности, связанные с его деятельностью. Оно имеет: печать и штамп со своим наименованием, самостоятельный баланс, расчетный счет. Местонахождение предприятия: г. ул. Коммунистическая, 1.
Малое торговое предприятие «Находка» – магазин, имеющий универсальный ассортимент продовольственных товаров. По товарному составу товары делятся на группы: молочные и жировые товары (масло сливочное, маргарин, сметана, сыры, творожная масса), хлебобулочные товары (хлеб печеный, бараночные изделия, сухари), кондитерские товары (карамель, ирис или драже, конфеты глазированные, неглазированные, мармелад, пастила и зефир, печенье и вафли, пряники и коврижки), бакалейные товары (крупа, макаронные изделия, мука и крахмал, сахар песок, кофе в зернах, поваренная соль), алкогольные напитки, соки и другие безалкогольные напитки, мясные товары (колбасы варено-копченые, колбасы вареные, сосиски, сардельки, колбасы полукопченые, колбасы сырокопченые), рыбные и мясные консервы. Магазин работает ежедневно с 800 до 2000, обед с 1300 до 1400.
Предприятие самостоятельно устанавливает цены на товары, организует обеспечение магазина необходимыми товарами и реализует их, согласно заключенным договорам с предприятиями, торгующими и другими организациями, а также с гражданами.
Средний товарооборот в месяц составил в 1997 году – 29,2 тыс. рублей, в 1998 году – 32 тыс. рублей.
Штатное расписание предприятия: директор, ст.бухгалтер, зав/маг., четыре продавца-кассира, грузчик, уборщица. Коллектив формируется с обязательным включением в его состав не менее 50% инвалидов, в соответствии с Учредительным договором. Управление предприятием осуществляется на основе самоуправления. Права Учредителя по управлению осуществляются через директора.
Главная цель предприятия заключается в получении доходов от торгово-закупочной деятельности, не противоречащей действующему законодательству, направленной на решение социально-экономических интересов трудового коллектива, а также на оказание материальной помощи инвалидам и другие благотворительные акции.
Малое торговое предприятие «Находка» убыточное, на 1 января 1999 года его убыток составил 9 тыс. рублей, поэтому в последнее время выделять денежные средства на оказание материальной помощи инвалидам предприятия не в состоянии.

2. Порядок учета товаров в МТП «Находка».
2.1. Документальное оформление поступления товаров.
На предприятии порядок и сроки приема товаров по количеству, качеству и комплексности и его документальное оформление регулируются условиями поставки, договорами купли-продажи и инструкциями о порядке приемки товаров по количеству, качеству и комплексности.
Приемку товара осуществляет заведующий магазином с продавцом; сверяют количество, указанное в накладной с фактическим количеством, наличие сертификата соответствия на данный товар.
Накладная является приходным товарным документом при поступлении товаров.
Расходным крайне редко, товар отписывается на возврат, т.к. отпуск товара на сторону предприятие не осуществляет.
В накладной указываются номер и дата выписки; наименование поставщика и покупателя; наименование и краткое описание товара, его количество (в единицах), цена и общая сумма (с учетом налога на добавленную стоимость) отпуска товара. Накладная подписывается материально-ответственными лицами, сдавшими и принявшими товар, и заверяются круглыми печатями организаций поставщика и получателя.
Накладная оформляется в двух экземплярах, первый остается у поставщика, другой – у получателя.
Параллельно с накладной выписывается счет-фактура (в двух экземплярах).
В счет-фактуре указаны: порядковый номер счет-фактуры; наименование и регистрационный номер поставщика товара, наименование товара, стоимость товара, сумма налога на добавленную стоимость, дата представления счет-фактуры.
Первый экземпляр представляется поставщиком покупателю и дает право на зачет сумм налога на добавленную стоимость в порядке, установленном Федеральным законом.
Счет-фактуры и накладные, предъявляемые поставщиками, регистрируются в книге покупок (приложение 2, 3) в хронологическом порядке по мере оприходования приобретаемых товаров.
Книга покупок прошнурована, а ее страницы пронумерованы и скреплены печатью. Контроль за правильностью ведения книги осуществляет заведующий магазином. Срок хранения книги покупок полных 5 лет с даты последней записи.
Возврат товара поставщику при обнаружении брака в процессе реализации товара стандарту или согласованному образцу по качеству осуществляется путем оформления расходной накладной. Условия возврата товара поставщику могут быть различны и оговариваются в договоре поставки. При нарушении правил приема и сроков получатель лишается возможности предъявления претензий поставщикам.
Оформленные документы на приемку товаров являются основанием для расчетов с поставщиками и их данные не могут быть пересмотрены после приемки товаров.
Поступающие товары приходуются в день окончания их приемки по фактическому количеству и сумме. Заведующий магазином со старшим бухгалтером устанавливают цены на поступившие товары, заведующий магазином оформляет ценник.
Содержание ценника: наименование товара, цена за единицу, производитель; на обратной стороне ценника обязательно проставляется дата поступления, номер накладной.
2.2. Учет товарных запасов.
Товары в реализации отражаются по продажным ценам на счете 41 «Товары». Записи в регистрах бухгалтерского учета по счету 41 ведет в целом по отчету бухгалтер. Оборот по дебиту счета 41 по каждой строке учетного регистра равен общей сумме прихода товаров в соответствующем отчете, оборот по кредиту – общей сумме расхода товаров. Остатки товаров на начало и конец отчетного периода в учетном регистре также должны совпадать с соответствующими показателями в отчете. При учете товаров по продажным ценам реализация между покупной стоимостью и стоимостью по продажным ценам отражается в учете на счете 42 «Торговая наценка».
Заведующий магазином составляет отчетность о наличии и движении товаров за каждую пятидневку, срок установлен руководителем.
Первичные приходные и расходные документы являются основанием для составления товарного отчета. В адресной части товарного отчета указываются наименование организации, фамилия и инициалы заведующей магазином, лимит остатка товаров, номер отчета, период за который составляется товарный отчет.
Материальную ответственность за материальные и денежные ценности несет бригада, поэтому составляется товарно-денежный отчет (приложение 5).
В приходной части товарно-денежного отчета указываются, остаток товаров на начало отчетного периода и поступление товаров по датам в хронологическом порядке. При этом указываются наименование поставщика, номер и дата сопроводительного документа, сумма поступившего товара по каждому поставщику.
В расходной части товарно-денежного отчета отражается сумма выручки по кассе за каждый день в целом по предприятию, сумма товаров отпущенных на сторону, сумма списания по акту, суммируется расход. Затем рассчитывается остаток.
Товарно-денежные отчеты составляются в двух экземплярах. Первый экземпляр отчета вместе со всеми оправдательными документами, подтверждающими поступление и выбытие товаров представляется бухгалтеру, а второй с распиской бухгалтера о приемки отчета остается у заведующей магазина
Нумерация товарно-денежных отчетов последовательна с начала и до конца года с первого номера. Бухгалтер проверяет своевременность и полноту оприходования поступивших товаров, правильность их списания, а также правильность составления отчетов. Если при проверке цен, таксировки или подсчете бухгалтер выявляет ошибки, их исправляет корректурным способом, исправление заверяет своей подписью, а об изменениях остатка товаров ставит в известность материально ответственных лиц, заведующая магазином расписывается в конце отчета, удостоверяя правильность внесенных исправлений. Бухгалтер обязан контролировать своевременность сдачи торговой выручки материально ответственными лицами.
Отчеты материально ответственных лиц с приложенными к ним документами подобраны по их порядковым номерам. Срок хранения товарных отчетов – три года. Ответственность за сохранность документов возлагается на старшего бухгалтера предприятия. Отчеты материально ответственных лиц с приложенными к ним документами служат основанием для отражения в бухгалтерском учете операций по поступлению и выбытию товаров. Изъятие товарно-денежных отчетов и приложенных к ним документов по требованиям судебно-следственных и других органов, имеющих такое право, производится на основании письменного запроса и с нарушением руководителя организации.
Эти документы передаются по акту изъятия с точным перечислением основных реквизитов (наименование, дата, номер документа, сумма, указанная в документе и т.д.). С этих документов могут быть сняты копии.
Если дата проведения инвентаризации не совпала с установленным периодом отчетности, то составляются два отчета: один – с начала установленного периода до начала инвентаризации, второй – от даты окончания инвентаризации до установленного срока представления товарного отчета. Например, установленный период отчетности с 1-го по 5-е число месяца. Инвентаризация проведена 3-го числа. Следует составить два товарных отчета с 1-го по 3-е число и с 4-го по 5-е число.
В товарном отчете, составленном после инвентаризации остатки товаров, записываются из Инвентаризационной описи товаров, материалов и денежных средств.
На предприятие материальную ответственность за товарно-материальные ценности отвечает не один человек, а вся бригада. При выявлении недостач товаров сверх установленных норм (естественной убыли, потери и др.), а также хищения или порчи их бригада несет ответственность в размере стоимости (похищенных, испорченных) товаров.
Каждый член бригады отвечает за недостающие или испорченные ценности, а также за ущерб, вызванный продажей или отпуском товаров по ценам, ниже установленных, совместно с другими членами бригады. Бригада обеспечивает полную сохранность ценностей, правильность их приема, хранения, продажи или отпуска покупателям; своевременно сообщает администрации магазина обо всех случаях хищений, недостач, порчи товаров и материалов; участвует в инвентаризации ценностей, находящихся под отчетом бригады. Бригада освобождается от материальной ответственности в случаях, когда хищения или порча товаров и других ценностей произошла не по вине членов бригады, а также когда установлены непосредственные виновники хищения или порчи, совершенных членами бригады, на которых и возлагается ответственность за эти действия.
Материальная ответственность бригады оформляется путем заключения договора между администрацией магазина и бригадой. Договор подписывают представители администрации: директор, заведующая магазином и все члены бригады. Бригада имеет право заявлять отвод работникам, включенным в состав бригады, которые, по ее мнению, не могут обеспечить сохранность ценностей. При выбытии из бригады ее членов или включении в состав других работников новый договор не оформляется. В этих случаях на договоре против подписи выбывшего члена бригады руководитель предприятия указывает дату выбытия, а вновь принятый член бригады дает подписку (на договоре) о принятии им материальной ответственности, предусмотренной договором, с указанием даты. В этих случаях (с письменного согласия всех членов бригады) инвентаризация материальных ценностей не проводится.
При временном выбытии (отпуск, болезнь и др.) проводится инвентаризация материальных ценностей и договор переоформляется.
Администрация предприятия обязана создавать нормальные условия для сохранности переданных бригаде ценностей, а также проводить в установленные сроки инвентаризацию товарно-денежных ценностей.
Инвентаризация – сплошной подсчет всех товаров или выборочный. Выборочная инвентаризация проводится при переоценке товара, подсчитывается количество товара на момент переоценки и составляется акт.
Порядок проведения, документального оформления инвентаризации установлены Методическими указаниями по инвентаризации утвержденными приказом Минфина России от 13.06.95 и Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации.
На предприятии инвентаризация проводится один раз в месяц или по причине выбытия, отпуска, болезни члена бригады, хищения и др.
В результате инвентаризации уточняются учетные данные об остатках товаров в ассортиментном разделе, выявляются неполноценные или некачественные товары, а также сверх нормативных запасов. По инвентаризационным описям можно изучить структуру товарных запасов.
Основные бухгалтерские записи на счетах по учету результатов инвентаризации товаров:

Д К
1. Оприходованы
А) излишки товаров 41 80
Б) торговая надбавка, относящаяся к излишкам товара 41 42
2. Отражена в учете:
А) недостача товаров 84 41
Б) товарная надбавка на недостающие товары 42 83-5
3. Списана недостача товаров:
А) в пределах норм убыли 44,89 84
Б) сверх норм убыли за счет виновных лиц 73-3 84
В) на разность между взысканной суммой и стоимостью товаров по учетным ценам 73-3 84
Г) сверх норм убыли за счет организации 44 84
4. Списана разница между учетными и покупными ценами, относящаяся к недостающим товарам в пределах норм и сверх норм, списываемым за счет организации 83-3 84

2.3. Документальное оформление реализации товаров.
Реализация товаров на данном предприятии реализуется договорами розничной купли-продажи, поставки, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Объем реализации (товарооборот) является важнейшим показателем хозяйственной деятельности торгового предприятия.
Под товарооборотом на предприятии понимается продажа продовольственных товаров населению за наличный расчет.
Денежные расчеты с населением ведутся с применением контрольно-кассовых машин в соответствии с Законом Российской Федерации от 18.06.93 г. № 5215-1 «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением», Постановлением Совета Министров – правительства Российской Федерации от 30.07.93 г. № 745 «Об утверждении Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением».
Конрольно-кассовая машина обязательно регистрируется в Госналогслужбе. Предприятию выдается акт о регистрации контрольно-кассового аппарата. Работа по техническому обслуживанию и ремонту производится специализированной организацией (ЦВТИ) по договору.
Сумма розничного товарооборота определяется по сумме выручки за реализованные товары. Выручка рассчитывается как разность между показаниями сумм контрольно-кассовых машин на конец и начало дня.
На кассовую машину на предприятии заведена «Книга кассира-операциониста», которая прошнурована, пронумерована и скреплена подписями налогового инспектора, директора и старшего бухгалтера и печатью.
Все записи в книге производятся в хронологическом порядке чернилами, без помарок. При внесении в книгу исправлений они должны оговариваться и заверяется подписями кассира-операциониста, директора и старшего бухгалтера. Паспорт кассовой машины, «Книга кассира-операциониста», акт и другие документы, хранятся у директора предприятия, заведующей магазином или старшего бухгалтера.
Если товары отпускаются для реализации в течение дня материально ответственному лицу, то отпуск оформляется расходно-приходной накладной. Объем товарооборота включается сумма выручки, сданная материально ответственным лицом по окончанию рабочего дня в кассу организации. Прием наличных денег оформляется приходным кассовым ордером (приложение 6). Номер, дата приходного ордера и сумма, на которую, продан товар, указываются в расходно-приходной накладной.
Количество и сумма не реализованного за день товаров указывается в соответствующих графах расходно-приходной накладной. Затем суммой проданных товаров. Полный отчет материально ответственного лица за полученное количество товаров обязателен.
Порядок учета операций по реализации товаров за наличный расчет при использовании продажных цен в качестве учетных:
Д 50 К 46 (поступление в кассу выручки за товары).
Списание реализованных товаров отражается по Д46 К41 (по продажным ценам). Д46 К 42 – сторно, отражено реализованное торговое наложение, т.е. торговая надбавка. Это величина является валовым доходом от реализации товаров и определяется расчетным путем: ВД =Т*П/100.
П – средний процент валового дохода;
Т – товарооборот за период расчета (кредитовый оборот по счету 46)
П= Торг.надб.нач + Торг.надб.поступ.товара – Торг.надб.выб.товаров
Товарооборот + Ост.кон
Финансовый результат от продажи товаров отражается на счете 80 в корреспонденции со четом 46.
Валовой доход на предприятии является налогооблагаемой базой для НДС.
Последние два года МТП «Находка» созданная на базе Городского общества инвалидов полностью освобождена от уплаты НДС.
С вступлением в силу Федерального Закона РФ от 31.07.98 №150-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ст. 30 Закона РФ «Об основах системы РФ» введен налог с продаж».
Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая этот налог, как правило, используют предоставленное им Федеральным Законом право расширять перечень товаров и услуг, стоимость которых не является налогообложения.
Модельным законом «О налоге с продаж» предусмотрена обязанность предприятия вести отдельный учет реализации товаров, стоимость которых является объектом налогообложения.
На предприятии используется наименее трудоемкий способ определения суммы налога с продаж, основанный на средней расчетной ставке. Для этого ведется аналитический учет сумм налога с продаж по поступившим товарам.
Средняя расчетная ставка определяется как отношение суммы налога с продаж (относящегося к остатку товаров на начало периода и товарам, поступившим за отчетный период) к сумме продажной цены остатка товаров на начало периода и поступивших за отчетный период.
Пример.
Расчет налога с продаж за апрель 1999 года.
Остаток налогооблагаемой базы на 1 апреля 13295,39 (всего 24045,62) руб.
Поступил товар.
72386,38 руб. из них 24195,40 (налогооблагаемый).
Реализован товар.
67815,26 руб.
Налогооблагаемая база за апрель.
24045,62+72386,38=96432,00 руб.
13295,39+24195,40=37490,79 руб.
(37490,79*67815,26)/96432,00=26365,18 руб.
26356,18*5/105=1255,48 руб.
Остаток налогооблагаемой базы.
37490,79-26365,18=11125,61 руб.
Поскольку объектом налогообложения является стоимость товаров реализуемых за наличный расчет, то сумма налога с продаж отражается Д46 К68, субсчет «расчеты по налогу с продаж».
У предприятия розничной торговли в соответствии с п. 3 ст. 4 Закона РФ от 6.12.91 «О налоге на добавленную стоимость» облагаемый оборот определяется в виде разниц между ценами реализации товаров и ценами, по которым они производят расчеты с поставщиками, включая сумму налога на добавленную стоимость. При этом действующее законодательство не предусматривает уменьшения оборота, облагаемого НДС, на сумму налога с продаж. По моему мнению, предприятия розничной торговли для исчисления НДС следует исключить из реализованного торгового наложения сумму налога с продаж. В противном случае налогом на добавленную стоимость будет облагаться не только реализованное торговое наложение, но и часть налога с продаж.
Порядок учета операций, связанных с возвратом товаров с учетом того, что товары в магазине учитываются по продажным ценам. При продаже возвращенных товаров торговая надбавка, относящая к этим товарам, раньше была списана записью:
Д счета 42 «Торговая наценка» - обычным способом
Д счета 46 «Реализация продукции (работ, услуг)» - способом «красное сторно».
Поскольку возвращенный товар опять поступил в магазин, на восстановление торговой надбавки делается вышеуказанная запись, но дополнительная: Д 46 К 42 (восстановление торговой надбавки на возвращенный товар).
Учет стеклянной посуды и порядок отражения ее в товарообороте организации осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке учета стоимости стеклянной посуды в товарообороте предприятий, утвержденной приказом Минторга РСФСР от 28.12.63 г.
Приходование стеклянной посуды, поступившей под товарами, производится на основании сопроводительных товарных документов поставщика (накладных, счет-фактур).
Если поступившая на предприятие стеклянная посуда под товарами включена в стоимость товаров, то она после продажи товаров населению не подлежит приему магазином.
Если стоимость стеклянной посуды выделяется в сопроводительных товарных документах поставщика отдельной строкой, то население, купив товар в такой стеклопосуде, имеет право после освобождения из-под товара сдать ее обратно в магазин и получить залоговую стоимость.
Бухгалтерский учет стеклянной посуды осуществляется по залоговой стоимости. В организации учет стеклянной посуды, находящейся под товарами и порожней, ведется с использованием счета 41-2 «товары в розничной торговли» и отдельно порожняя – на счете 41-3 «Тара под товаром и порожняя» по натурально-стоимостной схеме.
Так как торговая выручка учитывается по данным показателей счетчиков контрольно-кассовых машин, оплата принятой стеклянной порожней посуды от населения осуществляется материально ответственным лицом, выделенными для приема посуды, которому на эти цели выдаются под отчет денежные суммы.
На принятую приемщиком от населения порожнюю стеклянную посуду выписывается накладная, на основании которой делается запись:
Д счета 41 «Товары» - К счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами».
Сдача поставщикам порожней стеклянной посуды оформляется накладной, выписываемой в двух экземплярах, из которых один передается в организацию, принявшей порожнюю посуду, а второй сдается при товарном отчете в бухгалтерию. Товарооборот показывается, включая стоимость стеклянной посуды, проданной населению с товаром за вычетом стоимости возвращенной населением порожней посуды, а также стоимостью стеклопосуды, принятой от населения в обмен на товар.
Товарооборот организации, отраженной на счете 46 «Реализация продукции (работ, услуг)», уменьшается на стоимость порожней стеклянной посуды, возвращенной населением в отчетном периоде, а также на стоимость стеклопосуды, принятой от населения в обмен на товар. Данная корректировка согласно п.17 инструкции Минторга РСФСР «О порядке учета стоимости стеклянной посуды в розничном товарообороте» осуществляется путем следующих записей в учете:
Д счета 46 «Реализация продукции (работ, услуг)» - способом «красное сторно».
К счета 46 «реализация продукции (работ, услуг)» - способом «красное сторно».
3.Анализ товарных запасов МТП «Находка».
Товарные запасы анализируются, планируются и учитываются в абсолютных и относительных показателях. Абсолютные показатели, представляющие собой стоимостные (денежные) и натуральные единицы, удобны и используются при проведении инвентаризаций в торговых предприятиях. Главный недостаток абсолютных показателей – невозможность с их помощью определить степень соответствия величины товарного запаса потребностям развития товарооборота. Поэтому более широкое распространение получили относительные показатели, позволяющие сопоставить величину товарного запаса с товарооборотом торгового предприятия.
Данные расчета среднегодовой величины товарного запаса, скорости товарного обращения, время товарного обращения по каждой группе товаров
Приложение 1
Таблица 1 с. 27
Товарооборачиваемость за 1997 год
Товарные группы Товарооборот за 1998 г., тыс.руб. Товарные запасы Средние товарные запасы, тыс.руб. Скорость товарного обращения, раз Время товарного обращения, дни
На 1.1. На 1.4. На 1.7. На 1.10. На 1.1.99
Хлебобулочные 244,5 0,3 1,1 0,6 0,8 0,3 0,7 349,3 1,0
Кондитерские 24,3 0,6 0,7 1,2 1,5 0,6 1,0 24,3 14,8
Бакалейные 53,1 1,4 0,8 1,8 4,0 1,4 2,0 26,1 13,6
Молочные и жировые 24,1 0,4 0,7 0,6 0,9 0,8 0,7 34,4 10,5
Мясные 8,3 0,2 0,4 0,3 0,3 0,2 0,3 27,7 13,0
Безалкогольные 17,3 0,2 0,7 0,2 0,5 0,2 0,4 43,3 8,3
Консервы 12,3 0,6 1,0 0,8 0,4 0,6 0,7 17,6 20,5
Итого 383,9 3,7 5,4 5,5 8,4 4,1 5,8 66,2 5,4

Приложение 2
Таблица 2 с. 28
Товарооборачиваемость за 1998 год
Товарные группы Товарооборот за 1997 г., тыс.руб. Товарные запасы Средние товарные запасы, тыс.руб. Скорость товарного обращения, раз Время товарного обращения, дни
На 1.1. На 1.4. На 1.7. На 1.10. На 1.1.99
Хлебобулочные 215,9 0,1 0,9 0,5 0,8 0,3 0,6 359,8 1,0
Кондитерские 21,6 0,4 0,9 0,8 1,1 0,6 0,9 24,0 15,0
Бакалейные 46,8 1,0 2,1 0,8 3,5 1,4 1,9 24,6 14,6
Молочные и жировые 21,6 0,4 0,7 0,5 0,8 0,4 0,6 36,0 10,0
Мясные 7,2 0,4 0,3 0,2 0,4 0,2 0,3 24,0 15,0
Безалкогольные 15,7 0,2 0,5 0,4 0,1 0,2 0,3 47,6 7,5
Алкогольные 11,0 0,2 1,4 2,1 0,0 0,0 0,9 12,2 30,0
Консервы 10,8 0,8 0,6 0,7 0,4 0,6 0,6 18,0 20,0
Итого 350,6 3,5 7,4 6,0 7,1 3,7 6,1 57,5 6,3

Средней товарный запас за анализируемый период рассчитывается по формуле: средней хронологической моментного ряда.
ТЗ= 0,5ТЗ1+ТЗ2+ТЗ3+…+0,5ТЗn ,
n-1

Где ТЗ – средний товарный запас за определенный период (руб.);
ТЗ1, ТЗ2, ТЗ3, … ТЗn - величина товарных запасов на отдельные даты анализируемого периода (руб.);
N – количество дат, за которые берется величина запасов.
Среднегодовая величина товарного запаса по каждой группе товаров магазина «Находка» рассчитана по данным таблицы, применив среднюю хронологическую моментного ряда:

ТЗ1= 0,5ТЗ1+ТЗ2+ТЗ3+ТЗ4+0,5ТЗ5 = 0,5*0,1+0,9+0,5+0,8+0,5*0,3 = 0,6
n-1 5-1

И т. д. По другим группам товаров.
Средние товарные запасы по всем товарным группам, взятым вместе, исчисляются как сумма средних товарных запасов по отдельным товарным группам или по средней хронологической.
Важнейшим показателям, характеризующим товарные запасы, является показатель товарооборачиваемости.
Товарооборачиваемость, будучи одним из показателей эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия в целом, позволяет оценить и количественно измерить два параметра, присущие товарным запасам: время и скорость их обращения.
Количество оборотов товарной массы, взятый в объеме товарного запаса, характеризует скорость товарного обращения. Измеряется этот показатель отношением суммы товарооборота за данный период к средним товарным запасам за тот же период. Он показывает, сколько раз товарная масса обращалась в течение данного периода.
Формула скорости товарооборота имеет следующий вид:
С= Т/Об ,
ТЗ

Где С – скорость товарного обращения;
Т/Об – объем товарооборота за анализируемый период (руб.);
ТЗ – средние товарные запасы за тот же период.
На основании этой формулы рассчитаны показатели скорости обращения по данным таблиц по группам товаров:

С1= 215,9 = 359,8 (раза)
0,6

И т. д. По другим группам.
Полученный результат свидетельствует о том, что было обновить и реализовать средний запас товаров по хлебобулочным товарам, чтобы получить сумму товарооборота в 215,9 тыс. рублей.
Средняя скорость товарного обращения (по всем товарным группам) исчисляется по формуле:
С= ?Т/Об = 350,6 = 57,5 (раза за 1997 год)
?ТЗ 6,1

Период в течение, которого товары находятся в сфере обращения и представляют собой время товарного обращения.
Время товарного обращения рассчитывается по формуле:
В=ТЗ : Т/Об = ТЗ*Т ,
Т Т/Об

Где В – время товарного обращения в днях;
Т – число дней в данном периоде.
Товарооборачиваемость в днях по хлебобулочным товарам за 1997 год составляет:
В1=ТЗ1: Т/Об1 = ТЗ1*Т = 0,6*360 =1 (день)
Т Т/Об1 215,9

Среднее время товарного обращения (по всем товарным группа) исчисляется по формуле:
В= ? ТЗ*Т = 6,1*360 =6,3 (дня)
? Т/Об 350,6

Между двумя показателями товарооборачиваемости имеется обратная зависимость. Если растет скорость товарооборота, то время обращения снижается, и, наоборот, если сокращается количество оборотов, то продолжительность одного оборота растет.
Сопоставляя формулы расчета скорости и времени товарного обращения, легко установить, что произведения этих показателей равно числу дней изучаемого периода, т.е.
С*В= Т/Об * ТЗ*Т =Т
ТЗ Т/Об

Отсюда время обращения товаров в днях и скорость обращения в количестве оборотов можно определить отношениями:

В= Т ; С= Т
С В

Также важным относительным показателем, применяемом при анализе является, уровень товарных запасов, который измеряется в днях товарооборота по следующей формуле:
Ут.з.= ТЗ , или
Т/ОБ одн

Ут.з.= ТЗ*Д
Т/ОБ

Где Ут.з. – уровень товарных запасов в днях товарооборота;
ТЗ – товарный запас на конец анализируемого периода (руб.);
Т/Ободн – однодневный товарооборот за анализируемый период (руб.);
Т/Об – объем товарооборота за анализируемый период (руб.);
Т – количество дней в анализируемом периоде.
Уровень товарных запасов за 1997 год:
Ут.з.= 3,7*360 =3,8 (дня),
350,6

Где ТЗ=3,7 (тыс. руб.) – товарный запас на 1.1.98г., Т=360 дней, Т/Об=350,6 (тыс. руб.) – товарооборот за год.
Уровень товарных запасов за 1998год:
Ут.з.= 4,1*360 =3,8 (дня),
383,9

Где ТЗ=4,1 (тыс. руб.) – товарный запас на 1.1.99г., Т=360 дней, Т/Об=383,9 (тыс. руб.) – товарооборот за год.
Уровень товарных запасов характеризует обеспеченность торгового предприятия запасами на определенную дату и показывает, на какое число дней торговли (при сложившемся товарообороте) хватает этого запаса.
Если быть более точным, то
Ут.з. (1997 г.) ? 3,79 (дня),
Ут.з. (1998 г.) ? 3,84 (дня).
Значит Ут.з. (1998 г.)>Ут.з. (1997 г.) на 0,6 (дня), т.е. разность незначительна.
Следовательно, товарооборачиваемость в 1998 году и Товарооборачиваемость в 1997 году примерно одинаковы.
Скорость товарного обращения в 1997 году при товарообороте за год 350,6 (тыс. руб.) 57,7 (раза), время товарного обращения 6,3 (дня).
Скорость товарного обращения в 1998 году при товарообороте за год 383,9 (тыс. руб.) 66,2 (раза), время товарного обращения 5,4 (дня).
В 1998 году увеличен товарооборот на 383,9-350,6=33,3 (тыс. руб.), скорость товарного обращения увеличилась на 66,2-57,5=8,7 (раз), а время товарного обращения уменьшилось на 6,3-5,4=0,9 (дня).
Значит в 1998 году время с момента поступления товаров до момента их реализации, иными словами, период времени, за который полностью обновился товарный запас уменьшился на 0,9 дня, и на 8,7 раза больше осуществлялась закупка.
Таблица3.
№ Товарооборот за 1997, тыс. руб. Структура товарооборота за 1997, % Товарооборот за 1998, тыс. руб. Структура товарооборота за 1998, %
1 Хлебобулочные товары 215,9 62 244,5 64
2 Кондитерские товары 21,6 61 24,3 62
3 Бакалейные товары 46,8 13,1 53,1 13,6
4 Молочные и жировые товары 21,6 6,1 24,1 6,3
5 Мясные товары 7,2 2,2 8,3 2,2
6 Безалкогольные напитки 15,7 4,5 17,3 4,5
7 Алкогольные напитки 11,0 3 - -
8 Консервы 10,8 3 12,3 3,2
Итого 350,6 100 383,9 100

Средние товарные запасы в 1997 году при товарообороте за год 350,6 (тыс. руб.) составили 6,1 (тыс. руб.), а в 1998 году при товарообороте за год 383,8 (тыс. руб.) – 5,8 (тыс. руб.), т.е. при увеличении товарооборота на 32,5 (тыс. руб.), средние товарные запасы уменьшились на 0,3 (тыс. руб.)
Классификация запасов по товарным группам позволяет охарактеризовать их состав, служит основой для анализа степени обеспечения ими товарооборота.
Из продовольственных товаров магазина «Находка» выделены товарные группы: хлебобулочные товары, кондитерские товары, бакалейные товары, молочные и жировые товары, мясные товары, безалкогольные товары, алкогольные товары, консервы мясные, рыбные, овощные. Почти все товары предназначены для нужд текущей реализации в ближайшем периоде, они постоянно обновляются регулярно, пополняются и расходуются.
По данным из табоилы3 реализация хлебобулочных товаров в 1997 году составила 62% от среднегодового товарооборота, в 1998 году – 64%.
Скорость товарного обращения средних товарных запасов хлебобулочных товаров в 1997 году 359,8 раза, а в 1998 году 349,3 раза, время товарного обращения по данной группе товаров в 1997 году 1 день, в 1998 году 1 день, т.е. можно сделать вывод, что каждый день обновляется товарный запас хлебобулочными изделиями, осуществляется ежедневный завоз хлеба, сроки хранения соблюдены.
Реализация кондитерских товаров составила 6,1% от годового товарооборота за 1997 год и за 1998 год, в1998 году на 0,1% больше (увеличение незначительное).
Скорость товарного обращения средних товарных запасов кондитерских товаров в 1997 году 24 раза, в 1998 году 24,3 раза, время товарного обращения этой группы товаров в 1997 году 15 дней, в 1998 году 14,8 дней. На основании этих данных кондитерские товары закупаются примерно 2 раза в месяц и реализуются в течение 15 дней. Кондитерские товары закупаются незначительными партиями, средние товарные запасы по данной группе товаров составляет 0,9 тыс. рублей. По остаткам товаров можно сделать вывод, что их большая реализация за третий и четвертый квартал, поэтому товарные запасы на 1.7, 1.10 в среднем больше, чем на 1.1, 1,4.
Товарооборот бакалейных товаров за 1997 год составил 46,8 тыс. руб. – 13,1% от годового товарооборота, за 1998 год 53,1 тыс. руб. – 13,6% от годового товарооборота.
По скорости товарного обращения средних товарных запасов бакалейных товаров за 1997 год и 1998 год, 24,6 раза и 26,1 раза соответственно заметно, что товары этой товарной группы закупаются примерно 2 раза в месяц при данном товарообороте.
Время товарного обращения среднего запаса товара бакалейных товаров за 1997 год 14,6 дня. За 1998 год 13,6 дня, следовательно, за 1998 год средние товарные запасы обновлялись быстрее, чем в 1997 году.
Также по данным товарных запасов можно сделать вывод, что большая закупка бакалейной группы товаров осуществляется зимой, весной и осенью, т.к. в это время на эти товары выше спрос.
Товарооборот молочных и жировых товаров в разрезе товарных групп составили в 1997 году 6,1% от общего товарооборота за год, а в 1998 году 6,3% от общего товарооборота за год.
Скорость товарного обращения среднего товарооборота данной группы товаров в 1997 году составила 36 раз, а в 1998 году 34,4 раза, значит примерно 3 раза в месяц закупаются товары товарной группы молочные и жировые товары. Время товарного обращения данной группы товаров приблизительно 10 дней. Отсюда следует, что товарный запас молочных и жировых товаров обновляется за 10 дней. Исходя из того, что эти товары фасованные (в основном фасовка герметическая под давлением), и их срок хранения, например, йогурта – 3 месяца, масло сливочное фасованное – 10 дней, сыр – 7 суток, масса творожная фасованная – 15 суток, почти все товары этой группы реализуются.
Мясные товары (колбасы варено-копченые, колбасы вареные, сосиски, сардельки, колбасы полукопченые, мясо копчено-запеченное, карбонаты), товарооборот которых составил 7,2 тыс. руб. в 1997 году, 8,3 тыс. руб. в 1998 году, реализуется плохо.
По скорости товарного обращения средних товарных запасов мясных товаров в 1997году, 1998 году можно сделать вывод, что товары завозятся примерно два раза в месяц. Время товарного обращения в 1997 году составила 15 дней, в 1998 году 13 дней, хотя в 1998 году время товарного обращения средних товарных запасов уменьшилось на 2 дня, все равно происходит залеживание товара, товар теряет свой вид, качество, вес, а оставшийся приходит в негодность.
Почему это происходит? Все зависит от качества товара, цены товара, покупательской способности. Цены на мясные товары в магазине «Находка» приемлемые, просто рядом находится очень много торговых точек торгующих мясными продуктами, поэтому лучше ассортимент мясных товаров сократить, оставив те наименования, у которых дольше срок хранения (колбасы сырокопченые, мясо копчено-запеченное, карбонаты и др.), а может эту товарную группу вообще исключить.
Товарооборот безалкогольных напитков в 1997 году составил 4,5% от общего товарооборота, в 1998 году также 4,5%. Только в 1998 году было реализовано на 1,6 тыс. руб. больше.
В 1997 году в месяц безалкогольные напитки закупались примерно 4 раза, а в 1998 году примерно 3,6 раза. Это означает, что сумма закупки была больше, чем в 1997 году.
По времени товарного обращения средних товарных запасов можно сделать вывод, что закупка товаров осуществлялась примерно через 8 дней.
Реализация безалкогольных напитков в магазине не плохая, единственное, чтобы она была еще больше, надо увеличить ассортимент, товары этой группы выдерживают сроки хранения. Создать условия для охлаждения напитков на летний период.
Товарооборот алкогольных напитков в 1997 году составил 11 тыс. руб., т.е. 3% от общего товарооборота. Так как срок действия лицензии на торговлю спиртными напитками закончился в 1997 году, в таблице 2 эта товарная группа отсутствует.
Реализация алкогольных напитков проходила очень медленно, т.к. цены на этот товар были завышены. Рядом с магазином насчитывается где-то пять торговых точек, торгующих алкогольными напитками и цены наиболее приемлемые.
Консервы (рыбные, мясные, овощные, фарш куриный (стеклобанка) и др.) были реализованы в 1997 году на 10,8 тыс. руб., что составило 3% от общего товарооборота, в 1998 году на 12,3 тыс. руб., что составило 3,2% от общего товарооборота. Закупка этих товаров происходит примерно 1,5 раза в месяц. Время, в течение которого реализуются товарные запасы 20 дней. Срок хранения консервов свыше двух лет.
В 1997 году товарооборот по всем товарным группам составил в среднем 1 тыс. рублей.
По хлебобулочным товарам товарооборот за день составил 0,6 тыс. руб., по кондитерским товарам – 0,06 тыс. руб., по бакалейным товарам - 0,13 тыс. руб., по молочным и жировым товарам – 0,06 тыс. руб., по мясным товарам – 0,02 тыс. руб., по безалкогольным товарам – 0,02 тыс. руб., по алкогольным товарам – 0,03 тыс. туб., консервы – 0,03 тыс. руб. Значит в магазине «Находка» реализация хлебобулочных изделий составляет большую часть выручки, реализация товаров других товарных групп очень мала. Дело в том, что поступления хлеба происходит каждый день, хлеб привозят горячим, качество хлебобулочных изделий очень хорошее. Поэтому, несмотря на множество торговых точек, торгующих хлебобулочными изделиями (их примерно 6), покупатели предпочитают приобретать хлебобулочные изделия именно в «Находке». Единственное, для увеличения товарооборота по хлебобулочным товарам, надо увеличить ассортимент.
В 1998 году товарооборот по всем товарным группам за день составил в среднем 1,1 тыс. руб.
По хлебобулочным товарам товарооборот за день составил 0,7 тыс. руб., по кондитерским товарам – 0,07 тыс. руб., по бакалейным товарам – 0,15 тыс. руб., по молочным и жировым товарам – 0,7 тыс. руб., по мясным товарам – 0,02 тыс. руб., по безалкогольным напиткам – 0,05 тыс. руб., консервы – 0,03 тыс. руб. В 1998 году происходит незначительное увеличение реализации товаров по всем товарным группам, за счет этого увеличивается товарооборот, несмотря на то, что группа товаров алкогольных напитков вообще отсутствует.
Отдел хлебобулочные товары занимает 1/3 часть всей площади торгового зала. Поэтому лучше как можно шире увеличить ассортимент хлебобулочных товаров, а товарные группы: мясные товары, молочные и жировые товары, консервы, безалкогольные напитки исключить из товарного обращения. Так как для реализации этого товара задействованы две холодильные витрины, холодильный шкаф, весы. Все это требует затрат по их содержанию: на ремонт, на стандартизацию, на электроэнергию и т.д.
Учитывая то, что выручка от их реализации очень мала мое предложение по совершенствованию торговой деятельности предприятия: оставить в товарном обращении товарные группы: хлебобулочные товары, а остальную площадь магазина сдать в аренду с целью получения дополнительных средств для осуществления своей Уставной деятельности.

Заключение.
Главная цель предприятия заключается в получении доходов от торгово-закупочной деятельности, направленных на решение социально-экономических интересов трудового коллектива, а также на оказание материальной помощи инвалидам и другие благотворительные акции.
Малое торговое предприятие «Находка» убыточное на 1 января 1999 года его убыток составил 9000 рублей, поэтому в последнее время выделять денежные средства на оказание материальной помощи инвалидам предприятие не в состоянии.
Доход предприятия – сумма торговой наценки, относящийся к реализованным товарам.
Торговую наценку на поступившие товары устанавливает заведующий магазином с бухгалтером.
Документальное оформление поступления, реализации товаров, учет товарных запасов; отражение операций по поступлению, реализации товаров в БУ МТП «Находка» ведется достаточно полно, в соответствии с нормами и правилами бухгалтерского учета.
При анализе товарных запасов МТП «Находка» за 1997 1998 годы видим, что в 1998 году увеличен товарооборот на 33,3 (тыс. руб.); скорость товарного обращения увеличилась на 8,7 (раза), а время товарного обращения уменьшилось на 0,9 (дня), т.е. время с момента поступления товаров до момента их реализации, иными словами, период времени, за который полностью обновился товарный запас уменьшился на 0,9 (дня) и на 8,7 (раза) больше осуществлялась закупка.
В 1998 году по сравнению с 1997 годом при увеличении товарооборота на 33,3 (тыс. руб.) средние товарные запасы уменьшились на 0,3 (тыс. руб.) (незначительно).
При анализе структуры товарооборота (таблица 3) товарооборачиваемость за 1997 год и за 1998 год примерно одинакова, значит, предприятие работает стабильно, у него достаточный размер товарных запасов, обеспечивающий нормальный процесс товарного обращения.
При анализе товарооборота за день по товарным группам из 1,1 тыс. руб. выручки за день по всем товарным группам сумма от реализации за день хлебобулочных товаров в 1998 г. составила 0,7 тыс. руб., кондитерских товаров 0,15 тыс. рыб., по молочным и жировым товарам – 0,07 тыс. руб., по мясным товарам – 0,02 тыс. руб., по безалкогольным напиткам – 0,05 тыс. руб., консервы – 0,03 тыс. руб.
Отдел хлебобулочные товары занимает 1/3 часть всей площади торгового зала. Поэтому лучше как можно шире увеличить ассортимент хлебобулочных товаров, а товарные группы: мясные товары, молочные и жировые товары, консервы, безалкогольные напитки исключить из товарного обращения. Так как для реализации этого товара задействованы две холодильные витрины, холодильный шкаф, весы. Все это требует затрат по их содержанию: на ремонт, на стандартизацию, на электроэнергию и т.д.
Учитывая то, что выручка от их реализации очень мала мое предложение по совершенствованию торговой деятельности предприятия: оставить в товарном обращении товарные группы: хлебобулочные товары, кондитерские товары, бакалейные товары, сконцентрировать свою торговую деятельность на реализации хлебобулочных товаров, как можно шире увеличить их ассортимент. Остальную площадь магазина сдать в аренду с целью получения дополнительных средств для осуществления своей Уставной деятельности.

Список использованной литературы.
1. Наговицина Л. П. «Как управлять товарными запасами». – М.: Экономика, 1989. – 111с.
2. Абатуров А. И. «Резервы снижения издержек обращения в розничной торговли». – М.: Экономика, 1980. – 72с.
3. Астафурова Л. А. «Учет и отчетность в магазине». – М.: Экономика, 1990. – 174с.
4. Белинский Е. С. Фесенко Н. М. «Материальная ответственность работников торговли». – М.: Экономика, 1989. – 93с.
5. Белоусов М. С. «Бухгалтерский учет в торговле». – М.: Экономика, 1981. – 463с.
6. Беллявский И. К. «Статистика торговли». – М.: Финансы и статистика, 1983. – 351 с.
7. Бизюк В. И. . «Торгово-техническое оборудование». – М.: Экономика, 1990. – 190с.
8. Байков В. П. «Решения экономии в торговли». – М.: Экономика, 1986. – 94с.
9. Бразовский Д. И. «Основы товароведения». – М.: Экономика, 1983. – 352с.
10. Глазунова В. В. «Торговая реклама». – М.: Экономика, 1982. – 176с.
11. Голубов В. И. «Основы организации бухгалтерского учета и АСУ в торговле». – М.: Экономика, 1981. – 88с.
12. Данько Т. П., Окрут З. М., Скомарцев Н. З. «Управление торговлей». – М.: Экономика, 1985. – 248с.
13. Зернов Л. С., Зуев М. П., Смирнов В. И. «Основы бухгалтерского учета в торговле». – М.: Экономика, 1987. – 263с.
14. Кардашиди И. П. «Развитие материально-технической базы торговли». – М.: Экономика, 1980, – 64с.
15. Киракозова Н.Ш. «Справочник продавца продовольственных товаров». – М.: Высшая школа, 1983.-256 с.
16. Кольцова И.Н. «Покупателям о правилах торговли». – М.: Экономика, 1990. – 175 с.
17. Кучевская М.В. «Советы психолога продавцу». – М.: Экономика, - 1990. – 127 с.
18. Лихтиншаин А.А. «Организация торговли города». - М: Экономика, - 1983. – 136 с.
19. Мордасова Л.А. «Трудовые ресурсы в торговле». - М.: Экономика, - 1985. – 128 с.
20. Куник Я.А., Язев В.А., Ордынский С.Д. «Поставка товаров народного потребления». - М.: Экономика, - 1987. – 272 с.
21. Саянко О.П., Щевяков Ю.Е. «Культура потребления». – М.: Московский рабочий, 1986. – 142 с.
22. Самсин А.И., Плотов М.Б., Кашелева И.И. «Эстетика в торговле». - М.: Экономика, - 1984. – 168 с.
23. Гончаров И.А., Горин М.А., Лабезник Е.Д. «Сборник задач по организации и технике торговли». - М: Экономика, - 1983. – 160 с.
24. Сребнник Б.Б. «Экономика торговли». - М.: Экономика, - 1983. – 256 с.
25. Столмов Л.Ф. «Рынковедение». - М.: Экономика, - 1983. – 232 с.
26. Тихоновский В.Г. «Гастрономические товары (товароведение) ». - М.: Высшая школа, - 1984. – 192 с.
27. Тихоновский В.Г. «торговая реклама и основы декорирования». - М.: Высшая школа, - 1987. – 159 с.
28. Харламов А.И, Ионсен И.А., Сщинцев И.А «Бухгалтерский учет в торговле». - М.: Экономика, - 1987. – 223 с.
29. Бухтарева Э.Ф. «Товароведение пищевых жиров, молока и молочных продуктов». - М.: Экономика, - 1985. – 296 с.
30. Гончарова В.Н., Голощапова Е.Я. «Товароведение пищевых продуктов». - М: Экономика, - 1985. – 256 с.
31. Киракозова Н.Ш., Каткова Г.Ф. «Справочник продавца продовольственных товаров». - М.: Высшая школа, - 1991. – 352 с.
32. Пособие для продавца: Учебное пособие для учащихся для проф.-тех. учеб.заведений. - М: Экономика, - 1987. – 303 с.
33. Прохорова Н.Г., Никифорова Н.С., Новикова А.Н. «Продовольственные товары (товароведение) ». - М: Экономика, - 1985. – 272 с.
34. Снегирева А.И. «Контроль качества молочных товаров в торговле». - М: Экономика, - 1983. – 64 с.
35. Дадашев А.З., Черник Д.Г. «Финансовая система в России»: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 1997. – 248 с.
36. Бусыгин А.В. «Предпринимательство»: Учебник для вузов. – М.:Инфра-м, 1998. – 608 с.
37. Сафонов М.И. «Правила торговли». - М: Инфра-М, - 1988. – 224 с.
38. Дисон Ф. Литл.первод Смирновой М.П «Чего ися хотят ваши потребители. Надежный способ это выяснить». – Ростов-на-Дону: Феникс, - 1997. – 400 с.
39. Торговое дело: экономика и организация: Учебник/ под общ.ред.проф. Л.А. Брагина и проф. Т.П. Данько. – М.: Инфра-М, 1997. – 256 с.
40. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др., под.ред.пров. ЛА Драбозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. – 479 с.
41. Учет в торговле – 3-е изд. – М: Инфра –М, 1997. – 224 с.
42. Бухгалтерский учет в нормативных документах. Книга 3-я. – М.: «Ось-89», 1995. – 224 с.
43. Рынок. Бизнес. Коммерция. Экономика. Толковый терминологический словарь / сост. В.А. Калашников., под.общ.ред. Л.П. Дашкова. – М.: Иформационновнедренческий центр «Маркетинг», 1994. – 219 с.
44. Основы экономической теории. Учебное пособие /под ред. Комаева В.Д. – М.: изд-во МГТУ им. Баумана, 1996. – 284 с.
45. Бухгалтерский учет. Задачи и вопросы: Учебное пособие / З.Д. Бабаева, В.А. Терехова, И.М. Рендухов и др. – М.: Финансы и статистика, 1994. – 208 с.
46. Новый план счетов бухгалтерского учета. - М.:Инфра-М, 1994. – 176 с.
47. Проскуров А.М. «Бухгалтерский учет на малых предприятиях» – Вологда: АНМН; М.: Зенит, 1992. – 224 с.
48. Бухгалтерский учет: Учебник / П.Н. Новеченко, Т.Н. Шеина, Ф.П. Васин и др.; под.ред. П.П. Новеченко. – М.: Финансы и статистика, 1990 – 464 с.
49. Козлова Е.П., Парашютин Н.В., Бабченко Т.Н. и др. «Бухгалтерский учет» – М.: Финансы и статистика, 1994. – 464 с.
50. Барышников М.П. «Организация и методика проведения общего аудита». - М: Информационноиздательский дом «Филинъ», - 1998. – 528 с.



47